Сосредоточенная стрельба
кораблей по береговой цели

Уничтожить береговую цель с корабля
нелегко, особенно, если она не наблю-
дается. Вся трудность заключается в ор-
танизации корректировки. Так как ко-
раблю обычно приходится выполнять за-
дазу на большом улаленни от линии
фронта, то аспользовать береговых на-
блюдателей очень трудно. Организация
и проведение корректировки осложняют“
ся тем, что корабли действуют против
берега преимущественно ночью.

Точность стрельбы зависит от точно-
сти выхода на огневую позицию, & yor
пешность пристрелки — от организации
‘наблюдения за целью и за стрельбой. Ha-
до считать, что в ночных условиях кор-
ректировку может обеспечить самолет.
Чтобы летчик видел цель, ев необходимо

освещаль САБ’ами или другими  ерел-
ствами,
Помимо корректировки огня, необхо-

димо предусмотреть точку наводки ав
на берегу, так ‘и специально выставлеЕ-
ную на воде на тот случай, если береговая
точка наводки веледствие различных
причин будет невидна, Ночью ее следует
освещать наряду © целью,

После пристрелки одним--двумя ору-
диями переходят на поражение всей
мощью артиллерии кораблей, участвую-
щих в операции. Сосредоточение огня
требует продуманной организации: дуч-.
ше всего вести его с кораблей, вооружен”
ных олнокалиберной артиллерией. Это
дает возможность использовать пристре-
лянные ланные без особых поправок на
баллистику. Ho не исключена  возмож-
ность участия кораблей с разнокалибер-
ной артиллерией. В этом случае при
стрелянные данные необходимо  испра’
вить для каждого калибра поправками
на баллистику. -

Отряду кораблей было приказано уни“.
чтожить немецкую береговую батарею,
которая мешала наступлению нашей
стрелковой части. ‘Командир отряда при”
нял решение произвести  сосредоточен-
ный обстрел. Был назначен артиллериет,
который должен был управлять  совме-
стным огнем.

Перед операцией артиллериет и кора
бельный штурман выбрали огневую пози-
цию и сделали предварительные расчеты.
Провели специальное учение с участием
кораблей и корректировочного поста,
Этот пост заранее высадили н^ берег и
при подходе к позиции уетановили с них
радиосвязь.

` Управляющий огнем находилея на го-
ловном корабле. Он с помошью корревтн-
ровщиков уточнил исходные данные и
передал их по радио на второй мателот.
Его артиллериет исправил их поправкой
па место в строю и установил на прибо-
ры управления огнем.

Пристрелка проводилась ¢ головного
корабля. Наблюдаемые отклонения с кор-
ректировочного поста принимали 06& во-
рабля.

По окончании пристрелки на второй
малелот были сообщены пристрелянные
данные. Они с соответствующими ис-
правлениями были выполнены на прибо-
рах управления огнем.

Для проверки точности ‘ поправок
было дано по два проверочных зал-
на. После этого артиллерист перешел
на поражение беглым огнем с установ”
ленным ‘интервалом по времени. В про-
цессе поражения корректирозочный пост
сообщал результаты падения снарядов.

Отличные водители автомашин

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 11 января.
(Спец. корр. ТАСС). На-днях группе луч-
ших водителей автомашин вручены Ha-
грудные значки «Отличный шофер».

В Н-ской части награждено 50 втофе-
ров. Ефрейтор Варламов на машине
«3ИС-5» проделал без капитального ре-
монта свыше 85.000 километров, сэконо-
мил 734 килограмма горючего. Прасно-
армеец Вондрашов работает на одной ма-
ине с начала отечественной войны. Свы-

В кают-компании собрались все офи-
церы корабля, Капитан 3-го ранга зачи-
тал приказ, в котором говорилось, что
командир артиллерийской боевой части
лейтенант Фролов отетраняется от долж-
ности и назначается на менее ответствен-
ную работу. Это известие взволновало
присутствующих, a сам Фролов сидел
смущенный, He решаясь взглянуть В
глаза товарищам. Так и ушез он в 6вою
каюту с опущенным взором, не проронив
‘ни слова.

..Вомеомолец Борие Фролов пришел
в военно-морское училище задолго до
войны. Он имел уже солидное общее раз-
витие — за плечами было несколько лет
учебы на физико-математическом фа-
культете Назанекого университета. Вна-
чале Фролов учился с холодком, не чув-

ствуя большого тяготения R BOSHHO-
морской службе. — После нескольких
«крупных разговоров» с начальником

училища он нонял ошибочность eBoero
отношения к учебе и начал перестраи-
Barbed, более внимательно относиться K

занятиям, в накоплению знаний. Из
училища Фролов вышел возмужавшим,
более трезво смотрящим на жизнь, по-

другому оценивающим свое отношение к
флоту.
Тепло и радушно вотретила молодого
офицера флотская семья. Здесь, На се-.
верном театре, уже шли бои с немцами,
когда лейтенант Фролов впервые вступил
на палубу корабля. Правда, это был
корабль малого водоизмещеняя, ‘© не-
большим экипажем, выполняющий траль-
ные работы. Молодому офицеру доверили
командование двумя боевыми Застямг —
артиллерийской и минной.

Постепенно он начал вникать в много-
гранную корабельную жизнь. Тральщик
участвовал во многих походах, и Фролов
имел полную возможность закрепить зна-
ния, полученные в стенах училища, Ha

шибки лейтенанта Фролова

Благодаря хорошей подготовке и 00-
средоточенному огню задача была реше-
на успешно и в короткий срок. Прямым
попаданием батарея противника на даи-
тельное время была выведена из строя.
Стрелковая часть сумела без потерь 8a-
нять указанный ей район.

Олин из аэродромов на побережье
противник использовал. для базирования
истребительной авиации. Она прикрывала
конвои на прифронтовых коммуникацилх.

„Было принято решение нанести артил-
лерийский удар по вражескому аэродро-
му, уничтожить его сооружения и само-
леты. Выполнение задачи было поручено
двум кораблям. Командир отряда решил
навести’ сосредоточенный  артиллерий-
ский удар. ee

Для корректировки был использован
самолет.

На огневой позиции головной корабль
установил радиосвязь с корректировщи-
ком и начал пристрелку. Пеленги при:
цел были переданы Ha второй мателот.
Внеся поправку, он по сигналу с голов-
ного корабля открыл огонь на пораже-
ние. В это время корректировщик ненре-
рывно сообщал места падения снарядов...

В результате обстрела на аэродроме
наблюдались три больших взрыва и не-
сколько очагов пожара.

Во время стрельбы кораблей против-
ник вынускал осветительные снаряды, _
чтобы ослепить наших артиллеристов и
осветить пель. Однако ему не удалось по-
мешать обстрелу берега.

Кав видно из приведенных примеров,
обстрел береговых целей  сосредоточен-
ным огнем нескольких кораблей не так
прост.

Если стреляют корабли, находящиеся
на якоре, то решение задачи намного
‚упрощается. Но не всегда это возмож-
но. Надо ечитаться с тем, что против-
ник всячески будет стараться использо-
вать имеющиеся в его распоряжении
средства, чтобы не даль кораблям вести
обстрел в спокойных условиях. В тому
же ему легче поразить. неподвижные
цели.

Если корабли действуют на ходу,
для успеха нужна хорошо
организация.

Для кораблей, имеющих центральную
наводку, очень важно после установки
данных включить схему приборов управ-
ления стрельбой одновременно, Hear
этого не сделать, стрельба будет  мало-
эффективной. :

Как правило, береговые цели необхо-
димо обстреливать несколькими кораб-
лями, лучше всего попарно. В этом елу-
чае можно гибко управлять ими и с03-
дать достаточную плотность огня при
поражении. (

Корабли с приборами центральной на-
водки могут маневрировать свободно, а

остальные — в зависимоети от обста-
новки.

Для успеха сосредоточенных  етрельб
необходимо тщательно отрабатывать их
в процессе боевой подготовки и особенно
перед выходом в операцию. Раз спарен-
ные корабли надо стремиться не разде-
лять. Это дает возможность повысить
эффективность огня.

то
отработанная

Капитан-лейтенант
Д, СОЛОВЬЕВ.

ше 2 лет на его грузовике не менялея мо-
тор. Норму перевозок он систематически
выполняет на 180—200 процентов.

Красноармеец Гращенков с начала вой-
ны работает на газогенераторной машине
и ни разу за все это время не ставил ee
на капитальный ремонт. Текущий и сред-
ний ремонт Гращенков производит \ сам.
План грузоперевозок он выполняет на
120 процентов. ;

практической самостоятельной работе.
Вскоре он как-то особенно остро 0603-
нал ‘олова, сказанные однажды началь-
ником училища. Опытный пожилой мо-
ряк внушительно рассказывал ему тогда
о том, что училище — лишь ступень в
формировании полноценного боевого
офицера, что теоретические знания нуж-
но еще оплодотворить военной практи-
кой, навыки, полученные вв время уче-
бы, нужно закалить и развить в огне
сражений.

`Фролов изучал вверенную ему технику,
приобретал опыт работы в личным соета-
вом, училел командовать. Прошло не-
сколько месяцев. Однажды его вызвал к
себе командир соединения:

— Вы назначены на СКУЕС. На под-
готовку в отезду вам дается восемь часов.

И вот лейтенант Фролов вновь на уче-
бе. Быстро пролетел подложенный срок
обучения на теоретическом курее, нача:
лось практическое плавание на капонер-
ской лодке. Учился лейтенант Фролов не
плохо,

За небольшой промежуток времени, ко-
-торый Фролов провел на СКУЕС”е, в нем
произошли большие внутренние измене-
ния. Он начал считать, что твердо стоит
на ногах, возомнил себя опытным, уже
очень много познавшим офицером. Это
переросло в чрезмерную уверенность в
своих силах. :

Когда перед Фроловым поставили воп-
р0е, ны каких кораблях он хочет пла-
вать, лейтенант, не задумываясь, ответил:

— Аонечно, на миноносцах. — И про
себя подумал: «Не итти же мне снова на
тральщик».

Желание офицера было удовлетворено.

Первыми его шагами на корабле было
знакометво с командиром. Это был 46-
стоятельный, задушевный, пепринужден-
ный разговор о службе, учебе, о личных
делах, о планах на будущее.

КРАСНЫЙ Ф

‘Черноморские сторожевые катера в дозоре,

ЛОТ

Фото Б. Шейвина,

Подготовка и

эксплоатация

самолетов зимой

‘Эксплоатация самолетов в зимних уе-
ловилх имеет ряд особенностей. При по-
нижении температуры могут застыть ма-
гистрали водяной и масляной систем. В
случае отклонения от правил запуска или

‘нарушения режимов прогрева и опробо-

вания моторов появляются задиры, раз-
рушаютсл детали двигателя. В местах ре-
зиновых уплотнений нередко возникает
течь. Появляются дефекты в гидросис-
теме, затрудняется запуск мотора ит. д.

Нередо из-за неправильного подбора
марки смазки в зависимости от темпера-
туры отказывает стрелковое вооружение.

Четчик в воздухе не должен допускать
переохлаждения двигателя, обязан пра-
Вильно использовать подогрев карбюрато-
ра ит. д. Нередко бывает, что на плани-
ровании мотор глохнет и при повторной
даче газа не заводится. Это, как правило,
происходит потому, что малоопытный
летчик не соблюдает режима полета. В
езультате двигатель переохааждается.
3-за невыполнения элементарных пра-
вил экоплоатации винтов в воздухе иног-
да застывает масло в полости винта, и
пилот после этого не в состоянии. подоб-

рать режим полета по обэротам мотора.

Bee это. ведет к вынужденным посадкам

‚и различным проиешествиям,

холе войны у нас выработались on-

ределенные правила и методы экеплоата-
ции материальной части в зимнее время.
Подготовку нужно вести до наступления
холодов. Неожиданное резкое похолода-
ние не должно приводить к перебоях в
летной службе. Следует заранее отеплить
Все системы самолета в местах возмож

НЫХ замерзавий, заготовить чехлы на

маслобаки, на водяные и масляные ра-
диаторы. Необходимо своевременно заме-

нить смесь в гидросистеме шасси, щит-

Кови гидроуправления жалюзи. изменить

натяжение тросового управления рулей,
элеронов и триммеров. Лучше подготовить
по два ‘комплекта теплых чехлов на каж-
дую машину. В этом случае при темие-

ратуре 25—30 градусов ниже нуля мож-

но сохранять моторы в теплом состоянии

до 6 часов без подогрева и прогрева.
Очень важно He упустать момент но-

холодания. Систему охлаждения двигате-

‘ля вужно сразу перевести на антифриз,

заменить летнюю смазку зимней.

При переводе масляной системы вин-
то-моторной группы на зимнюю работу
лучше всего пользоваться привившимел
в ходе войны способом разжижения мас-
ла бензином. По старым правилам попа-
дание бензина в масло было нежедатель-
но, с этим боролись. В настоящее время

бензин специально доливается в Масло.

и это вполне себя оправдало. В несколько

раз ускоряется подготовка машин, исклю-

НЕЕ ee НР

Когда Фролов подробно рассказал о
себе, капитан 3-го ранга Гончар об’яенил
ему, что собой представляет корабль, на
котором ему предетоит воевать, который
отныне становится родным домом моло-
дого офицера,

Выяснив, что Фролов не знаст мино-
носцев, не плавал на них, командир в
первую ‘очередь порекомендовал ему 03-
накомиться с кораблем.

— Еели вам что-нибудь будет нелено,
запросто обращайтесь ко мне, — сказал
в заключение капитан 3-го ранга Гончар.

Через пару дней лейтенант Фролов
рапортом доложил, что боевую часть при-
нял. Некоторое время его не назначали
па вахту, предоставлая полную возхож-
ность освоиться е новым служебным по-
ложением. Но” вокоре выяснилось, Что
указания командира корабля Фроловым
как следует не выполняются, Он не торо-
пится изучить корабль, глубоко  позна-
KOMUTLCS с подчиненным личным соста-
вом, вместо этого ведет продолжительные
личные беседы в каюте или подолгу за-
сиживается в кают-компании, заводя
беспринцииные споры с товарищами. А
когда прошел срок, вполне достаточный
для изучения корабля, оказалось, что он
не знает командных пунктов, боевых ме-
ханизмов,

Плохо, небрежно правил лейтенант
Фролов вахтенную службу. не выполнял
з.ементарных требований, не следил за
чистотой корабля.

Инертность молодого офицера, встаст-
венно, вызывала недовольство команди-
ра. Капитан 3-го ранга нервничал, 1по-
рой резко отчитывая подчиненного.
А Фролов неправильно реагироват на
указания командира.

Вначале лейтенант был назначен дуб-
лером вахтенногю командира. Однажды в
течение четырехчасовой вахты кораблю
пришлось много маневрировать. На вах-
те стоял опытный офицер. В такой обета-
новке только учись, перенимай опыт, Но
Фролов не использовал предоставлявшей“

чаются случаи разрыва хаслорадиаторов
и задиры поршневой группы двигателя
нри запуске. ;

Серьёзного внимания заслуживают по-
догревалельные средства для моторов.
Правильное и полное использование лами
А даёт возможность держать дви-
гатель постоянно в состоянии готовности,
без излишнего расхода моторного pecyp-
са и топлива.

Исходя из опыта прошлого года, на
нашем флоте отказались от одно-
блочного подогрева двигателей  водя-

ного охлаждения и перешли к общему
подогреву мотора. С этой целью в авиа-
частях изготовлен ряд специальных
приспособлений. С их помощью двигате-
ли водяного охлаждения  подогреваются
по такому же принципу, как и двигатели
воздушного охлаждения.

Особо следует остановиться на восста-
новлении материальной части зимой в по-
левых условиях. У нас для этой це-
IH подготовлен ряд специальных
устройств. В частности, созданы разбор-
ные тепляки, С их помощью можно
ремонтировать деревянные части само-
лёта, для которых нужна температура
15—20 градусав выше нуля. Иначе ма-
шину нужно было бы разбирать и пере-
возить в стационарные мастерскче, и
следовательно, удлинить ремонт.

>На всех ‘аэродромах оборудованы
рейфуги для одного-двух самолётов, Спе-
циальные подогревательные приспособле-
ния поддерживают нужную температуру.
Восстановление мапин по сравнению с
прошлым годом ускорилось в 2—3 раза.

Ночти во всех частях изготовлены ком-

пажтные утепаённые разборные палалки
для замены моторов. Процесе этот сокра-
THICH B два раза. :

Инициаторы этих мероприятий — ин-
женер-капитан Бражкин, гвардии инже-
нер-капитан Ильинский, гвардии инже-
нер-майор Кирпо, старший техник-лейте-
нант Нытов и другие.

Личный состав лучше всего готовить к
зиме на технических конференциях, Лёт-
чики, инженеры и техники, собравлейсь
вместе, с обоюдной пользой обобщают
накопленный опыт, изучают недостатки в
эксплоатации, допущенные прошлой зи:
мой, уточняют, что и как нужно делать.

Перед началом зимней эксплоатации
установлена практика обязалельных экза-
менов. Лётчик или техник, не сдавшие
экзамена, не знающие минимума, необхо-
димого для полёта или обслуживания ма-
териальной части, к работе не допускают-
вл, г.

Инженер-полковник Г. ГУРЕВИЧ,

Действующий флот

SE

ся возможности. Он не вникал в детали,
всем своим видом показывая, что его
самолюбие ущемлено — «учат, мол, уче-
ного». :

Через некоторое время Фролов получил
порвое взыскание за плохое несение вах-
ты. 0б’явив ему строгий выговор, коман-
дир корабля начал наблюдать за ним и
понял, что лейтенант неправильно рез-
гирует на взыскания, не проявляет же-
лания устранить свои недостатки,

Через небольшой промежуток време-
ни Фролов @овершил одно 3a другим
два серьезных нарушения дисциплины.

Недобросовестно, небрежно, неохотно
выполнял он обязанности командира бое-
вой части. Тренпровок с личным соста-
BOM не проводал. По боевым трево-
гам на командный пунет являлся без
таблиц, а когда ему делали замечание,
неизменно отвечал: «Простите, забыл».

Еомандир корабля несколько раз при-
глашал Фролова к себе в салон на обед.
Наряду с общихи вопросами о жизни п
стремлениях молодого офицера, о боевых
традициях корабля, флота, капитан 3-го
ранга незаметно переводил разговбр на
службу и поведение лейтенанта, В боль-
шинетве случаев Фролов не проявлял ин-

тереса к затрагивасуым вопросам, ий
единственное, что от него можно было
услышать, — слово «ест ».

Командир корабля вспоминает такой
случай. Вахтенным офицером был лей-
тенант Фролов. Когда эсминец етановил-
ся на якорь, ветер был вотречный, и на-
до было взять траверзный пеленг для оп-
ределения возможного сноса корабля. Не
знал, что предпринять, лейтенант сиро-
сил, как ему` поступить, и получил ис-
черпывающий ответ, но тем не менее с0-
вершил ошибку, взяв пеленг прямо по
носу. Этот случай был подробно разоб-
ран со всем офицерским составом, и мно-
гие поняли, в чем ошибка Фролова. Но
вот он сам так и но сумел толком уе-
вбить, как ему еледует поступать в ана-
логичных случаях.

12 января 1944 г., № 10 (1577)

В иное иран МООИ ее

°’ Не пренебрегать минной
-. опасностью

З нынешнем  тоду корабли yua-
ствовали в разнообразных боевых 916-
рациях. Наши офицеры a  красно-
флотцы показали мастерство и высо-
кую выучку. Особенно это проявилось
в десантных операциях. Теперь можно
сделать первые выводы, обобщить опыт.

Очень много поработали  штурман>:
Они заблаговременно провели штурман-
ков и гидрографическое обеспечение. В
его основу входили расстановка ориенти-
ров на берегу, траление фарватеров и ог-
раждение их буями и вехами. Виоследот-
вии гидрографические корабли несли
службу просмотра фарватеров и проверки
ограждения, следили за постановкой мин

кораблями и самолётами противника.

Штурманы должны отлично знать 0е-

рег, минную обстановку в данном райо-

не, фарватеры с их ограждением и peko-
мендованные курсы. Перед плаванием в
условиях минной опасности необходимо
тщательно изучить район, сделать пред-
зарительную прокладку, проверить, пра“
вильно ли нанесены ограждения и реко-
мендованные курсы на карту. Надо таке
проверить характер береговых ориенти-
ров, отметить на карте районы, в кото-
рых безопасно можно маневрировать при
встрече с кораблями и самолётами про-
тивника. В свежую погоду усиливают на-
блюдение за водой, так как не исключена

‘возможноеть появления на фарватерах

плавающих мин.
Корабельный устав издания 1943 г.
рекомендует: «Наблюдение за минами при
всех обстоятельствах, в том числе ночью
и днем в тумане, должно являться одной
из ответственных обязанностей органов
управления корабля».
Прошедшие операции требовали от
командиров катеров точно водить кораб-
ли по рекомендованным куреам. Ограж-
дение фарватеров может быть повреждено
штормом, следовательно, для навигацион-
ного определения надо пользовалься бе-
реговыми ориентирами. -
Некоторые командиры катеров пренеб-
регали рекомендованными. курсами, счи-
тая, что OHM отлично знают берег.
Между тем стоило  отклониться на
50—100 метрово в сторону, и ка-
тер мог попасть Ha минное поле.
Например, катер под командованием офи-

цера Рогожина свернул с курса ma 5)
метров И очутился перед минной
банкой. Чишь благодаря _ хорошему
наблюдению корабль успел отвернуть и
благополучно оботиёл банку.

Учитывая, что катер идёт не один, a
ведёт за собой суда с десантом, нужно
итти строго рекомендованными курсами,
Веледствие узости протраленных фарза-
теров следует итти строем кильватера,
соблюдая такой интервал между матело-
тами, чтобы в нужном случае успеть о-
работать машинами ‘назад.

Несколько слов о плавании по створам,
Суда десанта точно держатся на створных
огнях и ни в коем случае не ложатся в
дрейф. Когда, например, пужно зале
жалься лля накопления или подхода or
стающих, корабль с застопоренными мз-
шинами предотаваяет хорошую мишень
для атаки, а тавже относитея ветром и 1е-
чением. В этих случаях лучше pee-
го удерживаться на створных  отнат
под машинами или ходить по ствофу ма-
лыми ходами. При этом ни в коем случае
нельзя описывать излишнюю  циркуля-
цию; надо разворачиваться с помощью
моторов на месте.

То же нужно сказать о катерах охра-
нения. Каждый катер, плавающий в такой
обстановке, выставляет не менее двух наб.
людателей. Их надо хорошо проинетрук-
тировать, отработать доклад о замеченных
минах. Например, один свисток набаю-
хателя означает — мина справа, два сли-
стка — мина слева, три свистка — мина
прямо по носу. Кроме того, доклад лубли-
руется голосом. Это даёт возможность
командиру своевременяо отвернуть и пре-
дупредить идущие за ним суда.

При подходе в берегу противника нуя-
HO обязательно пользоваться вееми сред:
етвами промера для того, чтобы предупре-
дить посадку на мель. Ноля катер сам вы-
саживаёт десант, ни в коем случае нельзя
сотопорить моторы.

Немцы принимали вое меры к тому, ч1о-
бы сорвать переброску наших частей ву
время десантных операций. Ho nm am
им не помогло. Мы во-время разгадывали
их уловки м несли очень малые потери,

Старший лейтенант К, НАУМКИН.
Действующий флот,

БОЕВАЯ ХРОНИКА   _ Судоремопт в десантных

(По страницам флотских газет)

*» Неоднократно Отличался в боях тор-
педный катер старшего лейтенанта Пили-
пенко. Недавно он потопил еще две быст-
роходных десантных баржи противника.

Находясь в дозоре, экипаж своевременно
обнаружил вражеские корабли. Пилипенко
пошел в атаку и навязал немцам бой. С
короткой дистанции экипаж катера открыл
прицельный огонь, Цосле нескольких пря-
мых попаданий на одной барже вспыхнул
пожар и вскоре она затонула. ^

В следующем дозоре сигнальшик катера
снова. обнаружил силуэты кораблей. С само-
го’начала боя Пилипенко взял инициативу
в свои руки. Опять наши моряки потопили
самоходную баржу.

«+ 807 часов провел в боевых полетах
летчик бомбардяровщика «Петляков-2» ка-
питан Алексей Егоров. On, участвуя в
боевых действиях с первых дней войны,
потопил 2 транспорта, 7 камоходных де-
сантных барж, 4 самоходных понтона, 2
сухогрузных баржи, 3 катера и 2 мото-
шхуны. Кроме того, летчик уничтожил зе-
натную батарею, 23 автомашины, 2 танка,
взорвал 21 склад и 5 железнодорожных
вагонов, Капитан Егоров награжден ©рде-
ном Красного Знамени, орденом Красной
Звезды и медалями «За оборону Одессы»
и <За оборону Севастополя».

4» Воздушная разведка обнаружила в
море караван неприятельских судов. Для
нанесеная удара вылетела группа торпело-
носцев, ведомая старшим лейтенантом Ко-
пейкиным. Из-за низкой облачности и до-
жля, сменившегося свегопадом, пришлось
итти Ha высоте 50—100 метров. .

Ведунияй обнаружил врага. Транспорты
и танкер шли в сохранении семи военных
кораблей, прикрываемых самолетами «Гам-
бург-140». Старший лейтенант Копейкин и
его ведомые ношли в атаку. Торпеды бы-
ли сброшены с короткой дистанции, Тан-
кер затонул. Е

Со временем выяснилось, что, несмот-
ря ‘на продолжительное пребывание на
корабле, лейтенант Фрелов из-за неради-
вости не изучил даже вверенных ему
механизмов. В одном из походов коман-
дир корабля приказал опробовать ору:
жие. Одно орудие не произвело выстре-
ia — ослабла пружина противовеса прн-
цельной рамы. Нриходнлось с большими
усилиями вращать маховичек прицела.
Не подумав и не посоветовавшиеь ¢
опытными людьми, Фролов заключил, что
дело в густой смазке. Не желая ударить
лицом в грязь, боясь показать свое
незнание, лейтенант Фролово пошел по
линии наименьшего сопротивления. On
забыл золотое правило: если не знаешь
чего-либо сам, спроси более опытного
товарища.

В результате всех допущенных оши-
бок „лейтенант Фролов был снижен в
должности и назначен командиром бата-
реи на этом же корабле.

„Основная причина снятия лейтенанта

Фролова заключается в том, что он в00б-
разил, будто уже достиг вершин военного
искусства, зазналея. Попав на боевой ко-
рабль, получив в свои руки большую
власть, широкие права, он не сумел пра-
BHAbHO использовать их для повышения
своего уровня, не смог теоретические
знавия использовать на практической
работе. Зазнайствд породило и прене-
брежительное, нерадивов отношение к
службе, а ложный стыд—как бы люди
не поняли, что он малоопытен и не обла-
дает достаточной эрудицией — не позво:
лил ечу обращаться з& помощью в
опытным товарищам,

Такова поучительная история ошибок
молодого офицера, Лейтенант Фролов,
будем надеяться, поймет вред зазнайства
и поидет по правильному пути постоян-
вой учебы и совершенствования своих
знаний. А семья офицеров корабля по-
может ему в этом деле.

Старший лейтенант с. ЛИВШИЦ,

операциях

В десантных операциях на Чёрном у0рз
участвовали малые корабли, В ходе боёв
некоторые из них получали поврежде-
ния, выходили из строл.

Организация суторемонта легла 4A
технический отдел Н-ской базы и судоре-
монтную роту, которой командует инже-
нер-капитан-лейтенант Баришполец. Они
полностью справились с порученным их
делом.

Никакой ремонт, тем более опоратив-
ный, не был бы возможен, если бы тех-
вический отдел не создал мастерской,
оборудованной с таким расчётом, чтобы
выполнять любые работы, включая и з-
тейные. }

Вогда возникла нужда в чутунном п
бронзовом литье, коммуниет  красно-
флотец Щербаков предложил свой со-
с0б. Он взял обычную металлическую
бочку, обложил её огнеупорным хири-
чом, провел дутьё и в силосной бал
организовал литейный цех. Для брон-
зового литья Щербаков сложил печь
своей конструкции и для плавки I>
пользовал корпуса снарядов.

Длл фемонта корпусов и гребной cr
стемы › мотоботов ‘необходимы был
под’ёмные средства. Byxra, из которой
суда ходили в операцию, He имела
нужных устройств: Тогда краснофлотцы
Штепа, Маляр и Лавриненко, mocose-
товавшись, предложили построять про-
стейший. под’ёмник Их идея была
одобрена и реализована. Отпала необхо-
димоеть отводить ‘мотоботы в далёкие
базы. Совершая x0 18 под’ёмов в день,
Штепа, Маляр и Лавриненко полностью
обеспечили ремонт корпусов,

Б ходе одной из операций у нескол-
REX катеров-охотников оказались тяж
лые повреждения в носовой части. Нуж-
HO было менять форштевни и ремонтиро-
вать обшивку. Такого рода работы тре-
буют под’ёма катера на эллинг. 910 за-
няло бы не менее 10—15 суток. Шнже-
нер-лейтенант Пугачев предложил 1про-
стой 610606 замены форштевней и 00-
шивки катеров. Использовав имевигийсл
в бухте базы самолётный спуск, ок при-
способил его к ремонту катеров. Под ру-
ководством офицера Пугачева  красно-
флотцы Малыгин и Лавриненко заменяли
Pr pHErea hE в течение 12—15 часов.

процессе работ удалось Tamme уско-
рить заделку пробоин в деревянных к9]-
пусах и с’ёмку гребных винтов.

Всех специалистов технического отде-
Ja распределили по соединениям кораб-
лей. В моменту возвращения кораблей
в базу из боевого похода все специалис-
ты были уже на. пристанях,

Пра подходе катеров к пристанах
представители технического отдела и-
матривали катера. Они определяли oft
работ, тут же составляли заказы мастер-
ской и давали задание ремонтных брага-
дам, находившимея в их распоражении.
Ремонт о мотоботов  поручали бригаде,
возгФавлявшейся старшиной 2-Й слалья
Вонацкия.

Офицеры умело вели лело и часто в
трудных случаях подавали пример вы-
держки, проявляли немало изобретатель-
ности. Инженер-майор Пищулин, инже-
нер-капитан-лейтенант Баришполец, ин-
женер-леитенант Пугачев, старшие тех
ник-лейтенанты Шотин, Пешев, Влизню-
ков и техник-лейтенант Трояновекий  3
ботали особенно энергично. Благодаря
их опыту, знаниям,  организаторекия
способностям была широко использована
тварческая инициатива личного состава.

Ворабли, утром приходившие в по-
вреждениями, вечером уходили в боевые
операция отремонтированными. Командо-
вание всегда знало, что судоремонтникя
сделают всё, чтобы сохранить корабли в
строю. Они полностью оправдали этя на-

дежды,
Капитан Г. СОЛОДКОВ.

Черноморский флот,

Bf;

ye