СЕГО

Когла смотришь на Сталинград ‘с на-
блюдательного пункта; город кажется опу-
стевшим, покинутым. По высокому, обры-
вистому берегу Волги тянутся кварталы
разрушенных, закопчённых зданий. Без-
жизненны дворы промышленных  пред-
приятий. Словно засохшие пни, торчат
трубы завода «Красный Октябрь». Покач-
нулся на бок портальный кран. В корпу-
сах зияют впадины оконных проёмов. На
заводских путях — сошедшие с рельсов
вагоны и цистерны. : q

Дома рабочих посёлков. раскинувшихся
по склону высоты, превращены в. бесфор-
менные груды брёвен, которые излали ка-
утся спичками, высыпанными из короб-
ви. Сколько. ни всматривайся в стереотру-
бу. не обнаружишь движения в этом не-
давно столь оживлённом промышленном
центре. Периодически доносятся  орудий-
ные выстрелы, короткие пулембтные. оче-
реди. Это напоминает о том, что немцы
ещё не’ выбиты окончательно из города,
зарылись в землю, притаились,. ищут слу-
чая ужалить, как. недобитая змея.

Ночью волжекий лёд отражает вопьти-
ки осветительных и сигнальных ракет.
‘Внезапно. возникает канонада. Видны раз-
рывы наших бомб, снарядов и мин, слыш-
на отчаянная трескотня пулемётов и ав-
томатов. Это бойцы . мелвих штурмовых
трупп, преололевая сопротивление против-

`° ника, выковыривают фашистов из  дзотов,

блиндажей и землянок. Каждая ночь несёт
смерть сотням немецких оккупантов. Важ-
лая ‘утренняя сводка сообщает. о захвате
нашими подразделениями новых кварталов,
о неуклонном продвижении /вперед..

В заводском районе города военные мо-
ряки, использовав овраги, которыми изо-
билует местность, значительно вклинились
в оборону противника. Выдвинувшимея вие-
рёд подразделениям угрожала опасность от
флангового огня немцев. Командир решил
расширить основания клина, выбить нем-
пев с территории ближайших кварталов,
чтобы сохранившиеся строения прикрыли
наши позиции от вражеского прицельного
отня. <

Ночью “Ha передовые дзоты фашистов
обрушился шквал снарядов, мини пуль.
С командного пункта взвилась сигнальная:
ракета. Стрельба мгновенно смолкла, и из
балки к узлу сопротивления противника
ринулись штурмовые группы. Каждая име-
та заранее намеченный участок действий.
Вперёд летели гранаты, за ними устрем-
лялись морские пехотинцы. 8& одну-пол-
торы минуты, пока немцы неё оправились
ст огневого налёта. надо было вплотную
приблизиться к дзотам и блиндажам, по-
давить одну за другой все огневые точки.
Успех решали дерзость, быстрота, натиск.

Одну труппу вёл старшина 2-й статьи
Шевченко. Перед первым блиндажем, в
разбитом сарае, он увидел, как три фаши-

.‚ ста бросились в блиндажу и скрылись в!

ЦНЯ В СТАЛИНГР

<

{

От специального корреспондента
«Красного Флота»
>

земляной норе. Шевченко бросил туда, гра-
налу и, как только раздался взрыв,
спрыгнул в блиндаж. При свете огарка,
сквозь рассеивавшийся дым, он различил
трупы трёх офицеров. В блиндаже стоял
полевой телефон. Шевченко перерезал про-
вод и, захватив документы убитых, выско-
чил на улицу. В стороне бежали два пе-
репуганных вемпа.

—- Хальт! — ‘крикнул
поднял над головой гранату,

Фашисты остановились и подняли ру-
ки. Приказав одному из краснофлотцев
взять пленных, Шевченко побежал к
соседнему дзоту. В амбразуру снова по-
летела ‘граната. Старина, пропуская
ступеньки, соскользнул в дзот. Сколько
тах было трупов, Шевченко не считал.
‚Он передал ‘краснофлотнам три ручных
пулемёта,‘ коробки © патронами и доку
менты. :

Tak ликвидировалеяо узел ‘сопротивле-
ния врага. К ‘утру Ha окраине поселка
два квартала были очищены от фаши-

старшина и

стов. На площади около 300 метров по.

фронту и.60. в глубину штурмовые груп-
пы заняли более 70 дзотов, блиндажей и
землянок, уничтожили свылю 300, нем-
цев, захватили 12. пулемётов, 3 ротных
миномёта, винтовки, автоматы, пистоле-
Th, боеприпасы и другие трофеи.

Когда рассвело, бойцы увидели перет
новым передним краем, обороны фашистов
противотанковую пушку. До штурма она

КРА

находилась в глубине вражеской обороны
и била прямой наводкой. Теперь орудие,
которое немцы ночью не сумели отка-
тить, оказалось на нейтральной полосе,
простреливаемой с0 всех сторон,

Узнав, что обнаружено орудие, Шев-
ченко решил его захватить. Ночью с
группой  красвофлотцев он подполз к
ближайшим дзотам, взорвал их и подка-
THI пушку к нашему минному полю.
Сапёры проделали проход, и пушка до-
полнила сводку о трофеях.
`..В подразделение т. Миттельмана, ко-
торе укрепилось на новом: Участке. мы
направились 6 шаступлением о темнотьх,
Днём тула не пройдешь, так как немцы
держат ходы сообщения под непрерывным
‘обстрелом. Мэл хотели осмотреть офицер-
ский блинлаж, И действительно, было
что посмотреть. Bcé, что мы нашли
‘здесь, оказалось награбленным у совет-
‘ских граждан. /

Стены и потолок блиндажа командира
гитлеровской роты оказались обитыми
тюлем. Стол был накрыт вышитой ска-
тертью. Здесь находились: патефон Ko-
доменского завода. 7 костюмов,  отрезы

Ha летокое и’ женское бельё. В другом’

блиндаже мы нашли посылку, приготов-

ленную к отправке. В ‘ней тоже’ находи-^

лись натрабленные вещи. Фаиистуне уда-
лось отправить посылку! по’ не завися-
щим от него причинам.
Hamy беседу с командиром подразделе-
ния прервал телефонный звонокс команд-

ного пункта. Командир Ушёл ещё раз
проверить тотовность краснофлотцев к
очередной штурмовке дзотов.

В. АРЕФЬЕВ.

Сталинград, 10 января,

„В Сталинграде. _ Моряк-автоматчик

ведет огонь.

Фото. А. Новикова

В ВЕЛИКИХ ЛУКАХ

Беседа с секретарем Великолукского городского
комитета ВКП(б) тов. ГРИГОРЬЕВЫМ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 января.
(Спец. корр. ТАСС). Ещё дымятея 0с-
татки пожарищ, над  великолукекими
улицами © рёвом проносятся фашистские
бомбардировщики. Мы‘ идём среди разва-
лин в месту, где когда-то было боль-
moe красное здание. Путь лежит через
Некрасовскую и Полавскую улицу, Вдоль
тротуаров и на мостовой ещё валяются
трупы фашистских «завоевателей». Тру-
пов так много, что специальные“ команды
не успевают убирать их. Вот, наконец,
цель нашего. пути. Спускаемся по кру-
тым ступенькам вниз и входим в тесный
сырой подвал. Навстречу нам поднимает-
ся хекретарь Великолукского ‘горкома
партии по промышленности. и транепор-
ту И. И. Гриторьев. Только что законяи-
лось первое‘ после освобождения гороха
OT немцев совещание партийного актива.
Секретарь горкома ВЁП(б) тов. Григорь-
ев рассказывает:

— Вот здесь. в этом подвале, времен-
но разместились все органы городской
власти. Другого более подходящего поме-
шения пока нет, городе до начала
войны насчитывалось` 3.800 зданий: По-
сле разрушений, произведенных немцами,
упелело очень немного.

Ло войны в Великих Луках было не-
Сколько десятков тысяч жителей. Многие
из пих ушли с Красной Армией, В мо-
мент оккупации города немцами в нём
оставалось 15—17 тысяч. По официаль-
ным спискам, составленным самими нехм-
пами, в городе осталось около 7.000 че-
ловек. Остальные частью истреблены, &
частью отправлены в Германию на ка-
торжные работы.

Не` подлаютея описанию зверства фз-.
шистеких разбойников. Во время прошло-
тоднего паступления Ирасной Армии Ha
Пено, Торопет и Андреаполь гитлеровцы
согнали несколько тысяч людей на же-
лезнолорожный узел. Сотни горожан в
течение лвух — трёх недель были запер-
ты в холодном помещении фабрики-кух-
ни, совершенно не получая пищи. Нача-
лась массовая смертность. Половина
жертв фашистского деспотизма умерла.

Известны случаи, когда  озверевшие

бандиты сгоняли жителей города в сараи
на окраинах и заживо сжигали их. Гит-
леровские палачи  раестрёляли хорошо
известного в тороде старого машиниста
Великолукского узла Михаила  Ковзана.
Геройской смертью погибли два старых
рабочих-инвалила ‘Фёдор Чертоногв и
Иван Васильев. ‘Они вывели из строя
сложный механизм на компрессорной па-
ровозоремонтного завода имени Макса
Тельца. Немцы зверски казнили их, Ни-
когда не простит народ ‘немцам смерти
любимицы всего города ‘20-летней учи-
тельницы лавы Бахлановой. Палачи
расстреляли девушку около летнего сада.

Каковы наши первые шаги в 0свобож-
дённом городе? Прежде всего наша, дея-
тельность направлена на оказание помо-
щи населению, пострадавшему от. титле-
ровских разбойников. В городе уже рабо-
тают несколько врачей, которыю совмест-
но с медицинскими работниками воин-
OKUX частей оказывалт первую помощь
раненых ‘жителям. Мы эвакуировали в
глубокий тыл большое количество сирот,
одели ‘их.

Начал работать городекой отдел коч-
мунального хозяйства. - OH производит
учёт ‘уцелевшего жилого фонда и при
ступил уже к расзистке улиц и некото-
рых зданий. Активное участие в этой
работе принимает городской актив. Co-
здаютея етроительно-восстановительные
бригалы. На-днях начнёт работать столо-
вая, откроется торговля предметами пер-
вой необходимости,  продовольственными.
товарами.

После длительного перерыва вышел
очередной номер’ городской газеты «Вели-
колукокая Правда». ‘

Население Великих Лук, воодушеваён-
moe славной победой Красной Армии, в
энак благодарности собрало з& несколько
дней в Фонл строительства танковой ко-
лонны 864.000 рублей.

Трудно будет восстанавливать наш
город после произведенных немцами раз-
рушений, но мы ие боимся трулностей.
Пройдёт некоторое время. и  Великле
Туки основа станут пветущих советским
городом.

СНАЙПЕРЫ УНИЧТОЖИЛИ ЕЩЕ 264 ГИТЛЕРОВЦА

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ (По телеграфу от наш, корр.). Семь
снайперов из артиллерийского подразле-
ления т. Крайнева четверо суток находи-
лись на переднем крае. За это время они
истребили 67 гитлеровцев. Краснофлотец
Бусин убил 14 фашистов, Андреев — 12,

(иваков — 10,  Велицкий — 9,  Кисе-
л6в — 8, Постоногов и Канев — по 1
фашистов. 3a короткий срок снайперы
этого. подразделения уничтожили 243 гит-
леровских оккупанта. Снайперы артилле-
рийской части майора Кудрявцева” за лень
истребили 21 фаптистского солдата,

Корабельный праздник подводных лодок

` СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ. (По’ телеграфу от
наш. норр.). Друг против друга вы-
строились экипажи двух подводных 10-
док. Они отмечают сегодня лва радостных
события -—— корабельный праздник и на-
граждение знаками «Отличный подводник»,

В столу полходят лучшие краснофлотпы

Ковалёву, электрику старшему  краено-
флотпу Фехорюку, пигурманскому электри-
ку старшине 2-й статьи Белову, отарщии-
не группы торпедистов мичману Нифантье-
ву и другим. Приветствуя отличников,
контр-адмирал отметил, › что военные мо-
ряки обоих кораблей показали себя вер-

“Орудийные

УДАРЫ, БАЛТИЙСКИХ.
_  АРТИЛЛЕРИСТОВ

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ `` БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 11 января. (По телеграфу). Артил-
леристы  Краснознамённого Балтийского
флота, успешно продолжают вести контр-
батарейную борьбу. За последние лва дня
‘балтийцы вели огонь по фашистским ба-
тареям, обстреливавшим „передний край
нашей обороны, город. и зимнюю дорогу.

Подразделение. старшего лейтенанта Но-
виЦЕого меткими залпами ‘ подавило две
вражеские. батареи. В районе одной ap-
тиллерийской позиции противника возник
большой пожар. `Комендоры другого под-
разлеления подавили ‘вражескую батарею
в районе Н. Прямым попаданием тяжёло-
то снаряда вызван сильный взрыв боеза-
паса. Две батареи противника приведены
к молчанию другим наптим подразделением.
Всего в течение суток артиллеристы Бал-
тики подавили несколько фашистских
батарей, вызвали взрыв. боезапаса, и. силь-
ный пожар. be

На следующий день подразделение стар-
шего лейтенанта Кузьминекого ветупило в
огневой бой с фашистскими батареями, ко-
торые вели обстрел ‘нашего переднего края.
Меткими ‘залпами были подавлены 3 не-
мецкие батареи. Орудия балтийцев в те-
чение суток неоднократко посылали сна-
ряды в расположение противника, Разры-
вы наблюдались в районе крупного ‘узла
сопротивления. Одновременно рассеяно и
частично уничтожено скопление неприя-
тельской пехоты.

Активные боевые действия вели и лру-
тие артиллерийские ‘подразделения флота.
расчёты в течение
трижды приводили к молчанию фашиет-
скую батарею, которая пыталась обетре-

‘ливать наши оборонные об’екты. Ночью в

сложных условиях мощным огневым Ha-
лётом была подавлена фашистская бата-
рея. Немцы начали обстрел наших 060ро-
нительных сооружений с лругих позиций.
Вражеские огневые точки были немедлен-
но засечены и снова, подавлены.

ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР
_ ПИСАТЕЛЯ ИЛЬИ ЭРЕНБУРГА

Вчера в Московском клубе писателей
состоялся творческий вечер писателя
Ильи Эренбурга. на котором он высту-
пил © отчетом о своей работе. За время
отечественной войны им написано около
1.000 статей для советской и иностран-
кой прессы. Почти 100 сталей Эренбург
написал специально для армейских га-
зет. 0 необчкновенной популярности пи-
сателя свидетельствует следующий pac-
‹казавный на вечере факт. Боец-енайпер
Гавриил Хандобин, убивший 140 гитае-
равцев, написал Эренбургу, что 70 нем-
цев из этого числа ‘он занёе Ha личный
вчёт писателя,

В заключение Илья Эренбург прочёл

сный ФЛОТ

‘военный лагерь противника.

суток.

Отклини иностранной печати

на наступление
АНГЛИЯ

ЛОНДОН, 11 января. (ТАСС). Военный.

обозреватель агентства. Рейтер  тенерал
Tydepr Tob, комментируя сообщения о
наступлении частей Красной Армии, пи-
шет, что «Сталин. выбрал момент для на-
ступления © образцовым терпением и
тлубоким пониманием пеихологии солда-

та. Он выбрал направление наступления

так, чтобы оно стало роковым для не-
мецких армий. ‘Русские продвигаются ©
удивительной быстротой. В этом — уров
для союзников».

Авиационный обозреватель тазеты
«Санди таймс» отмечает выдающуюся
роль советской авиации в нынешнем нал
ступлении Красной Армии. Обозреватель
пишет, что, несмотря на исключительно
неблагоприятные атмосферные условия,
советские эскадрильи в течение послед-
них недель, когда развивалось наступле-
ние Красной Армии, проявляли большую
активность. Советская авиация фаютиче-
ски уничтожает больше самолётов, чем
может возместить Германия. Это уже
чувствуется на Западе и в бассейне Сре-
диземного моря. “4

США

НЫЮ-ЙОРЕ, 11 января. (ТАСС). Аме-
риканокая газета «Плейн дилер» (Влив-
ленд) пишет, что русские осуществляют
великолепную стратегию. Они привели
противника в замешательство. Немцы ие

могут’ справиться с наступлением, кото“

poe ведётся против чих в нескольких
направлениях. Наступление частей Крас-

Нрасной Армии

ной Армии уже оказало большую помощь
англо-американским войскам, находящим”

ся в Африке, и затруднит Гитлеру сопро-

тивление вторжению союзников в Евро-
пу. Газета призывает об’единенные стра-
выполнить свой долг в отношении
России, которая до сих пор несет на се-

НЫ

бе основное бремя войны.

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА

‘НЬЮ-ЙОРК, 11 ‘января. (ТАСС). ПШ
чать. Латинской Америки продолжает уде-
наступлению

лять большое ‘внимание
частей Красной Армии. Выходящая в
Гаване (Куба) газета «Нотисиае де Oi»
заявляет, что
войск титлеровские аруии
быстро отетупать. Сейчас,
тазета; больше, чем когда-либо, необхо-
димо, чтобы вооружённые силы союзни”
ков проявили‘ активность с целью. нане-
сти совместно с советскими вооруженны-
“ME силами окончательное поражение про-
ТивНИКУ.

Выходящая в Гваякиле (Эквадор) га-
зета «Эль универсо» пишет, что победо-

носное советское наступление. вызвало

массах населения

Армия создала для
противника «весьма  щекотливое» поло-
жение. Германские армии значительно
ослаблены. В борьбе против Красной Ар-
уни Гитлер ‘уже потерял цвет
войск. Советские ‹ войска,
вперёд полные решимости добиться YHU-
чтожения и изгнания захватчиков с CBO
ей территории.

восторг в широких
Эквадора. Красная

Подписание договора между Двглией и Китаем
0б отмене прав’ экстерриториальности в Китае

ЛОНДОН, 11 января. (ТАСС). Как пе-
тедабт агентство Рейтер, сегодня в Чун-
цине semay Англией и Китаем полписан
дотовер 06 отмене прав экстерриториаль-
пости Англии в Китае.

Логовор предусматривает, что в теёче-
ние первых шести месяцев по окончания
военных ‘действий должны быть начату

переговоры © заключении договора 0
дружбе, торговле, мореплавании и вон-
сульских правах.

Дотовор был подписан в Чунцине ми-
нистром иностранных дел Китая Сун

Изы-венем и послом Великобритании В

Китае Сеймуром.

На фронтах в Африке

ЛОНДОН, 11: января. (1406). Во ком-
мюнике командования английских Boopy-
жённых сил на Ближнем Востоке с006-
щается, что в ночь на 10 января англий-,
ские самолёты подвергли ° бомбардировке
0б`екты в районе Триполи и атаковали
вражеский траненорт на прибрежных до-
рогах Туниса и Триполитании. Вчера, тя-
желые бомбардировщики союзников Co-
вершили дневной налёт на Ла Гулетт и
аэродромы островов Сицилия и Лампедуза.
Из вёех операций не вернулся: на свою
базу олин английский самолёт. Экипаж
самолёта спасбн. .

9 января американские самолёты со-
вершили дневной налёт’на аэродром, рае-
положенный в 10 милях в югу от Три-
поли, уничтожив ангар’ и несколько
небольших зданий. Был также атакован
Над этим
OO eKTOM американские самолёты нанесли
тяжёлые повреждения трём напавшим. на
них  «Мессершмиттаи-109». ‘после чего
благополучно возвратились на свою базу.

ЛОНДОН. 11 января. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, вчера вечером
радио Марокко сообщило, что с начала
кампании в Тунисе самолёты 12-го аме-
риканского авиационного корпуса уничто-
жили 143 и повредили 110 вражеских
самолётов, потеряв лишь 88 машин. На
прошлой неделе американские самолёты
сбили 35 и повредили 40 самолётов про-
тивника, потеряв при этом 12 самолётов.

ЛОНДОН, 11 января. (ТАСО). Радио Ма-
рокко передаёт коммюнике штаба  фран-

пузских войск в Северной Африке, в ко-
тором говорится, что Французские войска
захватили в Триполитании  Тану-Меле и
Тасионе. В Тунисе, в районе к северо-
востоку от Нишона, французы отбили
атаку  немцев и рассеяли гарнизон неболь-
moro вражеского поста. Противник поте-
рял три из четырёх танков, участвовав-

ших в атаке. В районах к западу от Кай-.
руана и к югу от Пон-дю-Фаса активно

действовала авиация,

ЛОНДОН, 10 января. (ТАСС). Как пе-
редаёт атентетво Рейтер, американский
обозреватель, выступая по ралио в Каире,
заявил, что численность войск держав
оси в Тунисе составляет 55 тысяч чело-
век. По имеющимея сведениям, ежеднев-
но поступают подкрепления  численно-
стью в 500 человек.

_ СОЗДАНИЕ КОМИТЕТА
ПО ПЕРЕВООРУЖЕНИЮ ФРАНЦУЗСКИХ
СИЛ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ

ЛОНДОН, 11 января. (ТАСС). По co-
общению агентства Рейтер из Северной
Африки, официально об’явлено © созда-
HEE комитета по перевооружению ‘Фран-
цузеких бил в Северной Африке. Коми-
тет состоит из американских,  англий-
ских и французских офицеров. Перед ним
поставлена задача содействовать BOCCO-
зданию французских сухопутных, мор-
ских ‘и воздушных сил и организовать
снабжение ‘Французских войск, , сражаю-
щихся Ha фронте.

Тяжелое положение ‘сельского хозяйства Германии

СТОКГОЛЬМ, 11 ‘января, (ТАСС); Гит-
леровские журналы  опублихорали  тяд
статей, в которых ‚содержатся признания
исключительно тяжёлого положения сель
ского хозяйства Германии.

Журнал «Дейче атрарполитик» опуб-
ликовал сталью, в которой пишет, что
сельское хозяйство’ Германии пахотлится
в состоянии заброшенности. «Есть что-то

трагическое в том, —- говоритея в CTa-

тье, — чо в течение нескольких лет
постоянные предостережения  компетент-
ных лиц относительно