ыы

дисциплину, необходимо зв первую

кладывал руку к головному тбору и ни

: недостаточно сдержан. Бескозырка У не-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

В ОТЛЕЛЕНИЕ ПРИШЕЛ
МОЛОДОЙ КРАСНОФЛОТЕН,

Командир отделения — немаловажная
фигура на корабле, От его требоватезьно-
сти. к себе и к подчиненным, от знанил им
специальности зависит работа отделения,
лиециплинированность = краснофлотцев,
Они видят в своем командире пример,
стараютен стать такими, как он,

Вогда молодой краснофлотец приходит
еще в школу, то для командира отделе-
ния отрывается широкое поле деятель-
нести,

Если командир отделения с первых же-
дней не будет требовательным, а станет
похлонывать новичков по плечу, назы-
вать их по имени, расеказывать веякие
морские небылицы, то ‘таких краенофлот-
цев трудно будет нрнучить к воинской
диспиплине, вежливости и правливости.

Тахле случаи, правда, редви, Вак пра-
вило, на корабли прибывают из DBI
подтянутые,
нофлотпы. Богда проходят офицеры или
доке старшие по сроку службы радовые,
они вотают, уступают им проход, епра-
иивают разрешения пройти, На ‹амом
корабле, однако, через месяц—два Е05-
KTO из новичков уже начинает строить из
себя «бывалого моряка». Из бескозырок
летят каркасы, от чельняшек — рукава,
в брюках появляются клинья. ^

Полему так получается? Потому, что
командир отделения не чувствует полной
ответственноети за воспитание молодых
храснофлотцев. :

На эсминец Н. год назад из учебного
отряда прибыли два краснофлотца: пуле-
метчик П. Орлов и сигнальщик Пикулин.
Сперва они были тихими и исполнитель-
ными, но спустя некоторов время их
нельзя было узнать.

При встрече с офицерами или етаршина-
мп Орлов отановилея на их пути, при-

того, ни © сего заявлял: «Разрешите
предетавиться — граснофлотен * Орлов»,
Бескозырку он носил блином и © 3вездоч-
кой на боку. В прорезе голландьи не вид-
о было полосок тельняшки.

Ераснофлотец Пикулин серьезнее, но
то не поймешь, на что похожа, на нем
почти никогда не увидишь форменного
зоротничка.

Ето же виновен в том, что так резко
менлетея поведение молодых краснофлот-
пез? Прежде всего командиры отделений.
Они не требуют от подчиненных вылол-
нения уставных требований, начиная OT
побулки и кончая отбоем, и нерехко сами
варушают порядок. oH
Если олин из командиров отделений.
начнет нвувлонно требовать от евоего под-
Тазделения выполнения уставных положе-
ний, & остальные находящиеся в кубрике
старшины не поддержат его, то из
ето стараний, конечно, ничего не выйдет.

Для того, чтобы поднять воинскую

дисциплинированные крас- .

оче-

редь поставить командира отделения Ha
его место; Он нв только должен носить
звание стариины, но и быть подлинным
хозяином отделения, отарытим товарящем,
заботливым и волевым воспитателем.
Crour только командиру боевой части,
хомандиру труппы и старшинам групп
по-настоящему взяться за воспитание 5о-
мандиров отделений, учить их, знать 4H
поотрять лучших из них, & нерадивых
наказывать, — и дело сразу пойдет, Во-
мандир отделения, чуветвуя поддержку,
будет неуклонно повышать требователь-
HOCT,

Наряду с жесткой требовательностью
Командир отделения должен воячески за-
ботиться о своих подчиненных. Он 0бя-
зан знать каждого краснофлотца, его на-
строение, нужды и запросы, помогать ему
советом и делом,

Командир отделения, не знающий по-
настоящему подчиненных, не учитывает,
что некоторым достаточно сделать заме-
чание, & других еледует строго наказать.

Иногда заботливый и требовательный
хомандир отделения стальиваетя и ©
другого рода трудностями. Ведь он как-
никах самый маленький начальник. В ря-
де случаев для разрешения каких-нибудь
вопросов ему приходится обращаться (Е
старшему начальнику, И начальник ино-
тда отказывает. Командир отделения
сообщает об этом враснофлотцу, Тот про-
сит разрешения обратиться лично. И ког-
д он приходит с тем же вопросом, на-
чальних позволяет. Не ясно ли, что в этих
лучаях умаляется авторитет командира
отделения?

Требовательный и заботливый старши-

на в первую очередь должен научиться
хомандовать подчиненными, а не упраши-

вать их. Большинетво старшин не конча-
о школ, Их, как отличников боевой и
политической подготовки, выдвинули на
должноеть командиров отделений. И они
зачастую в среде своих товарищей не чув-
ствуют себя командирами,

Старшие необходимо больше доверять
командование строем, чтобы он быстрее
научилея командовать. На строевой подгэ-
товке командир отделения, особенно не
тончавитий школы, может многому ва-
учиться и намното изменить ©в0е пове-
дение. Хорошая строевая подготовка де-
лает человека расторопным, аккуратным,
подтянутым и дисциплинированным.

Особенную роль во всем этом должны
играть старшины групи и мичманы, Вели
они по-настоящему почувствуют  ответ-

ственность за воспитание, будут оказы

Bath командирам отделений вояческую по-

МОШЬ И Поддержку, то и дело пойдет на-

много лучше. Командиры“отделений с1®-
нут подлинными начальниками и воспи-
тателями краснофлотцев. ;
Старшина 2-й статьи С. СОРОКИН,
Краснознаменный Балтийский флот,

Моторы введены в строй

Стояла холодная штормовая ночь. Наш
сторожевой катер вместе © другами вел
понек плавередств противника. Пять раз
В эту ночь мы соприкасались с врагом,
вели бой с ето катерами и бысгроходными
баржами. Обстановка была напряженной.
Успех во многом зависел от мотористов.
И они отлично справялись со своими обя-
ванностями.

3 50ю катер получил повреждения. Из
строя выпили все масляные радиаторы на
тлавных моторах. Моторы залило водой.
Топлива оставалось мало. Давление бен-
зина резко падало, :

Я холожил командиру корабля и полу-
чил приказание:

— Шюбыми средствами обеслечить ход!

ЗАТ ЗЕЕ ФЕ РЕ ИИ ЕДИНАЯ

Se ee es vie = Re

Мотористы Шемявов й Лаврентьев не-
медленно приступиличв устранению 10-
зреждений. Шторм усилилел, катер зази-
вало. Работать было трудно. Шемяков и
Чаврентьев быстро сняли радиаторы, за-
тлушили трубы, заменили масло и ввели
в строй моторы без радиаторов. Вся рабо-
та заняла менее часа. Оказалось, что не-
чем загаушить трубы. Мы мепользовали
деревянные чопы, предназначенные для
заделки пробоин. .

Таким образом в трудной боевой обота-
новке, в штормовую погоду мы ввели в

етрой два мотора, обеспечив катеру нуж-

вый ход.
Главный старина Ф; ПРУДСНИЙ,

Действующий флот.

Старший краснофлотец Воробьев

Это относительно небольшое, ° мелкоси-
дящее железное самоходное судно с He-

большим экинажем. Вак показал опыт,
мореходные качества тендеров  доволь-
но высоки. Даже в бурную погоду

ни доставляют грузы под сильной бом-
бежкой и артиллерийским обстрелом
хиём и ночью. <Двадцаль первый» не 0т-
ставан от других. Вак все, делал в CYTRU
з полтора — два раза больше рейсов, чем
намечалось по плану. О двух его рейсах
нам и хочется рассказать. =

Приказ гласил: перебросить для дейет-
вовавшей в тылу у немцев разведыва-
тельной группы пополнение — боезапас
и живую силу. Сулно должно было по-
дойти к берегу, где каждый сантиметр
плёва  проотреливался немецкой артил-
зерией и пулеметами. :

Старшиной тендера был тогда Алек-
сандр Шебаков. Он зорко следил за мо-
рем.

Берег был уже совсем близко, когда
противник открыл огонь. Bopobses дал.
полный  виерд, и судно  проско-
чило последние сотни метров. Пехотин-
цы спрыгнули в воду, добрались до суши
и вокоре соединидиеь со своей группой,

Команда сама перенесль на берег”
трузы. В это время подошаи раненые.
Их доставили на судно, оказали первую

помощь. Хладнокровно работали враено-.
_ флотцы.

Отходили, пробиваясь сквозь снлош-
ную стену огня. Шебаков непрерывно
маневрировал, чтобы сбить немцев с при-
цела, но всё же несколько пуль попало в
борта, & очередью крупнокалиберного
пулемета снесло леерную стойку.

Вогла возвратились, капитан 3-го pan-
Ta Тетюркин отлично оценил действия
экипажа.

На следующие сутки отправились сни-
мать разведывательную группу. Шли пе-

слу-   ременными ходами, На этот раз
_. жит на тендере № 21 две навигации.

немцы
освещали район. То слева, To справа
вспыхивали прожекторы. Разведчики в
условленное время дали сигнал, Тендер
полным ходом пошёл к берегу.

На этот раз били не только немецкие
улемёты, но и пушки. Основная часть

Старший краснофлотеп Воробьев.

—

группы ещё не подошла. Ждать нельзя
было. Взяли раненых, подошедших к бе-
регу, и с ними вышли в море. Bexope
передали их на специальный мотобот, 3
сами ещё с одним ботом вернулись.

Пряближалось утро. Немцы, видимо,
решили помешать уходу разведчиков.
чтобы диём их уничтожить, От разрывов
снарядов вокруг ленилаев вода. Месколь-
ко раз тендер попадал в лучи прожекто-
ра, п тогда немцы усиливали огонь.

а Скорохолов

Бывалый балтиец боцман торпедного катера старшана 1-й` статьи Арефьев, _
Он лично сбил немецкий самолет «Ю-88» и участвовал в потоплении трех +

вражеских кораблей. За доблесть и м

награжден двумя Юрденами, = ,

ужество старшана 1-й статьи Арефьев

‚ Фото В; Федотова, .

‘

Как _мы воспитываем сержантов

В авиации большую роль играют сер-
жанты. Это механики, моторисжы, в03-
душные  стрелки. Их служба необычайно.
напряженная, требует исклочительной.
четкости и внимательности, Бак известно,
победа в возлухе в значительной степени
зависит от того, как подготовлен самолет
на земле. Ноэтому понятно, что политиче-
скому воспитанию сержантекого состава
командиры эскадрилий,  позитработники
и партийные организации уделяют много.
времени и сил.

Как мы воспитываем наш сержант-
ский состав? Прежде всего диференци-
рованно подходим к механикам, мото-
ристам и воздушным стрелкам, так как
служб» сержантов каждой из этих ка-
тегорий отличается по своему _Xapan-
теру. Е

\Воздушного стрелка штурмового са-
молета обычно называют второй его
броней. Отражая пулеметом атаки вра-
зкеских истребителей, стрелок  прини-
мает на себя Bech BX OTOH M1 этим ©0-
храняет жизнь командиру, ведущему
самолет, дает возможность успешно вы”
полнить задание.

Воздушный стрелок, следовательно,
должен обладать высокими  волевыми
качествами, быть стойким, храбрым, бе-
зукоризненно дисциплинированным. Как-
т0 мы заметили, что в одной из эскад-
рилий воздушные стрелки  Скероходов,
Тихомиров и Маркин нарушают ‘распо-
рядок дня и несколько  пренебрежи-
тельно относятся к элементарным тре-
бованиям устава. Командир эскадрильи
старший лейтенант Гуляев сразу же пре-
век вольность поведения, а затем уста`
новил и ‘ее. причину: :

Сержанты Скороходов, Тихомиров и
Маркин были на хорошем счету в эсвад-
рилье. Они не раз участвовали в боях,
и Маркин справедливо
гордились тем, что COHAN No одному

вражескому самолету. Ho их He в
`меру  захвалили. них писали в
«Бозвом листке», при велком слу-

чае ставили в пример. Это породило
в них зазнайство-фони возомнили себя
пезаменимыми и стали нарушать требо-
валия воинской дисцинаины, _ :

Вомандир эскадрильи He orpaHn-
чизся служебным — воздействием — он
собрал всех своих сержантов на беседу.
Разтовор шел о том, что сержанты эс-
вадрильи обязаны все вместе единодуш-
не боротьея за крепкую дисцирлину и об-
разцовый норядок. : ;

Беееда вылилась в горячее обсужде-
ние того, как должен вести себя на ©лу-
35бе и в бою сержант, Скороходов, Ти-

Ор Se

Тендер не отвериул. Он всб же проско-
чил линию разрывов и подошёл Е берегу.
‚ Начало светать. Вея’ групна быза в ебо-
pe. Снаряды ложились рядом. На палубу
сразу вокочило много людей, в тендер сел
на мель. Шебаков, Воробьев и строввей
Переселков, недавно“ назначенный сюды
и ежившийся после каждого. снаряда,
втроём попытались столкнуть тендер. Сло-
мали крюк, но не сдвинулиеь с места.
Старшина побежал на корму, чтобы бро-
сить буксирный трос стоявшему рядом
мотоботу. И в этот момент был смертель-
но ранен.

Зоробъев перебросил трос на бот, но
тендер продолжал прочно сидеть на ме-
ли. Воробьев оказалея единетвенным мо-
ряком на судне. Он весь был поглощен
одной мыслью: как вывести Судно ИЗ
этого ада.

° Второй снаряд угодил в мотобот. 3a-
горелея и - брызнул в стороны бензин.
Языки пламени заплясали вокруг. Нем-
цы усилили обетрел. неподвижной цели.

— Прыгаль за борт! — скомандовал
Воробьев, и сам бросился в воду. — По-
мегите войти © мели.

Красноармейцы дружно налегли, и об-
легчённое судно поддалось. Мотор Bea
это время не останавливался.

— Ну-ка, становиеь за руль, — при-
базал Воробъев стоявшему ва корме
  красноармейцу. ‘ Рассказав, вак держать
румнель, бросился к машине. Прибавил
обороты. Минут через-нять неожиханный
толчок заставил  моториста выскочить
наверх, :

Оказывается, боец переложил руль не
1 в ту сторону, и тендер енова наскочил
Ha Nedb.

— Вее быстро на один борт!

Тендер накренился и сошёл. с мели.
Но тут етрясаась новал беда. У кого-то
упала шинель, м пола намоталась на
винт, Воребьев быстро
т винт заработал.

Моторист снова бросился к машине и
тут обнаружил, что забился вингетов в
прекратилась охлаждение.

Он сбавил обороты, спустил пар, про-
газовал мотор. Вода Чошла. Тогда он Дал

отрезал позу, и

хомиров и Маркин п0сл6 этой беседы

подтянулиеь. „Теперь ови ведут себя
тах, как подобаот младшим  команди-
а Lees ey
Большое внимание уделяет вослитаняю
сержантов и нарторг эскадрильи лейте-

Haut Казаков. Он созвал партийное co-

бранне, которое педробно обетдило во-
просо нолитической работе среди” сер-
зкантекого соетава. Решением собрания в
частности предлагалось устраивать бесэ-
ды © младшими командирами о прочи-
танных ими внигах, налалить обмен б9е-
вым опытем воздушных стрелков.

Вее сержанты эскадрильи прочитали
книгу = Островского «fax  закалялаеь
вталь» и ватем коллективно обсудили ег,
Это оказало огромное  воспитательное
влияние. Усиление политической работы
заметно сказалось на поведении людей.
Вскоре прекратились нарушения дисцин-
лины, укрепился воннекий. порядок, рез-
ко повысилось чувство ответственности
сержантов 3а каждый боевой вылет. —

Приведу еще один пример. Механик
одной из эскадрилий, сержант Сова mo-

зволил .себе недисциплинированный 0-1,

ступок. Комсомольская организация на-

писала 0б этом его отцу. Вскоре при-.
‚шел ответ. Отец просил строго наказать

сына, который, будучи младшим коман-
диром, не понимает, аким он облечен
доверием. Отновское письмо помогло:
т. Copa дал слово товарищем быть во
Beem примерным. И елозо свое сдержал.

У нас ироко практикуются полковые
собрания сержантов. Им читают лекции,
они слушают хоклалы, обсуждают Goe-
вую работу младших командиров, обме-
ниваются боевым опытом. Поучительным
было совещание, на котором обсужда-
лась выпущенная Главным нолитуправ-
лением ВМФ <Краснофлотекая книжка»,
Б ней, как известно, приведено много
фактов, рассказывающих о воспитании
рядового состава. Сержавты критически
делились своими мнениями © постанов-
ке этого дела в полву, отмечали поло-
жительные стороны, говорили © том, что
надо еще сделать.

Устраиваются и совещания  сержан-
тов, награжденных орденами и медалями
(Советского Союза. Однажды, когда поле
готовился к серьезной операции, мы соб-
рали сержантов-орденоносцев и расоваза-
ли им о боевой задаче, о необходимости
обеспечить безукоризненное состояние
‘самолетов. Результат был отличный; ни

один самолет даже в малейшей степени’

ве отказал в Gon.
Майор Д. ОЛЕЙНИН,
- Действующий флот:

ЕЕ

полный ход п снова поднялея наверх.
Теперь Воробьев решил сам следить за
мотором н стоять у руля, Г
Немцы не прекращааи огня. Большин-
ство енарядов перелетадо чербз тендер.
Но, когда стали отходить, снаряд попал
в борт. Одного вкрасноармейца убило в
нескольких ранило. В пробоину хлынула
вода. Воробъев отдал руль бойцу. к
— На, вот так держи, — a cay nobe-
жал вниз. Пробоина оказалась на уровне
ватерлинии. Он заделал её, .
— Ничего, товаращи, не робейте, —
подбодрил он сидевших в трюме 09й-
ов, — скоро выйдем из зоны обетрела.
Пока он хлопотал внизу, пулей рани-
10 рулевого. Красноармеец we выпускал
руля пека не пришел Воробьев.
`Поднималось солнце. Дул холодный
ветер. Тендер всё дальше уходил от вра-
Жеского берега. Немны неистевствовали.
Они уже выпустили больше сотни снаря-
дов, но тендер не потопили. Воробьев
попросил армейского командира стать за
руль, а сам спустился в машину. Через
несколько минут сюда попал шестидюй-
мовый снаряд. Убило и ранило ещё не-
скольких красноармейцев. — Воробьева
сильно оглущило и выбросило на палубу.
Моториет векочил на ноги п первых
делом бросился Е машине. Пюотеряй тен-
дер хол, немцы, уже пристрелявшиеь,
неминуемо ‘пустят ero ко дну. Воро-
бъев — командир и моторист — знал,
что от него завиеит судьба корабля и
людей. Он не думал о себе, Чувство дол-
Га довлело над всем лвчннм.
Убехивигись, что мотор в исправности,
юн внимательно осмотрел всё машинное
отделение, заделал мелкие пробоины, рас-
порядилея, чтобы перенесли раненых в
сухое место. Затем вернулся к рулю.
Сваряды ложились веё дальше ga Rope
мой, в вскоре обстрел вовее прекратился.
Через чае Воробъев доставил в базу
разведывательную группу п принялся уст-
ранять на тендере повреждения.

Капитан И. КРАВЦОВ,
Черноморский Флот,

1 вуратным и исполнительным

`ПЛОЛЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ
_ РАБОТЫ. СО СТАРШИНАМИ

`Ераснофаотцу Смирнову присвоили
звание старшины 2-й статьи и назначи-
ли командиром отделения котельных ма-
munncros. Beem было. известно, что
Смирнов любит и знает свою специаль-
ность, что

вопросы краспофлотцев.

Но как следует руководить  подчи-
ненными он не умел. Имея на погонах
старлинские нашивки, Смирнов ocra-
BAICH в новой должности ‘все тем же ак-
красно-
флотцем, каким был веегда. Если он 3а-
мечал непорядок в кубрике, то, не говорл
никому ни слова, сам приступал к при-
борке. Если видел, что материальная
часть требует осмотра, он сам занимал-
ся им. Всё он старалея сделать своими

руками и только, когда ему явно было
He под силу одному справиться ¢ рабо-

той, он обращалел к краснофлотцам:

— Давайте, ребята, сделаем. ь

Это звучало не ках приказание стар-
шего, а как просьба равного, Вто хотел,
тот помогал.

Неумение ‚Смирнова
водить подчиненными, воспитывать их,
применять свои права было
командованнем корабля. Командир пя-
тей боевой частн техник-лейтенант Ву-
черин стал помогать молодому старниг
пе воспитываль в себе качества волево-
то начальника. Бучерин нередко вызы-
вал старшину к себе в каюту,
беседовал © ним о методах воспитания,
указывал ему на педостатки,  делилел
собственным опытом. Все ценное, Yd
узнавал Суыврнов
он стремился сразу же использовать в
своёй повседневной деятельности.

правильно руко-

Так с помощью Бучерина и других.

офицеров старшина, не имевший
циальной подготовки, превратился
временем в хорошо знающего свое дело,
авторитетного начальника. Лучше стало
работать и отделение Смирнова, Вскаре
оно вышло в число нередовых  отделе-
ний на корабле. Подчиненные Смирнову

спе”

праснофлотцы Тердуков и Сухоруков
удостовлиеь  правительственных Ha
град.

Не только Смирнов, но и другие рядэ-
вые на’этом корабле стали за врема
войны примерными старшинами. Напри-
мер, краснофлотец Матвеев был назна-
чен командиром отделения машиилетов.
Он неплохо выполняет свои обязанности
руководителя и воспитателя бойцов.
Стать таким старшиной помогли Мат-
вееву офицеры. ;

Здесь уж так заведено, что все офи-

zz он дисциплинирован. Он мог.
-   толково и обстоятельно ответить па 566

прошла

замечено

подолгу

у инженер-механика,.

CO

‚Что некоторые отлично
  спепиальность старшины иногда

церы и прежде веего командир корабля
капитан-лейченант Карконосов ° повсед-
невно работают со старшиноким соста-

вом. Капитан-лейтенант не только про.
веряет и утверждает план учебы со
старшинским составом, но нередко п

присутствует на занлтийх, а иногда и
cam проводит их. Он глубоко патере-
суется жизнью и раоотои старшин, ¢0-
вершенотвованием их боевого мастер.
ства, взаимоотношениями © подчинен
ными, несением дежурной службы, во-

1 просами дисциплины,

быть не может, — гово-
рит капитан- лейтенант Варконосов, —
Стемнины —- наши перрые помощнихи
и забывать о них было бы ненроститель-
но лля любого офицера.

Есть на корабле старшина Cyzena,
Все знают его Kak опытного и днении:
зинированного ‚начальника = рядовых,
Вдруг как будт9 RLO-TO подменил стар.
мину, У него появилась неевойетвениая
ему нерадивость в иеполнении елузжеб-
ных обязанностей, вопыльчивость в рзз-
говорах в товарищами. Неремена но
мимо опытного офицерского
гзаза. Командир корабля постарался вы-
яенить, что мешает старшине нормаль-
Ho работать. В беседе с капитаи- лейто:
нантом тот сперва унорно твердил, чм
с ним ничего не случилось, & позом
смущенно заявил:

Все равно вы ничем не можете
мне помочь,

Капитая-лейтенант Карконосев  уди:
вилея и стал расепрашивать, в чем же
дело. Наконен старшина — откровенно
призналея, что его волнуют ‘семейные
дела, в которых, каб он считал, никто
не сможет помочь. Но Сулема ошибал-
ся, Командир корабля помог ему, И века-
ре все «неразрешимые» вопросы были
фешены, Сулема же после этого случая
стал работать еще лучше, чем раньше.

Много занимаются офицеры корабля

— Пначе и

1 и вопросами диедиплинарной провтихи

старшин. Веледотвие этого выяснилось,
знающие свою
nyTa-
от уставные положения. Командир  xo-

рабяя приказал проводить со старшииа-

ми, кроме обычной учебы, специальные
занятия по глубокому изучению уставов
и наставлений. Старшины лучше усвоя’
ли свои дисциплинарные права. Плоды
тавой учебы не ‘замедлили сказаться. На
корабле заметно повысилась дисцинлина,
укрепились порядок и организованность,

Старшина 2-й статьи А. БОБУРОВ.
Северный флот.

Имени Васо Нузнецова

У азербайджанского парода есть по-
словица: «Бык умрет — останется шку-
a, Ho repo умрет — останется имя».
ти мудрые слова напомнили знатные
азербайджанцы
Е соотечественникам, которые еражают-
ся против немецких захватчиков. Oco-
бенно понимаенть глубокий смысл иосло-
випы, придя на лидер «Ленинград» и
увидев орудие, на котором написано:
«Имени В. Нузнецова».

О подвиге этого двадцатилетнего ком-
сомельца, пришедшего на флот из Баку,
теперь знает весь Азербайджан. Ралтий-
ца «давят сазы народных ангугов. Oda
рассказывают о том, как молодой азер-
байджанен, защищая Ленинград, был
емертельно ранен. Он уже терял созна-
ние, но увидел, что загорелись снаряды
и кораблю угрожает опасность. Тогда
Кузнецов еобрал остатки сил, поднялся,
перешатнул через лужу своей крови,
добралея до горящего заряда и выбросил
его за борт. Корабль был спасен. Флот
никогда не забудет этого подвига.

..Над Фианеким заливом «тускались
вечерние сумерки. Из-за Пулковеких вы-
вот доносилея гул канонады, & над ко-
раблём пролетали наши самолёты. Они
возвращались с бомбёжки. _ x

У орудия имени Кузнецова стоял не-
высокого роста подтянутый крепыш-мо-
pak, Это был командир орудия, старшина
2-й статьи Петр Окуньков. Вокруг него
собралась группа делегатов трудящихся
ДВоми АССР, Они привезли защитникам
Ленинграда несколько вагонов подарков
и теперь пришли на корабль, чтобы по-
знакомиться с,балтийцами. ,

Гости были в белых тёплых полушуб-
ках и чёрных ушанках. Их вид напоми-
нал о далёком Севере. А Окуньков рас-
сказывал им о подвиге человека, родиной
которого был зпойный Кавказ. Он гово-
рил северянам о том, что недалёк тот
день, когда войска Красной Армии а ко-
рабли НраснознамёнНого — Валтийского
фаота пойдут на запад, освобождая от
фашистского рабства народы Прибалти-
ки. М казалось, будто орудие стоит на
перекрёстке военных opor, сбединяю-
щих края нашей необ’ятной многонацио-
нальной Родины.

— В нашем орудайном расчете, —го-
ворил Окуньков, — люди трёх нацио-
нальностей: русские.
мордвин, — установщик прицела и це-
знка, самый молодой из Bac, товарищ
Земсков, Вев мы защишаем Ленинград
с первых дней войны. Большинство из
нас служило на этом корабле вместе с
Васо Вузнецовым ещё в ни самых ярэ-
стных атак немцев на город. Замковый
Кочуровский был тяжело ранен в тот
же день, когда погиб Baco. Придёт
час — мы сполна раесчитаемея с нем-
пами за кровь товарищей... Сейчае name
орудие считается передовым на корабле
по всем показателям; ло высокой дис-
циилине краснофлотцев, знанию специ:
альности, по екорострельности и метко-
сти. Ho мы не успоканваемея п. етремих-

ся овладеть техникой ещё лучше, так,
как этого требует товарищ Сзалин. ©
Затем старшина рассказал. как это

орудие вместе с друтими регулярно co-
вершает огневые налёты на немецкие

в известном обращении)

украннцы и охвн

батареи, скопления живой силы и техни-
ви противника. Окуньков говорил 9
этом, Как. о замом обычном,  будничном
деле,

Окунькова дополнил командир второй
боевой части, знакомивший гостей в го-
Раблем и делами его экипажа.

— В орулийном расчёте достигнута
полная  взаимозаменяемость, — говорил
офицер. — Важдый во время боя может
стать на место другого и будет справ-
ляться с делом столь же умело, ках и нь
своем посту. Если у пушки останется в
живых хотя бы один человек, она все
равно будет отрелять. Но мы не удов-
летворяемся и этим. Добиваемея, чтобы
орудие имени Кузнецова не прекралцало
отня даже в том случае, гели весь его
расчёт выйдет из строя. Для этого стар-
шина Окуньков обучает  зртиллерийско-
му делу краснофлотцев других специале-
ностей.

— Недавно нам довелось практически
проверить результаты, такой  подготов-
ки, — продолжал командир . БЧ-П. —
Противник, как всегда, внезапно начал
обетрел Ленинграда. На корабле немед-
ленно сыграли босвую тревогу. Прабежав
к орудию, Окуньков увидел, что из 19-
стеявнего состава его расчёта налицо
только один человек — второй наводчик
Дкитриев. Остальные выполняли специ-
альное задание и явиться к орудню 1
могли. Что делать?

Быетро подготавливая материальную
часть, старшина отдавал приказания 10-
варищам, находившимся на  сободних
боевых постах и ‘назначенным на тот
случай, если придётся заменить вого-аи-
бо из этого расчёта,

— Чуценко, занять меето первого Ba-
водчика! Извеков, стать вместо Дмитрие-
ва! Дмитриев — досылать снаряды! (Ha
это требовалось поставить — наиболее
опытного человека, и командир орухия
совершевло правильно решиа о сделать
перестановву). Волков, етать на подачу
зарядов! Поронцов и Юрцев, ‘подавать
снаряды!

Расчёт был составлен в несколько Ce
кунд. Орудие своевременно открыло
огонь и стреляло без задержек, Вотда
мы заставили врага замолчать и прозву-
чал отбой тревоги, я выетроил весь
укомпаектованный в бою расчёт в бя
вил ему благодарность.

Северяпе слушали офипера в паекры-
ваемым лнтересом. По делам орудайного
расчёта они представляли работу всех
моряков - артиллеристов, защищающих
Ленинград. В их славных делах есть до-
я и того, чьё имл написано на металле
орудия. Э5о имя зовёт балтийцев в м6-
сти,

Да, никогда больше пе вернётея герой
на родную землю, украшенную башиями
п храмами старины, не увидит хлопво-
вые поля Муганекой п Мильской стеней,
фруктовые сады Кубы, мандариновые п
лимонныев рощи Ленкорани 1 ВиНогрзд-

нии Поровабала. Но благодарная па-
мять 0 нём, павшом смертью храбрых
при защите горола Ленина. будет жить
вечно, п газы народных ‘авотов будут

рассказывать потомкам о рго полвиге.
: И. АМУРСКИЙ.

Краснознаменный Бал тнйский флот,

$

ож

al il