fiscal

Люди. советского Урала

Минуют эти суровые годы, важивут ра-
ны невиданной в истории мира войны,
поднимутся из пепла города, сёла, и люди
будут вспоминать о подвигах, доблести м
славе тех, которых уже нет на земле. Бу-
дут вспоминать о героях, отдавших жизнь
за отечество, и © великом всенаролном
труде на полях, в шахтах, в рудниках и
на заводах нашей страны. Вспомнят вре-
мя, когда в цехах звучала украинская,
татарская, грузинская, таджикская речь,
когда возвращались в цехи старики-пен-
сионеры, инвалиды труда, когда стано-
вились к станкам молодые девушки и ре-
бята-подростки...

. «Ремесленники»

Ha снарядном заводе гудок возвестил
обеденный перерыв, и тотчас цех напол-

нилея звонкими голосами ребят, точно на-.

чалась большая перемена в школе. Мы
увидели сотни подростков в возрасте до
16 лет, стремительно бежавших через за
BOICKOH двор в столовую. ;

Это был удивительный цех, здесь pabo-
тали подростки, работали легко и весело,
видно было, что работ» им нравилась и
увлекала их.

Начальник цеха хвалил ребят и в то
же время порой отечески журил за то,
что залетевший в цех голубь или воро-
бей отрывал их от работы и чуть не ста-
вих под угрозу план рабочего дня. Но
‚ удивительно то, что на соседнем заводе
такие же ребята прочно удерживали зна-
мя лучшего цеха завода. _

Обеденный перерыв ещё не кончился,
когда вернулся в цех лучший его работ-
ник — стахановец, бывший ученик ремес-
ленного училища Гриша Миронов, кото-
рому в этом месяце исполнилось 16 лет.
Он выполнил месячную программу в 10
дней, и приятно было видеть его виртуоз-
ную, изумительную работу у станка, на-
резающего медные кольца снарядов. При-
ятно было видеть, как падали в ящик 30-
лотым дождем искрящиеся медные кольца.
Дино Гоиши при этом выражаше поляое
слюкойствие, даже равнодутиие, всем ©30-
им видом он желал показать, что. ничего
нет мудрёного в этой работе. Но юн знал
себе цену и очень забеспокоилея, когда
оказалось, что Коля Зайченко подбирается

к его рекорду.
 — Потолкуйте с ним, — сказал нам
начальник цеха, — малец видал виды.

Малец действительно видал вилы.
была одна из современных биографий,
очень коротких, наполненных суровыми
испытаниями и страшными событиями.

15 лет было Грише. когда он в первый
раз в жизни услышал воющий гул немен-
кого самолёта, и земля дрогнула от раз-
рыва сброшеннюй е самолёта бомбы. Он
опал в саду и, открыв глаза, увидел, Hak
рушились стены пятиэтажного общежития
ремесленного училища. Это был первый
день войны, и 15-летний мальчик, преж-
де чем очутиться на Урале, прошёл 800
километров по земле, захваченной немцами,

Приморский город, гле он училея, был
окружён. Его защищали моряки и  набеле-
ние. Город пылал, снаряды разрывались
на улицах и убивали отоявших в очере-
цях женщин и детей. Гриша приносил га-
зеты на передний край, он научился 6ез
страха видеть трупы и кровь: однажды
он пошёл вместе с военными моряками в
контратаку. Его оглушило взрывом грана-
ты, и, потеряв сознание, он свалился в
оврат. Когла он пришёл в <ебя, быль ночь.
Он увидел позади зарево — там был го-
род, вокруг были враги. Й он решил про-
бираться на родину, в ое село, в
Приднепровье: Он прошёл около 300 ки-
зометров, шёл ночами, очень страдал от
голода. Селяне кормили его, указывали
дорогу. Он шёл ночью, обходя города,
шел лесами, опасаясь встреч с немцами.
Всё же два раза он ¢ ними‘ столкнулся.
В первый раз патруль пропустил его, он

Судьба Флота

Rami  передавало  на-днях  атентство
Рейтер из Нью-Йорка, французские м0-
ряки готовятся выйти в море на своих
кораблях, чтобы начать операции против
держав оси. В связи с этим сообщением
интересно проследить судьбу флота Фран-
ции © налала второй мировой войны.

Борьба ‘за Ффранцузскай флот началась
непосредственно после поражения Фран-
ции. «Великолушный» жест Гитлера, co-
хранившего в то время неоккупирован-
ную часть Франции, был вызван стрем-
лением сохранить французский флот и
овлалеть им «мирным» путём. В течение
двух с лишним лет гитлеровская Германия
тотовилаюь в захвату франиузского флота,
хоторый мог оказаль серьёзное влияние
на ход операций на Средиземном: море.

Французский военно-морской флот в
течение последних предвоенных лет по-
полнилея значительным количеством но-
вых кораблей. Были закончены построй-
кой 2 новых линкора тира «Дюнкерк»,
линкор «Ришелье», в постройке нахоли-
лось ещё 3 однотипных в «Ришелье» ко-
рабля. Начиная с 1933 года, в строй во-
шли 7 лёгких крейсеров и 3 было в по-

В В
ial ai кораблей строю   постр.

Линкоры новые 2 4
Линкоры старые 5 —
Авианосцы 1 2
Гидроавианосцы 1 —
Тяжелые крейсера 1. —
Легкие крейсера 1 3
Лидеры 33 4

В момент оккупации Франции войска-
ми фашистской Германии флот покинул
базы Атлантического побережья и вы-
нужден был укрыться в Тулоне и много-
численных базах африканских колоний и
даже на острове Мартиника в, Караиб-
ском море, В портах Северной Франции
остались недостроенные корабли, которые
были уничтожены при отхоле из-за не-
возможности их увода по техническому
состоянию и частично веледствие внезал-
ности удара противника по базам, По за-

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ

ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР,

Г 2М40269

ЕЕ ИШЕ ЕЕСТЕЕТЛИЕИ

>

Л. НИКУЛИН
<

правильно нзовах деревню, куда шёл, и
сказал, что-его послали в тётке за солью.
B другой раз он, убежал от немцев и от-

‘лежался во ржи. Пули немецких автома-.

Тов © отвратительным свистом подоекали
волосья, но они не задели Гришу,

В родном селе Гриши действовал ка-
рательный отряд. Это были финны, и
страшная слава о финнах-карателях. раз-
неслась на 100 верст. Гриша узнал, что
его отца и мать финны ‘сожгли заживо в
хате, а шестилетнюю сестру Настю застре-
пили в салочке, Сделали та за то, что
отец выписывал газету и иногда читал ее
велух односельчанам.

Остался у меня старший брат, он
кончил в Харькове институт и работал
инженером на моторном заводе. Тогда я
пошел в Харьков. Итти было очень. труд-
но, ноги побил, покалечил, сёла врумм
погорели — куска хлеба не достанешь. На
счастье, нашёл я в лесу мёртвого немца
и в сумке у него консервы и шоколад, &
хлеба ни крошки. Около самого фронта
(тогда сплошного Фронта не было) залез я
в водосток в трубу, уже холодно было
ночами. Ha рассвете вдруг слышу:
едут конники, сердце у меня упа-
10. А потом слышу — говорят по-нашему.
Тут я аж заплясал и выдез из трубы.
Сначала строго со мной говорили, потом
казак-сержант сказал: «Да это ж пацан-
ремесленник... Пусть себе идбт». И при-
бл яв Харьков. Завод, где

брат, эвакуировали. Опять пришлось итти
пешком до узловой станиии, там пристал
Е одному эшелону. Как Таз тот завод
ехал, где я сейчас работаю. Взяли меня
¢ colo и привезли аж сюда. Отал понем-
ногу работать и вдруг от харьковчан Y3-
наю, что работают на, танвовом molt
Костя Миронов. Нашел его, пришёл к не-
му на квартиру —— он чуть с ума не е0-
шел: «Ты, Гриша! Откуда появился?» По-
плакали мы вместе над родителями, над
сестричкой Настей. Потом он говорит:
«Ну, Гриша, теперь война, все работают
й тебе надо работать. Я тебя устрою на
завод». А я отвечаю: «Не старайся, Кос-
тя, я сам устроился, работу себе нашел и.
lame стахановеп...» Ну и 856.

Мы молчали. Гриша смотрел ‘на нас
вопросительным, рассеянным взглядом,
вдруг он оживился, в ето серых глазах
блеснул огонёк. Он метнулся в сторону и
закричал на весь цех звонким мальчишес-
REM ГОЛОСОМ:

— Колька Гляди, Дуглас летит!

. Кузнецы

Какая бы ни была погода 8a стенами
кузницы — знойный  июльский ‹ полдень
пли мороз и февральская зъюгз, кузни-
ца имеет свою, я бы сказал, тропичесвую
температуру. Жар остывающего металла,
жар раскаленных поковок чувствуется
уже при входе в кузнечный цех. В Европе
ме кузницы, равной по своей мощности
этой.

Когда работает 13-тонный молот, сот-
рясается весь цех. Удары этого молота’
чувствуешь за полкилометра в здавии
главного управления завода. Это землетря-
сение радует сердца танкоградцев. Куз-
Hula —— важнейший центр завода. Если
кузница работает по-стахановски — с пол-
HOH нагрузкой работают механические це-
хи и в срок выходят на испытание новые
машины.

Даже левятитонный молот, малютка по
отношению в тринадцатитонному, произво=
тит внуптительное впечатление в разгар ра
боты. Dro мощное сооружение. конечно,
мало напоминает обыкновенный кузнеч-
вый молот в руках обыкновенного кузне-
ца. Когда механический  девятитонный

ns Di ae ee ae

ренщии

стройке. Лёгкие силы флота, представляв-
шие особенно сильную группу, усилились
рядом новых лидеров, эсминцев и мино-
носцев. В строю Флота находились авиа-
носец «Беарн» и гидроавианосец «Ком-
мандан Тест», в постройке — 2 авианос-
ца типа «Жоффр» и 4 гидроавиатран-
спортд.

Военно-морской флот Франции,  имев-
ший сильную группу лёгких и подводных
сил, стал в последние тоды пополняться
линкорами и авиацией; это соответетво-
вало росту удельного веса этих кораблей
в составе всех флотов мира и особенно
Германии и Италии. По’ характеру кора-
блестроения флот готовился в решению
задач на море в совместных операциях с
английским военно-морским флотом: в Ce-
верном море — для защиты побережья и
блокады флота фашистской Германии, в
Атлантике и Средиземном мойе-—для 0бес-
печения коммуникаций союзников. Группа
лбгких сил, авиация и подводные лодки
отрабатывались для ударов по коммуни-
капиям Италии в. Средиземном море.

Франпузский флот вступил в’ современ-
ную войну, имея в своем составе:

В В
Классы кораблей строю   постр.

Эсминцы 40 18
Миноносцы 25 8
Подводные лодки 101 12
Минные заградит, 2 _
Сторожев. кбрабли 64 —
Тральщики 42 7
Гидроавиа транспорты — 4

явлению фатистсекой печати, в руки Гер-
мании попали: линкор  «Клемансо» —
35.000 т, крейсер в 8.000 т, 11 полвол-
ных лодок, 8 миноносцев по 990 т, 4
сторожевых корабля, 4 танкера. Кроме
того, на верфях остались строительные
матёриалы для линкора «Гасконь», авиа-
носца и 7 подводных лодок.

Несмотря на длительный срок, истек-
ший после капитуляции Франции, `Гер-
мании не удалось использовать большин:
ство этих кораблей, и до сих пор она не

ВЕ СЕ ЕЕ

‚ ло 80 подводных лодок,

молот поднимаются Mm опускается над
раскаленным металлом, примериваяеь для
удара, он кажется разумным существом.

“Однажды над городом бущевала снеж-
ная буря, злейший уральский буран. Лю-
1и шли, как слепые. цепляясь за стеныг
домов, за обледенелые столбы ‘и заборы.
Именно в такую непогоду мы встретили
человека, пересекающего заводской двор
по направлению к кузнечному цеху. Он
шёл согнувшись, стафаясь устоять иа/но-
гах, преодолевая яростные порывы: ветра.

Звали этого человека Алексей Epmos,
было ему за пятьдесят лет, Зимой прош-
лого года он приехал вместе с кировцами
на Урал. В Ленинграде он перенёс все тя-
жести осады. Он работал пох бомбами вра-
жеских самолетов, под артиллерийским об-
стрелом, но не покидал цеха — он знал,
что танки KB прямо из ворот завода ухо-
дили на огневой рубеж.

Кузнецы — старая, васлуженная про-
фессия в армии металлистов. Эта профес-
сия переходит из рода в род. Сын кузне-
па Ершова выбрал себе другую нрофессию.
Он кончил среднюю школу, поступил в
институт, но работал он на Кировеком зал
воде. 22 июня, в первый же день войны,
сын Алексея Ершова Валентин  добро-
вольцем ушёл на фронт, а 10 июля отец
получил извещение о том, что сын er
пал смертью храбрых,

Здесь следует дать слово самому кузне-
цу и выслушать его волнующий, бесхит-
ростный рассказ. ,

— Bofina застала меня на пенсия, на
покоев. Ещё ло войны перешёл я на инва-
лидность. Я, пенсионер, никому в тягость
неё был, хотя возраст у меня солидный.
Началась война -— пришел я в заводоуп-
равление и опять попросилея на завод.
Работу ‘мне дали лбгкую — сочли, ^ что
пенсионера нельзя перегружать. В tor ca-
MEI день, когда пришла повестка о сы-
не, был я в пехе. Подходит ко мне парторг
цеха, обнял меня и товорит: «Прочти,
Ершов, и чем можешь отплати гадинам...»
Не стану вам говорить, какое для меня
это было горе — единственный сын был
у меня... Пошел я в заволоуправление и
сказал: «Я — кузнец, тридцать лет стоял
у молота, теперь на пенсии. He ‘хочу
больше работать на лёгкой работе. Буду
опять кузнецом, как был 30 лет». И
просьбу мою уважили. Теперь работаю на
Урале, как работал в ролном Ленинграде.

Й вот стоит старый кузнец ‘у девяти-
тонного молота. С огромной силой выбивая
пламя, ударяет мощный молот, от его уда-
ров сотрясается весь цех. Пламя освещает
суровые, как бы отлитые из меди, черты
лица старого кузнеца. }

аботаю ненлохо, заготовил себе
хороший инструмент по деталям, например,
клещи лёгкие, круглые я сам себе сделал.
Раньше инструмент у меня бых тяжёлый.
Потом печи у нас плохо грели, не было
покрышек. Сделали мы покрышки — печи
стали работать лучше. —

Он вытирает пот co лба и, помотаав,

— В общем, даю 200—250 процентов
нормы. Работаю за себя и за сына, моего,
Валентина... Вот как будто и всё.

Ок ‘возвращается к молоту. Мы видим,
как легко, как молодо ‹он подхватывает
клещами огненный, раскалённый лепесток
металла — поковку и бросает её поверх
трупы остывающего металла.

После жара и сотрясающего стены гро-
хота молота свист вьюги на заводском
дворе кажется тихой мелодией. И вдруг
мы остановились, оглушёенные лязгом гу-
сениц и громом мотора. По широкому
проспекту между цехами мчался тяжелый
танк. Снег крутящимися вихрями летел
вслед за ним. В этом мощном сухопутном
брюненосце, в этом бронированном метите-
16 мы видели неукротимую душу, львиное
серлце старого кузнеца Алексея Ершова»

сумела достроить ни одного крупного
французского корабля.

Во время ‘событий в Оране и Дакаре
французский флот потерял линкор «Брё-
тань», 2 лидера и 2 подводные лодки и
некоторое количество более мелких кораб-
лей; получили тяжёлые повреждения. но
были уведены в. Тулон: линкоры «Дюн-
керк», «Страсбург», «Прованс» и неко-
торое количество жораблей других влас-
сов. Общие потери французского флота до
капитуляции составляли: = крейсер, 7
лидеров и 5 зэеминцев, 11 подводных ло-
док, 4 сторожевых корабля.

После июньских событий 1940 года
флот разделился на четыре группы:

1. Корабли, оставшиеся у правительства

Виши, базировались на порты Тулон, Би-.

зерта, Оран, Алжир, Касабланка и Дакар
в составе: линкоры «Страсбург», «Дюн-
керк», «Прованс» (все повреждённые),
«Ришелье» и «Ман Бар» — недостроен-
ные; крейсера «Алжери»,  «Кольбер»,
«Фош», «Дюплей», легкие — крейсера
«Жан де Вьенн», «Ла Марсейез», «Ла Га-
лиссоньер», «Глуар», «Монкальм», «Жорж
Тейг», «Примогэ», «Ламотт-Пикэ»; около
10 лидеров, эсминцев и миноносцев, око-
тилроавнаносец
и авианосец «Коммандан Тест».

2. Корабли, разоружбнные на острове
Мартиняка: авианосец «Беарн», 2 крей-
сера — «Эмиль Бертен» и «Жанна д’Арк»
(на острове Гвадалупа), 2 эсминца.

3. Корабли, лемилитаризованные в пор-
тах Англии: 3 линкора -—— «Курбе», «Па-
pus, «Лоррэн», 3. крейсера — pinnae
«Турвилль» и «Сюффрен», лбгкий крейсер
«Дюге-Труэн», два эсминца, и две подвод-
ные лодки.

4. Корабли в распоряжении генерала хе
Голля: два лидера, 2 миноносца, 3 подвод-
ные лодки (из них 1 погибла во время
операции на стороне’ союзников), 4 траль-
щика и ряд мелких кораблей и вспомога-
тельных судов.

В таком состоянии Французский воен-
но-морской флот находился ло ноября
1942 г., когда началась высадка союзно-
го десанта в Северной Африке. Часть фло-
та оказала сопротивление при высалке
лесанта в районе Касабланки. Boenno-
морские силы союзников в б0ю нанесли
повреждение < недостроенному  линкору

21. Коммутагор редакции

Типография «Красное

РАСНЫЙ ФЛОТ

французских

И

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА; Москва, Сущевская ул. у аа ы

секретарь редакпии—Д 1-08-03; злм. отв. секретаря — коммутатор. лоб 98; отдел боевых ‘твий Флота—лоб. 29, 38;’отлел пропаганды — доб. 89; отдел партийно-комеомо У
иностравный отдел--доб. 1-15, 1-35; отдел оформлення-доб. 1-18; библиотека—доб. 13; излательство»- начальник 11-12-69, : pons мольской работы—доб, 8 и

ТУРЕЦКАЯ ГАЗЕТА 0 НЕУМЕЛЫХ УВЕРТКАХ
° ГИТЛЕРОВСКОЙ ПРОПАГАНДЫ

СТАМБУЛ, 13 января. (ТАСС). Рехак-
тор газеты «Ени сабах» Ялчин опубли-
ковал сталью, в которой задаёт вопрос:
«Почему молчит вюмецеое тлавное коман-
дование, которое до сих пор  говориль
очень много?» Автор заявляет, что «при-
чина молчания немецкого командования
¢ положении Ha  советоко-германсвох
фронте предельно ясна: ‘у немецкого ко-
мандования нехватает духа признать,
чо титглеровские армии ототупают под
ударами советских войск, хотя aro из-
вестно уже всему миру».

Ялчин локазывает, как иеумело «вы-
кручивается»  терманская пропаганда,
стремясь как яябудь об’яснить молчание
немецкого командования. «Военный 060-
зреватель  терманского информапионного
бюро, — пишет Ялчин, — об’яеняет
молчание немецкого командования тем,
что последнее «тотовится ® решительно-
му улару». Если. бы это было так, то
почему военному обозревателю можно
болтать о том, что скрывается военным
команловалиюу? (0с0б0е удивление вызыг
вает гутверждение немецкого обозревателя,
булто молчание немецкого командования
«беспокоит противника». Зачем  беспо-
коиться советокому  комаидованию, про-
должает Ялчин, когда оно знает, что оно
делают, знает’ куда продвинулись совет“
ские войска и какие пункты они заняли,

Молчалие немцев свидотельствует © TOM,
что удар, нанесенный по немецким вой-
скам, оказалел настолько сильным, что
о иби нельзя сообщить немецкому наро“
ду».

Яачин напоминает, что немецкое ко”
мавдование раньше не отличалось молча-
ливостью. «Наоборот, оно высокомерно
заявляло о многом, что потом не сбыва-
лось. Разве во время наступления Ha
Москву оно но Залвило, что руокой ар
мии уже ве существует и что мемцах
уже осталось закончить ликвихацию ©6
остатков? А что говорилось © Оталинтра-
де? Если немецкое командование сегодня
молчит, зпачит ему нечего сказать».

Как указывают палее Ялчин, истина
состоит в том, что’ немецкая армия от-
ступает пох натискох русских и оказал
лась уже в очень тяжёлом положении,
«Нактупление русских может привести ®
тому, что все фезультаты немецкого лет-
него наступления будут сведены к нулю.
Похоже на то, что военные операции
развиваются именно в таком направле-
нии. С каждым днём крепнет убеждение
в TOM, что немцы не емотут предотвра-
тить тажото исхода советакого наступле-
ния. Что же остаётся в етих условиях
немецкому командованию, — пишет Ял-
чин, — кав не молчать!»

Страх гитлеровцев перед советскими партизанами

СТОХГОЛЬМ, 13 января. (ТАСС). Не:   ские отряды при помощи радко связаны
мецко-фашистовие оккупанты вотревоже-   друг © другом. .

ны ростом партизанского дважения в ок-
купированных советских районах. Гитле-
ровская газета «Гамбургер Фремденблат»
жалуется на «коварство» советских пар-
тизан, которые, по её словам, особенио
успешно действуют в лесных районах.
Тазета пишет, чо немецким войскам
приходится производить тщательную pa3-
ведку местности. Для борьбы с партиза-

Газеть жалуется на то, что немецеио
солдаты становятся часто жертвами WAp-
тизан и что последние разрушают мосты
и варывают поезда.

Другая гитлеровская газета — «Наци-

ональ пейгунг» обвиняет  гражданюкое
наюеление оюкутированньех районов в по-
мощи партизанам. По` признанию газеты,

нами немцы вынуждены были создать   советокие патрилизаныг «ведут настоящие

специальную «полицию безопасности»
Гитлеровекая тазета, призкабт, что среди!
партизан очень мою превосходных
снайперов, поэтому борьба против них,
по еб словам, «требует испытанных лю-

военныю действия против германских
войск и в обобеншости против их тыло-
вых коммуникаций», Газета сетует на
трудности борьбы против партизан, кото-
рые, по её словам, «находят себе при-

дей». Тазеть указывает, что партизан“ станище в непроходимых лесах».

НА НЕАПОЛЬ

НЬЮ-ЙОРК, 13’ января; (ТАСС). Штаб
американских воздушных сил передабт из
аира, что 11 января американокие fx
бардировщики «Либерейтор» совершили в
дневное время нашбт на Незлоль. cat

НАЛЕТ АМЕРИКАНСКОЙ АВИАЦИИ

были сброшены на портовые сооружения
и суда, стоявшие в гавани.

ПОДРОБНОСТИ НАЛЕТА НА РУР

ЛОНДОН, 13 января. (ТАСС). В Aonxo-
но официально об’явлено, что в  налёте
& Рур в вочь на 12 января участвова-
ли четырбямоторные бомбардировщики.
Нз Рур было оброшего много бомб весом
более полутора тонн каждая. Возникли
крупные пожары. Зенитная артиллерия
противника непрерывно вела огонь. Про-
жекторы были!
облажах английские бомбардировщики.

_ Военные действия в Северной Африке

ЛОНДОН, 13 января, (ТАСС). Штаб
зойск союзников в Северной Африке пе-
`федает, что французские войск» заняли
горный проход в 37 км к wry or Пок-
лю-Фаса. Истребители союзников сбили
3 траноепортизих салюлёта противника у
побережья Туниса. Небольшое соединение
союзников бомбардировало обеты — про-
тивника около Габеса. Был совершён так-
же налёт на триполитанокий пункт Гада-
мес. Из этих операций не возвратились
два самолёта.

Немцы предприняли сильную атаку
‚против Французских частей в 8 километ-
рах к югу от Фондука, но быти отброше-
ны и понесли тяжёлые потери.

ЛОНДОН, 13 января. (ТАСС). Штаб
войск Mor команхованием
pire eee oe ee АЕ В
«Тан Бар», который в результате сгорел
и надолго вышел из строя.

27 ноября, когда германские бронетан-
ковые части ворвались в Тулон, пытаясь
захватить стоящие у стенок и в гавани
корабли, Французские моряки предпочли
тибель флота и собственную смерть по-
зорной сдаче кораблей врагу. № моменту
вторжения немцев в гавани Тулона нахо-
дилось: 3 линкора, 4 крейсера, 3 лёгких
крейсера, 1 гидроавианосеп, 25 лидеров
и эсминцев, 26 подводных лодок и ряд
кораблей лругих классов и вопомогатель-
ных судов флота. Первоначальные с00б-
щения говорили о полном уничтожении
всего флота. Позднее установлено, что эти
сведения оказались ошибочными и истин-
ное положение таково:

Из состава флота, базировавшегося на
Тулон, удаль выйти в море только 4
подволным лолкам, из которых 3 прибыли
в порты Северной Африки и 1 интерниро-
вана в Испании.

После произведённой союзниками воз-
душной разведки установлено, что в га-
вани потоплено большинство военных ко-
раблей, кроме двух устаревших крейсе-
ров. Эти цифры, очевидно, в ближайшее
время будут уточнены, и одновременно
станат ясен характер повреждений кораблей.

17 декабря появилось сообщение о при-
соединении к союзным морским силам в
Следиземном море французского флота, на-
ходящегося в Александрий, Дакаре и се-
веро-африканских портах. В ближайшее
время следует ожидать, что все корабли
булут об’единены под общим командовави-
ем, и флот Франции, воюющий на стороне
союзников, будет представлять собой вну-
птительную силу.

Французский флот, присоединившийся к
союзникам, насчитывает: четыре  линко-
ра, — «Курбе», «Пари», «Доррэн» и «Ри-
шелье»; три крейсера — «Дюкен», «Тур-
Вилль» и «Сюффрен», 8 лёгких крейсе-
ров — «Глуар», «Монкальм», — «Жорх
Тейг», «Ламотт-Пика», «Примогэ», «Дю-
ге-Труэн», «Эмиль Bepran» и «Жанна
д’Арк», авианосец «Беарн», значительное
количество подводных лодок. Следует счи-
тать, что вместе с повреждёнными число
эсминцев булет около 30 и полводных ло-
док более 40. Надо полагать, что корабли,
воевавшие на стороне союзников, техни-
чески подготовлены и вполне боеспособ-

Д 3-29-00 до Д 3-20-98, Телефоны: для справок

знамя», Сущевская, 71.

генерала  Леклерка передаёт, что в pe-
зультале успешных действий войск в
Южной Ливии оккупация Фессана полно-
стью завершена. Французы заняли Мур-
зук и Себха. Гарнизоны этих двух пунЕ-
тов почти целиком сдались в плен, Лере-
ловые части ЧЛеклерка значительно про
двинулись на север.

ЛОНДОН, 13 января. (ТАОС). В коммю-
нике игтаба французских сил в Северной
Африке, переданном радио Марокко. гово-
рится, что вчера гечером противник во-
sobmonmn

свои атаки в районе к юго-во-  `

стову от Уми-оль-Аралэба (в Фессаю).
Вражеские атаки были отбиты с больш
ми потерями лля противника в людях и
материалах. Было также уничтожено не-
элько неприятельских танков. ,

TEE

ны; корабли, стоящие в портах Англии,
нуждаются в личном составе и боезапасе.
Остальные корабли ллительное

время
бездействовали, стоя в базах, и нуждают-
ся в локовании, пополнении топливом,

сичным составом, особенно стоящие на
Мартинике «Безрн» и два лёгких Kpeitce-
ра, которые были разоружены. Их лич-
ный состав влился в состав сил, сража-
ющихся на стороне де Голля. В ближай-
шее время большая часть кораблей может
быть использована в боевых действиях на
стороне союзников, так как весе препаятет-
вия для быстрого ввода их в строй легко
преодолимы, особенно после’ того, как они
получат прочную матернальную базу.
Весьма вероятно, что корабли француз-

‚ского флота будут действовать, опираясь

Ha базы Северной Африки: Алжир, Оран
и в последующем — Бизерту:

Группа в составе 4 линкоров, 11 крей-
серов, авианосца, нескольких десятков
эсминцев и подводных лодок, при соответ-
ствующем усилении авиацией, сможет ус-
пешно защищать коммуникации в -запад-
ной части Средиземного моря, вести ак-
тивные операции на коммуникациях про-
тивника, наносить удары по базам и пор-
там противника, особенно на близлежа-
щих островах: Пантеллерия, Сицилия,
Сарлиния, Это укрепит позиций союзни-
ков и лишит противника возможности ба-
зирования легких сил и авиации, которые
систематически воздействуют на морские

коимуникации союзпиков, главным obpa-\
зом в Сицилийском проливе, и протяжён-. С

ные сухопутные коммуникации вдоль се-
верного побережья Африки.

Некоторое увеличение корабельного” со-
става лержав оси и расширение возмож-
ности их базировайия в западной части
Средиземного моря не могут изменить яв-
ного превосходстра в силах и стратегиче-
ски выгодного базирования флота союзни-
ков, владеющих обоими выходами в океа-
ны. Союзный флот, базируясь в трёх ос-
новных центрах — Гибралтар на. западе,
Александрия на востоке, Бизерта (в по-
следующее время) в центре, — заставит
противника  разлелить и перебазировать
свои силу на соответствующие количест-
ва операционных направлений что и 663
того ослабит  мемногочисленный флот
держав оеи.

Капитан 3-го ранга В. ЧЕНУРОВ.

— 006, 1-3; зам. редактора

доб,

бухгалтерия и отдел подписки—лоб. 25 и д 1-62-21.

ы обнаружить в.

=72;
Д 1-12-82:

14 января 1943 г., № 1 (1269).

Обмен телеграммами
между Чан Кай-ши
и Черчиллем

ЛОНДОН, 13 января. (ТАОС). Атон
ство Рейтер передаёт, что Чан Кай-шиа
послал телеграмму премъер-угинистру An
тлии Черчиллю, в которой от имени кич
тайского правительства и иарода выра-
жает глубокое Удовлетворение по поводу
подписания антло-юитайского договора
отмене прав Англии на экстерриториать-
ность в Китае. Этот договор, говорится в
телеграмме, явится новым овидетельством
растущей солидарности об’единенных нз-
ций не только во имя воелных целей, но
и во имя мира. ;

В ответной телеграмме Черчитля гово
рится, IO подписание договора ° открыч
ьает новую эру BO взапиотношевиях
между обеими страшами.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ РУЗВЕЛЬТА
0 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ АССИГНОВАНКЯХ
НА СТРОИТЕЛЬСТВО ТОРГОВОГО
HOTA

ВАШИНГТОН, 13 января. (ТАСС)!
Рузвельт. обралилея к конгрессу с пред
ложением  @соигновать дополнительно в
1943 г. 4 млрз. долларов на распиирение
программы строительства торгового 4ло-
та, осуществляемого  правительствениой
морской комиссией, а также OCTABETS,
комиссии право заключить  дополнителья
но контракты на сумму в 65.250 oom
долларов, i

anne errno

СТРОИТЕЛЬСТВО СУДОВ
„ЛИБЕРТИ“ В США

- Морская комиссия США сообщает, чо
постройка грузовых судов типа «Либер-
ти» была закончена в более  коротюнй
срок, чем это первоначально предподата“
zoch. В среднем ша строительство каждо-
го такого судна водоизмещением в 10,5
“THC, тонн в ноябре затрачивалось 56
дней вымесю 240 дней, ихоя
Ha постройку судна в первый  перно
реализации прюлраммы судостроения. (д-
Ha судоверфь на ‘тихоокеанском побе-
режье США спустила на воду 80-е 10
счёту судно типа «Либерти» через 32
дня после его закладки и теперь ежене-
дельно сдает 3 таких судна. Эта верфь,
сооруженная в 1941 тоду в течение 9
и, имеет 14 стаполей и 10 бассе-
HOB.
Одна m3 cyxonephel на восточном mo-

bo спустила Ha воду 71-6 по
счёту судно mepes 80 дней после его 34
: кладки. Отроительство этой судоверфи
’ было начато ‘немногих большею тоха тому
вазал. Помимо судов типа «Либерти», на
одной из верфей восточном побережья
такими же темпами строятся и cys Wy
гих. типов -—— от барж до танкеров. Lax
хую меделю судоверфь заканчивает по“
отройку одного танкера.

Председалель правительственной мор“
ской комисени Лэнд сообщил, что сейча
в ОША ежедневно спускается на воду
3 судна. В 1937 тоду США располагали
Всего 10 судоверфями ¢ 46 сталеллии,
& в весне 1942 rom — 21 судоверфью,
Ha которых одновременно могут быть в
ложены 83 судна. В настоящее время
судостроительная промышленность США
в состоянии строить одновременно 300
корщусов судов м одновременно BOCTH Da
боту по оборудованию  деслтков других
Cy OB,

Вашинттоя, 12 января,

ee ee ee

ВОЙНА НА ТИХОМ OKEAHE

ЛОНДОН, 13 января. (ТАСС). В кок
уюнике шт&ба об’единённого командова»
ния союзников в юго-западной части Тиз
хого океана говорится, что в сектора (а
пананда (Новая Гвинея) союзные войска,
действуя против японцев, добились о
вых успехов. инение тяжёлых бо
бардировщиков союзников произвело из
лет на военные 0б’екты японцев в ра№-
10 Саламауа.  Истребительная  авиацля
союзников атаковала ¢ небольшой вы“

ты аэродром в Фуйлоре (остров Тимор). _

Японские самолёты совершили налёт ва

a союзтиками Мераук (Новая Гви-
Hed),

———

Военные действия в Китае

В коммюнике китайского командования
говорится, что в боях севернее Лотяня
(восточная часть провинции Хубой) япок-
цы потеряли более тысячи человек. Юж“
нео Дагуаня, расположенного северо-вос=
точнее Тунчэна (провинция Аньхуэй),
продолжаются бои мёжлу  японоклии и
китайскими войсками. В северной части
провинции Цзянси китайские войска
атаковали японские позиции южнее roper
да Наньчан, (ТАСС). +

———

}

ВОЛНЕНИЯ В РУМЫНИИ

ЛОНДОН, 13 января. (ТАСС). По с00б-
щению цюрихского корреспондента агент-
ства Рейтер, во время антипраительст-
вевных народных демонстраций в районе
Крайова в Румынии, имевших место HA
прошлой  ведеде,  произошая кровавые
столновения о демонстрантов ¢ полицией,
оеих сторон набчитывзается много YOR-
тых и ‘раненых. Румынские  тоспиталя
настолько забиты ранеными, прибывириик
с советско-геруанского Фронта, что некуда
было поместить раненых  полипейских,
Власти приказали вывезти из ролильнымю
лома всех, рожениц, и их места были mper
доставлены раненым полицейским,

——

ПРИБЫТИЕ ТУРЕЦКОЙ
‘ ‚ МИССИИ В ЛОНДОН

y лондон, 13 января. (ТАС). Атенлетво

ейтер передаёт, что в Лонлон прибыла
турецкая Иссия в составе семи человек
для ознакомления © работой английеких
военных предприятий, верфей, а также
военню-мореких и военно-воздушных уч-
реждений. Ожилимот, что миссия пробудет
в Анталии Б или 6 недеть.

отв, Ответственный редактор

П. МУСЬЯКОВ.

= a