Г

А

февраля 1943 г. № 56 (1284)

ОГОН

„На всби протяжении тероической обо-
роны Сталинграда м замечательного ’ла-
ступления паших войск,  привелших к
полному разгрому и уничтожению круп-
ной немецкой группировви, корабли Вольк-
ской военной флотилии поддерживали своим
огнём опрации наших сухопутных  ча-
стей. Несмотря на жесточайшее противо-
действие немпев, на неоднократные по-
yen фашистской авиации и артихилерий

> уричмюжить налши корабли, они даже по-

6 того, как Волга покрылась прочным
льюм, продолжали громить’ врата.

Time мы иючатаем ре ‚ командира
канонерской лодки -«Усыекин» орденуо-
вода Капитан-лейтеналиа И. `Кузаецова
‹ кйствиях его корабля в намболее ‘на-
pci Aum ‘боев.

koe ow
Когда канонерская wom,  «Усыскин»
итокалась ® СОталинграду, чувствовалась

цизюоть фроита. Волга буквально кипела
и бомб, сброшенных немецкими самолб-
ции. Вое-тдо пылали разбитые баржи,
мера вытравливали мины. Обстановка
(ша напряженной. Ham корабль был po
лв ® бою.

Рервые шриходилось вести колбеное
{ию,  оборудованиюе под камонерскую
лоу. Маневреннюсть ero далеко не пол-
иетью соответствовала требованиям бое-
м обстановки. Dapparep pean не был
юуен как следует. Экипаж корабля — в
флиинотво — черноморцщы — представлял
дужный, дисциилинированный коллектив,
к краснофлотцы не имели достаточного
та действий на. реке.

Приказ затять огневые позиции был
MYTH  ноожиданяо, когда На корабле
пноводиляеь дополнительные работы по
miroreske к боевым действиям. Поступили
Анные © том, что крупная \ группировка,
„Лротивника в составе нескольких десят-

= Зв талков и около 300 автомалшин с пе-
(soni двигается в северной окраине ` то-

у

ра. Предотоялю mente rerio ВыЫдДВиНУтЬСя
в эт район, выбросить на берег наблю-
диельный пункт №, связавииись ‘с подраз-
нием морской пехоты, поддержать
ибм ег. действия,

Огневые позиции были выбраны в ©д-
уг из рукавов Волги. На берег выслали
ртраэведку, которая получила задачу
  МВаться с сухопутной частью 62-й ар-
ии, Началось оборудфвание наблюдатёль-
то пункта. Прошию немало времени. од-
ко разведка не возвращалась. Obera-
нова оставалась неопределённой. Наблю-
Ители заметили группу танков, которые
тыстроились в линейку. Огня танки не
  ли. Больше того, на машинах ‘были
Пшкреплены цветные полотнища с каки-
  ито лозунгами, прочитать которые из-

2 : Me re Tee ee ОИ

да вражеские полчища е трёх сто-
№ подкатились в городу, в Сталинграде
мо право гражданства ` выражение,
ишедшее в обиход осаждённых  горо-
В из лексикона полярников: «Большая
ия». Как в своб время в Одессе и (е-
лол, как в Фенинграе в дни
% блокады, советские’ люди в Сталин-
Тид® трогательно называли Большой зем-
Vi вю любимую нелобеждённую роди-
“А, в мюрой связывались все надежды,
Зи корой приносились все жертвы:
 Твко для сталингралцев Большая зем-
И мала не за морями, Её отделяла от
аженного Города лишь ширь великой
И, комрая всякому русскому человеку
К же дорога и священна, как сама ро-
Ал земля. В этом было нечто много-
Чаительное, вещее. Людям верилось; что
 IM, исстари ставшая символом рус-
г вольности, не выдаст свою тверды-

в я вышло! Река, явившаяся для
Чиа страшным и непреодолимым водным
Мом, осталась для нас родной матуш-
\-Волюой, по котерой Большая земля
Чимжила ‘к Сталинграду невиданную и
Миноримую военную дорогу. И. тогда
Чь воедино наши и без того ‘нераз-
ные представления 06 этой реке и
Ичинувшемся на её берегу славном го-
№ «Не пустим врага ма нашу Вол-
<) юворили  советские люди, думая
 ыинграде. «Отстоим Сталинград!» —
Чань бойцы, и в сознании ux. BCTa-
 a Boara,
Viel, moryyet m xpepueft, обращались
‘Matinee дни мысли и взоры защитни-
\ рода. Or нее, веками дававшей си-
1 ммикии народным движениям, ждал
(№ помощи оплот народной свободы—
Мимонный Сталинград.
№ стала ‘для  города-богатыря
Чиукаемьи источником стойкости и си-
“В осеннюю непогодь и в ледоход. иро-
 ила она шелшие в Большой seman
имения, оружие, снаряды. Она

которым, командует т; Чукреев,

„М ОЛ ОЛДЕЦ, ВОЛГА!“

Волги. Пятью залпами комендоры уничто-

_Г КРАСНЫЙ ФЛОТ

b K ОРАБЛЯ

3& дальности не удавалось. Чьи
танки — свой или чужие?

Bexope всё выяенияось. Немецкие тан-
ки прорвали на одном из участков оборо-
ну и фашистская группировка готовилась
к новому броску, На корабле об’явили
тревогу. Канонерская лодка послала по
врагу первые снаряды. Огонь вбёлея-до тех
пор, пока наступившая темнота не скрыла
пели от наблюдателей. Были ‘подбиты
7 танков, 2 ‚автомалтины, уничтожено не-
сколько десятков немецких солдал и офи:
церов.

neu, Его также въшнесли © поля боя Щер-
бинин и Скальский. Очень хорошо работал
наблюдатель старшина 2-й стальи Изалмов.
Его записи всегда были  подроблыми и
точными,

Во время стрельб командир БЧ-П нахо-
дился, как правило, на наблюдательном
пуниюте и оттуда управлял огнём. На о-
рабле отлично несли боевую службу стар-
шина 2-й статьи Дружинсвий и команди-
ры орулий Бабич и Кондратенко. Они бы-
стро освоились с речными условиями.
Многие краснофлотцы проявили отличную
выучку, стойкость и выносливость.’ На-
водчяк Бут, будучи больным, по сигналу
тревоги немедленно вставал в пушке и не
авал никому заменить себя. Заряжающий
арфенов неоднократно работал за троих.
По нескольку суток не выходил из радио-
рубки радиет Аглодин. Он связывал своей
радиостанцией He только подразделения
флотилии, но и части пехоты с их итаба-
ми. Рубка Аглодина превратилась в свое-
образный узел связи. Телефонист, Пома-
зан и Ефимов непрерывно ходили от ко-
рабля к наблюдательному пункту, следя
3& состоянием проволочной связи. Бывало,
что им приходилось по 8—10 раз в сут
ки устранять обрывы на линии. Связь с
наблюдательным пунктом всё время была
безупречной,

Заместитель командира по политической
части т.. Гриценко вместе с партийной
организацией, выросшей зо время боёв в
четыре раза, умело вали экипаж
в пухе ненависти к фашистам, беззавет-
ной преданности родине, стойкости и My -
жества; Результаты ‹ стрельб, примеры
смелости, отваги, инициативы,  прояв-
ленные командирами и краснофлотца-
MH, немедленно  доводились до сведе-
ния всего личного состава. Наряду с
«Боевыми листками» на нашем корабле
широко использовался плакат, явившийся
особенно действенным средством агитации,
Во время отной m3 стрельб орудие Бабича
прямым попаланием уничтожило два тан-
ка противника. На корабль сейчас же по-
явился плакат: «Расчету носового орудия
от Родины спасибо!» Эти плакаты в03-”
буждали у воех стремление стать передо-
виками,

В боях под Сталинградом канонерекая
полка нанесла немцам немалый урон. 0г-
нем налтих орудий сожжено на зэродро-
мах 4 самолёта, уничтожено около 20
танков, до 50 автомашин, 14 артиллерий-
ских и миномбтных батарей, 3 шести-
ствольных миномёта, много живой силы,
десятки блиндажей и дзотов противника.
Многие командиры и краснофлотцы награ-
ждены орденами и медалями. Экипаж ко-
рабля имеет благодарность командующего
@POHTOM 3 отлячную стрельбу:

Капитан-лейтенант И. КУЗНЕЦОВ.

это

же

С этою дня началась напряжённая
боевая жизнь. Морская пехота, прикры-
вавшая северные подстуты. к городу, пэ-
лучив поддержку огибм корабельной ap-
тиллерии, выбила оккупантов из окраин-
ного селения, С этого участка путь в го-
род для немцев оказалея закрытым.

С раншего утра канонерская лодка от-
крывала огонь. Краснофлотцы и коман-
хиры действовали почти круглые сутки,
Днём они стреляли, & ночью  освежали
маскировку корабля, ‚ вырубая зелень в
полутора-двух километрах от огневой по-
зиции. Вообще маскировке придавалось
очень - большое значение. TO и
берегом беспрерывно висели в воздухе фа-
шистские самолеты, несмотря на то, что
напги зенитчики и истребители десятками
выводили ‘их из строя. Главной защачей
было — не выдать своего месторасположе-
ния. Экипаж очень быстро овладел ис-
кусствюм маскировки. Немцам удалось за-
сечь нашту фадиостанишито, воздушные раз-
ведчики сотни раз пролетали над кораб-
лем, и все же фашисты не смогли обна-
ружить Hac.

В условиях обороны Сталинграда ко-
рабль использовался, в основном, как
пловучая батарея. Поэтому надо было до-
биться. исключительно умелого и чёткого
ведения ‘артиллерийского огня, В этом от-
ношении командиры и. краснофлотцы пре-
взошли все ожидлашия.

\Для корректировки стрельбы по целям,
расположеним на местности, изобилую-
meh оврагами и высотадаи, неоднократно.
выносились к самому переднему краю до-
полнительные  маблюдательные пункты,
оснащённые  ратиостанцией. Командир
БЧ-П лейтенант ‘Телепаев в первый же
день. управляя огнём с выносного наблюда-
тельного пункта, подбил 3 танка, 4, авто-
машииы и рассеял группу пехоты. Теле-
цаев был ранен. Иго доставили -на корабль
старшина 2-Й статый Щербинин и красно-
флотец Скальский, вынесшие командира
буквально из-под огня. Командиром ВЧ-П
был, назначен лейтенант Одуев. Оп провёл
много удачных стрельб, но тоже был ра-

Вся родина взволнована и рада, —

В Москве, на фронте, в сёлах ив цехах,
1 Победа под стенами Сталинграда

У каждого сегодня на ‚устах.

И от Кавказа до `Владивостона,
От Балтики до ‘северных морей
Народ исполнен гордостью высокой
За доблестных своих богатырей.

Он славит полководцев и героев,
Спешит достойным почести воздать
И повторяет имя дорогое

на позиции. a
Того, кто научил нас побеждать. _

Фото А. Новикова.

С кличем «Молодец, Волга!» атаковали
наши бойцы вражеские опорные пункты
в районе Дубового оврага, где перед этим
у них на глазах огневой шквал с трех
канонерских лодок заглушил нёмедкую
артиллерию, разметал отборный батальон
фашистской ‘пехоты, искромсал «эскадрон
румынекой королевской кавалерии.

— Молодец; Bosra! —= повторяли
командиры в штабных землянках, отме-
чая в сводках и на картах, что бронека-
тера ‘лейтенанта Плехова внезанным уда-
ром истребили отряд’ неменких мотоцик-
листов, что огнём «Усыскина» и «Чапае-
ва» накрыта ещё одна ‘труппа танков,
что под охраной кораблей флотилии нев-
редимым прошёл по Волге ещё «лин ка-
раван с боевым грузом.

Молодец, Волга! Найдешь ли, в самом
деле, другие слова, ‘чтобы лучше выра-
зить и восхищение боевым мастерством
речных комендоров и благодарность им за
огневую выручку? .

Вот в фронтовой газете «Сталинское
знамя» пишет красноармеец Бегишев:

«Несколько Дней нам неё давал покоя
шестиствольный миномёт противника; В
штаб пришел представитель с канонер-
ской лодки «Чапаев» лейтенант Загинай-
ло. Командир батальона познакомил его с
обстановкой и рассказал о фашистском
миномёте. «Мы поможем», — сказал мо-
ряк. Он взял с с0бой ралиста и вылви-
нулся поближе к вражеским позициям.

Немецкий миномёт был — засечен,
Комендоры с канонерской лодки быстро
накрыли его, и миномет разлетелея вдре-
Cort Спасибо канонерке! Молодец, Вил-
ral».

Дорога морякам Волжской военной фло-
тилии такая похвала. Она заелужена мо-
лодецкими делами, достойными имени bo-
гатырской Волги.

Чтобы меток был огонь канонерских
лодок, самые отважные и самые умелые
моряки-артиллеристы, которым  поруча-

вступала в грандиозную битву залпами
орудий канонерских лодок, дерзкими ‚и
точными огневыми налётами бронекате-
рюв. Улары с реки были так внезапны и
сокрушительны, (& наносившие их ‘кораб-
ли так подвижны и неуязвимВт, словно
ono сама матушка-Волга, вступившись за
возвеличивший её русский народ, обру-
шивала на ненавистных пришельцев ка-
рающий шквал.

Многие в Сталинграде помнят, как
Волга заставила замолчать тяжблую  ‘не-
мепкую батарею, долго наносившую  серь-
бзный урон нашим войскам, Сам коман-
дующий фронтом генерал-полковник Ере-
менко искал эту батарею, бившую изда-
лека с закрытых позиций. Лично он и за-
сбк её наконец с наблюдательного пунк-
та, Отсюда дали команду на канонерскую
лодку капитан-лейтенанта Кузнецова, и
цель ‘мгновенно была накрыта огнём ©

р атистскую батарею.
а а Волга! Благодарность все-
му личному составу! — передал генерал-
полковник для записи в вахтенный myp-

бля.

pe aie день слово «Волга» служило по-
зывным этой канонерской лодки для CBA-
зи с наблюдательным пунктом. Но и без
всяких позывных крылатая фраза коман-
дующего имела бы то же значение. .

Эту фразу сотни и тысячи раз повто
ряли в окопах, в блиндажах, в разбитых
зданиях, ставших дотами. —
и

йцы = генерал-

ae eavEap ins лодка «Руднев» wed
командованием старшего лейтенанта Зи
стовекого первой поддержала огнем с per
ки защитников Сталинграда, Управляю
ший огнём лейтенант Геранин тридцатью
четырьмя” снарядами подавил ‘тогда не
миорудийную немецкую батарею, рассе т
группу танков и мотопехоты, дав _TBap
дейской дивизии возможность перейти в

контратаку.

— восклицали  .
Василенко,

—-

Вас. _ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ

Пусть озарит вас солнце
Сталинграда!

ЕЕ Е ЖЕ ры ШЕЕ ree?

С тает merge +,

Волжская военная флотилия. Орудийный расчёт кано-
нерской лодки «Усыскин» ведёт огонь по фашистам.

В СТАЛИНГР

—-
От специального корреспондента
«Красного Флота»
<>

Через южиые районы Сталинграда —
Красноармейск, Бекетовку, параллельно
излучине Волги мы едем в центр города.
Прямая дорога вдруг резко сворачивает
налево: это 0б’езд взорванного моста че-
рез овраг. По сторонам проволочные, за-
граждения; на склонах оврага ‘зияют не-
хецкие блиндажи, р е нашими сна-
рядами, Веб чаще темнеют ma снегу тру-
пы в шинелях мышииного цвета. Здесь <о-
всем недавно проходил передний край фа-
шистской обороны.

Машина выбирается из оврага и оста:
навливается: на дороге затор, навстречу
плетется нестбойная колонна.

— Смотри, сколько пленных, — гово-
рят бойцы, идущие к Оталииграду.

Голова колонны поравнялась с нами, а
хвост, извиваясь змеей, тянетея далеко по
дороге и теряетея где-то за бугром. Раз-
вошерстная толпа человеческих теней,
шагающих с понурыхи головами по снеж-
ному  накату, напоминает картину
«Французы в 1812 году».

— Ну, как, получили Сталинград? —
восклицает задержавшийся Ka минуту ав-
томатчик.

— Капут вам, сволочи! —
юще кричит кто-то-на дороге.

Пзенные, будто глухонемые, продолжа-
ют. итти, лишь исподлобья бросая волзьи
взгляды на вотретившихся  краеноармей-
цев в полушубках и валенках. ie

Проходит пять, десять, пятнадцать ми-
пут. Колонне не видно конца, Сколько же
EX? г

— Здесь две © половяной тысячи, —
отвечает конвойный автоматчик a

Hakone, xoxouna прошла. Однако через
полтора-два километра встречается  дру-
гая... Издалека доносятся выетрелы, пу-
лемотные очереди. Наши части завершают
очистку города. г

Недалеко от железнодорожного переезда
синеет сталь одного из немецких бронепо-

понеречных улицах длинные ояды  тушо-
рылых, автомашин разных систем и марок.
У тазрушенных зданий бойцы  хлопочут,
собирая в штабеля винтовки,
ды, ‘подтаскивая трофейные орудия,
лемёты, уиномбтьЕ.

Мы идем по
района, разыскивая кого-либо из местных
жителей, освобождённых Красной Армией.

пу-

ватники, полушубки.

Вот мелькнула синяя шинель — мили-
цнонер.

— Здесь ву жителей не найдёте, —м-
ворит представитель советекой власти, 05-
ходящий свой участок. — Немцы выгнали
их из центральной‘ части города за полот-
но железной дороги, Там кое-кого MORE
ветретить.

\
торжеству-   Среди руин трудно

телько фундаменты да печи.
В нескольких уцелевших избах и зем-
яянках мы находим сталинградцев. Жен-
щаны и дети ралостно встречают нас, за-
зывают, наперебой рассказывают об ужас:
ных днях жизни под игом оккупантов.
Захватив
фашисты заставили всё население, не ус-
певшее эвакуироваться, строить укрепле-
ния, обращенные к Волге. Когла в начале
октября работы были закончены, сталии-
традцев выгнали за полотно железной до-
роги, об’явив центр города запретной 30-
ной. Для устрашения перед всеми мостами
и переезлами немцы установили виселицы,
прикрепив к телам повешенных нахписи:
«Кто здесь пройдёт, тому будет смерть,
как этой собаке».  - ;
Угроза была подкреплена официальным

данта& города Сталинграда» майора Шпай-
деля. В приказе, ‘расклеенном на улицах,
говорилось: «Граждане,  переступивиеие
кварталы, лежащие восточнее (к Волге)
железнодорожного полотна и зоны, имею-
щей запретные надитиси, будут расстреля-
ны». Сталинградцам расстрел грозил и во
многих других случаях: если они появля-
лись на улицах ropora or 16 ло Б часов,
если не регистрировались своевременно ‘в
немецкой комендатуре, если не докладыва-
ли старосте о появлении в квартире вновь
прибывших лиц. р

От оккупантов не было ‘житья. Населе-
ие выгоняли на принудительные работы.
Почти каждый день устраивались облавы,
обыски, гитлеровцы забирали всё, что по-

И надо всей’ измученной вселенной
Благая весть летит, как вешний гром:
— Невиданный в истории военной
Блистательный, классический разгром!

Да, бой такой едва ‘ли снился дедам!

Но нам успех не кружит гбловы.

— Вперёд!  Вперед-—=к решительным
победам!

Зовёт нас голос матери-Моснвы,

— Вперёд, вперёд; сметая все преграды,
Пусть вдохновит вас сталинский
приказ!
Пусть озарит вас солнце Сталинграда
слава родины пусть увенчает вас.

ее ЛЕВ РО ЕЕ ae ПРИ ТЕ ЕЕК

р>

Но птавать было необходимо, — от это-
го зависела судьба Сталинграда. И ка-
тера, наперекор врагу и стихии, раз за
разом пересекали Волгу, доставляя с
Большой земли лесятки тысяч бойцов и
многие тысячи тонн боевого груза, В дни

лась рискованная и почётная работа кор-
ректировщиков, почти вплотную  подби-
рались к неприятельским позициям, Их
наблюдательные пункты засыпало землей, .
заваливало обломками рухнувших зданий,
но, несмотря ни на что, поправки пере-
давались на корабли. И мастера точного
огня, подобные лейтенанту Геранину. ко-
торый провёл всю оборону Сталинграда
на наблюдательном пункте, вынесенном за
передний край, умели безошибочно напра-
влять снаряды в цель, лаже если она на-
ходилась в тридцати метрах от наших
окопов.

Мастерству управляющих огнём соот-
ветствовала выучка орудийных расчетов,
У корабельных пушек появлялись «лич-
ные счета», которыми могли бы гордить-
я целые батареи. Одно только носовое
орудие канонерекой лодки  «Усыскин»,
находящееся в ведении  краснофлотца
Бута, истребило Xo батальона немецкой
пехоты, уничтожило восемь танков, по-
давило семь огневых точек. Разве не за-
служил этот расчёт высшей сталинград-
ской` похвалы: «Молодец, Волга!».

Разлольная ‘и могучая Волга сродни
русской натуре, ‘такой же широкой, та-
кой же грозной в гневе, неудержимой в
душевном порыве. Удивительно ли, что в
русских людях, пришедших сражаться за

гу, пробудились великие силы; ‘и’ ре-
ка, славная в веках делами богатыреки-
ми, показала Сталинграду и миру новое
поколение своих богатырей?

армия генерал-лейтенанта Чуйкова ощу-
щала могучую поддержку Волжекой фло-
ТИлИи.

Когда становилось невмоготу, выруча-
ла русская смекалка. Лейтенанты‘ Карпу-
нин и Николаев первыми начали спари-
вать свои катера, ставя их лагом борт к
борту. Сдвоенный корабль  пускалея в
рейс. как. единое целов, и, пока мотори-
сты одного катера продували забитые
льдом кингстоны и охлаждали коллекторы,
движение поддерживалось мотором другого.

Неделями ‹катерники имели для сна не
более трёх часов в сутки. Boe остальное
время они не сходили с линии огня, ибо
под вражеским обстрелом находились и
самая переправа, и пункты выгрузки. У
волжских богатырей хватило сил вынести
напряжение этого. непрерывного — многа-
лневного боя. Даже в героическом Ста-
линграде их подвиги звучали легендамл,

Из ‘уст в уста передавался рассказ про
старшего лейтенанта Бориса Житомирско-
го. Истекая кровью, он стоял у штурва-
ла на олной ноге, страшным усилием во-
ли заставив себя сохранить сознание, по-
ка катер не вышел из-под обстрела. Под-
виг Житомирского повторил при таких
же обстоятельствах краснофлотец Ус. По-
литработник Медведев, командуя катером,
из-под. носа у противника вызволил бар-
жу, на которой. находились 107 раненых
бойцов. Я

Лейтенант Карпунин, только что -0-
вершивший в тяжелых ледовых. условиях
два, рейса к Сталингралу, во время ко-
торых то и дело глохли  перегревшиеся
мсторы, получил к концу ночи приказ ит-
ти на.выручку двум застрявщим во льду’
катерам, «Нада, чтобы машины работа-

.

Никто и никогда не плавал на Волге в
условиях. подобных тем, в которых в на-
чале этой зимы обслуживали сталинград-
ские переправы наши . бронекатера, Им
надо было не только прорываться сквозь
смертельные огневые завесы на фарвате-
ре, но и бороться со льдом. Там, rie
раньше расстояние. покрывалось минута-
ми, теперь требовались часы. Ледяная ка-
ша забивала кингстоны охлаждения. Пе-
регревались и глохли моторы. Остановив-
шийся катер лрейфовал к вражеским ба-
тареям, а немецкие прожекторы  м  pa-
кеты хищно нащупывали цель.

В Сталинграде,
огонь с открытой позиции.

ездов, захваченных нами в Сталинграде. На

енаря-
улицам Ворошиловского

Но здесь видны только военные пинели,

PYROBOACTBOBATECH
планом города. Ha развалинах редко мож’.
но найти уцелевшую табличку с назва’.
нием улицы, На окраине совершенно не’.

“4

возможно ‘ориентироваться. Здесь осталие

центральную часть города,

приказом за подписью «главного комен-“

самых ‘тяжёлых боев легендарная 62-1

Минометчики морской пехоты ведут
Фото А. Новикова.

АДЕ

падалось под руку. Когда немцы оказал
лись в окружении, они по пять-шесть раз
в сутки обходили хаты и землянки, шари-
ли по углам в поисках продуктов, хватали
со столов с’естное, бывало, что забирали
из квашни тесто. Население®было вынуж-
дено топить печи глубокой ночью. В по-
следнее время У многих сталинградцев ис-
сякли припрятанные запасы.

Потрясающая трагелия разыгралась на
окраине Сталинграда 23 декабря. Накану-
не в районе железной дороги шартизаны
Убили немецкого ефрейтора. Утром” ста-
линградскую окраину окружили каратель”
ные отряды, Гитлеровцы вламывались в
хаты, выгоняли поголовно веб население
на улицу; престарелых, больных, инвали-
дов, которые не могли двигаться, раестре-
ливали на месте. Проживавшая на Ленин-
градекой уляце в доме № 31 восьмитеся-
тилетняя старуха’ Александра Андреевна
Соколова, разбитая параличом, не могла
двигалься. Гитлеровцы попытались  выг-
нать её из дому. Увидев, ‘что ‘она не в.си-
Лах подняться, бандиты застрелили еб на
кровати.

Pamucrenmi солдат ва глазах у сыво-
вей ударил Наталью Афанасьевну Hu-
китину, проживавшую в землянке на Ро-
стовской улице. Один из сыновей, Виктор,
не’ выдержал и. крикнул:

— Чо вы делаете, мерзавцы?

Выстрелом из винтовки пемецкий сол-
дат убил Виктора наповал.

Молодая женщина Талсия Белицкая
вернулась в свою землянку и застала там
немецких жандармов, собиравших её по-
житки. Увидев спускавшуюея в землянку
Белицкую. помешавшую my грабить, фа-
шисты дали по ней очередь из автомата,
затем изрезали ей руки, выкололи ‘глаза,
отрезали нос. Немцы запретили хоронить
Белицкую. Всего в течение утра гитлеров-
ЦЫ расстреляли свыше двухсот человек.

Остальных жителей немцы повели в
районную комендатуру. Во дворе они вы-
строили мужчин отдельно от женщин и,
избивая шх резиновыми дубинками, допы-
тывалиеь, кто убил ефрейтора. Ничего не
добившись, оккупанты отобрали сто чело-
век в возрасте от 14 до 40 лет и натра-
вили их в концентрационный лагерь. Жен-
щин повели на принудительные работы.

Теперь уже нет в Сталинграде gamper-
ных зон. Только оставшиеся кое-где вы-
вески напоминают 0 страшных днях го-
рода, В. Сталинград прибыли областные н
тородекие организации, озабоченные вое-
становлением нормальной жизни. На улн-
цах появились портреты товарища Сталина,
вывешиваются сообщения Совинформбюро.
На Волге. идёт ремонт канонерских лодок,
бронекатеров. Разведочные партии разы-
скивают затонувшие суда. В город воз-
вращается население. Сталинградцы снока
стали полными хозяевами своего славного

города-героя.
В: АРЕФЬЕВ.

Сталинград.

ли», —— сказал командир мотористам, «Бу-
дут работать!» — ответил главный crap-

шина Орхипенко. Он переставил команли-

ров отделений с рычагов управления na
водяные помпы и героическими мерами
обеспечил катеру хол. 15 раз перегрегя-
лись моторы, наступило утро, противник
вёл бешеный огонь, но Карпунин зыпол-
нил приказ до конца, выручив из беды
товарищей. Rak же не сказать катерни-
ку-богатырю: «Молодец, Волга!».

Стой же. чуло-богатырекой удалью би:
лись военные моряки и иа берегу великой
реки, в самом Сталинграде. Триста вин-
товок и несколько пулемётов было в мор-
ском отряде старшего лейтенанта’ Горшко-
ва, а этот отряд истребил пелый баталь-
он немецкой пехоты, уничтожал танки,
орудия, миномбты. Десятки’ раз. врупны-
уи силами атаковал противник пезинни
стряда, трупы немцев оставались на бру-
стверах наших’ окопов, но выбить горс-
точку › моряков с их рубежа фаписты не’
сумели. Не мог одолеть враг мололецкую
Волгу! ;

Много песен пропето о могучей ‚реке,
Много, связано с ней исторических собы-
ини и ьеликих имен. Волга полияла воль-.
ницу Разина и’. Пугачёва,  взлелелла
мудрость Ленина, подарила человечеству
Горького. и Чкалова; На Волге отстаивали
свободу молодой Советской республики
Сталин и Киров. Ныне мир Узнал Волгу
в краспофлотской бескозьрке,  упенчав-
шую новыми бессмертными делами сво1о
вековую славу. Эта Волга помогла частям
Красной Армии стойко держать оборону
Сталинграда, ‘а затем обрушить на врага
ошеломляющий и. неотразимый удар. ИП

Усегодня, когда через континенты и окед-

ны летит торжественная весть © ликви-
дации фашистских полчити нод’ Сталингра-
дом, воссоединившимся с Большой совет-

Г ской землей, весь мир, борющийся с тит-

леровской тиранией. скажет, преклоняясь
перед доблестью русских богатырей:

—. Молодец, Волга! р
: Н. ЛАНИН,