Мы учились в боях

В боях под Сталинградом довелось
пройти разностороннюю ‘школу. Несколь-
ко месяцев ожесточённых боёв дали мне,
недавно выпущенному из училища, чрез-
вычайно много. Вназале ‘обнаружились
пробелы подготовки; тлавне — недоста-
вало практических навыков. ^ Многому
пришлось учиться заново в такой обста-
новке, которая торопила,  подстегивала.
Большое значение имело заимствование
опыта старших командиров и подчиненных,
С благодарностью вспоминаю’ старшего
лейтенанта Житомирского, с которым про-
вёл много полезных бесед о взаимодеист-
вии речных кораблей с сухопутными вой-
сками. Немалую помощь оказал старший
коменлор Корниенко, отлично знающий
материальную часть. Дельные советы да-
зали уже служившие на действующих
флотах и флотилиях краснофлотцы, кото-
рым приходилось вести огонь по бере-
ry. й
Приближались сроки выхола корабля на
огневую позицию. Командиру ° второй
боевой части предстояло управлять огнем.
Нало было выбрать и оборудовать наблю-
дательный пункт. Я, конечно, теорети-
чески представлял, каким требованиям
должен отвечать корректировочный „наблю-
дательный пункт, но практически этим
не доволилось заниматься. Указания, как
оборуловать пункт, можно было найти в
учебниках и наставлениях, но бои пох
(Сталинградом лали уже такой большой
опыт, что прибегать к книгам не было
HY IH. i x

Веб необходимое я нашел у армейских
артиллериетов, на наблюдательных пунк-
тах корректирующих огонь ¢ закрытых
позипий. Бывал на батареях ‘во время
стрельбы, ходил. на наблюдательные и
командные пункты, знакомилея с. органи-
зацией управления. с постановкой связи.
Тут мне довелось ознакомиться со с10с0-
бом фустановления лополнительных точек
наволки при стрельбе ночью. Этот сп0с0б
впослелствия применили на корабле.

Выбору ‘пункта, его маскировке, орга-
низапии постоянного наблюдения за про:
тивником. установлению безотказно дей-
ствующей связи было уделено много вни-
мания. Поэтому НИ корабля оказался иск-
лючигельно живучим. Два месяца управ-
ляли отсюда огнём канонерской лолки, и
немпы не сумели обнаружить НИ, хотя
он был расположен довольно близко от
противника,

ЯП нахолился на высоте. среди разва-  .

лин кирпичного завола. Отсюда открывал-
ся прекрасный обзор перелнего края 000-
роны противника, хорошо просматривались
тыловые полхолы. Личный состав соблю-
дал высокую воинскую — Лиспипливу,
неустанно заботился о маскировке. Пря-
холилось мириться со многими невзголами
и лишениями — обхолились без горячей
пиши, па  возлух  BEIXOININ только
ночью, работали по 18—20 acon, — He
мы пепко держались за выгодные пози-
пии. Олин за лругим были отрыты три
блинлажа, окопы Lig круговой обороны.
Всё тщательно маскировалосъ. Личный
состав был лостаточно вооружен и MOATO-
торлеч к обороне пункта.

Везотказно действовала связь. НИ имел
ралиостанпию и ‘телефопную линию.
время веления огня мы пользовались, RAR
правило, pannel, HO всетла следили за ие-
правностью провола и в случае необходи-
мости перехотили на него. _

Стойкость личного состава, железная
лиспиплина, отличное знание спепиаль-
ности кажлым кпаснофлотцем  обеспечи-
вали живучесть НП Судя по опыту, кор-

ректировочному пункту вовсе не требует-
ся большой гарнизон. Дело не в количе-
‘стве, & в качестве. Тут. нужна неболь-
шая, но крепкая трунпа людей — на-
стоящих военных моряков, в каждом из
которых командир был бы уверен, как в
самом себе.: Понятно, что личный состав
НИ нало подбирать ‘заблаговременно.

Корректировочные пункты нередко ока-
зывались в окружении, личному. составу
часто приходилось ‘вступать в неравный
бой с противником. Только стойкие духом,
верные сыны советской родины, отлично
владеющие своим оружием, всей душой
ненавилящие врага, могут с достоинством
выдержать подобные испытания, На НП
работали старшина 1-й статьи Сергеев,
старшина 2-й статьи Иванов, краснофлот-
пы Харченко. Кузнецов, Сухин и другие.
Их мастерство, мужество, воля к победе
неоднократно были проверены в боях.

Чтобы первым открыть огонь, поражать
противника с первых’ залпов, вести огонь
при любой погоде, надо тщательно отра-
батывать боевую организацию. Исхоля из
опыта боёв. мы теперь тренируем  ору-
дийные расчёты чаще всёго ночью, в ус-
ловиях непогоды. Систематически обуча-
ются и тренируются запасные расчёты.
С коузнлирами орудий ведутся спепиаль-
ные занятия и’ тренировки с целью под-
готовки их к управлению огнём.

Каждый боевой пост готовится к дей-
ствиям в любой обстановке, при любых
темпах боя. Мы побиваемся дальнейшего
снижения нормативов изготовки орудий.
На орудиях знают цели, известны данные
стрельбы, незачем отвлекать внимание
расчётов лишними команлами, задержи-
вать открытие огня. Ча батапею перела-
étea цель, лабтся команда: «К бою». От-
тула докладывают о готовности. Затем по
команле управляющего огнём
стрельбу.

Много внимания мы‘ уделяем отработке
ий организации НП: При этом кратически
изучается опыт, полученный в боях. На
первых порах со связью получился про-
счёт, В первый лень линию He лотяну-
ли — нехватило провода. Наблюдательный
пункт почти в течение дня не был свя-
зан с кораблём. Отсюда’ сделали вывод,
что проволочную связь  пелесообразнее
проводить хотя бы на лень раньше, а не
олновременно с выходом всего личного
состава.

Нельзя также признать правильными
действия управляющих огнём, когда они в
первый лень выхола стремятся захватить
6 собой всё оборудование пункта, запас
продовольствия, шанцевый инструмент и
многое лругое. Подобную оптибку слелали
и мы. Весь этот груз. краснофлотцам при-
шлоеь нести на себе. Кажлый из них нёс
30 килограммов и был так нагружен, что
в случае необходимости не сумел бы бы-
стро изготовитьея в бою. Кроме того,
этим же краснофлотцам после перехода
предстояло ещё ночь работать над обору-
дованием пункта. Нало привлекать в пе-
реноске грузов личный состав пятой бое-
вой части, а если это невозможно, — пе-
реносить груз силами личного eperapa НИ
в хва-три приёма,

Боевая практика даёт отромный мате-
риал для тактического совершенствования
каждого команлира. Нужно повселневно
учиться на опыте войны, неустанно отта-
чивать своб мастерство. чтобы бить нем-
цев сеголня сильнее, чем вчера, & завт-
ра — сильнее, чем сеголня.

Лейтенант Н, ВОЛКОВ.

начинают

БОЙ`НАД МОРЕМ

_ СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 2 февраля: (По те-
леграшу от наш. корр.). На-днях «Юн-
керсы» пытались нанести’ улар. по’ нашим
транелортам в море. Истребители лальне-
To действия, которые вели ‘старший лей-
тенант Стрельцов и капитан  Хамдохов,
решительно атаковали немепкие  самоле>
ты.  Стрельшов, несмотря на яростный
огонь вражеского стрелка-радиста,

[о следам фашистского зверья

Нашим бойпам командирам, нанося-
щим гитлеровцам удар за ударом и выби-
вающим их из одного района за хругим,
прелставляется в освобождаемых городах
и еблах страшная картина: сотни, тысячи
замученных и убитых немцами мирных
тражлан, разграбленные лворпы, санато-
рии, больницы. библиотеки, опустошённые
и сожжённые кварталы. Кула бы ня сту-
пала нога фашистских ванталов, там ли-
лась кровь женщин п детей. Стоны истя-
зуемых оглашали окрестности. Трабежи,
пытки и излевательства становились обыч-
ным явлением. В Сталинграле и Элисте,
Киеловолеке п Ставрополе, Георгиевске 8
Новом Осколе. Пятигорске и Тихорецке, в
сотнях тругих гополов и сёл, ныне осво-
божлённых uu освобожлаемых Красной
Армией, — везле немепко-фаптистские мер-
завпы оставили после себя слелы беспре-
дельных насилий и бесчинств.

В неболешом районном пентре_ Ремонт-
ном. Ростовской области, гитлеровпы уби-
ли около трёхсот женщин и летей: on
были расстреляны, пругие убиты электри-
ческим током или отравлены.

В двух километрах севернее села Вич-
кино. Заветинского района, той me Po-
стовекой области, в ямах, в 808 время
вырытых пля хранения картофеля, найде-
но семьлесят трупов. в их чиеле много
детей. Несчастных долго истязали перед
казнью, кололи штыками. Мучения без-
защитных поставляли фашистским сали-
стам неиз`яснимое наслаждение. Некоторые
из умершелёнпых были ет1б живыми бро-
шены в яму и засыпаны землёй. Срели
опознанных: местная учительнипа bi
Рейтман, агроном Борие Коротков, семья
Горелик — мать с пятью летьми, .райвоен-
ком Метвелев,

Вблизи города Георгиевска в песчаном
карьере отрыты семь больших могил,
оной из нпх—203 трупа женщин, детей,
стариков, в пругой — 120, в остальных—
по 50, 80 и больше. Рабочие песчаного

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ

ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР,

ГМ40285

сумел   вели самолёты на свой

вплотную сблизиться се «Юнкерсом». Пер-
вой очередью он убил стрелка, второй
очередью полжёг «Юнкерс», & третьей
добил его. Капитан Хамдохов также одер-

жал побелу, сбив второй «Юнкерс».

В тяжёлых метеорологических услови-
ях лётчики Стрельцов и Хамдохов при-
аэродром.

т

карьера рассказали нашим бойцам и
командирам, что немпы заставляли обре-
ченных копать себе могилы, затем выст-
раивали их и пачками расстреливали. На
окраине  Георгиевека в подвале здания,
гле раньше ‘помещалась детская: площад-
ка, найдены 25 трупов замученных ком-
сомольцев и комсомолок с: проломанныма
черепами, отрезанными ушами, выбиты-
ми зубами: у девушек изверги вырезали
груди: Злание детского туберкулёзного дис-
пансера на Пролольной улице гитлеровцы
забрали под отделение гестапо. Во дворе
этого дома они вырыли глубокий ров. В
нём оставлены трупы: старика. участника
гражланской войны, Павла Петровича По-
лешко со следами многократного избиения,
семидесятилетней матери трёх бойцов
Красной Армии Кашеваровой, жены совет-

ского командира П. И. Боровиковой © че-.

тырёхлетней лочуркой, которой гестапов-
пы выкрутали руки и `разлробили ‚череп,
молодой неопознанной левушки © исколо-
той грудью и других. Не только дом на
Продольной был преврашён немпами в за-
етелов. Сейчас в разных конпах Георги-
евска и его предместий обнаруживают
трупы женшин, стариков. летей. пленных
бойцов; они закопаны в рвах, ямах, пол-
валах горолеких зданий. некоторые бро-
шены в открытых помещениях. Напри-
мер, в олной из комнат мебельной фабри-
ки наши бойпы нашли тела трёх истер-
занных и расстрелянных пленных краено-
армейцев. ,

Массовыми  казнями ознаменовалось
пребывание  немепких палачей в. Пяти-
горске, 150 лней пробыли они злесь, и
каждый день разбойничьего «нового по-
рядка» знаменовалея новыми жертвами.
Гатлеровских лютлоедов уже не уловлетво-
ряли лесятка убитых и замученных. 25
сентября они пол усиленным конвоем вы-
вели из казарм 2.800 арестованных, сре-
ди которых шагало песколько сот обесеи-
левших и изнурённых женщин с детьми,
погнали их за город и вблизи горы Ма-

‚ Вполне возможно, что поражение немцев

КРАСНЫ

Заявление Черчилля
ва пресс-ковференции
в Каире

ЛОНДОН, 2 февраля. (TACC). , Ramp-
ский корреспондент агентства Рейтер пе-
редаёт, что премьер-министр Черчилль,
возвратившийся B воскресенье из Тур-
ции в Каир после своих переговоров ©
президентом Иненю, выступило здеь на
пресс-конференции, ‹ которая  соетоялась
вчера вечером. Черчилль заявил: «Kora
я обрипался к вам в прошлый раз, Рох-
мель готовился к наступлению, Теперь
мы знаем, что это был его последний от-
чаянный удар». Напомнив о событиях в
Эль-Аламейне, приведших к поражению
Роммеля, “Черчилль добавил: «Практиче-
ски мы ‘освободили Египет от опасности
вторжения с запала на такой  длитель-
вый период, какой мы в состоянии себе
представить или предвидеть».

Противник, заявил далее Черчилль,
находится на расстоянии 1.500 миль от
Каира, английская 8-я армия будет пре-
следовать Роммеля по. пятам. Вместе с
тем, на другом фланте, откуда противник
мог бы напасть Ha вас с севера, замеча-
тельные побелы русских армий полно-
стью ‘изменили обставовку, которую мы
должны были учитывать и ® которой м
должны были приготовиться. Мы сформи-
ровали’ 10-ю apumo в Иране и Ираке
пох. командованием генерала Вильсона
для того, чтобы быть наготове в случае
нападения противника на Ближний Bo-
сток с севера. Веё это сейчас отодвину-
то в сторону огромнейшими ` достижения-
ми храбрых войск наших русских с0ю3-
ников од верховным командованием
Сталина, великого полководца, имя кото-
рого будет жить в веках и будет самым
любимым в истории русского  нарола.-

под Сталинградом окажется решающим.

Касаясь последних событий в Север-
ной Африке, Чёрчилль указал, что” союз-
ные армии на северо-гФриканском побе-
режье становятся с каждой Helene Bee
сильнее и ‘сильнее как по своей боевой
мощи, так и по численности. «Мы, —
продолжал Черчилль, — должны ожи-
дать весьма значительных боёв в пред-
стоящие несколько месяцев или недель,
и я 00 своей стороны уверен в резуль:
татах этих бобв. Я также уверен, что
армия пустыни, которая начала своб
продвижение в районе Каира, будет иг-
рать немаловажную толь в достижении
окончательных результатов, т, е. в из-
гвании из Африки всех итальянских и
германских солдат». {

В заключение Черчилль сказал: «Я с
большим. уловлетворением совершил по-
ездку из Касабланки в Турпию после
совещания с президентом Рузвельтом.
Воммюнико показывает, что мы имели
важную и дружественную беседу, под-
вергнутые обсуждению вопросы касались
межлународного положения. Старая друж-
6a между Великобританией и Турцией,
прошедшая. через огонь прошлой войны,
теперь в поляом ©мыеле этого слова в00-
становлена. Я не сомневаюсь в’ преиму-
шествах, которые извлекут от этого ан-
глийский и турецкий народы».

cee

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ’

ЛОНДОН, 2 февраля. (ТАСС). В оче-
редном коммюнике штаба союзных сил В
Северной Африке сообщается, что в цен-
тральной части Тунис» происходили н6-
зназительные ‚ стычки с. неприятелем.
Бомбардировщики союзников вновь ата-
ковали 31 января доки в Бизерте. Отме-
ченя большие пожары,

`В Средиземном море канадским судном
потоплена итальянская подводная лодка.
Самолёты союзников подвергали бомбарди-
ровке суда противника в районе Сицилии.
В районе острова Пантеллерия сбиты два
вражеских транспортных самолёта. .Анг-
лийская авиация He понесла никаких по-
терь.

шук, неподалеку от могилы Лермонтова,
расстреляли всех до единого.

Чуловищную расправу учинили фаши-
стские изверги с населением в Элисте.
Злесь обнаружено свыше восьмисот тру-
пов — расстрелянных, замученных 10
смерти, отравленных. Немпы _ никого не
щадили — ни русских, ни евреев, ни кал-
мыков. (Среди казнённых:  заслужен-
ный врач РСФСР Матвей Данилович Ко-
лесников, врач-педиатр Anna Львовна
Дранова, 17-летний подросток Юрий Клы-
ков, 74-летняя старуха Хая Вайнер, ра-
бочие Бембе Чибинов, Anton Глушко,
Убуш Убушаев, Иван Василенко, бухгал-
тер ‘потребсоюза Виногралов. Свыше 300
евреев — стариков, женщин, малолетних
детей — немцы согнали в комендатуру.
вывезли в балку межлу селениями Оршань
и Вознесеновка и там злолейски умертви-
ли: взрослых расстреляли, летей отрави-
ли, смазав им рты сильно действующим
ядом.

С неслыханной жестокостью обращают-
ся гитлеровцы с пленными советскими
бойцами и командирами. В Элисте‘ ране-
ных и больных красноармейцев, попав-
ших к немпам в плен, держали под от-
врытым небом во дворе ремонтных ма-
стереких строительного треста. У пленных
отобрали всё теплое обмундирование —
шинели, тапки, сапоги. Некоторые были
оставлены в олном белье. В таком виле их
держали на ветру и морозе ло 30 Лекадб-
ря. Не ограничивитиеь этой  чудовипщно-
изошрённой пыткой, немпы заставляли
полузамёрзтах, ослабленных гололом и
побоями пленных выполнять тяжелые ра-
боты. Смерть уносила ежедневно десятка
люлей. Лишь немногие выжили, но и их
разбойники не оставили в покое: немцы,
отступая. погнали их босиком впереди сво-
их частей.

Грабежи, ‹ произвол, избиения  Прохо-
жих — всё это стало обычным явлением
в местах. захваченных фашистскими ор-
лами. В районе с, Ремонтнога, Ростовской
области, опустошены все колхозы. Oco-
бенно постралали колхозы «Красный фрон-
товик» и имени 17-й партконференции.

nA ФЛОТ

„Под Сталинградом ноглцев постигла

( -
военная катастрофа гигантского масштаба

ОТКЛИКИ АНГЛИЙСКОЙ ` ПЕЧАТИ

ЛОНДОН, 2 февраля. (ТАСС). Англий-
ская печать подчёркивает большое значе-
ние окончательной ликвидации немецко-
фашистских войск, окруженных — пох
(Сталинградом. Газета «Дейли мейл» пи-
mer, что с ликвидацией этих войск завер-
ён целый этап нынешней кампании.
Операция’ по окружению и уничтожению
германских войск под Сталинградом имеет
огромное стратегическое и моральное зна-
чение. Газета подчёркивает, что над rep-
‘манскими войсками на Северном Кавка-
зе нависла серьёзная угроза.

Военный обозреватель «Дейли э&сиресс»
Морлей Ричардс пишет: «Генерал-фельд-
маршал Паулюс взят в плен, и немец-
кая шестая армия отошла в область пре-
даний. Окружение и ликвидация Под

„Величайшая победа

Х

Сталинградом немецкой группировки чис-
зенностью_в 330 тыс. человек означает,
что немцев постигла военная катастрофа
гигантского масштаба. Шестая германская
армия ‘оказалась в ловушке. Русские
сумели сперва мастерски сдержать её на-
тиск, а затем и истребить ее. Рассчиты-
вая захватить Сталинград, Гитлер допу“
стил ешё один трубый просчет. Во имя
сохранения своего престижа Гитлер не за-
хотел своевременно отвести ИЗ-ПОД
Сталинграда свои войска, пока’ еще было
время отойти. Он принес эти войска в
жертву своему‘ престижу. Ллквилация гер-
манской группировки в районе Сталингра-
да является трагическим монументом Во“

енной бездарности Гитлера».

в нынешней войне”

АМЕРИКАНСКАЯ ПЕЧАТЬ ОБ ОКРУЖЕНИИ и ЛИКВИДАЦИИ
НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК ПОД СТАЛИНГРАДОМ

НЬЮ-ЙОРК, 2 февраля. (ТАСС). Ком-
мевтируя ликвидацию Красной Армией
кемецко-фаптистоких войск, окружённых

под Сталинградом. и захват в плен 16

генералов, газета «Сэн» пишет: «(С00б-
шения со СОтатинградокого фронта явля-
ются превосходным комментарием к Ууны-
лым выступлениям  Теринса им Геббельса
30 января в Берлине. Теперь яскю, поче-
му Гитлер не решился прямо обратиться
к обманутому немецкому народу. Ведь в
июне 1941 тода германскому народу бы-
то обещешо, что Россия будет «уничтоже-,
на» в течение нескольких недель. В ле-
кабре того же тода немцам заявили, что
дело «несколько задерживается», но скоро
«всё будет в порядке». Весной 1942 roza
‘немцам внушали, что понадобится ещё
только одна летняя кампания. и русские
войска будут ототнаны з& Урал. Прош-
лой осенью Гитлер обещал захватить
Сталинград. А сегодня гитлеровцы жалоб-
но скулят по поводу того, что их армия,
осаждавшая Оталинграл, является арипей
мертвецов. Что же теперь сможет думать
терманский народ о всех обещаниях Гит-

СТАМБУЛ, 2 февраля. (ТАСС). Турек-
кие газеты попрежнему уделяют большое
внимание сообщениям с советско-герман-
ского фронта и особенно подчеркивают
огромное значение ликвидации ‘неменко-
‘фашистских войск. окруженных 01
Сталинградом. Салри Эртем пишет в ra-,
зете «Вакыт». что оборона  Сталинграла
является самой героической главой в ис-`
тории нашей эпохи. 0 всех, кто оборонял
этот город, история человечества будет
вспоминать как о героях, Сталинград ус-
7081 под натиском немцев, и это привело
к провалу всего стратегического герман-
‚ского плана и к поражению германских

Войск.

Действия авиации союзников
против` судов держав оси

ЛОНДОН, 2 февраля. (ТАСС). Специаль-
ный корреспондент агентства Рейтер пра
штабе союзников в Северной Африке пе-
редаёт, что 28 января самолёты союзни-
ков повредили 7 судов держев оси. Три
сулна входили В состав каравана, шедше-
то из Сицилии в Тунис. Другие суда
подверглись бомбардировке  «Летающих
крепостей» во время сильного налёта на
Бизерту.

У колхозов и колхозников отобрали скот,
птицу, овечью. шерсть, картофель, масло,
зерно, Население оставлено без тёплой
одежды, во дворах пусто, хоть шаром по-
кати. Для постройки блиндажей гитлеров-
пы разобрали больничный корпус и луч-
шие колхозные здания. В районе было 6
школ, 5 из них разрушены, В Элисте
уничтожены электростанция, хлебопекар-
ня, водопровод, больница, почта, родиль-
ный лом, пять школ (из шести), тубер-
кулезный диспансер, универмаг, гостини-
па, столовые. детские сады, лучшие жи-
лые здания, Дом правительства, пелагоги-
ческий институт и др. В Георгиевске не-
мецкие варвары взорвали  водопровол,
электростанцию, баню, хлебозавод, маело-
завод, два мельничных комбината, теле-
Фонную станпию, типографию, гостиницу.
злания Школ с учебным оборулованием и
пособиями, шестьдесят лучших жилых
зданий, четыре городских моста и др. В
Пятигорске немцы. взорвали знаменитый
бальнеологический институт. В Кисловод-
che опустошены все санатории: украдены
бельё, посула, мелипинская аппаратурз. И
так везде, гле побывали  гитлеровские
бандаты.

Бойцы и командиры Красной Армии и
частей морской. пехоты, вхоля в освобож-
лаемые ими. районы, убежлаются. что ре-
шительно Beale путь фашистских него-
ляев отмечен неслыханными зверствами.
Кровавые следы, оставляемые немецким
зверьём, увеличивают ненависть совет-
ских воинов к подлому врагу, усиливают
наступательный порыв наших войск. ук-
репляют их решимость ещб заее и беспо-
шаднее бить, истреблять гитлеровских
разбойников, принестих нашему вароду
столько страланий и несчастий, «Прокля-
тие п смерть немецко-фашистским захват-
чикам, их государству, их армии, их «но-
вому порядку в Европе» !»—6 этим пла-
менным лозунгом. идут в бой советские
воины и несут освобожление своим брать-
AM и сбстрам, песут ° смерть кровавым
титлеровским бандам.

Г. ДЕНИСОВ,

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Сущевская ул., 21. Коммутатор редакции Д 3-20-90 до Д 3-28-96. Телефопы: для справок — доб.

# секретарь релакцеи—Д 1-08-03; зам, отв, секретаря—воммутатор, доб. 20; отдел боевых лействий флота—лоб. 29. 36; отдел_пропаганды— доб. 89;

* пностранный отдел—доб. 1-15, 1-35; отдел оформления—доб. 1-18; библиотека 406. 13: издательство—начальник Д1-12-60, бухгалт

Типография «Красное Знамя», Сущевская, 21

лера, Геринга ‘и других гитлеровских гла-
варей? » ;

Обозреватель ° этентства Ассолииойтед
Пресс Грэнмер оценивает победу Красной
Армии под Отажинградом как ‚величайтлуню
победу во всей нынешней войне.

По мнению военного обозревателя газе-
ты «Нью-Йорк теральд трибюн» Элиота,
немцы лишаются’ плюдов всех своих YC-
пехив в период аетней кампании проит-
лого года. «Моральное состояние немцев
и их престиж  пострадалия чрезвычайно
сильно, ибо Красная Армия не тотько 06-
тановила наступление германских войск,
но п отбросила их назад к исходным по-
зициям, причём немцы понесли огромные
потери убитыми, пленными и техникой,
Немцы могут пытаться об’яенить свое по-
ражение в Северной Африке плохими ком-
муникациями и небольшой численностью
войск, которыми они обладали Н& этом
театре войны. Но Красная Армия громит
германские армит в условиях, когда по-
следние обладают огромными ресурсами,
поэтому немцы не в состоянии об’яснить
того. что произошло в России».

„Оборона Сталинграда — самая, героическая
глава в истории нашей эпохи“.

ОТКЛИКИ ТУРЕЦКОЙ ПЕЧАТИ

Редактор газеты «Ени сабах» Ялчин
пишет, что германские армии не видят и
не увидят этой зимой покоя. Это страпгит
немцев. В германской армии всё отчетли-

вее проявляются усталость и признаки ис-
тощения. Можно с полным правом задать
вопрос, пишет автор, как немцы
смогут возместить те ужасные потери, ко-
торые они уже понесли за два с лишним
месяца зимнего наступления русских.
Этой зимой немцы в полной мерё поняли,
что значит усталость и истощение. Отны-

He для Германии закончилась  наступа-

тельная стадия войны.

Совещание представителей
вооружённых сил
Бразилии и США

НЬЮ-ЙОРКЕ, 2 февраля. (ТАСС). Как
передает корреспондент агентства Ассо-
шиэйтед Пресс из Рио-де-Жанейро, после
встречи Рузвельта uw “Bapraca состоялось
совещание между командующим  змери-
канскими военно-морскими силами в юж-
ной части Атлантического охеана адмира-
лом Ингрэмом, руководителем  американ-
ской военно-морской мисени в Брзэллиь
адмиралом Борегардом, морским минист-
ром Бразилии адмиралом Гильем и на-
чальником штаба бразильского  военно-
морского флота адмиралом Виерамельо. По
словам корреспондента, обсуждались воп-
росы чрезвычайной важности. По заявле-
нию представителя, присутствовавиего на
этом совещании, переговоры касались кон-
кретных вопросов программы об’единён-
ных наций, имеющей целью «очищение
морских путей в южной части Атлантиче-
ского океана от германюких подводных
лодок». Обсуждались также вопросы, свя-
занные © решительным военно-морским и
воздушным наступлением Бразилии и
США. По заявлению наблюдателей. встре-
ча между Рузвельтом и Варгасом соответ-
ствоваль желанию бразильского  общест-
венного мнения, стремящегося принять
активное участие в военных мероприя-
тиях 0б’единённых стран.  Бразильскал
печать публикует восторженные отклики
на встречу Рузвельта с Варгасом.

ee ee

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

ЛОНДОН, 2 февраля. (ТАСС). В ком-
мюнико штаба об’единённого командовае
ния союзников в юго-западной части Ти-

хого океана товорится, что соединения
тяжелых  бомбарлировщиков — союзникоз
подвергли эффективной бомбардировке

японские аэродромы в районе  Рабаула,
гдо произведены значительные разруше-
ния и вызваны многочисленные пожары,
которые были вилны на Фасстоянии 25
миль. Авиация союзников бомбила япон-
ские военные  об’екты в райоще  муса
Глоустер. & также японские позиции в
районе Мубо (Новая Гвинея).

уюнике военного командования, опубли-
кованном в Дели, говорится, что снглий-
ская авиация атаковала и повредила
японский транспорт на реке Маю. Пере-
довые отрялы английских патрульных
частей находятся в контакте © японеки-
ми войстами на ассанском. фронте в рай-
оне Чиндвин (Бирма).

1-73; зам. редактора
отдел партийно. комсомольской ай 8
ерия и отдел подписки—лоб. 25 и д 1-62-21 к

1-72;

No 27 (1285)

3 февраля 1943 г.

Аяглийская печать
о переговорах Черчилля

в Турцае

ЛОНДОН, 2 февраля. (ТАСС). Ато
ство Рейтер передает, ку поездка Yep
чилля в Турцию вызвала живойший ин:
терес английской печати, Все газеты
комментируют 6 © большим удовлетвь
рением ‹и посвящают ей передовые’ ста*
ТЬИ.

Газета «Таймс» в передовой статы
одобряет инициативу Черчилля, предло-
жившего правительству Турции свой ви
зт в эту  дружественную страну,
«Таймс» указывает,  что предложение
Черчилля было сразу принято. «Возуох-
пость пепосредствениого обмена мнения-
ук между английским премьер“министром
и президентом Турции —— спокойныу,

осторожным и опытным солдатом, — пи-

mer газета, -— cama md себе свидетель»
ствует о впечатлении, произведенном на
Юго-Восточную Европу и Ближний
Восток победами русской армии и удач
ными паступалельными операциями с9-
юзников в районе Средиземного моря,
Сообщение 06 этой встрече вызовет удов
летворение в Англии».

- Тазета «Дейли телеграф nx Mopanar
пост» пишет, что переговоры в Ayano
прежде всего отражают ‘изменения в
военном ‘положении. Турция pacnoramer
сейчас значительно лучшими средствами
защитй против агрессии. В военном и
экономическом смысле,
победы об’елинённых наций предостави-
ли Турции гораздо большую. свободу де!-
ствий. Газета указывает, чо ce
в Ajane является новым свидетельст

того, какая ‘чёрная тень упала ва судь
бу Германии и Италии;

Газета «Дейли мейл». отмечает, что
поездка английского премьер-министра в
нейтральную страну ‘в военное время яв-
ляетея ‘° беспрецедентным явлением, В
Германии эта поездка вызовет недоволь-
ство и опасения. Достаточно, очевидно,
пишет газета, что. переговоры вышли 3
пределы политических проблем, В с0юз-
ных странах, так же как и 30 вражде.
ных, придадут большое значение присут-
ствию Ha переговорах в Адане руководя:
щих военпых деятелей Англии и Тур-
ЦИИ, « \

xk &

ЛОНДОН, 2 февраля. (ТАСС): Анта
ское министерство информации — переда
6т, что на первом официальном совеща-
нии в Адане Черчилль ‘вручил прези-
денту Иненю письмо короля Георга и
личное послание президента Рузвельта,

АНКАРА, 2 февраля. (ТАСС). Апат-
лийское телеграфное агентство опублико-
вало одновременно с английским мини-
стерством информации текст офипиально
го коммюнике по поводу встречи Черчил-
ля с турецкими госуларственными хеяте-
лями. Текст комуюнике  Анатолийского
телеграфного агентства точно соответству-
ет тексту коммюнике, опубликованном
английским министерством ‘информация,

КОНФЕРЕНЦИЯ
АМЕРИКАНСКИХ
ФИННОВ

НЬЮ-ЙОРК, 2 февраля, (ТАСС). В го:
роде Дулуте (штат Миннесота) — состоя»
лась. конференция американцев финского
происхождения, членов профсоюзов. 1
конференции присутствовало 200 делега:
тов, представляющих 300 тысяч органи»
зованных рабочих и  фермеров-финнов,
Конференция обратилась к президенту
Рузвельту © посланием, в котором при’
зывает его обявить войну Финляадии,
«Об’явление Соединенными Штатами вой*
пы Финляндии, — товоритсл в послз-
Hut, — окончательно  тфазоблачило бы
перед финским народом о предательско
вассальное правительство Рюти, Таннер
и Маннергейма, (состоящее на служб у
Гитлера, и показало бы полную бела“
дежность участия Финляндии в войне в
качестве союзника Гитлера»;  Конферен-
ция опубликовала также призыв к фия-
свому народу, в котором говорится: «Рас’
страивайте военные планы гитлеровцев,
требуйте отзыва солдат. с фронта, гоните
гитлеровцев © финской земли».

Делегаты конференции обратились ис
приветствием к народу  Карело-Финбой
ССР. «Мы следим, — говорится в при-
вотетвии, — за вашей борьбой с Topi
стью в сердцах и с ненавистью к ipa
шистеким животным,  зверствь которых
не менее подлы, чем жестокости их гит-
леровских хозлев.. Недалёк тот час, ко
ГЛа вашз земля будет  освобожлена от
кровожадных грабителей. Удары, wane
сенные храброй Красной Армией и 06
‘единенными напиями, ‘уничтожат этих
грабителей вместе с войсками Гитлера и
приведут к тому, чю фашизм будет
стерт с лица земли»,

В призыве конференции к американских
финнам говорится: «Финские марионетки
Гитлера ведут народ Финляндии к ката-
строфе и ему грозит уничтожение, Мы м
мем помочь спасти финский нарол. если
заставим Финлянлию выйти na ВОЙНЫ, 8
которой она участвует как союзник ва-
шего врага, и тем самым мы  ускорих
победу об’единённых напий»:

На конференции была избрана комис
сия в составе трёх человек, которая вы-
едет в Вашингтон для вручения решения
конференции правительству США. Избрая

ee исполнительный комитет конферен-

Вонферениия пол учила привететвенлые
телеграммы OT ряда вилных деятелей
профсоюзного лвижения СПА. в том числе
от предеедателя Американской — Фелера-
пии Трула Грина и прелселателя riporheo-
юза моряков, входящего в Конгресс Про-
изводетвенных Профсоюзов Кэррена.
атих телеграммах выражается — солилар-
ность с теми задачами, какие поставила
перед собой конференция.

Ответственный редактор

отв,
Д 1-12-62,
П. МУСЬЯКОВ.

заявляет газета, ,