‚ ций под Ленинградом особая роль отво-

26 января 1944 г, № 21 (1588)

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Слава капитана Массальского   Мастер стремительного набега
  вы и точного удара

ров к пушкам. И хотя ` протавник има
‚неоспоримое огневое “превосходство, г
флагманского корабля поступил приказ
атаковать.

Катер Иевина вместе 6 другими paar
нулея в атаку. Прежде чём немцы ono
нились, на них обрушилея  стремпитель-
ный удар, Еще несколько залиов с бро:
некатеров, и загоревшаяся, беспорядоч-
HO ототреливавшаяея канонерская Jona

Балтийская артиллерия
в прорыве вражеской обороны

_ Беседа с генерал-майором Малаховским

Тенерал-майор Малаховекий в беседе
с вашим-корреспондентом «сообщил  сле-
лующее. об участии береговой и ‘кора
безьной артиллерии в прорыве долговре-
менной обороны немцев.

$ — В планах наступательных  cnepa-

(От корреспондентов «Красного Флота»)

тан заметил, что под ожесточенным 0б-  В сентябре прошлого года по улицам
етрелом противника, движение некоторых приморского города, только что 0680-
подразделений замедлилось. Иовот перед   божденного нашими войсками, шла груп-
бойцами встал во весь рост офицер Мас”   па офицеров и краснофлотцев. Изранен-
сальекий. В грохоте боя раздался знако- ный город еще дымился. Моряки, ворвав-
мый голос: ‘ шись в его гавань, спешили. чем, могли,
— Товарищи! Бостьми ляжем, но при-  помочь исстрадавшимея горожанам.
каз выполним! Проелавим нашу Родину! ‚В парке, куда стекались жители, пря-
Офицер бросилея вперед. Гвардейцы   тавшиеся от немцев, происходили. трога-
поднялись за‘ним. Вместе с командиром в  тельные встреча. Групиа горожан окру-

_ ФЖогда на Вороньей горб’ уничтожили
последнего немца, в полку не было гвар:
вести подготовку в наступлению, стре-  дии вапитана Владимира . Массальского.
мидлея разрутать наши НИ. Но это не  Ему не пришлось видеть, как гвардии
удалоеь врагу. \ старший лейтенант Багуновец  водрузиз

На вопрос, как проходило артилле-  на этой высоте красный флаг. Четыре ра-
рийское паступление, каковы ег9 76-  ны заставили отважного офицера лечь в
зультаты И ЕТО особенно, отличялея, ге- госпиталь, Но и при штурме Вороньей
нерил-майор Малаховский ответил: горы и при дальнейшем продвяжении на-

— В точно назначенный срок бере-   тих войск слава Массальского _ окрыляла

дилась артиллерии. На береговтю и` ко-

- ллерия отЕры- ла 7 я ь АВЕ м :
рабельную артиллерию Краснознаменно- ee bee oh a ‚  офицеров и бойцов Н-ской, Гвардейской траншеи ворвались гвардии старший   жила стройного лейтенанта в болотных   начала погружаться, Бронекатера пол
го Балтийского флота возлагалась зада- ми т oust, Полевая артиллерия ДИВИЗИИ. ый сержант  Чазов и гвардии сержант   сапогах и легкой кожаной куртке. По-  ным ходом пошли цанеререз. немецким
ча ва определенных участвах взломать  , я м В 910 же время нача- Массальский командовал ротой авто:   Полищув. Другие автоматчики  6л0-  жилая работница порта, чудом  спас-  кораблям охранения...
долговременные укрепления в глубине a обработку переднего. края обороны   Матчиков: Во всех операциях по прорыву   кировали  доты, ‘расстреливали  ору’  шаяся из обгоревшего дома, под. облом- ..Дмитрий Левин пришел на корабль,
обороны врага, разрушить узлы сопро-  т, ротивника. Морекие аэтиллериеты еразу вражеской обороны автоматчики сыграли   дийные расчеты, противника. Сопро-  ками которого она потеряла семью, упа- корда ужо ‘наЧалась война, В громе сева.

тивление немцев ослабевало. Обтавтиеея   ла на руки лейтенанта. Он по-сыновнему
в живых гитлеровцы пытались ототунить,   гладил ее вздрагивавшие плечи, 6 тру-

тивления, уничтожить командные и Ha-

б стопольской битвы складывалея харак:
баюдательные пункты. Требовалось  по-

обефреливали более чем сто целей. На-  ВЫдающуюся роль. Они блокировали  ув-
тер молодоге офицера. Тогда он впервые

з действиях орудийных   Репленные узлы в отдельные доты и д30-

давить огонь противника, особенно
артиллерии дальнего действия, которая
была установлена в прочных укрытилх,
& также ударами по штабам, складам и
коммуникациям нарушить боевое управ-
ление и обеспечение противника:
Решение этих задач 12983006 6 Je-
тального изучения немецкой обороны,
уточнения количества и дислокации от-
невых средств, особенно артиллерии ре-
зерва главного командования,  концен-
трация которой на нашем учаетке фрон-

„ тв была особенно плотной. Применив все

виды разведки, мы проверили и уточня-
ли данные об укреплениях противника, &
также выявили его артиллерийские груп-
пировки. re ) :

Что же представляла собой вражеская
оборона?

За два года немцы создала вонруг го-
рода глубоко эшелонированную сеть
прочных оборонительных сооружений.
Вся местность усеяна дотами, дзотами,
прорезана глубокими, полного профиля,
траншелми, насыщена минными полями,
налолбами,  изрыта противотанковыми
вами. Всё высоты в глубиве обороны
полностью эскарпярованы и оборудованы
долговременными огневыми точками. Ha
этих высотах, как правило,  располага-
лись командные пункты противника. Вся
мветность делилась HA опорные пункты
й узлы сопротивления, а такие . пунёты,
тах Ирасное Село. Урицк (Лигово), по-
селок Володарского, Ропша, Гослилицы
й многие другие, были превращены в
крепости, насыщенные огромным коли-
чеством огневых точек и  опоясанные
оборонительными сооружениями, Даже
железнодорожные насыпи были  прввра-
WCHL в системы долговременных огче-
вых точек. Только на том участке фрон-
та, где предстояло работать артиллерии

BUSHOHHOM и резерва главного командо-
вания артиллерии. Противник использо-
вал орудия крупного калибра — от 150
ло 406 мм. в том числе пупки выпуска
1940—1941 годов. и железнодорожные

` транепортеры.

`

Чтобы добиться успеха, мы должны
были противопоставить врагу не менее
мощную артиллерию й высокое искусство
ее использования. Пришлось проделать
большую подготовительную работу. Бы-
ли определены средства, которыв требо-
валовь привлечь. для проведения опера-
ции, затем разработана организация ис-
пользования сил и средотв,

Особов внимание было обращено на
отработку  внутриштабной организации
как в руководящем штабе, так и в шта-
бах соединений, на создание четкости в
работе командных пунктов, Мы добива-
лись такой корректировки. которая obec-
печила бы выбокую  эффектявность
стрельбы одной батареи или корабля од-
новременно по нескольким целам ов уе-
ловиях плохой видимости, и прикрытия
района цели лымами.

Перед операцией было спланировано“
отневое взаиузолействие с армейской ap-
тиллерией, авиацией В штабы войск
были посланы офицеры связи, . которые
коорлинировали лействия и давали заяв-
KH Ha подавление целей. Была проведе-
на пристрелка ввей артиллерии, причем
крупный калибр приетреливалея  непо-
срелетвенно по целям:

г Противник пытался помешать нам

_ Технический риск

значит проявить разумную инициативу,

Всякое ненормальное использование
техники е нарушением установленных
правил, инотрукций и положений мы
привыкли называть техническим ри-
ском», Этому важному в условиях вой-
ны тактическому элементу безусловно
стоит уделить внимание, ©

Найдутся люди, которые станут ‘ло:
казывать, что раз существуют  утверж
денные технические условия, правила и
инструкции, 10 не может быть разгово-
pa, да еще в военное время, об их не-
выполнении или нарушении. Однако,
учитывая опыт и попятие о техническом
риске, можно Утверждать и доказать, ITO
он должен быть, существует и оправды-
зает себя. Ири определенных обетоятель-
ствах в ббевой практике нашего флота
могут иметь место известные  отетупле-
ния от правил и инструкций. И это надо
рассматривать. как инициативное ‚ раз-
решение задачи.

Корабельный устав 1943 года (ст. 31,
9.  ) учит: «Боевые инструкции призва-
ны не сковывать инициативу, а наобо-
рот, всячесни способствовать ее, разви-
тию». И далее (ет. 65): «В ясключитель-
вых случаях, вызываемых  оботановкой.
командир корабля вправе отдавать нри-
казания 0 превышении  установленйых
предельных технических норм. Нолучив>
ший такое приказание обязан немедлен-
но выполнить его, приняв все меры к
тому; чтобы, несмотря на превышение
норм, максимально обеспечивалось ис-
правное действие форепруемых средотв».

Допуская отступления от существую-
щих норм и пределов, Корабельный
устав имеет в виду исключительные слу-
чаи боевой практики. Устав требует бес-
прекосаовного выполнечия приказания
начальника. Выполняющий это приказа-
‚ние должен немедленно принять все
меры К Тому, чтобы обеспечить исправ-
ное действие форсируемых средетв, Это

$ Da: С
его‘ пряженность

` Балтики, находилось до 14 пояков ди-

‘наступил момент, когда бомбы

РЕНА ЕСИ ЧЕЛА ВЕ ГЕ ИЕН бо А, О И тиае

`Гранина и Крайнова, которые образцово

расчетов была очень высокой, но всюду
скорострельность была‘ выдержана. Мо-
ральное состояние личного состава было
отличным. День’ наступления стал пэд-
линным праздником для артиллеристов
Ралтики, помогавших Красной Армии
очищать нашу землю от фашистских за-
хватчиков.

первые минуты наступления  про-
тивник повел ответный огонь, стремясь

воздействовать на наши. огневые п0зи-
ции п наблюдательные пункты. Черёз час
сорок минут после нашего первого зал-

па пехота пошла в атаку. В концу пер-

вого этапа артиллерийского наступления,
проведенного. в тесном взаимодействии с
армейской артиллерией, система обороны
немцев быль взломанй и расстроена на
значительную глубину, :
° Продвигаясь вперед, общевойсковые
командиры сразу же сообщили о ‘резуль-
татах работы морской артиллерии. Их
аценка наших действий была весьма вы-
сокой. Спустя несколько дней мы произ-
вели фотос’емку результатов работы на-
шей артиллерии. Она показывает выбо-
кую точность стрельбы балтийских ар-
тиллеристов. На снимках зафиксированы
прямые попалания тяжелых снарядов в
доты и орудийные дворики немецких тя-
желых батарей, У разрушенных  дотов
трудами лежат трупы немцев, исвовер-
канная техника.

— Но Это, — увазывая на фото, го-
ворит генерал, — не главное свидетель“
ство качества нашей работы. Самое важ
Hoe TO, 970 по тем местам, вуда били на-
ми пушки, наетунающие части Брасной
Армии шли быстро внеред. а

Особенно хорошо вели огонь &брабли,
пё которых  артилаеристами тт. Шварц-
берг. Ильясов, Азовцев, Шакалов и
Блохин. ; :

Из офицеров ббреговой артиллерия
следует. отметить тт. Снитко, -. Коптева,

организовали артиллерийский огонь: сво-
их частей и искусно им руководили.
Залогом успеха явилась серьезная
подготовка в наступлению, в особенно“
сти в области корректировки. Она велась
ненрерывно. причем многие корабли и
батареи стреляли не по одной цели, а
epasy по нескольким. Корректировщики:
проявили стойкость и уменье. Вот ха’
рактерный случай. Старшина 1-й статьв
Кузьма Карпов корректировал огонь ©
одинналцатого о„втажа одного здания.
Взрывной волной его ебросило на седь-
мой этаж. Карпов получил тяжелые
ушибы. но не бросил своего деда. Bep-
ный воинскому долгу старшина добрался
до своего поста и продолжал работу.

— Еще рано делать полные обобще-
ния, — заметил генерал-майор, заканчи-
вая беседу. — Прелетоит сделать нема;
IO, чтобы привести в систему все доку“
менты и факты, которые относятея Е
артиллерийскому наступлению; — Одно
только ясно. что организационная подго-
товка, проведенная нашими командира-
ми и штабаззт, оказалась куда выше не-
мецкой организации. В ‘результате этого
артиллерия противника на нашем уча?
стке фронта разгромлена, а. балтийская
прололжает активно бить врага, помогая
нашим доблестных  красноариойцам
гнать фангистов от стен. Ленинграда.

Краснознаменный Балтийский флот, i

Sas ee ea ET

выжать максимум из механизма или обо
рудования ве наименьшими для них _по-
следствиями, короче говоря — проявить
технический риек.

На эсминец «Н» налетели вражеские
самолеты. Ворабль умело защищалея и
маневрировал, ‘уклоняясь от бомб. Но
летели
прямо по курсу и т не было пи
какой возможности, Командир дал pe-
вере с полного переднего на полный зад:
ний ход. Эта был единственный выход.
Вомандир БЧ.У, выполняя необычное
приказание, нарунающее инструкцию по
экеплоатации турбин, хорошо знал их
соетояние, учитывал существующие в
лопатках зазоры; он дал полный задний
ход и тем спае корабль. Этот пример по-
казывает, что разумный технический
риск возможен, а в некоторых случаях и
необходим. a

Вот и другой факт. Корабль стоял na
якоре, под парами находилел один ко-
тел. В это время была об’явлена воздуш-
ная тревога, отдано приказание 06 эк
стренной разводке пара еще в одном кот-
ле и е’емкё с якоря для маневрирования.
В момент разводки пара котел eme не
остыл. Командир БЧ-У, учитывая  вею
серьезность момента, а He 10°
обычному. Он оставил далеко позади по-
ложенный норматив для разводки пара и
в то же время принял все меры, ‘чтобы
избежать аварии. Корабль получил в903-
можность эффективно бороться с само
летами противника. а

Вот что представляет собой  техничс-
ский риск на войне, причем риск cosHa-
тельный, основанный на высокой техни-
ческой грамотности. Именно ‘это в боль-
шиястве случаев обусловливает положи-
тельный исход борьбы с пределами, с из-
лишними, запасами прочности, коэфи-
циентами безопасности и пр.

С другой стороны, эта борьба может

ты, создавали панику в рялах врага; бес-
пощадно. уничтолали его. Рота Массаль-
ского действовала смело и искусно, Ма-
<теретво и личная храбрость командира,
прошедшего всю школу войны, начиная 6
обороны Ханко, еще больше увеличивали
силу подразделения.

„.Перед атакой укрепленного пункта
команлир полка вызвал Масвальского.

_ — Вашим орлам предстоит сегодня
‘ночью рептить судьбу этого пункта, —
говорил подполковнии. — Учтите все 0е0-
бенности обороны врага. Он, безусловно,
окажет ожесточенное сопротивление. На-
до парализовать его неожиданностью ий
стремительностью нападения...

— Вудет выполнено, — ответил Мас:
сальский. Е:

Подполковник крепко пожал ему руку.
Он знал цену словам гвардии капитана.

На исходе суток рота двинулась в селу.
В белых маскирдвочных халатах, прижи=
маясь к посеревшему от разрывов снегу,
бойцы ползли к укренлениям. Вскоре в
дзотах и трантйеях врага раздались взры-
вы гранат, затрещали очереди автоматов.
Гвардейцы блокировали отдельные дзоты,
подавляли огневые точки, выбивали нем“
цев из блинлажей. В ряле мест возникли
рукопантные схватки. Маессальский был
в первых рядах  сражающихея. Враже-
ская пуляеранила командира, но он He
ушел с поля боя. Еще до начала общей
атаки рота автоматчиков овладела задан-
ным пунктом. =.

Ожесточенный ` бой ‘разгорелся и на
подступах к другой деревне. Немцы засе-
‚Ти в дзотах си кинжальным огнем пре-
траждали путь нашей пехоте, С гоепод-
ствующей высоты била двухорудийная
155-миллиметровая батарея, Впереди на-
ших наступающих частей продвигалась
рота Массальского. Оглянувшись, капи-

ЕРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 25 января. (По телеграфу). Вой-
ска Ленинградекого фронта тонят врага
все дальше на запад. Балтийские штур-
мовики, бомбардировщики и яетребите-
ли расчищают. путь пехоте, уничтожая
вражеские укрепления, огневые `средст-
ва, скопления войск. ‘

Весь фронт облетела весть о бесемерт-
ном подвиге балтийца капитана Исаака
Иржака, заместителя командира эскад-
рильи. Бесстрашный летчик до последне-
го дыхания метил фашястеким  мерзав-
цам. ag

Летчики поддерживали ‘наступление
советских воинов в районе деревни Г. В

я

Побела штурмовика в воздушном бою

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 25 января. (По телеграфу от
наш, корр.). Здесь оизошел случай,
еще раз показывающий высокие манев-
ренные и огневые качества самолета
«Ильюшин-2».

Штурмул позиции противника, лёт-
чик Терехов заметил в хвосте своей ма-
шины два «Фовде-Вульф-190». Гвардеец

ЕЕ

принять опасный характер, ебли сведет-
ся к безрассудному, систематическому
снижению установленных правилами и
инструкциями нормативов и пределов, к
простому нарушению этих  инетрукций,
выработанных на основе практики и
глубокого изучения опыта. Нельзя дове-
рять только инстинкту, основывать риск
только на смелости, на азарте. Это лишь
доказывает, что инженер или техник,
прибегающий в своей практике в такому
способу решения задач, является техий-
чески неграмотным. Он гораздо более
опасен, чем человек  безынициативный,
пунктуально выполняющий правила и
инструкций.

Это не значит, конечно, что во всех
случаях успех всегда и полностью obec-
печен. Нет, если бы это былс так. то это
‘He был Ot puck. Однако сознательный,
обоснованный риск имеет больше шан-
сов на благополучный исход В случае
же неудачи, она будет расценена Только
как эксперимент, за который не судят.

Итак, не всякий «риск в технике»
можно назвать «техническим риском». С
понятием о нем мы привыкли связывать
прежде всего, грамотный. ‘продуманный
подход и неизбежность риска. т. е. огра-
ниченное количество ретмелий. одинако:
во рискованных. — Последотвия me
его заранее оправдываются этими 05-
стоятельствами. Всякий иной риск в тех-
нике нельзя квалифицировать иначе, как
безрассудство, лихачество. техническую
безграмотность, преступление.

Риск в условиях войны неизбежен, &
стало быть, необходим. Здёсь возникает
другой вопрос: следует ли допускать его
там, где последетвия не оправдывают
рискованное решение? Приведем при-
мер. 3 ©
Корабль идет полным ходом и разви-
вает скорость 30 узлов, Машинные  ме-
ханизмы, котлы и пр, достаточно фореи-

#

но автоматчики действовали уже В глу-  дом выговаривал слова утешения,

вине ок “

БЕССМЕРТНЫЙ ПОДВИГ.

бинё вражеской обороны. Группировка
противника была полноетью  истреблена.
Гвардии капитан Массальский eme раз
бил ранен и енова остался в строю. Он
зил, одним стремлением -— итти вперед и
бить врага.

Затем наши подразделения достигли
Воронъей горы. Эту высоту, являющуюся
ключом к’Красному Селу, немцы укрени-
ли сложной системой дотов и дзотов. Де-
святки пулеметных и снайперских гнезд
были обращены в сторону наступающих
частей. Рота Массальского снова шла впе-
peau. Автоматтики с хода бросились в
атаку. Сильный артиллерийский и мино-
метный огонь встретил их, но, ка всег-
да, офицер Массальский подавал пример
бесстрашия, и бойцы шли за пим. Однако
ка этот раз осколки вражеского снаряда
надолго вывели его из строя.

Автоматчики горели желанием отом-
отить за раны любимого командира. Тут
ак раз послупил приказ: «Обойти высоту
5 флангов». ;

Маневром управлял друг Массальекого
твардин стариий лейтенант Кашпар. Дей-
ствуя мелкими подразделениями, наши
бойцы обтёкли высоту и ночью начали
ретительную аку. Они взбирались на
гору по крутым склонам, подсаживая
друг-лруга и цепляясь за расщепленные
деревья. Загремело могучее «ура». Co-
противлявшиеся гитлеровцы были ис-
треблены,

— Вы хорото поддерживаете славу
Массальекого. Надо сообщить ему об
этом в госпиталь, — сказал Нашпару по-
сле бол командир полка.

‚Й это было лля старшего лейтенанта
высокой оценкой, С

Капитан В, ПАНИН,
Капитан И, ТАЛИЦНИЙ.
 Ленинградский фронт,

\

машину капитана Иржака попал зенит-
вый снаряд — она загорелаеь. До аэрод-
рома не лотянуть. И тогда все летчика
группы Иржака увидели, как капитал
направил горящий самолет на скопление
немецкой пехоты в автотранспорта. Раз-
далея взрыв. Взлетели на воздух грузо-
вики, солдаты и офицеры.

Смертью храбрых погиб герой Исаак
Аронович Иржак. Его боевые друзья —
штурмовики яростно метили врагу. Они
в течение дня уничтожили в этом районе
65 автомашия; 2 батарея, 24 повозки,
около двух рот пехоты, вызвали три по-
mapa.

Терехов решил навязать немцам бой.
Резко развернув свой «Ил», он пошел в
лобовую атаку Ha ведущий  <«Фокке-
Вульф» и, когда дистаяция сократилась,
открыл прицельный огонь, Истребитель
упал на землю. Второй немецкий летчик
укаонилея от атаки. —
Терехов благополучно
аэродром.

вернулся на

рованы, но можно, рискуя ими, выжать
еще оборотов 20—39. Лишние обороты.
по расчету могут увеличить скорость, на
0,25 узла, причем сомнительно, что этот
форсированный ход удастся удержать
более получаса. Спрашивается: нужно
ли в этом случае рисковать? Нет, не
нужно и даже вредно.

А вот другой факт. Корабль подходит
в стенке для швартовки на свое место
между другими кораблями. Ветер, стес-
ненные условия маневрировапия, плохая
видимость; корабль вместо малого идет
“завышенным задним ходом. Оперативная
обстановка позволяет произвести швар-
товку осторожнее, се большим нормати-
вом времени, но без веякого риска, 0д-
нако командир корабля, уверенный в
действиях личного состава и забывая о
возможных капризах техники, явно рис-
кует и не только своим. но ‘п стоящими
вблизи кораблями. Такой риск — не
«благородное дело». Это ненужное лиха-
чеетво, не один’ раз осужденное.

Ирвмером, достойным подражания,
может служить следующий случай.

В одной из операций снаряд попал в
орудййную башню корабля. Начался по-
жар. Создалаеь серьёзная угроза взрыва
боезапаса в погребе. Затопить погреб и
тем предотвратить взрыв — дело не муд-
реное. Но корабль вёл огонь из орудий
главного калибра. а с затоплением бое-
запаса башня перестала бы действовать.
Командир не торопился с затоплением
погреба. Он приказал быть «на товсь» у
клапанов затопления, следить беспрерыв-
HO за температурой в погребе и одновре-
менно бросил все силы на борьбу в позха-
ром в бащне. Через 5 минут огонь ула-
лось ликвидировать. затопить погреб не
пришлось, несмотря на то, что туда уже
проникал дым. Корабль продолжал стрель-
бу. :

В этом случае характерен серьёзный,
продуманный подход к делу. Обстановка,
боевые и моральные качества _личрого
состава, технические средства — все
учтено, взвешено. Никакой паники, ни
малейшей боязни, одно общее стремле-

Долго. еще ходил лейтенант по pa3so-
ренному городу. На борт ёвоего’ бронека-
тера № 112 он пришел молчаливый, гру-
стный, осупувшийся за несколько часов
больше, чем за десятки боевых походов.

Командир созвал краснофлотцев,

— Видели? — спросил он.

— Видели, товарищ лейтенант.

— Так вот, запомните, хорошенько
запомните, на всю жизнь... -

‘Через несколько часов катер
ушел в море.

В тот сентябрьский день мы познако-
‘мались ¢ лейтенантом Левиным, одним
из известнейших на Азовском море офи-
церов. Подтянутый. ничего не прощаю-
щий себе и строгий к подчиненным, он
заслужил в боях за родину любовь и глу-
бокое уважение своего экипажа и това-
рищей — офицеров. Его любили за стре-
мительность набега, за точность удара,
бесстрашие и мастерство, спокойствие в
самой сложной обстановке.

В разгаре битвы за Азовское nobe-
режье отряд бронекатеров, в который
входил <стодвенадцатый», вышел в на-
бег на одну из сильно укрепленных баз
противника. Лучи прожекторов нащупа-
ли бронекатера, и берег опоясалея артил-
лерийским и минометным огнем. Немец-
кие орудия били прямой наводкой. И
BCé же катера прорвались к намеченной
цели и успешно провели операцию.

Командир отряда старший лейтенант
Анатолий Фролов, находившийся Ha
флагманском бронекатере № 114, с удов-
летворением следил за маневрированием
Тевина. Лейтенант мастерски разворачи-
вал свой катер то в одну, то в другую
сторену, вырываясь из зоны огня.

На берегу что-то горело, оттуда доно-
сились взрывы, багровое зарево висело
в небе над расположением противника,

Катера легли на обратный курс. Утом-
ленные длительным переходом и жаркой
схваткой в немецкими береговыми бата-
реями, моряки вспоминали детали толь-
ko что закончившегося сражения. Ha
мостике’ Левин восотанавливал в памяти
866 этапы боя у вражеских берегов.

Внезанно из ночной темноты выплы-
ли силуэты вражеских кораблей. Они
были на дистанции артиллерийского ог-
ня. Наблюдатели распознали  канонер-
скую лодку, шедшую в сопровождении
катеров. Сигнал вновь вызвал коменло-

снова

у

$

Краснофлотцы

познал науку войны, отточил. боевое уме:
ние. закалил волю. В десантные опера’
ции, на обстрелы вражеского побережья,
в смелые налеты на базы водил он свой
катер. С каждым новым походом. росло
воинское искусство офицера и  мастер-
ство ркипажа. К берегам Крыма катер
вел уже вполне зрелый, отважный коман-
дир лейтенант Левин. ,

На борту бронекатера,
Перченскому полуострову, находилась
штурмовая группа первого броска, 3
долго до подхода в берегу катер подверг
сл сильному обеётрелу. Вокруг кипела во-
да от разрывов снарядов и мин.  Экипах
бронекатера сквозь огонь шел к намечен-
ной ‘цели. «Стодвенадцатый» прорвался
к месту высадки.

Десантники с боем сошли Ha землю.
Левин тотчае же отошел мориетее и на
чал обстрел огневых точек врага. Oan
умолкали одна за другой. Эте очень по-
“могло  десантникам. Под прикрытием ог-
ня бронекатера бойцы  углублялись во
вражеское расположение. А катер mea
обратно; за новой группой десантников,

Вронекатер вторично пошел в Керчен“
скему полуострову; когда в небе висели
десятки немецких бомбардировщиков п
истребителей. Земля. к которой прибли:
жалея патер, солрогалась от взрывов фу-
гасфк. Взметалиеь огненные языши, и ка-
залось, что катер идет прямо ‘на’ этот
огонь. Но ничто не могло остановить
моряков. В эту тяжелую минуту во вееу
величии раскрылся характер офицера
Левина. Оп понял, что сейчае сго место
там. срели десантников. Левин появился
Ня палубе. люли услышали его вдохно-
венный голос:

— Не робейте, ребята. смелее на бе’
рег! В добрый путь, орлы!
И морские пехотинцы

землю.

Вражеские самолеты набросились па
катер. Один за другим истребители пики»
ровали на корабль, осыпая его со всех
сторон снарядами, Палуба — «етодвенал-
цатого» обагрилась кровью. Долго про-
должалась эта ожесточенная.. Неравная
схватка, Высалив десантников, Левин
сделал все, чтобы спасти  бронекатер,
On тверхо помнил о’ долге чести флот-
ского офицера.

Ему присвоено звание
ского Солоза.

Капитан Е, КАМЕНЕЦКИЙ.

шедшего к

ворвалиеь на

Героя  Совет-

взяли в плен

`’ немецкого летчика

БРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 25 января. (По телеграфу от наш.
корр.). На наблюдательной вышке столл
на вахте старший крабнофлотен Скорвя-
ков. Вначале он услышал шум мотора, а
потом увидел низко идущий «Мессер-
шмитт-109». Повидимому, он был подбит,
так как мотор работал с перебоями. Скор-
няков немедленно доложил об этом` наз
чальнику поста главному старшине Crap-

ние бохранить боёвые средства корабля,
победить. И люди во главе с командиром
победили.

Это сильное желание преодолеть с0з-
давшиеся затруднения, выйти победителем
хотя бы путем риска лвляетея по-
ложительным и, пожалуй, ° основным
yin успешного результата. Разве не
приходится в этих случаях  060-
бенно глубоко м тщательно  ана-
лизировать обстановку, учитывать и пос-
ледетвия риска и неизбежноеть- его? то
совсем не тот риек, который в жизни
формулируется коротко: «авось», «была
не была». «пан или пропал»... Her, sro—
разумный технический риск, это — с0з-
нательное, в полной мере осмыеленное,
технически грамотное решение некоторых
сложных вопросов разнообразной прак-
тики, когла есть шансы «за» и «против».

Особенно много примеров в этом OTHO-
шевии даёт. практика судоремонта. Вряд
зи в какой-нибудь другой области воен-
ная ‘обстановка создаёт столько техни-
ческих трудностей и столько возможно-
стей дая переоценки нормативов. запасов
прочности, коэфициентов безопасности,
норм изношенности. Например, недоста-
ток доковых средств и возросшая по-
требност, в частом и продолжительном
локованаи кораблей заставили. с олной
стороны, изыскивать методы ремонта без
дока`и с другон — прибегать х докованию
самыми необычными. рискованными спо-
собами. Необходимость научила и 3а-
ставила применять способ с’ёмки греб-
ных винтов нод водой с помощью аммо-
нала. Наши бронекатера научились вы-
ползать на берег. свомм  холом.
Во всех этих. методах и прибмах  тех-
нический риск оббснован и оправдывает-
ся практикой, & главное — корабль ре-
монтируетея оперативно. .

_На корабле вышли из строя труб-
ки пароперегревателя котла.. Новых тру.
бок нужной длины для замены не оказах
лось. Было решено использовать корот-
кие трубки, сваривая их встьж. иск
анженера был построен на возможности
качественной сварки, на хорошем а

Когда краснофлетцы Свинин и Окинин
прибежали K месту посадки  самоле-
та, летчик стоял около ммпины и 10
спешно укладывал документы в сумку.
Увидев военных моряков, немец отЕрыл
стрельбу и побежал. Окинин выстрелил
и ранил летчика в ногу.’ Тот бросил пи-
столет и поднял руки вверх.

Пленный летчик доставлен 3 располо-
жение нашей части.

технологии процесса и свойств металла.
Для удобства сварки изготовили слеци-
альное.. приспособление. В ` результате
гидравлическое испытание на 150 г/см?
и ходовые испытания корабля показали,
что надежность работы котлов 10:-
ностью обеспечена. Таким образом уда-
лось обогатить судоремонтную практику,
выдержать оперативные сроки ремонта,
сэкономить материалы.

Разумный Технический риск нужно
лоощрять и культивировать. Без Hero
нет опыта, а без опыта, нет прогресса.
Ноощрять смелых, инициативных, учить
и направлять осторожных и сомневаю-
щихся — задача каждого флагманского
механика, каждого командира корабля, .
каждого руководящего офицера.

Полезно и важно во`всех случаях пе.
удачного риска тщательно анализировать
причины. Из ошибок в оценке обстанов-
и, в теоретических обоснованлях нельзя
делать поепешных выводов. Не слелует
рассматривать их примитивно, как нару-
шение существующих правил или ин
струкций. — это может навеегда отучить

`неудачника, от какого бы то ни было тех-

вического ‘риска и превратить его в 0е-
зынициативного человека) дойетвующего
только в рамках существующих инструс-
ций. Набборот, на примере неудачного
технического риска нужно вослитывать,
молодые. еще - нео умудренные опытом
кадры, чтобы в аналогичной обстановке
и при неизбежности раска паходить
более правильное, более вероятное реше:
ние.

Отечественная война создает широкое
поприще для одаренных “И смелых. Впол-
не допустимо для инженера толково и
грамотно. в трудный момент рискнуть
техникой. Когда риск неизбежен, & все
сеоычные нормы не годятся, столт поду-
мать, взвесить все «за» и «против»,
вепомнить теорию и практику, оценить

последетвия риска или бездействия и
тогда — решать. Решать смело, по-
вобвому!

Инженер-капитан 1.го ранга
В. ДЕНИСОВ.

Та

С