ТОРПЕДНЫЕ ЗАЛПЫ _

ОФИЦЕРА

Астану Николаевичу Несаеву 28 лет.

Он — дигорокий осетин. Когда-то Ве-

саев мечтал быть горным инженером, но

жизнь у него сложилась так, что он

окончил военно-морское училище и стал

офицером.

В начале войны он “был назначен
командиром на недостроенную «малют-
ку>. На этом корабле, который не мог
ни стрелять, ни погружаться, он под
бомбежкой прошел из Николаева в Сева-
стополь, а затем на Кавказ. В пбрзый
выход на позицию Кесаеву никого не
удалось торпедировать, & его самого про-
тивниЕ нещадно бомбил.

В дни обороны Севастополя пришлоеь
пройти через все море Ha повреж-
денной  «малютке»,  оставлявшей за
собой солярный след. За ним гонялись
бомбардировщики,  ториедоносцы, — н0
потопить не сумели — маневрируя и

сврываясь под воду на короткое время,

он ушел” от них.

В 1942 году немцы прорвалиеь в Oce-

тию, Жену Кесаева схватили  гесталов-
цы и, не обращая внимания на то, что
дома оставался маленький ребенок, по-
садили в тюрьму. Они ев, видимо, убили—
она бесследно мечезла. Астан Никозае-
вич загорелся одним желанием метить,
Только MCTHTS. х :

Вместе со злостью пришло и боевое

счастье. В новом походе он г вотре-
тил немецкий транспорт в 2.500 тонн
водоизмещения и днем, вблизи от базы
противника, двумя торпедами,  послан-
ными в упор, потопил его. А через не-
‘сколько недель у выхода из бухты он
подкараулил более крупный зорабль.

Транспорт в четыре тысячи тонн водо-
измещения полз прямо на подводную
HOARY, находившуюся на периекопчой
глубине. Кесаев выждал, когда цель
подойдет поближе, и с очень короткой
дистанции выпустил в Hee торпеду.
Взрыв отдался так сильно, что в н0со-
вых отсеках подлодки погас свет.

Атака была произведена настолько лов-
хо и неприметно, что немцы не поняли
причину неожиданной гибели транспорта
и не стали бомбить опасное место. Но
бдительность они усилили: жгли ракеты,
вели наблюдения с постов и барражирую-
щих самолетов. Кесаев, чтобы не выдать
удобной нозиции, перешел в другое ме-
сто и начал крейсироваль на коммуника-
ции врага. Е

_Во время обеда штурман старший
лейтенант Дерман, стоявший на вахте,
вдруг приказал:

—- Командира в рубку!

ЕКесаев бросил вилку, хлеб и помчал-

‹ ся в перископу. Штурман радостно ему
доложил:

— Много мачт. Целый караван пока-
залея на горизонте.

Кесаев  прильнул к окуляру и увидел

в окружении больших десантных барж и

морских охотников огромный транспорт.
Чудесно! — сказал  он,— сейчас
пойдем парад принимать.

Море в этот день было, как зерка-
то, — ни волны, ни барашка. Перископ
поднимать опасно: бурун виден издале-
ка. Но Весаев все же несколько раз oc-
торожно и быстро высовывал из воды
шестовидный глаз подлодки.

_ Tpancnopr имел не менее шести. тысяч
тонн водоизмещения. Все его палубы
были заполнены солдалней. В аппаратах
оставалась только одна ториеда. Боясе
смазать, подводник решил прорвать кон-
вой и подойти к транспорту на такое pac-
стояние, чтобы промах был невозможен.

Маневр удался. Вся команда усльниа-
ла, как над лодкой пропили передние ка-
тера конвоя. До транспорта уже оставаг
лось не более четырехсот метров.

— По немецкой сволочи... пли! —
скомандовал Кесаев..

и ночью и днем.

2 Se sees ен ВЕ eee Seis

событий этой войны“

Английские газеты об освобождении
Ленинграда от блокады

ЛОНДОН, 1 февраля. (ТАСС). Газета
«Обсервер» пишет, что освобождение
Ленинграда от вражеской осады является
одним из-трех или четырех памятнейших
событий этой войны. В невероятно корот-
кое время, заявляет газета, русские, проя-
BAB изумчтельное мастерство. прорвали
«стальной ошейник» вокруг Ленинграда’ —
хитроумную систему › глубоко эшелониро-
ванных ‘оборонительных сооружений. Этот
военный подвиг является завершением не
менее выдающегося морального подвига
гражданского населения Ленинграда. В
истории не было примера, чтобы столачный
город с многомиллионпым населением в
течение более чем двух лет выдерживал
осаду, бомбардировки, голод и холод и
победоносно вышел из этого испытания,

Газета «Франс» посвящает победоносно-
му наступлению войск Ленинградского
фронта передовую статью, в которой пл-
тет, что масштабы поражения немцев под
Ленинградом находят свое выражение в
иефре разгромленных германских дивизий,
в количестве трофеев, захваченных совет-
скими войсками, в широте и темпах их на-

КЕСАЕВА

Торледа покинула вздрогнувшую лод-
ку, и глухой взрыв известил подводни-
ков, что цель поражена. За первым
взрывом сразу же раздался второй,
Затем взрывы. загремели со. всех сторон.
Эге, это уже нас бомбят, — ска-
зал Весаев и приказал дать полный ход.

В моменты опасности он никогда не
отлеживается на грунте, а как можно
быстрей уходит. И этому же учит своих
офицеров. м

: xk koe }

‹ Вапитан-лейтенант Несаев уже пото-
пил восемь кораблей противника. Он
только что вернулея с удачной операции
и сидит за книжкой в своей каюте, чи-
сто выбритый, в тщательно отутюжея-
ных брюках. У него темные, чуть въю-
щиеся волосы, быстрые и страстные глаза
охотника, высокий белый лоб.

— Больше всего люблю ночные ата-
RH, отвечая на мои расспросы,
говорит он. — Ночью легче подкрады-
ваться в противнику вплотную. Почти
всегла действуеть © надводного поло-
жения, видишь взрыв и от преследова-
телей уходишь удачней. Лодку тебе ни-
Ето Но покалечит. А весной как-то нас
гоняли с двух ‘часов дня до’ темноты.
Все плафоны побили, вмятин наделали
и самих чуть не утопили,

— В октябре, например, если было
бы у меня больше торпед, я в одну ночь
несколько немецких коробок пустил бы
ко дну продолжает ов-—-Я тогда не
слал несколько суток. Ночью, только я

газета, — дюказали, что никакой укреплен-
ный пояс, как бы искусно он ни был раз-
мешен и как бы прочно он ни был постро-
ен, не представляет безусловной гарантии

ного противняка. Это особенно относится
к германским укреплениям у Лаенин-
трада». `

ДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ СОЮЗНИКОВ

Налет на район

прилег,  затрещал звонок — боевая
тревога. Вокакиваю и в одних носках на- Па-де-Кале
верх. Комдив спрашивает: «Ви’  ЛОНДОН, 1 февраля. (ТАСС). Как сооб-

дишь?». А я с0 евета пялю глаза и ни-
чего разобрать не могу, только © ноги
на ногу переминаюсь. Зимой неприятно
стоять на железе почти босым.
Вспомнив 0б этом, Весаев смешно по-
GRUBACTCA.

— Потом при свете луны увидел не-
яеные силуэты двух транспортов, барж
и охотников, и о стуже забыл. Подошел
близко, пользуясь  затемненной частью
горизонта. Выбираю транспорт покруп-.
пей и — залп по нему. Вижу — выеко-
чили мои торпеды и понеслись, словно
дельфины, оставляя фосфоресцирую-
щий след. Затем пламя взлетело метров
на пятьдесят. Нас осветило. Мы, конеч-
во, скорей под воду. Слушаем — никто
не гонится. Снова воплываем, И что же
я наблюдаю? Вев корабли немецкие
сбились в одно место, видимо думая, что
транспорт подорвалея на мине, и людей
спасают. Будь у меня в запасе, хоть ‘од-
на торпеда, дал бы я им пить! А тут
пришлось в базу итти.

— В охотничий pam я тогда во-
mex, — говорит он, — Зарядилея но-
выми торпедами и опять в море. А на
ловца, ° как известно, и зверь бежит.
Ночью мы наткнулись на проблески за-
маскированного. света. Всематриваемся—
целый  караван-на запад ит: три
транспорта. десантные баржи, морекие
охотники. Ночь безлунная. Я, не погру-
паясь, нагоняю немецкие корабли и иду
почти рядом. Знаю, что в темноте, рань-
ше чем открыть огонь, они запросят
опознавательные. Не спеша, я наметил
вебе транспорт посолидней и лег на курс   ЛОНДОН, 1 февраля. (ТАСС). Англий-
атаки. Гляжу, замигали мне: <Ёто, де-  ское министерство информации сообщает,
скать, такой?». А чем подводни может   что налет на Берлин, совершенный в ночь
ответить? Только торнедой! Закалил я   на 31 января, был третьей азакой на гер-
ее прямо в середину транспорта, погру- манскую столицу за 4 дня» Во время трех
зилел и — ходу. Катера стрельбу  0Т-  последних налетов на Берлин было <б5о-
крыли, в погоню бросились. Но разве В  шено свыше 5.000 тонн бомб. В результате
темноте нашупаеть ухирающую ПоДВоД-  олета в nous na 31 января в Берлине

ную ZOMRY «малютку»?
—= Ночью лучше бить немца, — заклю-   СПЫНУЛа пожары, зарево которых летчи-

чает Кесаев. — Впрочем, бить его надо   Ки, возвращавшиеся из операции, наблюда-
ли, находясь уже на расстояния. сотне миль
от города. Противовоздушная оборона го-
рода была слабой.

щаяли английское министерство авиации и
командование американскими вооруженны-
ми силами на европейском театре опера-
ций, тяжелые американские бомбардиров
щики «Либерейтор», сопровождаемые ист-
ребителями «Сандерболт», днем 31 января
атаковали военные об’екты в районе Па-
де-Кале. Истреблтели противника не ока-
зала сопротивления.

Истребители-бомбардировщики  «Сандер-
болт» при поддержке истребителей «Лайт-
нинг» бомбардировали вражеский аэродром
в Гильце-Риене (Голландия). Истребатели
противника оказали сильное сопротивление;
13 из них было сбито.

Неболыние группы английских истреби-
телей совершили штурмовые налеты на об’-
екты в Северо-Западной Франции, Из этих
операций на свои базы не возвратилось 9
истребителей.

ЛОНДОН, 1 февраля. (ТАСС). Англай-
ское министерство информации . передает
заявление штаба американских войск на
европейском театре операций о том, что
29_и 30 января амеряканские тяжелые бом-

цики, действующие с баз в Ан-
глии и Италии, сбросили на германские
военные об’екты свыше 3.900 тонн бомб, В
операциях, имезших место 30» января,
участвовало в общей сложностй 1.700 са-
молетов. ‘Американцы потеряля 29 и 30 ян-
варя 54 бомбардировщика и 21 истребитель.
В воздушных боях было уничтожено 225
вражеских самолетов, из которых 131 был
сбит американскими истребителями, а
остальные — бомбардировщиками. Количе-
ство вражеских самолетов. уничтоженных
на аэродромах в Италии, превосходит об-
щее количество американских бомбардиров-
щиков, потерянных в течение 29 и 30 ян-
заря.

Петр КАПИЦА.
Черноморский флот, é

Крушение фронта «германского духа»

Германский имперяализм всегда отли-
чался особой агрессивностью, беспардон-
вым хвастовством, грубой надменностью и
наглым бесстылством. Еше Бисмарк, с по-
зволения сказать, обессмертил себя изре-
чением: «Мы, немцы, не боимся никого,
кроме бога». Гитлер, как известно, об’явил
себя германским богом и ему, следозатель-
0, нечего было и с этой стороны опасать-
ся какой-либо непрлятности,

С первых же дней прихода к власти гит-
леровские заправалы внушали своим лзнд-
скнехтам, что им все позволено, все реши-
тельно — любое преступление, любое изу-
верство и злодеяние. За одиннадцать лет
нахождения у власти гитлеровская шайка
побяла решительно все рекорды, установ-
ленные когда-либо наиболее гнусными
преступниками. Она завоевала также место
чемпиона в той области, где немецкая плу-
тократия всегда держала первенство, — в
области лжи, клеветы, инсинуаций, измыш-
левий, одним словом, в той области, кото-
рая германской пропагандой именуется
фронтом «ястинно немецкоге духа».

Весь фашистский режим основан на лжи,
Ложь притом заведомая, непрестанчая,
вездесущая, — такова «душа» нынешней
Германий и единственное содержание гит-
леровской пропаганды. Ложь — основа
основ фронта «германского духа», ;

Апостолом лжи является
сам Гитлер.

31 декабря 1940 года Гнтлер говорил
своим немцам: «В 1941 году завершится
победа национал-социалистского райха». А
после вероломного нападения на Советский
Союз, в самом начале так называемого. «ге-
нерального наступления» на Москву,
заявил тоном, не допускающим возраже-
ния: «Я могу заверить, что Россия разбита
окончательно и никоёда больше не подни-
мется». Через месяц фашистский
пролаял: «Падение Ленинграда предвидит-
ся в ближайшие дни»,

Когда германские войска были разбиты
под Москвой, Ростовом, Ельцом, Тахвином

и остановлены у стен Ленинграда, Гитлер

не сразу нашелся, что сказать, На под-
мостках фашистского балагана первое ме-
сто было предоставлено Геббельсу. Гер

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
CCCP.

ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
Е

ГМ100727,

прежде всего

он.

зтаман

Ггениальный сталинский план, поймали ар-
мейскую

Е

манская пропаганда впервые тогда произ-
несла роковые слева: «Сокращение линии
фронта». С тех пор ей приходилось прибе-
гать к этой бессмысленной и лживой фор-
муле все чаше“и чаще. Красная Армия «со-
кращала» на десятки и сотни тысяч голов
германскую военную ‘машину, а Геббельс
должен был неизменно повторять, что все-\
го-навсего происходит «сокращение линии
фронта».

В 1942 году гитлеровцы устремались к
Волге, чтобы обойти Москву < востока,
отрезать ее от Урала и Сабири, захватить
советскую столицу ударом с тыла, закон-
чить зойну победой над СССР, Немецкие
войска дошли до Сталинграда, ворвалиюь
на Северный Кавказ. Главнокомандующий
френтом «германского духа» Геббельс не-
изменно шел впереди вооруженных орп
Гитлера.

Даже тогда, когда титлеровская клика
была остановлена y стен Сталинграда,
Гитлер ‘вещал: «Германские войска нахо-
дятся в Сталинграде, и някакая сила не
заставит их покинуть этот город». Однако
именно в Сталинграде немцам суждено бы-
ло потерпеть самое страшное, самое полное,
непоправимое поражение.

Разгром под Сталинградом кгедвещал
закат германской армии, начало конца гит-
леровской тирании, крушение фронта «гер-
манского духа». (Сталинградская  бат®а,
ознамевовавшаяся исторической победой
Красной Армии, разрушила до основания
все ‚здание гитлеровской пропаганды. Геб-
белье отныне шел в арьергарде. Он должен
был прикрывать отход гитлеровской Герма-
нии’ в небытие.

}\ Первым естественным побуждением гит-
перовцев было скрыть, замолчать катастро-

го немцы вдруг узнали, что юго-западнее
и северо-западнее Сталинграда «в резуль-
тате члсленного превосходства протизни-
ку удалось прорвать оборонительные пози-
ции». Но что было после этого, оставалось
еще тайной для подданных Гитлера,

er радио и фашистская печать
в течение двух месяцев упражнялись Ha
тему о «злокозвенном» русском климате,
о снежных :сугробах, завывающих метелях
и «льявольских ухишрениях русских». Так
и чувствовалось, что слово. «Сталлнград»
стало внушать суеверный ужас  гитлеров»
цам в тылу и на фронте. Геббельс прокли-
нал защитников Сталинграда за их неже-
ланиг ‘уступить врагу город. «Берличер
берзенцейтунг» смехотворно обвинила за-
‚цитников Сталинграда в.том, что она вою-
ют чне по правилам».

Немецко-фашястские писаки уже знали,
что огромная армия Паулюса обречена. Но
как преподнести эту страшную весть гер-
манскому тылу, что ему сказать и как ему
об’яснить происшедшее? И здесь впервые
титлеровская пропаганла пускаёт в оборот
вновь изобретенный ею жульнический трюк.
Германская армия, оказывается, не борется
за какие-либо географические пункты. Ее
вовсе будто бы и не привлекает тот или
чной Город. Германская стратегия-де пре-
следует более обширные цели стратегиче-
ского порядка: она вступила в союз с про-
странством и временем. Пока германская
армия контролирует огромное  завоеванное
пространство, время будет служить ей, и
она поэтому «непобедима». 2

i

’ Но все-таки оставался самый зловещий
рос: а что произошло © армиями Мау-
юса? Этот. вопрос продолжал торчать,
ак кость, в горле гитлеровской клики.

И о „У К Известно, что Паулюс и его штаб были
тапанграла. Немцы так вичего и не узна*  Рхлонны принять условия капитуляции,
пи о ТОМ, что советские войска, ВЫПОЛИЯЯ  } ел’явленные советским командованием,

о на соответствующий запрос по радио
Гитлер немедленно ответил Паулюсу ка-
тегорическим «нет». Он еше надеялся на

группировку фон Паулюса — 22
дивизии, цвет фашистской армии — в сталь-

ную сеть и что никакие усилая порвать. эту р a
сеть ни к чему не привели, Только 29 нояб- eee has poate а
ря, на второй нелеле наступления Красной ак shin о

`Армни, германское информационное бюро. т

спубликовало первое сообщение, из которо- Зажатая Красной Армией в железные

Москва, Сущевская ул.,21. Коммутатор редакции

1-12-62 и

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА:
р*лакаии—Д 1-08-08; вам. отв.  секретаря--Д

а. ВБИ 3 SS Se ee ee ee Е ee Se ee

коммутатор, доб. 20; отдел боевых действий флота-—доб. 29, 36; отдел
доб. 8; иностранный отдел—доб. 1-15, 1-85; сектор писем—доб. 23; отдел оформления—доб. 1-18; библиотека—доб. 13; издательство—

и
„Одно из памятнейших   СООБЩЕНИЕ ВОЕННОГО И МОРСКОГО МИНИСТЕРСТВ США

‚ 0 ПОЛОЖЕНИИ АМЕРИКАНСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ
В ЯПОНСКИХ ЛАГЕРЯХ

ВАШИНГТОН, 28

Военное м морское

января.
министерства

риканской армии Дайса и Мельника.

В отчете подчеркивается, что все пря-
личных
причем заявления бывших
другим
источникам. Офицеры заявили, что в ре-
зультате голода и принудительного тяже-
несколько раз
больше американских военнопленных, чем
сб этом сообщали японцы. В одном из
1 «О’Донкел»
апреля — мая
1942 гола погибло около 2.200 американ-
цев и еще большее число филиппивцев.
в лагере
«Кабанатуан» погабло около 3.000 аме-
зверства -в
голодных амери-
карских и филинпинских солдат, находив-
шихся на Батаане, говорится в отчете, —
ступления.. «Советские армия, — пишет   Начались вскоре после того, как оня сда-
лись в плен. Как и обычно, эти зверства
разываемого «похода

ведевные данные основаны на
наблюдениях,

военнопленных no

‚ проверены

лого труда погябло в

лагерей для военнопленных
(Филиппины) в течение

К концу оклября 1942 года
риканцев. «Преднамеренные
отношении истощенных,

начинались с так
смертников»,
Дайс — один

из участников

пленных.

ги». Военнопленные шли

нандо (провинция Пампанга). Во

с небольшими остановками продолжался

до 3 часов 12 апреля. Воевнопленные He

получали пащи и лишь изредка им раз-
решалось пить воду из луж у обочины
дороги. Наконец, 1.200 человек были по-
мешены в тюрьму,* рассчитанную на 200
человек. Повсюду было исключительно
грязно. В течение всего дня 12 апреля
военнопленных заставляли принимать «сол-
нечные ванны» и выдавали ючень мало
воды, В результате многие сошли с ума,
несколько человек скончалось. «Японпы,—
заявил Лайс, — вытаскивали больных и
‘слабых. Три филиппинца и три американ-
па былая заживо погребены».

Поздно вечером 14 апреля участников
похода доставили в тюрьму в CaH-Dep-
нандо. Еще до рассвета 15 апреля поход
снова возобновился. 115 пленных были
загнаны в один из вагонов узкоколейной
дороги. Двери заперли. Многие пленные
страдали дазентерией. В Капистарлаке
пленных вывели из вагова, устроили
«солнечную ванну», ‘после чего они в те-
чение трех часов шли до лагеря «О’Дон-

Hen». Дайс сообщил, что за 6 дней он.

прошел 85 миль и за все это время по-
лучил лишь дну порцию риса. Другие
американцы шли 12 дней без еды.
Японский вачальник лагеря «О’Доннел»
выступил < речью, в которой заявил, что
он He считает прибывших военноплен-
ными и что они не будут пользоваться
какими-либо правами или привилегиями.
Для того, чтобы напиться воды, пленным
приходилось простаивать в очередях по
6—10 часов. Они не меняли белье в тече-
ние полутора месяцев. Дайсу, по ето сло-
вам,” пришлось ждать 35 дней, чтобы

получить несколько литров воды для то-.

го, чтобы помыться. Основным продуктом
гитания был рис. В течевие двух месяцев
пленным дважды выдали мясо, причем
его нехватило даже для того, чтобы
раздать по маленькому кусочку лишь
четвертой части пленных. Иногда выда-
вался картофель, преимущественно  гни-

(ТАСС).

США
опубликовали подробный отчет о положе-
нии в японских лагерях для военноплен-
ных. Отчет основан на показаниях офи-
цера флота Маккоя и подполковников аме-

такого
против рентительного” и сильно вооружен-   похода — заявил, что проход начался днем
10 апреля 1942 года. На аэродроме в Ма-
ривеле было собрано несколько тысяч
Японцы осмотрели все личное
имущество пленных и «казнили тех, у ко-
го были найдены Японские значки и день-
‚ группами по
500—1000 человек из Батаана в Сан-Фер-
время
похода, по словам Дайса, японцы избива-
ли военвопленных и в самые жаркие дни
не давали им HA Воды, ни пиши. Поход

бобов, немного муки, ложку
лярда. Через неделю

пленных в лагерь «О’Доннел». в

смертность

риканцев ‚филиппинцев.

две недели

и

Так называемая больница

мытья. Некоторые пленные,

кратились в весе < 200 до 90. фувтов.
острове Коррегидор, их

В лагере <Кабаватуан», куда

ло достаточно воды для питья.

ли из лагеря «О’Доннел»

ан». Дайс заявил,

75 прон. работавших. Маккой

веревкам, оставили висеть под

отрубили голову, а двух расстреляли.

В июне — июле 1942 года в лагере «Ка-
банатуан» в ‹реднем ежедвевно умирало

но 30 американцев, в августе — более

чем по 90 человек в день, в. сентябре —
15; а в октябре, когда Дайса, Мельника и
отправили в другой латерь, в
«Кабанатуане» умирало в среднем по 19
человек -в день. До 26 октября из 12.200

Маккоя

амеряканцев, находившихся в «Кабанату-
ане», умерло 3 тыс. человек. Кроме того,
2.500 пленных серьезно болели, причем,
по мнению врачей, все ови были обречены
на смерть. Японские и американские врачи
констатировали, что люди умирали глав-
ным образом от голода.

. Через некоторое время японцы разре-
шили представителям Красного Креста в
Маниле отправить продукты для пленных,
во посылки не распаковывались в течение
многих дней, а пленные продолжали уми-
рать. Дайс болел желтухой, желтой ли-
хорадкой и цынгой, но не получал ни-
каких медикаментов.

Японские офицеры регулярно осматрява-
ли лагерь и потому знали о тех усло-
виях, которые в нем существуют. Но
словам Мельника, однажды лагерь осмат-
ривал японский генерал.

Согласно показаниям американских офи-
церов, японцы отобрали 400 техническах
специалистов и отправили их в Японию
для работы на японских предприятиях.
Когда Дайса, Маккоя и Мельника вме-
сте ¢ другимя пленными отправили ва
пароходе в Давао (остров Munmarao),
японцы подготовляли к отправке в Япо-
нию другую партию пленных в тысячу

человек. Переезд продолжался 11 дней в
исключительно грязном трюме ‘парохода.
В пути умерло два
ве получали никакой олежды до тех пор,
пока в Давао не прибыли посылки яанг-
лийского и амеряканского обществ Крас-
ного Креста. Здесь питание было несколь-
ко лучше. чем в лоугих, лагерях. Когда
Маккой. Дайс и Мельник
лагеря в апреле 1943 года, из 2.000 чело-
век, находившихся в лагере,
пленных были способны продолжать работу.

человека. Пленные

бежали из

лишь 1.100

= dees :

Предстоящая эвакуация ряда промышленных районов в Японии

ТОКИО, 31 января. (ТАСС). Как пашет
японская газета «Асахи», в ответ на запрос
члена парламента Кубои, сделанный им в
бюджетной комиссии нижней палаты отно-
сительно эвакуации Тородов, манистр внут-
ренних дел Андо заявил, что будет про-

клещи, армейская группировка Паулюса
была разгромлена, и остатки ее капитули-
ровали 2 февраля 1943 года. Гермавская
пропаганда не обмолвалась об этом ни
OHHHM CJIOBOM. Все; что узнали немиы, —
это лживую басню Геббельса о том, что
6-я и 4-я танковая немецкие армии цели-
ком погибли вместе CO своим главно-
командующим. Гитлер, как известно, при>
казал об’явить трехдневвый траур. Тако-
го небывалого надувательства не знает
даже история германской армии. Немцы
‚должны были верить, что ни Юдин гер-
манский солдат не сдался в плен. Впро-
чем, и эта ложь уже не могла спасти
подмоченного престяжа Гитлера как глав-
вокомандующего и стратега. «Вшивый ти-
рольский ефрейтор», как прозвал Гитлера
Гинденбург, предстал перед немцами в
своем истинном свете,

Похоронив 6-ю и 4-ю танковую армия,
а заодно и всех оставшихея в Живых и
сдавшихся в плен немецких солдат, офи-
церов и генералов, фашистская клака тот-
час же перешла в ваступление на фронте
«германского духа». Весь аппарат титле-
ровской пропаганды заработал ¢ лихора-
дочной энергией. Немцам внушалось. что
необходимо сделать еще одно «чрезвы-
чайное усилие», и победа будет завоевана.
В Германии была об’явлена «тотальная»
мобилизация под лозунгом «месть за
Сталинград». 25 февраля 1943 года Гитлер
об’явил немцам, Что «только теперь» не-
мецкие фашисты «по-настоящему соберут
и используют свои силы для войны, как
никогда еще не было в истории челове-
чества». а 13 марта, вторя «фюреру»,
Геббельс раз яснил, что «тотальная война
призвана не только преодолеть современ-
ный кризис, ро, прежде всего, устранить
возможность возникновения таких или по-
добных кризисов в будущем».

Под шум подобных речей. Гитлер под-
готавливал свое летнее наступление 1943
года, Фашистские «эксперты» не скры-
вали. что. речь идет именно об этом, о
решительном наступлении. Небезызвестный
Дитмар уверял немцев в июне 1943 года:
«Создана тверлая база для дальнейших
операпий. Конечным результатом послед-
ней кампании является стабилизованный
фронт, представляющий собой надежную
исходвую позицию для дальнейшего на-

Д 3-20-50 ло Д 8-20-08. Телефоны:

Типографая «Красное Знамя», Сущевская, 24.

ступления и новых операций.
тому, что теперь создана
стало возможным вести будущие операции
без большого риска».

дить из памяти немцев
разгром. 5 июля это немецкое наступле-
ние началось,
лым поражением и разгромом гатлеровских
армий на Курском плацдарме, а затем под
Орлом, Белгородом, в Донбассе, под Смо-
ленском — на всем протяжении фронта.

ударами
Днепру. С этого времеви в гитлеровской
прогаганде все настойчивее
сквозь лживый и к тому же глупый те-
зис: «эластичная оборона». -

Она,
произнести единственно правдивое слово:

для справок — лоб. 1-73; зам.
пропаганлы—Д 1-11-45;

ведена эвакуация районов, где расположе-
ны важные заводы и где слишком плотная
населенность и большое движение преде
ставляют собой опасность, а также райо-
нов, в которых нет благоприятных условий

для организации противовоздушной обороны.

В В ee Е И а И ИИС

Благодаря
твердая база,

Новое наступление должно было изгла-
сталинградский

и ово закончилось небыва-

Германские армии под сокрушительными
советских войск отхлынула к

звучит - на-

Геббельс изобрел десятки
«эластичная оборова»,

словечек:
«маневренная эва-

куация», «оперативное сокращение фрон-
та», «выравнивание фронта», «оттяжка вы-
ступов», и только в крайних случаях фа-
шистская пропаганда произносила страш-

ное и зловещее

конечно,

COBO. «отступ ление».
вякогда не осмеливалась

«поражение». Больше того: германская про-

паганда, как известно, < пеной у рта от-
Рицала самый факт германского наступ-
ления, начавшегося 5 июля и закончивше-
гося таким ‘небывалым провалом,

Можно, впрочем, отметить, что в прош-

лом году, в отличие от 1942 года, фаши-
стская пропаганда оперировала еще одним

аргументом, и этот аргумент — сила
Советского Союза, мошь Красной Ар-
мии. Вот что писала, например, «Фель-
кишер  беобахтер», главный орган фа-
шистской партии: «Было бы опасным
самообманом и  трусостью, если бы
мы захотели после недавнего опыта отри-
цать силу нашего большевистского врага.
Мы поражены тем, что враг и после по-
тери важнейших асточников сырья и рай-
онов военной промышленюости все же
оказался в состоянии производять само-
леты, танки, орудия, средства транспорта
вооружение для пехоты.в таких размерах,
что местами количество бросаемой им в

pos техники превышало прежние масшта-
ы».

Гитлеровская пропаганда всегда пейст-

редактора — доб. 1-72;

лой. Редко пленные получали немного
кокосового

после `прибытия
нем
ежедневно в среднем умиралю по 20 аме-
Через
соответственно
увеличалась до 50 и 500 человек в день.
представляла
собою запущенное здание, в котором сот-
ни голых больных лежали ва полу, не
‚голучая медикаментов и даже воды для

болевшие
длизентерией, лежали ва открытом возду-
хе вблизи уборных, пока не умираля, В
результате голода некоторые пленные <о-

Маккой и Мельник попали в плен на
заставили итти
в Манилу, куда они прибыли 23 мая.
попали
пленные, условия были несколько лучши-
ми, чем в лагере «О’Донвел». Здесь бы-

Примерно 1 июня американцев переве-
в <Кабанату-
что в обоих лагерях
японцы избивали пленных, занятых на тя^
желых работах. Нередко умирало 20 проц.
рабочих бригад. В одной бригаде умерло
сообщил,
что японцы жестоко избили трех амери-
канских офицеров, пытавшихся бежать из
лагеря. На следующее утро их раздели,
завязали руки за спиной и, привязав К
палящим
солнием в течение двух дней. Время от
времени японцы избивали их и заставляли
проходящих мимо филиппинцев лоступать
так же. Через два дня одному офицеру

RSS See ae

отв. секретарь 1
отдел партийно-комсомольеко
назальник Д 1-12-60; бухгалтерия и отдел подпиеки—доб, я и ао i

2 февраля 1944 г., № 27 (1594)

Отповедь группе

польских реакционеров

Выступление директора
Национального совета
американо-советской дружбы

НЬЮ-ЙОРК, 1 февраля, (ТАСС), От».
чая на опубликованное 8 января в газьь
«Нью-Йорк таймс» письмо группы польских
реакционеров, которые обычно поддерни.
вают фашистскую пропаганду и пытаюня
подюрвать единство союзников, директ
Национального совета американо-советски
дружбы Смит в письме в газету «Hyp,
Йорк таймс» осуждает утверждения это

MATCH аннексировать
обладающим польским, населением, Прах.
дя выдержки из таких источников, вх

жская современная астория» и «Энцикл.
педия британика», решительно опроверг,
щих такие утверждения, Смит ‘характер,
зует письмо польских реакциоверов ках
‘политический шантаж и «попытку напуган
возможностью политическах  действай ®
стороны польских избирателей в Амер
с целью оказать влияние на американскую
внешиюю политику и тем самым прибы.
нуть к подрывной деятельности в момент,
когда национальное единство имеет’ перзо.
степенное значение».

Смит отмечает, что Советское правителе.
ство не стремится захватить какую-лаб
польскую территорию. В действительно
предложение Советского правительств
относительно  советско-польской гранты
«свидетельствует об его готовности при
нять границу, наиболее близко соответ.
вуюшую этнографической лянии», Cy
критикует профашистский тон польских
групп, в частности, антисоветское прок
кационное утверждение о том, будто Се.
ветское правительство выслало в Сибли
свыше одного миллиона поляков, По мне
нию Смита, в основе этих утвержденай ле:
жат те же причины, которые заставили
польское правительство выступить во рода
распространителя нацистской пропагандые
связи с катынским делому Смит указывает,
что реакционные польские пропагандисты з
США издают смехотварные карты Пол
ши; на которых границы Польши прост
раются вплоть до Днепра и Дона,

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ИТАЛИИ

ЛОНДОН, Г февраля. (ТАСС). Главная
ставка войск союзников в Италии сообща.
ет, что легкие корабли береговой обороны,
действующие в Адриатическом море, з
ночь на 30 января потопили крупную вр
жескую. шхуну и небольшой танкер у по
бережья между Шибеником и Сплит (п0бе:
режье Югославии),

В секторе фронта на адриатическом по:
бережье Италии канадские войска продэи
нулись, преодолевая упорное сопротивле
ние противника. На других участках фро
та английской 8-й армии действозали пам
рули. Английские и американские частя
атаковали врага со своих позиций у Anise
и, достигли окрестностей Кампо Леоне x
Чистерна. На основном фронте америка
ской 5-й армии французские, американские
и английские части продвинулись во мно
тих местах, несмотря на частые контратака
и упорное сопротивление врага,

ФРАНЦУЗСКАЯ — ИМПЕРСНАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ В БРАЗЗАВИЛЕ

ЛОНДОН, 1 февраля. (ТАСС), Агент
ство Рейтер передает сообщение ›браззая
вильского радно. о том, что. 31 января
состоялось заседание конференции Фран
цузской Африки под председательутвом
комиссара колоний Французского Комите“
та Национального. Освобождения Плевя
Ha, Семь. комиссий занимаются соответ
ственно вопросами просвещения, социаль
ной помощи, помощи семейным, админи
стративных реформ, вопросом о кадрах
экономическими планами и вопросом ‘0
таможенных сборах. Порядок работы: кок
ференции таков: представители“ Француз
ской Западной Африки, Французской Sx
ваториальной Африки и  Manaracxapd
представят доклады своих федераций 06
актуальных проблемах, Выводы, которые
сделает конферевция на основе этих док
ладов, будут просмотрены губернаторам
и переданы во Французский Комитет Не
ционального Освобождения, i

Noe dae

eee os

вовала на немецкий тыл такими среде
вами, как страх. Теперь это средство ста-
ло одним из главных в руках обанкр
тившейся фашистской клаки. В своём вы
ступлении в Мюнхене в конце прошлом
года Гитлер принужден был предупредать
немцев, что военные действия возможно
будут перенесены на германскую терра
торию.

Под ударами Красной Армия и Военно
Морского Флота один за другим рушатся
бастионы немецких захватчиков, а вместе
с ними также и бастионы фашистской
пропаганды,

Еще ‹с/всем недавно одан из фашист.
ских адмиралов утверждал, что гитлеров“
ские пираты безраздельно господствуют
на Балтийском море и, в частности, в
Финском заливе, Теперь и эта фашистская
чллюзия рассеялась, как мираж. Разгром
немцев под’ Ленинградом уже существен-
HO изменил положение в восточной части
Фивского залива; дальнейшее наступление
паших войск на запад коренным образом
меняет также обстановку и в запалной
части залива. Краснознаменный Балтий
ский флот сыграл выдающуюся роль в
защите ‘Ленинграда и в Разгроме гитле-
ровцев под стерами ‹ великого города.
Придет весна, Финский заляв очистится
от льда, и германские пираты полувству-
ют силу еще более сокрушительных уда’
ров балтийских моряков.

Германская армия стоит перед своей ка-
тастрофой. Фронг «германского духа» —

насквозь живая фашистская пропагая”
za — потерпел полное крушение, Te
ельс имел достаточно времени, чтобы

продемовстрировать миру все многообразяе
истинно немецкой лжи, И в самом начале
это было отвратительное  зрелише. Те
перь спектакль заканчивается.  Прябли-
жается последний акт — возмездяе, И
тогда на скамье подсудимых рядом ¢
Гитлером, Герингом, Гиммлером займет
свое место и исчадие фашистского ада =
Геббельс, которого. Гитлер должен был
бы уже сейчас повесить за язык, ибо He
кто _ иной, как германский министр лжи
а ь грубой и неуклюжей игрой
oe вовал быстрейшей дискредитации
чки титлеровских преступнаков.

И. ЕРМАШЕВ,

Ответственный редактор
П, МУСЬЯКОВ.

=—

«Католическая энциклопедия», «Кембуи. ‘

пруппы о том, будто Советский Союз Cte
территорию с пу.

м.