Гуовясь в решительным. наступа-
леных операциям, лётчики Враснозна-
зенного Балтийского ‘флота глубоко соз-

27 навали, Что разгром немцев под’ Ленин-
( пыем потребует исключительного на-
придения сил, высокого воинского 4fa-
qiepersa, певиданиого тероизма, За два
‹ лишним года враг воздвиг вокруг го-
рода сильно укреплённую, глубок) эше-

зонированную, долговременную  оборо-
ну. В таубинё её располагались  силь-
“ ные опорные Пункты вроде Гостилицы,

Роша, Красное Село. которые, по пла-
ЛА немецкого вомандования, должны бы-
и задвржаль наше наступление даже в
сучае прорыва первых рубежей обороны.

В тих условиях перед всеми воздуш-
  HUM силами, в частности перед авиацией

флота, стояла задача се максимальной эф-
  феммвностью содействовать наземным
  мкам при взломе вражеской обороны
1 облегчатв их продвижение системати-
цекими мощными ударами ло тлубине
нопзиятельского расположения.

В решению этой задачи надо быле пол-
повиться тщательно м всесторонне.
рольшая ответственность за подгэтовку
зозлагалась на штабы частей и воедине-
ний, Прежде всего следовало отлично
знать район действий, иботоянно и BHM
уательно изучать. противника. Ещё выше
поднималась роль воздушной разведки.
фотоенимки целей, фотопланшеты файо-
нов, сделанные лётчиками, & также другие
данные, полученные из самых разнообраз-
ных источников, помогали иггабным эфи-
Hepa предвидеть харажтерные особенно-
ии предстоящих операций и обеспечить
п чиких оперативным  зуководетвом.
(ктро встал вопрос о взаимодействии с
навунымм войсками, в частности © тан-
ховыми подразделениями. Штабы авиаци-
онных частей широко практиковали ©0з-
устные учения на земле и © практичес-
ими вылетами экипажей. По инициативе
нокоторых штабов организовывались 10-
ирищеские ветречи офинцеров-лётчиков с
охотинцами, танкистами, артиллериста-
хи, На встречах обсуждолась тактика
совместных действий. Всё это содейство-
3010 развитию единых взглядов, укрепля-
215 ззаимопонимание различных сид в 60.

В наступательным операциям готови-
ith 6 ТОлько штабы и авиационные под-
азделения, но и каждый экипаж, каждый
личик, штурман, стрелок-радист. Зная,
чо действовать придётся главным обра-
JOM 10 точечным целям, командиры час-
тей проводили систематическую тренироз-
зу, На полигонах строились макеты укре-
паений противника и проверялось умение
экипажей бомбить и штурмовать эти цели.
Нельзя было также не учитывать метео-
ологические условия театра. Предвидя
ззхожность неблагоприятной погоды в
хде операции, лётчиков заранее учили
тать и выполнять задания при низкой
облачности, в туман и в сумерки,

Но как бы ни была тщательна предва-
рительнал подготовка, в ходе бобв всегда
WOYT возникнуть неожиданности в ©те-
ративной оботановие, новые тактические
уохенты, отдельные ошибки и недостат-
‹и. Поэтому следовало организовать ис-
тлючительно тибкое боевое ‘управление,
постоянный контроль за действиями 16т-
чиков, Следует пояснить это примерами,
Взьмём опять же вопросы взаимодейст-
вия © наземными войсками.

Исходя из оперативных планов сухо-
пуного командования, конкретные зада-
ния лёгчикале давались и раз’яенялись на-
кануне. Особое внимание обращалось на
(hag самолётов © танками, пехотой,
артиллерией. Но этого мало. Надо было
обеспечить постоянный, непрерывный
контакт между взаимодействующими еи-
ами на поле боя. Для этого офицеры-
шециалисты авиационных частей регу-
лярно зыезжали в наземные части и на
Mecte решали вопросы  взаимодеиствия.
Кроме того, один из ответетвенных офи-
Церов авиасоединения постоянно нахо-
Milica Ha передовой линии, в районе деи-
(TRH своих самолетов, и управлял ими
по радио. Вот характерные выдерямей из
передач майора ини риеВовото штурмо-
викам:

«Вы идете над своими. Возьмите 0ж-
нее, Действуйте». «Противник отходит
ui Н. ВН. немецкие танки. Бейте по вои-
+  (щам на дороге». «Но вас быют зенитки,
с (дите за вопьиками,. Уничтожайте ба-
тареи противника». Таким образом, штао
бухвально держал в руках ударную силу
‘вдинения и направлял еб действия в
интересах наступающих наземных частей.
Тичики в свою очередь пользовались,
радио для передачи донесений о резуль-
\ татах своих наблюдений примерно в та-
  kom виде: «В результате нашего удара
один танк горит; На дороге в пункт Г.

РИА ac me lt ЧИН af

: Aa hoe
eos Sn ia ats
флот.

Краснознаменный Балтийский

Ожесточенные сражения разгорелись
Полковник И. СЕРБИН за Роншу. В деревнях Хабони, Глядино,
ve Нвановекое немцы сосредоточили боль-

шие силы и оказывали нашим частям
яростное сопротивление. В районе Гляди-
но они особенно упорно пытались 01би-
вать атаки советских войск. Помогая пе-
хотинцам, балтийские штурмовики бук-
вально висели над целью. Груипы само-
летов водили мастера штурмовых ударов
Герой Советского Союза гвардии майор
Карасев и майор Акаев. Ветав в круг,
штурмовики беспрерывным огнём прижи-
мали немцев к земле. На подступах в 0а-
мой Ропше наши лётчики истребили cor-
Ен немецких солдат и офицеров, уничто-
жили много военной техники противни-
ка, в значительной степени содейетво-
‘вав занятию сильного опорного пункта
и важного узла дорог.

Здесь наряду со штурмовиками ak-
тивно действовала наша бомбардировоч-
ная авиация. Отетупая под натиском со-
ветеких  воиек, противник вынуж-
ден был сконцентрировать в Ponme
и на дорогах вокруг неё много тех-
ники, автотранспорта и живой си-
лы. Именно здесь было наиболее целесо-
сбразно нанести врагу удар силами пийи-
рующих и ночных бомбардировщиков.
Ночью задания выполняли  валитаны
Победкин, Стрелецкий и другие. Умело
пользуясь подевечиванием цели, бомбар-
дировшики вою ночь наносили врагу 09-
крушительные удары. — Сопротивление
противника ослабевало. i

Днём над, целью появились  проелав-
ленные пикировщики подполковника Ку-
рочкина. Несмотря на неблагоприятную
погоду, они применили массовые налёты
и, наращивая силы,  Послеловательными
волнами метко бомбили забитый враже-
ской техникой узел дорог. Особенно от-
личились в этой операции капитаны To-
лубев, Лазарев, младший лейтенант Кара-
годин и другие. Флагманский штурман
капитан Фомин тщательно готовило эки-
пажи в навигационном отношении и 066-
спечил точный выход самолётов на цель.
Лётчики добились ряда прямых понада-
ний в важнейшие об’екты (командный
пунвт крупного соединения, заправочную
станцию автотранспорта, места, сосредото-
чения живой силы). Фотоснимки, сделан-
ные в очень сложных условиях младниту
лейтенантом Лынько и его штурманом
Трошениным, показали результаты бем-
бометания. В течение этих суток наши
части сломили сопротивление уже значи-
тельно измотанного гарнизона и стреми-
тельным штурмом озлалели Ремшей.

При налёте бомбардировщиков на Рош?
шу ещё раз подтвердилееь значение чет-
кости и распорядительности офицеров
штаба в решении самых, казалоеь бы,
обычных задач. Пока самолеты были нат

sto HH CHAN omnia, fo noo
ens oe ce нацеливать экипажи само-
НЕ и аходящихсл в воздухе. ho-
И, aoe авиационных частей
Ще. ых Тыва запросы наземных
ми подтверждения результатов

ур и или бомбометанил. вместе с
виа пехотных или танковых
тодразделений анализировали недостатки
ДВИСТВИЙ экипажей отдельных самолётов.

Оперативный контроль и быстрое pe-
агирование на недостатки принесли от-
ромную пользу. В первый день боёв ие-
которые штурмовики, особенно молодые,
допускали шаблон при заходе на цель и
при атаке, Постоянство в тактике одиноч-
ных самолетов позволило противнику эф-
фективнее противодействовать  налётам
авиации огнём зенитной артиллерия. На
это сразу обратили внимание лётчиков.
Экипажи стали разнообразить действия,
применять новые тактические методы
штурмовки. Повреждения самолётов в
воздухе от зенитного- обстрела уменьши-
лись, а эффективность питурмовых ударов
повысилась. В дальнейшем лётчики поч-
ти не допускали шаблона и с каждым
днём совершенотвовали тактику заходов
Ha цель, методы атак и отхода от цели,
становились хитрее и находчивее над
полем боя. ,

Как и следовало ожидать, наступатель-
ные операции на Ленинградехом фронте
начались и до сей поры продолжаются
при неблагоприятной лая авиации погоде.
В течение всего периола боёв за Ропшу,
Красное Село и другие пункты метеоро-
логическая обстановка была чрезвычайно
сложной, Высота облачности. почти не
превышала 300 метров, а видимость —
1.500 метров. Лётчикам пряходилось дей-
ствовать при облачности от 50 метров и
выше при видимости от 800 метров и 69-
лее, то-есть з такую погоду, которая в
обычных уеловилх считаетел совершенно
нелётной.

В первых же боях по прорыву обороны
противника южнее Ораниенбаума актив-
ное участие приняли штурмовики
H-cnoro соединения. В первый день
наступления капитан Бухаров, - стар-
ший лейтенант Фоменков, лейтенанты
Бежанов, Прокудин, Третьяков, Наумев,
младший лейтенант Нагибин и другие,
слелав по два-три боевых вылета, разру-
шили несколько дотов, дзотов и блинда-
жей, взорвали 3 склада боеприпасов, уни-
чтожили ‘артиллерийскую и минометную
батареи противника, подавили ряд отне-
вых точек, сожтли десятки автомалиин,
повозок и истребили сотни гитлеровцев.
Для характеристики действий штурмови-
ков уместно привеети выдержку из пись-
ма пехотинцев лётчикам соединения. На-
ши сухопутные боевые друзья, решивиие
устех прорыва обороны немцев южнее
Ораниенбаума, писали:

«Артиллерийская и авиационная под-
готовка наступления. была ‘настолько
мощной, что мы без особого труда прео-
долели первую линию немецкой 000ро-
вы. Когда советские танковые подразде-
ления подошли в населенному пункту
Гостилицы, немцы опомнились, подтяну-
ли много артиллерии, открыли ураганный
огонь, и наше продвижение несколько
замедлилось. И тогда в воздухе TOABH-
лись штурмовики морской авиации. Мы с
восхищением наблюдали, как они истрео-
ляли врага. Иногда штурмовики опуска-
лись так низко, что нам казалось, вот-
вот они врежуеся в землю. Сбросив свой
смертоносный = груз, наши дорогие
друзья-балтийцы основа вамывали вверх
и уходили на свою территорию. После
нескольких ‘налётов штурмовиков мы
снова ринулись в атаку и опрокинули CO-
противляющихся немцев. Заняв  ТГостя-
лицы, мы воочию убедились, какими
страмнтыми для врага были штурмовые
налёты. Мы увидели разгромленные #59
манлные пункты, сотнч расстрелянных

Цодхотупы к аэродрому: закрыл туман, &
на кругу собралось болыне двух десят-
ков машин. От штаба требовалась  боль-
шая распорядительность, чтобы 0беспе-
чить посадку бомбардировщиков. Руко-
водил ею майор Слирнов, и он успентно
справилея с этой залалей. ИГтабные офи-
церы майоры Смирнов, Дмитриевекий,
капитан Кабанов и другие локазаля при-
мер грамотного и чбукого обеспечения
операций.

В наступательных операциях Ha
Ченинградеком фронте балтийские лётчи-
ки ещё выше подняли свою боезую сааву.
Бомбардировщики и штурмовики, содей-
ствуя наземным войекам, разрушили де-
сятки вражеских лотов, дзотов и других
огневых точек, уничтожили сотни авто-
машин, истребили тысячи гитлеровцев.
Верховный Главнокомандующий Маршал
Советского — Союза товарищ Сталин
в приказах о взятии нашими войсками
  Роиши, Красного Ceaa и города Вин-
гисеппа отметил  отаачные действия
летчиков флота, Одно из чаших соедине-

щинекого. С этим совпало и другое радо-

a ttn ttt

елью, погода. ухудшилаер cme „больше.

ний получило славное наименование Рои-

Евгений

ЮНГА

Норма поведения

И где бы ни был ты — вавек
Останется с тобою рядом, .

Как очень близкий человек, —
Бессмертный образ Сталинграда...

В биографии каждого человека непре-
менно есть или должен быть такой пе-
PHOT, этап, момент, который он сочтёт
важнейшим и назовёт нормой поведения
для всей своей жизни.

Таким мерилом для Виктора Уса, ру-
левого с бронекатера, оказалось иепых
танное и пережитое пол Сталинградом
в пору гигантекой битвы. Всюду, куда
ни приводила его вноследетвии победная
дорога от Воаги на запад, память руле-
вого, едва он попадал в затруднительное
положение, неизменно обращалась к вре-
менам, уже принадлежавшим истории. к
тем незабываемым дням, когда отряды
оронекатеров под нещадной бомбёжкой
ий прицельным ‘артиллерийским  обетре-
лом питали Сталинград людскими резер-
вами, боеприпасами. вооружением; про-
довольствием. Они успевали не только
снабжать части 62-й армии, но попутно
подавлять я уничтожать вражеские огне-
вые точки. Ни обстрел термитными сна-
рядами, которыми немцы пыталиеь пре-
традить бронекатерам дорогу в Сталин-
град, ни Чаетичная потеря пловучести
1з-за повреждений. вызванных прямыми
попаданиями вражеских енарядов в кор-
луса, когда корабли заклинивалиеь BO
льдах и дрейфовали, пока  мотористы
прочищали забитые ледяной кашей кинг-
тоны, — ничто не вынудило моряков
прервать сообщение © местами Сталин-

Fn ene

тилия выполнила свой долг до конца.
В мевлцы  сталинградекой  страды
Виктор Ус уже слыл человеком богаты -
ской выносливости. Эта слава не расета-
валась с ним на флотилии и неотетунно

ги до Азовья; вдоль плоских  низин Та-
мани и у рыжих скал Керченского пбау-
острова, куда рулевой попал вместе с
кораблём. Они были неразлучны е м0-
мента первой победы. если не считать
декабрьских дней 1942 года, пока бро-
некатер отстаивалел на аварийном pe-
monte, а Виктор Ус лежал в полевом
тоспитале после завернивиеге  навига-
цию рейса, который утвердил за рулевых
славу героя. — ris
Бронекатер, на котором Ус исполнял
обязанности рулевого, лунной  декабрь-
ской ночью возвращался из. Сталинграда
к левому берегу. Путь. корабля пролегал
через зону артиллерийского обстрела.

рание в. ней, чтобы не подвергнуть из-
лишнему риску раненых бойцов, которые
cea на бронспатера в Сталинграде. Нем-
цы открыли огонь в ту минуту, когда ко-
рабль оказался в центре зоны. Снарях
пробил броню боевой рубки и ‘разорвалея
внутри помещения. Один осколок впился
в ногу рулевого. Второй полоснул ero
по дицу. Однако Ус ушёх в вубрие толь-
ко После ` категорического приказания
командира корабля. Кое-как рулевой пе-
ребинтовал ногу и прилёг жа койку, —
от потери крови кружилась голоза.

Тем временем обстрел продолжался.
Осколки льда м снарядов звонко бара-
банили по корнусу бронекатера. В мгно-
вение тишины с палубы в кубрик доле-
тел встревоженный голос пулеметчика
Поняева. Пулемётчик сообщат Усу, что
со. стоявшим у руля командиром, види-
мо, случилось неладное: корабль, изме-
HUB направление, двигался не к выходу
из зоны обстрела, & навстречу разрывам
спарядов. С помощью пулемётчика ру-
левой доковылял 10 боевой рубки. У
штурвала никого не было; Поражённый
осколками командир лежал без сознания
на палубе. Ус взялся за штурвал и “He
выпустил его из рук до тех пор, пока
не провёл избитый осколками бронекатер
сквозь ‹ зону обстрела в безопасному
приплеску левобережного затона. lo-
рабль и раненые бойцы были спасены.
° Таков был последний рейсе Виктора
Уса в сталинградекую  страду, принее-

#

градекой битвы. Волжекая военная фло-

сопровождала его на долгом пути от Вол-.

Надо было до предела сократить пребы:

ший рулевому орден `<Красное Энамя» и
славу мужественного воина,

Впрочем, героизма Ye за собой не
признавал, полагая всё что ни делал,
лишь выполнением обязанностей война
й долга перед родиной, называя это

‘нормой поведения для каждого, кто хо-

чет быть настоящим моряком. Но словам
рулевого, любой из поступков. совершён-
ных им, был только честной службой; и
вывод бронекатера из-под обстрела в
декабрьеком рейсе, и деслтки иных слу-
чаев, и эпизод восстановления связи
кораблей с корректировочным пунктом в
ночь, когда бровекатера вели обетрел
огневых точек врага в закрытых пози-
ций, Четырнадцать раз под минометным
огнем он восстанавливал  нарушенную
евязь, в течение одной ночи, холодной,
туманной осенней ночи, семь раз пускал-
ея он ради этого вплавь. Ёто-то  пра-
Вильно определил узаконенную. Усом для
себя и для. всех, кто сражался на волж-
ских бронекатерах, норму - поведения.
назвав её сталинградекой, Eee

С тех пор тероизм. и сталинградекая
норма поведения стали синонимами.

ЕЕ

Виктор Ус принёс с 60бей к берегам
Тамани и Врыма традиции, приобретен
вые в месяцы сталинградекой етрады, ий
спустя недолгий ерок стал известен по-
BOWAY, где высадились и закрепились Ha
крымской земле десантные отряды ap-
мейских частей и морской пехоты. Но-
вая слава пришла к нему в час гибели
‘его маленького корабля, на котором он,
как и на Волге, исполнял обязанности
рулевого.. Они были попрежнему Hepas-
лучны — кавалер ордена «Враеное Зна-
мя» гвардии краснофлотец Вихтор Ус и
покрытый почётнымй боевыми рубцами
бронекатер с твардейекой лентой на про-
копчённом квадрате флага.

Похот выдалея не из лёгких — такой
же, как предыдущие. Предетояло добта-
вить на берег Керченского полуострова,
боеприпасы  десанту. Место выгрузки
жестоко обстреливалось противником.

Бронекатер затонул возле берега. Co-
рок ящиков боеприпасов, необходимых
десантникам, как жизнь, очутились на
дне. под студёной толщей зимнего моря.

Невзирая на обстрел, который вели
немцы по взморью, в месте, где затонул
бронёкатер, рулевой без промедления за-
нялея спасением груза. Сорок pas on
ныряа в студёную воду Кеэченского про-
дива на палубу погибшего корабля u
веякий раз появлялся на поверхности с
яником боеприпасов. / Е:

Десант получил веё сполна. Ни один
килограмм драгоценного груза не был
отдан стихии.

— Ну, друг, ты даже не  двужиль-
изнёс командир десанта, едва рулевой,
дрожа от холода, выбралея на берег; —
На двух жилах злесь далеко He у6-
дешь. — на каждый ящик жила требует-
ся. Так что теперь подечитано
по крайней. мере, сорокажильный.
ato = rede
устройли?

— В Сталинграде, —= коротко.
tua Ye, :

Tye
такую волшебную закалку

отве-
хи

Он был необычайно обралован и удив-
`адён. когда услышал по радио слова Ука-
за Президиума Верховного Совета СССР.
«...8a форсирование Верченекого про
лива, высадку десантных войек и, пере-
броеку техники на Керченский  полу-
остров и проявленные при этом отвагу
и теройство присвоить звание Героя Со-
ветского Союза с вручением ордена
Ленина и медали «Золотая Звезда»:
„Гвардии `краснофлотцу Ус Виктору
Георгиевичу...»
- Норма поведения, — смущённый
наградой, пробормотал он в ответ Ha
поздравления. — Так мы все вели себя
в Сталинграде. ^

— Традиции Сталинграда — героизм
и побела. — резонно заметал  коман-
дир. — Они и должны составлять нор-

му повеления советского моряка,

порты противника. Экипажи

Halli, — © нескрываемым уважением про-.

TOUHO S

‚ января a
  Ленина-—=Сталина советский народ идет к

Налеты на порты
и аэропромы

противника

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 2 февраля. (По
телеграфу). Группа наших бэмбардиров-
щиков совершила налет на аэродром и
бомбарли-
ровщиков, пилотируемых летчиками Ро-
мановым, Новожиловым, Осиповых и
Платоновым, прицельно сбросили бомбы
на вражеские об’екты. В результате
бомбардировки отмечено семь крупных

очагов пожаров и пять спаБных  взры-_

BOB, :

Наибольний успех при бомбардировке
порта выпал на долю летчика Романова
и штурмана Прокудина, Точным попада-

нием бомб они взорвали больной артил-.

Зазево
СИлЛЬлым,
аэродроме

лерийский склад противника.
этого пожара было настолько
что его наблюдали на нашем
базирования.

В следующую ночь эта же труппа
бомбардировщиков нанесла новый bom-
бовый удар по аэродромам и вражеским
портам. Воодущевленные  убиехами на-
ступающей Красной Армии, все экинаяи
еделали за эту ночь по два боевых вы-
лета, а экипажи Осипова и Ромаяова
вылетали на бомбежку тра раза.

Особенно концентрированному налету
подвергся бдин из неприятельских аэро-
дромов. На нем было вызвано 12 круп-
ных пожаров и 8 сильных взрывов.

Несмотря на сильный артиллерийский
огонь, который немцы вели с кораблей
й береговых зенитных батарей, все наши
самолеты благополучно вернулись на
базу.

eee

Хитрость снайпера \`
Абасова

Немцы из  четырехамбразурного дота
систематически обстреливали наши  нпо-
сты, Неодвократные попытки уничтожить
дот успеха не имели.

Снайпер Абасов, имеющий на
краснофлотцем Комаровым предложал ори-
гинальную идею, получившую одобрение.
Они достали лыжи, сделали из них салаз-
KH, сколотяли ящик.

Однажды под вечер метровый ящик,
набитый взрывчаткой, был поставлен на’

салазки. Его вташили на гору и с полож-
женным шнуром столкнули вниз, напра--

вив к доту.
Ящик < взрывчаткой ударился о дот н
подорвал его.
М. ДЕШИН.
Северный флот.

ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛОВ

———

„АГИТАТОР“ № 3

Вышел из печати третий, февральский
вомер журнала «Агитатор». В нем помё-
щены: доклад. тов. А, С. Шербакова 21
1944 roma = «Под знаменем

победе»; к ХХУ! годовшине РККА а
ВМФ — ‘материалы для докладов и бе-
сед «Двадцать шестая годовщина Крас-
ной Армии и Военно-Морского Флота»,
статья капитана 1-го ранга В. Яковлева
«Бозвые действия ВМФ в 1943 году»,
полковника В. Воронина «Почему побе-
дила Красная Армия в гражданской вой-
не», капитана 3-го ранга И; Филатова
«Новороссийская  десантная операция»,
доктора исторических наук профессора
И. Разгона «Моряки на сухопутных фрон-
тах Великой отечественной войны»,

В журнале напечатаны статьй и кбр-
респонденции: В. Городинского «Госу-
дарственные Гимны», капитана Ёто ранга
‚Г. Рыбакова «О кратике и самокритике
в партийных организациях»,
Б. Балева «Руководство парторгами ма-
лых кораблей и частей», а также список
литературы для докладови бесед к ХХУ!
годовщине Красной Армии и ouno-
Морского Флота и план беседы на’ тему
«Выдающийся русский флотоводец Ф. Ф.
Ушаков». :

своем
счету 155 истребленных немцев, вместе Cc

полковника

гитлеровцев, разбитые автомашины и j10-
возхи. развороченные дзоты и землянки.
Одним словом, чистая работа, балтий-
ская!. : 9
Воссмертный подвиг соверитит капи-
тан Иржак. Его самолёт был зажжен над
пелью зенитным снарядом. Лётчик видел,
что ему не спасти машину. Тогда он вы-
рал наибольшее скопление автомашин й
ивой силы противника и бросил тула
свой штурмовик. Пав смертью храбрых,
Иржак нанёс немцам большой урон. Ero
‘подвиг воодушевляет наших лётчиков На
новые победы.

стное событие ——= пикировочному ножку

подполковника ‘Курочкина присвоено зва..

ние Гвардейского, два других полка на-
граждены орденами Юрасчого Знамени,
ряд лётчиков получил высокое звание
Тероя Советского Союза.
ные благодарностью вождя и  услехами
Ираеной Армии, абтчики всех родов авиа.
ции Краснознаменного Балтийского фло-
та с новей силой бьют врага, не дают ему
завреплятьея в опорных пунктах, нару-
тают его коммуникации; умело и беепо-
щадно уничтожают немецко-фашистеких
захватчиков.

Воодушевлен-.

ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗВЕДКА РАЙ
о ВЫСАДКИ ДЕСАНТА

Инженерная разведка — один из 06-
вовных видов обеспечения десантной
операции. Ничто не может так отрица-
тельно повлиять на весь ход боевых дей-
ствий, как отбутствие данных о противо-
  лесантной обороне противника. Нолучить
6 -ее исчерпывающую характеристику
  можно лишь в результате хороно орга-

OHOB

Семка не отличалась величиной масшта-
бов. Олнако она дала возможность де-
иифрировать места расположения огне-
вых средств и искусственных  препялет-
вий и полностью раскрыть вею систему
‘вражеской обороны.

В заявках на аэрофотоемку кроме
масштаба обычно указывается еще BUT

При благоприятных  условилх свеле-
ния, полученные визуальным — наблюде-
нием с моря, могут служить исходными
данными для планирозания инженерного
обеспечения десантной операции.

Приведенные выше способы разведки
пе могут выявить на побережье взрывные
препятствия (минные поля, фугасы п

orotate A et

aE ESR ie

oe i

мзйора Тупикова. ведут оговь

по врагу.

Артиллеристи Фото капитана И,

Анцеловича,

и людей, какое материальное

низованной и тщательно проведенной
инженерной разведки. :
Задача инженерной разведки-—векрыль
систему противодесантной обороны, ус-
тановив расположение, состав и харак-
тер узлов сопротивления и опорных
пунктов, определить удобные места под-
хода к берегу. Ова должна установить,
какие инженерные конструкции потребу-
ются для выгрузки материальной части
обеспече-
  ние понадобится для действий на 6е-
регу ит. д.
Лучший способ добывания данных 0
противнике—дешифрирование фотосних-
ков, сделанных воздушной разведкой. Он
позволяет выявить  противодесантную
оборону на всю ее глубину, точно фикси-
ровать расположение опорных пунктов,
насыщенность их огневыми средствами
и искусственными препятствилми.
Планирование операции требует но-
‘вейшей характеристики
тиволесантной обороны. При интенсив-
ных фортификационных работах против-
ника на побережье в распоряжении раз-
  велывательного органа должны быть дан-
ные 0 его обороне He более двухдневной
‘давтости. Ноэтому. сведения. полученные
в итоге дешифрирования аэроенимков,
наиболее достоверны и по ним сверяют-
ся данные из других источников.
Ценность хорошо дешифрированного
аэроснимка видна из следующего приме-
pa.
По заданию штаба одного соединения
была проведена зорофотос’емка сухопут-
ной и нротиводесентной обороны немцев.

`режья, определения районов сосрелото-

‘щенни из полета он
вражеской нро-

вемки (плановая или перспективная),
участок Побережья, количество комплек-
тев снимков и срок представленил мате-
зиала.

К другим способах инженерной раз-
велки относяфея визуальные наблюдения
за противником с воздуха и с моря. Дать
полную характеристику побережья они
не могут и служат в качестве вепомога-
тельных. Воздушное визуальное наблю-
дение применяется, например, в целях
общего ознакомления с характером побе-

чения войск и для некоторых других це-
лей. Проводит его обычно офицер ин-
женерных войск, обладающий хорошей
тактической подготовкой и натрениро-
ванный в наблюдении с больших высот.
В полете он ведет журнал наблюдения,
записывает наиболее важные данные,
которые не может запомнить. По возвра-
составляет карту-

отчет, .
Визуальное наблюдение с моря прово-
дится группой офицеров инженерны

войск во время набеговых операций на
берега противника или же с кораблей,
находящихся ‘в районе разведки е други-
wi целями. С помощью визуального Ha-
блюдения с моря удаетел установить pac-
положение береговых батарей, систему
боновых и других заграждений, располо-
жение прибрежных опорных пунктов,
места, удобные для подхода к берегу вы-
вадочных средств, С его помощью ухдает-
ся предусметреть инженерные конструк-
ции. необходимые ^ для пичартовки тран
портов. выгрузки матермальной части,
личрого состава и Пр.

значительный урон в живой сиде и тех-
нике, Поэтому особенно ответственные

вой частей самого десанта. Разведку
взрывных препятетвий осуществляют ¢a-
веры, вхолящие в состав первого броска.
Ont первыми сходят на берег ис 1о-
мощью миноискателей, шупоз и тралов
проверяют наличие мин › сначала непо-
средетвенно в районе высадки. а затем и

высаживаются в порту, саперы тщатель-

п подх’ездные пути.

му броску десанта следует и в тех случаях,
когда противник занимает местность
непродолжительное время. Был, напри-
мер, такой случай, Немцы пробыли на

тактического десанта не были включены
саперы. Под покровом ночи десант
пентно высадился и мог бы рассчитывать
на полную внезапиость. Но три движении
в глубину десантники натолкнулись
минное поле. Взрывы привлекли звнима-
ниё немцев, и эффект операции снизился,

Практика показывает, что в целях
лучшей подготовки саперов-разведчиков
целесообразно в инженерных и саперных
частях иметь внештатное подразделение
инженерной . разведки, возглавляемое
уладшим офицером,

Подполновник П. КИРЕЕВ,

пр.), способные иногда нанести десанту.

задачи стоят перел инженерной развел-.

ва путях движения вперед. Воли войска.

но осматривают причальные сооружения.

Придавать ваперов-разведчиков перво-.

побережье только двое суток. В надеж-о
-де на то, что они не успели покрыть бе-^
рег взрывными препятствиями, в состав

ye- =

Ha