4 февраля 1944 г., № 29 (

oe

Морсние летчини! Еще настойчивее выполняйте приказ товариша Сталина: о
„УМЕЛЫМ И СМЕЛЫМ МАНЕВРОМ РЕЗАТЬ КОММУНИКАЦИИ  ВРАГА“

и хх
Учитывать все элементы
обстановки

и штурманской точек зрения, убеж-
‘даешься, что он прошел неудовлетво-
рительно. Какие же ошибки” допустили
ведущие экипажи? =

КРАСНЫЙ ФЛОТ 19

to

, \s
Ночные действия /

штурмовиков

Потеряв немало плавсредств в рент,
тате дневных налетов нашей авиалии
противник стал использовать дая п
броски войск и; грузов ночное рух

В нашей части была отобрана грун! ^
летчиков-ночников, которым портал.
вести борьбу с ночными перевозками нь.

+

Сосредоточив основные усилия нА
борьбе с морекими перевозками против
НИЕ И действиях против его портов и
баз. многие части флотской авиации до-

os

бились серьезных успехов. Достаточно   y ри:

: та в встретив противодеиствкя  зенит-
указать, что в 1945 году водоизмещение   ой а т Оба против- HUSTON: }
потопленных нашими летчиками боевых aba: Перед’ самостоятельными  полетм

ника, группа наших самолетов
няла задачу в простейших м самых бла-
топриятных условиях, Нужно было ис-
пользоваль все выгоды, ‘вытекающие из
такого положения, но ведущие не сде-
лали этого. При полете над морем штур-
маны не имели данных о свежем ветре.
Можно было пристреляться, сделав еще
1—2 лишних захода, но и 00 этом He}
подумали. Решение атаковать цель
в дневных условиях, с использованием
коллиматорного прицела пря, наличии на
борту прекрасного оптического прибора,
исключающего ошибки в угле прицели-
вания, было, грубой неграмотностью, .

была проведена тренировка в ночных по.
летах и тщательно изучен район нема,
ких коммуникаций.

Первые же вылеты охотников приз
услех. Гвардии лейтенант Морозов ноту
обнаружил караван неприятельских (щ.
строходных барж. Летчик атаковал его
одновременно передал данные о мои
нахождении каравана на свой аэроду,
Основываясь на этих данных, „па р
свете вылотела группа штурмовиков и на.
несла массированный удар по каравану,

В другую ночь. вылетели гвардии ваще
тан Данилов и гвардии младший зейь. <.
нант Самойленко. Не найдя плавередеть в г?

и транспортных кораблей врага  превы-
шает 1.000.000 тонн.

_ Эти успехи — результат зрелости на:
ших авиационных командиров и их шта-
бов. возросшего мастерства летного 60с-
тава, а также внедрения в боевую прак-
тику новых тактических приемов, выд-
винутых опытом войны. Штабы ряда ча-
стей, разрабатывая ту или иную опера-
цию, учитывают все обстоятельства, могу-
щие возникнуть в ходе ее. Возможным
уловкам врага они’ противопоставлятют
новые тактические приемы. Но как бы
хюроло ни была разработана операция’
штабом, дальнейший уснех зависит от

вая os
Черноморские ‘Пикирующие бомбардировщики идут для`нанесения удара по вражесксиу каравану, Stoch  Bs sieheae

На морских и воздушных подступах к Крыму

шего лейтенанта Костина, были чрезвы-
чайно эффективными. Однажды 12
«Ильюшиных-2» под прикрытием 8 ис-

+>

Морские и воздушные коммуникации,
От корреспондента

связывающие немецкий тыл ¢ Крымом,

непосредственных исполнителей — под- Наиболее целесообразно было бомбить находятся под непрерывных воздейет-
я   . 4 о. : $ : ; К у г
разделений, групп и отдельных летчиков.   цель в нескольких заходов, © меньшей   зиеу черноморских летчиков, Они актив- «Красного Флота» требателей атаховали один из портов и О О ОА oll
Немцы на Черном море используют в   ВЫботы, с одного направления. В ходе   зу препятствуют попыткам немцев до- rel потопили стоявшие у причала буксир, а м и i fine divs   {
качестве кораблей охранения и основных   атаки следовало уточнить прицельные   Е 4 тный нонтон. груженный танками я валась,
у р р ставлять резервы, боеприпасы и пополне-. самоходный ‚ Гру :  Гвардии капитам Данилов произвел зола

транепортно-десантных средств быстро-
ходные десантные баржи (БДБ). Эти су-
да, обладающие неплохими маневренны-
ми качествами, большой скоростью и
* имеющие мощное артиллерийское Boopy-
жение. вначале были малоуязвимы с
воздуха. Но затем штурмовики и пики-.
рующие бомбардировщики применили н0-
вые методы бомбардирования и стали ус-
`.Пешно поражать эти баржи,
Перед вылетом личный состав полу-
чает предварительные ‘данные об обота-
нонке. Однако. как бы ни были полны

эти данные. В бою возникает MHOFO He-=  .

ожиданностей. Они требуют инициатив-
ных действий, применения военной хит-
рости, умения своевременно реагировать
на изменения, происшедшие за. время
пребывания в воздухе,

Бывает, что отдельные экипажи при
выполнении задания не учитывают всех
элементов обстановки и поэтому совер-
шают непростительные ‘ошибки, Приве-

данные. Но ведущий экипаж сделал лишь.

робкую попытку в этом отношении, Ре-
шения ведущих экипажей были пэспеш-
вы и мало продуманы, & в результате —
не выполнена задача.

правильного способа удара в соответ-
ствии с характером целей и наличными
силами и средствами имеет решающее
значение. Не менее важен правильный
учет воздушной и морской обстановки,
скрытый полет к цели и соответетвую-
щая подготовка экипажей.

Охнажды воздушная разведка обнару-

жила на переходе группу неприятельских.
кораблей в составе большого транспорта, _

танкера, трех СКА и двух БДБ. Корабли
прикрывались несколькими «Ме-109> и

_«До-24». Для нанесения удара вылетела

группа самолетов, ведомая майором Лу-
ниным. Полет по маршруту проходил на
высоте 2.500 — 3.000 м, за облаками.

При действиях авиации на море выбор

ния крымской группировке.

Немцы постарались принять все меры,
чтобы обезопасить свои караваны
алав советской авиации. Было увеличено
число эскортных кораблей,
зенитная оборона.
море группу гидросамолетов «Гамбург-
138> и <Гамбург-140», немцы возложи-
ли на них воздушное прикрытие карава-

одновременно. Следует попутно

вождении конвоев. Если,. предположим,

рабли на некоторое расстолние, садятся
на воду. Пятый — непрерывно барражи-
руе? над судами. Заметив наши самоле-
ты, «Гамбург». находящийся в воздухе,
оповещает ракетой остальные, которые
взлетают и направляются к карававу, °

от

усилена их
еребросив на Черное

нов, высылая не менее 4—5 самолетов
отме-
тить новый тактический прием немецких
гидросамолетов, применяемый при сопро-

караван прикрывается. пятеркой ^ «Гам-
бургов»; та четыре из них, опередив ко-

ра водоизмещением 3.000 тонн, транбпор-
ta—1.000 тонн, эсминца, сторожевого
хорабля и четырех быстроходных десант-
ных барж. С воздуха караван прикрыва-
ли 5 «Гамбургов-140». Несмотря на чрез-
вычайно неблагоприлтную погоду —
воздух немедленно поднялись две пары
торнелоносцев. Их пилотировали летчики
Копейкин, Смирнов, Рыхлов и Харлашев.
Низкая облачность заставляла иИтТти над
самой водой. Над целью  торпедоносцы
были встречены ожесточенным зенитным
огнем ‘и атаками вражеских самолетов.
Ведущий четверки старший лейтенант
Копейкин умело сманеврировал и про]-
валея к кораблям. В результате прямого
попадания торпед танкер взорвалея и
очень быстро затонул.

Особенно эффективно действуют пи-

‘кирующие бомбардировщики подраздеае-

ния капитана Кондрашина. Надежно при-

дождь, ‘пефеходивший в снегонад, — в.

и повредили 2 мелких корабля. В другой
раз группа штурмовиков, ведомая млад-
шим лейтенантом Гагиввым, потопила в
том же порту буксир. и еще один понтон
© танказги, При налете на этот же порт
девятки «Петляковых-2» были потоплены
3 баржи и повреждены. транспорт водоиз-
мещением 2.000 тонн и баржа — 800
тонн. \

Не надеясь на морские коммуникации,

немцы подтянули на Черное море части
транспортных самолетов  «Юнкерс-5%».
Учтя, очевидно, печальный . сталинград-
ский опыт, немцы установили на «0-58»
дополнительное вооружение, усялили ис-
требительное. прикрытие, посадили на
транспортные машины опытных пилотов.
Однако, несмотря на все эти меры, црэ-
тивник несет ощутительные потери, Oco-

`бенных успехов добились истребители-

гвардейцы части Денисова. Вылетая на
перехват вражеских самолетовутвардейцы

дение на портовые склады ий вызвал тих
большой взрыв. Удачной была охота ста»
шего лейтенанта Вашебабина. Обнарухт
ночью в море 14 быстроходных баря п
охраной-катеров, он атаковал их и по
‘двух заходов одну баржу потопил, a py.
гую поджег. Отойдя от каравана, Вашей
бин заметил 6 торпедных катеров проти»
ника в двухкильватерном строю, Оботр
ляв их, штурмовик нанес гатерам серы.
ные повреждения.

Опыт ночных полетов на поиски у.
чтожение плавсредств показал, что и
летчиков требуется хорошая техника o-
лотирования в простых и сложных уе
виях, а также натренированность № cx.
пом полете. Кроме того, необходимо or
лично знать район действий и распозоже
ние аэродромов противника,

При поиске плаворедотв следует по
нить некоторые обязательные правил
подсказанные опытом, Заходить следу

дем пример. И РАМ О Отдельные немецкие транспорты, не   крываемые с воздуха истребителями час-   вместе с тем практикуют свободную охо- 1
Однажды  тише в своставе › ДВУХ р та н надеясь на собственную ПВО, предпочи-  ти Героя Советского Союза гвардии   ту истребителей. с темной стороны горизонта, проематри
ДНА DY роны солнца) дали возможность Мой вЫ-   тают держаться поближе к берегу, рас-   майора Денисова, пикировщики держат : вая на лунной дорожке водную  шверг-

ЗВЕНЬЕВ при О ЕЕ капи- X18 „Из O0T@KOB обнаружить противпика сечитывая в случае необходимости ук- пох контролем ближние коммуникации Образцы воздушного боя показал НОСТЬ. Это позволяет заметить Не тольк

танах Петроченко и Овсянникове вылете-   на большом расстоянии. «Мессершмитты», рыться под защиту береговых зенитных   противника, В числе вражеских судов,   Чавестный черноморский = истребитель   баржи, но даже барказы и шлюпки,

ла для уничтожения  плаворедетв про-
тивника на переходе. Векоре были заме-
чены 9 БДБ, идущих в строю кальвате-
ра. Ведущий шестерки, маневрируя, вы-
вел звенья для атаки под курсовым уг-
лом 45 градусов, считая этот угол наи-
более целесообразным в данных у6ло-
виях. Звенья не вотретили ожидаемого
противодействия зенитной артиллерии
противника, но это не вызвало измене-
ния ранее принятых решений.
Бомбометание производилось почти в
полигонных условиях с высоты 2.000 м.
с коллиматорным прицелом. Из-за отеут-
ствия точных сведений о силе ветра были
установлены штилевые прицельные дан-
ные. При первом заходе бомбы одного
звена упали с перелётом, а второго — с
недолетом, Цель оставалась непофажелт-
ной. Штурман Овсянников учел ошибку
первого захода, исправил угол прицели-
вания, и бомбы упали точно на линию
строя барж, вблизи блажайшей из них.
Но баржа за время падения бомбы успе-
ла отвернуть вправо и избежаль прямс-
го попадания. }
Анализируя этот полет с тактическом

er ee eee

FS er eo

барражируя на высоте 1.500—1.700 м,
не заметили наших машин. Быстро
оценив обстановку, майор Лунин, подой-
дя скрытно на приглушенных моторах,
нанес удар. Зенитная артиллерия откры-
ла огонь только после того, как наши
самолеты, ебросив бомбы, совершили
разворот от цели. Транспорт противника,
получив два прямых попадания, был
уничтожен. Все наши машины вернулись
на аэродром.

Сложные метеорологические условия
зимы заставаяют действовать мелкчми
труппами и даже одиночными самолета-
ми. Такие полеты требуют от детного
состава особенно хорошей подготовки,
в частности умения летать велепую и бе-
зошибочно ориентироваться. Тут уже
нельзя надеяться только на ведущего.
Разумеется, он во всех отношениях дол-
жен быть подготовлен лучше, но и каж-
дый ведомый летчик обязан сам прини-
маль правильное решение и действовать
в соответствии с создавшейся обстанов-
кой. ‘

Подполковник П. НЕВЗОРОВ.

a TS SRS EES. SS REE SE PR RT

батарей.

Усилия немцев надежно прикрыть
свои коммуникации в сочетании с тяже-
лыми метеорологическими условиями зи-
мы значительно усложняют действия
черноморекой авиации. Проводимые one-
рации требуют высокого мастерства,
воинской хитрости и болыного
ства от лётного состава. Паотная облач-
ность, снегопады, дожди, туманы ° He
служат причиной отказа от вылетов.
Вражеские коммуникации непрерывно
находятся под ударами,

Характерная особенность. боевых
операций черноморских торпедоносцев,
ИО и штурмовиков с0-
стоит в том, что им прихэдитея действо-
вать преимущественно перед наступле-
нием темноты. Об’ясняется это тем, что
немецко-румыневие ‘караваны выходят
из портов во второй половине дня, Ha-
деясь под покровам темноты проскочить
& месту назначения,

Разведка обнаружила в конце дня круп-
ный караван противника в составе танке-

Минно-торпедная авиация

муже-

потопленных ими, — крупные транснор-
ты, сторожевые катера, быстроходные
десантные баржи. понтоны . m вухогруз-

`ные баржи с автомашинами, танками и

т. п. Отдельные операции летчиков Кен-
драшина можно’ без преувеличения наз-
вать выдающимися по организации, тах-
тичесдому мастерству. и продуманному
непользованию метеорологичееких усло-

`вий. Так было; например. при налете на

небольшой вражеский караван, когда
Кондрашин; использовав облачность,
скрытно подошел к цели п, внезалтно вы-
валившиеь в «окно», потопил  тран-
спорт водоизмещением 3.000 тонн.  Ис-
куеный маневр позволил избежать атак
вражеских истребителей,

Помимо ударов по коммуникациям
противника, черноморекие летчики уча-
ствуют в налетах на вражеские. пор”
ты, в которых скашливаются немецко-
румынекие транспортные и военные су-
да. Эту Задачу выполняют в основном
летчики штурмовой авиации. Результаты
налетов на вражеские порты, проведен-

нием сумерек вышли точно на цель. На
западе четко вырисовывались силуэты
больших кораблей. Федоров дал команду:
«Иду в атаку парой, бомбардировщи-

гвардии майор Нарасев. который в паре
с гвардии младшим лейтенантом  Люби-
‚мовым в течение нескольких минут сбил
один за другим три самолета противника.
Отлично действовали также гвардейцы
тт. Зюзин и Халюта, ебившие в одном
бою две вражеские машины,

Heca на морских и воздушных  под-
ступах в Крыму большие потери. про-
тивнив решил массированным ударом по
аэродрому сорвать активные операции
черноморских летчиков. Однако и эта
диверсяя не удалась. Получив сообщение
от постов ВНОС о приближении к аэрод-
рому 18 немецких бомбардировщиков
«Хе-111» и «Ю-88», наши истребители
вылетели им навстречу. В завязавшемся
воздушном бою гвардейцы тт. Краенов,
Гайдалов и Тутов сбила по одному
«Ю-88», & Зюзин упичтожил .
Потеряв четыре бомбардировщика и но
нанеся нам никакого ущерба, немцы по-
вернули восвояси.

Лейтенант И. БАРУ,

лот,

Черноморский
1 + 2

дир и штурман подразделения получил
снимок назначенной ему цели. -

В ясный безоблачный день над вра-

жеским портом с двух противоположных
направлений на высоте 2.500 метров по-

Интересен один из таких ночных кале
тов на крупный аэродром противника,

Выполнение задачи было поручено не
скольким экипажам. Вее они прошаи та
тельную подготовку в оаэродромных
условиях. Под руководством опытаых
летчиков длительное время orpalt-
тывались , техника пилотирования, 101.
вюе бомбометание и стрельба, За
была paepateraun в деталях самая 016]а-
ция. после дневного фотографирования
аородрома была составлена ‘его схем.
операцию. давался определенный сект].
В назначенный час, в темноте, самолеты
один за другим взлетели и пошай К цел.
Это был своеобразный массированный
налет штурмовиков.

Этот налет был весьма эффективны,
Немцы потеряли более 14 самолетов №
земле. Кроме того, были вызваны взрызы
и пожары в районе аэродрома.

Гвардии лейтенант Н, ПЫСИН.
Действующий флот, ‘

Se eee

Врутым разворотом Черниенко вышел м
зоны огня, На несколько секунд прож
TOPE осветили самолёт, но опытный 161
чик снижением и отворотами  избавидоя

>

Каждой паре самолетов, назначенных.

на дальних коммуниксциях зп о дор wens бо    Seager POHEAORNNNA

В боевой практике действий авиации
против мореких перевозок противника
принято подразделять его коммуникации
на ближние и дальние. Такое деление оп-
ределяется различием способов перево-
зок и возможностями тех или иных видов
авиации поражать определённую глубину
козмгмуникаций. Границей условно можно
считать радиусе действия истребителей.
Иными словами, там, где. кончается до-
сягаемость истребителей, проходил раз-
дел между ближними и дальними комму-
никациями. Географическое положение
этого’ раздела He будет постоянным
вследотвие изменения тактико-техниче-
_склх данных истребителей и пвредвиже-
ния аэродромов базирования по отноше-
нию в портам выгрузки и эвакуации. *

Минно-торпедная авиация, обладающая
большим радиусом действия и наиболее
эффективным оружием для уничтожения
транспортов я кораблей,  используетел
обычно на дальних коммуникациях. Мор-
ские перевозки здесь имеют ряд харак-
терных особенностей. Они осущесвая-
Ютел, как правило, на средних и круп-
ных транспортах. Под воздействием на-
шей авиации противник вынужден был

В настоящей статье мы попытаемся
разобрать опыт одного из наших минно-
торпедных  нолков, действующего ~ Ha
дальних коммуникациях противника.

В начале существования полка ero
действия на одном из направлений не
были развиты в полной силой, Потопле-
ние отдельных транспортов  торпедонос-
цами-охотниками носило зачастую елу-
чайный характер, было связано с неко-
торым количеством пустых полётов и не
могло в создавшейся обстановке серьёз-
но нарушить вражеские морские пере-
возки. Главной причиной неполного ие-
пользования имеюшихел сил было. от-
вутетвие достаточных сведений о харак-
тере перевозок, выбранных противником
трассах и времени движения судов.

Значительная удалённость портов по-
Трузки от мест базирования нашей авиа-
ции позволила противнику широко ис-
пользовать открытые участки моря для
ночных переходов. Выход караванов нем-
цы приурочивали для маскировки к пло-
хой погоде с низкой облачностью и 0т-
раниченной видимостью.

Для векрытия полной  картивы мор-
ских перевозок в удалённых районах

ние в светлое время под прикрытием ие.   боевой курс, и вокоре яр

требителей. Один из вражеских портов
используетея для укрытия транспортов
в светлое время и перевалки грузов на
малые суда. Знание характера перево-
зок, трасс и времени движения по ним, а
главное — слабых и сильных ‘еторон
противника обеспечило успешность даль-
нейших действий. Только за один поеле-
дующий месяц  минно-ториедный полк
потопил 13 неприятельских судов.

Большие потери заставили немцев уси-
лить охранение ‘своих перевозок. Они
увеличили число кораблей охранения,
изменили походные ордера и т. д. На од-
ном направлении противник создал не-
сколько зон базирования истребительной
авиации с тем, чтобы она прикрывала
транспорты на всём маршруте. Однако
систематическая разведка помогла свое-
временно вскрывать ухищрения против-
ника и учитывать их при организация
удара, Потери противника не уменьши-
лись, а, наоборот, продолжали и продол-
жают расти. i

Однажды группа торпедоносцев, воз-
главляемая твардейцем Федоровым, вне-
запно атаковала вражеский конвой и по-

е хода легли на
в лепышкя у
воды обозначили начало бо Первые два
торпедоноеца отклонились вправо, в тём-
ную часть горизонта, и снизились, при-
жимаясь к воде. Невидимые на фоне бе-
рега, они начали сближение © самым
крупным транспортом. В момент выхода
их на боевой курс противник обнаружил
угрозу. Эсминец, ведя огонь, полным хо-
дом пошёл наперерез торпедовоецам. Ка-
залось, что атака будет сорвана, так как
второй удачный заход может не полу-
читься— наступала полная темнота. Ма-
невр противника заметил гвардии стар-
ший лейтенант Аристов. Энергично раз-
вернувшись, ой зашёл в атаку на эсми-
Hell, который вынужден был немедленно
развернуться на атакующего и 063060-
дить путь паре Федорова. Она подошла Е
транспорту на близкую a анцию. Top-
педы были сброшены залпом с обоих са-
молетов, и обе попали 8 цель. Транспорт,
разломивигиеь на части, пошел ко дну.
Остальные экипажи  торпедоносцев,
действуя самостоятельно, потопили тан-
кер. На следующее утро развелка устано-
вила, что потрепанный конвой с одним
уцелевшим малым транспортом возвра-

Бомбардировщики

щихов. Налет был настолько неожидан-
ным, что зенитчики противника открыли
огонь только после сбрасывания бомб. В
результате удара были потоплены три
транспорта, две баржи, два торпедных
катера, уничтожены выгруженный боеза-
пас и до 20 железнодорожных вагонов.
Bee nau самолёты благополучно возвра-
тились на евой аэродром.

Расчёт полета на принципе внезално-

сти в создавшейся обстановке был со-
вершенно правильным. Это позволило ис-
пользовать  паивыгоднейшую, хотя ни
рискованную, высоту. Каждое звено. по-
дучило возможность  самостолтельным
маневром обеспечить точное прицелива-
ние. Высокую ‘меткость показали не раз
отличавшиеся и ранее штурманы-гвар-
дейцы майоры Дуплии и Бушмакин, ка-
питаны Корнеев и Аглотков. т

Этот пример показывает, какой боль-
шой эффект даёт использование в опре-
деленных — условиях  минно-торпедной
авиации для нанесения бомбовых ударов.
Поэтому. бомбардировочную подготовку
экипажей необходимо постоянно cofep.
шенствовать.

В заключение приведем ещё один при-
мер. В штабе соединения стало ИЗВЕСТНО,

слышимый самолет на пригаушенных №
торах снизился до 200 метров. Прим
строго. над намеченным ориентиром, экл-

паж по секундомеру сбросил смертен

ный груз.

На обратном пути облачность затрух
Hada пилотирование, По требованию зил:
пажа начал работать радиомалк. Приборы
отмечали направление на свой аэродрох.

Черниенко собрал летный состави
мельчайшими подробностями рассказал
свои полет, сделал выводы. Он дал пе
дельно четкие указания о взлете; реж’
мах полета, какие участки на маршруте
следуе? обходить, ках лучше выполнить
задачу. На следующую Hows подобный
полет соверигила большая группа эк
пажей. С тех пор действия в этом рай-
He стали обычными для веего полка.

Накопленный действующими частям
опым позволяет сделать определенные зы
воды. Минно-торпедная авиация 64]
жит, наряду. с подводными лодками, 0
новным средством борьбы против MO)
ских перевозок на дальних коммуника
циях. В определенной обстановке минно-
торПедная авиация может быть иелользо“
вана для бомбардировочных действий 19

перейти к системе конвоев, которые В  требовалось проведение систематических   Топила торпедами транспорт er щался в порт, откуда вышел накануне,  чт0 на дальних коммуникациях против: транспортам в порту, на мелководье 1
прибрежных районах, как правило, при-  разведывательных операций силами авиа-   Нием 5.000 тонн и танкер в 3.000 тонн. Успех этого бол был предопределен   ника значительно  оживились  пе-    № Для этого экипажи должны иметь
крываютея истребителями. Враг исполь-  ции и подводных лодок. Когда эти опе-  Операция началась, как- обычно. е  правильным выбором момента атаки, уме-  ревозки. Появление наших воздушных высокую бомбардировочную- подготовиу.

зует промежуточные порты для ототаи-
вания транспортов днём или перевалки

трав 18 железнодорожные эшелоны,   результатами боевых действий, органи-  район моря. ую Роль т нашим ториедоноецах.   =
баржи и малые, суда. а зованных на основании получевных дан-  аэродром ториедоносцев поступил по   экипажей, их умение производить -манев-  разведанный район был поручен коман:   Этому нужно противопоставлять гиб-
Этими особенностями‘ опредетяется  ных. Удалось установить не только об-  радио необходимые данные. Торпедо-   Рированио па бреющих высотах в усло-  диру подразделения Герою Советского   КУЮ тактику торпедных налетов, Vex
характер использования минно-ториед- щий характер перевозок, но и режим   носцам. предстояло преодолеть истреби-   Виях ограниченной видимости. Эта ус-   Союза гвардии майору Черниенко. . Ему, сильнее противовоздушная оборона ROH
ной авиации. Она действует  против  движения транепоэтов. тельное прикрытие м плотный зенитный   пешная атака ещё раз подтвердила пол-   опытнейшему летчику, ставилась зада-   Воев, тем больше необходимость надежно“

транспортов и боевых кораблей на от-
крытых морских и прибрежных  участ-
ках коммуникаций, а иногда применяет-
CZ в качестве бомбардировщиков  дая
ударов по судам, находащимея в портах
укрытия или погрузки и выгрузки. Тор-
недные удары и постановка мин осуще-
етвляются как самостоятельно, тах и во
ззаимодействии с бомбардировщиками и
зодволными лодками. Ночные действия
чаще всего сводятся к врейсероким оди-
почным и парных полётам ториедонос-
. Дев-охотников.

рации были проведены, стало ясно, что
затраченные средотва с лихвой окупятся

Оказалось, что в районах, где не ожи-
дается действие наших торпедоносцев,
транспорты недостаточно обеспечиваются
противовоздунной обороной, На тех уча-
сотках, которые противник считает труд-
нодоступными для, наших подводных л10-
док, движение судов проводится без обес-
печения тральными работами. На учает-
ках коммуникаций, проходящих в зоне
досягаемости  торпедоносцев,   немецкие
транспорты проводятся в составе  кон-
воев по ночам. с расчётом на рассвете
выйти к побережью и продолжать движе-

разведки. Она проводилась по определен-
ному. плану и охватывала значительный
С самолёта-разведчика на

огонь. Конвой находился в районе, где
торпедоносцы He могли прикрываться
нашими истребителями.

Федоров собрал лётный состав и с000-
щил свое решение:

— Атаку произвести в сужерках, когда
действия вражеских истребителей будут
парализованы. Для отвлечения огня 8e-
нитной артиллерии атаку торпедоносцев
обеспечивает звено бомбардировщиков.

Истребители проводили торпедоносцы и
бомбардировщики в море. По данным са-
молёта наведения, группы © наступие-

лым использованием  обетановки, хоро-
шей организацией взаимодействия. Нема-
AY роль сыграла хорошая подготовка

ную целесообразность использования тор-
педоносцев в сумерках,

В другом случае разведкой было уста-
новлено, что противник,  воспользовав-
шись плохой погодой, провёл крупный
конвой в один из отдалённых портов.
Командир минно-торпедного полка решил
уничтожить часть транспортов у причала
бомбовым ударом. На рассвете вылетел
доразведчик. Цока шла подготовка удар-
ной группы к вылету, он доставил на аэ-
родром аэрофотоенимки, которые немед-
ченно были обработаны. Каждый коман-

миноносцев в этих волах
неплохие результаты,
Первый полет в новый, недостаточно

обещало дать

ча—поставить мины в водах противника
выявить наличие узлов  противовозлуш
ной обороны в местах предстоящих дей-
ствий, установить наивыгоднейший ре-
жим полетов в данном варианте.

Полет над морем прошел спокойно.
Предстояло пересечь береговую черту и
часть суши в глубоком тылу противника
Туна облегчала ориентировку. До цели
оставалось 30 минут полета, В этот мо-
мент справа и слева заблуждали лучи
прожекторов. Одновременно в нескольких
местах звепыхнули разрывы снарядов,

Следует учитывать, что противник вы
нужден постоянно наращивать силы 429
противодейетвия

го обеспечения атак. Наилучший спо
обеспечения — взаимодействие торпело-
восцев, подводных лодок и бомбардиров
щиков. Основное условие успеха дейст
вии торпехоносцев на дальних коммуни-
кациях— попрежнему. разводка. Она до:
жна быть непрерывной и отвочать #
главные вопросы — где проходят трабеы
транспортов и конвоев; какова лнтенсив
ность, график движения ло ним й сиотехз
их противовоздушной обороны, где рас-
положены порты погрузки и выгрузки,

Гвардии полковник В. НАНАРЕВ.

-

Уи