‚ Города, разрушенные землетрясением.

пряжённо думал о

8 февраля 1944 г, № 32 (1599)

НИКОЛАЙ СТАРШИНОВ

Это было в сентабре прошлого тода
Батальон моряков, воспитанных Героем
Советокого Союза Куниковым высадил-
ся в Новороесийском порту. Стремитель-
ным броском он прорвался в го од и за-
вязад с немцами уличные бои Гитлеров-
цы упорно сонротивлались. Они бросили
против морских пехотинцев отборные
частя и танки. Любыми средствами етре-

мились немцы скавуть десантников в
море.
Одна группа, отбивая ожесточенные

контратави врага, засела в здании клу-
ба имени Сталина, Здесь, на одном па
алых ответственных участков боя, на-
ходилея в тот момент заместитель. ко-
мандира батальона по политчасти Нико.
лай Старшинов.

Не впервой приходилось Старшинову
выполнять подобную задачу. Он пришел
в батальон старшим лейтенантом еще
в сентябре 194% г, м очень скоро врос в
семью моряков, стал душой батальона.
Старшинов в первую очередь взялея за
создание крепкого, сплоченного коллек-
тива. Ему помогали партийная и ком-
сомольскал организации. Он привил мо-
факам высокие моральные качества вои-
ов-мотителей, свято хранящих героиче-
‹кио традиции черноморцев. Вместе 5
Буниковым Старшинов созхал коллектив,
зоторый впоследетвии сумел противо-
отолть сильному напору немдезв.

В одной из первых операций с уча-
етлем Старшинова отряд совершил дерз-
кий налет н занатое противником по-
бережье, истребил румынский тарнизон,
уничтожил два крупнокалиберных и. один
станковый пулеметы, перерезал 11 теле-
фонных линий и уничтожил узел’ связи
вместе © обслуживающим иереоналом. В
этой быстрой и АА но оффект-
ной схватке отряд Николая Старшинова
имел только одного раненого. Сказались
высокая боевая выучка, чувство взаим-
ной выручки, стремление во что бы то

— Pas, два, три... девать... двенадцать.

Немецкие танки подошли x зланию
© трех сторон на расстояние 100—
300 м и открыли огонь из пушек и пу-
леметов. За бронированными машинами
шло около батальона фашистов в форме
морской пехоты; Моряки подпустили
врага на короткое расстолние и откры-
ли губительный оговь.

Ожесточение боя нарастало с каждой
минутой. Движение ` вражеской пехоты
замедлилось, но танки продолжали crpe-
лять. Одна из машин подошла совсем
близко. Гаавный старшина Кириллов из
противотанкового ружья подбил ее, Вто-
рой танк он останових противотанковой
гранатой. Отважный моря был ранен,

но не покинул поле боя.

ни стало выполнить CBO долг, Личная.

храбрость офицера Старшинова елужила
примером, была как бы символом отва-
гии воинской доблести всего отряда.

В боях, в смелых десантных вылазках
прошел почти год. Старшинов полюбил
своих товарищей за матросскую лихость
и беззаветную преданность делу, кото-
рому они служили, за ненависть к вра-
гах и умение беспощадно уничтожать
их. Черноморцы полюбили его за откро-
венность и заботу, за то, что умел он
горячим словом, веселой: шуткой  пол-
бохрить их в трудный момент. Везде и
всегда он был © моряками, делил с ними
в6о тяготы походной жизни и опасность в
боях. Вместе в ними завоевал он в фев-
рале 1943 года легендарную славу Мыс-
хако,

И вот он очутазжя 0 своим отрядом
в полуразрущенном здании клуба, на
маленьком, в несколько десатков метров,
отрезке линии фронта,

„.Малитан Николай Старшинов cocpe-
доточенно смотрел в сторону противни-
ва. Его взгляд уловил там какое-то дви-
жение. {

— Кажется, танки идут? — спросил
`Старшинов у наблюдателя.

— Так точно, товаращ капитан, —
последовал ответ.

— Сколько их?

Николай
раяжения.

— Товарищ Ревякин! — крикнул он
радиету. — Установите связь с артилле-
рией, корректируйте огонь.

В стане врага стали рваться снаряды.
Десантники усилили огонь,

Немцы прекратили попытки прорвать-
ся к 6лубу. Но было ясно, что они не
отказались от своего плана,

Старшинов использовал передышку
для. подечета сил. Июдей было мало: 20
враснофлотцев в строю и 35 раненых.

Немецкие танки и пехота возобновили
нажим. С новой силой загрохотали пуш-
ки, застрочили пулеметы ч автоматы.
Враг неистовствовал. Танки били по
зданию прямой наводкой.

Положение становилось серьезным. Но
чем тяжелее было, тех спокойнее и со-
средоточеннее делался Старшинов, Ka-
питан успевал веюду. Он был и около ра-
диста Ревякина, который корректировал
огонь артиллерии, и там, Tye моряки
ручными гранатами отбивали натиск фа-
шистов. Везде слышались его ободряю-
щие слова.

Тря часа длился этот бой. Сотвямя
вражеских трупов были усеяны подету-
пы к клубу. Семь подбитых танков на-
всегда замолчали здесь. Атака немцев
захлебнулась в их соботвенной крови.
Стойкость советских моряков, возглав-
ляемых Николаем Старшиновым, оваза-
лась крепче  крупповской брони. И
надпись на стене клуба: «Здесь сража-
лись куниковцы за освобождение Ново-
российска», сделанная матросом-черно-
морцем в самый разгар боя, когда-нибудь
будет повторена на мраморной доске.

В результате пятидневных ожесточен-
ных бо6в военные моряки совместно $
частями Красной Армии очистили город
OT. немецко-фашистеких — захватчиков,
Гордый своей победой шел 393-й Ново-
российский отдельный батальон морской
пехоты по улицам освобожденного горо-
да. Грудь капитана Николая Старшино-
ва украшали три награды: два ордена
Красного Знамени и орден Красной Звез-
ды. Вместе с Героем Советского Союза
Ботылевым он вел прославленный Oba-
тальон на новые подвиги во имя Роди-

ны, во имя победы,

Недавно майору Николаю Васильеви-
чу Старшинову Указом Президиума `Вер-
ховного Совета СССР присвоено звание
Героя Советского Сотоза.

Кайпитан-лейтенант В. АЛТАЙСКИЙ.

Старшинов ‘отдавал  распо-

КРАСНЬ

‚ Ча отвоеванном
рубеже

Отряд морской пехоты под командо-
ванием лейтенанта Айдарова получил
приказание высадиться на вражеском бе-
регу и закрепиться на отвоёванном рубе-
же. Боевая задача решалась при сильном
отневом ‘противодействии неприятеля, В
веложных  уеловиях. Морские пехотян-
цы проявили замечательные образцы
отваги и умения,

Тлавный старшина
вражеский станковый пулемет,

Шиган увидел, что
располо-

женный на высотке с правого фланга, ме-

шает продвижению нашей группы,
краснофлотцами Гусейновым и Александ-
ровым он зашел. в тыл огневой точки,

ворвался в траншею, забросал гранатами

находившихея там немцев, & пулеметчика
сразил очередью из автомата. Нодразде-
ленив получило возможность продвигать-
ся вперед.

Краснофлотцы Аброскив и Червяе, по-
теряв в темноте ориентировку и оторвав-
шись от отряда, наткнулись на траншею,
где сидели немцы. Военные морякя не
растералиеь. Они стали бросать гранаты

и, наделав побольше шуму. ворвались в

расположение противника. Немцы бежа-
ли, поброеав оружие и две вполне исправ-
ные рации.   a

Свазной командира труппы старший
краснофлотец Николай Павлов под силь-
ным огнем поддерживал связь между под-
разделениями, Пробравшиеь в расположе-
ние врага, он ракетами наводил огонь на-
шей артиллерии на неприятельские 10+
зиции. Старшина 1-й статьи Калядин
проявил себя храбрым и умелым коман-
диром. Он первым сошел на берег и повел
свое отделение в бой,

Командир отряда лейтенант Айдаров
находился все время среди краснофлот-
цев. Четкими командами, хладнокровием
и отвагой он вселял уверенность в победе.

Боевая задача была выполнена.

В. КАЯЛОВ.
Действующий флот. а

$
wee

УСПЕШНАЯ РАБОТА
ПРОЖЕКТОРИСТОВ

В одной из боввых операций наших
наземных войек должна была учзство-
вать авиация. Для выхода на цель ночью
необходимо было создать точный ориен-
ae И датье направление.

ще днем старший лейтенант Ананьев
совместно © представителем  авивчасти
выработал необходимые данные ‘и дал
четкие указания старшине Столярову.

Туя был открыт в срок. Но по нехо-
торым причинам  нарушилаеь связь 6
сигнальной станцией. Ананьев  заблаго-
временно предусмотрел вариант ‘работы
без связи. Для сигнализации была при-
влечена станция старшины Васильева,
которая заранее установленными свето-
выми сигналами руководила‘ работой

основной станции старшины Столярова:

Де восстановления связи станция Ва-
сильева перехавала сигналы. Они в06-
инималиеь быстро’ и правильно. Ord

обеспечило бесперебойную работу. в знА-

зительной мере помогло нашей авиация

выполнить боевое залание.

Гчизнь возвращаетс

Война ушта на запад, затих орудийный
гул. Маленький приморский городок  ле-
жал передо мной грудой руин и пепла.

Tor, кто вместе $ нашими войсками
продвигался. вслед ва ототупающими нем-
Цами, видел эти картины. Улиц нет, до-
м взорваны и сожжены, магазинов и
гостиниц нет, школ нет, заводов нет, пор-
г нет,. Сырой, холодный ветер гуляет
по городу, свищет в проломах стен, гро-
MEIXaeT обторевшими, покарёженными ли-
стами кровельного железа, сбрасывает на
тротуары кирпичи, штукатурку, битую
черепицу. :

не пришлоеь видеть в Средней Hae

B=
чальное, тяжкое зрелище. Но все-таки
оно не оставляло такого гнетущего свин-
Цового осадка. Тогда моё сердце не было
отягощено безмерной ненавистью, пре-
зрением и странным, мне самому  непо-
натным, чувотвом гневного недоумения...

Человек приходит в мир, чтобы обога-
THT и украсить его. Так учила нае вели-
Бад русская литература, так учила нас
88 Двадцать шесть лет советская власть.
Созидание стало существом, содержа-
нием, основным смыслом нашей жизни.
Советовий человек созмдал, и земля, где
оя был хозяином, становилась год от года
в6б лучше, всё богаче, Всё прекраснее.
Немцы покусились на эту землю, на эту
ЖИЗНЬ...

„.Руины и пепел, Помню женщину,
рыдающую над трупами своих детей. Шо-
1 изгнания немцев она долго разыски-
вала дочку Аню и сына Петюшку, нако-
нец, нашла в подвале дома, где помеща-
лась охранная команда немецкой, комен-
датуры. . a

Трупы начали уже разлагаться, труд-
но подойти к ним без маски. Ho мать,
обезумевшая от ужаса и отчаяния, не за-
мечает смрада, она стоит на коленях пе-
ред мертвыми своими детьми, целует их
в позеленовиие губы и зовёт звонким ры-
дающим голосом. Сбоку горит небольшой
костер, освещающий в сумерках тусклым
неровным пламенем эту страшную карти-
ну. Стёлется по земле горьвий дым, ме-
таясь с запахом смертного тления. Тру-
пы укладывают в общий гроб и увозят,
Толиа расходится. У догорающего костра
оставтел всего несколько человек.

Женщина в потрепаняом ватнихе и В
платке, сдвинутом на самые брови, тихо
спрашивает:

— H oro — люди?.,

В о6 голосе недоумение, скорбь и
ужас. Какой-то старик в рыбачьей клеен-
Чатой шляпе глухо. отзывается: и

— Люди?.. Какие! же они люди!.. АН-
тихристы   о

Полаёт свой голос пожилой боец с ав
томатом на груди. Он до сих a A

; : сим i
прислонивитись к т, ao,   OCRMEDSA
хавно потухшей трубкой. Выбрав из ae
стра утозёя и удожив ло прямо, tas
ми в трубку, он решительно и у0ежл
заключает:

— Или мы, или они! А вместе нам на

зомле жизни нет — дюже тесно

Эта истина для советского человека яс-

Старший лейтенант. А, МЕРЗЛЯКОВ.

A

На следующий день за этот первый на-

‘на и бесспорна. И понятно, почему нал   лаженный станок встал Иван Дмитриевич

боец никогда не скажет;

— Я убил в бою пятнадцать человек.   может быть, и всего побережья,

2 Боец скажет так:
— Я истребил, я увичтожил пятнад-
цаль фашистов. ig
Ham боец, истребляя фашистов, очи-
щает мир от ядовитой ‚заразы, чтобы а2ю-
дям легко и свободно жилось на земле,
Немецких захватчиковунаши люди, не

только ненавидят и презирают. Ими гну-

паются, к ним относятся брезгливо, ста-

раясь даже в мелочах подчеркнуть своё

отличие от них.

Это сознательное и гордое противопо-
ставление высокого, человеческого, совет-

`ского начала — низменному,; скотокому,

фашистскому я чувствовал решительно во
BOOM,  . :

Старушка, у которой, стояли два нем-
ца, сожгла тюфяки, на воторых они спа-

ли, и выбросила всю посуду, которой они.

пользовались.
язя

Городок лежал на морском берегу бес-
форменной оплывшей грудой руин и пеп-
ла. Дома былая сожжены, заводы взор-
ваны.

Но прошло всего лишь пать дней по-
сле ухода немцев, й однажды утром за-
водкой мастер Петр Федорович Михай-
дин сказал жене: : :

—- Маня, давай поскорее чаю: на ра-
боту пора.

‘Ha vale пора! В первый раз за два
гола опять прозвучали в рабочей семье
ати великие слова, знаменующие собой
возвращение тородка H ero граждан к
живой, созидательной жизни.

Марья Ивановна подавала чай и вол-
новалась. Сам Петр Федорович тоже вол-
новался. А патнадцатилетняя = дочка
Ира — та была уж совсем не в. себе: она
собиралась впервые з& два года опять В

колу. ЕО С.
В ей день Петр Федорович возился

где-то в закопчённых развалинах, ‹° очи-.

Was цехи от разбитого кирпича, от рух-
нувших листов кровельного железа. Вер-
нулся он поздно вечером, весь в пыли,
в исцарапанвыми, изрезанными руками.
-— Валал проклятый немец работу!
Олной очистки еще на три дня хватит. А
что у вас в школе, Ира?

`“ Мы сегодня окна отеклили. Смеш-

ные у нас
ооколков. Замазка у-нае плохая — не
ержит. ^

; ts Замазка плохая? А вон стоит оли-

фы целый бидончик. Я вам замазку сде-

таю хорошую.

Ему бы спать, & ов до поздней ночи
уесит замазку для школы.

Прошло ещё два дня — И завод осво-
бодилея от мусора И обломков, школа
была застеклена,

Петр Федорове%

енно8 извест28:
ra Сотедня одик ставок токарный на-

тадиз. Из трёх собрали.

ручябо домой торже-

получились окна — 806 13

a
мурым,

Карендяев — лучший мастер города,

_   сосредоточенно-строгим веглядом следил

он за движением суппорта, за стружкой,
бегущей. из-под резца. А двигателя. на
заводе не было, электромотора тоже   He

было, станок приводили в движение рука-
ми два человека.   es :

Так началось чудо восстановления,

Через неделю на заводе уже стучал
мотор, выбрасывая в небо тугие белые
MHUHEM BEIXXOTOB, oe ]

Иван Дмитриевич Карендяев воскресил
мотор. Вее разрушенные взрывом детали
мотора были исправлены или ‘сделаны
вручную занозе. :

А раз мешех мотор, раз серлие `Заби-
1065 — значит пошел и весь завод! Один
за другим возвращались в строй восста-
новленные станки. Одному заменяли цен-
тра, эторому вытачивали вал, третьему
ставили новую зубчатку...

На заводском дворе етолли звон и гро-

хот. Здесь царствовали жестянщики и крэ-
вельщики. Заводу нужна крыша. Обреза-
пись, выпрамлялись полусгоревние, п0-
мятые диеты железа, -уклалывалиеь на
стропила, покрывались краской — и вот
нал цехами возникла крыша. р

Дней через хесять Петр Федорович Ми-
хайлин явился домой, слегка выпивии.

— Маня, извини — это я на радастях.
Сегодня продукцию выдали ..

Да, вавод уже работает, возрождённый.

могучей, воепобеждающей созидательной
силой народа. и ‘

Ja разве один только этот завод? Воз-
вращаются в жизни, в труду и другие за-
воды, школы, больницы. Пройдите по
улицам городка. Только неделю назад вот
этот домик представлял собой четыре за
копченных стены’ без крыши. А сегодня
в домике живут, и на подоконнике вы
видите дымчатого, пушиетого кота, вы-
глядывающего из-под ситцевых  занаве-
сок, И вы понимаете: если кот на месте,
на подоконнике, значит ився семья Ha
месте. Нончилось бездомье, кончились
муки.

Домик заселен густо — в нём живут
четыре семьи. Они все трудились над в0с-
становлением своего жилища, А сегодня
они сообща трудятся уже над восстанов-
лением соседнего дома. Завтра перейдут
$ третьему, & послезавтра — в четвер-

ie
е зря советская власть все двадцать
шесть лет неустанно учила нас высокому
й благородному чувству  Болловтивизма,
взаимоподдержки. в
Один — ва всех, всё — за одного! Так
паи народ. воет.
Олин — за всех, все — за одного!
Так наш народ строит и восстанавливает.
Один — 32 в06хХ, все -— за одного! Так
живет, мыелит, чувствует и побеждает
ваш великий народ-созидатель!

Л, СОЛОВВЕВ;
Прназовье.. р

1 ФЛОТ

Евгений ЮНГА

ond,

герпедомосцами Краснознаменной
го минно-торпедного полка. ‚ .

\

рилья
на

участвовала в первом налете

1. Вечер близ Литейного
моста

когда гвардии старший лейтенант Разго-
HUH сошел с трамвая и направился oT
Литейного моста вдоль набережной Е
дому, где жила знакомая семья. Непода-
леку гулко лопнул воздух, а сиуетя не-
сколько секунд послышалея  рассынча-
тый  стелющийся грохот, — велел за
разрывом снаряда рухнула стена разво-
роченного здания. Звуки разрывов и 0б-
валов чередовались в предвечерней ти-
шине над Невой, вынуждая иных прохо-
жих убыстрять шаги и держатьел пэ-
ближе к линии фасадов, чтобы в, случае
непосредетвенной опасности юрЕнуть в
калитЕ
ближайшего дома. Однако многие из тех,
кто шел навстречу Разгонину или впе-
реди него, продолжали путь спокойно и
неторопливо,

Это всегда изумляло, радовало и на-
полняло Разгонина гордостью за ленин-
градцев, повторяяеь веякий раз в часы
его редких наездов сюда с аэродрома,
где находилась третья эскадрилья. Вес-
смысленный обстрел, который немцы и
финны, вопреки всем человеческим зако-
нам, вели по жилым кварталам города, не
мог парализовать его будничную деловую
ЖИЗНЬ.

Девушка, вышедшая из-за угла, пе-
чально улыбнулась пилоту и, замедлив
шаги, на ходу тихо обронила:

— В переулке верхний этаж белого
дома разворотило совсем, Бажется, воть
жертвы... ee.

згляд Разгонина, проводив девушку,
заскользил вдоль набережной, словно пы-
‚таясь поспеть за шуршащим полётом не-
видимого снаряда. Глухой рокот разрыва
прокатился за речкой. Почулилось, что
линия домов по ту сторону Невы ‘чуть
вздрогнула, поколебленная ударом, и ено-
ва застыла. Стройный и величественный
ансамбль зданий приневских перспектив
был нерушим, несмотря на двухлетний
вкаждодневный обстрел. Фанерные запла-
ты окон пестрели в оседающих на реву
сумерках. :
_ Обстрел продолжался, ‘но жизнь вокруг
Разгонина текла размеренно и плавно,
ва воды Невы. Потоки людей, привыч-
ных в обстрелу, давно вошедшему в их
быт, плыли, в сумерках, — кто возвра-
щалея домой после дневной работы, кто.
наоборот, готовился ваступить в ночную
смену, кло, подобно Разгонину, предвку-
шал удовольствие от предстоящего вече-
ра с друзьями в тватре,
’_ Он с трудом достал три билета в Музы-
кальную комедию. Два предназначались
знакомой чете, которая жила в переуике
‘возле набережной, на верхнем этаже бе-
логе дома. ^ ии

Времени до начала спектакля было
вполне достаточно, чтобы: зайти к друзь-
ям, обождать, пока они соберутеял, и во-
обще отвести душу после утомительной
подготовки к так называемому крейсер-
слому полёту, назначенному на иредрас-

©

светный 920.

Наконец, Разгонин свернул. за угол и
сразу почуял неладное. Ищущий взгляд
не налтёл того, что искал. Тихий; опрят-
ный переулок был неузнаваем. Груда
камней загромождала панель, осколки
стекла сверкали на мокром асфальте мо-
стовой, словно звёзды в небе.

‚ Только теперь сознание уловило смыел
слов девушки о белом доме. Девушка свое-
временно предупредила Разгонина © том,
что свершилось, едва он покинул трам-
зай. : нЕ

Провал зиял рваной раной в искарб-
женном фасаде белого дома на месте.
квартиры, где жила знакомая Разгонину
семья. Среди обломков новергнутой на-
земь стены сновали обитатели переулка.
Группа людей теснилась у ворот. На-
взрыд плакал ребёнок. —

Разгонин протиснулея к воротам, снял
фуражку и долго вглядывалея в озарён-
ные тусклым светом «летучки» изуродо-.
ванные тела, стараясь опознать по. иска-
жённым, чёрным OT копоти разрыва
лицам тех, кого приглашал провести се-
годняшний вечер В театре.

Отыескав их, он осторожно подался на-
зад, молча потопталея на месте и с нено-
крытой головой медленно побрёл к набе-
режной, ошеломлённый трагической слу-
чайностью. Он ещё не мог свыкнуться с
\ней, однако трезвый голое уже подека-
зывал, что эта случайность закономерна
в ленинградеком быту до тех пор, пока
немцы и финны не отогнаны от стен го-
рода, нока не подавлены вражеские ба-
тареи Ha подотупах к нему, пока не
прерваны Ux коммуникации и He
пущены Ha морское  дяо караваны
фашистских транспортов,  начинбнных

Слава третьей эскадрильи, боевые успехи ее личного состава
-язвестны далеко за пределами Балтийского флота,
балтийской

Берлин, в превентизных бомбовых ударах по враже-
ским коммуникациям на подступах к Ленинграду, по аэролромам

Обстрел города начался в тот момент, ^

ворот или укрыться в под’езде.

Эскад-
авиации

Герой Советекоба Союза 1

) твардии стар“
ший лейтенант А. и, Разгонин,

*

муками, горем. и смертью для сотен и

тысяч граждан Ленинграда.

Мысль об этом подтолкнула Разгонина,
хотя он точно знал, что вылет не соетоит-
ся раныше предрассветного часа.

ахлобучив КИ, он быстро по-

‘шёл в обратном направлении по набе-

режной, не обращая внимания ни на 0б-
стрел, ни на красивое зрелище разноцвет-
ных точек трамвайных огней и уймы
светлячков, которые загорались в разных
местах, — то вспыхивали, гасли и опять
лучисто мерцали ручные электрические
фонарики, носимые прохожими на ленин-
градский манер — на груди.

Вечер только началея, но для Разгони-
на был закончен. — x

2. Вывод штурмана
Черных

Пока Разгонин возвращался в себе в
эскадрилью, два, человека в `одинаковых
летных костюмах сидели в штабной ком-

натке близ аэродрома и рассматривали

разостланную на столе карту Балтийеко-
го. моря. 3

Указательный палец одного из людей,
склонившихся над картой, быстро полз
по извилинам и кривым маршрута, нане-
сённого красным карандашом, и, неиз-
менно упираяеь в продолговатую заштри-

хованную полоску, вновь начинал движе-

ние от исходной точви, АЕ:
_ Так повторялось шесть раз, после чего
палец спрятался, в. человек, водивший

им, слегка пристукнул, еловно припеча-_

тал кулаком по карте и вееко сказал,
обращаясь в модчаливо-внимательному
соседу: _

—- Вотвам наглядный итог шести даль-
них крейсереких полётов Александра Раз-
гонина: шесть отправленных к рыбам на
дно транспортов с боеприпасами и резер-
вами, предназначенными для подкренле-

ния и снабжения немецко-финских войск.

Общее водоизмещение торпедированных
Разгониным кораблей почти сорок тысяч
тонн. В его первых крейсерских полётах
я участвовал” ещё до назначения меня
штурманом эскадрильи, так что могу ха-
рактеризовать их..,

Штурман ветал и, пореваливаясь, неук-
люжий в тяжелом летном костюме. и: вы-
вернутых мехом наружу лохматых сапо-
гах. принялся расхаживать из yraa B
угол мимо собесехника.

— Особенности дальнего крейсеретва
вам известны, и дело не в них, — говорил
он, продолжая прерванный разговор, —
ав т0м, как пилот, в частности старший
лейтенант Разгонии, реагирует ва них.
Для штурмана прежде всего важно знать
характер и качества того, кто ведёт ма-
щину, приноравливаться к нему и учиты-
вать их с такой же точностью, с какой
нам с вами надлежит учитывать веякого
рода откаонения от курса. Скажете:
поихологические тонкости? Нет, мы
обязаны учитывать вс; (черточкй в
характере пилота, чтобы своевременно
взять поправкя на них и, так или иначе,
преуспеть в единственном, ради. чего

владём машину на боевой курс и вообще

‘совершаем полёт. Надо только не забы-

вать, что штурману положено быть ори-

ентиром в любое мгновение. Воздушный
штурман — это девиатор, уничтожающий
вредное влияние тех неприметных для
самого пилота его душевных свойств, ко-
торые могут отрицательно сказалься на
бомбёжке, торнедировании и тому подоб-
ном, Понимаете мою мысль?. Вы пси-
холог и должны так изучить пилота, ¢
которым летаете, чтобы немедленно, вро-
де автоматически, но сознательно, ис-
правлять ошибхи, хопускаемые им в силу

:

КРЕЙСЕРСКИЙ ПОЛЕТ

Эпизод ленинградской хроники времен блокады _

Это история одного Йз многих боевых полетов, совершенных
третьей эскадрильи: гвардейско-

и портовым сооружениям противника. Она ставяла мины у входа.
во ‘вражеские военно-морские базы,
: --  них, участвовала в прорыве, блокады
’ экипаж. эскадрильн совершал не меньше трех полетов за ночь»
наконец; овладевает тем высшим искусством минно-ториедных
ударов, которое называется крейсерским ‹ полетом, одному м
которых посвящен рассказываемый ниже эпизод  ленинградско
хроники времен блокады. - :

атон непосредственно в
Ленинграда, когла каждый

того, что человек остабтся человеком,
Такая наша трудная специальность —
брать поправки на всё, включая и пси
хологию. Зато полное удовлетворение,
если пилот нутром чувствует в штурмане
и продонжение себя и некую живую по-
правку на все мыслимые и’ немыслимые
отклонения, Тогда, если Разгонин к .1ес-
ти кораблям прибавит после нового по-
лёта сольмой, он скажет, указав на вас:
«Это штурман Макаров навёх меня тЮ*
телька в тютельву на цель».

Мягко ступая меховыми сапогами,
Черных раехаживал по комнате из угла
в угол и делилея © Макаровым своими
мыслями о главенствующей роли штур-
мана в дальнем крейсерстве. Это были
мысли, выношенные в часы полётов,
кристалличееки чистые и предельно чёт-
кие, как готовая формула.

Макаров и воспринимал их как форму-
ты, которые ему предстояло проверить из
опыте очередного крейсерекого полета,
насторазживаяеь, ‘едва Черных заговари-
вал © Разгенине: хотелесь как можно
больше услышать © человеке, е которым
долг и обязанности воина впервые свели
Макарова. Черных знал Разгонина туч
ше, чем кто бы то ни было, знал по мело-
чам поведения, замечаемым только в. по»
лете и потому драгоценным для штурма“
на. :

— Моих личных наблюдений недоста-
точно, — убежденно сказал Черных. —
Они помогут вам, но He епешите дазже ©
предварительными выводами. Все, что
рассказывал, — это ведь прошлое, вклю
чая и сегодня, а вы же полетите на рао-
свете, по сути завтра, и Разгонин пока
жется вам иным, чем я его знаю теперь,
Во-первых, человек совершенетвуется и
время от времена приобретает то новое,
что легко ускользает от нае, сли мы п6-
рестаем непосредственно наблюдать его
в леле. Во-вторых, никогда не следует
считать, что мы хорошо знаем человека,
сколько бы мы ни знали его.

Вот вам случай, когда начался прорыв
блокады. До тех пор мы занимались по-
яётами другого порядка, а тут нам пору-
чили нанести бомбовый удар по узловой
железнодорожной станции, вуда немцы
подтягивали эшелоны в боеприпасами И
резервами. Расстояние до неё было неве-
лико, но подобного огня зениток мне ещё
не приходилось видеть. Черт-те что! Шли
в сплошных разрывах. В тому полёту я
уже знал, что поведение Разгонина но
его целеустремленности и прямая линия
курса на карте — одно и то же; никакие
зенитки не вынудят его отвернуть хотя
бы на сотую градуса... \

Первый заход мы сделали на высоте
тысячи ста метров, второй чуть пониже;
потому что облачность мешала отбом-
биться, а на третьем и произошло не-
счастье. Самолёт резко рванузо вниз и
в сторону. Впечатление будто от близкое
го разрыва, между тем машина продол-
жала торать высоту в самый неподхо-
дящий момент: на боевом курсе, в четы
рёх километрах от цели. то произо»
ло — вы. сльшиали: винт и носов колен-
чатого зала сбило осколком, & м0-
тор вышел из строя... Положение неза-
видное, & мысль одна: как поступит пи-
лот?.. :

В ту минуту он поступил точне по
моей схеме его поведения: дотянул к це-

ли на высоте семисот метров, сбросил

‘бомбы на эшелон и лёг прямым курсом
на аэродром. Итти нё одном моторе, если
недалеко, не столь сложно, & вот сесть
кзк?.. Предупредили по радио, чтобы нам
приготовили аварийную посадку. Идём,
теряя высоту. И надо же: на аэродроме
не приняли радиограммы. Шодходим, &
под носом, как на грех, садится вамо-
тет... Смотрю на Разгонина, & он уже зак-

‘ладывает на разворот. Это при высота. в-

триста метров!..
на второй круг, ,

“бели благополучно. Сумел Саша вы-
жать из второго мотора всё доотказа, но
скажу между нами на чистоту.., Базалось
мне, что знаю Разгонина, как ‘себя. Не
мог допустить даже мысли, что он в ка-
тестрофическом . положении решится
‘на второй круг при этакой высоте.., Вот
и не берусь утверждать, что Разгонин в
полёте покажется вам таким, каким вижу
его. Человек — это изобилие самых не-
ожиданных качеств, которые раекрыва-
ются не весе вместе, но последовательно
и в то же время внезапно даже для него
самого... Впрочем, философетвовать бу-
‘дем после вашего. возвращения, теперь
же мне надо к командиру эскадрильи,
з вам пора спать, чтобы к вылету иметь
‘ ввежую голову... Там вам придётся по-
раскинуть мозгами. Идёмте.

Черных поправил шлем и, взяв Маха-
рова пол руку, вместе в ним вышел из
комнаты. \

(Продолжение следует)

азвернуля и зашёл

3-й Украинский фронт, На счимках (слева направо): 1. Артиллеристы Н-екой гвардейской части обстреливают прямой

наводкой опорный пункт вражеской обороны. 2. Автоматчики ведут огонь по

отстуцающим немцам; -

Фото В, Малышева и Ю, Чернышева (ТОО),

оС