ad

aa

_9 февраля 1944 г., № 33 (1600) г

SSS eee : : \ i cae

О политичёском и культурном
кругозоре комсорга

Накопление боевого мастерства и ук-
репление воинской дисциплины немысли-
мы без глубокого, всестороннего раслии-
рения общекультурного и общеподитиче-
ского кругозора молодых краснофлотцев.

Pana художественной литературы. Она
рожь всего обогащает человека, дает
озможноеть (я сужу по своему опыту)

Hg человеку, больше понимать лю-

Задача комсомольских организаций — Мн

огие чаши комборги cra
всемерно активизировать  агитационно-   географию вообще но Ga
пропагандистскую и просветительную   ского В

01038 в частноети, Беседуя с ком-
сомольцами о родной стране, они не в с0-

стоянии толково рассказать им
ско о богат-
о традициях  большевистеко партии,   ствах её недр, ae я ;

Красной Армии и Военно-Моревого Фло- разнообразной природе
та, ленинско-сталинского комсомола, На- тдельные комсорги забыли программ

ти чи 2 кам оталь храб-   ные указания Ленина о том, хак надо
wah

У, . учиться и чем =f

т задача может быть уопешно pe- у учиться. Некоторые наив

но думают, что достаточно знать назва-
шена лишь при условии, если комсомоль-   ния нескольких художественных а.
CRIM актив, и в первую очередь комсорги,   ведений и их авторов, запомнить отдель-

не старателино повышать уровень раз-   ные общеизвестные события из истории
: родины, отдельные положения из исто-
В коусомольской организации зенит-   РИ партии. — я уже можно считать. се-
ной батареи, где комсоргом т. Назаров,  0я Человеком культурным, Ленин прамо
жизнь бъет ключом. С молодым пополне-   Указывает, как нужно” добиваться уевое-
нием здесь ведется большая работа, спо- Ния знаний, необходимых для того. что-
собствующая  быстрейшему овладению   бы воспитывать молодежь. «Еели‘я знаю,
бозвым оружием. Иомимо технических   ЧТо знаю мало, я добьюсь Toro, чтобы
хонференций и помощи молодежи со сто-   знал больше» — это ленинское указанме
роны старослужалцих, бюро  комсомоль-   делжно стать непреложным законом для
ской организации устраивает  собесе-   каждого комеомольского эуководителя. -
дования по техническим вопросам и В организациях, которыми руководят
по ‘боевым уставам, наставлениям и мн-   Малокультурные комеорги, комсомольцам
струкциям. неизвестны даже «секреты» ежедневно
a батарее процветает художествен-   наблюдаемых явлений природы. В ряде
ная самодеятельность, возглавляемая   организаций Северного флота комсомоль-
комсоргом Назаровым. Он ревностно сле-  цы не могли об’яснить, почему происхо-
дит 38 тем, чтобы его комсомольцы были   дят приливы и отливы, почему не замер-
в курсе всех событий дня, помогает им   зает залив, почему не показывается про-
расширять свой  общеобразовательный   должительное время солнце и т, и.
кругозор путем бесед у карты, чтения   Комсомол всегда выступал застрель-
художественных произведений о нашей   щиком в организации различных круж-
ролине и ев истории. ков общеобразовательного направления.
Таких примеров можно привести мно-   Опыт работы в этой области у нас имеет-
го. И совершенно иное мы видим в орга-   ся. Его следует возродить. Этим делом
низациях, где комоорги не проявляют за-   должен руководить комсорг.
боты 9 CBOeM  культурно-политическом    Идейно-политическому и общекуль-
росте, турному росту освобожденных комсоргов
Комсоргом комсомольской организации   должны уделять много внимания к0мсо-
азы Краснознаменного дивизиона ист-   мольские отделы флотов, подитотделы
ребителей подводных лодок на (Се-   старшие инструкторы по комсомольской
зерном флоте — организации самой   работе. В ряде соединений хорошо по-
крупной в ДИВИЗИОН ==® был назначен   ставлена учеба освобожденных комсор-
т. Бондарев. Не говоря уже о том, что   гов. В соединении, где начальником по-
т.’ Бондарев по возрасту староват для ра-   хитотдела полковник Яичников, pas B He-
боты в первичной комсомольской орга-   делю аккуратно ведутся занятия с ком-
низации, он вообще никогда не состоял   сортами. Их обучают практике ком
в комсомоле и о жизни его не имел яс-   сомольской работы, читают лекции “Ha
ного представления. Этот, с позволения   общеполитические и общекультурные те-
сказать, комеорг не знал самых элемен-   мы. Так, в хоре и январе были прочи-
тарных вещей. Неудивительно, что  таны лекции: < абота промышленности
на этой базе отсутствовало какое-либо   и транспорта в отечественной войне»,
воспитание молодых краснофлотцев. На-  «Совхозы и колхозы в деле помощи
чальник политотдела т. Шуляк утвердил   фронту и стране», «Дружба народов
т. Бондарева комеоргом в крупную ком-   СССР выдержала все трудно@и войны»,
сомольскую организацию только потому,   «Русские писатели о немцах», «Военно-
что к подбору комеоргов в его соедине-   морские силы Германии и Финляндии»,
нии подошли недобросовестно, если xe   «Патриотизм в произведениях 4, H. Toa-
chasath pesue, Crapmul mucrpyrrop по   ©того». ;
nowcomory T, Мельник sasnamca m стал  Многие комсорги отото соединения
плохо работать с помсоргами первичных только за два месяца учебы значительно
организаций, . пополнили свои знания, что, конечно,
Особенноге внимания заслуживает об-   сказалось и на комсомольской работе, —
щекультурный-и общеполитический рост   она стала более живой и интересной.
хомсоргов дивизионных, полковых, 6а-  Но есть и политотделы, которые ограл
тальонных, базовых и т. п.  комеомоль-   ничиваются скучно проводимыми семи-
ких организаций, Последние, ках  пра-   нарами. Последние, котати сказать, стра-
зило, возглавляютея ‹ молодыми политра-   дают серьезными недостатками. Во-пер-
ботниками. Их главная задача — выра- вых, на семинары собирают и комсоргов
щивать из комсоргов первичных Е организаций и кбмеоргов под-

работу средя несоюзной молодежи. Надо
рассказать ей о жизни Советской страны,

заций кадры крепких в культурно-поли- разделений, обучают их обычно уже из-
тическом отношении руководителей, Ус-  вебтному, рассказывают, что надо делать,
цешно справиться с этой задачей может  и очень мало говорят им о том, как на-
только тот, кто непрерывно до делать. Во-вторых, на этих семинарах
свой кругозор. К сожалению, некоторые   зачастую вовое не затрагиваются вопро-
комсорги указанной категории, совер-  сы, которые повышали бы идейно-поти-
тенно не занимаясь  самообразованием,   тический и общекультурный кругозор
замкнулись в круг обязательных внутри” слушателей. Наконец, нередки случаи,
союзных форм работы. когда семинаром руководят ‚слабо подго-
Комеорг одного из авиационных. пол-   товленные товарищи.
ков т. Бречкин, возглавляющий  комсо- Крайне необходимо Е
мвльскую органязацию около пяти меся- контролировать самостоятельную ра ory
цев, не удосужилея даже узнать, что   комсорга. Ему должны помогать указа
представляет 6060ю самолет, ниями и советами заместитель командира
вооружен полк, какая у него по политчасти и старший т по
какое вооружение.   комсомолу соединения. Если бы заместя-
Разве не мог т. Бречкин за это время   тель командира. одного из авиационных
пзучить самолет? Конечно, мог. Сам он  полков майор Олейник серьезно а
ничего не читает м книг не пропаганди-   комсомольскую работу, он не ставил бы
рует. Не делает он этого и потому, что своёй подписи на протоколах, А
во никто не контролирует. А коятроли- ных и скрепленных ов
ровать работу комсорга должен был бы   т. Михайловым и содержащи о
заместитель командира полка по похази-   ное множество ошибок не Бат
ческой части майор Мещеряков. графических, но и пояитических. ^ ведь
Говоря о партийном руководстве, надо   стоило т. Олейнику подсказать, посове

и
иметь в виду в первую очередь повыше- товать, а в конечном счете и потребовать

которым
скорость,

ние идейно-политичеекого и общекуль-  от т. Михайлова серьезно ‘заняться рус

турного уровня руководящих комсомоль-
ских кадров.

Что же необходимо? Основное — Ca-
мостоятельная фработа каждого , KOMCO-
мольекого руководителя и в первую оче-
редь комсорга. р

Самостоятельная работа должна охва-
тить изучение истории партии, истории
нашей родины и чтение художественной
литературы. Комсомольским руководите-
лям надо хорошо познакомиться © луч
шими произведениями классической ли-
тературы, отечественной и иностранной.
культуры, — говорил
очередь

ским языком, и тот спустя некоторое вре-
мя нисал бы грамотно.

Задача повышения политического и
культурного кругозора тесно перепле-
тается с задачей выращивания нового
комсомольского актива, ибо комсорг, по-
лучая знания, будет стремиться передать
их своему активу. Только тогда KoMCO-
мольская организация станет жить пол-
покровной жизнью, а партийное руковод*
ство комсомолом достигнет должной вы-
соты, когда изо-дня в день будут расши-
ряться и вовлекаться в работу ряды ком-
сомольского актива.

Напитан 2-го ранга М. ГОЛОВЛЕВ.

«Повышение
М. И. Калинин, — это в первую

Seit Antang September Hegt Leaingrad unter dem Feuer unserer schweren Artillerie
{

В немецкой землянке, с боем взятой нашими бойцами,

обстрелы города ven :
ывами т
тяжелой артиллерил». Разрыв о badepion 48

‘ющей“ промышленности вручаются предсе-

человек.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Вручение орденов
и медалей СССР

Вчера, 8 февраля, первый Заместитель
Председателя Президиума Верховного Со-
вета СССР тов. Н; М. Шверник вручил
ордена и медали награжденным. УЕ

Орден Ленина и медаль «Золотая Звез-
да» вместе с грамотой о присвоенаи’ звания
Героя Согетского Союза вручаются героям
отечественной войны красноармейцу Ю. П
Иванкину, младшему ‘сержанту А. П. Стар-
цеву, сержанту Т. Т. Дорошенко; гвардии
старшему- лейтенанту М. Байрамову. —

Орден Ленина и золотая медаль «Серп и
Молот» ` вместе с грамотой о ‘присвоении
звания Героя: Социалистического Трулабы-
лз вручены главному кондуктору колонны
паровозов особого резерва Н. Я. Епанчину.

За образцовое выполнение боевых ‘зада:
ний Комайдования на фронте ‘борьбы © не-
мецкими захватчиками и проявленные при
этем доблесть и мужетво ордена`и медали
получает группа лиц  офчцерского,  сер-
жантского и рядового ‘состава - Красной
Армии.

Награды за успешное выполнение зада-
ний Правительства в области  геодлогиче-
сках изысканий и увеличения ресурсов
стратегического сырья для  горнодобыва-

дателю Комитета по пелам геологии при
СНК СССР И. И. Малышеву, его замести-
телю С. В. Горюнову и многим другим ру-
ководящим работникам Комитета.

Групна работников Главного Управления
государственных  матернальных резервов
при СНК СССР получает ордена и медали
за образцовое выполнение заданий Прави-
тельства по обеспечению Красной Армии и
народного хозяйства материальными ресур-
сами.

Ордена и медали за отличное выполне-
ние ‘заданий Правительства и военного
командования были также вручены Герою
Советского Союза генерал-майору  танко-
вых войск К. А. Семенченко, Герою Совет
ского Союза гвардии майору С, И. Кулико-
ву, начальнику участка Чирчикстроя И. А.
Шутикову и др.

Тов. Н. М. Шверник после вручения ор-
денов и медалей обратился к награжден-
ным с краткой речью.

— Я надеюсь, — сказал тов. Швернак,—
что награды будут вдохновлять вас — бой-
цы и офицеры Красной Армии, партизаны—
на новые героические подвиги на фронтах
отечественной войны и в тылу у врага,
вас — работники гбологии им Управления
государственных материальных резервов —
на изыскание новых источников для обес-
печения нужд Красной Армии ‘и народного
хозяйства,

Я. уверен, что и впрель-вы будете так же
самоотверженно бороться за проведение в
жизнь заланий Правительства и Верховного
Главнокоманлующего Маршала Советского
Союза товарища Сталина и с честью” вы-
‘пюляите свой долг перед Родиной!

В заключение тов, Н. М. Шверник сер-
дечно поздравил получивших награды то-
варащей и пожелал им дальнейших успехов
в их работе. (ТАСС),

УКАЗ
Президиума Верховноо.
- Совета СССР.
0 НАГРАЖДЕНИИ АНДРЕЕВОЙ №, 6.

ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО
КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

За выдающуюся общественную и куль-
турно-проеветительную деятельность, в
связи с 70-летием со дня рождения, награ-
дить директора Московского Дома ученых
Андрееву Марию Федоровну орденом Тру-
дового Красного Знамени.

Председатель Презилиума Верховного
Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного
Совета СССР А. ГОРКИН.

Москва. Кремль 8 февраля 1944 г,

ere

НАГРАЖДЕНИЕ ОРДЕНАМИ
И МЕДАЛЯМИ КОЛХОЗНИКОВ,
КОЛХОЗНИЦ И РАБОТНИКОВ

СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
АРМЯНСКОЙ ССР

За успешное‘ выполнение. заданий Прави-
тельства по развитию сельского хозяйства
и животноводства Указом Президиума Вер=
ховного Совета СССР награждены:

Орденом Ленина — первый секретарь Ва-
гаршапатского райкома КП(б) Армении
Р. Т, Абрамян; председатель колхоза
«Авангард», Сизланского района, С, Х. Аве-
тисян, первый секретарь ЦК КП(б) Армении
Г. А. Арутинов, первый секретарь Ленина-
канского горкома КП(б) Армении Ш, М.
Арушанян, звеньевая колхоза имени Де.
пи-Коммуна, Алавердского района, А, А.
Галстян, доярка колхоза «Коллективный
труд», Каланинского района, К; И. Екимова,
народный комиссар земледелия Армянской
ССР А. О. Марджанян, садовод’ колхоза
им. Нарижской Коммуны, Камарлинского
района, В. А. Минасян, бригадир колхоза
им. Микояна, Степанаванского района,
Г. М. Налбандян, комбайнер Талинской
МТС А. А, Никоян, председатель СНК Ар-
мянской ССР А. С. Сарксян, тракторяст
Вагаршапатской МТС А. Г. Саркисян и
другие; всего 21 человек;

рденом Трудового Красного Знаменн—
44 человека; :

Орденом «Знак Почета» — 88 человек;

Медалью «За трудовую доблесть» — 109
человек;

Медалью. «За трудовое отличие» — 126

T

ACG).

был обнаружен фашистский журнал. В нем воспроизведена фотография, наглядно демонстрирующая

желых снарядов немпы пытались устрашить ленинградцев, Не вышло!   Ленинград выстоял и
: стами Ha_thoroa снлава — гамтиу». сбздтеииу _обанных Мопякоа мч. опнога из тпафейкых опупий _

ат пери ЕЕ io, 5

‚как всегда накануне полета, слегка воз-

Евгений ЮНГА

КРЕЙСЕ

`

X

¥

PCKUM MOET

Эпизод ленинградской хроники времен блокады

3. Душа горит

Ощущение было такое, словно он вел
машину на взлет, а та ни за что не хо-
ела оторваться от земли.

Это етранное состояние, овладев Разго-
ниным после возвращения из города в 9с-
кадрилью, сопровождало его повсюду: и
в пути на аэродром, и нока он придирчи-
во осматривал выделенный ему самолет,
ив беседе с командиром эскадрильи Ва-
сильевым. *

Пытливый взор Васильева еразу отыс-
кал перемену в пилоте.

Разгонин был в меру экопансивен и,

бужден. однако моментально преобразил-
ся, едва командир эскадрильи поинтересо-
вался его впечатлениями о спектакле в
Музкомедии.

Чицо пилота окаменело. Он медленно
достал из кармана кителя три неисполь-
зованных билета в театр и молча положил
их на етол, а затем отрывието и тихо по-
ведал обо всем, чему стал свидетелем при
артиллерийском обстреле города. Он чув-
ствовал, как опять вздымается и нара-
стает внутреннее возбуждение. чуть за-
тлушенное деловым разговором, почти
болезненно ощущая, что оно о проситея
наружу и требует разрядки. Никакая
сила воли не могла погасить его. Оно
жгло нестерпимым огнем и точнее всего
определялось двумя словами: душа го-
put... :

Так и понял Васильев состояние Разго-
нина, выслушав его короткий рассказ.

—- Утро вечера мудренее, — сказал
он и поднялся, — Увидимея на аэродро-
ме, Александр Иваныч. Отдыхай.

Он легонько и нежно подтолкнул пи-
лота, к жесткой раскладущке.

Расстегнув тугой воротничок, Pasro-
нин послушно лег, едва командир эскад-
рильи скрылся за дверью.  Правельнее
всего было окунуться в очистительную
купель забытья и выйти из нее с хлад-
нокровием, незаменимым у-штурвала В
полете. Но вздремнуть удалось не сразу:
отчасти. потому, что он достаточно вы-
спался днем, как поступали все, на чьей
очереди было дальнее крейсерство, отча-
сти из-за сильного душевного напряже-
ния, вызванного трагедией в переулке
близ Литейного моста. В конце концов
он заенул, однако и во сне продолжал
видеть обрывки пережитого наяву, пока
все, что мелькало без связи, не вытесни-
ль калейдоскопически однообразная лен-
та полета. :

‚ „.Впереди и левее жал
колеблемый воздушными потоками само-
лет Балебина, за ним посиевал Разгонин
6 Черных, внизу в окошках меж тучами
темнели воды. залива, а навстречу обеим
машинам, сотней метров выше их, плы-
ла облачная армада.

По выражению  Разгонина,
Вульфы» высыпали на ней неожиданно,
будто скопище блох на белоснежном нэ-
крывале. А Е

Силы оказались явно Неравными. Чи-
сло огневых точек истребителей в шесть
раз превышало защитное вооружение
торнедоносцев. Поэтому немцы куражи-
лись над верной добычей, заходя в ата-
ку по очереди, словно для стрельбы по
мишеням, Друг за другом они про-
носились мимо БВалебина и Разгонина,
выпуская всякий раз по одной короткой
очереди трассирующих пуль.

Разгонин заворочалея на раскладушке
и зло забормотал: и теперь, во сне, спу-
CTA изрядное время после того боя, он
кипел возмущением и яростью.

И влруг гневно прищуренные
лота торжествующе сверкнули.

_Вагровый язык вырвалея из кабины
ближайшего к Балебину «Фокке-Вульфа»
и, пригибаемый ветром, вытянулея гори”
зонтально. как удлиненное пламя паяль-
ной лампы. Насквозь прошитый меткой
очередью. агонизируя, вражеский истре-
битель проделал нелепый вираж и, выпи-
cap на белом полотне облаков траурный
вензель дыма, будто истекая черной кро-
вью, неудержимо  скользнул по небу в
свинцовую глубь залива.

Игра прекратилась, Обозленные немцы
навалились скопом. В глазах Разгонина
зарябило от дымчатых и цветных струй
зажигательных пуль, сверлящих ф1юзе-
ляж, рвущих перкаль плоскостей, рас-
щепаяющих лонжероны... _

А берег. родной берег, подетупал все
ближе, разрастаясь извилистой полосой,
окаймленной прибоем.

Бой продолжался. Даже сейчас, когда
полетел кувырком в море второй истреби-
тель. а третий, волоча смрадный след, от-
валил в облака. немцы не отетавали. Не-
истовствуя, они потеряли ориентировку,
а заодно здравый смысл. a

Серые и пушисто-белесые бутоны раз-
‘рывов раскрылись в исполосованном руб-

цами пулевых трасс небе, — на помощь

«Фокке-

глаза ни-^

на полном газу

nm

варварские
Под снимком, запечатлевшим момент очередного. выстрела по городу, подпись: «С начала сентября Ленинград находится под огнем нашей

победил. Десятки таких пушек уничто-

‘позали,

отбивающимея от врагов торпедоноецам

— Балтика, товарищ старший лейте-

gsr dace зенитчики береговых батарей.   нант,— раздаловь в наушниках.

вытерпев их огня, немцы ретирова-
лись и сгинули за горизонтом.

— Вот и великолепно, — обрадованно
отозвался Разгонин, предоставляя изны“

Опять перед утомленным взором Раз-   вающей ст холода руке перевести маши-

тонина потявулось чистое небо, золотой
молнией блеснул отевет на далеком купо-
ле Исаакиевского собора, запестрели вни-
зу. приближеясь и ширясь. квадраты по-
дей. рощиды и леса, серебряная паутина
железнодорожных путей, дачные посел-
ки и предместья Ленинграда, разрушен-
ные артиллерийским обстрелом, узкая
дорожка взлета и посадки, застрекотали
над ней пулеметы обоих торпедоносцев—
традиционное извещение о победе в крей-
серстве. Обитые истребители в счет. не
шали. `

’Разгонин сел велел за Балебиным.

Друзья обнялись. з

— Поровну. Саша, — сказал Бале-
бин. — Жаль. не видали, как третий rave
гробанулся.

— Ас каким фасоном‘ они выскочили
и представились! — фыркнул Разгонин
и проснулся, разбуженный собственным
голосом.

Видения исчезли, будто оборвалась
лента кинофильма, Пустым экраном вы-
ступил квадрат побеленной стены,

Пилот) обвел ищущим взглядом штаб-
ную комнату. повернулся на другой бов
и снова заснул, но теперь крепким безмя-
тежным сном, ни разу не пробудясь до
тех пор, пока не услышал  настойчивый
оклик.

.— Время, товарищ старший  лейте-
нант, — предупреждал Макаров, скло-
Hach Hag раскладущкой. — Скоро начнет.
развидняться.

— Не раньше, чем выйдем на Балти-
ку, — щурясь на яркий электрический
свет, возразил Разгонин таким тоном,
еловно возобновил прерванный сном не-
‘оконченный разговор co штурманом:
сказалась привычка ориентироваться ©
первого взгляда. — До чего me толко-
во!‘ — призналея OH, ветав и приводя
себя в порядок. — Выепалея, как выздо-.
ровел. Ну, что ak, значит, летим.

‘On приглашающим жестом повел на
дверь и вслел за Макаровым шагнул. в
предрассветную темь, угадывая место. где
находился «ДБ», по изредка мерцающим
огонькам ручных фонариков и гигантеко-
му пятну, которое с каждым шагом к не-
му приобретало форму птицы, чутко за”
внувшей на земле: раскинув крылья для
мгновенного взлета. ` ЕЕ

— Вёе готово, — доложил старший
стрелок-радист. признав командира эки-
пажа по размеренной походке, и запро-
CTO, потому что давно делил с ним опас-
ности и риек дальнего крейсеретва, эпро-
вил: — Прикажете занимать. места со-
гласно купленным билетам?

— По местам, товарищи! — отозвал-
ся Разгонин, — Согласно купленным
билетам... — горько повторил он слова

стрелка, вопомнив о вчерашнем, и оста-
новилея рядом с Васильевым. — Разре-
шите стартовать?

—= Да, — сказал командир, заключив
по интонациям в голосе пилота, что Раз-
гонин вполне овладел собой после вечер-
них переживаний, и произнес принятое
перед стартом деловое напутствие.

Они попрощались,

_Тлухо хлопнула дверца, и, отзываясь

лом задрожала густая мгла. _

Торпедоносец будто очнулся от сна.
Подпрыгивая. он вырулил на дорожку и,
набирая

фонарика стартера, скорость,

все убыстрялось, однако,
ной торпедой, он значительно медленнее,
чем позволяла нормальная нагрузка,

которой не всякий опытный пилот риск-

возвращается мучительное ощущение
скованности и с нею неутоленное сном,
всепоглошающее состояние, определенное
двумя словами: душа горит...

.4. Свободный поиск

рассветном мраже, непроницаемом, бес-
конечном и загадочном. как межпланет-
ное пространство, о чьем покорении,
Разгонин мечтал еще в те безмятежные
тоды. когда зачитывалея ° романами,
Тлюоль-Верна, Время не развеяло о маль-
чишеских мечтаний. Взрослым он про+
тоажал носить их в себе.
Каждому положено свое, личное, и вот
он, например, всегда, пока длился ночной
полет в морю, коротал время пути над
сушей тем, что велух декламировал или

его характеру. ничуть не отвлекала от

но по избранному курсу. Мотив из-
вестной песенки из кинофильма

даже в гуле моторов, неотвязчивый и

ласковый женский голосе пел о темной

ночи, о свисте пуль, © тусклом мерцании свободном поиске. пока
5. з

звезд...

Ни одной из них Разгонин не’ видел в
заволоченном тучами небе. Непрогляд-
ная мгла расотилалась над затемненным
войной миром. Ничто не напоминало о
жизни, алишь сбоку самолета, далеко
гигантскими языками  пла-
мени костра, придавленного ветром, сте-
лились багровые вопышки залиов крон-
итадтеких фортов.

Мрак точно оледенел.. Температура.

на ее стук, вибрирующим итормовым гу!

отпущенный в полет условным миганием   ЧИ.

грузно ринулся в темноту. Его движение   ратный курс, поочередно
отягощенный   Разгонин штурмана и
предельным запасом горючего и массив-   стов.—Наблюдать за морем, Кто первый

мчался по невидимой узкой дорожке, 6   тел...

нет взлететь виотьмах. Настолько беско-   подхватил Макаров на полуфразе
нечной казалась эта дорожка, что Разго-   ‘только т
нин почувствовал, как сызнова К Нему   оризонт

ну на снижение. — Сдается мне, что и
от моря нет немцам покол.

Зрение не подвело его.

В густой и одноцветной темноте под
самолетом, по мере того, как тот сни-
жалея, возникали, смутно белея, выгну-
тые в одну сторону мазки. Нескончае-
мыми рядами  белесых  пунктиров они
вскоре заполнили все пространство, —то
были вепененные верхушки волн.

Балтика  штормовала. Ограниченная
из-за шторма видимость и низкая облач-
ность предвещали удачу: торпедоносец
и после рассвета мог продолжать полет
незаметно для противника—итти за ту-
чами, высматривая цель, или воспользо-
ваться штормовой дымкой и парить
над гребнями зыби, как исполинский бу-
ревеетник. :

Тем не менее всё, что обрадовало эки-
паж и его командира, в конечном счете
было условным и относительным: Heuo-
года создавала для торпедоносца одни
преимущества и в то же время лишала
его других. Шторм сводил почти
на-нет знание силуэтов и умение опре-
делять класс кораблей, их скорость и
ход по дыму, буруну и плану. Шризнави,
п^ которым в штилевую погоду опытный
глаз пилота без труда  распозвавал
лип обнаруженного судна, пропадали в
штормовой мути, Буруны и усы от дви-
жения, различные у каждого корабля,
сливались е гребнями зыби,

Улыбка гасла в глазах Разгонина, Са-

мым обидным была невозможность ис-
пользовать выигрыш времени, ибо про-
тивник ничем не выдавал себя на воем
пространстве Балтики. Сознание гордо
об’яеняло причину такой остерожноети:
результат дальнего крейсерства. Давно ли’
‘немцы хвастали, что чувствуют себя в
Балтийском море, как дома; разгулива-
ли по нему как хотели — различными
курсами, в одиночку, без веякого при-
крытия, даже с бортовыми и топовыми
отнями!.,  Торцедные удары научили
врага кое-чему, когда разведыватель-
ные полеты = сменились свободным
поиском. Безнаказанность уступила ме-
сто страху перед возмездием. Страх
вынудил противника изменить  мар-
шруты и тактику плавания, заставил
вразкеские корабли и транспорты следо-
вать по назначению только в составе ка-
равансв и при сильном охранении, пога-
сить бортовые и топовые огни, жаться в
берегам, лишь бы не попасть. на прицел
советским торпедоносцам,
Слушай, штурман присматри-
ваясь к барашкам зыби, сказало Разго-
нин.— Пока фрицы с высунутыми язы-
ками шуруют впотьмах, давай заберемся
подальше, & на рассвете начнем поиск
со стороны темноты. -

— А вы
Макаров. _

Скосив глаза, пилот прильнул лбом к
слюдяному оконцу.

Рассвет догонял самолет. Позади, на

оглянитесь, — посоветовал

востоке, где лежал Ленинград, уже за-

нялся день. Баледная черта,  обозначив
линию горизонта, расплывалась над ним.
Потоки светь струились в зениту, бес-
следно емывая с неба черную копоть но-

Внимание! — кладя машину на об-
предупредил
стрелков-ради-

обнаружит цель...
Он не успел договорить то, что хо-

— Причитается, причитается с вас! —
как
самолет  выровнялея-и принял
альное положение. — Справа на
пятнадцать градусов от курса два снлуз-
та, один из них танкер... ——

`-— „Четыре корабля охранения! тот-
час и возбужденно доложил старший
стрелок-радист.

Разгонин прищурился, чтобы лучше

&
Душа горела, освещая ему путь В  видеть. Его взгляд, устремленный на не-
кромешной тьме, сквозь которую мчался   ровную кромку горизонта, быстро
торпедоносец. Мир вокруг таился в пред-   скал цель,

оты-
найденную штурманом и
стрелком.

День ‘начинался удачно. _

На светлосером фоне волененного мо-
ря, впереди торпедоносца и чуть правев
его, вздымались вдоль отлогого побе-
режья трубы и мачты кораблей, Враже-
ский караван держал курс на восток.

— Итого шесть, — охотно  подтвер-
дил Разгонин, пересчитав силуэты и
втайне удивляясь тому, что счастливый
случай намного ускорил столь желанную

}.

пел. Такая потребность вполне отвечала встречу. — Так, что думаем, штурман?

Он улыбнулся глазами,  услыщав

дела и He мешала ему вести машину точ- сдержанно-взволнованный голос.

Макаров предлагал атаковать  кара-

звучал   Ван.

— Допускаешь, что не’ заметили

приятный, несмотря на великое желание   нас?.. А ежели д? — спросил пилот,
пилота избавиться от него. Нежный и зная, что поступит по-своему.

Скрываемые от всех, неизбежные при

противник не
обнаружен, сомнения в исходе того, ра-
ди чего предпринималось дальнее крей-
серство, уже не довлели над сознанием,
Исход был предрешен именно в эту ми-
HYTY, когда спокойствие ледяной нена»
висти, как в зеркале, отразило неугаси-
мое пламя, которым горела душа Разго-
нина,

— Уйдем с глаз долой, — сообщил on

в  Штурману свое решение.— Пусть утихо-
кабине была столь же низкой, как и вне  МИРятся, если заметили, а ежели

нет,

ев. Тело Разгонина медленно застывало,   ЗИ8чит, получаем еще лишний шанс. Те-

ноги от ногтей до коленей нестерпимо   ПеРь для нас самое

ныли, меховой костюм будто разлез-
ся по швам и пропускал холод отоветоду.
Коченеющая рука неудержимо порыва-
лась в рулю глубины и еще. крепче ежи-

главное — внезап-
ность. Так используем ee...

И вместо того, чтобы развернуть ма-
muy Ha боевой курсе, пилот вдруг резко
набрал высоту и повел торпедоносец в

мала штурвал, повинуясь воле пилота. ТУЧИ, удаляясь в сторону от -соблазни-
Похожее на бездумье, знакомое вея-  Тельной и ненавистной цели.

кому летчику оцепенение рассеял го
moar Marannra, Е : é

al eine Soe Sof =

Е