#

делай Llepkobb

a a er ttm ary

Услобное одозначение:

Я

Я

“Городище

С Ly
4° Q

>
Q

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Онрумонные дивизии немцев 112, 88, 82, 72, 167, 168, 57 и 339 пехотные ‚ДИВИЗИИ,
213 охраниая дивизия, танковая дивизия СС’ „Викинг“, мотобригала 60

Oéemmobla va Gpoume -
^ cebepwee SGenuzopogka —
u Wnong 9:2:194¢4r.

: Yepkacely

me

© Смела -

Я Линия Фронта 9 seboong   ; X <.
рый _ ПЕРВЫЙ БРОСОК ДЕСАНТА.   Apmimepucrat
ие , аснознаменног
черноморцев   НА ТЕНДЕРАХ . = дивизиона

‚ Важдый день борьбы против намецео-
фашистских захватчиков дает новые,
непревзойденные образцы доблести и ге-
ройства черноморцев.

Исключительный  героизи проявил
краснофлотец Еремеев, спасая жизнь
командира младшего лейтенанта Григо-
ренко.

Офицер Григоренко — комендант при-
чала на важном участке. От его деятель-
ности зависит своевременное обеспечение
военных моряков, сражающихея с Bpa-
гом. Понимают это и немцы, & потому
они непрерывно ‘обстреливают этот уча-
eTOR,

Однажды их огонь был особенно ‘яро-
етным. Снаряды ложились совеем рядом.
Я в какое-то едва уловимое мгновение
краснофлотец Еремеев бросялея к млад-
шему лейтенанту Григоренко и прикрыл
его своим телом, Раздался  оглупшитель-
ный взрыв. Герой-меряк, тяжело pane-
ный, упал, а офицер остался ‚ невреди-

Вот и другой пример. пример стойко-
сти черноморца. Ватер попал в луч не-
мецкого прожектора. Вокруг поднялись
столбы воды от разрывов снарядов, сви“
стели осколки, Но это не испугало нико-
го из экипажа. Четко звучали слова
команды. Рулевой т. Селиванов. выпол-
нля приказ командира, умело маневриро-
вал, С обрывистых берегов заговорили
вражеские пулеметы. Им отвечали ¢ ka-
тера. Завязался бой. Осколком Селивано-
ва ранило, но ой попрежнему крепко
держал штурвал.

Прошел час, а экипаж катера продол-
жал сражаться. Рулевой т. Селиванов по-
тучил новую рану в груль навылет, И
вв же герой-моряк продолжал стоять у
штурвала, пока не вывел катер из боя.
Тут ему изменили силы. Он передал
штурвал подбежавшему командиру и
упал на палубу.

Запомнят черноморцы имя и лейтенан-
та Сафроненко. Ночью его ватер подхо-
лил Е занятому противником побережью.

Немцы бесновались. От их оботрьль во-.

ха кипела вокруг. Но экипаж во главе
ве Сафроненко бился  по-черномореки.
Снаряд попал в носовов отделение, дру-
гой повредил машины. И все же катер
продолжал бой. Раненые оставались на
своих постах. Не покидал машинного от-
деления тяжело раненый старина 0бу-
хов. Смертелю храбрых погиб ‘комантир
отделения Комиссаров. По приказу Саф-
роненко он вел усиленный огонь. В бою
Комиссарову оторвало ote ноги. Товари-
щи хотели перенести его на шлюпку, но
он сказал’ «060 мне He беспокойтесь.
Идите. бейте врага». Вогха палубу ота-
ла заливать вода, экипых по команде
сошел в тлюпки. Последним покинул ка-
тер Сафроненко,

Тероически сражаются е ненавястным
зрагом советские моряки. Такие люди не
могут не победить.

А, ГРОНСНИЙ.

Черноморский флот.

ребрасывали десантные войска. Это дало
возможность накопить известный опыт и
широко
операциях. .

сказалось очень эффективным, особенно
при первом броске. В свежую погоду они
устойчивы на волне, & их небольшая
осадка позволяет, даже при неблагопри-
ятных условиях, вплотную подходить к
берегу и высаживать десантников,

ние тендерами несложно. В любом cay-
чае. если. скажем. вышел из етроя руль,
его вполне может заменить обычная дос-
ка. Все эти качества особенно подтверхи-
лись в десанте на северное
Керченского полуострова. Опытом

операции мне и хочется поделиться,

ли подготовительную работу. Она шла по
ДВУМ направлениям.
средства и материальная часть. Старший
техник-лейтенант
проверил моторы, линии валов ит. д. Од-
невременно проводилась работа с коман-
дирами тендеров. B большинстве
это были офицеры, которые впервые уча-
ствовали в подобной операции,

отрядов. Команлование первым было в0з-
ложено‘ на опытного офицера лейтенанта
Он неоднократно участвовал.
в десантных операциях.
возглавил старший лейтенант Тугов, тре-
THA — лейтенант Живулин, & командева-
ние четвертым я взял на себя.

Маланина.

организацию посадки и высадки,
предетоящих действий.

не сказать,

Тендеры Азовской флотилии не раз пе-

применить его в последующих

Истользование кораблей данного типа

Не только оборудование, но и управле-

побережье
этой

Получив боевое задание, мы разверну-

Гоговилиеь ‘плав-

Андреев. тщательно

CBOCM

Тендеры мы разделили на несколько

Второй отряд

Офицеры изучали маршрут. перехода,
район

Говоря 0б офицерском составе, нельзя

Смолин, Фомин и другие.
Старшина 1-й статьи Гермогенов трижды

‘награжден орденом Красного Знамени.

Когда во время боя на тендере старши-
ны 1-й статьи Фомина вышла из строя
линия вала, он сумел благополучно за-
вершить первый рейс. Вернувигиеь, стау-
шина попросил, чтобы я отправил его в
новый рейс на другом тендере. С таким
старшинским составом можно смело вы-
полнять любую. самую сложную задачу

‚и заранее быть уверенным, что она будет

решена успешно.
Со старшинами было проведено специ-
альное совенание. Подробно газобрали

условия действий на переходе и в момент

хотя бы коротко, о наших.
старшинах. Они — поистине золотой фонд
экипажей тендеров. Многие из них плава-
ют по нескольку лет, участвовали BO MHO-
гих десантных операциях и за перевозку
грузов для десантников и армейских ча-
стей, за отвагу и мужество в сложных
условиях боя не раз получали празитель-
ственные награды. № числу таких быва-
лых моряков относятся етаршины Михе-
ев, Таскаев,

высадки; Сложность операции Заключа-
тась в том, что длина участка берега, на
который нужно было выбросить десант-
HUKOB,
метров.

составляла не больше трехсот

Командиры тендеров точно уясняли

курсы еледования, етворные огни и Ha-
гаядно представляли построение на пе-
риод перехода. Мы поставили обязатель-
ным условием, чтобы все корабли шли
поотрядно на буксире. Благодаря этому
не растягивалея строй. На казвдом тенде-
ре выделили двух краснофлотцев. Один
из них с кормы следил, чтобы буксир не
намоталея на винты, а другой с носа на-
буюдал за водной ‘поверхностью.
обнаружить мины противника. Эти Mepo-
приятия подсказаны опытом предыдущих
операций. Олнажды на одном из тевде-
ров недосмотрели, и буксир намоталея на
винт. Пришлось останавливаться. Правда,
освобождение винта заняло
пяти минут,
имеет значение каждая минута.

чтобы

He больше

но в дегантной операции

a 5 . ©
Благодаря большой подготовительной

работе переход морем прошёл  благоно-
хучно.

Дистанция между кораблями
строго соблюдалась, а ‘наблюдатели, вы-

ставленные на носу и на корме, всё вре-
Мл докладывали о состоянии буксирных
концов и бдительно
поверхностью.

следили ва водной

Следует отметить болылую работу гид-

рографоз. Они хорошо’ обеспечили файон
плавания; который был выбран удачно,
На переходе не было ни одного случая
подрыва на минах. Наблюдали! за мина-
ми, помимо экипажей, и десантники.

Хорошо было отработано взаимодейст-
вие с наземной артиллерией. Точно по
сигналу, который мы дали, началась ар-
тиллерийская обработка плацдарма. По
нашему же сигналу, когда мы уже нахо-
дились около места высадки, артиллери-
CTH перенесли огонь в глубину. Таким
образом нам удалось итти вплотную за
огневым валом. Враг не имел времени,
чтобы опомниться. Как только наша ар-
тиллерия прекратила огонь, мы начали
высадку. Ожившие огневые точки быстро
подавлялись десантниками — автомат
чиками и гранатометчиками,

Следует отметить одно обстоятельство,
Наряду с подготовкой командиров тенде-
рев надо готовить и лиц, которые заме-
щают их в бою. Во время второго рейса
был тяжело ранен командир отряда лейте-
Haut Маланин, & его заместитель само-
стоятельно не смог справиться с задачей,
BOBHURMeH перед ним в бою. Он долгое
время отыскивал район высадки, не Знал
приметных ориентиров,

Все недочеты легко могут быть устра-
нены, если перед решением боевых задач
бельше проверять подготовленность эки-
пажей.

Капитан-лейтенант Н. ИВАЩЕННО.

Азовская военная флотилия,

° Для артиллеристов Краснознаменного
дивизиона истекший год был годом бое-
вых успехов. Немцы применяли много
тактических приемов, чтобы обмануть
их бдительность и провести суда в свой
порт. Но артиллеристы умело разгады=
вали вражеские уловки. Немало кораб-
лей, транепортов, барж, катеров пото-
плено личным составом Краснознаменно-
го дивизиона.

Для осуществления своих замыслов
противник применяет различные прие-
мы. Иногда, пытаясь провести корабли,
немецкие береговые батареи неожидан-
но открывают огонь в совершенно про-
тивоположную сторону, чтобы отвлечь
внимание с основного направления, но
наши наблюдатели ив оперативная служ-
ба быстро разтадывают этот маневр.
Широко применяет противник и дымо-
вые завесы, поставленные кораблями

‘или самолетами, & также с берега. Одно-

временно он бомбит и усиленно обстре-
ливает наши огневые позиции. Все это
усложняет деятельность управляющих
огнем и наводчиков. На выручку прихо-
дят боевая выучка и сноровка.

Трудно поймать такую сравнительно
малую дель и под ураганным огнем деф-
жать ее в прицеле. Для этого артилле-
ристу нужны умение, ловкость и. стой-
кость. Так, в одном бою, несмотря на
ожесточенный обстрел, орудийные pac-
четы сержантов Сновальникова и Вино-
градова вели огонь с максимальной ско-
рострельностью. Орудие Виноградова бы-
ло засыпано землей и камнями, обкол-
ки разрывавшихся снарядов барабанили
по щиту, носились no дворику. Но
краснофлотцы быстро очистили и при-
вели в порядок материальную часть и
продолжали обстрел. В этом бою было
потоплено два вражеских судна.

Сейчас противник изменил тактику. `

Раньше он проводил суда большого тон-
нажа. Это стоило ему больших потерь.
Теперь свои перевозки немцы стараются
осуществлять HA самоходных барах.
Так было в одну из ночей Ка-
раван вражеских судов направлялся в
свой порт. Наши дежурные прожекторы
обнаружили цель. Батареи офицеров
Демченко и Эристова в минимально ко-
реткий срок изготовились к бою. И пер-
вые залпы легли в цель. Противник
открыл уратганный огонь, HO он н6 обта-
новил североморских артиллеристов. По-
сле первых залпов баржа стала тонуть.
Немецкий катер’ пыталея прикрыть ее
дымовой завесой, но артиллеристы мас-
терски потопили и его. Бой длился вое-
го несколько минут. ры
Нужно отметить, что для накрытия
цели в подобном случае особенно важна
кучность падения снарядов. Это было
достигнуто в первую очередь отличной

наводкой орудий старшими краснофлот-

цами Оносовым, Червяковым, Алексее-
вым, Горбачевым и др. °

Млалиим лейтенант А. КОЗЛОВ,
Северный флот, :

Валония

Шзедекал газета «Дагенс нюхетер»
опубликовала телеграмму своего цюрих-
ского корреспондента, в которой содер-
marca утверждения о прибытии в Co-
фию «нескольких русских офицеров Add
сотрудничества с русским военным атта-
ше полковником Согоровым», 9 НАЛИЧИИ

10 espana 1944 v., № 34 (1001)

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ТАСС

симптомов ‘изменения в coBercko-fomrap.
ских отношениях и т, д.

ТАСС уполномочен заявить, Что Bae
хлючающиеся в указанной телеграмие
«Дагено июхетер» утверждения пред.
оставляют собою спледтной вымысел. Бы
мышлейа и личность «советского военно-
ro атташе полковника Согорова»,

i

И
Маршалу Советского Союза и Председателю

`Государственного Комитета Обороны
Им Виссарноновичу СТАЛИНУ

Когда фашистские варвары напали на
Вашу прекрасную родину, надежды всего
прогрессивного человечества были На-
правлены к тебе, великий учитель и друг
всех честных и патриотических народов.
Мы вепомнили твои великие слова, обра-
щенные к храбрым еоветским женщинам,
Ты указал им быть непримиримыми в фз-
шистским бандитам и уничтожать их

всюду и везде.

Женщины. Черногории и Боки праняли
твои слова так, как будто они были 06-
ращены и к нам. Проникнутые презрени-
ем и ненавистью к оккупантам, мы под-
нялись © своими бральями на защиту
своей чести и свободы. Сегодня после
великих и кровавых боев женщины Чер-
ногории и Боки, собравшись на свой
первый конгресс антифашистского фрон-
та женщин в свободном городе Колалги-
не. посылают тебе, наш дорогой и люби-
мый товарищ Сталин, свой. боевой привет
и благодарят тебя, как вождя антифаши-
CTCROM армии всего мира я нашей народ-

но-освободительной борьбы, Благодаря
активному участию женщин в этой борь-
бе, оказались тщетными весе усилия kpo-
вожадного охкупанть и его пособников—
предателей: народа, сделать из женщин
цослушных рабов. Наоборот, матери взя-
ли винтовки своих павших сыновей и се-

стры встали в ряды вместо павших бра».

тьев.

Мы, женщины Черногории и Боки,
горды тем, что активно участвуем в той
кровавой борьбе против оккупантов и
‘предателей, горды тем, что наши народы
достойны твоей помощи. Приветствуем
тебя, как организатора антифалтистской
борьбы, в которой и женщины принимз-
т участие наравне с мужчинами.

Да здравствует наш великий учитель,
надежда всего прогрессивного  чЧеловече-
ства!

Смерть фашизму! Свобода народу!

‘ Первый Земальский конгресс
антифашистского фронта женщин

ЧЕРНОГОРИИ И БОНИ,

I

Снарядом и гранатой

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 9 февраля. (По те-
леграфу). Орудийный расчет старшего
сержанта Батрина имеет на евоем счету
более десяти побед. На-днях артиллери“
соты добились нового успеха: в непродол-
кительном бою орудийный расчет разру-
шил три немецких дзота. Особенно отли
чился наводчик Суханицкий.

Противник вел интенсивный огонь. В
ренающие минуты боя невдалеке от ору-
дия начали рваться снаряды. Но это не
смутило артиллеристов. Несмотря на
близкие разрывы немецких снарядов,
расчет т. Батрина действовал слаженно и
быстро и поставленную, задачу выполнил
отлично.

С артиллеристами подразделения офи-
цера Остапенко хорошо взаимодействуют
снайперы. В районе одной высоты, заня-

той противником, было замечено скопле-

ние огневых средств и небольших груни
солдат. Ona тщательно маскировались.
Снайперы Исавов и Панков долго вели
наблюдение. Выследив одну из огневых
точек, они решили приблизиться на пре-
дезьно короткую дистанцию, убить сол-
ыы подорвать огневую точку.

Тщательно маскируясь и незаметно
переползая от камня к камню, смельчаки
подбирались к цели. Оставалось еще He-
сколько метров.

Огонь, — шепнул Исаков.

Полетели гранаты. Свой замысел снай-
перы полностью осуществили: они убили
трех немцев и’ уничтожили огневую
точку.

О своих наблюдениях снайперы 6006-
щили артиллеристам подразделения офи-

цера Иванова, Получив данные, орудий“
ные расчеты открыли дружную и точную

стрельбу. Выдвинувшихь вперед,
бесстралино корректировал огонь офицер
Рассоленко,

Огневой налет был внезапным MN Mace
сированным. Снаряды, ложились точно в
район целей. Расчеты орудий тт. Петух и
Иванова работали мастерски.

Было отмечено несколько прямых по-
паданий. Дзоты противника вместе в пу-
леметами и их прислугой были разбиты,
Кроме того уничтожены две снайперекие
огневые точки, разрушено евыше 50 мет-
ров проволочного заграждения, убито не-
сколько немецких солдат.

Спустя некоторое время сержант Mir
кушко, снайпер Исаков и краснофлотец
Стрекаловский пробирались к огневым
точкам противника. Возле  проволочного
заграждения они увидели четырех нем”
цев, занятых какими-то работами,

— Обойдем справа и ударим граната
ми! — решил Мякушко. — Живыми #6
выпускать!

Немцы продолжали работать. Теперь
было видно, что они чинили проволочное
заграждение.

Гранаты упали точно, одна за другой,
Вес гитлеровцы были убиты. Группа сер
жанта Мякушко благополучно вернулась
в расположение своей части.

Таким образом, за несколько дней
военные моряки истребили 17  гитлеров-
eB, уничтожили два пулемета вместе‘ 6
их прислугой, разрушили шесть дотов и
дзотов, взорвали и подавили несколько ога
невых точек,

Севернее и северо-западнее Новосокольников

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 9` февраля.“ сты дрогнули и. преследуемые пехотинца“
(Спец. корр. ТАСС). Севернее и северо-   ми, покатилиеь на запад. На берегу роки

западнее Новосокольников

продолжают вести наступательные бои.

наши войска   осталось несколько сот вражеских трупов,

В другом месте противник также пы-

Немцы непрерывными контратаками стре-  тался остановить наступающих, бросив В
мятся остановить части Красной Армии и   контратаку до батальена пехоты, 4 танка
возвратить. потерянные в последних боях   и несколько самоходных орудий <Ферди-
позиции. Особенно ожесточенные схватки  нанл». На помощь нашим пехотинцам по-

происходили восточнее одной железнодо-   дошли

артиллеристы гвардии майора

рожной станции на рубеже озер, & также’  Галактионова. Залповым огнем с откры-

В бассейне рек Смердель и
советские подразделения, усилив

асва, где  тых позиций
навим,   немцев. Гвардии сержант Малахов унич-

они разу же отбросиля

выбили гитлеровцев с их позиций и резко   тожил из пушки немецкий танк и подавил

выдвинулись внеред.

Немцы попытались вернуть утраченный
рубеж западнее Насва. Одновременно в
нескольких местах они бросили в контр-
атаку до’двух полков пехоты в сопровож-

огонь самоходного орудия, В этом 6010
вемцы потеряли 3 танка, 2. «Фердинанда»
и до 200 солдат и офицеров

Ha xoporax, по которым отступает
враг, среди разбитой немецкой военной

дении танков, самоходных орудий и боль-   Техники наши бойцы встречают много с0-

ого количества авиации. Однако против-

вершенно исправных танков, полевых И

ник встретил здесь стойкий отпор нашей   Амоходных орудий. Стоят длинные Bepe-
пехоты и артиллерии. Вперед выдвинулись НИНЫ груженых 0б0з0в. и автомашия, 00-

минометчики и залповым огнем

Подводный

За время войны значительное распро-
странение  получил” подводный  судоре-
монт. Водолазы исправляют повреждения
в подводной части корнуся, а также в
помещениях и отееках, залитых водой, В
работах. участвуют  разметчики-провер-
щики, сборщики, владеюньие иневмаликой,
слесаря, сварщики, плотники, бетоншики
й такелажники. Вее рабочие, как прави-
10, имеют пятый-шестой разряд. и, обуче-
ны водолазному делу. Они заваривают
трещины в наружной . обшивке, ставят
заплаты на пробоины, накладные листы;
исправляют повреждения  заклепочных
швов, ремонтируют штевни, рули, греб-
ные винты, валы, кронштейны, мортиры,
дейдвуды, кингетоны и забортную арма^
туру.

Практика подтвердила выбокую 54-
фективность подводного — судоремонта.
При небольших размерах повреждений
стоимость его оказывается в несколько
раз ниже, чем надводного. Очень часто
путем ликвидации вынужденных простоев
получается выигрыш во времени. С точ-
ви зрения военно-тактической он такжо
имеет свои положительные стороны, так
Rak не сковывает  ремонтируемый ко-
рабль, в то время как при доковании это
неизбежно,

Приведём несколько примеров из прак-
ТИКИ,

У Н-ской ‘подводной лолки была wa-
‘стично повреждена наружная общивка
корпуса ниже ватерлинии. Имелась про-
боина, и кроме того в районе поврежде-

смяли   Таваенных немцами при отступлении,
приближавшиеея цепи неприятеля. Фаши-

И. ГРИБОВ.

&

судоремонт

ния были ослаблены заклёпочные швы,
Доки были заняты. Ремонт  фреши-
чи произвести на плаву силами станции
цодводного судоремонта, Корпусники ©
помощью электрорезки удалили рванины
повреждённого листа, сняли шаблон. Из-
готовленную по нему заплату установили
на место, окончательно пригнали под во-
дой и прихватили электросваркой, Водо
лаз-сварщик приварил лист в нахлботку
к корпусу и обварил ослабленные захлёи”
ви стыка и паза, Отремонтированный от
сек испытали давлением воздуха. Резуль
тат получилея хороший,

На одном из кораблей потребовалось 6
помощью подводной олектросварки уз’
лить повреждённые части корпуса. Рабо-
ту успешно выполнили резчики. Jnana
реза превышаль 60 погонных метров,
толщина перерезаемого металла достиг”
ла местами 50—60 миллиметров.

Быстроходному тральщику требовался
ремонт гребных винтов. Водолазы снял
их и после ремонта в мастерской снова
поставили нё место. При с’ёмке винтов
прибегли в использованию силы ‘взрыва
небольшого. количества, амгмонала, 6езо-
пасного дтя прочности корпуса.

На одном из транспортов устранили
повреждения наружной обшивки с 10
мощью. подводного бетонирования, Под
водой был установлен п прихвачен же
лезный каркас, а затем поставлен бетон.

Работы бы
ли выполнены впо р 4
ворительно. и

Инженер-подполновник
М. ГОЛОВАСТИНОВ,