x

=>

: Евгений ЮНГА

-. КРЕЙС

$

PCKEAE

a

K

_———

ПОЛЕТ _

Эпизод ленинградской хроники времен блокады *)

5. Во имя Ленинграда

Маневр, предпринатый им, отнюдь не
был случайным. Он был обусловлен непре-
менным соблюдением правила, без кото-
рого ни один пилот не поручителя за ус-
пех действий торпедоносца: принцина
внезапности начала атаки. В нем был се-
крет победы, и ради этого сторло часа»
ми бродить вокруг да около цели, чтобы
изучить повадки противника, найти его
уязвимое место и обрушить неотразимый

ни маневренностью, Hh противодей-
ствием зенитного огня смертельный удар
торпеды.

Так `обетояло и нынче, хотя сегодняш-

ний поиск отнял не очень много времени, .

энергии и горючего по сравнению ве пре-
дыдущим крейсерством, когда Разгонину
удалось обнаружить цель только на исхо-
де полета над морем. Произвольно ечаст;
ливый выбор маршрута и выход на тыло-
вую коммуникацию до рассвета заранее
определили ветречу торпедоносца ¢ вра-
жеским караваном в той точке пересече-
ния курсов, которую немцы считали на-
верняка безопасной. -Тем дольше пилот
мог располагать свободой неприметности,
Тем удобнее было подстеречь момент, ког
да время ненадолго пробъет брешь в oc-
торожноети противника, то-есть Korda

‚ на караване прозвонят склянки, призы-
вал к завтраку. а

Пока же Фамолет не перрый час барра-
жировал в тучах на расстоянии от ко-
раблей, которое глупгило звук моторов, и,
чтобы в полной мере оценить выдержку
Разгонина, надо было представить поло-
жение, в каком обретается преследующий
хищного зверя охотник, если ему отпу-
щен веего-навеего один выетрел. Судьба
зверя, а нередко и судьба самого охотни-
ka — в меткости этого единетвенного
выстрела, которым располагал всякий
торпедоносец. Промазать было ` равно-
ценно тому, что разом потерять 6 таким
трудом добытые преимущества и, на пер-
вый взгляд, свести вничью опаеную игру,
а на самом деле проиграть ее и обесемьтс-
лить полет. Промах означал беснлодность
рискованного крейсерства и, главное,
позволял противнику безнаказанно ус-
Бользнуть от справедливого возмездия.

Разгонин не забывал о нем ни на миг.
Bee его помыслы о победе были подчине-
ны воле возмездия. Оно помогало ему
чувствовать себя неутомимым и неустан=
HO напоминало о том, что так Часто твер-
хил в назидание летчикам, без различия
их стажа и опыта, командир эскадрильи:
«Семь раз отмерь, & восьмой опять про-
Bepb...>.

Он заглянул в просвет между тучами.
Внизу не произоныо никаких перемен.

Взгляд пилота метнулся по вечной гра-
ни © быстротой, опережающей скорость
торнедоноеца, пока не 9б’ял картину ви-
димого пространства. Она была до того
изучена в тягуче нудные часы вынужден-
ного барразжирования вдоль каравана, что
даже с закрытыми глазами не составля-
ло труда воспроизвеети её в  мельчай-
ших подробностях и деталях.

Вражеский караван продолжал свой путь
В том же походном порядке, в каком еле-
довал в минуту, когда был обнаружен:
строем, похожим на длинный могильный
крест, едва намеченный шестью птриха-
ми. Головным, взлетая с волны на волну,
двигалея тральщик. За ним ползли, тяже-
ло переваливаяеь на зыби, груженные по
марку транспорт и танкер, охраняемые с
обоих бортов сторожевыхми катерами. За-
мыкал шествие, как нестроевик, плетясь
В хвосте и отстав, сторожевой корабль,
видимо из мобилизованных на время вой-
ны мощных буксирных судов, камуфли-
рованный под расцветку штормевого мо-
ря, а поэтому почти слитый е ним.

Самолет был на траверзе пятниетого
сторожевика.

— Начали, Макарыч! — предупредил
Разгонин и засек время.

— Будут вам сейчас яайки, млеко и
потроха наизнанку! — сквозь зубы по-
обещал пилот и обратился с напутствен-
наи приказом к обоим  стрелкам-радис-
там: — До выпуска торпеды полный мол-
чов, & тогда, сколько успеете, шпарьте
зажигательными по зенитному расчету и
надотройкам! Отворачивать не буду...
Внимание! Ложусь на курс!..

Ол сбавил газ в моторах наполовину.

Будто с крутой горки торпедоноеец
ринулея из-под туч к полубаку трехмач-
тового океанского транспорта, шедшего
велед за тральшиком. В тишине, прони-

_занной щемящим. свистом воздуха, до
боли в ушах колотилось сердце. Его уча-
шенный, недоступный  подочету, ‘ритм
звучал, как далекое эхо моторов, словно
сердце вело самолет, направляя его в ата-
ку самым опасным и единственно  пра-
вильным курсом Е заставленному зенит-
ками полубаку для того, чтобы враже-
ский корабль не поспел ни уйти за черту
движения торпеды, ни отвернуть от. нее.
Так или иначе, она должна была настиг-
нуть транспорт, неотвратимая, как в0з-
мездие, которое невидимым ведущим оп-
ределяле курс торпедоносца, волю Разго-
нина, вело их туда, где метались захва-
ченные врасплох немцы. Глаза пилота,
He Murad, видели игрушечные стволы
орудий на полубаке, суетящиеся возле
них фигурки зенитчиков, поспешное вра-
щение стволов, черные точки дул, растти-
ряющимися зрачками обращенные к то]-
медоносцу. Какой-то сверхботественной,

*) Окончание. Начало см. «Красный Флот»
бт 8 и 9 февраля.

ЕРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 9 февраля. (По телеграфу от наш,
корр.). Два года назад, в суровую 6бл0-
кадную зиму, на Балтике была создана
101-я морская железнодорожная артил-
зерийсвая бригада. Она сыграла бэль-
шую роль в обороне города Ленина и в
недавних боях на Ленинградеком фрон-
re.

- На-днях артиллеристы собрались на
вечер, посвящённый юбилею бригады,
ныне преобразованной в 1-ю Гвардей-

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА CCCP.

т ОО

притягивающей к себе силой обладали
эти бездонные зрачки, в глуби которых
пряталакь емерть..,

Пилот зачарованно смотрел в них, пока
‘He избавился от навождения тем, что пе-
реместил взгляд на верхушки мачт: на их
уровне надо было прекратить спуск,

Мачтовые каотики, приближаясь, не-
лепо выплясывали перед глазами.

Небо кругом самолета расцвел полем
хлончатника. Торпедоносец вздрагивал,
кренилел и подпрыгивал, точно терзае-
мый зыбью Балтики, ‘пенящейся в co-
рока метрах под ним. Это были толчки
воздушных волн, отбрасываемых на са-
молет силой разрывов зенитных снарядов.
Он мчался сквозь них наперерез враже-
кому транспорту.

Разгонин даже подался вперед, до
боли сжав штурвал. Мысль 9 ‘om,
что шальной снаряд, посланный немцами

мент обрасывания торпеды, так и подмы-
вала крикнуть Макарову, чтобы тот не
медлил, но воля держала губы сомкнуты-
ми, зубы стиснутыми, & руки застыли на
штурвале. Вев концентрировалось на He-
подвижности рук, хотя глаза пилота были
устремлены не на них, а на транспорт,
хотя сердце ёкало и, наперекор разуму,
норовило прянуть в сторону не из-за
страха, но ради осторожности, которая
сейчас. была нетерпимее страха,

И все-таки страх попыталея одолеть
Разгонина, когда самолет смаху швырну-
ло в пенистым грёбням моря, & транспорт,
наоборот, взметнуло гигантевим валом.
Сердце сжалось, пока руки пилота лихо-
радочно выравнивали машину, и © ним,
вазалось, сжалея весь торпедоносец, сам
укоротив (свои крыльл, как Разгонин
вдруг вобрал голову в плечи.

_Извивалеь гадюкой, опять подползла.
мысль 0б аварии. От нее нельзя было от-
делаться даже поглощающими все внима-
ние расчетами выхода на дистанцию,
только с которой — ни дальше, ни бли-
же-— полагалось выпустить торпеду, что-
бы та своевременно выплыла на Поверх-
ноеть, не пробкочила под кораблем и по-
лучила за время пробега сокрушительную
скорость и силу для взрыва.

Мачты вражеского транспорта шараха-
лись из стороны в сторону за выгнутым
оконцем кабины. Он целиком—от форш-
тевня до кормового флагштока — был на
мушке прицела — неповоротливая грома-
да, пловучий склад боеприпасов, разде-
ленный на пять грузовых трюмов, начи-
ненных снарядами для обстрела Ленин-
града...

Зали! Штурман! — неузнаваемым
от ненависти голосом скомандовал Разго-
нин, точно дважды выстрелил по врагу.

— Пошла, —хрипло доложил Макаров.

Облегченный самолет плавно взмыл Е
тучам и высоко над мачтами пронесся по
ту сторону обреченного транспорта.

Облачка разрывов, отставая, расплыва-
лись над штормовой мутью. Торпедоносец
‘уже был недосягаем для них.

Чуть накренив его на крыло, чтобы
стрелкам-радистам ничто не мешало ефо-
тографировать неминуемый взрыв, пилот
держал курс против движения вражеских
кораблей, мимо выраотающей из моря.
безобразной тупи танкера,

— На подходе, — лаконично оповес-
THA штурман. — Долбанет в центре!

Пробивая гребни волн, след торпеды
соединял их в одну пениотую полосу,
которая © нарастающей быстротой
скользиль по зыби к противоположному
борту транспорта. Вероятно, его руль был
повернут доотказа, потому что нос кораб-
ля стремительно катился прочь с кур-
са, заставляя неповоротливый грузовик
вычерчивать винтами огромную белесую
дугу на серой толчее волн. Винты слов-
но рисовали заколдованный круг, BHYT-
ри которого немцы надеялись спастись
от настигающего их возмездия. Было
хорошо видно, как  ‘человекоподобные
фигурки сыпались с палубы и надстроек
в бушующую муть,

— Что жабы в болото, — сравнил
Разгонин. — Не нравится... `А как же в
Ленинграде люди по ‘улицам ходят,
учатся, работают, в театрах бывают,
когда вы стреляеть по ним шралнелью и
зазжигательными снарядами?..

Грохот взрыва перекрыл фокотанье
‘моторов.

Оранжево-грязная туча ‘заслонила мл-
стих ч носовую часть ториедированного
транспорта, но пилот не успел разглядеть,
куда угодила торпеда, Второй удар
встряхнул самолет воздушной волной,
выбил, как днища ящиков,  люковицы
кормовых трюмев и взметнул до высоты,
на которой парил торпедоносепц, пылау-
щие обломки, огненные языки и столбы!
дыма: то детонация докончила начатое
торпедой.

Возмездие свершилось...

— Bo имя нашего Ленинграда! — т5р-
жественно прощептал Разгонин,  ви-
дя в густых клубах дыма и пара, обво-
лакивающих вражеский — транспорт;
неизгладимые никогда сцены  каждо-
дневных страданий и трагедий в ролном
городе... Залемненные под’езды, в кото-
рых по нескольку часов стыли прохо-
жие — ленинградцы, дожидлаяеь конца
очередного обстрела, заставшего их после
работы в пути домой... Разбитый трам-
вайный поезд на людном перекрестке
уличных магистралей, где ни в’ какие
времена не бывало вобнных об’ектов,
обезглавленные осколками трупы, отор-

ванные руки и worn, разбросанные‘
———
НАГРАЖДЕНИЕ МОРСКИХ АРТИЛЛЕРИСТОВ

скую морекую железнодорожную артил-
лерийскую бригаду, отличившуюся на Je-
нинградеком фронте. На собрании
был зачитан приказ командира брига-
ды © награждения большой труппы
отличившихся в боях офицеров,  стар-
шин и рядовых орденами и медалями (0-
ветского Союза. Ордена были вручены
капитану Кузьмицкому, старшему лей-
тенанту Фролову, алейтенантам Юркеви-
чу, Галанину, Голоте, старшине 1-й
статьи Ворожейкину и другим морякам,

АДРЕС РЕДАКЦИИ
Рьдакпии-Д 1-08-08;
доб. 8 иностранный

навстречу самолету, может опередить мо-.

`не принялись

‚Далекие

обстрел: на огневые

долгом эхо Васильеву чудился

И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Сущевская ул.,21,
зам. отв. секретаря-Д 1-12-62

вокруг трамвайной остановки. Pag-

валенный нарядом верхний отуж жи-

лого дома в тихом переулке близ Литей-

вого моста... Двенадцатилетнюю школь-
ницу, изуродованную насмерть

шрап-

нелью, окровавленные и запачканные ко-

потью разрыва свотлые локоны Девочки,
приотврытые в прёд-
смертном крике губы... У ног школьницы
откуда Ha

ве искривленные,

продырявленный портфель,
засыпанный стеклом и щебнем тротуар

вывалились учебники, тетради, ‘цветные ‘

карандаши и резинка, называемал лаети-
вом...

— Что думаешь, Макарыч? — стараясь
забыть мучительные видения и упрямо
силясь выравнять склоненную на крыло
непослушную машину, тихо спросил Раз-
гонин. — Дотянем, чи нет?.. Забрались-
то далеко на чортову сторонушку...

— Далеконько, товари старший лей-
тенант. И мотор поврежден, и правая
плоевость вроде дырявой крыши, и по-
немногу теряем высоту.

Макаров протяжно вздохнул, наблюдая
за усилиями пилота, и © завидным епо-
войствием, неожиданным после  недву-
смысленного вздоха, заверил: =
насчет штурманской части до-
кладываю: в порядке. Имею опорный
ориентир и обратную прокладку маршру-
та веду напрямик...

Он изумленно Умоль, заметив, что
командир экипажа развернул самолет
не на восток, а туда, тде суетились
вокруг обломков уничтоженного  транс-
порта вражеские корабли. -

— eno без прокладки, — не сразу

ответил Разгонин, и внезапно Макаров.
похолодев, понял смысл его слов и мол-
ниеносно вопомнил о разговоре © флаг-
титурманом эскадрильи вечером накану-
не полета. Черных был прав, утверждая,
что человек — это изобилие самых не-
ожиданных качеств, а значит, никогда
не следует считать, что мы хорошо зна-
ем его, сколько бы мы ни знали и ни
ветречалиеь с ним...
Во имя Ленинграда!.. — расслы-
шал он глухой голос пилота, немедля
поглощенный ревом моторов торпедо-
носца, перешедшего ‘в падение под от-
весным углом. ыы

Припав, будто подстреленная птица,
на правое крыло, самолет начал пике
на вражеский танкер...

ke

В беззвездном небе, окаймляя Ленин-
град по всему реризонту багровым коль.
цом, полыхнули * зарницы  залповых
вепышек в ту минуту, когда командир и

‘флагштурман третьей эскадрильи вышли

на крыльцо штабного дома. На подсту-
пах в осажденному городу завязалась
вечерняя дуэль артиллерийских  бата-
рей. Громыханье выстрелов и разрывов
не долетало слюда, пока немцы и финны,
взбетшенные меткими  попаданиями и
неуязвимостью советских орудий, вы-
несенных за пределы городской черты,
слепо вымещать на жи-
тых кварталах свою злость и досаду.
раскаты разрывов и обвалов
бесконечно повторялись в тишине над
аэродромом и прекратились мгновенно,
Бак только ленинградские артиллеристы
ударили по немецким и финским штА-
бам, чтобы принудить врага перенеети
позиции батарей.
Это было в порядке вещей и считалось
He героизмом, а неукоснительной обя-
занностью артиллеристов, защищающих
Ленинград: вызвать огонь противника
на себя и жертвенно прикрыть собой
родной город. Иногда в гуле залпов и
слабый
звук моторов. Тогда командир. эскал-
рильи клал тяжелую руку на плечо
флагштурману, предупреждая о `внима-
нии. 065 напряженно  приелушивалиеь.

-но всякий раз Черных прерывал молча-

ние разочарованными и скупыми слова-
ми о том, что Васильев ошибся.

И весе же они не покидали крыльца,
как не расходились по домам невидимые.
в темноте пилоты и штурманы, стрелки
и техники третьей эскадрильи,

Они поджидали  Разгонина, гадая о
причинах задержки, вепоминая фразлич-
ные эпизоды из его боевой практики,
не сомневаяеь, что рано или поздно тор-
педоносец вернется и двойной пулемет-
ной очередью над аэродромом известит

© новой победе. Вто-то вполголоса заду-

шевно говорил неподалеку от крыльца:

Смерть смерти рознь...
Героя гибель

~ Bee roi me песнею
Победною

Звучит

В честь Родины

И дерзновенно-смелых
Людей моей страны,

Что подняли

На крыльях славы

И горло понесли

Над миром

Мечту тысячелетий...

Дальше не помню, — помолчав,

призналея  декламатор. — Вот Саша ©

чувством эти стихи читает, Прилетит—

достажет..,

Командир эскадрильи, не произнеся
ни слова, многозналительно стиснул ру-
ку флагштурмана, Тот понимающе отве-
тил крепким пожатием.

Друзья поминали и ждали Разгонина.

Ленинград, январь 1944 г.

~

oe

В боях за Ленинград. морские артил-
леристы уничтожили 95 артиллерийских
и 22 минометных батареи противника,
разбили и сожгли 77 танков, 208 авто-
малтин, разрушили 52 дота, взорвали 87
складов и 37 железнодорожных эшело-
нов, истребили несколько тысяч враже-
ских солдат и офицеров, Ведя ожесто-
ченную контрбатарейную борьбу, орудия
бригады еотни раз подавляли вражеские
батареи, обстреливавшие Ленинград,

Е.

Lees AeA eng

поступившим

РАСНЫЙ ФЛОТ

поводу стокгольмского сообщения о том
ляндия как можно скорее выйти из войны

сказал,
Штатов, как оно уже неоднократно

ет, что вчера тяжелые
совершили налет на товарные
Ве

Сиене.

транспортных средств.
бардировщики атаковали торговые

летовылетов, потерь не имела.

обстреливать район Формии, При этом взле-

Хэлл об обращении
ВАШИНГТОН, 8 февраля. (ТАСС). Отве-
чая на вопросы представителей печати по

>

что Соединенные Штаты посоветовали Фин-

государственный ° секретарь США Хэлл
что правительство Соединенных
делало

ЛОНДОН, 9 февраля. (ТАСС). Главная
ставка Войск союзников в Италли сообща-
бомбардировщики
станции в
роне и Прато, а также на аэродромы в
Витербо и Тарквина. Средние ‘бомбардиров-
шики бомбили скопления войск противника
в Чистерна, а также товарную станцию в
егкие бомбардировщики атаковали
артиллерийские позиции и войска протизни-
ка и уничтожили некоторое количество его
Истребители-бом-
суда
противника у побережья Далмации, В ночь
на @ февраля ночные бомбардировщики <о-
вершили налет на товарную станцию в Па-
дуе. В ходе всех этих операций было уни-
чгожено 5 вражеских самолетов. Авиация
союзников, совершившая около 1.500 само-

Военные корабли союзников продолжали

тел на воздух вражеский склад боеприпа-

сов. Кроме тога, противник понес людские
потери.

На основном фронте американской 6-8
армии английские и американские части
продвинулись вперед. В окрестностях Кас-
сано и в самом городе продолжаются оже-
сточенные бои. Противник продолжает. раз-
ведывать позиции 5-й армии на предмост-

ЛОНДОН, 9 февраля, (ТАСС). В Лондоне
официально об’явленю о том, что во вре
мя совершенного утром 8 февраля налета
крупных соединений американских самоле-
тов «Летающая крепость» на Франкфурт
было сбито 19 самолетов противника.

В течение дня 8 февраля амераканские
тяжелые и среднае бомбардировщики, анг-
лийские средние и легкие бомбардяровщи-
ки и истребители-бомбардировщики, а так-
же самолеты союзников атаковали об’екты
в Северной Франции. Во время этих onepa-
ций истребители противника: оказали слабое
сопротивление, но огонь зенитной артилле-
рии в некоторых случаях был очень силь-
НЫМ.

Вю второй половине дня английские само-
леты «Тайфун» во время операции нал Бре-
танью уничтожили: два самолета противни
ка. Из всех этих операций не вернулись на
базы 12 тяжелых бомбардировщиков, один
срелний и один легкий’ бомбардировиик,
два истребителя-бомбардировщика и девять
истребителей.

США к Финляндии

раньше, воспользовалось о seh ua
чтобы заявить финскому пра РАВ:
чества Финляндии < Германией и продол-
жение ею войны < рядом союзников США,
в том числе с Советским Союзом.я Британ-
ским содружеством наций, должно нести

ответственность за последствия

исключительно финское правительство,

Военные действия в Итзлии

ном укреплении Анцио. Самолеты против-
ника бомбила и обстреляли из пушек один

походный госпиталь союзников. Части а

глийской 8-Й армии нанесли тяжелые поте-
ри крупному разведывательному отряду
отмечзется

противника. На всех фронтах
активность патрулей.

ВОЗДУШНЫЕ БОИ
` ЮЖНЕЕ РИМА

потеряли 16 < Фокке-Вульфов-190»

3 «Мессершматта-109». Еще по

торые «Фокке-Вульфы-190» все же

ставили 5 самолетов.

Действия авиации союзников

ЛОНДОН, 9 февраля. (ТАСС). Штаб аме-
ряканских войск на европейском театре во-
енных действий сообшает, что утром 9 фев-
бомбардировщиь
ки «Мэродер» и самолеты «Тайфун» и «Хар-

раля. американские средние

рикейн» атаковали военные об’екты в

верной Франции. Средние и легкие бомбар-
даровщики шли в сопровождении и под при-
крытием английских ‘и союзных истребите-

лей.

Английское министерство авиации coo6-

щает, что в. ночь на 9 февраля английски

самолеты «Москито» во время патрульных
германский  6-моторный
‘илросамолет над его базой к югу от Бордо.
Этот гигантский гидросамолет принадлежит
«Блом и

операций сбали

к типу транспортных самолетов
Фосс-222». ; :

В ночь на 9 февраля английские бомбар-
дировщики соверитили налет на вражескяе
об’екты в Германии и Францли, в том числе
на завол авиационных моторов компании
«Гном-Рон» в Лиможе. Все англаяйские ca-

молеты вернулись на свои базы,

ГИТЛЕРОВСКИЕ ОККУПАНТЫ ГРАБЯТ ИТАЛИЮ

СТАМБУЛ, 9 февраля. (ТАСС). Согласно
сюда сведениям, _ гитлеров-
ский грабеж в оккупированных районах
Италии принимает все более наглый харак-
тер. Еще во второй половине декабря гит-
леровцы вывезли в Германию 12 вагонов
золсла, составлявших золотой запас Ита-
лии. Марионеточное «правительство» Мус-
солини выплачивает немцам «на покрытие
оккупационных расходов» 230 миллионов
лир в день. Эти средства итальянские фа-
шисты выкачивают у обнищавшего населе-
ния, По сведениям коррёснондентов _швей-
царских газет, инфляция в Северной Ита-
лии достигла неслыханных размеров. В. те-
чение только одного октября прошлого го-
да в обращение было выпушево на 50 мил-
лиардов лир новых банкнот. Гитлеровцы
вывозят из Италии оборудование, различ-
ные товары, произведения итальянского ис:
кусства. В конце декабря на узловых стан-
цаях Северной Италии находилось до
3.000 вагонов с различными товарами и

ценностями,

Тосканы все ценные картины,

исключательную ‘ценность.

НАСИЛЬСТВЕННАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ
ИТАЛЬЯНЦЕВ В ГЕРМАНСКУЮ
АРМИЮ

ЛОНДОН, `9 февраля. (ТАСС).

эт на германские сборные пункты.

и носать германскую военную форму.

ПОЛОЖЕНИЕ В ГЕРМАНИИ

ЖЕНЕВА, 9. февраля. (ТАСС). Швейцар-
ская газета «Арбейтер-цейтунг» сообщает,
что, по полученным из Г ермании сведениям,
там поднялась новая волна террора. Не пре-
кращаются казня за пораженческие Ha-
строения и проступки против гиглеровского
режима.

`ЛОНДОН, 9 февраля. (ТАСС). Лондон-
ское радио передаей сообщение гитлеров-
ского ^ агентства — Германского информа-
ционного бюро —о том; что в Берлине каз-
нены 2 немца. Один из них — 48-летний ра-

бочий военного завода — был обвинен «в
произнесении подстрекательской речи пе-
ред большой группой слушателей». Дру-

гой — заводской служащий — обвинялся в
пораженческих разговорах в столовой при
заводе. °

_ ЗАРУБЕЖНАЯ

СТЕКЛА ИЗ ПЛАСТМАССЫ .
В АМЕРИКАНСКОМ ФЛОТЕ

В ‘американском военно-морском флоте
были проведены удачные испытания про-
зрачных пластических масс, используемых
вместо обычных стекол, применяемых для
судовых иллюминаторов. ы

Такого рода прозрачные пластмассы уже
ранее применялись в сухопутной и мор-

ской авиацяи для изготовления колпаков

Коммутатор редакции Д $-20-90 до Д 3-20-06. Телефоны:
и. коммутатор, доб. 20; отдел боевых действий флота—поб. 29, 88;
отдел—доб. 1-15, 1-35; сектор писем--доб. 23; отдел оформления—доб. 1-18; библиотека—поб. 18;

обтекаемой формы — для летчиков,
душных стрелков и наблюлателей.

В морском департаменте США ‘были ис-
пытаны и показаны особенно высокие
свойства стекла, изготовленного из несколь-
ких слоев прозрачной пластмассы, внутри
которой была помешена металлическая
сетка. Это стекло не разбилось при взры-
ве 150-фунтовой бомбы, произошедшем на
расстояния 8 футов от вего.

Обычно стекла выдавливаются и разба-
ваются воздушной волной, получившейся
В результате взрыва бомб и снарядов. В
целях. изучения прочности стекол при дей-
ствии взрывной волны при испытании было
применено быстрое создание вакуума. При
этом было установлено, что стекла из
пластмассы толщиной лишь в 0,75 мм вы.
держивают вакуум в 700.мм, в то время
как обычное зеркальное стекло разбавает-
ся при вакууме в 375 мм, а зеркальное
стекло, усиленное залитой негометалличе-
ской проволокой, выдерживает вакуум в
650 мм.

Следует отметить, что пластмасса вооб-
ще значительно мягче; чем обычное стек
ло. Поэтому Она легче царапается в по-
верхности, и для удаления царапин прихо-
дится прибегать к применению специаль-
Ной полировки. Кроме того, пластмассовое
стекло легче разрушается Pa пожарах.

BO3-

для справок — лоб. 1-13; вам. редактора
отдел пропагавды-Д 1-11-45;
издательство—вачальник Д 1-12-60; бухгалтерия и отдел подпиеки—доб. 25 и

Типография «Красное Знамя», Сущевская, 21. !

x

СТОКГОЛЬМ, 9 февраля.
мецко-фашистская
бахтер» в статье,
ским настроениям на предприятиях,

(ТАСС).

шим. Газета считает нужным,

карточки должны: заноситься все
характеризующие «политическую
вадежность» работающих на предприятии

Очевидно, в слоистом стекле в США ‘уда-
лось снизить до минимума два указанных
недостатка пластмассы. Кроме прозрачных
пластмасс морской департамент США при-

мекяет другие типы пластмассы для заме-

ны на кораблях меди, бронзы, алюминая и
частности

других цветных металлов, в
для арматуры медных и стальных трубо-
проводов водяных систем.

КАК СТРОЯТСЯ. СУДА
В ВОСЕМЬ ДНЕЙ

Сроки постройки в США судов типа
«Либерти» все время сокращаются. От-
дельные рекорды доходят при этом до
восьми и даже до пяти с небольшим су-
ток.

Журнал «Моторшип» приводит подроб-
ности того, как распределялось время при
постройке 10.500-тонного судна за 8 дней,
После закладки спуск судна бил произве-
ден через 4 дня 15 часов. Через 7 дней
14 часов были уже закончены сдаточные
испытания, а Через 14 дней судно вступи.
ло в конвой. i

Скорость постройки основана главным
образом на Сястеме заготовки крупных ча-
стей. Так, дно было заготовлено из шести
частей, в которых были уже установлены
фунламенты и все мелкие части Кормовая
{ Носовая части судна также поданы были
на стапель в готовом видё.

Все палубные надстройки. составленные
43 четырех частей, уже имели все необхо.
димое до трубо- и электропроводки вклю.
чительно. Всего кранами Установлено‘ 97
частей весом до 84 тонн. При постройке
произведена сварка шгов длиною 64 кило.
метра, из которых на заготовку приходят.
ся 45 километров. (Соб; инф.).

— доб. 1-12;
отдел  партийно-комсомольекой

ЛОНДОН, 8 февраля. (ТАСС). Как пе-
редает английское мивистерство информа-
ции, 7 февраля более 120 германских истре-
бителей и истребителей-бомбардировигаков
производили налеты на плацдарм союзни-
ков южнеё Рима, В воздушных боях немцы

крайней
мере 12 немецких самолетов были повреж-
дены. Многле из неприятельских соедине-
ний были рассеяны раньше, чем‘им удалось
достигнуть намеченных целей, олнако pa

сбро-
силн бомбы на позиции союзников. Амери-
канские истребители в ходе боев проникали
в зону предместий Рима. Английские само-
леты береговой обороны «Спитфайры» уни-
чтожили еше 5 самолетов противника, По-
тери союзников в этих воздушных боях со-

предназначенными к отправк®
в Германию. В январе немцы вывезли из
скульптуры
и т. п. Этой грабительской операцией руко-
водил германский «профессор» Гейденрейх.
Швейцарская газета «Нейе цюрхер цей-
тунг» сообщает; что из исторического му:
‘зея в Ливорно вывезены в Германию мпогие
произведения древнего искусства, имеющие

Лондон-
ское ‚радио сообщает, что оккупационные
власти трех провинций Италии издала при-
каз о явке. всех мужчин в возрасте до 55
На-
сильственно мобилизуемые итальянцы бу-
дут включаться в состав германской армии

Не-
газета «Фелькишер бео-
посвященной политиче-
прямо
предлагает усилить полицейскую слежку
за каждым отдельным рабочим и служа-

чтобы на
каждом предприятии были заведены лач-

ные карточки рабочих и служащих. На эти
данные, .
благо-

Судя по статье газеты, ниионские сведения
для заполнения этих карточек должны’ до-
ставлять представители гитлеровской пар-
тии на предприятиях, мастера и предприни-
матели, а также другие «доверенные лица».
о

МОРСКАЯ ТЕХНИКА

отв. секретарь

10 февраля 1944 г, № 34 (1601)

Se

НЕОБЫЧАЙНЫЕ ОТКРЫТИЯ
ФРАНЦУЗСКОЙ ЖУРНАЛИСТКИ
АНКАРА, 9 февраля. (ТАСС). Opamy,.

ская: журналистка Женевьева Табун, дав,
но уже снаскавшая широкую известность
обычными для нее сенсационными откры.
тиями в области`международной жизни,
пользуясь сведениями, получаемыми из
весыма сомнительных Источников, опубди.
ковала в послелнем номере выходящего в
Нью-Йорке журнала’ «Никербокер улкли»
статью о якобы происходящих в настоящев
время в Турции советско-турецких  перего.
ворах по ряду вопросов,

Табуи утверждает, в частности, что ту.
ренкий министр имостранных дел и совет.
ский посол в Анкаре будто ведут предварв.
тельные переговоры по вопросам дёнацио-
нализацли проливов, о будущем устройств
Грецяи и Болгарин и, кроме того — о за.
ключении советско-турецкого военного до.
говора сроком на 20 лет, а также о совет,
ско-турецком соглашении относительно по-
слевоенной торговяи,

В своей статье Табуи, продолжающая
пребывать в Ныю-Иорке, пытается даже
представить будто бы известные ей тюдроб.
вости анкарсклх «переговоров» в виде вся.
ких выдумок. Так, полее словам, «Турция
благоприятно относится к перспективе де.
национализании проливов, предлагаемой
некоторыми -авгло-американскимх кругам»,
а «Москва готова признать турецкий cyze-
ренитет над пролавами, если Турция прин.
ципиально согласится, в случае угрозы со
стороны третьей державы, защищать к
вместе с Советским Союзом».

Совершенно ‘очевидно. что все утвержде.
ния, приводимые в статье Женевьевы Та.
буи, и на этот раз представляют собой плох
ее журналистской фантазии. :

H-

и

ГИТЛЕРОВЦЫ РАССТРЕЛИВАЮТ
СОВЕТСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ

СТОКГОЛЬМ, 9 февраля, (ТАСС). Швед:
ско-норвежское пресс-бюро сообщает, что
в лагере около Нарвика: немцы расстреляли
двух молодых русских военнопленных ва
глазах всех остальных пленных, которым
было приказано выстроиться для прасут.
ствия на расстреле. Трупы расстрелянных
были’ завернуты. в бумагу и положены в
обыкновенные ящики, а затем зарыты.

АКТИВНОСТЬ ПАРТИЗАН В ЛАТВИИ,
ЛИТВЕ И ЭСТОНИИ’

ЛОНДОН, 9 февраля. (ТАСС). Лонлон-
ское радио сообщает о поспешном бегстве
немецких колонистов из Латвии, Литвы п
Эстонии. Это вызвано, в частности, активи-
зацией партизанских отрядов. Ссылаясь на
сообщение шведского радио, лондонское
радио передает, что вооруженные партизан-
ские отряды оказывают содействие частям
Красной Армии, действующим на побе-
режее Финского залива.

е

НАЛЕТ ФРАНЦУЗСВИХ ПАРТИЗАН
НА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД
БЛИЗ ЛИОНА

ЛОНДОН, 9 февраля. (ТАСС). Бернский
корреспондент газеты «Дейли телеграф энд
Морнинг пост» сообщает о смелом налете,
произведенном недавно группой франпуз-
ских партазан на крупный металлургический
завод блаз Лиона, работавший на гитлеров-
цев. На завод проникло около 30 хорошо
вооруженных партизан, Перерезав  теле-
фонные провода, они согнали всех находие-
шихся на заводе. руководящих лиц и служа.
шах во внутренний двор завода и предл.
жили рабочим уйти из цехов, Затем парти-
заны подорвали наиболее важные машины я
сложное оборудование. От взрывов никто
не пострадал. Важнейшее оборудование з1-
вода выведено из строя на несколько меся-
eB, Закончав диверсию, ‘партизаны скры.
лись. Лавалевская полиция, вместе с геста
по до сих пор тщетно пытается Бапасть на
их след,

ы ,

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

ЛОНДОН, 9 февраля. (ТАСС). Штаб об.
единенного командования
силами союзников в юго-западной части Ти-
хого. океана сообщает, что в северо-запад.
ном секторе военные действия ограничиза-
лись разведывательными операциями,

Патрульная авиация союзников произвела
ожесточенный налет на Кавиенг (Новая
Ирландия) и расположенные в этом районе
японские аэродромы. Возникли пожары.

Истребители-бомбардировщики атаковали
японские об’екты в Гасмата (Новая Брита-
ния). Японские самолеты произвели безус.
пешный налет на позиции союзников в райо-
не мыса. Глоустер (Новая Британия) и о‹т-
ровов Араве. Базарующиеся на СопЭмоно-
вы острова соединения средних и тяжелых
бомбардировщиков произвели налет на
японский аэродром Лакунаи в Рабауле (Но-
вая Британия), сбросив 1924 тонны бомб, На
заградительных сооружениях, аэродроме и
в ремонтных мастерских произошли взрывы
и пожары. Сильно повреждена стартовая
дорожка. В воздушном бою сбито 13 япон-
ских самолетов.. Потери авиации союзников
незначительны;

ВАШИНГТОН, 9 февраля. (ТАСС). Мор.
ское министерство США сообщает, что ви
7 февраля амерлканские военно-морские
силы, морская и сухопутная авиация про-
должали атаковать японские позиции на
Маршальских островах. 6 февраля амеря-

>

канская авиация потопила несколько
небольших японских судо
ЛОНДОН, 9 февраля, ‘(ТАСС). Инв

командования американской авиации в Ки.
тае сообщает, что ночью Б февраля амери-
канские бомбардировщики произвели налет
на Бангкок (Таи). Бомбы упала в районе нз-
Меченных целей. Возникли многочисленные
пожары.  Повреждены железнодорожные
и и здания промышленных предирия-

Американские самолеты во время’ полета
над побережьем Китая потопили 5 японских

судов общим во
тонн, доизмещением в 15,900

Зарубежная хроника

* В штатах Виктория и Квислеяд в Ав
стралия построены два завода, выпускаю-
ans двигатели для судов. Завод в Викто-
ee Seay oe первый двигатель мощ“
НН лошадиных сил. Двигателя“
neat о каемыми этими заводами, будут
водо] ся стандартные торговые сула

исизмещением в 10000 тонн, строящиеся
Ha ни верфях. :

One eee Канады Макдональх
me ate ели канадского ‘минного
ая едабукто». Тральшмк затонул
a ee столкновения с другим суд:
ce в течение нынешней войны Ka
ыы i ae 14 военных кораблей.
sae ак бельгийских патрио*
hee er и электроставцию и компресеор*
a A speany на угольной шахте близ го-
да Монс. Работа на шахте прекращена,

рабаты-—

Ответственный редактор
д 1-62-21,

fl. MYCbSAKOB.

BOOPY2KeHILIMA ~