A

¢

‚ шах домов,

12 февраля 1944 г., № 36 (1603)

Береговая артиллерия
в наступательных боях

С развитием наступательных операций
B прибрежных районах все чаще и чаще
используется береговая артиллерия как
мощное, активное огневое средство. Речь
идет не только о непосредственной 0бо-
роне баз, но и © поддержке флангов ‘на-
ступающей армии, десантов в момент вы-
сздки и при дальнейшем продвижении в
связи в расширением плацдарма. Такие
задачи решала наша артиллерия в боях
за освобождение Новороссийска, *

Еще во время высадки десантной
труппы под командованием Героя Совет-
ского Союза майора Куникова береговая
артиллерия поддерживала высадку. аза-
тем обеспечивала продвижение морских
пехотинцев в глубину. В момент, когда
катерв с группой первого броска находи-
лись В десяти минутах хода от берега,
мы отЕрыли огонь. Таким образом, кате-
& шли почти вплотную за огневым валом.

Orta десантвики зацепились за’ берег,
огонь был перенесен в глубину немецкой
обороны,

Высадка пропила ‘успешно. Но относи-
тельно малочисленный отряд своей ар-
тиллерии не имел, Следовательно. и все
дальнейшее обеспечение и поддержка
были возложены на береговую  артилде-
рию. Оправившись поеле первого удара,
противник предприняя ряд ` мощных
контратак, поддержанных танками и са-
моходной артиллерией. Получив данных
корректировочного поста, высадившегося
BMeCTS в десантом, мы немедленно откры-
ли огонь и поставили так называемое

Александр ШТЕЙН.
<<

лотого льда, чернели выгоревшие линии
Гостиного двора и прохожие шли мед-
ленной походкой, сберегая силы, Учёный
в трудом улыбнулся мне. и сказал, еле
шевеля почерневшими, потресвавними-
ся губами: -
— Ничего»
праздник, вот
те, у Чехова:
алмазах!»
Тогла небо висело над городом низ-
&08, свинцовое, в клочьях туч, и над
крышами с отвратительным свистом про-
летали тяжелые немецкие «чемоданы».

Чо такой страстью, таким благород-
вым упряметвом дышали слова, сказан-
ные почерневшим ртом, что на `мгвове-
ние показалось, будто раздвинулись паз-
мурные тучи и в просветах ‘сверкнуло
ослепительное, изумрудное, сияющее не-
бо победы.

Да, ленингредцы всегда и свято вери-
ли в ато небо в алмазах, в небо победы,
они шли к нему, недоедая я нелосыпал,
сжав зубы до ‘боли, сквозь тьму блокад-
ной ночи.

Ц вот оно открылось наконец над гэ-
редом — долгожданное, выстраданное и
завоеванное небо в алмазах! Ленинград-
цы увидели его в памятный январский
вечер Ha Неве, когда встало над
Исаакием, над силуэтами кораблей, 5ia-
яяных в лед, над чудееными ансамблямя
Гваренги и Растрелли ослепетельное
сияние ракет. Не’ забыть» вовек этот Be-
yep Ha заспеженных набережвых,  Цве-
тистый ураган фейерверка и стихийное
«ура», катившееся от моста в мосту, и
слёзы, святые ленинградские слёзы на
столько видевших, столько испытавигих
лицах, и золотое пламя могучих залпов,
‘озарявших тёмные громады Марсова по-
ля. Ветер Балтики листал тогда книгу
истории. Конец, конец осады. Нет

Булет ещё и на Невском
увидите — будет. Помни-
«Мы еще увидим небо в

Е ee Lee

Подполковник М; МАЛАХОВ,
Гвардии майор М, МАТУШЕННО. _
Действующей флот. 3 :

CaN iene

фельдмаршал Кюхлер под Ленинградом.
Был генерал Линдеман под Ленинградом.
Они ушли, проклятые человечеством, в
историческое небытие — город бессмер-
тия остался жить, и небо в алмазах
сияет над непреклонными головами его
граждан. E Bs
— Рулет праздник и на нашем Нев-
ском! — говорил тогда, в голодный и
холодный блокадный день старый мате-
матик. Вот оя, праздник, на главной ма-
гистрали Шенинграда, Кажетсл, за вое
ВОЙНЫ

эти годы не 06ы40 такого
‘многолюдетва на этих широких тро-.
туарах. Ещё в окнах вместо  отекол

фанерные щиты, ещё закрыты декора-
циями разрушенные здания, ещё нет.
коней Клодта на Аничковом мосту —
они схоронены под землей в Саду пионе-
ров, ешё видны бело-еиние надписи на
стенах: «Эта сторона` наиболее › опасна
пря обстреле». Но уже вспыхивают. огни
BO вновь открываемых кинотеатрах,
дети играют в снежки на этой, отныне
безопасной, стороне проспекта, и маляр
с ки’гью старательно закрантивает одну
из предупредительных блокалных надпи-
сей/ Хочется остановить его. Не надо. за-
крапгивать. Пусть останется эта надпибь,
как остались надписи на линиях Ваеиль-
евского’ острова, отмечавшие уровень
знаменитого петербурлекого наводнения,
воснетого Пушкиным Это — история. И
надписи, предупреждающие .06 обстре-
16, — 9эт0 тоже история.

Сохранилея ли для истории OT этих
дней маленький измятый. клочок  бума-
ти? Taw было написано’ «Слушали:
сообщение фаптиетекой газетки о взятии
немцами Ленинграда. Постановили: счи-
тать, что Ленинграл не взят и не может
быть взят никогда».

Это протокол собрания партизанского
отряда, куда попала дрянная номецкая
газетёнка, вравтая о падений Лэнингра-
да. Партизанский отряд воевал в глухих
лесах, связи у него е нашим городом
тогда не было, и слабым духом людям
немецхая ложь могла показаться прав-
дой. Но люди отряда были из Ленингра-

‘больше немца под Ленинградом. Был ге-   да. Они были верными сынами этого го-
нерал фон-Лееб под Ленинградом. Был Голда. Они чувствовали каждым  муску-

возможностями, используется не только,

на организацию тТазвелки. Уенех. наету-.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Среди памятников новгородской ста-
рины широкой известностью пользоват
лась звонница Софийского ‘собора, по-
строенная в 1439, голу. Самый большой
колокол был отлит в. ХУНП веке при царе
Алексее Михайловиче и весит более
1.600 пудов. Ето звон был слышен ка
расстоянии 40 километров.
В августе. 1941 г., когла враг прибли-
Зался к городу, часть колоколов была
вывезена в тыл” Оставализь на месте
три колокола, в том числе большой, Его
спасли в тот моменг. когла кругом рва-
лись снарялы и бомбы. Русские патрио-
ты ви главе с предселателем горсовета
тов. Юдиным ташили груз к берегу ре-
ки; До баржи оставалось не более 20
метров, во в это время противанк прор“
вался к окралнам горда, Было решено
закопать историческую ченность в
землю, é
Два с половиной гола пролежал коло-
кол в земле, Фашисты поилагали нема-
ло усилий, чтобы обнаружить его и
пустить в переплавку. Среди мествых
жителей не нашлось никого, кто бы
выдал местонахождение колокола.
Теперь наша сапезы при участии
председателя горсовета Tos. Kanna ус-
татовили. место, гдедыл зарыг колокол.
На снимке: саперы откапывают из зем-
ли большой колокол Софийском звон-
Нивы. Фото Г. Коновалова €TACC).

ЛЕТНО-ТАКТИЧЕСКАЯ

_ КОНФЕРЕНЦИЯ

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 11 феврала. (По телеграфу от наш.
корр.). В штурмовой авиационной чаели
майора Акаева проведена летно-тактиче-
ская конференция, посвященная обобще-
нию опыта боевых действий на Ленинград-
скем фронте. Штурман части капатан
Трожачев сделал доклад о поиске и пора-
жении целей в сложных условиях,

Лейтенант Прокудин поделилея опытом
разведки коммуникаций противника оди-
ночным самолётом «Ильющин-2». Лейтё-
нант Максюта рассказал о методах штур-
мовых ударов но переднему краю враже-
ской обороны Интересный доклад об ак-
тивной борьбе штурмовиков с немецкими
истребителями сделал лейтенант  Третья-
ков, сбивший «Фокке-Вульф-190».

В заключение майор Акаев обобщил
выетупления лётчиков и подчеркнул 060-
бенности действий на малых” высотах и
при сильном зенитном огне. —

RL ee SO Pee ee ee

лом, каждой клеточкой сердца — это
ложь. Ченинград не сдаётся,

Сейчас партизаны выходят из лесов.
В Кингисепне мы видели один из. таких
отрядов. Это незабываемо. Мимо руин,
‘мимо догоравших зданий, подожженных
немецкими фэкельщиками, шли рослые,
тобзетренные русские люди в ны
1немецких шинелях, с трофейными немец-
ками винтовками и автоматами. Среди них
была молоденькая девушка из Ленинграда,
перед войной кончившая медицинекий ин-
ститут, был  ленинградец, балтайскай
моряк с тральщика, участник десанта под
Нетергофом осенью 1941 года, — ране-
вый, он попал в плен в немцам и вместе
с товарищами безкал ия концентрационного
лагеря в Кингисепие. Эти аюди в вамые
кригические минуты, когда вокруг них
сжималось кольцо немецких карательных
экспедиций, слушали у маленького аппара-
та, сорятанного в ветвях, знакомый и да-
Фекий Голос диктора: «Говорит. Девин-
град!» И этот голос из осажденного лю-
бимого города  наполнял сердца такой
жощью, перед которой бессильными оказы-
вались танки я артиллерия карательных
экспедиций. ’ :

Партизаны выходят из лесов. Они узна-
ют, что мы из Ленинграда. И Sh вопросов
сыпется на нёс. Как Невекий? Смольный?
Сохранился ли Зимний? Цел ли Эрмитаж?
А Исаакий? Какие номера трамваев дей-
отвуют? Много ли людей на улицах? Что
в театрах? :

Нормально Невекий! Цел Исаакий! Цел
Зимний! Попрежнему горделивый стоит на.
берегу Невы Смольный, славный Смоль-
вый, откула Левин и Сталин вели врасно-
свардейцев и моряков на штурм старого
мира, откуда Виров цоднимал питерцев в
бой за налпи пятилетки, откуда организа-
юр исторической обороны Жданов руко-
водил разгромом немецкой армии:

И Эрмитаж цел— немецкими снарядамя
варварски искалечены могучие атланты,
поранены стены, но жива неоцени-
мая сокровищница мирового искус-
ства. и скоро  вернутея сюда из
глубин страны Леонардо да Винчи. Ра-
фаэль, Тициан, Рубенс, Ван-Дейк. Ремб-
рандт, как вернутся в Русский музей Ре-
вин и Серов, Суриков и Айвазовекий, Вру-
бель и Федотов, Они скоро вернутся в
Тенинграл, как вернётся в Ленинград и
эвакуированный в 1941 году прекрасный

3.

_`Радиопропаганда в гарнизоне

В Н-ском гарнизоне, куда входят части
соединения, где вачальником политотдела
поднолковниЕ Вишневекий, неплохо на-
лажено местное радиовещание В данное
время радиопередачи разнообразными спо-
собами пропагандируют приказ товарища
Сталина от 7 нолбрл 1943 г, и расска-
зывают 0 его реализации. :

Наиболее распространенная форма ме-
стного вещания — радиогазета. Редак-
тирует её старший лейтенант Кириллов.
У людей гарнизона радиогазета пельзует-
ся большим авторитетом я влилнием.

Части соединения. (тлавным образом
артиллерийские) готовились к пера-
ции — проводились учения, военные иг-
ры. ‘Редакция газеты выпустила очеред-
ной номер, для которого использовала
уатериалы железнодорожного аргилле-
рийекого дивизиона, имевшего большой
опыт контрбатарейной борьбы и неодно-
кратно участвовавшего в наступательных
действиях Красной Армии. °

После вступительного слова о звер-
ствах немцев в Ленингоадской области;
06 оботрелах Ленинграда о задачах,
стоящих перед моряками Балтики, была
передана статья капитана Полозова «3a
любимый Ленинград — огонь!» Речь в
ней шла о работе лучших артяллериетов
дивизиона, Затем следовали: статья к9-
манлира орудия Осяпова «Бойцы рвутея
в бой», очерк с позиции этого орудия «На
пушке две красных звезды», выступле-
ния командира орудия орленоносца Про-
копенко и молодого бойца, В заключение
диктор объатилея к бойцам е призывом —
основательнее подготовиться ко решаю-
щим боям на Ленинградском фронте.

> В этом номере радаогазеты релакция
рассказала; как лучшая из воюющих ap-

‚ тиллерийских Частей проводат в жизнь
как орудий-

приказ товарища Сталина,
ный расчёт добился полной взаимозаме-
нлемости в How, Kak майор Тупи-
вов систематически обучает и тре-
нирует. своих ` бойцов. За последнее
время были выпущены: номер радиога-
зеты на тему «Мы ненавидим — мы
метим», номер о Дне Вонституции и дру-
гие.

Редакция умело пользуется письмами, .

получаемыми бойцами и сфицерамя. В
одной из передач радиогазеты дэнтраль-
ное место занимало письмо, которое по-
лучил комендор Сирота от сёстры, спа-
сённой бойцами Ерасной Армии от раб-
ства и смерти. Сестра сообщала о гибели
отца, о подругах, угнанных в Германию,
0 TOM, Kak её трижды угоняли на немец-
кую каторгу и как ей удавалось, рискуя
жизнью, убегать. Детально описывала
она, как немецкие изверги прогнали
сквозь минное поле её с группой деву-
тек-односельчанок. Письмо  заканчива-
лось словами: «Бей немцев. Гора! Пой-
em в бой. — вспомни, как они с 310-
радством отвечали нам, когда мы хотели

без вашей помощи!» Пусть теперь поды-
 хают немцы, подыхают лютой емертью №

Передача вызвала массовый отклик. 0
письме говорили матросы и офицеры,
повторяли призыв девушки,

Удачно прошла две литературные ра-
диопередачи. Одна из них была посвя-
mena Шевченко, другая  бочетантяну
Симонову. После вступитетьного. олова 0
творчестве, К. Симонова офицер Яков-
лев мастереки прочитал тря етихотворе-
ния поэта. Был передан отрывок изо про-
изведения «Жди мени». Краснофлотцы
исполняли Ha музыкальных инструментах
популярные песни на слова Симонова.

С беседой для молодых бойцов выету-
пил по радио бывалый матрос, участник
трех войн, краснофлотец Байлуков. Pe-
гулярно ликтор читает статьи из цент-
ральных газет. Полноетью передавалась
повесть Шолохова «Они сражались за
Родину». Несколько раз выступали кол-
лективы художественной самодеятельно-
ети. :

Однако в организации радиопропаган-
ды имеются и существенные недостатки.
Редко передаются сведения 00 истории
частей, входящих в состав гарнизона, не
освещается служба девушек-бойцов, не за-
трагиваются вопросы воспитания лично-
го состава. Чувствуется боязнь критиче-
соках материалов. Редко организуются ра-
диомитинги. Иногда радиопередачи дуб-
лируют печатную газету соединения. He
контролируютея музыкальные перехачи—
музыка полностью доверена дежурному
радисту, его вкусу. А ведь вкусы бывают
разные. Очарованный словами одной RE-
нопесенки. радист однажды «прокрутил»
пластинку с этой песенкой подряд...
двадцать раз!

В то время Kak для гарнизона
были налажены специальные ралиопере-
дачи по приказу и докладу товарища
Сталина, & в дальнейшем освещалось и
освещается выполнение сталинского
приказа офицерами, сержантамя и рядо-
выми подразделений, в части, гле редак-
тором радиогазеты старший лейтенант
Чертков, ограничились передачей двух
статей о приказе товарища Сталина. В
артхивизионе, гле заместителем  коман-
дира по политчасти капитан Терентьев,
после 7 ноября 1943 г. было организова-
но лишь два выступления ло радио (ра-
диогазета по лености редактора комсорга
Дурыченкова вообще не выпускалась). В
одном случае капитан Терентьев говорил
© германском разбойничьем империализ-
ме, & в другом начальник санитарной
части дивизиона — о профилактике.

Этого отставания в радиопропаганде
упорно «не замечает» политотдел соеди-
нения и в первую очередь майор т. По-
ДОлЬСКиЙ,

Капитан-лейтенант Н. МАСОЛОВ.

” арии,
ще а Я ее

помочь раненым подругам: «Подохнут и! Краснознаменный Балтийский флот,

у

_ Собрание партийного актива в Гвардейском
- артдивизионе

В Н\ском гвардейском артиллерийском
давизионе партийный актив обсудил, как
выполняются указания Верховного Главно-
командующего Маршала Советского’, Сою-
за товарища Сталана, сделанные им в док-
ладе 6 ноября 1943 гола и пряказе № 309.
Командир дивизнона гвардии майор Мату-
енко отметил большую работу, проделан-
ную партийными организациями полразде-
лений. Во время боев за Новороссийск  а в
прелшествовавших операциях офицеры,
старшины и краснофлотцы дивизиона нако-
пили богатый боевой опыт. Арталлеристы
изучают этот опыт и продолжают совершев-
ствовать боевую выучку. }

Докладчик подчерквул, что в боевой под-
готовке, каки в боях. коммунисты неиз-
‘менно впереди. Проверка показала хоро-
шую выучку и высокую боеготовность лич-
ного состава.

— Этого, однако, мало, — говорит док-

Re ee Le SCOT OS

балет театра имени Кирова, и взмахнёт па-
дочкой дирижер у пульта в Михайловском
театре и поднимется тяжелый занавес
Александринки, — актеры тезтра имени
Пушкина в Новосибиреке уже готовят
новый репертуар дая ленинградского
зрителя. Уже сейчас улицы города пестрят
афишами тезтров — справляет своё двад-
цатинятилетие в родном городе Большой
драматический театр имени Горького, не
прерываются больше артиллерийским 05-
стрелом спектакли Музыкальной комедий,

‚Вак свободно дышится сейчас на ули-
цах города! Вак жадно фиксирует глаз
тенинградца новые, радостные детали. со-
путетвующие изменению облика города.
Вот едет по проспекту аварийная машина
Шентрамвая. Но поблизости не было ника-
ких аварий, Оказывается, эта машина
переносит указатели остановок, За меся-
цы блокады немцы пристрелялись к трам-
вайным остановкам на перекрестках —
они лицемерно называли это в сводках
своей главной квартиры «успешным 0бст-
релом важных военных об’ектов Ленингра-
да». Они методически целилиеь по школь-
никам, торопивлтимся на занятия, по домо-
хозяйкам, спешившим в магазины. В Пе-
лергофе, в одной из землянок артиллери-
cro, оботреливавших о Ленинград, 00-
хранилась таблица артиллерийских расче-
тов. Эта таблица — не только документ
для истории. Она — одна из улик, кото-
рыв займут место среди вещественных

хоказательств, когда мир посадит на
скамью подсудимых виновников убийств
мирного населения Ленинграда. В этой

таблице точно и без обиняков названы
«важные военные об’екты», по которым
пристрелялись немцы: перекрестки Нев-
ского и Садовой, Кронверкского и Киров-
вкого, остановки у Московекого вокзала,
7 моста лейтенанта Шмидта... Ленинград-
ский совет в св0ё время перенёс останов-
ви — сейчас указатели возвращаются на
старые места... Z

же разбираются баррикады Ha окра-
инах гореда, убирают надолбы с дороги
идёт в работу лес от оставшихся. и венуж-
вых ныне землянк армии, стоявшей на
подетупах к городу. Йоморяки уже гото-
вятся к смелым боевым походам. Бал-.
тийцы немало сделала для обороны

Ленинграда они сдержали клятву,
данную осенью 1941 года, — «moka
бъётся сердце, пока видят глаза,
пока руки сжимают оружие — не

cSt Ep ais S2 SEATS

лалчик. — В нашем дивизионе не должно
быть ни Одного отстающего,

В прениях по докладу выступили партий.
ные активасты. Коммунист Рогачев резко
критиковал слабую деятельность комсо-
мольских организаций, возглавляемых KOM:
соргами Колесниковым и Левченко. Гвар=
дии капитан Белохвостов рассказал, как
коммунисты и. комсомольцы его подразде-
ления помогают командиру проводить В
жизнь требования приказа товарища
Сталана. Парторг Устинов говорил о в0с-
патательной работе со старшаянским соста-
вом, об участии парторганизапии в борьбе
за повышение авторитета старигин и сер-
жантов.

Партийный актив гвардейцев прянял ре»
шение, направленное к устранению партий-
выми организациями вскрытых на собрании
недочетов.

Черноморский

флот. ( ne Kopp.).

aa

бывать фашистам в городе Ленина», И в
январские дни огонь кораблей, батарей
Втониигадта, железнодорожной, ныне гвар-
дейсвой бригады поднял на воздух не
‘един «Тигр», не один «Фердинанд», не
одну <«Нантеру». Морские пехотинцы сно-
ва прошли дороги между Ленинградом и
Вингисеппом, путь отступления 1941 год
который сейчас стал путём победы. И
время, когда переход из Фенинграда в
ронштадт был, по существу, боевой опе-
рацией. проходившей под огнём немецких
батарей, теперь тоже история. Ещё затя-
HYT льдом залив, но близок радостный час,
вогда двинется ладожекий лед и ебветекие
вымпелы пойдут в просторы Балтики...
В месяцы блокады, когда только узень-
кая полоска ладожского льда связываль
город с Большой Землей. были вещи, Ео-
горые казались ленинградцам символами
победы. Была таким символом маленькая
‘северная станция Мга, «Вот возьмем
Мгу—конец блокады...» Был таким сим-
волом знаменитый во стране окепресе
«Красная стрела», покрывавший за ночь
расстояние от Москвы до Ленинграда. «Вот
разгромим немца — сездим в Моевву на
«Йраеной стреле»...
Октябрьская дорога, kak известно,

полностью очищена от HeMies, HO
много надо труда вложить в 305-
становление железнодорожных — 60ору-

жений, мостов, переездов, платформ. Сей-
Jac перешиваютеся пути, засыпаютея во-
OUHKH на полотне, укладываются новые
рельсы и шпалы, Эго — дело чести желез-
водорожников, это их дар ленанградцам.
Скоро зазвенят звонки на Ленинградском
вокзале в Москве и на Московеком вокзале
в Ченинграле, и по прямой Октябрьской
пороге пойдут наветречу друг другу по
местам боев, мимо Тосно, Любани, Чудово
Чистенькие, свежевыкрашенные sb
табельные вагоны ‹Ёрасной стрелы». И,
быть может, ленанградцы, едущие в этих
эвспресвах, прислушиваясь к бешеному
ритму колее, припомнят снова ‘узенькую
полосву FAAORCKOTO льда, соединявшую
город на Неве е родиной в решающую
блокадную зиму, когда было в городе мало
хлеба, мало дров, мало евета и очень мно-
то упорства, очень много стойкости и
очень много веры в неминуемую победу,
Ленинград,