mae

, тЫ, но и, матросы будут вынуждены

13 февраля 1944 г., № 37 (1604)

_ МОРСКА

В грандиозных битвах Великой Оте-
чественной войны 0с0б0е место занимают
войсковые части и соединения Вуеняо-
Морского Флота, сражающиеся плечом к
плечу ¢ Брасной Армией. Составляя
сравнительно небольшую часть воору-
женных сил Советского государства,
морская пехота тем не менее сумела за-
воевать любовь и уважение всего нашего
народа,

Советское государство высоко оцени-
ваот заслуги военных моряков на сухо-
путных фровтах. Многие части морской
пехоты награждены орденами Красного
Знамени, другие стали  гвардейскими.
Недавно войсковые части Военно-Мор-
ского Флота удостоились новой высокой
чести: Президиум Верховного Совьта
СССР утвердил образец Красного Знаме-
ни, Гвардейского Красного Знамени и
Положение о Красном Знамени войско-
вых частей и соединений Военно-Мор-
ского Флота. Этот государственный ахт
показывает, что морекая пехота завоева-
18 право сражаться © врагом под своими
знаменами, но в то же время это накла-
лывавт ва нее обязанность в новых сра-
жениях умножить свою боевую славу.

Русская морская пехота имеет боль-
шую и очень интересную историю. Она
родилась в те дни, когда у освобожден-
ного от врагов балтийского побережья
создавался русский флот. Первое упоми-
вание о ней мы встречаем в записи Пет-
a I «Рассуждение о начинающемся
м ua Балтийском море», относлщей-
ся к концу сентября 1704 года. Петр
писал: «Надлежит учинить полки мор-
стих салдат (числом по флоту емотря). и
разделить оных по капитанам вечьно, х
которым надлежит капралоф и сержан-
т0ф взять Из старых салдат ради зутчего
обучения строя и поряткоф». Указом от
16 ноября 1705 года был ‘сформирован
первый морской полк из десяти рот. В
ето состав входили 1250 рядовых, 70
унтер-офицеров и 45 офицеров. На мор-
ских солдат Петр возложил несение ка-
раульной службы на судах и в адмирал-
тойствах, в также десантную и абордаж-
ную службы. Вместе в тем‘ был издан
приказ об обучении матросов строевой
службе, а морских солдат — морской,
«дабы в службе они друг друга понима-
аи и поддерживали». .

Быстрое развитие флота, в частности
галерного, потребовало увеличения ›чи-
елонности морской пехоты. В 1712 году
на базе существовавшего морского полка
6 дополнением некоторых частей cyxo-
путных; войск начали формироваться
wopenue батальоны, В 1714 году их бы-
1 пять, по 600—650 человек каждый.
Интересно, что батальоны получили спе-
циальные наименования: батальон «Ад-
упрала», «Вице-адмирала», — «Контр-ад-
мирала», «Галерный» и «Адмиралтей-
слий».

‘Вооружение морских солдат было при-
способлено к особенностям их службы. В
основном за образец было взято воору-
жение сухопутной пехоты (за исключе-
нием гренадерских сум, которые отяго-
mam бы морских пехотинцев). Проме
того, было добавлено специально abop-
дажнов оружие. i

Создавая морсную пехоту, Петр по-
НИмал, что могут сложиться такие усло-
BHE, при которых ве только морские сол-

зысадитьсл на берег и принять участие
в сухопутных „вражениях. Поэтому он
приказал: «усиленно обучать матросов
121506 из ружей, сухопутным уставам и
экзерцицилм». Это распоряжение’ об
обучения береговому строю  флотеких
о и матросов нашло отражение в
орском уставе Петра. _ ие

Дальнеймее увеличение флота при
Екатерине П вызвало новые преобразо-
завия и в морской пехете. В 1801 году
9% состояла из 9 ‘батальонов на. Бал-
тийском и 3 батальонов На ‘Черномор-
том флотах. Затем батальоны были ено-
Ba переформированы в полки, которым
была придана легкая артиллерия. Под-
готовка этих полков неизменно поддер-
хизалась на высоком уровяе. Четыре
батальона от двух морских полков в на-

‚ Траду за примерную службу были пере-

ведены в гвардию (в Преображенский и.
Семеновский полки). Еще один батальбн
вошел в состав гвардейского флотекого
киа,

После Отечественной войны 1812 ro-
да, в которой все морские полка и гвар-
дейский экипаж отлично проявили себя
а поле брани, морская пехота была от-
числена от флота. Полки перешли 8B
военное ведометво; где впоследствии по’
учили наименования: Невский. Софий-
ский, Нарвский и Копорский. В память
<вовго происхождения от флота эти пол-
ки вое время своего существования но-
или белый кант. Одновременно с Уп-
разднением морской пехоты был введен

т строевой береговой службы для

10та. По судовым ’расписаниям часть
команды была выделена для десвнта И
называлась «десантной партией». Она
Обыкновенно составляла до 20 прэцен-

Тов команды. \

2.
За время своего существования рус-
(тая морская пехота неоднократно уча-
ствовала в боевых операциях, главным
образом десантных.

В 1717 году отряд, состоявший из
900 морских солдат и матросов, выоа-
дился на острове Готланд, в течение
трех дней очистил от врага значитель-
ную часть острова и, понеся весьма ма“,
лые потери, вернулся на свэи суда, За-
тем. морежая пехота неоднократно отли-
чалась в десантах во время  последую-
щих войн, Например, в войне с Прус-
слей в 1760—1761 гг. отряд судов,
крейсировавший у крепости Кольберг, Be-
однократно высаживал судовой  досавт,
Пруссаки паходилиеь в постоянном стра-
хе от внезапных ударов русеких моряков.

Особенно отличилиеь морские ee
цы во время войн с Францией в 179 es

дов, очистили от неприятеля целые обла-
сти. 5

XOMHABCE эскадра адмирала Ушакова, на
которую возлагалась задача

русских кораблях находилось

\была взята крепость Бапезла на острове
Цериго. Затем русские деванты занимали

таг руководил личн»

i

Bats (> : kal чае великого Е мы

Капит оветский народ поднялея на Великую

ан Ю. ЗЕЛЬВЕНСКИЙ. Отечественную войну с немецкими  3а-

< хватчиками, И снова на полях сражений

р появились войсковые соединения флота,

1800—1804—1807 тт. Имена русских   Продолжатели великих традидий русской
морских офицеров Безли, Войновича,   морской пехоты.   ,

Пустошкина и других, командовавших   В первых же боях с немецкими пол-

десантами, были в то время широко, из-   чищами вместе е Красной Армией грудью

вестны в Европе. С небольшими отрядами

встретили врага военные мозаки. Бал-
они взали несколько, крепостей и горо-

тайцы оборонали Либаву и Таллан, чер-
неморцы сражались за Измаил и Одессу,
на Брайнем Севере части морской пехо-
ты вместе с Красной Армией иреграж-
дали врагу путь в Мурманску.

В обороне всех четырех городов-те-
роев, битва за которые узековечена ме-

В 1798 году в Средиземном море нё-

вместе с
английской эскадрой адмирала Нельсона
очистить от французов захваченные или далями, активное участие принамали
острова архипелага и гороха Италии, На  военные моряки. Три полка морской ие-
на 1.700   хоты и шесть добровольческих флотеких
реких пехотинцев черноморских 5&- отрядов защищали черноморскую краса-
тальонов. 30 сентября 1798 roxa первой вицу— Одессу. Окоячится война, заживут
раны, нанесенные врагом этому чудесно-
му городу, но нивогда не забудут одес-
CUTS морских пехотинцев полковника
Осипова, от одного имени которого хро-
жали немцы и их румынские прихво-
CTE.

Товарищ Сталин дал высокую оценку
боевым действиям гербических защитни-
ков Севастополя. В телеграмме защитни-
хам города товарищ Сталин писал: «Само-
отверженная борьба севастопольцев Флу-
жит примером героизма для всей Красной
Армии и советского народа». Душой о50-
роны Севастополя были черноморцы Они
помнили, как сражались здесь, на Малахо-
вом Кургане, на Четвертом бастионе, на
батарее Керве-их деды во главе с Нахи-
мовым, Корниловым, Истоминым. Герои
второй обороны Севастополя, умножал
славу предков, совершали невиданные
подвиги. Ито не знает имен пяти героев.
бросившихся с гранатами под танки и
своими телами остановивиих  немецкче
бронированные чудовища! Кто не слышал
© том, как сражались в дзоте № 11 xe-
сять черноморцев, отдавших свою кровь
каплю 38 каплей. но`не пропустивиих
врага! В их груди билось русское мат-
росское сердце, и оно оказалось сильнее
смерти. pte

Суровой осенью 1941 гола, когла нех-
цы угрожали Москве, на подтержку
Красной Армии, оборонлющей столицу,
были брошены морские стрелковые части.

Принимали участие военные моряка
й в исторической бятве под Сталингра-
дом. Отдельные флотские части, находя-
щиеся в составе армейских соединений,
и здесь сражались с присущими морским
пехотинцам  самоотверженностью и 0т-
вагой. Штыковые атаки моряков были
неотразимы. Захваченный в плен немец-
кий солдат Курт Вайнмар заявил на до-
проее: <Как только мы увидели этих по-
лосатых дьяволов, так нам сразу стало
не по себе. Солдаты боятся итти в атаку
на русских моряков».

4.

В великих сражениях Отечественной
войны закалялись части морской пехоты,
осваивали сухопутную тактику, овладе-
вали искусством маневра. (Строго блюда
флотекие традиции, они учились у Крас-
ной ‘Армии, перенимали ев приемы, ее
умение бить врага наверняка. Это ярко
проявилось в наступательных боях, в ко-
торых войсковые соединения флота, срв-
таясь в рядах наших сухопутных войск,
одерживают одну победу 8a другой.

Снова, как Ha заре существования
русской морской пехоты, особенно отли-
чились флотские батальоны и бригады в
десантных  операциах. Морские пехо-
тинцы с первыми бросками десанта вры-
вались в Таганрог, Мариуполь, Осипенко,
Новороссийск, Анапу. Они первыми сту-
пили на освобождаемую крымскую зем-
лю. Герои Советском Союза Вуников,
Вотылев, Райкунов, Беляков с0 своими
подразделениями воскресмли подвиги де-
-сантников Ушакова и Сенявина,

Сейчае, когда Красная Армия, разгро-
мив немцев под Ленинградом, гонит их все
дальше и дальше от славного города, вме-
сте с ней наступают и славные морские
пехотинцы  Враенознаменного  Балтий-
спого флота. Они немало сделали и для
обороны северной русской столицы,

Много месяцев столли немцы у стен

один остров ва другим. 20 феврала 1799
года освобождение Ионических островэв
было закончено блестящим десантом на
остров Ворфу. Действиями этого десан-
адмирал Ушаков.
Всего в трех пунктах было высажено
около 2.000 человек. Десант двигался к
берегу на баркавах, вооруженных ору-
диями. Под командой любихого адмира-
18а морская пехота сражалась в непрев-
зойденным мужеством. Результатом это-
го боя было пленение французского ге-
нерала Шабо с 3.500 офицеров и сол-
дат. Наши потери были сравнительно не-
велики — 30 убитых и около 100 pa-
неных. Широко известен прекраеный
отзыв Суворовь 06 этой. замечательной
победе русского флота.

Из всех десантов втого периода нан-
более выдающимея по совершенно не-
обыкновенной лихости были два: взятие
Неаполя отрядом  капитан-лейтенанта
Белли и бой другого отряда морской пе-
хоты под Генуей.

Высадившиеь у гороха Фоджия с 700
морскими пехотинцами при 8 орудиах,
капитан-лейтенант Белли двинулея в
глубь. страны. В течение 20 дней отрад
прошел через Италию к Неаполю, очи-
стив обширную территорию от францу-
зов; Зная, что гарнизон города много-
кратно превосходит его малочисленный
отряд, Белли разделил его ка три части
и ворвался в Неаполь одновременно с
трех сторон. Французы засели в трех
фортах. Русские моряки окружили их и
после почти месачной блокады взяли
штурмом. В

По просьбе фельдмаршала Суворова,
теснившего французскую армию в Лом-
бардии, Ушаков выслал отряд судов пох
начальством. контр-адмирала Пустошки-
на для блокады Генуэзокого залива. Мор-
ские пехотинцы отого отрада также вы-
саживались на берег и вела бой на
суше.

В Отечественной войне 1812 года мо-
ряки участвовали уже непосредственно
как части сухопутных войск. Лучше все-
го известны действия гвардейского экя-
пажа, входившего в 6-й гвардейский
корпус под командованием генерал-лей-
тенанта Лаврова. Мораки-гвардейцы ге-
ройски проявили себя -в Бородинской
битве и Затем носле изгнания из Россий
наполеоновской армии — в сражениях
под Плоцком, Бауценом и Кульмом. За
последнюю битву морокому  гвардейско-
му экипажу было вручено Георгиевское
знамя с надписью: «За оказанные подви-
ги в сражении 17 августа 1813 года
при Вульме».

Олнако действиями гвардейского экя-
пажа не ограничивается участие моряков
в войне 1812 года. Все полки морской
пехоты ев частями флотских команд бы-
ли причислены в 25-й пехотной дивизии,
& артиллерия этих полков = к425-Й лег-
кой артиллерийской бригаде. Соэтой дя-
визией морские полки прошли всю Езм-
панию, высоко держа честь флотского
мундира. +

Прошло сорок лет, и русские военные
моряки стяжали неувядаемую славу в
великой эпопее Севастопольской об0ро-
ны 1854—1855 тодов. Это был первый
случай такого широкого участия флот
ских экипажей в сражениях на суше.
Весь мир восхищался подвигами черно-
морцев, которые ве — от адмиралов до
матросов готовы были лечь костьми за
свою морскую столицу.   ‘

‚ Подвиги черномбрцев в первой Сева-
стопольской обороне достаточно хорошо
известны, поэтому останавливаться на
них не будем. Напомним только, что в
1856 roxy 17 окипажей Черноморского
флота получили в награду Георгиевские
знамена. на которых была выииита над-
пись: «За оборону Севастополя с 13 и
тября 1854 года по 27 августа 18:
г =

года».
3. г
Советекив морлки оказались достой-

ными носителями великой славы своих
С первых дней существования

хода Невы из Чадоги. Гарнизон ее с0-
} стоял из моряков-балтийцев, стойко от-

мя над крепостью реял советский флаг.
Немцы, находившиеся в двухстах метрах
от крепости, выпустили по флагу десятки
тысяч снарядов и мин. Шесть раз они
‚сбивали флаг, но герой-моряк Склдр, ко-
торому была хдоверена охрана знамени,
каждый раз снова водружал его над кре-
постью. Нак символ непоколебимой етой-
кости балтийцев гордо развевалось б0е-
вое знамя над неприступным «Орешхом»
до тех пор, пока враг не был отброшен от
его стен. Теперь этот флаг хранитсл rar
священная реликвил.

Tam бережет советская морсвал пехота

предков,
О государства военные моряки   боевые знамена, та она сражается за
были в передовых рядах сражающихея   их честь

Скоро войсковые части флота получат

3a родную землю. Они били немцев под
I знамена нового образца. В Положении“ о

Нарвой и Пековом, изгоняли их из пре-
делов Советской Украны, © беззаветной   Красном Знамени говоритея: «Враеное
храбростью бились на всех фровтах   Знамя есть знак об’единения и внутрен-
гражданской войвы. ‹;   Ней спайки военнослужащих определен-

26 лет назад Ленин\и Сталин, создавая
Красную Армию, направляли отряды
моряков в формирующиеся части зоору-
женных сил Советсвого государства. Эти
отряды служили костяком армейских ча-
стей, примером железной стойкости, ре-
волюционного мужества, матроеской ли-
хости. ~ а

Шла годы. Окрепшев Советское госу-
дарство стройло большой флот, достой-
ный нашего великого дела. Военные мо-
ряки готовились к предстоящим битвам
не только на море, но и на суше. Сухо-
путные отряды флота участвовали в вой-
He 6 Gevepuntine. Лыжные отряды бал-
тийцев помогли Красной Армии взломать

чести, доблести и славы, оно являетея
капоминанием каждому из военнослужа-
щих части об их‘сващенном долге пре-
данно служить Советской Родине, ваши-
щать ее мужественно и умело, отстаивать
от врага каждую пядь родной земли, не
щадя своей крови и самой жизни».

В новых битвах советскал морская
пехота прославитея новыми подвигами.
Нод победными знаменами войдет она в
освобожденные приморекив города — (-
взетополь, Одессу, Измаил, Таллин, Ри-
ry, Тибаву. Морские пехотинцы понесут
свои знамена’ дальше на запах к грани-
цам нашей Родины, туда, куда пошлет

«линию Маянергейма» и разгромить 3ар- их Верховный — ТГлавнокомандующий
вавшихел белофиняов, На Флоте созда-   Маршал Советского Союза товарищ
вались первые части моровой пехоты,  Сталин,

КРАСНЫЙ ФЛОТ

жены

древнерусской крепости «Орешек» у вы-.

Тажавших бешеные атакл врага. Вев вре-

вой войсковой части, символ воинской’

=:

Агитатор старшина 1-й
Отечественной войны,

статьи И. Старых беседует с краснофлотцамя своего

подразделения о событиях на фронтах

Фото Б. Шейнина,

Плавание

адмирала

Одно из самых
Брупных и славных
дел адмирала С. 0. Ма-
карова в конце XIX
столетия — постройка
первого русского мощ-
ного ледокола «Ермак».

Идея постройки мощного ледокола
для фореирования ледовых полей Север-
ного Дедовитого океана и Баатийского
моря родилась у адмирала Макарова во
время полярных экспедиций Фритиофа
Нансена. Постройка требовала больших
средств. После долгих обсуждений в
комиссиях и в официальной печати их
отпуетило министеретво финавсов.

Ледокол «Ермак» был построен фир-
мой Арметронг, Витверт и В в Нью-
востле под непосредственным наблюдени-
ем и руководством адмирала Макарова.
Он вложил в проект и сумел осуществить
многие ценные свой предложения по
конструкции ледокола, особенно в отно-
шении его прочности, поворотливоети и
ходкоести в ледовых условиях.

Испытания проводились адмиралом
Макаровым в Финском заливе в марте
1899 г. За несколько дней до прихода
ледокола в Кронштадт с целью испыта-
ния ледовых качеств лоцманы стали уве-

` рять, что лед толетый и разбить его совер-

шенно невозможно. Эти слухи проникли в
газеты и многие считали, что «Ермак» до

Кронштадта не дойдет. Тем больше была.

радость жителей Кронштадта и побере-
mba, когда 4 (16) марта показался дым
«Ермака».

Его вышли встречать на лыжах к Тол-
бухину маяку промерная партия гидро-
графов, воинские части и толиы народа
на лошадях, пешком и даже на велосипе-
Дах, Лед вотих местах был толщиною
всего. 2—3 фута, и ледокол должен был
сбавлять ход, чтобы за ним могли ( по-
спевать пешеходы. «Ермаку» и его со-
‘здателю ‘С. 0. Макарову была устроена
торжественная ветреча. _

Сразу же по прибытии в Кронштадт
корабль получил задание вывести изо
льда  ревельские пароходы, которые
затерло между Наргеном и Суропом вме-
сте с ревельским ледоколом. Эта задача
под руководством адмирала Макарова бы-
Ia выполнена блестяще. Корабль не толв-
ERO провел эти пароходы, но и
собствовал проходу еще 29 судов.

В Еронштадте С, 0. Макарову было
об’явлено, что ледокол должен пройти в
Петербург. Из 2.200 т угля, принятых в
Ньюкестле, ледокол имел еще 700 т. По
первоначальным соображениям, при про-
ходе Морским каналом осадка его не
должна была превышать 18,5 футов, т. е.
©н мог иметь не более 300 т угля. Это
ограничение с осадкой ледокола сказалось
еще при постройке на верфи Армстронг,
когда всякие добавочные, нужные креп-
ления корпуса ‘откловялиеь строителями
во избежание перегрузки и отказа от
приемки. Между тем, как показал опыт
перехода Морским каналом, все опасе-
ния, что ледокол сядет на мель или раз-
воротит стенки канала, оказались, как и
ожидал адмирал Макаров, совершенно
неосновательными: имея осадку более
20 футов, ледокол благополучно ‘ошвар-
товался в Гутуевеком порту, & на следую-
щий день вошел в Неву.

С этого дня началась регулярная про-
водка торговых судов с моря в пот и
обратно до окончания ледостава. Это
хотя и непродотжительное плавание впол-
ве подтвердило исходные данные, п0л0-
женные в основу при проектировании ле-
докола. Они заключались в том, что 16-
докол должен иметь наклонные к вер-
тикали штевии (угол 60°) и наклонные
борта (угол 20°), что он должен быть
поворотлив, — это достигнуто малым от-
ношением длины корпуса в ширине
(4:1) и двумя боковыми винтами в кор-
ме сверх среднего кормового. Чтобы ус-
пешно боротьёя со льдом и противостоять
ударам и сотрясениям, корабль должен
иметь по возможности сильные и прочные
машины (10.000 л.с.) и особенно креп-
кий корпус. Ему нужен также носовой
винт, чтобы разбивать ледяные  натро-
можделия струей воды.

Ряд особенностей конструкций,  вве-
ленных большей частью впервые по ини-
циативе С. 0. Макарова, вполне оправлал
вебя на практике, Небольшие  вепомога-
тельные маптины, способные посредством
зубчатой передачи работать на бортовые
винты, были установлены для экономии
пара на случай хода ледокола в чистой
воле под одной срелней кормовой маши-
ной, Были устроены примитивные систе-

Cid-.

Макарова во льдах
; >

Инженер-капитан 1-го ранга
В. ДЕНИСОВ.

мы, Фрама с целью
уменьшения качки,
автоматическая бук-
сирная лебедка,
шлюпка с завозным
якорем, опускаемая
краном, зимние ра-
мы для иллюминаторов, вентиляция
внутренних помещений подогретым воз-
дулом и др.

‚ Вее эти особенности конструкции и ка-
чества ледокола еще больше сказались
при алаьании` в полярных льдах,

Составив обширную программу научно-
исследовательских работ в области биоло-
гий, астрономии, физики, географии, гид-
рографии, метеорологии и геологии, ад-
мирал Макаров подобрал обширный и
ввалифицированный ваучный коллектив
из профессоров и инженеров по всем сие-
циальностям Он оснастил ледокол вуж-
ными приборами, инструментами,  запа-
сами, зичего не забыв, все предусмотрев.
На ледоколе имелся даже  кинематогра-
фический аппарат для с‘’емки, водолазные
аппараты и паровой катер.

Плавание в полярных льдах  подтвер-
BLO, что мощноеть ледокола для ломки
полярного льда вполне достаточна. Но
ледяные глыбы толщиной до 2 метров, в
которые с хода врезался «Ермак», вое же
заставили адмирала’ Макарова ‘принять
решение итти в Ньюкестл для подкрепле-
ния носовой части корпуса и обжатия не-
скольких заклепок. Что касается кормо-
вых винтов, то, несмотря на удары о тол-
стые куски льда, лопасти были целы.

$

=

Оказалась сломанной только одна лопасть

носового винта и конец вала погнулея на
40 мм, что доказывает достаточную проч-
ность этих лопастей. Но, принимая во
внимание суровые условия работы, перед-
нвй винт для второго рейса в Ледовитый
океан решено было снять, а дейдвудное.
отверстие заглушить конусом. = =

Во втором рейсе, предпринятом адми-
ралом Макаровым сразу же после исправ-
ления и подкрепления корлуса, из-за не-
достатка опыта ледоколовождення произо-
шло небольшое повреждение. Оказалось,
что, форсирул торосы в два более метра,
можно смело итти на них форштевнем, но
‚зато чрезвычайно опасно входить фор-
эштевнем в неширокие трещины между
двумя торосами: при ударе об один из них
Нос ледокола отбросит в сторону и уда-
рит о другой сравнительно слабым бор-
том. Это и случилось: с «Ермаком». Идя
с0 скоростью около пяти узлов, ледокол
ударился скулой о семиметровый торос
и Е пробоину в носовом  отделе-
нии. Она была заделана деревом изнут-
ри, раскреплена брусьями. Однако это
повреждение повлияло на‘ дальнейшее
плавание, заставило осторожнее ies
ровать льды и раньше вернуться в Нью-
кестл. Новое исправление носовой части
ледовола было сделано с учетом опыта
второго плавания в полярных льдах и
оказалось вполне надежным и достаточ-
Залем «Ермак» получил приказание от
министра финансов поступить в распоря-
жение морского ведомства для овазания
помощи ‘броненоецу  <Генерал-адмирал
Апрадеин», выброшенному. на берег у
о: Гогланд во время снежной бури. Рабо-
та подле броненосца заняла всю зиму. За
это время «Ермак» четыре раза приходил
в Кронштадт и шесть раз в Ревель, до-

Северное SBEHHTONOAKH
и Шполы

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 февуа-
ля. (Спец, корр. ТАСС). Севернее горо-
лов Звенигородка и Шпола наши войска
продолжают вести бой по уничтожению
окруженной группировки противника.
Враг оказывает отчаянное  сопротивае-
HEC, на некоторых участках броеаетея
в контратаки. Олвако все попытки гит-
леровцев. прорвать кольце окружения
оканчиваютел провалом. В бесплодных
контратаках немцы несут больнтие поте-
ри в живой силе и технике,

На нозиции Н-ской части двилулась в
контратаку большая группа веприятель-
ской пехоты, поддержанной танками.
Советские воины отескли фашистов от
их бронированномю прикрытия, а затем
согласованными действиями пехоты, ар-
тиллерии и авиации разгромили врага.
На поле боя осталось много трупов гит-
леровцев и подбитой техники.

Советские летчики  нанослт мощные
удары по скоплениям противника, по
вражеским аэродромам и коммуника-
циям, В одну из последних ночей боль-
шую активность проявила наша ночная
‘бомбардировочная авиация, непрерывно
всю ночь волнами появлявтаяся над рай-
оном окружения. Советекие летчики и
зевитчики пресекали попытки транспорт-
ных самолетов неприятеля проникнуть.
ва посадочные площадки окруженной
группировки, -

Каждый день боев множит славу на-
ших воинов. За последние дни отличи-
лись саперы подразделения Серебрякова.
При выполнении боевого заланял на па-
реднем врае они были неожиданно ата-
вованы немцами, По врагу открыла уня-
чтожающий огонь наша артиллерия.
Тогда гитлеровцы решили атаковать по-
зиции артизлеристов. Их замысел опере-
дили саперы, Они немедленно зяминиро-
вали шоссе, по которому ‘пытались нрор-
ваться немцы. Однако трем неприятель-
ским танкам и группе автоматчиков ула-
лось все-таки проникнуть на улицы на-
селенного пункта, где находились сапе-
ры, Рядовой Рябов, оказавиайся в непо-
вредственной близости в врагу, развер-
нудл свою повозку, на которой он вез. мч-
ны, и загоролил немцам путь. Затем Ря-
бов залег в кюветуи открыл по неприяте-
310 огонь. Меткой очередью он убил гит-
леровского офицера. Фашисты  растеря-
лись, Этим воспользовалиеь наши пехо-
тинцы. Они окружили и увичтожили не--
приятеля.

В этом бою на сапера Перлина напал
4 немца. Перлин метнул гранату. Одного
гитлеровца он убил, а троих ранял и Ba-
хватил в плен.

Кольцо окружения сжимается BCE
теснее и теснее вокруг вражеской груп-
пировки. Шаг за шагом советские воины
освобождают от врага новыв населенные
пункты,

ПОМОЩЬ ОСВОБОЖДЕННЫМ
`’ РАИОНАМ
СТАЛИНГРАД, 12 февраля. (ТАСС).

Завод «Красный Октябрь» получил тра по-
сылки от комсомольцев и молодежи Ки-
ровского и Орлжоникилзевского районов
Свердловска. В посылках оборулование и
инструмент RIG восстанавливаемых цехов.
Два мостовых крана передал красноок-
тябрьцам их шеф — московскай sazon
«Серп ‚и молот». Эти кравы ‘уже смонти-

ставляя провизию, материалы, топливо и   Ровавы. Иркутский горком партии ‘и горком

разное имущество для аварийно-спаса-
тельных работ. В общей сложности он
ошел за зиму 2.257 миль. Попутно
«Ермак» проводил во льдах торговые
пароходы, & однажды, в конце января, и
крейсер «Адмирал Нахимов», — ов шел
в заграничное плавание из Ревеля и
встретил непроходимые ледяные поля.
ели учесть только помощь ревель-
ским пароходам, затертым льдами, и епа-
сение броненосца <Генерал-адмирал Ап-
ракеин», стоявшего около 41/> миллионов
рублей, то окажется, что расходы по по-
тройке «Ермака» —— полтора миллиона
рублей — многократно окупились в пер-
вую же зиму.

Спасение «Ермаком» у о. Лавенсаари
рыбаков; унесенных в море на оторвав-
шейся льдине, никогда не забулется, ках
большая награда за труды С; 0. Макарова’
в создании первого мощного русского
ледокола, Bo

Не менее велико ‘значение отого ледо-
вола в выполнении научно-иселехователь-
етих работ в Северном Ледовитом oxea-
н6, — 06 ртом говорят обтирные руды
и отчеты плававших совместно © адми-
ралом Макаровым профессоров и других
научных работников, ^ }

комсомола прислали тракторно-заводскому
районному парткабинету 4 тысячи
политической, ‘художественной и’ техниче-
ской литературы и географические карты,

ИВАНОВО, 12 февраля. (ТАСС) МТС
Иванозской области, выполкив январский
план ремоята на 109 процентов, подготови-
ли к отправке в Орловскую область и осво-
божденные районы Белоруссви 153 тракто-
ра с плугами и прицепами.

НОВОСИБИРСК, 12 февраля. (ТАСС).
Комсомольны и молодежь Новосибирской
области актавво участвуют в восстановле-
ния шахт Довбасса. Они изготовляют ин-
струмент, оборудование, мебель, собирают
запасные части, литературу, посуду ит. д.
Томский механический завод’ послал 600
отбойных и 150 бурильных Молотков, 350
электросверл `Мололежь завода, где сек
ретарем комитета ВЛКСМ тов. Ратников,
изготовила и отправила 400 манометров.
Учащиеся ‹ новосибирского ремесленного
училища энергетиков № 9 изготовили gaa
донбассозцев десятки. ТИСКоВ,
метчиков, сотни зубил и молотков.

САРАТОВ, 12 февраля. (Т АСС). 360 ro-
Родских и сельских библиотек  областя
участвуют в восстановлении книжного
па в освобожденных районах, Скомплекто-
ваны и отиравлены 28 крупных Gx Snorer,
Всего трудящиеся областл передали ©сво*
божденным районам 170.000 КНИГ,

ТОМОВ -

комплектов .

фон. j