3 Mapra 1944 r,, .Ne 53 (1620)

ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ

В КО

Опыт войны заставил пересмотреть
многие вопросы, связанные с дезтельно-
стью эскадренных миноносцев на CeBep-
Бом морском театре. До войны считалось,
что с началом боевых действий на море
эсминцы будут решать в основном саеду-
ющие задачи: набеговые операции, бой с
равноценным противником на море, мин-
вые. постановки, поддержка фланга ар-
мии, обстрел берегов противника ит. д.
Соответственно с этим велась и боевая
подготовка. Что касается конвоирования
транспортов, то оно принималось во вни-
мание лишь как второстепенная задача.
В планах боевой подготовки ему уделя-
лось обычно немного места.

Однако с первых же дней военных
действий обстановка показала, что имен-
но конвоирование выдвигается перед эс-
минцами как одна из основных - задач.
Миноноецы Северного флота, естествен-
по, участвовали в набеговых операциях,
в обстреле берегов противника, в под-
держке фланга армии и во многих других
походах с самыми разнообразными целя-
ми. Но все это были эпизоды, в то время
как конвоирование караванов и отдель-
ных транспортов, борьба с воздушными,
надводными и.подводными силами  про-
тивника, пытавшимися блокировать на-
ши коммуникации, стали преимуществен-
ной формой боевой деятельности северо-
морских эсминцев. a

Только сейчас, когда командиры эскад-
ренных миноносцев и вебь офицерский
состав кораблей этого класса накопили
немалый опыт проведения конвойных
операций, когда эскортирование впол-
няется с почти автоматической отрабо-
танноетью, нам становится понятным,
каким многообразным и сложным делом
оно является.

Началь © того, что командиру эсминца,
возглавляющему ^ караван, приходится
иметь дело с различными транспортами,
обладающими разной скоростью, разными
мореходными качествами, разными коман-
дами. Ивалификация и подготовленность
их бывают чрезвычайно пестрыми, и по-
этому действуют они при одних и тех же
обетоятельствах различно.

Веё это само по себе создаёт серьёзные
трудности. Еели же учесть особенности
плавания в северных водах — полярную
ночь, штормы, туманы, снежные  заря-
ды, — To сложность действий кораблей
охранения станет вполне очевидной. Во-
мандирам и офицерам эсминцев нужно
было научиться не только умело охранять
транспорты, отражать атаки самолетов и
подводных лодок, но и овладеть искус-
ством совместного плавания в условиях
плохой видимости.

Для иллюстрации сложности плавания,
а тем более конвоирования в Баренцовом
море можно привести такой пример,

руппа миноносцев эскортировала ка-

раван. Наступила начь. Видимость была

плохая. Он» ухудшилась ещё большие,
когда конвой вошёл в полосу тумана. Во-
рабли и транспорты сблизились и шли
плотной колонной, И тут выяснилось, что
одного эсминца среди нас нет. В системе
охранения получилась брешь. Пришлось
оставшимел кораблям эскорта взять Ha
себя сехтор, обслуживавшийся отставшим
эеминцем.

Только спустя восемнадцать часов этот
корабль Harnad конвой. Что же © ним
произошло? Туман, как это часто бывает
в запелярных водах, стоял над морем
стеной. Втягиваясь в него, корабли и
транспорты старались держаться. как
можно ближе друг к другу. Это-то мгнове-
ние вахтенный офицер эсминца упустил.
Вогда он хватилея, было уже поздно: ко-

абль оторвался от конвоя и остался один,
ыталься связаться по радио значило
дать возможность противнику напасть на
след каравана. Поэтому пришяось эсмин-
цу много часов бродить в море. :

Примерно такая же истотия произошла
как-то с нашим кораблем. Находясь в 60-
ставе конвоя, мы стояли на рейде; не-
сколько в стороне от других кораблей.
Караван ждал улучшения метеорологиче-
ских условий. Погода была исключитель:

ВЕЕТ Е ЕВЕ

;

Нанта ‘часть накопила солидный опыт
в области прикрытия штурмовиков зимой
при действиях по сухопутным целям. Мы
имели возможность еще раз проверить
многие тактические приемы в последних
боях на Фенинградеком фронте. По-
стараемся на основе опыта наших пол-
разделений разобрать вазжнейшие вопро-
сы тактики прикрытия «Илов» скорост-
ными истоебителями.

При сопровождении штурмовиков
рекомендуется. делить истребители на
две группы:  непосредетвенного  при-

крытия и сковывающую. Следует сра-
ay же заметить, ‘что ° ответственность
за прикрываемые самолеты несет веду-
щий всех истребителей, находящийея в
группе  непосредетвенного прикрытия.
Ведущие групи титурмовиков должны на
земле указать ведущим групи истоебите-
лей /направаение и порядок захедь Ha
цель и выхода из атаки, а также место
сбора дал саедования на свой аэродром.
эяснять это требование элементарной
организаци нет необходимости,

В условиях средней и хорошей види-
мости группа непосрелетвенного прикры-
тля идет к цели выше штурмовиков,
прамерно, на 500—500 метрев и в, уда-
лении от них около 860 метров. Летвики
на самолетах «Ильвашия 2» нередко вы-
сказывают пожелание истребитолям при:
крыгоа находиться в_ пепосредетвенной
Сиизости от них. Мотивы этого ножела-
ния понятны: близость вамолегов при:
крытия морально успокаивает питурмо-
виков, Но здесь нельзя не учитывать
важпейшеге тактического требования.
Всякий, а тем более современный, скоро-
стной истребигель для отражения Вне-
запной ‘атаки противника должен иметь
свободу маневра, то-есть  возможноеть
мгновенно вступить в воздушный Soil.
Находясь непосредственно над штурмо-
виками, он не будет иметь этой свободы,
И его действия на некоторое время будут
затруднены.

Для лучшей осмотрительности в в03-

eRe ЕЕ ЕТО ЗЕРЕН

НВОЕ

но плохой. Видимость из-за снега равня-
лась почти нулю. 0 визуальной связи
между кораблями не могло быть и речи.
Пользоваться же радиосвязью мы, как
обычно, во время конвойной операции
избегали.

Ham корабль - находился от основной
группы аз расстоянии всего десяти—пят-
надцати кабельтовых. Случилось так, что
мы продолжали оставаться в густой ту-
малной мгле, вто время Kak вокруг
остального каравана туман поредел, енег
прекратился. Не имея возможности свя-
заться с нами и дорожа временем, коман-
дир конвоя отдал распоряжение выйти в
море без нас.

тогда через час с лишним туман pacce-
ялоя также и вокруг нашего корабля, вы-
яснилось, что караван находится уже  да-
леко в море. Мы тут же вышли следом.

Надо было не только найти караван,
но п подойти к нему с заданного направ:
ления, дать во-время. опознавательные,
суметь занять ©в0& место соответственно
в ордером. Всё это было выполнено успеш-
но. Через два часа десять минут после то*
го, как конвой вышел в море, мы занима:
ли уже своб место в эскорте.

Что помогает командирам решать 10

%

добного рода задачи? Прежде всего тща-

тельная подготовка к каждой конвойной
операции. Все данные о движении кара-
вана, т. е. ордер, которым следуют транс-
порты и корабли охранения при хорошей
видимости и в тумане, окорость движе-
ния, формы связи между участниками
конвоя, планы действий при появлении
противника, в тумане, при отрыве от кон-
BOA, — всё это командир должен забла-
говременно уточнить, взвесить, продумать,
разработать во всех возможных вариан-
тах. Далее он должен подробнее ознако-
миться © прогнозом погоды, лоциями й
маршрутом на всём протяжении пути сле-
дования каравана, и, в частности, 9со-
бенно внимательно и всесторонне изучить
районы, представляющие собой наиболь-
птую опасность как в навигационном от-
ношении, так и в отношении возможных
ветреч с противником.

Надо сказать, что. большую роль игра:
ет чувство взаимного понимания, «чувет-
во локтя».

вать самому исключительно важно Для
конвоирования.

Перед кораблями иногда возникают

самые неожиданные задачи, не имеющие,

казалось бы, ничего общего с охраной

каравана и отражением. вражеских атак.
К разрешению их личный состав корабля

должен подходить во всеоружии знаний и
опыта.

Прошлым летом мы отрабатывали бук-

‹ировку эсминца. Трудно было предполо-
жить, что опыт, полученный ками тогда,
прилётея  котдалнибудь применить к

транспорту, во много раз превышающему.

эсминец по водоизмещению.

Опыт, приобретенный в процессе бое-
вой подготовки, чрезвычайно пригодил-
ся нам недавно, во время сопровождения
двенадцатитысячетонного транспорта ©
ценным грузом. :

Когда до пункта назначения оставалось
еще 120 миль, на траненорте произошта
авария — он потерял руль. Оказать по-
мощь судну было нелегко. При восьми—
девятибалльном ветре нам удалось почти
вплотную подойти к нему, завести концы
и, избегая малейшего рывка, повести па-
роход за собой.

В этом походе эсминец не стрелял по
вражеским  самолётам, нео. забрасывал
глубинными бомбами вражеские подвод-
ные ‘лодки. Однако кавдый из экипажа
понимал, что корабль выполняет важную
боевую задачу, по трудности и сложности
не уступающую операциям, связанным с
отражением ата противника.

Гвардии капитан 3-го ранга
Б. НИКОЛАЕВ.

‚ Северный флот.
Е

Организованио прикрывать действия мтуроловинов

духе и наблюдения за штурмовиками
истребителям  непосредственного  при-
крытия рекомендуется ходить пересека
ющимися курсами. Дня просмотра ниж-
ней полусферы целесообразно е
земле выделять пару самолетов, которые
время от времени снижаются и такле
пересекающимися курсами проходят ни-
же штурмовиков. В условиях, вогда при-
крываемые самолеты сливаются ¢ мест
ноетью или наблюдение за НИМИ затруд-
няет погода, этот тактический прием 0с0-
бенно необходим.

Сковывающая группа идет до цели вы-
ше штурмовиков на 800—1000 метров,
сбоку и сзади. Она должна уметь постоян-
ную зрительную и особенно надежную
радиосвязь и с0 штурмовиками и с груп-
пой непосредственного прикрытия. Паре
самолетов сковывающей группы  тавже
рекомендуется время от времени пикиро-
званием на большой скорости снижаться
до высоты непосредственного прикрытия
для уточнения маршрута штурмовиков и
для общей осмотрительности,

Таким образом, намечается стройная
тактика прикрытия штурмовиков на мар-
шруте в цели, во многом пригодная и
при действиях на море. Следует заметить
только, что при сопровождении на даль:
ние расстояния, особенно в районах, где
маловероятно нападение воздушного про-
тивника, истребителям нет необходимости:
держать большие скорости. Следует эбо-
номить горючее для возможного воздуш-
ного боя над целью или после штурмов:
БИ.

При подходе к цели группа непосред-
ственного ° прикрытия (сковывающей
это легче сделаль) должна обеспечить
себя такой скоростью, которая позволя-
ла бы: производить любой маневр для
быстрого отражения вероятных атак
истребителей противника и более 0езо-
паеного полёта в зоне зенитного огня.
Однако ни вражеские атаки, ни зенит-
ный обетрел не должны ослаблять наблю-
дения истребителей за штурмовиками.

Выработке его командиры
справедливо уделяют много внимания и
сил. Умение быстро, без волких сигналов
понять действия своих товарищей по э0-
корту и соответственно с этим действо-

Re oe eee eee

еще на.

пускают под откосы поезда с техникой

Лагерь

В день освобождения Кривого Рога от
немцев на одной из улик мы встретили
человека на костылях. Одет он был в ка-
кив-то лохмотья. Опираясь на костыли,
этот человек с большим трудом передви-
гал ноги, завернутые в грязные тряпки,
TO м дело останавливался,
передохнуть.

Худое, изможденное, давно немытое
лицо, странная одежда, весь вид инва-
лида невольно обращалихна себя внима-
нае прохожих,

Это был Федор Лукин. Раненый, он
Криворожеком лагере. Как только нем-
цы убежали © территории лагеря, он,
преодолевая сильную боль, вытолз от-
туда и пробрался в город.

Несколько человек взялись проводить
Лукина в ближайший военный  госпи-
таль, а мы направились на окраину го-
рода, где на территории бывшего воен-
ного городка немцы устроили лагерь для
военнопленных и мирных  Фоветевих
граждан.

_..Большан территория огорожена зы-
`воким  проволочным забором. Колючей
проволокой обнесен также каждый дом.
Немцы отступили отсюда с такой 1по-
спешноетью, что не успели уничтожить
лагерь. Лишь выйдя за город, они сю-
хватилиеь и, пытаясь скрыть следы
своих кровавых злодеяний, открыли по
лагерю сильный артиллерийский rons,
чтобы разрушить, сжечь его. Несколько
снарядов. попало в дома, осколкамт вы-
биты почти все окна. ,

Ветер гуляет по комнатам,  превра-
ценным немцами” в мрачные казематы.
Ночерневшие от грязи и копоти счены,
месяцами немытый пол, решетки на ок-
нах. Здесь помещались мирные жители
Кривого Рога, захваченные полицией во
время многочисленных ‘облазв на базарах
и ушицах города. Отсюда советских лю-
дей отправляли на каторжные работы в
Терманию.

`На-днях Некий артилаерийский поле
отметил, 25-летие ©воето существования.
Созданный во время гражданской войны
полк рос и закалялея в боях за совет
скую Родину.

Капитан  Вокорев начал войну ко-
мандиром взвода. Сейчае он командует
одним из дивизионов полка. Он приобрел
большой опыт и, несмотря на молодоеть,
считаетея бывалым боевым офицером,

В одном бою, когда наши орудия вели
отонь по ‘вражеским транспортам,  №о-
корев приказал вывезти одно орудие на
открытую позицию и бить прямой вавод-

Над целью для истребителей прикрытия
самое главное — не упустить момент
входа штурмовиков в атаку. Самолтам
группы  непосредетвенного ` прикрытия
необходимо находиться © внутренней
стороны круга штурмовиков и пикиро-
валь под углом сближения © ними, не те-
ряя из поля зрения ни одного самолёта.
В этом случае атаки истребителей про-
THBHUKA снизу и сзади будут успешно па-
рализованы самолётами группы  непое-
редетвенного прикрытия, которые имеют
на пикировании скорость, обеспечиваю-
щую любой маневр. При этом каждый
йстребитель должен быть воспитан так,
чтобы никакой зенитный отонь не за-
ставил его изменить направление ил
оторваться от строя.

Прекращение зенитного огня в момент
нахождения самолётов над целью  слу-
жит, как правило, признаком появления
истребителей противника и, стало быть,
сигналом для усиленного наблюдения за
возлухом. Отсюда ещё более ясным ста-
новитея требование, чтобы истребители
прикрытия знали направление выхода
итурмовиков из атаки. Не зная этого,
самые опытные истребители, нередко
находящиеся в сплошных разрывах зе-
нитных снарядов и в то же время ожида-
ющие атак со стороны воздушного врага

«(всё это требует большого внимания),

могут на время упустить из виду штур-
мовиков, быстро теряющих скорость и
охрывающихея из фоне местноет:.
Сковывающая группа, находясь нах
целью выше и © внешней стороны круга
птурмовиков, снижается до высоты вхо-
да их в атаку. Мовторяем, что в момент
пикирования группа. непоередетвенного
прикрытия находится сбоку «Илов», не-
сколько выше, & возможно, и ниже их.
Поэтому истребители сковывающей грул-
пы обязаны надёжно пригрыРать до вы-
хода из атаки штурмовиков, замыкающих
строй. Таким образом, можно сделать вы.
вод. что вход <«Илов» в атаку главным
образом прикрывает сковывающая грун-

мии оказывают партизаны.. Они взрывают Мосты на путях

чтобы.

попал в плен к немцам и находился в.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Ленинградский фронт. Активное содействие наступающим частям Красной Ар-

отступления немцев,
н живой силой врага. На снимке: немец-

кий поезд, подорванный. партизанами на железной дороге Сланцы — Гдов.*

Фото Г. Чертова (ТАСС).

смерти

«Комендантским подвалом» в лагере
называли место, куда сажал «провинив-
шихся» сам комендант лагеря Эзент,
жестокий немец-садист. Редко кто из
пленников выживал после 20-дневного
пребывания в этом сыром подземелье, к
тому же почти без пищи. Впрочем по-
ложение и тех, кому удавалось избежать
этого наказания, было немногим лучие.
Побои и самые утонченные издеватель-
ства были обычным явлением в яатере.

Нереходя из дома в дом, мы попадаем
В серое двухэтажное здание, где оста-
лась труппа тяжело больных  военно-
пленных. Уходя, немцы хотели взорвать
этот дом © людьми. Они уже протянули
шнур для взрыва. Но стремительное на-
ступление наших войск помешало фа-
шистам осуществить их черный замы-
сел. Этот дом немцы цинично называли
«лазаретом». Сюда сносили тяжело ра-
неных и больных военнопленных, яко-
бы для лечения. Что же представляет из
себя этот «лазарет»? Заходим в первую
дверь. В лицо ударяет удушливый, зло-
онный запах. На голых железных кро-
ватях, приставленных почти вплотную
одна в другой, лежат жалкие лохмотья
полуистлевией ‘одежды, из-под которых
выглядывают серые, изможденные лица.
Больные настолько исхудали, что напо-
минают скерее скелеты, чем живых 2ю-
дей. Многие лежат здесь уже по несколь-
ку месяцев, но ни разу никто не умы-
валея, одежда истлела, превратилась в
лохмотья, кишащие насекомыми, Ника-
кими словами нельзя описать картину,
виленную нами в этой страшной вамере.

Лагерь для военнопленных криворож-
цы назвали «лагерем смерти». Не менее
20.000 зоеннопзенных я мирных совет-
ских жителей Кривого Рога умерло здесь
от голода и побоев, замучено  немецео-
фаптистовими оккупантами.

И. ЛАПОНОГОВ.
Кривой Рог, 2 марта. (Спец. корр. ТАСС).

Se eee

25-ЛЕТИЕ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ПОЛКА

кой. Прицельным огнем удалось не толь-

ко поджечь один транспорт противника,
но и взорвать склад боезатласа во враже-
cKOM порту. т

ВКалитан Аршинский известен в полку,
как мастер артиллерийского огня. На
его боевом счету не один десяток раз-
рушенных дотов и дзотов.

— Наши офицеры, — говорит коман-
дир полка т. Вавун, — прошли большую
школу войны. Они получили около 100
правительственных нагфад.

И. СВИСТУНОВ.

Действующий флот.

ЕС ЖЕ

па, а выход из атаки — группа ненос-
редственного прикрытия.

_ Видимо, на основе этого тактичееко-
го момента отдельные ‘летчики сделали
вывод о необходимости перехода сковы-
вающей группы в группу непосредствен-
ного прикрытия и наоборот. Haw

кажется, что здесь нет никакого превра-.

щения групп, и оно было бы неправиль-
но даже при повторных заходах на цель.
При таком превращении истребители обе-
их групи могут упустить из виду «Илов»,
& отдельные лётчики даже потерять ве-
дущих своих групп. Иными словами, на-
рушаетея система прикрытия, ломаются
строи и возникает опасное в зоне зенит-
ного огня самостоятельное маневрирова-

Гние пар или даже отдельных истребите-

лей, не говоря уже об ослаблении при-
крытия. «Замкнутый тактический круг с
переменой мест групп прикрытия», о
котором говорят некоторые летчики, о6-
таётея надуманным предложением, и при-
менение этого метода может нарушить
систему прикрытия и понизить ответет-
венность ведущих групп за безопасность
поабта штурмовиков.

Оставлять «Иды» позади истреби-
телей нельзя на любом этапе прикрытия,
ий это не требует особого раз’яснения.
Следование истребителей любой группы
впереди «Илов» опасно длл штурмовиков
и просто нецелесообразно. Hamu camoné-
ты «Ильюшин-2» имеют сильный л0бо-
вой огонь, который немны не раз исны-
тали на себе, и атаки истребителей про-
тивника в л0б маловероятны. Во всяком
случае, истрейлтель быстрее придёт на
помощь впереди идущему  штурмовику,
чем оставленному позади. ;

Для подтверждения всех изложенных
выводов привелём пример.

Группа штурмовиков атаковала ар-
тиллерийскую батарею противника. lip
ВЫХОДе ИЗ таки B xporte «Млов» на
бреющем полёте локазалиеь ява «Фокке-
Вульфа-190» и четыре «Мессершийтта-
109». Видя пикирующую вслед за штур-
мовиками группу  непосредственного
прикрытия, немцы действовали сеторож-
но, но продолжали выбирать момент для
атаки. В это время их заметила скевы-

БЛАГОРОДНЫЙ ПОЧИН *”

‚ СОВЕТСКОЙ

Советокая молодежь окружает Hpac-
ную Армию и Военно-Морской Флот го-
рячей любовью; Олним из ярких прояв-
лений этой любви является массовал по-
мощь молодых патриотов детям фронто-
виков, забота о воспитании я обучении
подрастающего ‘поколения.

По ивипиативе московской, виров-
ской, ярославской и других комсомоль-
ских организаций создан  всесоюзный
комсомольско-молодежный (фонд помощи
детям, пострадавшим от войны. Около 90
миллионов рублей поступило в этот
фонд от комсомольских воокресников, от
предприятий и учреждений, воинских
частей и отдельных граждан. Тысачи
обездоленных, осиротевших детей, испы-
тавитих ужасы немецкой оккупации, детей
Hallux воинов, благодаря комсомольской
заботе снова обрели семейный уют и ро-
Дительскую ласку.
< Ва счет всесоюзного вомеомольско-мо-
тодежного фонда открыто 10 здравниц
для больных и физически ослабленных:
детей фронтовиков и детей, эвакуирован-
ных из Ленинграда. В этих здравницах,
созданных в Горыковокой, Челябинской,
Свердловской, Кировской, Молотовской,
Ивановской, Ростовской. Омской  обла-
стях, Армянской СОР и Валшкирекой авто-
номной республике, ежегодно отдыхают
12 тысяч ребят. В Куйбышевской, Сара-
товекой, и областях и в Баш-
кирской АССР открыты 34 детских столо-
вых, в которых дети фронтовиков получа-
ют бесплатное питание. Областные коми-
теты комсомола содержат специальные
детекие дома, где воспитываются дети
воинов, павших смертью храбрых в боях
за Родину. Миллионы фублей расходуют-
вя на приобретение бесплатных путбвок
в пионерские лагери, а также для оказа-
ния индивидуальной помощи детям, от-
дельным. детским домам, площадкам и
столовым, Кроме того, обкомами, край-
комами и ЦК ЛЕСМ союзных республик
установлено 19.820 стипендий для нуж-
дающихся детей фронтовиков—учащих-
ся школ Наркомтроса.

Благородный почин молодежи превра-
тилея в массовое движение, охватившее
366 города и села, все заводы и фабрики,
колхозы м учреждения Советекого Союза.

Комсомольцы проявляют большую за-
Gory о том, чтобы дети фронтовиков бы-
ли тепло обуты и одеты, имели возмож-
ность посещать школы. По ночину ком-
вомола Ha предприятиях легкой и мест-
ной промышленности и промкоонерации
организовано изготовление из отходов
производства одежды и обуви для школь-
ников. Только в дни воскресников, про-
шедших в августе прошлого года на
текстильных предириятиях, изготовлено
7.140 тысяч метров суровых тканей для
производства детских вещей.

Еще более широкий размах приняла
помощь молодежи детям фронтовиков в
канун 26-й годовщины Врасной Армии,
Горячий отклик вотретила соеди комео-
мольцев и всех молодых патриотов `(о-
ветской страны’ инициатива передовых
комсомольских организаций, собравитих

Так, например, комсомольцы завода, где
директором тов. Денисов, изготовили
й передали подшефному детскому дому
126 пар резиновых сапог, 100 про-
стынь, чулки, блузки и много других ве-
щей. Для детей фронтовиков на заводе
дополнительно выделено 1.156 завтра-
ков, открыт новый детекий сад.
Замечательное ° дело начали комео-
мольцы завода «Физприбор» Кировской
области, Они изготовили в нерабочее
время 25 тысяч различных  учебно-на-
глядных повобий для школ своей облас-
ти. Молодежь Воронежской области под-
готовила в подарок к славной годовщине
Красной Армии 10 тысяч индивилуаль-
ных посылок детям фронтовиков. В с0-
став этих посылок входили детокие ве-
щи, школьные принадлежности, продук-
ты.
Многие _

комсомольские организации

вающая группа, пахолившаяся сзади н
немного слева от «Илов». Имея на п9-
кировании запас скорости. истребителя
этой группы с позвого полупереворота
под paxypeom 1—2/4 стремительно
атаковали вражеские самолёты. Немцы
же, не имея достаточного запаса скоро-
сти, пытались уклониться от атаки тоже
с правым разворотом п набором высоты,
но не успели сделать этого и попали под
удар. В результате были сбиты одив
«ФВ-190> и один «Ме-109>, Кроме то-
го, своевременно предупрежденные cKo-
вывающей группой штурмовики
ходить на пересекающихея курсах и при
этом маневре, умело используя свой ог-
невые средства, уничтожили ещё один
близко подошедиий спереди «Ме-109».

Не раз наблюдалось, что истребители
противника, видя четкое распределение
сил прикрытия во время спикирования
«Илов» на цель, просто держались на
большом расстоянии и атак не прелпри-
нимали, хотя этот момент всегда был из-
любленным у немецких истребителей для
внезапного чапаления на «Илы».

На обратном маршруте группы прини-
мают первоначальный порядок и избира

ют тактику прикрытия в зависимости от.

высоты полёта штурмовиков, их строя и
противодействия противника.

В практике возможны случаи, когда
из-за количества истребителей или по
другим причинам прикрытие  осущест-
вляется всего одной группой. Это будет
группа  непосредетвенного прикрытия.
Истребителям такой группы необходимо
итти над «Илами» выше на 600—800
метров, несколько сбоку и на новышен-
ных скоростях. При’ этом особенно ва-
жны просмотр нижней полусферы и по-
вышенная общая осмотрительность. это
достигается. полётом на. пересекающихся
курсах и регулярным перекладыванием
машин на 80—90 градусов. Распределяя
силы в зависимости от количества само-
явтов, группа прикрывает и вход штур-
мовиков в атаку и выход из нее. При
выходе «Илов» из атаки на бреющем
полёте истребителям не следует снижалть-
ся ниже 600 метров (чтобы иметь {запас
высоты для боя) и необходамо итти

подарки детям и детоким учреждениям.

ВЕ ИЕН ВЕ Е ЕЕ ЕСИ ИНАЫ

стали -

МОЛОДЕЖИ _

провели воскресники, средства от кото-
рых поступили в фонд помощи детям,
пострадавших от войны. На 1-й ситце-
набивной фабрике в Москве за один вос-
креоник изготовлено 116 тысяч метров
ткани. Фабрика «Красная заря» выпус-
тила 20 тысач трикотажных изделий.
Промышленные предприятия Москвы из-
тотовили 33 тысячи пар обуви, свыше
50 тысяч штук детекого белья, 9 тысяч
пальто, более ста тысяч различных  ме-
таллических изделий. На теюотильных
фабриках столицы изготовлено во время
воскресников 400 тысяч метрэв ткани.
Только по Москве и Московской области
в фонд помощи детям фронтовиков вне-
сено свыше Б миллионов рублей.
`В создании фонда активно участвуют
молодые палридты города и деревни,
работники промышленноети, сельекото
хозяйства, культуры и искусства. Широ-
кий отклик нашел почин московоких ар-
тистов, давших ряд концертов, сбор от
которых целиком поступил в комоомоль-
ско-мололежный фонд. В Хабаровске,
Алча-Ата, Ижевске, Ашхабаде, Горьком
только в феврале было дано 114 тавих
спектаклей и концертов. Z
Особенно усилился приток средств. в
комсомольско-молодежный фондов ~T0-
следнее gece Влохновленные победами
Красной Армии, советские люди щедро
отдают свои сбережения, труд и творче-
ство, чтобы помочь детям защитников
Родины. За полтор» месяца, по предва-
рительным и далеко не полным данным,
в фонд помощи детям фронтовиков по-
ступило около 835 миллионов рублей
деньгами, свыше 800 тысяч  индивиду-
альных подарков, 107 тыс. пар обуви,
35 тысяч детских пальто, 250 тысяч
штук верхней одежды, белья и шерстя-
ных вещей, 325 тысяч игрушек, 162 ты-
сячи учебных пособий, 2 тонны мыла,
1.600 тонн картофеля и более 2.300
тонн различных продуктов питания.
Наряду © пополнением общесоюзного
фонда помощи детям многие комсомоль-
ские организации берут шефство над: от-
дельными детокими домами и учрежде-
ниями. По инициативе комсомольцев
полярники бухты Тикси обратились ©
призывом ко всем работникам Севера
ззять шефство над детекими домами
и интернатами. Сейчас работники (е-
верного морском пути имеют 11 под-
шефных детеких домов. 1.600 детей-си-
рот находятоя под опекой. полярЕивов,
воторые постоянно шлют своим питом=
цам деньги, одежду, обувь, продовольет-
венные посылки.
_ Многие промышленные предприятия и
‘колхозы также приняли шефство нах
детокими домами и систематически поуо-
тают им. Только в РСФСР нь средства
колхозов создано и содержитея 112 дет-
ских домов. Из совхозов И колхозов ча-

детей советеких воинов, воспитывающих-
ся в детеких домах, интернатах, детеких
садах. Пример отеческой ваботы 0
семьях фронтовиков показали комсомоль=
цы и молодежь колхоза им. Ильича,
‘Раменского района, Московокой области,
Они взяли шефство над детьми фронто-
бывших рабочих фабрики
«Врасное знамя». В день годовщины
Красной Армии колхоз организовал ве-
селый праздник для своих подшефных.
Каждая колхозница подготовила личный
подарок ребятам, нь фабрику отправи-
лась делегация. После праздника мо1о-
дые колхозники повезли детей в гости в
колхоз. -
С хаждым днем ширится и растёт

патриотическое движение молодежи.
В Советской стране че должно быть
обездоленных детей! — вот  благо-

родный лозунг этого движения. Почин
комсомольцев, создавших специальный
фонд помощи детям, пострадавшим от
войны, становится воснародным делозг.
А. СЫСОЕВА,

‘зам. зав, отделом школ и пионеров
UK BAKCM.

опять же с боков и несколько сзади, а
не впереди «Илов».

Исключительно велика при сопровож-
дении роль ведущего групп иотребите»
лей. Он должен чётко управлять самолё=
тами, внося организованность в; привры-
тие на всех этапах. Ведомый каждой
пары обязан бдительно охранять веду-
щего от внезанных атак вражеских ист=
ребителей. При отражении этих атак на-
до действовать решительно, но не увле-
каться погоней, так как противник нз-
редко пытается отвлечь самолёты, что-
бы ослабить прикрытие. Возможны так-
же вражеские воздушные засады. Истре-
бители прикрытия могут привести десят-
ки случаев, когда самолёты, противника,

выжидающие где-то в стороне, пытались

напасть на них именно в момент отра-
жепия атак штурмовиков другой группой
вражеских самолетов. Поэтому при по-
явлении немецких истребителей осмотри-
нельность должна быть усилена по всем
секторам.

В заключение следует остановиться

на некоторых особенностях прикрытия в

сложных метеорологических условиях.
При плохой видимости истребителям сле-
пует итти в непосредственной близости
от штурмовиков. При очень низкой об-
лачности, по нашему мнению, можно
иногда ходить даже бреющим полётом
ниже штурмовиков. Это позволит истре-
бителям лучше наблюдать за «Илами» и
обеспечивать безопасность полёта как в
зонах зенитного огня, так и при появ-
лении вражеской авиации. =
Было бы неправильно, конечно. давать
категорические рецепты прикрытия: и&
все случаи жизни, но в этом сложном де-
л6 истребители обязаны добиваться’ чёт-
кой организации и тактической дисцит-
лины. Во всех случаях остаются в силе
общие требования: чётко распределять
силы, быть осмотрительными, иметь 38-
пас скорости для боя и т, д. Только на
основе этого возможно дальнейшее” ео-
вершенотвование ‘методов прикрытия‘
штурмовиков над морем и над сушей. _
Капитан Д, ШАРОВ, _
Капитан К. ПРИСЯМНЮН.
Действующий флот. ре

a ER очи

сто выезжают подводы © подарками для’

{