4 марта 1944 т, № 54 (1621)

АДМИРА

Современник великого Суворова, адми-

рад Федор Федорович Ушахов принадае-

жит х числу замечательных военных дея-
телей нашей Родины, жизнь и подвиги
ветного служения Отечеству.

Адмирал Ушаков создал боевой Чер-
гоморский флот, который одержал под
его флагом решительные победы, Адми-
зал Ушаков возобновил на Черном море
блеск морских побед Петровской эпохи,
Bra ero заслуга тем более велика, что он
образовывал морскую силу зв условиях,
значительно менее благоприятных, чем
при Петре 1. Петр — глава  государ-
ства — был собетвенно и морским ми-
ниетром. Адмирал Ушаков не имел вла-
сти командующего. до первой большой
победы, одержанной им в роли младшего
флагмана, при бездействии старшего
флагмана Войновича, Кораблестросние и
создание морских баз в самой малой сте-
пени зависели от Ушакова даже тогда,
KONA он стал командующим Черномо]-
ским флотом,

‘B таких условиях только тлубокая
убежденность Ф. Ф. Ушакова в нраз-
ственной силе, воиноком умении и мор-
ском искусстве корабельного состава
Черноморского флота я одновременно
тлубокое понимание сильных и слабых
сторон противника могли’ обеспечить
разгром врага. Это служило огновачием
для оригинального  табтического  нова-
торства Ушакова,

С тенпальной` простотой адмирал Уша-
ков. сумел развить и передать подчинен-
ным офицерам свой богатый опыт воен-
ного моряка. Стоит остановить внимание
на некоторых сторонах биографии Уша-
кова, показывающих его командирский
роет, К учению в Морском корпусе. он
отнесся с трудолюбием юноши,  знаю-
шего, что вму предстоит самостоятельно
пробивать себе дорогу в жизни. В кор-
пусе продолжали жить прекрасные пет-
овекие морские традиции. Молодой

Шахов усвоил и укрепился в этих тра-
дициях, совершив плавание из Балтики
в Белое море и обратно в Еронштадт, ис-
пытав в длительном плавании суровый
пиормовой режим Северного Ледовитого
океана и Северной Атлантизи.

В первой из турецких войн, в кото-
рых Ушаков участвовал на Черном море,
я был еще мододым офицером, Буду-
чи командиром прама, он заложил осно-

которых служат ярким примером Gessar -

* * *

<

Вице-адмирал
Ю. ПАНТЕЛЕЕВ

<>

мошный огонь, Противник был дезорга-
визован, смят, обратилея в бегетво и
с трудом оторвался оз преследователей. .

28 августа того же года Ушаков одер-
жал новую блестящую победу в Тендров-
ском сражении. Адмирал напал на ту-
рецкую эскадру, стоявшую на якоре
ежду Гаджибеем и Тендрой ин заставил
противника принять бой в невыгодвых
для него условиях, Русокал эекадра с9-
стаяла из 5 линейных кораблей, 11 фре-
татов и.21 мелкого судна, неприятель-
ский же флот — из 14 линейных пераб-
лей, 8$ фрегатов и 23 мелких судов.
Главный удар Ушаков направил на го-
ловные корабли противника, где нахо-
дились турецкие адмиралы, чтобы ‚ уни-
нтожением их лишить вражескую эскад-
ру управления. Этот тактический прием
и решил исход сражения. В этом ow
Ушаковым было взято в плек четыре ко-
рабля противника и сожжен флатман-
ский корабль <«Капудание».

Побеха при Тендре парализовала ак-
тивность неприятельского флота и ут

7.УША

селения, дружественнего и по своей
культуре близкого русскому народу. Для
занятия островов Ушаков направил не’
большие группы кораблей с десантнымй
войсками, предоставив командирам и
рокую инициативу.

Рлестящий образец рентительного дей
ствия и боевого мастеретва был показан
Ушаковым пря взятии крелости Корфу,
которую французы счятади  неприступ.
ной. Крепоеть Котфу состояла из. отдель
ных укреплений, она была. защи-
meta с берега глубокими рвами и укреп”
лениями, высеченными в скале. C mops
крепость защищал укрепленный остров,
Вило. Французский гарнизон `Корфу `с9-.
етоял из 4 тысяч человек. На увревае”
виах находияось 650 пушек разных #8
дибров, ue

Ушаков установил тесную блокаду
острова. Французы, зная об отоутотвии у
русских средетв для осады и штурма,

говорили, что «корабли не войдут на бас-

тины». Но Ушаков действовал настой-
чиво и смело, Первым укреплением,
взятым решительной атакой русских мо-
ряков, поддержанных бомбардировкой с
кораблей, был остроз Биде. и

После взятия Видо пал и Корфу. Вз
тие Корфу было подвигом, которым ©ираг
ведливо гордился русский флот. У Уша:
кова _ отсутствовала артиллерия, у него
былое только несколько батальонов пехо-
тинцев, Оторвавный. от баз флот  тернел

‘большую нужду в продовольствии,- одеж-

ле. обуви, И вее же Ушаков стремительно
атаковал противника и победил.

Получив известие о результатах опера
ции проти. Корфу, великий полководец
Суворов воскликнул: «Природа произвела

имеет, — то’ и теперь мы видим. Ура!
Русскому флоту!,. Зачем не был я тра
Корфу, хотя мичманох?»...

‚ Взятие Корфу повлекло за собой при
искренней поддержке Ушакова — образо-
вание республики Ионических ‘островов,
В государственном устройстве -Иони-

бохое понимание политической. 0бета-
‘новки. Ушаков лично подготовил мно-
то основных актов учреждаемой рес-
публики и даже текст присяги для де-
путатов. Быстрота и четкость, © которой
решил Ушаков все общественносполити“.

Россию только одну; она соперницы не.

ческих островов Ушаков. проявил. глу“-

OB  . ANMHPA

земного моря и находящейся, среди Ba-  .

Герой Синопа и Севастополя, Павел
Стенанович Нахимов присутствует сде-.
ди нае, как современник. Слава Нахи-
мова неотделима от бессмертных тради-
ций нашего флота.

Служению России Нахимов самозаб-
венно подчинил свою жизнь много-
летний труд флотоводца и неустанного.
воспитателя моряков. С огромной энер-
гей и настойчивостью он создавал из
хногодикой, разнородной массы  мат-
росов и офицеров единодушный, —
действующий как один человек, —
коллектив моэяков-патриотов./ В день
Синопекой битвы и в месяцы легендар-
ной Севастопольской обороны с особой
яркостью и полнотой сказались резуль”
таты неустанных забот Нахимова о нрав-
ственных качествах подчиненных ему
людей; Нахимов нашел ключ к сердцу
матроса и не только сам духовно воздей-
ствовал на массы, но и повседневно учил
этому всех офицеров. ]

В жестокую пору крепостничества, по-
ру палочной лдисципзины Нахимов сло-
вом и делом протестовал против грубого
и высокомерного отношения ‘командного
состава к матросам, постоянно требовал
от офицеров,
изучали индивидуальные качества каж-
лого матроса, вникали в его духовный
мир, Он понимал, что чванство дворян-
офицерев — гибельное дело для службы.
Нахимов внедрял в матросекую  масеу
  глубокую сюбовь к России, ‘сознательное.

желание защищать ев и бороться за нев,

1не щадя крови ий жизни.

Практическая деятельность Нахимо-.

ва как флотоводца в основном связана

jc Черным морем, куда он был переведен.

с Бэлтики по вызову Михаила Петрови-
ча Лазарева, который командовал Чер-
номорским флотом. Лазарев был  учите-
лем Нахимова. Под его командованием
Нахимов совершил кругосветное  трех-
летнее ‘плавание на фрегате «Крейсер»:
под его командованием на корабль
«Азов» участвовал в знаменитом Нава-
ринском сражении; под его хе коман-
дованием служил долгие годы на Uep-
ном море, неоднократно о. возглаваля
крейсерские плазания вдоль кавказских
берегов; За время своей службы Нахимов
в общей сложности провед в море 203
месяца. -

‚Дальний трехлетний вояж па фрегате

серства от Босфора до Батуми, третьим

чтобы они внимательно.

вы своей системы решения боя — 69-
средоточенной, Нади и точной рабо-
‚ той артиллеристов. Будучи. командиром  .
посыльного бота и небольшого фрегата,
Ушаков. учился управлять парусами,
обеспечивать быстрые и выгодные в бою
- эволюции корабла, -
Этот опыт был обогащен двумя
плаваниями: из Балтики в Средиземное
море, Ушаков здесь ознакомился © мор-
CKAM театром, где впоследствии завоевал
немеркнущую славу, Когда в 1783 г.

зерлила за русским флотом полное гоб-
подство на Черном море. Турецкий флот
теперь уже ‘не мешал продвижению ар-
мии и гребной флотилии к Дунаю. Рус-
ские моряки выполнили задачу реши-
тельной помощи флангу нашей армия.

Унтаков всегда’ требовал от команди-
ров, чтобы они действовали решительно

венными деятелями. Паселение островов ленью, на которой он_ бесповоротно ре-

ряд со многими выдающимися гоеударет-   галетней морской жизни Нахимова, сту-

оценило ‘это, дав Ушакову почетное ИМЯ ‘шил посвятить себя служению фло1у и
«отца и освободителя». зубедилея, что настоящее воспитание 1

Bea жизнь и деятельность великого   завалка моряка могут быть достигнуты
русского флотоводиа — пример ‘честного ‘лишь в плавании. Наварин был 626 вто-
и самоотверженного служения Родине “  moi ступенью, на которой ‘он: принял
стремления высоко поднять честь рус” боевое крещение и познал неоценимые в
ского флота. <..Воем моим состоянием бою качества русских матросов, их при-
предан службе и ни о чем более не ду- родную, сметку и любовь к морекому де-

ческие «залачи, ставят имя ‘адмерааь В «Брейсер» был первой ступенью  соро-

Ушаков в чине капитана 2-го ранга снова
фыл командирован на Черное море, он
уже был зрелым, многообещающим офи-
цером,

Флотоводческий тений Ушакова пол-
ностью раскрылся в войне 1787—1791 гг.

До Ушакова тактяка морского боя 3а-
каючалась в том, что сражающиеся фло-
ты, идя параллельными курсами в CTpoe
кильватера, вели бой всею линией, При
_ этом корабли стремились удерживать

наветренное положение. Таким обра-

зом, искусство ведения морского боя
сводиловь к TOMY, чтобы выиграть
ветер и распределить свой корабли так,
чтобы против каждого неприятельского
корабля действовал определенный ко-
рабль своей линии (отсюда и название

«линейный корабль»), Эта тактика при-

водила к тому, что морсвое сражение

Часто было нерешительным.

Зраг всякой медлительности и рутины,
ярый поборник активных действий, Уша-
ROB воспятывал личный состав флота в
постоянном стремлении к бою, в побе-
де. Во всех сражениях Ушаков придер-
живалея принципа: «Врагов нео вчи-
тают — их бьют».

Ушаков исходил из того, что флот
должен всегда стремиться к смелым Har

_ ступательным действиям и решительно
добиваться победы даже и в том случае,
если неприятель сильнее. Ушаков cocpe-
доточивал свои силы на решающем Ha-

правлении, нападал на противника ВНе-

cath, требовал от своих командиров,
чтобы они смело шли на перерезывание
неприятельского строя, рассечение его
и разгром вражеского флота по частям.

Новал тактика, выдвинутая Ушако-
вым, тактика смелого маневра прекрасно
оправдала себя в первом же большом
мореком сражении, которое дал Черно-
морекий флот при Фидониси’ (3 июля
1788 г.). В этом бою неприятельский
флот по числу кораблей и пушек в два с
половиной раза превосходил русскую 96
кадру.

Твердо ° придерживаясь празила
держаль инициативу в своих руках, Уша-
ROB первым бросился на врага, хотя на

кажлый русский корабль и приходилось.

3—4 корабля противника. Действия
авангарда были поддержаны всей эскад-
рой. Неожиданный дерзкий удар сыграл
реалощую роль в сражении. Бой был
ожесточенный и окончилел полным раз-
тромом турок.

В сражении у Керченского пролива
(8 июля 1790 г.). где Ушаков уже са
Мобтоятельно командовал флотом, еще
ярче сказались флотоводческий талант
алмирала и достоинства его новой . так-
тики, Турецкий флот шел к берегам
Прыма, чтобы высадить десант, Но на
перехоле был перехвачен эскадро’ Уша-
кова. Преимущеетво в силах опять-таки
было на стероне противника. Но Amu
рал сковал противника и, лова тур-
ки разделяли свои силы, он с кораолямя

корлебаталии (центра линии) атаковал
отЕрыя

врага и с короткой дистанции

я емело, не ослабляли натиска в случае
успеха и добивались полного разгрома
врага. Недаром в Тендровском сражении
на флагманском корабле русской эскад-
ры во всё время бол не спускалея сигнал
погони и усиления атаки. 4

По поводу победы Ушакова, одержан-
ной в Тендровеком сражении, крупней-
ший государственный деятель того вре-
мени Потемкин пибал: <Да впишется сие
достопамятное происшествие в журналы
Черноморского адмиралтейского правле-
ния KO всегдашнему воспоминанию храб-
рых флота Черноморского подвягов». .

Наступательная тактика Ушакова ска:
залась также в смелых крейсерских опе-
рациях. русского флота, проводимых
влоль восточных берегов Анатолии и
вдоль берега Кавказа от Синопа до Ana-
пы. Ушаков неожиданно с отрядом k0-
`раблей появлялся в самых различных
местах, нападал на неприятельскяе пупв-
ты, захватывал транспорты с протоволь-
ствием, оботреливал турецкие порты.

Блестящая победа была одержана
Упаковым над турецким флотом у мыза
Калиакрия 31 июля 1791 г.

Снова турецкяй флот был вдвое Силь-
нее эскадры Ушакова и стоял под зазжч-
той береговых батарей. С мужествон и
презрением к опасности,  веегда. отли-
чавиими адмирала в сражениях, Ушахав
прошел вдоль берега под огнем. батарей:
и внезапно атаковал султанский флот.
Турки нытались оборонлться, HO WX Yeu
‘лия были сломлены картечными залпа-
ми Сам Ушаков повел флагманский хо-
рабль на адмирала Сеид-Али; только
появление двух других вражеских корад-
лей позволило турецкому флагману  уБ-
рыться от грозного «Ушак-Наши». Ту-
рецкие корабли один 38 другим AMMA
лись боеспособности и вышли 13
строя. «При начале же НОЧНОЙ темноты...
флот неприялтельовий быт уже совершен”
но разбит до крайности и бежал стеснен”
ною кучею под ветер», — писал в своем
рапорте Ушаков, сетуя на то, что тихо-
ходноеть его кораблей помешала успеху
преследовать врага. i

Калиакрийская победа заставила  ту-
рок понять, что они уже не могут больше
поддерживать с моря свои сухопутные
силы. Русские моряки  довершили . pas
гром врага, начатый на суше.

Боевым подвигам адмирала Ушакова
суждено было распространиться далеко
за пределы Черного моря.

На Средиземном море в период борь’
бы & Наполеоном в полном блеске ска-
зался н6 только флотоводческий талант
прославленного русского адмирала, но и
его замечательные способности политя-
га, дипломата и государственного дея-
теля.

По прибытии Черноморской эскадры в
Средиземное море адмирал Ушаков тотчас
же приступил в освобождению Иониче-
ских островов от французов и занятию
их для обеспечения флоту позиций,

командующей восточной частью  Среди-  традицяй.
®

маю, как об одной пользе государствен“
ной», — говорил Ушаков. ее

Адмирал знал русского матроса и верил
в его железную стойкость и мужество.
Вудучи строгим и требовательным в-дис-

скую заботу о своих матросах, организо-
вывал госпитали; улучшал качество, пи-
пи. Матросы любили своего ‚ адмирала,
шли за ним и в огонь и в воду. Этим до-
верием к себе подчиненных Ушаков весь”
ма дорожил и видел в нем одно из усло-
вий своих успехов. ее

«Я сам удивляюсь проворству-и храб-
рости моих людей, — доносил он адмира-
лу Войновичу после сражения” при. Фидо-
ниси, — они стреляли в неприятельские
корабли не часто и с такою сноровкою,
что казалось каждый учител стрелять 10
`цели.., Прошу наградить команду, ибо
велкая их ко мне доверенность совершает
мои успехи...». sete hy

Ушаков 0с0бое внимание уделял Под-
держанию строжайшей дисциплины и
порядка. В самых тяжелых условиях
боевой  флотской жизни он показывал
пример личной дисциплинированности.
OH не пропускал мимо даже малейшее
упущение по службе, со стороны кого бы
это ни исходило, и воспитывал такую же
жесткую требовательность и офицеров к
подчиненным. ss

Ушаков писал: «...Ничего к неудоволь-
етвню по команде не заслуживаю, кроме
неусылкого обо ‘всем попечения, отлич-
ного усердия м ревности в службе; в
рассуждении оных, требуя Toro &
всегда и от прочих, может быть навел
некоторым, Но не многим ивогдашними
дегкими выговоражи.не большое  неудо-
вольствие; но сие ежели что и случилось,
то единственно служит к сохранению дис-
циплины, без которой обойтиеь  никаЕ
пельзя и никакой пользы в делах быть ве
может... команда мною вся довольна,
кроме разве немногих таковых, которые
боятся ревности к службе и военного по-
рядка».

Адмирал Ушаков создал школу лихих,
бесстрашных моряков, безукоризненно
знавших свое дело. Он особёнио пенил и.
отмечал тех командиров, у кого «люди
напрактикованы будут во всявой pacro-
ропноети». Он высоко поднял обучение
артиллеристов и добилел исключительно.

виях было делом нелегким.

Ушаков п его преемник Сенявин були
освовоположниками замечательной шко-
лы знаменитых русоких фаотоводцев —
Лазарева, Нахимова, Корнилова и других
славных деятелей нашего флота,

Советские военные моряки’ высоко
чрут великого русского флотоволца и 19:
сударетвенного деятеля — адмирала. Узла-
кова. Славные ушаковокие  тралиции
вдохновляют созетских моряков на. ге-
роические  Тодвиги. Учреждение @рдена
ий мелали Ушажова — яркое свидетель-

ство величия и жизненной силы этих

циплине, он проявлял подлинно отнов:

меткой стрельбы, что в тогдашних усло-.

77, бесстрашие и спокойствие в момент
опасности. Здесь ролилось у Нахимова
мнение, выраженное в знаменитой ]

его
`фразе: «С нашим аихим народом можно
такие feta делать, что просто
Секрет обаяния, излучаемого  Нахи-
мовым, был прост: его слова не расхо-
лились с делами, Требуя от каждого мор-
ского’офицера любви к морю и качеств
боевого командира, преданности ‘флоту
и человеческого отношения к матросу,
Нахимов подкреплях свои требования
личным примером при всяком удобном
случае. . Е
Продолжительные и постоянные крей-
серства в исключительно трудных Als
парусных кораблей условиях зимних не-
‘погоду кавказского побережья были
суровой школой истинных моряков, в
дущих нобедителей при Синопе и герои-
ческих защитников Севастополя.
чатормовых просторах осеннего и зим-
него Черного моря учились любить море,
бороться © непогодами и побеждать их,
закалялись для предстоящих битв мал-
росы и DED возглавляемого Нахи-
мовым флота. Примером для них был сам
Нахимов.

_ Синонский бов имеет двоякое значе-
ние, Во-первых, он, как его оценили
специалисты. был совершен по всем
правилам морского искусства,  начиная с
момента, когда Нахимов, в ожидании
прибытия  подкрепаений, блокировал
пурецкую эскадру в Синопекой . бухте,
чтобы помешать неприятельским кораб-
1ям ускользнуть из нее, и до последней
минуты разгрома турецкой эскадры. Дру-
roe значение победы при Синопе. в том,
что она ликвидировала угрозу. неприя-
тельских десантов на кавказокое  побе-
режье. _ т.

Еще. до начала войны было ясно, ку:
д& противник направит свой первый
удар: на слабо защищенную  Черномор-
скую ‘береговую линию. как’ называлось
тогла побережье между Таманью и усть-
вм Чороха. Требовалось скрытно и вак
‘можно скорее организовать там соответ-
ствующее противодействие, перебросив
морем крупную воинскую часть на каз-

ленная Черноморекому флоту, была На-
XUMOBEIM блестяще решена. ee

В сентябре 1853 года, за два меслца
до Синопского 608, эскадре под коман-
дованием Нахимова. было предписано

перевезти из Одессы в Анакрию 13-10
ть дивизию. Спустя четверо су-
ток, приняв на борт 16.393 чел, в 2 ба-
тареями полевой артиллерии и артилле-
рийским парком, с 827 лошадьми, с ме-
‘слчным запасом боепитания и продо-
вольствия, Борабли покинули Одессу и
через неделю достигли Анакрии. На’ рас-
свете 24 сентября началась высадка де-
санта на шдюпках, а в 4 часа того же
дня, закончив ее, эскадра снялась в 310-
ре и 4 октября прибыла в Севастоноле.
Прл тех средствах, которыми’ рас-

полагал Нахимов, при полной зави“

чудо».

которой Нахимов воспитывал кадры бу-

хазекое побережье; 9т& задача, постав“.

‚расстановка,

Калитан 1-го ранга
В. ЯКОВЛЕВ

>

симости парусных кораблей oT Ber
ров и непогод., быстрая и скрытная пе-
ребросва дивизии со всем снаряжением
через море продемонстрировала веливо-
лепную выучку моряков, воспитанных
Нахимовым. В шей был залог и дальней-
ших успехов флота, прежде всего пото-
му, что его руководитель проницательно
избрал основой своих действий не  пас-
сивное выжидание наступательных опе-
заций противника, а превентивные Me--
роприятия против них, составляющие
стержень автивной обороны, 1
Таким первым мероприятием была пе-
реброска войск на Кавказ морем, вто-
рым — организация непрерывного крей-

и завершающим — разгром турецкой э6-
кадры, которая намеревалась предпри“

нять диверсию против Черноморской 0е-
реговой линий.  ^ :

Зная о замысле противника, Нахимов
принял все меры к тому, чтобы не допу-
сетить высадку вражеского о десанта
кавказекое побережье; и.

Ha
и, как только‘ по-

лучил известие о появлении в море меж-
лу Босфором и Синопом неприятельских
судов, тотчае принял решение отыскать
их и уничтожить. НЕЕ?

Перех Синопеким боем Нахимов отдал
два известных приказа. —

Первый из них гласил:

«Считаю нужным  гредузедомить
командиров судов вверенного ме отряда,
что в случае встречи с неприятелем, пре-
зышающим нае в силах, я атакую ero,
будучи совершенно уверен, что каждый
из нас сделает свое дело».

Второй ‘приказ. Нахимова показывает
полную уверенность. адмирала ‘в: боевой
подготовке подчиненных. и в. наличии
всех элементов, обеспечивающих победу.
Этот приказ содержал в себе план боя.
четко характеризующий флотоводческое
искусство Нахимова,  стремившегося
стым, быстрым и решительным  ©1900-
бом; Нахимов писал:

«Bee предварительные наставления,
IPH переменившихея  оботоятельствах,
могут затруднить командира, знающего
свое дело, и потому я предоставляю каж-
дому совершенно независимо действовать
по усмотрению своему, но непременно ис-
полнить свой долг». Ay

На всех этапах своей деятельности —
флота — Нахимов был высоким автори-
‘тетом в области военно-морского искус:
ства. Признанный боевой руководитель,
‚он создал замечательную школу морских
‘офицеров, прошедших нахимовокую’ вы-
учку. В Синопеком бою Нахимов потому
действовал с полной уверенностью в ус-
пехе, что именно к этому он и готовил
флот. . mor ee?

Нахимов непосредственно фуководил
кровный, как на маневрах,
наблюдая за действиями эскадры. Огля-
дывалдсь на флагманский корабль, рус-
ские моряки неизменно видели сквозь
клубы дыма, застилающие бухту, высо-
хую, чуть сутуловатую фигуру своего
эдуирала, невозмутимо стоящего под яд-
рами с поддорной трубой. Видели его и
морские офицеры иностранных флотов.

лями неизбежного, по их мнению, разгро-
ма русского флота. Нахимов предоставил
иностранным наблюдателям, возможность
Убедиться в обратном. Только счастливый

уйти в Стамбуд на пароходе «Таиф», чья
быстроходность спасла его от участи ос-
тальных кораблей турецкой эскадры. Все
ев суда были уничтожены, командующий
ею Осман-лаша взят в плен и влал ору-
жие русскому флагману. zy
‘Победа была блистательная, «битва
славная. выше Чесмы и Наварина», как
писал Корнилов. Победу одержали  рус-

ские моряки, выпестованные Нахимо-
вым. Они выиграли бой. Решающую
роль в этом сыграли их подготовка п

морскому. сражению, боевая стойкость,
смелое и`решительное личное руковотет-
во адумрала действиями кораблей. Yue-
roe. руководотво в бою и правильная
сил позволили Нахимо-
He только нанести.  жесточай-
wal урон противнику, но и сохранить
свои силы. Ни одия из русских кораблей
не был потерян. Победа при Синопе бы-

уничтожить противника наиболее  про-.

отбполя,

if Ses ах, Нахимов никаЕ
в боевой подготовке корабля, — эскадры, просьбы его окружающих, Нахимов ни

боем, находясь в туще сражения, хладно--
неотрывно.

тайно пришедние в Синоп на турецком  .
‘пароходе «Таийф», чтобы стать’ свидете-.

случай помог им выбраться. из бухты и’

ла одержана ценой малой крови, Из
личного состава русской эскадры погиб-
zo всего 38 чел, минимальная цифра
потерь в подобных сраженнах, в особен»
ности, если сравнить ее с потерями ве-

` приятеля, который за время Синопекого

боя лишился 7 фрегатов. 2 корветов, 1
шлюпа, 2. транспортов и 1 парохода,

Покрытая почетными пробоинамя, Ha-
ходу исправив повреждения, эскадра под
флагом Нахимова в полном составе отдё-
ла якоря на рейде Севастополя.

Opeor боевой славы окружал На-
химова еще в преддверии  Севастополь-
ской обороны.

_ «Пусть каждый будет уверен в резуль-
тате боя и спокойно останется на указан-
ном ему месте,. Жизнь каждого принад-
лежит отечеству», — говорил Нахимов
з дни Севастопольской обороны,

Роль самого Нахимова в’ героической
обороне настолько огромна, что в памя-
ти народа Севастополь и Нахамув саи-
ты воедино.

Смерть или победа, — вот девиз Ha-
химова в дни обороны Севастополя. Один
из современников передает: «Еели кто-
либо из моряков, утомленный тревожною
жизнью на бастионах, заболев и выбив-
шись из сил, просилея хоть на время на
отдых, Нахимов осыпал его упреками:
«Как-с! Вы хотите-е уйти с вашего по-
ста? Вы должны умирать здесь, вы ч260-
вой-с, вам смены нет-е и не будет! Мы
все здесь умрем, помните, что вы черно-
морский моряЕ-с и что вы  защищаете
редной ваш город! Мы неприятелю здесь
отдадим одни наши трупы и развалины,
нам отсюда уходить нельзя-с1..»

Участники обороны оставили  потом-
ству тысячи устных и письменных сви-
детельетв 0 TeX героических ° днях,
Сколько бы ямен героев ни указывалось
в связи с тем или иным участком обо-
роны, с теми или иными мероприятиями,
которые способствовали одиннадиатиме-
сячной защите Севастополя, везде пер-
вым среди них называется имя Нахимо-
ва, Он непосредственно руководил строи-
тельством укреплений Южной стороны,

возведенных под артиллерийским огнем,

на голом месте организовал ее оборо
ну; он возглавил севастопольский гар-
низон после героической смерти Корни-
лова и перенес на бастионы в6ё, что
создал на флоте. Каждый бастион был
подобмем корабля с нерушимым кора»

бельных укладом, где моряки, в силу 06-

стоятельств вынужденные сойти Ha CY:
MY, неизменно хранили верность тради-
циям русекого флота. Нахимов был вож
Дм и организатором, душой и любимцем
защитников Севастополя.
«Завидная участь, — говорил Нахи-
мов, — иметь под своим начальством
подчиненных, ‘ украшающих ‘начальника
своими доблестями, выпала на меня.
Матросы! Мне ли говорить вам о
подвигах на защиту родного вам Сева-
степола и флота; я с юных лет был по-
стоянно свидетелем ваших трудов и
готовнойти умереть по первому прика-
занию; мы одружились давно, я горжусь
вами с детства...»
‘Его портрет тех дней хорошо запечат-
лен одним из участников обороны:
«Павел Степанович был высок ростом.
немножко  сутуловат, белокур, красив

ВШиХ

цочти всегда с выражением какого-то
задумчивого, порою даже сурового, д0-
бродушия. Шинели или пальто, несмотря
ни на какую погоду, адмирал не носил; в
большие же холода носил сюртук на
заячьем меху. После Синопекой победы,
получив от пленного турецкого адуирала
ero, саблю, Мазел Степанович  заме-
нил ею свое оружие и никогда в нею
не расставалея. Во время обороны Сева-
несмотря на многочисленные

не соглашался надеть на себя серую с0д-
‘датекую шинель, которую носили Ble
офицеры; не желавшие предетавлать 60-
бою мишени дая неприятельских пуль.

о Веей Европе известно его высокое’ му-
жество и блестящая храбрость; по мне»
нию. многих. не имевшая даже границ...
Корда окружающие почти насильно УвВ-
лекали его прочь от опасности, он  ваЕ
будто с намерением замедлял свои, игаги,
приговаривая свою любимую пословицу:
«Не всякая же пуля в лоб-с!>-—Все это де.
‘лалось без малейшего тщеславия; напро-
THB того, все его постулки носили явный
отпечаток величайшей скромности и, во-
‘нечно, имели единотвенной целью новы-
сить общее. мужество, И действительно,
его пример имел огромное влияние Ha
дух наших матросов, и за упорную 0969-
рону Севастополя отечество ему невыра-
зимо обязано».

Защитники Севастополя — матросы,
голдаты и офицеры -— разнесли по воем
уголкам страны славу Нахимова, сделав
ето личность легендарной еще при жиз-
ни, как имена Суворова и Кутузова:
вымная награда за любовь к народу, за
редчайшую личную‘ скромность,  совме-
зненную ¢ изумительным личным героиз-
Мом. —

Таким адмирал П. С. Нахимов навеки
вошел в историю. Он совместил в.06б8
чёрты народного героя с талантом фло-
товохца,

kat

Высокая честь достанется тому, чью
грудь уврасит.орден или медаль Нахимова
как признание выдающихся заслуг перед
Родиной и флотом. Но еще большие обя-
зательства примет нё себя кавалер
орлен& Нахлмова — быть достойным на-
следником традиций, завещанных моря-
кам великим русским патриотом, искус-
ным ° флотоволцем адмиралом Павлом
(тепановичем Нахимовым, вся жизнь KO-
торого была служением фоту BO Пил
Родины.

ицом, со светлыми голубыми глазами и _

Bh nis

es