по установлению и расследованию злодеяний неме
и причинённого ими ущерба гражданам, колхозя

вт >). О В

_ Чрезвычайной Государстве
‚мецко-фашистских  захва
м, общественным организациям CCP

2 are , КРАСНЫЙ. ФЛОТ — и Е

НИЕ.
нной Комиссии

марта 1944. г., № 60 ( 1627) _

мы

ee ee

тчиков и их сообщников

нного командован ИЯ

Директивы‘ и приказы гитлеровского _ правительства и германского вое

об истреблении советских военнопленных и М

1. Гитлеровские секретные директивы

00 истреблении

Преступное гитлеровекое правительство
и зверховное командование германской ар-
нии еще до вероломного нападения на С9-
ветский Союз тщательно разработали пла-
ны чудовишного истребления передовой
части советского народа и ссылки на ка-
торгу B Германию миллионов  еоветоких
aren. :

Опубликованные в свое время  Чрезвы-
чайной Государственной Комиссией с00б-
щения о неменко-фаптистсвих злодеяниях в
городах Краснодаре, Ставрополе, Орле,
Сталино, Смоленске и Киеве, а также спе-
нпальные расследования, произведенные
членами Чрезвычайной Государственной
Еомиссни путем выезда на места, устано-
пили существование продуманной системы
прехнамеренного массового истребления He-
мецкими оккупантами военнопленных и
мирных советских граждан.

Только по ‘предварительным: данным, за-
регистрированным Чрезвычайной  Государ-
ственной Комиссией, неменцко-фашистсвие
озкупанты убили, отравили в «душегуб-
ках» и замучили в оккупированных ими
советских районах около 2 миллионов че-
ловек, — стариков, женщин и детей, мир-
ных ‹советеких гражлан, а также много во-
еннопленных — бойцов и ‘офицеров Врас-
ной Apa. :

В настоящее время в распоряжение Чрез-
вычайной Государственной Комиссии посту-
пили захваченные в гор. Киеве органами
советскойзвласти немецкие документы, обна-:
ружениыезв несгораемом шкафу в помеше-
HEM, гле в зериод немецкой оккупации на-
холилось гестапо. Эти локументы содержат
оперативные приказы верховного командо-

вания германевой армии, имперского мини-  .

стра оккупированных восточных областей,
начальника полиции безопасности и СД и

советских людей

другие документы, в которых излагается
поряхок «очистки» лагерей для советских
военнопленных и мирных граждан от «по-
дозрительных лип». Из. этих документов
вилно, что в качестве единственной меры
«очистки» немецко-фатиетскими властямя
в чудовищных масштабах ‚практиковалось
применение убийств, которые  фигури-
руют в документах под терминами:
«экзекупии», «особый режим», «ликвила-
ция», «особые меры», «очистительные ме-
роприятия». Эти документы относятся к
первых месяцам вторжения немецких за-
хвалчиков в CCCP, к периоду июль—
хекабрь 1941 года. Важность обнаружен-
ных документов характеризуется тем, что
на всех их имеется гриф: «Секретно, госу-
дарственной важности», «Секретно, ко-
мандный документ».

В пелях предотвращения опасности за-
хвата Красной Армией этих документов,
раскрывающих г преступления немецко-фа-
шистских палачей и их кровавые плавы
физического уничтожения русского населе-
ния, в оперативном приказе № 14 началь-
ника немецкой полиции говорилось:

«0собо вменяю в обязанность, чтобы
оперативные приказы №№ 8 и 14, a
также относящиеся в ним дополнитель-
ные указы, в елучае опасности, немел-
ленно уничтожались».

В приказе ставки верховного командова-
ния германской армии № 11, 7 октября
41 г. похчеркивается:

«Письменное (лаже‘в виде выдержек)
распространение этого приказа воспре-
щается. Ознакомление окружных кемен-
дантов по делам военнопленных и комен-
дантов пересыльных  загерей произво-
дитея устно». .

_2. Подротовка к массовому истреблению
советских военнопленных и мирных граждан.

Йз обнаруженных документов видно, что
гитлеровские палачи еще до своего нападе-
ния на СССР составляли списьи, розыскные
книги и собирали необходимые сведения 0
руководящих советских работниках, кото-
рые, по их кровавым планам, подлежали
уничтожению. Так была ‘полготовлены «0со-
бал розыскная книга СССР», «Германская
позыскная книга», «Списки по выявлению
местопребывания» и другие подобного рода
«розыскные книги и списки», которые гит-
леровеким убийцам должны были облегчить

истребление передовой части населения
CCCP. 2 }
В документе, именуемом: «Приложение

№ 2 к оперативному приказу № 8 началь-
ника полиции безопасности и СД», датиро-
занном — «Берлин, 17 июля 1941 года»
и полнисанном Гейдрихом, исполнявшим в
то время обязанности заместителя Гиммлера,
указывается,  охнако, на недостаточность
списков и розыскных книг и на необходи-
хасть не стеснять инициативу исполнителей
убийств. ..
В локументе говорится:

«Для. осуществления ваших -залач нет
возможности предоставить в распоряже-
ние команд пособия. «Германская розыск-
ная книга», «Списки по выявлению ме
стопребывания», «Особая розыскная инч-
та СССР» окажутся полезными ляшъь Б
пебольшом количестве случаев. «Особая
резыскная книга СССР» поэтому Hex0-
статочна, так как в нее занесена лишь
незначигельная ‘часть. советских рус-
еких, которых слехует считать опасны-
ми». (Си. фотоконвю № 5).

С разбойничьих вторжением в СССР и ок-
купацией ряда советских районов гитлеров-
пы повели систематическое истребление со-
ветекого населения, в особенности его пере-
довых и наиболее активных слоев, незави-
CHMO OT имевшихся в их руках списков.

Для выполнения своих преступных пла-
нов немецкие оккупанты в стационарных и
пересыльных лагерях для военнопленных,
устроенных в То время на германской тер-
ритории, в так называемом польском «гене-
рал-губернаторстве» H Ha оккупированной
советской территории, создали «зондеркоман-
ды» (особые команды).

В оперативном приказе № 8 начальника
полиции безопасности и СД, датированном
«Берлин, 17 июля 1941 года, Б. № 21
5/41, г. Ре М А 1 ц», подписанном Гейдри-
хом, говерится: .

«Предлагаю немедленно выделить дл
находящихся на той территорий лагерей
роеннопленных команду в составе одного
СС фюрера и. 4—6 рядовых. В случае,
если для выполнения поставленных задач
потребуются дополнительные силы,
этом необходимо немедленно сообщить
мне...

„.Лля облегчения проведения чистки
лолжны быть выделены в распоряжение
начальника лагерей военнопленных в 1-м
военном округе, Восточной Пруссии —
тенерзл-майора фон Гинденбурга и ва-
чальника лагерей военнопленных в гене-
рал-губернатеретве — тенерал-лейтенан-
та Герртотт, в Вельцах — по одному ру-
коволителю (Ё@йтегу) связи...

В качестве руководителей связи долж-
пы быть немедленно откомандированы:

а) криминальрат Шиффер, отдел госу-
дарственной полиции чтетина,—в распо-
ряжение генерал-майора фон Гинденбур-
та, в Кенигеберг (Пруссия);

6) `криминалькомиссар Ранвитц при
начальнике полиции безопасности и Ci
в Кракове — в распоряжение генерал-
лейтенанта Геррготт в Кельцах.

‚В залачи этих руковедителей свазя
входит, особенно к моменту начала опера-
лий, направлять в соответствии с настоя-

зщачи директивами хоятельность команд,

а также обеспечивать нормальные отно-

шения с военными органами»,

В приложении № 1 к оперативному при-
казу № 14 начальника полиции безопаено-
сти и СД (Секретно. Государственной важно-
сти, экземпляр 15-Й), датированном —
«Берлин, 29 октября 1941 года», указывает-
ся порядок нь «зондеркоманд»:

«Формированяе зондеркоманд, полиции
безопасности и СД производится по дого-
воренности между начальником полиции
безонасности и СД и верховным вомандо-
ванием вооруженных сил OT 7.X—1941
год.

Команды ‘работают’ на основе особых
полномочий и, согласно данным им 0об-
щим директивам, в рамках лагерного pac-
порядка, самостоятельно. Само собой ра-
зумеется, что команды подлерживают тес-
ный контакт с’ комендантами лагерей и
офицерами контрразведки». (См. фотого-
пию № 2). .

Это было вторичным раз‘яснением еще
ранее изланной директивы. от 17 июля.
1941 г. (См. начало фотокопии № 5).

В свою очередь и верховное командование
германской армии в приложении № 2 в при-
вазу от 7.Х. — 1941 года указало:

«1. ..в пересыльных лагерях армей-
ского тыла зондеркоманды полиции безо-

о пасности и СД по выявлению неблагона-

дежных элементов действуют пол 606-

ственную ответственность в соответствии

с прилагаемыми лирективами. :

2. По согласованию с начальником по-
лиции безопасности и СД, деятельность
предусмотренных зондеркоманд регули-
руется следующим образом: а) предусмот-
ренные для выполнения атих задач зон-
деркоманды подчиняются уполномоченно-.

му начальника полиции безопасности и

СД при командующих армейским тылом,

corgacHo  пересланному с отнотеняем

«а» соглашению от. 28.Г  — 1941 года

..А) В тех лагерях армейского тыла, в

которых , HET возможности ‘произвести

фильтрацию при помощи зондеркоманх,

‘под личную ответственность коменданта

остаются в силе существовавшие хо сих

пор положения. С появлением зондерко-

манд выявление неблагонадежных элемен-

тов является исключительно их задачей».
‚ Приказ начальника полиции безопасности
и СДот 29 октября 1941 г. об организации
зондеркоманд был разослан оперативных
группам в Красногвардейск, Смоленск, Киев,
Николаев и «информационно» в Ригу, Мо
тилев, Кривой Рог.

Нужно также отметить, что гитлеровцы
во время своего наступления на Москву co-
зхали в Смоленске специальную «зоендер-
команду Москва», задачей которой должны
были явиться массовые убийства москви-
чей. (См. фотокопию № 1).

() задачах, везложенных на «зондеркомаин-
ды», говорят оперативные директивы, при-
ложенные к приказу начальника полиция
безопасности и СД № 8, хатированноху —
«Берлин, 17 июля 1941 года», который
пед видом «фильтрации гражданских лиц и
подозрительных военнопленных, захвачен-
ных в восточном походе», указывает, что

«особая обстановка восточного похода

требует особых мер, которые должны про-

волиться под собственную  ответствен-

ность, вне каких-либо бюрократических и

алминистративных влияний».

Как документально установлено, Ha «30H-
леркоманды» = возлагалась обязанность
«фильтрации», т. е. выявления «неблаго-
надежных», подлежавших в дальнейшем

уничтожению. —.

тивному приказу Гейхряха № 8 от 17.УП—
1941 г. указывается, что
«Заключеяные лагерей для русских
хозжны позтему быть разделены внутри
лагеря пе следующим признагам:

В связи с этим. в приложении к опера-

`1) Гражданские аица.

2) Солдаты (в том числе и такие, ко-
торые явно переодеты в гражданское
- платье). ; Sikes

3) Политически вредные элементы из
числа лиц Ти 2 категорий...

4) Лица 1 и 2 категорий, достойные
доверия, а потому пригодные, дая ист
пользования при восстановлении овву-
пированных районов.

5) Национальные группы среди воен-
попленных и гражданских лиц».

3. Планы истребления советских. деятелей.
и советской интеллигенции

Гражданское население временно захва-

ченных немецко-фапистекими оккупантами.

районов СССР, как это неохнократво сооб-

щалось, заключалось в лагеря наряду с во-.

еннопленными, вопреки всем существую-
щим законам и обычаям ведения войны:
Десчеловечный режим, созданный гятлеров-
скими палачами для военнопленных, был
распространен также и на мирных совет-
ских граждан. В этом отношении нужно от-
метить так называемые «экзекуции».
Гитлеровцы с самого начала установиян
широкий круг «подозрительных»,  похле-
жавших «экзекуции». № этому кругу гит-
леровцы раньше всего относили рувоволя-
шую и активную группу советских работ-
ников. В приложении № 1 к оперативному
приказу № 14 начальника полиции без-
опасности от 29 октябра 1941 г., подписан-
ному Гейдрихом, по этому поводу говорится:
«Прежде всего необходимо выявить:
1) всех вылающихея государственных
и партийных должностных лиц, в особен-
nord профессиовальных революционе-
oR, ‘
2) хеятелей Коминтерна, г.
3) всех влиятельных деятелей немеп-
кой коммунистической организации в
СССР и примыкающих к ней организаций
в Пентральном Комитете, в окружных и
районных организациях.
4) всех Народных Комиесаров и их
замастителей,
5) всех бывших
Ерасной Армии. р
6) руковохящиях лиц
учреждений
звеньев, т
7) руководящих лип в хозяйственной
жизни, i
8) советско-русских интеллигентов и
евреев, поскольку это касается профес-
свональных революционеров или полита-
ческих деятелей, писателей, редакторов.
работников Коминтерна и др.». (См. фото-
копию № 4). f
В «дополнении к директивам лля кокаял
полиции безопасности в СД», поднисанном
Гейдрихом,  датированном; «Берлин, [7
июля 1941 года», прямо указывается
на необходимость применять аналогичные

политкомясезров-

государственных

центрального и среднего

меры не только к русскому народу, но и
к украинцам, белоруссам, . азербайджан-
пам, армянам, грузинам, тюркским нарол-
ностям и р. - 5 а
Слелуст отметить, что кровавые распра-
вы проводились гитлеровцами и над теми
украинцами-националистами, воторых Гит-
лер использовал вначале для борьбы против
Советского Союза, а затем’ разделалея ©
ними самым гнуеным и коварным образом,
пох предлогом якобы того, что бандеровцы
«готовили восстание». В директиве опера-
тивной команды Ц/5 полиции. безопасности
и СД за № 12/41 от 25 ноября 1941 г. с
грифом «секретно, государственной важно-
сти» в отношении, например, украннсвих
националистов, возглавлявшихся Бандерой,
говорится, т {
«Все активисты бандеровсвого движе-
вия ‘должны немедленно арестовываться
и после тщательного допроса должны
быть без шума ликвидированы под ви-
дом . грабителей... 7 :
Этот документ, после ознакомления с
ним, должен быть немедленно уничто-
ман начальством команды» (полчеркну-
то в подлиннике). (См. фотокопию №7).

‚ Правящая гитлеровская клика система-
тически проверяла выполнение своих ди-
ректив в отношении выявления «подозри-
тельных», требовала строгого и полного их
учета. В приложении № 2 к оперативно:
му приказу № 8 начальника  полиций

‘безопасности и СД строго предписывается:

«Каждую неделю начальник опера-
тивной команды представляет в Главное
управление имперской безопасности
краткое донесение по ` телеграфу или.
срочным письмом. В этом донесении
должны быть изложены: 1) краткое
описание деятельности за прошедшую
неделю; 2) число лиц, которые должны
окончательно считаться подозрительны-
ми (достаточно указать цифру)...»

Из хокументов видно, что эти «экзеку-

пии» являлись не чем иным, как истре-
блением советских людей, которые массами

подвергались казням, творимым немецко-
фалистскимя палачами.

A, Попытки немецко-фашистских убийц

скрыть свои

Тестоко и. бесчеловечно рзеправляясь с
советскими людьми, попавинми в руки фа-
шистеко-немецкоге зверья, германские вла-

сти тщательно старались скрыть свои пре:

ступления, пытаясь окутать эти злодея-
ния густым покровом тайны. 06 этом так-
же свидетельствуют многочисленные при-
казы немецкого ‘военного команховавия в
немецкой полиции.

В оперативном приказе начальника п9-
лиции ‘безопасности и СД № 8 от 17 июля
1941 года по этому поводу указывается:

«Экзекуции должны проводиться ве
в самом лагере и не в непосредствен-
ной близости от него, они негласны н
должны производиться, по возможности,
незаметно».

Далее в приложении №2 Е 910му
же приказу говорится:
` «Экзевуции не лолжны производить-
ся в лагере или в непосредетвенном ©®-
`седстве с лагерем. Если лагери гене-
рал-губернаторства находятся в HeHO-
средственной близости от границы, т9
пленных для специальной — 0бра-
ботки следует, по возможности, отвозить
в бывшие советские районы. Если экзе-
куции потребуются веледствие наруше-
ния лагерной дисциплины, TO В 910м
случае начальник оперативной команды
должен обратиться к коменданту лаге-
ря». (См. фотокопию № 6).
- В приложении № 2 к приказу ставви
верховного командования германской ар-
мин № 11, дотированному 7.Х—1941 го-
да, говорится: .

«б) Деятельность зондеркоманд с
санкции командующих армейским ты-
лом (районных комендантов по делам
военнопленных) должна проходить так,
чтобы фильтрация проводилась, по в63-
можности, незаметно, а ликвидация без
промехления и на таком расстоянии от
самих пересыльных латерей и населен-
ных пунктов, чтобы это не было изве-
стно остальным военнопленным и насе-
лению».

‚ В приложении № 1 к оперативному
опасности и СД, датированному «Берлин,
29 октября 1941 года № 21 5141 г.
Pc—IV A 1 nm, секретно, государственной
важности», рекомендуется следующий «пс-
рядок» проведения «экзекуций»:

«Начальники оперативных групи пох

свою ответственность решают вопросы
06 экзекуции и дают соответствующие
указания зондервоманхам. :
’ Для проведения установленных дак-
ными днрективами мер командам надле-
жит требовать от руководства лагерей
выдачи им пленных. Верховным коман-
дованием армии дано указание коменха»
турам об удовлетворении подобных тре-
бований.

Экзевунии лолжны пренэводяться ве-
заметно, в удобных местах и, во всяБом
случае, не в самом лагере или в He-
посредственной близости от него. Н
ходимо следить за немедленным и Bpa-
вильным погребением трупов».

В хополнении Е хирективах для коман-

‚мени столь пгирокие. размеры,

‘ния фанистских извергов, обнаруживая мно-
гочисленные могилы замученных фаптиста-

мёры в тому, чтобы скрыть и уничтожить

преступления

дируемых в лагери военнопленных Roman.

полиции безопасности и СД, подписанном
Гейдрихом, еще раз указывается:
«Изконеп, я вновь указываю на т9,
что экзекуции ни B коем случае Ее.
должны совершаться ни в самом лаге-
ре, ня в непосредственной близости 01
него».
«Экзекуции» приняли с течением вре-
что гитле-
ровцы, как это известно из предыдущих
сообщений Чрезвычайной Вомисени, стали

их проводить и в самих лагерях или воли:

зи лагерей.
Впоследствии, когда Кфасная Армия стала

очищать от немецко-фашистских нолчиш

временно оккупированные ими территория

Советского Союза и когда советские власти

стали раскрывать чудовищные преступле-

ми советских граждан, бойцов и офицеров,
германское командование приняло срочные

следы своих преступлений. В этах целях
немецкое командование организовало повое-
местные расконки могил и сжигание нахо-
дившихся в этих могилах трупов. Особым
пра оберштурмфюрера, датированных
«Ровно, 3 августа 1943 r. IV A 1 —
№ 3514366», адресованным областному руко-
водителю жандармерии в Камень-Ваширске,
преднисывалось «немедленно сообщить о ме:
стонахождении и количестве могил (обоях)
особо-репрессированных» по ланной области.

Среди документов, обнаруженных в зла;
нии гестапо в Ровенской области, найдены
донесения об исполнении указанного выше
приказа с перечнем около 200 пунятов, где

ирных

были зарегистрированы такие могилы.
Из этого списка вилно, что немецко-фа-
птистские палачи выбирали AIA могил, в
которые закапывали свои жертвы, преиму-
щественно глухие ‘и малодоступвые ля
посторонних лиц места. Вот часть таких
мест:

18. Шепетовка, в лесу—3 могилы.

79. Славута, в. разработках гра-

вия—1 могила.

80. Славута, в лесу — 1 могила.

121. Горохов, в 1 км. южнее Горо-
хова, в 100 м. от дороги на
Дрешкополь-—1 могила.
Городское кладбише, в западном
углу, справа — 1 могила.
В карьере ‘кирпичной глины
южнее Горохова —= 1 могила.
123. Берестечко, во дворе жандари-
ских казарм, примерно в 500 м.
‘сёвернее совхоза Наренчин —
1 могила.
Локачи, в 1 KM. южнее города
(в карьере кирпичной глины) —
1 могила.
125. Бизелин, примерно в 1 км. се-
веро-западнее Кизелина, около
развалин здания — 1 могила.
Ковель, Нагорная ул., в песча-
ном карьере, в 400 м. за сег.
хазармами ——   могила.
Нагорная ул.,  северо-вост. эт
. орода, в песчаном  катьее.

124.

140.

граждан

ентов, приведенных в тексте

Фотокопии отдельных подлинных дсокум
Сообщения Чрезвычайной Государствениой Комиссии

No 1

ела fan tage oot
marbelt mit den Lagorkonmandantes

ca iicht, deG die Eingatsbe-
de io hierzu ergangencn Nachtwesc:-
guge sofort zu vornichten sind, Hier-
enenfelle Bericht mu erc atten, о

me Noza (101)

: ot 28
) Mitta {102} Woops han
ваз (102) ионов
i bots

Rete) рес usd Chet dex Beutecken Pultred
пех der Bips und des BD

Chef der Ordmingepelices   i

Aptscnere der Aster 2, 31, 111, У, М, УТ а, МХ

rr

m Referat IV b 2, 1¥ b 3, _
т о аа. Юве о

eUppenieltcr LV 2.

Me

_ Hegarich.,.

. с estab зат:
р St Pee

ee
ie

Приказ

№ 14 началых TH
зи KGa безоизснос
ка полиции безопасности от 29 октябоя: 194 [ г.