ty

„я

1! марта 1944 г, № 60 (1627)
ee ee ee eee ee

КРАСНЫЙ ФЛОТ

СООБЩЕНИЕ —
Чрезвычайной Государственной Комиссии
(Окончание

- справа от дороги—1 могила,
Владимирская ул., ок. еврей-
ского кладбища—1 могила.
В тюремном саду — 1 могила.
Площадная ул. ов. старого
кладбища — 1 могила.
Ратно, в 3 км. восточнее горо-
да, ок. ветряной мельницы—
1 могила.
Ерымно, в 2 км. северо-запад-*
нее ок. озера — 1 могила.
Мацеев, Меловой карьер, в
200 м. за казармами охр, по-
лиции—1 могила,
Голобы, в лесу 4 км. сев.-зап.
от города—1 могила,
Мельница, в 2 км, западнее
Мельницы, ок. песчаного карье-
т могила.

аневичи, в 2,5 клм. зап. от
города в пеечаной горе—1 мо-
гила.
Осерани, в 5 клм. сев.-зап. от
деревни, в песчаном карьере—
°1 могила.

В конце списка говорится: «В списке
предусмотрены все могилы, включая и
могилы команд, работавших здесь рань-
ше».

Десятками тысяч сжигались трупы рас-
стрелянных и замученных немецкими на-
лачами военнопленных и мирных совет-
ских граждан .в Харькове, Киеве, Ровно
и в ряде других городов и районов по пу-
TH отступления гитлеровской армии.

С целью проверки точного выполнения
своих директив о массовом истреблении
советских военнопленных и мирных
граждан гитлерововая правящая клика
требовала представления отчетности от
непосредственных исполнителей «экзеку-
ций».

142.

143.
144.

145.
146,

147,

149.

Начальник полиции безопасности и СД

в приложении № 2 к евоему оперативно-
му приказу № 8 требовал от начальников
зондеркоманд:

«В отношении примененных репрес-
сий команды должны вести списки, в
KOTOPHK должны содержаться следую-
щие сведения: номера по порядку,

‚ фамилии и имена, время и место рож-
дения, воинское звание, профессия,
‹ последнее местожительетво, основания
для репрессии, время и место репрес-
спи». _
Далее в приказе говорилось, что

«Подобные сообщения должны, как
правило, в информационном порядке
передаваться в 1 отдел 1\ Управления
Главного управления имперской без-
опасности (1 А 1)».

В развитие этой директивы оператив-
ная команда Ц/5 полиции безопасности и
СД уточняет:

«В конце каждого месяца необходи-
мо представлять сюда отчет о деятель-
ности команд СД в стационарных ла-
герях военнопленных. — Необходимо
указывать количество. ликвидаций по
национальностям, в соответствии с из-
ложенными в инструкциях директива-
ми».

0 том, как все вышеуказанные дирек-
тивы выполнялись, ‹ говорит донесение
оперативной команды 7 (оберштурмбанд-

фюрера Innepa бригадфюреру «доктору»
Томасу) в Виннице от 4 декабря, 1941 г.  -

В этом донесении указывается, что в ла-
гере в Виннице, после так называемой
«фильтрации» лагеря, осталось всего 25
человек которые могли быть отнесены к
категории «подозрительных»:

«950 ограниченное количество, —
говорится в донесении, — об’ясняетея`
тем, что местные органы повседневно
предпринимали необходимые мероприя-
тия по линии полиции безопасности

< против отрицательных элементов в
стационарных лагерях военнопленных
в контакте с комендантами или с00т-
ветотвующими офицерами контрраз-
ведки».

ней, проводившихся специально создан-
ными для этого «зондеркомандами», ши-
роко практиковалось
истребление советских людей коменлан-
тами и находящимиея в их подчинении
командами лагерей для советских военно-
пленных, ` ;

5. Гитлеровцы преступно попирают нормы
международного права, законы и обычано

ведения.

Формально гитлеровские бандиты ни-
когда не об’являли о том, что они отка-
зываютея от международных правил ве-
хения войны, которые зафиксированы в
различных международных конвенциях и
требуют гуманного обращения с военно-
пленными. Больше того, титлеровекое
‘правительство в 1934 году даже ратифи-
цировало чпепевскую конвенцию 1929
года «0 содержании военнопленных».

Но это присоединение гитлеровского
правительства в международным конвен-
цинм 0 коеннопленных было рассчитано
на обман мирового общественного мне-
ния, что получило свое подтверждение С
начала этой войны и особенно со време-
ЕИ подлого нападения гитлеровской Гер-
мании на СССР.

В приложении № 1 к оперативному
приказу 2 14 начальника полиции безо-

пасноети и СД цинично заявляется, что

«большевистский солдат потерял право
на обращение с ним, как е честным
солдатом и в соответствии е Женев-
8) конвенцией». (См. -фотокопию

Свой чудовищные преступления про-
тив советеких военнопленных  гитлёров-
ские бандиты пытаются, таким образом,
прикрыть циничными ссылками на якобы
неприменимость общепринятых правил
обращения с военнопленными к советекнм
подям.

ВОЙНЫ

Документально тавже установлено, что
в преступные планы немецко-фатшистско-
го командования и полиции входило при-
менение «экзекуций» и <«очиетительных
мер», т. е. массового истребления и`в от:
ношении польской интеллигенции, В этом
не оставляет никакого сомнения  опера-
тивный приказ № 2 начальника полиции
безопасности и СД, помеченный: «Бер-
лин, 1 июля 1941 года», в котором гово-
рится следующее:

«Поляки, проживающие во вновь ох-
купированных областях, особенно Ha
территории бывшей Польши, будут про-
SIBAATE себя на основе их опыта как
антикоммуниетичееки, Tak и антисе-
METCEED.

«Поэтому, camo собой разумеется,
‚что настроенных таким образом пюля-
ков на первых порах (подчеркнуто
Чрезвычайной Комиссией) не следует
подвергать очиетительных  мероприя-
THAM>. i :

«В отношении польской интелаиген-
ций и т. д. поскольку в каждом от-
дельном случае обстоятельства не по-.
требуют принятия немедленных
решение может быть принято позднее».
‘Как уже было установлено, такие ре-

шения неоднократно приничались. Такие
«очистительные мероприятяя» были дей-
ствительно. как известно, провблены не-
мецкими убийцами в отношении польских
офицеров в Катынском лесу.

6, К суровому ответу гитлеровское правительство _
и германское военное командование —
организаторов чудовищных преступлений!

Все приведенные выше тайные приказы
и инструкции германского военного ко-
мандования и полиции со всей убедитель-
ностью говорят о тщательно разработан=
ной гитлеровцами системе массового ис-
требления советских людей в виде 06060
организованного для этих чудовищно
преступных ‘целей аппарата,  всаких
«оперативных команд», «зондеркоманд»,
специальных «фильтраций»,  «экзеку-
ЦИЙй», «ЛИкВИДАЦИЙ», являвшихся не чем
иным, как массовым убийством советеких

военнопленных и мирных советских граж-  .

дав.

Эти приказы и инструкции говорят о
том, 910:

1) немецко-фашистские захватчики
уже в первые же месяцы войны в СССР
приступили к массовому  истреблению
хак гражданского населения СССР, ‘van
бойцов и командиров Ерасной Армии, по-
павших в плен;

2) массовое истребление населения и
военнопленных было предписано и про-
зодилось по согласованию между органа-
ми полиции безопасности и СД и верхов-
вым командованием германских воору-
женных сил;

3) для физического выполнения «эк-
зекуций» составлялись «оперативные» и
«060быв команды» (зондеркоманды),
имевшие право самостоятельно решать
вопрос о применении расстрелов; +

4) расстрелы военнопленных и граж-
данекого населения немцы старались про-
водить тайно, чтобы остальные военно-
пленные и гражданское население ниче-
ГО 06 этом не знало;

5) в. отдельных случаях предписыва-
лось специально привозить советских
военнопленных для расстрела на оквупи-
рованную немцами территорию Советоко-
го Союза.

Публикуемые документы азывают,
таким образом, на то, что директивы 0
преднамеренном истреблении военнонлен-
ных и мирных советеких людей шли из
Берлина, от германского правительства и
верховного германекого командования,
от имперского министра оккупированных
восточных областей, начальника безопас-

ности и СД и других чаенов гитлеровской

шайки преступников.

хжжя

PES :
Чрезвычайная Государственкая Вомис-
сия на основании материалов. публикуе-
мых в настоящем сообщении, а также на
основании документальных материалов,
ранее опубликованных Комиссией по ре-
зультатам расследования злодеяний. с9-
вершенных немецко-фашистскими захват-
чиками в освобожденных от немецкой
оккупации советских районах, — уста-

новила, 910; в

’ 1) Непосредственными организаторами.
и руководителями маесового уничтоже-”
ния советских военнопленных и мирных
советских людей являются; начальник
лагерей военнопленных. 1-го „ Военного
округа Восточной Пруссии  генераз-
майор фон’ Гинденбург, начальник лаге-
рей военнопленных «генерал-губернатор-
ства» генерал-лейтенант Геррготт, офицз-
ры связи криминальрат Шиффер, криии-
налькомиссар Рашвитц,

2) Непосредетвенными исполнителями
этого чудовищного истребления совет-
ских людей являются личный состав зон-
деркоманд, оперативных команд. комен-
данты и персонал комендатур лагерей, а.
также чх пособники.

Вее они должны понести суровую ка-
ру за свои преступления, совершенные
против советского народа,

Таким образом, помимо массовых каз:   `

систематическое

мер,

Фотокопии отдельных подлинных документов, приведенных в тексте
Сообщения Чрезвычайной Государственной Комиссии

№ 2 `

fe sowjetruss4sohs)
und Juden, sowel eS
revolutionire oder P

Выдержки из приложеняя №   к оперативному приказу № 14 начальника полиции
безопасности от 29 октября. 1941 г. у

Ne 5 :

Выдержки из прнложения № 2 к оперативному приказу № 8 начальника полицаи
безопасности от 17 июля 1941 г.

Ne 7

операливной команды Ц/5 полиции безопазности и СД за № 1241

от, 25 ноября 1941 г.

Директива

а онанизме

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 марта.
(Спец. корр. ТАСС), Противник не ожи-
дал, что части Врасной Армии начнут
свое новое наступление именно сейчас, в
такую пору, когда даже конный трано-
порт застревает в грязи, когда  возмож-
ность маневра, подброски боспринасов
кажется почти чсключена, Но распутица
при умелом и четком руководстве опера-
цией, при изумительной выдержке, выно-
сливости и прекрасном боевом духе сол-
дат и офицеров была превращена в Haury
союзницу. Е

Совершенно неожиданно наши, танко-
вые части совместно с пехотой перешли
в наступление. Уже в результате мощной
артиллерийской подготовки, как показы-
вают пленные, противник понес громад-
ные ‘потери.

Оборона немцев по реке Горный Ти-
кич, предетавлявшая собою линию 0KO-
пов в рост человека м траншей в два ря-
да, была прорвана. Советские танки и пе-
хота, развивая успех, устремились даль-
ше на юг. Противник пытался задержать
наше наступление, разрушив вее мосты,
местами минировав берега. Но это не по-
могло ему. Советские педвижные отряды,

преодолевая грязь и бездорожье, разлив

реки, сумели в один день форсировать
водную преграду п зайти в тыл враже-
ским передовым чаетям. Уже в первый
день они заняли ряд узлов сопротивления
немцев. :

На второй день настунления налти вой-
ска вотретились с резервами противника,
стоявшими в глубине обороны, Немцы
предприняли несколько танковых контр-
атак, бросая в бой по 20—25 машин.
Завязались танковые бои. И тут победа
должна была достаться тому, вто имеет
`лучиую технику, кто умеет маневриро-
вать даже в таких труднейших условиях.
Победа оказалась на стороне советских
танкистов.

К исходу 7 марта наши части ликви-
дировали очаги сопротивления врага,
вышли на рубеж Зеленый Рог, Соколов-
ка, Поташ, Полужинцы, Гордашевка.
Ночью наступление продолжалоеь. Wpo-
тивник цеплялся за каждый рубеж, вы-
брасывал вперед все новые отряды, но
не в силах был предпринять решающое-
го контрудара. га.

Танкиеты вырвались в район Умани.
За танкистами шла пехота. Завязались
бои за Умань. Яркое зрелище блестящей
победы Красной Армии и нового пораже-
ния немцев представляют собой поля и
дороги на подетупах к этому городу.

‚ Березовка — небольшое село,  разде-
ленное надвое речкой Горный Тикич.
Речка эта должна была служить рубежом
обороны немцев южнее Эвенигородки. Но
  внезапный и дерзкий удар советских
войск не позволил противнику задержать-
ся на этом рубеже. Разбитые на своих
рубежах севернее этого села, гитлеровцы
вынуждены были бежать, оставляя Ma-
шины, оружие, склады © боеприпасами.
И вот растянулась почти до самой Умани

*

колонна вражеской техники. Танки, ору
Дия, тягачи, броневики, кухни, автобу+
сы — все это брошено. фители расска-
зывают, что немцы, сняв мундиры, Opo-
сив Даже сапоги, бежали, бежали без or-
лядки, спасая свою шкуру.

Все машины стоят в направлении Ha
Умань. Из Березовки в Маньковку, из
Маньковки на Умань. А вот на полянке
возле села Иваньки стоит 9 танков типа
«Тигр». Мерла их пушек повернуты Ha
север. Ови шли на выручку своих частей,
но так и не дошли. Вражеские танкисты
бежали, оставив снаряды, бензин, оста-
вив даже награбленное барахло,

Недалеко от Маньковки наши танкисты
настигли удиравший на юго-запад штаб
нехотной немецкой дивизии. Штаб раз-
громлен, документы захвачены. Сколько
там приказов о необходимости усилить
стойкость войск, о мерах наказания
нестойких элементов! Но вичего не по-
могло. Наши танковые подразделения, на-
50ся мощные удары гитлеровцам, ворва-
лись на северные окраины умани. Фаши*
стекий гарнизон, состолщий из войск, не
участвовавших в боях последних дней,
упорно сопротивлялея. Завязались бои на
улицах. Бемцы предприняли ряд ожесто:
ченных контратак.

В то время как танки дрались в городе,
к Умани спешили пехотные подразделе-
ния Н-ского соединения. Стрелки, авто-
чатчики, пулеметчики очищали от врага
один населенный пункт за другим, 3а-
крепляя достигнутый танками успех.
подходом пехоты к Умани релтилась судь-
ба этого важнейшего пункта. Потеряв
Умань, противник потерял единственную
коммуникацию, позволявиую ему манзв-
рировать своими войсками на юге.

Второй, тоже’ очень важный узел до-
рог на этом участке, — станция Xpu-
стиновка. Развивая свой успех на юг oT
Звенигородки, ‘развертывая борьбу за
Умань, наши части рядом поеледователь-
вых ударов продвинулись вперед и в на-
правлении Христиновки. Подразделениям
Красной Армии удалось разгромить не-
сколько сильных заслонов противника и
выйти на подступы. к Христиновке. Нем-
цы предприняли несколько контратак. Но
советекие воины, отбив все вражеские
контратаки, овладели Христиновкой и не
только углубили прорыв, но и расширили
его.

В результате наступлёния войск 2-го
Украинского фронта 6 танковым, 7 пе-
хотным и 1 артиллерийской  дивизни
немцев нанесены тяжелые поражения:
Гитлеровцы оставили на поле боя свыше
20.000 трупов солдат и офицеров. Шо
предварительным данным, войска 2-го
Украинского фронта захватили свыше
500 танков и самоходных орудий, из них
200 вполне исправных «Тигров», <Пан-
тер» и <«Фердинандов», около 600 поле-
вых орудий разного калибра, свыше
12.000 автомашин, более 50 складов с
вооружением, боеприпасами и другим во-
енным имуществом. Взято в паен более.
2.500 немецких солдат и офицеров.

Воздушное сражение над караваном

Потоплены тралыцик и сторожевой корабль противника. —
Сбито 24 немецких самолета, :

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ

ФЛОТ, 10 марта. (По телефону от наш.
‚корр.). Несмотря на большие потери в ко-
раблях, немцы пытались подбросить мо-
рем подкрепления своей нарвской груп-
пировке. Вчера на коммуникациях был
нова обнаружен караван противника. Для
удара по нему вылетели штурмовики,
_ Первой подошла к цели и атаковала
вражеские корабли группа самолётов
«Ильюшин-2», ведомая гвардии лейтенан-
том Родионовым. Летчики преодолели за-
градительный огонь и сбросили бомбы.
Один тральщик сразу пошёл ко дну, три
других загорелиь. =  ee

Bexex 3a Родиобовым появилась группа
штурмовиков под командованием т. Нау-
мова. Лётчики потопили сторожевой ко-
  рабль противника. Были отмечены попа-
дания в ранее поврежденные корабли.

Немецкая истребительная авиация ока-
зывала сильное сопротивление. Над ка-
раваном барражировало не менее 20
«Фокке-Вульф-190». Между ними и
нашими истребителями прикрытия раз-
вернулось ожесточенное сражение,

С численно превосходящей группой

вражеских самолётов вели бой балтийские
истребители — Герой Советского Союза
капитан Ковалев, его однофамилец лейте-
нант Бовелев, капитан Павлов, лейтенант
`Бородачев и младший лейтенант Лысенко.
Бой проходил на полувертикалях. Первый.
«Фовке-Вульф» сбил Бородачев. Почти
одновременно с короткой дистанции пора-
зил второй вражеский самолёт лейтенант
Ковалев. Затем ему удалось зайти в хвост
третьему истребителю и сбить его. Сни-
зившиеь, Ковалев обнаружил еще один не-
мецкий истребитель, атаковал его и тавже
сбил. Таким образом, лейтенант Ковалев в
одном бою уничтожил три немецких ист-
ребителя. Два <Фокке-Вульфа» сбили ка-
питан Павлов и Герой Советского Союза
Ковалев с младшим лейтенантом Лысенко.

При втором налёте на караван анало-
тичный б0й провела группа истребителей
нод командованием майора ФЖарникова.
Отважно сражались молодой лётчик млад=
ший лейтенант Тимошкин, капитан Але-
шин и лётчики Петухов и Тачаев. fe

Вее попытки немцев сорвать штурмовку
каравана. успеха не имели. Немцы поте-
ряли при этом 24 самолета.

ХЕ ПЛЕНУМ ВЦСПС

Вчера, 10 марта; в 6 часов вечера в Ко-
лонном зале Дома Союзов открылея ХПН
пленум ВЦСПС, В работах пленума прини-
мают участие председатели центральных
комитетов и ряда областных‘ и ‘фабрично-
заводских комитетов профсоюзов. В числе
гостей — руководящие работники промыш-

ленности, рабочие-стахановцы и инженер-.

нс-технические работники, профсоюзный
актив московских предприятий.

Появление в зале секретарей ВЦСПС
тт. Н. М. Шверника, В. В. Кузнецова, К. И.
Николаевой и Членов Президиума ВЦСПС
присутствующие встречают продолжитель-
ными аплодисментами.

ХИ пленум ВЦСПС открывает тов. Н; М.   прения.

1ШНверник. По его предложению единоглас--
но утверждается следующая повестка: дня:

1. О работе профсоюзных организаций по
дальнейшему развертыванию Всесоюзного
социалистического соревнования.

2. О мерах по дальнейшему развертыва-
нию и улучшению индивидуального и кол»
лективного огородничества в 1944 году.

3. Об усилении общественного контроля
профсоюзных организаций над работой ста»
ловых, магазинов и подсобных хозяйств.

4. Организационные вонросы.

С ‘докладом по первому вопросу выстуз
пил секретарь ВИСИС тов. В. В. Кузнецов,
После доклада тов. Кузнецова начались

Вручение орденов

Заместитель Предселателя Президиума
Верховного Совета СССР и Председатель.
Президиума Верховного Совета Литовской
  ССР тов. Ю. И. Палецкисе вручил _ вчера
\срдена и медали  награжденным.

Орден Ленина и медаль «Золотая Звез-
  да» вместе с грамотой о присвоении звания
Героя Советского Союза вручаются герои-
ческим. участникам форсирования Днепра
ефрейтору Н. С. Чинину, гвардии сержанту
М. Мамраеву, старшим сержантам П. С.
Колодяжному, Г. Е. Шетинину, старшине
Ф. С. Лапушкину, гвардии: младшему лей-
тенанту И Е. Егорову, капитану Н, A.
Исупову, гвардии капитану. Ф. Е. Хребтову,
а также награжденным за боевые подвиги
сержанту И. А. Норкину, лейтенанту И, С.
Улитину, старшим лейтенантам В. В. Мар-
кову, Г. М. Паламарчуку, гвардии старшим
лейтенантам Н. И; Щетинину, С. Г. Рлин-
кину, капитанам С. П. Давиденко, В, И,
Кононенко, гвардии ‘капитанам Н. 3
Зиновьёву, В. В. Пирогову. :

За; образцовое выполнение боевых зада-
ний командования на фронте борьбы с неЕ-
мецкими захватчиками и проявленные при
этом доблесть и мужество ордена и меёда-
ли получает группа лиц офицерского, сер
жантского и рядового состава Красной Ар-
мии. ;

+

и медалей СССР

Группа офицеров получает награды 3a
свои боевые заслуги, а также повышение
квалификации летных кадров и  обеспече-
ние действующей армии авиационным во-
оружением. i

Ордена и медали за образцовое выпол-‘
нение заданий правительства по добыче и
переработке нефти и обеспечение нефте-
продуктами армии, промышленности ‘в сельз
ского. хозяйства вручаются группе: работ-
ников ‹ ыэфтяной промышленности,

Группа работников танковой промыш-
ленности получает награды за успешное
выполнение заданий Государственного Ко-
митета Обороны по ремонту танков и ди-
зелей. А

Ордена и медали за отличнае выполне-
ние заданий правительства и военного _ ко-
мандования были также вручены Герою
Советского Союза венерал-майору Д. Н;:
Голосову, гвардии подполковнику И. П,
Субботину, генерал-майору технических
войск М. Т.  Ступакову и др.

Тов. Ю. И. Палецкис после вручения ор-
денов и медалей обратился к награжден-
ным с краткой речью и в заключение сер-
дечно поздравил получивших награды то-
варищей и пожелал им дальнейших успе-

хов в их работе,
a \ (ТАСС):