ВСЕОБЩАЯ ЗАБАСТОВКА
В СЕВЕРНОЙ. ИТАЛИИ

2 марта в крупнейшем промышленном
центре Северной Италии — Милане — нача-
лась всеобщая забастовка, которая распро-
странилась на всю территордю Италии, ок-
купированную немцами. В настоящее время
стачечная волна охватила все районы Ита-
лий к северу от провинций Тоскана и Эми-
лия до границ Франции, Швейцарии и Ав-
стрии. По сведениям швейцарской печати,
которая наиболее полно освещает стачеч-
ное движение, забастовка организована И
проводится подпольным комитетом.

В первые дни римское радио, контроли-
руемое немцами, и итало-фашистская печать
отрицали налнчие забастовок. 8 марта рим-
ское радио вынуждено было сообщить” 0
забастовках в Северной Италии, причем
указывалось, что бастуют 208 тысяч: италь-
янских рабочих! Лондонское радио счита-
ет, что эта цифра преуменьшена в 10 раз.
Швейцарская газета «Националь Цейтунг»
вазывает цифру в 5 миллионов человек. Во
всяком случае все сообщения иностранных
источников свидетельствуют о крупном 3a-
бастовочном движений, охватившем все
крупвые города Северной Италии. . Басту-
ют рабочие военной промышленности И
транспорта в Милане, Турине, Генуе, Фло-
ренции, Болонье и других менее крупных
городах. Крупнейшие итальянские военные
заводы Бреда, Пирелли и другие бездейст-
вуют. По последним сведениям, к бастую-
тлим рабочим присоединились тысячи Вла-
дельцев магазинов.

В Милане происходят серьезные столкно-
зения между бастующими итальянскими Р9-
бочими и немецкими оккупационными BOH-
сками. Немцы срочно потребовали  Под-
крепления и применяли против рабочих
танки. Заводские здания заняты отрядами
СС. В Болонье, Генуе и Турине также про-
исходят волнения. Но главный очаг стачеч+:
вого лвижения находится В Милане. Хотя
фаптистские власти об’явили в связи с за-
бастовкой локаут до 8 марта. и угрожают
жестокими репрессиями рабочим, если пос-
ледние не пристунят к работе до _8 ‘марта,
стачезное лвижение не только не заглохло,
но, наоборот, расширяется. Вот что пишет
по этому поводу. итало-фаптистская газета
«Гадзетта дель Пополо»: «Для того, что-
бы справиться с положением, правительство
решило принять чрезвычайные меры Басту-
ющие рабочие будут об‘явлены дезергира-
ми со всеми ‘вытекающими последствиями,
если они не вернутся к станкам. В Милане
начнет действовать презвычайный суд».

Немецкие оккупационные власти делают
отчаянные попытки, чтобы остановить ста-
чечную волну, Но это им не удается.

‚ Забастовки в оккупированной части Ита-
лии происходили и раньше, но никогда еше
не достигали такого размаха, как теперь.

Если раныне забастовки не носили мас-
сового всеобщего характера и ограничива-
лись хотя бы внешне чисто экономическими
требованиями, то в настоящее время басту-
ющие выдвигают наряду с экономическими
и ряд других требований.

Итальянское население сопротивляется
насальственному угону итальянцев на ра-
боту в Германию и мобилизации итальян-
цев в германскую армию. Несмотря на все
ухишрения итало-фашистсках наймитов
Гитлера и немецких оккупационных вла-
стей, насильственный угон в Германию
встречает резкий отпор среди ятальянско-
го населения. Такоё же сопротивление
встретила об’явленная фашистскими вла-
стями  мобилизаная в германскую армию

пля отправки на фронт в Неттуно и Ha
другие фронты. По многочисленным с00б-
шениям иностранной печати, в итальян-

ских частях, которые немцы пыталась от-
править на фронт, вспыхнули серьезные
волнения. Многие итальянские солдаты,
отправленные из Милана, выпрагивали из
поездов, а другле выбрасывали свое ору-
жие. Один полк горных стрелков полно-
стью дезертировал. Дезертирство из армии

и массовое уклонение от явки на призыв-
ные пункты лиц, подлежащах призыву,

приняли такие размеры, что Муссолини из-

дал приказ, в котором угрожает смертной
казнью всем итальянцам, уклонившимся
от мобилизации. Угрозы, приказы сыплются
как из рога изобилия. Смертная казнь бу-
дет применяться и в Том случае, если
явившиеся на призывной пункт будут от-
лучаться без разрешения начальства. Эти
факты красноречиво свидетельствуют об
отношении итальянцев к так называемому
_ «неофашистскому правительству». Много

итальявцев, подлежащих мобилизация и

отправке на работы в. Германию, бегут в

партизанские отряды и активно борются с

немецкими оккупантама.

Массовое движение против отправки
итальянских рабочих в Германию, начав-
ue

Л. ПЛАТОВ _

ожи

Тогда еше дрались на окраинах, дым и
пыль висели в воздухе, но жители примор-
ских улин уже выбирались из погребов и
подвалов, где пережидали штурм.

Горол был гол, без заборов и деревьев, с
ломами об одну стену, с крышами. превра-
тившимися в арки из провисших стропил,
город-пустырь. заваленный шебенкой и-му-
сором. Лейтенант Ветлугин, поднимавитий-
ся вверх по узкой улице, подумал; что в
этом городе все дворы теперь сделались
проходными, ‘а море стало’ видно OTOBCIO-
ду: рейл, корабли на рейде и— от гори-
зонта до берега — сверкающая мелкая
рябь, точно на воду просеивался солнеч-
НЫЙ ЛОЖЛЬ.

На этом мерцающем светом фоне Ветлу-
гин Увидел группу женшин, теснившихся
подле какого-то полуразрушенного  строе-
ния. Подойдя, он рассмотрел, что они ок-
ружают старую женщину, лежащую на тю-
фяке у входа.

Его поразило мучительное внимание, ©
каким она вглядывалась в прохожих. За-
слышав приближение твердых мужских ша-
гов, она делала попытку встать, припотни:
малась на локтях, вытягивала шею. Воен-
ные вереницей проходили мимо, бренча ко-
телками, громко  переговариваясь, — не
останавливался никто.

Ветлугин почувствовал вдруг странную
скованность‘ движений: она смотрела Ha не-
го. Глаза y нее были обеспвечены горем,
очень светлые, как У всех, кто много пла-
кал в своей жизни, с беспомощно грустным
и коротким выражением. И вместе с тем
было что-то настойчивое, требовательнсе в
этом взгляде. Только позже Ветлугин по-
нял. чго это был взгляд умирающей: 3

Невольчо он замедлил шаги. Старуха
беспокойно заворочалась на своем ложе, о
чем-то спросила, переводя глаза с Ветлу-
гина на хлопотавших возле нее’ женитин,
будто не доверяя себе, страстно желая и
не смея поверить.

— Ты ‘одел зеленое, — донесся mo Bet-
лугина голос. очень слабый,  надтресну;
тый. — Зачем? Тебе лучше было в синем.

Излатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА — СССР.

ГМ100761

‘ев итальянского населения к новому фаши-

LARUE

шееся в городах оккупированной Италим,
вылилось в форму забастовок. Стены до-
мов ‘в Милане, Турине. Генуе покрыты пла-
катами, призывающими рабочих стойко со-
противляться немецким оккупантам. Заба-
стовки проходят юд лозунгами: «Да здрав-
ствует свобода!», «Вон ‚немцев!».

Забастовочное движение развернулось на
фоне усилившейся деятельности итальянских
Партизан. Перечень операций, проведенных
партизанами за последнюю неделю, пока-
зывает. что партизанское движение достаг-
ло определенного размаха. В Болонье в
результате взрыва бомбы замедленного
действия разрушено здание фашистского
центра. Партизаны совершили налет на
авиационный завод в Ломбардия и уничто-
жили его, поврецили завод оптических ин-
струментов. Взорван эшелон с самолетами,
предназначенный для отправки на фронт:
Разрушен важнейшай участок железнодо-
рожного пути в горной ‹ части провинции
Удине. За эту же неделю убито 6 фанши-
‚стских чиновников. и

В последнее время атало-фашистская
печать со ‘страхом констатирует роет CO-
противления итальянского населения ок-
купационным властям и BK итальянским
прислужникам. Газеты полны нападок на
атальянцев, которые не желают сотрудни-
чать < ‘марионеточными властями. «Фаши-
стско-республиканские» круги, как Имену-
ют себя новоявленные  «неофашисты», чрез-
вычайно раздражены отношением всех сло-

стскому движению. Известный  гитлеро-
вен Фариначчи, тесно связанный © Te-
стано, жалуется в «Реджиме фашиста»,
что громадное большинство , итальянского
нарола «потеряло теперь чувство чести Я
долга, ибо итальянцы отказываются 6б9-
роться на стороне армди и примкнуть к
республиканскому _ ‘фашизму».. Кроме со-
противления рабочих промышленных цент-
ров, вылившегося в форму всеобщей заба-
стовки, и деятельности партизан, возмуще-
ние печати вызывает также пассивное CO-=
противление итальянского населения, ке-
торое фашистская газета «Амброзиано»: Ha.
зывает «аттентизмом» или «фанестризмом»
(«стояние у окна» — «выжидательная по-
зиция»). Многочисленные горькие сетова-
ния итало-фашистской печати, требования
некоторых газет, чтобы все «аттентисты»
были отправлены на, принудительные _pabo-
ты, не могут изменить отрицательного от-
ношения итальянского народа к режаму.
Фашистская печать вела’ широкую кам-
панию, рассчитанную на привлечение на
свою сторону рабочих масс Северной Ита-
лии, и в первую очередь. Турина и Мила-
на. Газеты писали, что. новое фашистско-
республиканское ^ правительство разрешит
социальные проблемы чрезвычайно благо-
приятно для рабочих. К чему правело. это
заигрывание с рабочами, достаточно ‘убеди-
тельно свидетельствует нынешняя всеоб-
щая забастовка, начавшаяся именно в этих
городах. ;
Высказывания итало-фашляетских газет
по поводу интеллигенции показывают, что
позиция итальянской интеллигенция яв-
ляется более чем недоброжелательной
отношению к фашистскому режиму. Фа-
риначчи прямо заявляет, что «профессора
ничего не сделала для того, чтобы приспо-
собиться к новой политической обстанов-
ке и’ пробудить сочувствие к существую-
шему режиму». Газета «Иль фашио»
резко’ нападает на интеллигенцию, o6-
викяя ee B ошпюртунизме. Ona  пи-
пет. что «итальянские университеты
являются очагами: антигерманской и; ан-
тифашистской пропаганды», ий призывает
власти закрыть все университеты, за ис-
ключением  мелицийского факультета и ин-
женерного училища. ›
Всеобщая забастовка в Северной Итаяаи
вскрыла подлинное отношение итальянско-
го народа к германской оккупации и фаши-
стскому режиму. Немцы ведут себя в
Италии, как в любой оккупированной стра-
He, осуществляют  политяку ‘открытого
грабежа, создали невыносимые условия су-
ществования для итальянского населения.
Ограблению Италии гитлеровцами помога-
ют ях итало-фашистские прихвостни. Про-
довольственное положение в Северной
Италий стало нестерпимо тяжелым.
Последние события в Северной Италии
свидетельствуют о ‘том, что итальянское
население становится на путь открытой
борьбы < немецкими бандитами и итало-

фашистским режимом. Всеобщая забастов-
ка показывает, насколько непрочен фаши-
стский режим в Северной Италии, который
держится только при помощи
HITHIKUB.

немецких
М. МИХАЙЛОВ.

РАССКАЗ

Потом совсем тихо, с оттенком жалобы:

— Леточка моя... ;

Слабые руки обняли его за шею и “OH
услышал странное хрипение, точно слезы
накипали в груди, но плакать было уже не-
чем. :
Он стоял в неудобной позе, на. коленях,
боясь пошевелиться, потревожить. боль-
ную. Где-то далеко погромыхивало, бой
удалялся. Благословенная тишина опуска-
лась на землю.

Как это пгоизошло? Почему женщина
приняла его за своего сына? Можно ли
сейчас, в минуту; которую она, наверное,
ждала долгие годы, грубо оборвать ее,
сказать: ‹Это ошибка, я не сын ваш...».

Вздох облегчения пронесся, как тихое
дуновение над ухом:

— Хорошо... Теперь хорошо...

И вдруг пальцы, пожатие которых было
совсем слабым, разжались. :

Веатлугин, не понимая, смотрел на нез-
накомое лицо, на морщинистые тяжелые
веки, на глубокие страдальческие складки
у рта. Это было измученное, жалкое и не-
красивое лицо, но сейчас оно удивительно
преобразилось. Улыбка, осветив его, Tak
и осталась на нем.

Кто-то из женшин уложил руки старухи
крестообразно на грули. Ветлугин поднял
умершую вместе с ее тюфячком, внес осто-
рожно в землянку, положил на какие-то
нары. Женщины суетливо оправляли по-
душки, простыни: :

Он ушел, сказав, что постарается зайти
еще.

Вечером он снова побывал в землячке.
Опустив голову и машинально поглаживая
диск своего автомата, он выслушал BCE,
что хотели ему рассказать...

Марья Никитишна Ткаченко, мать моря-
ка, жила при немцах, как все живут: жла-
ла. Тогда это стало равнозначущими поня-
тиями: жить — ждать. Ничто не могло по-
дорвать в_ней упрямую ‘веру в То, что сын
ее скоро. вернется.

редакпии-—Д 1-08-03;

по  .

‘сточной Азии сообщает, что японские в7й:

АДРЕС РЕЛАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва. Сушевская ул., 21.
вам. 078.  секретаря-—-Д
доб. 8 иностразный отдел—доб, 1-15, 1-35; сектор nn

К

‚ Выступление Нонса

ВАШИНГТОН. И марта. (ТАСС). Мор-
ской министр США Нокс, выступая в Ко-
миссии по иностранным делам палаты пред-
ставителей США, призывал к проллению
без поправок 3akoHa o передаче взаймы или
в аренду вооружения. «Если наши. союзни-
ки, — сказал Нокс, — должны сделать все,
что в их силах, для нас так же, как и для
себя, они должны быть уверены в том, что
отправка им материалов на основе закона ©
передаче взаймы или в аренду будет про-
должаться в полном об’еме».

ЗАЯВЛЕНИЕ ХЭЛЛА

ЛОНДОН, 10 марта. (ТАСС). Как пере-
дает вашингтонский корреспондент ‹ агент-
‹тва Рейтер, государственный секретарь
США Хэлл заявил на  пресс-конференции
10 марта, что государственный департамент-
поднимает вопрос. о закрытии ‘дипломати-
ческих миссий держав оси в Дублине (сто-
лица Эйре). Американский посланник В
Дублине обсуждал: этот ворое с властями
Эйре. Государственный департамент на-
деется сделать сообщение по этому вопро-
су И марта. Хэлл заявил, что он рассмат-
ривает этот вопрос во всех аспектах. Это
заявление Хэлл сделал в ответ на вопрос
корреспондентов о шпионской  деятельно-
сти держав оси в Эйре.

Сообщение государственного
департамента США

ВАШИНЕТОН, ПИ. марта. (ТАСС). Госу-
дарственный департамент США  об’явил,
что правительство Эйре отклонило просьбу
правительства США об удалении диплома-
тических и ‘консульских представителей
держав оси из Эйре.

——==

Предстоящая поездка Лимэна
в Лондон и Каир

ВАШИНГТОН, 10 марта. (ТАСС). Гене-
ральный директор ЮНРРА (Алминистра-
ция помощи и восстановления Об’единен-
ных наций) Лимэн об’явил, что в ближай-
ее время ‘он намерен выехать в Лондон и.

Каир для. совещания с работниками
ЮНРРА.
СМЕРТНЫЙ ` ПРИГОВОР
пюшЕ

ЛОНДОН, 11 марта. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер из Алжира, суд
празнал Пюше виновным в сотрулничестве
с немцами, а также в передаче француз-
ской полиции в распоряжение немцев и др.
преступлениях и’ приговорил Пюше к
смертной казни. : :

Пюше предоставлено ‘24 часа на обжало-
вание приговора. :

Отставка турецкого посла
в Англии

дает агентство Рейтер, турецкий посол 8

Англии Рауф Орбай вышел в отставку.

oe

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ.
И В БИРМЕ.

ЛОНДОН, И марта. (ТАСС). Шкаб
об’единенного командования вооруженны-
ми силами союзников в юго-западной ча-
сти Гихого океана’ сообщает, что войска
союзников, действующие на полуострове
Виллаумез (Новая Британия), заняли один
пункт ий посадочную площадку в Таласи. В
севернсй части . полуострова несколько
ATIOHCKUX частей отрезано от основной груп-
пировки.   : : REET

Бомбардировочная авиация союзников
атаковала японские позиции на острове Ма-
нус (острова Адмиралтейства) и Рабаул
{Новая Британия), на\ который было сбро-
нтено 134 тонны бомб. 5

Сухопутные войска союзников на Новой
Гвинее продвигаются по направлению К
Малавнгу. i ть ее

ЛОНДОН, 11 марта.
команлования войск союзников в Юго-Во-

ска, действующие в долине Хукаунг, от:
ступают в юго-восточном ` направлении.
Войска союзников продвигаются к югу OT
Маунгдау и перерезали дорогу Бутидаунг—
Маунглау 9 и 10 марта авиация со-
юзников продолжала’ атаковать японские
позиции в долине. Аракан и в районе рек
Чиндвян и Каладан. Истребительная авиз-
ция союзников повредила железнодорож-
ный мост и мост на шоссейной дорога,

— Верьте, вёрьте, — шептала OHa тем,

кто `отчаивался, падал духом. — Надо: ве-
рить, ждать. Недолго уже...
‚ А в городе было трулно жить, жутко:
мертвецы: висели почти на каждом балко-
не. Выработалась привычка ходить по ули-
цам, не подымая глаз до уровня второго
этажа. Страшно было встретиться со стек-
лянным взглядом повешенного, YBHAeTb
бледное, искаженное гримасой предсмерт-
ного страдания лицо и вдруг узнать 3Ha-
комого, родственника, друга. ;

Особенно страшно было по вечерам. Темь
вокруг: темный, притаивиийся, неподвиж-
вый город. Изредка блеснет во мгле узкая
полоска света, вертикальная, как кошачий
зрачок в ночи. То в щель между маскиро-
возными штбрами проскользнул электриче-
ский свет. Электричество проведено только
в те квартиры, где поселились немцы.

Живут они и рядом с Марьей Никитиш-
ной Прислушиваясь к пьяным выкрикам
за стеной, Марья Никитишиа
коптилку, которую в городе научились на-
зывать ласково «светлячок», вынимает из
сундучка фотографию сына; смотрит He
часмотрится перед сном. ?

— Приснись мне, ‹ сыночек, — просит
сна. — Приснись, милый. День был очень
тяжелый сегодня. Дашеньку из пятого но-
мера угнали в Германию. Осип Иванович,
старичок, умер, мы его на саночках свезли
на кладбише...

Она разговаривает с изображением сына,
Гассказывает новости по дому, думает
вслух, вспоминает,

— Мало я тебя видела, светик мой, —

жалуется она. — То в училище ты.. То с
товарищами... То в море ушел...
щался-б домой скорей...
- И сын возвратился.
неудавшаяся попытка нашего десанта. К
утру бтих гром канонады, к которой жителя
прислушивались с лихорадочным волнени-
ем, и через город: прогнали пленных:

Среди них не было ий одного, кто. не был
бы ранен. Некоторые брели сами, опираясь
на палки, других товариши вели под руки.
Они шли молча, стараясь не стонать, стис-
нув зубы, не глядя на конвоиров, подгоняв-
ших их окриками,

Кто-то сказал, что видел между пленны-
ми сына Марьи Никитишны. Ей побежали

1-12 82 и комму татор,

: Типография

РАСНЫЙ ФЛОТ.

(ТАСС). Штаб.

зажигает.

Возвра- .

Это была’ первая

Коммутатор релакции 2 8-20-00 no ЛД 8.20:06 Теле
лоб. 20; отдел боевых действий флота—лоб. 29, 86;
сем лоб. 23; отдел оформления—доб. 1-18; библиотека—лоб. 13: ивлательетва- вачальник Д 1-12-60; бу

`«Красное Знамя», Сущевская, 21,

Американская печать
о советско-финских отношениях

НЬЮ-ЙОРК, 9 марта (ТАСС). Многие
американские газеты и журналы продолжа-
ют одобрительно отзываться о советских
условиях. перемирия, предложенных Фин-
пяндии. Отметив, что эти условия «далеки
от того, чтобы быть суровыми», журнал
«Нэйшн» указывает, что Финляндии будет
‘нелегко интернировать ‘находящиеся на ее
территории германские войска. Однако, пи-
шет журнал, «Россия вряд ли могла бы по-
требов@ть нечто меньшее, и, несомненно, не
в интересах Англии и США было бы позво:
лить 7 германским дивизиям бежать из Фин-

AHHH.

. Ней «Нью рипаблик» также отмеча-
ет, что советские условия являются вели-
кодушными. «Если эти условия считать су-
ровыми, — пишет журнал, — то мы можем
спросить, что же было бы разумным?»- По
мнению журнала. Финны, очевидно, стремят-
ся затянуть решение о дринятии советских

ЛОНДОН, И марта. (ТАСС). Штаб. аме-
риканских вооруженных сил Ha европейском
театре военных операций сообщил, что 11
марта американские тяжелые бомбардиров-
шики совершили налет на различные об’ек-
ты в Западной Германии и в районе Па-де-
Кале Они действовали под прикрытием ан-
глийских и американских истребителей.

Английское министерство информации
сообщило 0” том. что в Ночь на 11 марта
бомбардировщики «Ланкастер» совершили
налет на три авиационных завода В Цент-
ральной н Южной Франини. Бомбардиров-
шики «Москито» совершили налет Ha раз-
личные об’екты в Западной Германии, Один
самолет не вернулся на базу.

ЛОНДОН, Ц. марта. (ТАСС). Штаб аме-
риканских вооруженных сил на европей-
ском театре операций сообщил, что в тече-
ние февраля` этого года американские само-
леты, базирующиеся на Англию и на Италию,
сбросили на германские авиационные заво-
ды и другие об’екты 24 тысячи тонн бомб.
За этот же период было сбито 905 враже-
ских самолетов. Американская авиация со-
вершила: в течение февраля 20 налетов на
17 авиационных заводов и 22 налета на 20
‘азродромов в Германии и на ‚оккупирован-

ЛОНДОН, 11 марта. (ТАСС). Главный
штаб войск. союзников в Италии сообщает,
что в Адриатаческом море продолжаются
морские операции. Английские эсминцы 8
ночь на 9 марта обстреляли города на ост-
гове Корчула (у югославского побережья),
которые оккупированы немцами. В ту же
‘ночь в Неретлянском проливе (межу во-
сточным берегом острова Хвар и побережь-
ем Югославии) легкие корабли береговоЯ
сборокы Псдожгли небольшое каботажное
судно противника. Огонь неприятельских
береговых батарей не причинил кораблям

союзников повреждений.
#. i 4 ;

‚ ЛОНДОН, 11 марта. (ТАСС). Как пере-
дает английское министерство информации,
по сведениям, полученным в Лондоне, за
весь‘ период германской. оккупации ‘во
Франции на каждые 100 франвузов прихо-
дится один арестованный и на каждую ты-
сячу ° французов — один расстрелянный.
Всего За период оккупации было арестова-
но:400. тысяч и расстреляно 38 тысяч фран-
цузских мужчин и женщин. Кроме того,
было отправлено в германские концлагери
75 тысяч французов.

БРАЗЗАВИЛЬ, 11 марта. (ТАСС). Браз-
завильское радиб сообщает, что гитлеров-
скиё ‘оккупанты, озлобленные провалом
своей карательной экспедиции в Верхнюю
Савойю, в слепой злобе истребляют мирное
французское каселение и сжигают жилища
франпузов. На-днях гитлеровцы сожгли
дотла Несколько деревень в департаменте
Пром В департаменте Эн  произошлс
столкновение между отрядом  гитлеров-
ских войск и партизанами. Хотя гитлеров-
‘цы имели артиллерию, партизаны убили 30
немцев, в том числе 12 офицеров, й рани-
ли 60. Раз’яренные оккупанты по. приказу
немецкого генерала сожгли 400 домов и

ЛОНДОН, Ш марта, (ТАСС). Агентство
Рейтёр передает’ сообщение. радио Виши 6
том, что 9 марта 15 французских партизан,
вооруженных винтовками и пулеметом, на-

передать об этом, но не застали уже, — за
ней приехала машина из гестапо и увезла.

Несколько дней о Марье Никитишне не

слыщали ничего. Потом стало известно, что
чемцы заставили ее присутствовать при до-
просе сына, надеясь, что так легче будет
заставить его говорить. Сначала, передава-
ли, она валялась в ногах у палачей. Сын
сказал ей: «Стылно, мама», — единственные
слова, которые вымолвил на допросе. Тог-
ла она замолчала.
_ Ona молчала все время, сидя в Углу на
поставленном для нее стуле, подавшись
впёред, стиснув руки на груди под платком.
Она не проронила ни ‘звука, только преры-
висто, хрипло дышала, пока его пытали у
‘нее на. глазах. Лишь когда боль стала
пестерпимой и он страшно’ заскрежетам зу-
бами, она покачнулась и, стараясь удержать
равновесие, схватилась за стену, и тут Уви-
дели, что руки у нее в крови, — она все вре-
мя разрывала, царапала их ногтями, чтобы
не кричать.

— Вот какой вы упрямый и несговорчи-
вый, Ткаченко, — заметил укоризненно не-
мец, руководивший допросом. — Никак не
хотите пожалеть свою матушку...

На казчь его везли на грузовике, — сам
он итти ве мог. Тело лейтенанта Ткаченко
было уже мертвым, жила только одна го-
лова. Она поворачивалась очень медленно,
моряк подолгу не отрывал взгляда от зда-
ний, мимо которых его провозили, прошался
с родным городом.

Два полицейских вели следом за грузо-
внком мать.

Грузовик остановился. и она упала бы,
если бы провожатые не держали ее крепко
под локти. Она не замечала, не слышала
ничего, что творится вокруг.

На площадь перед зданием, гле раньше
помещался клуб водников, полицейские сго-
няли людей. Лейтенанта Ткаченко сняли с
грузовика и поволокли, внутрь дома.

..Молчит, не шелохнется толпа на пло-
щади, смотрит на моряка, которого вывели
на балкон Ветер, дующий с моря, треплет
его волосы. будто дружеская рука ободря-
юше гладит Город в розовой дымке утра
расстилается перед ним. сбегает уступами
к морю Моряк смотрит поверх крыш, туда,
гле синеет горизонт.

Что он вилит там, за чертой горизонта? Мо-
жет быть, будущее: завтрашний день и

Военные действия в Италил

Гитлеровекия террор в OKKYNHDOBAHHBIN странах

‘февраля полицейский суд в городе

‘зывается в приговоре, группу, целью кото-

Убийство начальника лавалевской полиции в Верхней Савойе

фоны: для вправок — доб, 1-73; вам;
отлел пропаганды-—Д 1-11-45;

условий для того, чтобы позволить
ским войскам уйти из Финляндии,

Выходящая в Бирмингеме {штат
ма) газета «Эйдж геральд» пишет:

какую бы территорию

МИ, ПОСКОЛЬКУ советские
дают им возможность выкарабкаться из
ужасного положегмя».

Газета «Стар таймс» {выходит B

мое большее, ‘на что могла
побежденная страна».

«Поскольку советские условия; — пишет
Колумбии), —

кажутся справедливыми при нынешних об-
следовало бы их

газета «Стейт» (выходит в

стоятельствах, Финнам

принять», ,

Действия авиации. союзников

Американский 8-Й   вызвал

ных ею территориях.

авиакорнус, базирующийся на Англию, по-
250 «Летающих   мьер-министра» Мандича и «министра ино,
то-есть 2,5
пропента общего числа бомбардировщиков,
участвовавших в налетах, а также 70 ист-
одного  ния борьбы против партазан, Гитлер 06 s,

терял в этих операциях
крепостей» и «Либерейторов»,

ребителей, что составляет менее
пронента от общего количества истреби-
телей, принимавших. участие в операциях в
феврале. 9-й авиакорпус, базирующийся на
Англию, потерял 17 самолетов.

Как передает агентство Рейтер, во время
налета американской авиации на промыш-
ленные об’екты в районе Берлина и в Цен:
тральной Германии, совершенного 9 марта,
истребительная авиация противника не ока-
зала сопротивления американским самоле-
там. Огонь зенитной артиллерии противни-
ка был весьма интенсивным. Летчики на-
’блюдали в: районе об’ектов крупные пожа-
ры. Не ‘вернулись на базы 7 американских
бомбардировщиков и 1 истребитель.

ЛОНДОН, 11 марта. (ТАСС). В Лонлоне
сфициально об’явлено о том, что утром
марта самолеты береговой обороны «Мо-
скито» сбили в воздушном бою Над Би-
скайским заливом 8 германских самолета,
«Ю. 88».   1

На фронте английской 8-й армии, на ос-
новном фронте американской: 5-й армии И
на плацдарме в районе Анцио действовали
патрули. -

10 марта средние бомбардировщики = CO-
вершиля налеты на сортировочные станций
Тибуртина. и Литторио в. Риме. Легкие бом-
бардировщики сбросили бомбы на артил-
лерийские позиции врага и пункты сосредо-
точения немецких войск у плацдарма В
районе Анцио. Средиземноморская авиация
союзников совершила около $00 самолето-
вылетов. Активность вражеской авиации
ограничилась 25 самолетовылетами в райо:
не Рима.

met

убили несколько десятков ни в чем не по-
винных мужчин и жениин. м
СТОКГОЛЬМ, 11 марта. (ТАСС). Гитле-
ровская газета «Дейче пейтунг ин ден Ни-
дерланден» опубликовала сообщение о ря-
ле судов над голландскими патриотами. 21
Утрех-
те приговорил к смертной казни 6 голланд-
цев, обвиненных в систематическом пре?
следовании голландских фашистов и рас-
пространении антигерманских листовок. 24
февраля был вынесен приговор по делу
7 голландцев, организовавших, как ука-

рой являлись срыв мероприятий герман-
ских властей и разрушения немецких воен-
вых об‘’ектов. Все 7 подсудимых были при-
говорены к смерти.

ЛОНДОН, Ш марта. (ТАСС). Лондон-
ское радио передает сообщение радио Пра-
ги о том, что гитлеровский трибунал в
Праге приговорил к смертной казни 10
чешских . граждан, в том числе четыоех,
женщин Все они были расстреляны 23
февраля. Им было пред’явлено обвинение
в храненни оружия и предоставлении убе-
жиша лицам, скрывающимся от гестапо.

пали на дом, в котором жил начальник по-
лиции Верхией Савойи. Последний был
убит в тот момент, когда пытался бежать
из дома.

своих товарищей, которые идут за ним и
придут из-за моря? Может быть, видит уже
советские корабли на рейде, длинные фа-
келы выстрелов, морских пехотинцев, про-
ворно взбегающих по узким улицам?..
Неистово закричала женщина в толне.
Оглянулись, -—- тело уже висит Ha длинной
веревке, почти касаясь носками тротуара.

Немцы не позволили соседкам  увеёти
Марью Никитишну. Так и остались на ony-
стевшей площади трое: лейтенант Ткачен-
ко, его мать и немецкий часовой, шагавший
взад и вперед под балконом с автоматом
подмышкой.

Ночь была сватлой. Из окон домов, при-
мыкавших к площади, хорошо видны были
неподвижная фигура на тротуаре и силуэт
повешенного, отбрасывавиий длинную тень
поперек площади. Мать сидела у его ног,
скорчившись, сжавшись в комок, не подни-
мая головы,

Плачет? Нет. Не слышно было. ни плача,
ви воплей только мерно стучали по тротуа-
ру тяжелые сапоги часового.

Всю ночь ‘просидела так, точно окаменев.
Прямо перед ней, за поваленной оградой
городского сквера, протянулась призрачная
лунная дорожка по Морю, ‘далеко-далеко
туда, откуда пришел к ней сын. .

Утром женщины получили
коменданта и увели ее.

Послушио шла, не оглядываясь, согнув-
шнсь, — зубы стучали, как в ознобе. Дома
легла в постель, никак не могла согреться
хоть набросили на нее все теплое, что было
пол рукой. Вечером, перед сном, вытащила
маленькую фотографию сына. И соседка
оставшаяся у нее ночевать, услышала тихий
плач и бормотание из уголка: «Сыночек
мой... День был очень тяжелый сегодня. у

Слишком страшно было все случившееся
Чудовишная судорога прошла по мозгу,
спутала все, перемешала. Прошлое прилви-
нулось совсем ‘близко и стало настоямим
течение времени остановилось. Марья Ни:

китишна продолжала ждать
ме д возвращения

Но какой-то неясн в
) ый Страх, непонятно
для ee беспокойство мучили ее ¥
— Как я нехорошо вчера сына
а видела во
сне, — говорила она. — Не к добру такой

сон. Боюсь: как там на ф
: ронте ему? Пло
может быть? Потому и снится так? ae

разрешение

nee

редактора — доб. 1-72; отв.

отдел  паргийна-комсомольской

герман-

Алаба-
«Какие

Mu
бы трудности ни стояли перед финнами,
3 они ни должны были

стдать, они могут считать себя счастливы
условия перемирия

uk

Cen

„Луи, штат Миссури) также отмечает, что
советские условия являются великодушны-

ми и что советское предложение — это «са-
рассчитывать

лтерия и отдел полниски доб, 25 в Д1 42.31

№ 61 (1628)

‚Бои в Югославии

ЖЕНЕВА, 11 марта, (ТАСС). Как 60%,
тают из. Югославии, части народно-осво,
болительной ‘армии ведут упорные наст,
Нательные бои на’многих участках pont,
в Словении. В боях в окрестностях Любля,
ны было убито. 500 гитлеровцев, Уничтоже,
но 3 бронепоезда, © бронемашины, 1 тан,
1] грузовиков и поезц с боеприпасами. }
боях на участке Любляны--Кочевье бойцы
наролно-освободительной армии захватили
у противника танк, 2 орудия, 4 миномет
12 пулеметов, много боеприпасов и другого
воениого имущества и разрушили в №,
скольких местах железнодорожную линию
Любляны—Кочевье,

Части 7-го корпуса народно-освободи.
чельной армии, ведущие бои с противни.
ком на участке Любляны-—Кочевье—Ною
Место, уничтожили гитлеровские гарнизо.
ны в трех селах. В окрестностях Триест
словенские партизаны пустили под откх
два германских поезда.

ad

i

Новые требования Гитлера к CBonn
загребоким марнонеткам

СТАМБУЛ, 1! марта. (ТАСС). По пол).
ценным здесь сведениям, на-днях Гитлер
в свою ставку марионеточных п.
вителей Хорватии — павеличевского тре,

странных дел» Перича. Сообщают, что ю
время состоявшейся встречи Гитлер по.
требовал от павеличевских властей youve.

вил Мандичу о своем намерении ввести на
побережье Далмации «германские военные
законы» и эвакуировать ‘аз ряда’ районов,
где партизанское движение приняло 0хо.
бенно широкий размах, все гражданское
население, Гитлер возложил на своих за.
гребских марионеток полную ответствен,
вость за охрану основных желевнодороя. ^
ных магистралей в Хорватии, используемых
германскими войсками.

оси

ИНТЕРЕС В США
К СОВЕТСКОЙ НАУКЕ

НЬЮ-ЙОРК, 11 марта. (ТАСС). От
жая интерес населения США к советской
науке, особенно к достижениям советской
медицины, журнал «Американский обзор
советской медицины» почти весь свой тре
тий номер составил ‘из опубликованных в
советских журналах статей видных совет.
ских медицинских деятелей. Журнал по:
местил статью о советском хирурге про’
фессоре Юдине. В журнале напечатана так»
же статья, освещающая достижения совет:
ского ‘здравоохранения в сельских мест
ностях. Профессор Сигерист, описывая ор.
ганизацию и работу медицинских учрежде:
ний в советских деревнях, отмечает, что в
Советском Союзе были приложены огром-
ные усилия для того, чтобы обеспечить
сельское население медицинским обслужи:
ванием на современной научной основе.

Статьи о новейших достижениях совет
ской науки публикуют также журналы
«Сайенс сервис» и «Сайенс ньюслеттер».

Нью-йоркская радиостанция  организо’
вала радиопередачу, посвященную дости
жениям медицины во второй мировой вой»
не. В радиопередаче принял участие совет
ский профессор  Лебеденко, рассказавший
об успехах советской военной медицины.

eg EL нисан нь

НОВЫЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ
ФИЛЬМ „КУТУЗОВ“

В Московской киностудии «Мосфильм»
закончен новый  художественно-историче“
ский фильм «Кутузов» по сценарию Вл. Со:
ловьева. Ставил фильм Вл. Петров, режис-
сер — М. Егоров, оператор — М. Гиндин;
художник — В. Егоров. Музыкальная иллю+
страция сделана композитором Ю. Шато:
риным, _

Это — фильм о славе русского оружия
о замечательном русском полководце Ми
хаиле Кутузове, о его смелости, рещитель+
ности, исключительном мастерстве военно
го маневра, благодаря чему вторгшиеся 8
Россию в 1812 году наполеоновские пол:
чища были изгнаны и разбиты,

В роли Кутузова выступает артист А. Ди‹
кий, генерала Багратиона -— С. Закариадзе
Наполеона — С, Межинский,  Барклая-де
Толли —Н. Охлопков, Дениса Давыдова-
Б. Чирков, солдата Феди — М, Пуговкии,
В фильме занято. много ведущих ‘артистов
московских театров — Ершов, Блинников,
Готовцев, Поляков, Терехов, Калужский,
Скуратов. Консультантами по картине бы:
ли академик Е. Тарле и генерал-майор
Н. Таленский.

Завтра фильм выходит на экраны столицы,
(ТАСС),

Когда же начинали расспрашивать о сне,
трясла головой, бралась за виски,

— Нет, очень страшное... Начну вспоми:
нать, голова болит...

Чтобы размыкать тоску, уходила м №
взморье. Подолгу сидела на гальке возле
перевернутых лодок и сушившихея ры’
бачьих сетей, смотрела на полуобгоревшие
сваи пирса, к которому приставали когда-то
корабли. Видимо, ее утешала и ободоял
мысль о том, что сын и раньше уходил 1
долго в море, но всегда возвращался é

Все чаще теперь появлялись над городох
наши разведывательные самолеты, Заслы
шав их рокот и безошибочно отличая его
от рокота немецких машин, Марья Ник
тицтна. приходила в волнение,  порывалась

бежать на улицу, бормотала, задыхаясь
«Он это, он...», i

По ночам, в грохоте и свисте осенних
штормов, чудились ей стрельба, гул мото.
ров. Она стискивала руку женщины, лежев
шен рядом с ней в землянке, поднималась
на локте, прислушивалась: «Ну, конечно
OH... Он это..» А на другой день жител
города узнавали, что ночью советские ка*
тега снова почти вплотную подходили К
бонам заграждения на ‘рейде.

Когда второй десант вступил в город ®
уличный бой отодвинулся от приморской
части к окраинам, Марья Никитишна улр*
сила вынести ее наружу,

— Он может не узнат $ из
рушено, Аа. ны
на стала совсем плохой послелние дни.
Силы ее были на исходе, — держал
только напряжением воли, цепляясь Ч ,

жизнь, потому что жда (
ла J xia 10
ждаться, я

Все вокруг уже теряло краски, oven
я тускнел, подергивался пеленой, 1
а увидела сына, легкими шага
подходившего к дому и вдруг останози»
шегося у порога, Все было в точности Th
как она представляла себе множестто 19%,
и это. было — счастье!.. Так в пасмурный
день бывает: разойдутся тучи на миг, в 3
ходящее яркое солнце проглянет напосле
та узкий просвет между ними...
a ane рассказал мне сам Betiy-
wien реднем крае, который к тому BM
уже довольно далеко от^лвинулся Hi
запад от освобожденного горола,

секретарь? О ть
и тветственный редактор
a П. МУСЬЯКОВ,

Tene