* июля 1944 т.

№ 157 (1724

Балтийцы поддерживают наступление
скими пехотинцами подходят к вражескому
леметами

держки, находящаяся на баржах,

устремляются на вражеский бе

Красной Армии.

На снимках

берегу. 2. Пехотинцы прыгают

}

(слева направо):

КРАСНЫЙ ФЛОТ

1. Самоходные баржи ‘с мор-

в воду и с винтовками, автоматами, пу-
рег. 3. Пехота пробилась в глубь финского острова,
переправляется на берег.

„Снимки епециального фотокорреспондента «Красного Флота»

полевая артиллерия под-

В. Федотова.

Авиация против подводных

Средства борьбы © подводными лодка-
ми’ разнообразны и эффективны. В этой
ютатье остановимся на борьбе е под-
зодным противником при помощи авиа-
ции. Наши союзники ‘птироко применяли
и применяют для поиска и уничтожения
немецких подводных лодок на коммуни-
кациях самолеты самых разнообразных
типов, обладающие большим радиусом
действия и бомбовой нагрузкой. Противо-
лодочную воздушную оборону конвоев
ведут самолеты, базирующиеся на бере-
говые аэродромы и на авианосцы эскорта
крупных конвоев.

Для того чтобы увеличить срок пребы-
вания подводных лодок на коммуника-
циях, немцы широко иснользуют так на-
зываемые подводные лодки снабжения.
Они питают подводные корабли боезала-
сом, топливом, продовольствием. Водоиз-
мещение подводных лодок снабжения —
до 1.600. тонн, запасе топлива около 620
тонн, около. 20 тонн смазочных масел, до
50 тонн продовольствия и довольно боль-
игое количество запасной алпаратуры и
частей.

Самолеты олтнаково успепено наносят
удары тем и другим.

Бои самолетов ¢ подволными ‘лодками
носят специфический характер я опреде-
ляются рядом факторов. Оружие самоле-
та против подводной лодки — противо-

лодочная бомба и пушечно-пулеметный
огонь. Действия самолетов с больших
высот не приносят эффекта веледетвие

малого размера цели, ее маневренности
и прочности корпуса. Атака с малых вы-

cot 100—600 метров опасна, так как
подводные лодки обладают довольно
ающными зенитными средствами. Ве-
POATHOCTS поражения самолета зе-
нитным огнем на малых высотах
достаточно велика. Вот почему лучше
всего атаковать глубинными бомбами

подводную лодку, находящуюся в полу-
погруженном или погруженном соетоя-
нии, если она не успела уйти на большую
глубину.

Наша авиация в тесном взаимолейст-
вии с кораблями флота охраняет комму-
никации Черного, Балтийского и Барен-
цова морей. Для уничтожения вражеских
подводных лодок применялись самолеты
самых различных типов, но прежде всего
наш «МБР-2», который с успехом дей-
ютвовал на Севере и на Юге. Особенно от-
личились летчики части майоза Гельвиг,
потопившие несколько подводных лодок.

Летчики этой части научились распоз-
навать неприятеля по ряду мельчайших
и, на первый взгляд, нехарактерных
признаков. Так, в одном из поисковых
полетов в свежую погоду ведомый епра-
ва по курсу на расстоянии 300—400 м
ваметил воздушный пузырь, Он  появил-
ся на поверхности и быстро исчез. Са-
молеты сделали резкий разворот и обна-
фужили мелкие, отдельно ‘выплывающие
пузырьки воздуха и слабые следы масла.
Пиурман ведущего самолета сбросил
аэронавигационную  бомбочку, дающую
на воде яркозеленое пятно, и так отме-
тил место погружения подводной лодки.

Наблюдая ва поверхностью моря, раз-
ведчики обнаружили периодическое по-
явление небольших масляных пятен,
веплывавших по курсу подводной лодки.
Сомнений не оставалось: враг старался
уйти от самолетов. Летчики радировали
в базу о своих наблюдениях и сбросили
противолодочные бомбы с выносом точви
прицеливания по курсу противника.

Через 20—30’ минут стало заметно,
Wo масляные пятна и пузырьки воплы-
BAT в направлении, резко отличавшемся
от первоначального. Размеры пятен зна-
чительно увеличились, По вызову развед-
чиков прибыли три < Р-2», — on
пробомбили площадь вероятного преоы-
вания подводной лодки.

В дальнейшем видимость ухудшилась,
и действия с воздуха были прекращены.
На следующий день два разведчика ee
повили, что в 2,5-=3 ‘милях coBepHee
места нанесения удара на поверхность во-

мо-
ды интенсивно выделяется масло. инк
лоты обросили четыре ей пя-

боб Лян
бомбы в центр выделения мас
лен, Затем «МБР-2» забросали площадь
противолодочными бомбами,

лодок

Перемещение центра масляных пятен
прекратилось. Но ряду признаков удалось
установить, что подводная лодка против-
ника затонула,

В нынешней войне впервые в широком
масштабе были применены самолеты-тер-
педоносцы. В настоящее время у нас
есть некоторый опыт торпедирования
подводных лодок, но возможности в этом
отношении весьма ограничены:  торпе-
дировать подводную лодку © самолета
можно только при условии, если она на-
ходитея в крейсерском мли позидионном
положении. Однако такая возможность
не исключена, особенно для торпедонос-
цев-охотников.

Так, один из наших  торпедоносцев
твардеец офицер Францев обнаружил
немецкую подводную лодку в Kpelicep-

ском положении. Францев атаковал
противника. Bech экипаж самолета
наблюдал взрыв, столб черного ды-

ма, воды и обломков. Так в истории с0-
ветекой авиации был записан первый
случай уничтожения подводной лодки
самолетом-торпедоносцем.

Второй случай последовал векоре 3a
первым. Tor же летчик  Францев
находился в крейсерском — полете.

Он обнаружил миноносец, в кильва-
тер которому следовали лве неприятель-
ские подводные лодки. Противник шел
курсом 40 градусов со скоростью 8—9
узлов. Францев решил атаковать конце-
-вую подводную лодку.

Самолет пошел в атаку. Когда он лег
на боевой курс, миноносец, ‘подводные
лодки и береговые зенитные средства
противника открыли огонь.

Атака была удачной. Через пять минут
самолет повторил заход для того, чтобы
проверить результаты, Второй подводной
лодки на поверхности уже не было. 0г-
вем зенитной артиллерии торпедоносец
был поврежден: снаряд попал в фюзеляж
впереди кабины. стрелка-радиста. Crpe-
лок-радист гвардии сержант  Антипьев
был легко ранен в ногу. Гвардеец Фран-
цев благополучно привел малнину на свой
аэродром.

Торпехоносцы против подводных лодок
используются пока в виде исключения.
Ho, как показала практика, боевое сопри-
косновение их с подводными лодками
вполне возможно. В отдельных случаях
против них могут применяться штурмо-
вики. На черноморском театре в резуль-
тате стремительных и мощных атак
«Ильюшиных-2» были потоплены две
неприятельские подводные лодки.

В первом случае два самолета «Ил-2»
вылетели на уничтожение подводной лод-
KU, располагая стандартным вооружением
и бомбами. 0507%ект атаки был застигнут
в надводном положении. В итоге оботре-
та и бомбежки с высоты 250 м от пря-
мого попадания стокилограммовой бомбы
в кормовую часть на подводной лодке
произошел сильный взрыв. На поверхно-
сти моря образовалось большое масляное
пятно диаметром, примерно, в 100 м.
Контрольное фотографирование подтвер-
дило донесение о потоплении подводной
лодки штурмовиками.

Во втором случае по радиодонесению
разведчика «МБР-2» вылетели дежурные
самолеты «Ил-2», вооруженные  проти-
володочными бомбами. Подводная лодка
была обнаружена в надводном  положе-
нии. Во время сближения самолеты 00-
стреляли ee из пулеметов. Подводная
лодка начала быстро потружаться, но
‘аще до погружения штурмовики атахова-
ли ее с высоты 400 м. Были сброшены
четыре противолодочные бомбы, причем
одна из них попала в подводную лодку.
Произошел взрыв. На воде появились
большое масляное пятно, деревянные 06-
ломки и несколько человек из экипажа.

Так штурмовики потопили вторую
подводную лодку. -

Действия самолетов, обладающих
большой скоростью; ограничены из-за их
конструктивных особенностей. Нов от-
дельных случаях, когда их наводят Ha
цель, ударная мощь самолетов может
быть 6 большим успехом использована
против вражеских подводных лодок.

Майор М, ЕРЕМЦОВ.

—————

Ленинград
Ладожскон
„ЛАДОЖСКАЯ В лы
ИЯ, 3 июля, о ] ались
корр.), Более двух недель раде

гастроли бригады артистов 4
Ладож
го Областного театра оперетты на

СТРЕЛКОВЫЕ СОРЕВНОВА

Т; 3 июля, (По
В Н-ской базе
офи-

ЧЕРНОМОРСКИЙ a
тедеграфу от наш, корр-/.

ия
‘состоялись командные Е на
церов по стрельбе и гранатоме первое И
В стрелковых соревнованиях ы офицеров
второе место поделили команде

ские артисты на кораблях
военной флотилии

ской военной флотилии. Театр показал
военным морякам оперетты «Холопка»,
«Сильва», «Свадьба в Малиновке».

В первую

команды кораблей, отличившиеся в боях,

———

НИЯ ОФИЦЕРОВ

е командирами майоры Бондарен-
ко и Сидоренко. По гранатометанию ee
вое место заняли офицеры. части piven
Киба, второе место — команда части

ра Сидоренко,

частей, гд

товской . области.

очередь артисты обслуживали

a Пила Е ее ва арии бе

Подвиг краснофлотца
Александра Мошкина

ЛАДОВСВАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ,
3 июля. (По телеграфу). Изгнав финнов
из деревушки на берегу реки Тулокеа,
подразделение морской пехоты обнаружи-

ло тело краснофлотца Александра Монки-
на. Неподалеку от него, лежали 9 убитых

финнов, рядом —- трупы еще двух ман-

нергеймовцев,

В партийном билете Александра Мош-
кина морские пехотинцы нашли фото-

карточку товарища Сталина. На обороте

ев рукой краснофлотца было написано:
«Клянусь, товарищ Сталин, драться, не
щадя своей крови и самой жизни за пол-

ное освобождение нашей прекрасной Po-

Дины».

...Враснофлотец Мошкин получил зада-
ние пробраться в тыл врага и разведать
его силы. Собрав сведенил, он двинулся в
обратный путь, но был обнаружен. Боль-
шая группа финнов напала на разведчи-
ка. стараясь захватить его в плен.

Полянка, на которой было найдено те-
ло краснофлотца, говориг 0 жестокой
схватке. В автомате разведчика не найде-
но ни одного патрона — он защищался
де последнего.

Александр Мошкин уничтожил 9 вра-

гов, но их было значительно больше. Си-
лы его иссякали.
лись в него. Тогда советский моряк.
желая попасть в плен, выдернул прело-
хранительное кольцо
5ебя ‘вместе со своими врагами.

Двое лахтарей вцепи-
He

гранаты и взорвал

Морские пехотинцы похоронили тело

тероя. Над его могилой они дали клятву
еще крепче бить врага — до полного его
уничтожения,

Пять самолетов колхоза
„Сагнал революции“
САРАТОВ, 3 июля. (ТАСС). Патрйоти-
ческий поступок Фералюнта Головатого,
приобревшего на свои сбережения 2 бое-
вых самолета для Красной Армии, нашел
горячий отклик среди колхозников Сара-
Члены  сельхозартели

«Сигнал революции», Ворошиловского

района, собрали 130.000 рублей и зака-

зали боевой самолет для Героя Советского
Союза подполковника Шишкина, Это пя-
тый самолет, посланный колхозом «Сиг-
нал революции» на фронт.

Университет
выходного дня

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 3 июля. (По
телеграфу от наш. корр.). Дом Военно-
Морского Флота имени лейтенанта Шмид-
та организовал университет выходного дня
Ддля партийного и комсомольского актива,
а также для старшинского состава’ кораб-
лей.

Каждый выходной день записавшиеся
слушают двухчасовые лекции по истории
ВКП(б), международному и внутреннему
положению. Для старшинского состава
читаются популярные лекции по истории
нашей Родины, литературе, искусству и
т. д. К чтению лекций привлечены квали-
фицированные докладчики.

Сейчас Дом Флота имени лейтенанта
Шмидта проводит подготовительную рабо-
ту по организации общеобразовательной
школы для краснофлотцев. Уже
лось много желающих, :

записа-

м—

кие помещики, а леса и заводы

Фелорусс

По широким просторам Белоруссии
ндет стремительный, неудержимый вал
советского наступления, сокрушающий
все линии немецкой обороны,  сметаю-
Wi с лица земли гитлеровских  банди-
тов, освобождающий белорусский народ
от рабства и смерти. Для фашистских
полчищ в Белоруссии это — девятый
вал. Пришел час расплаты за все чудо-
вищные злодеяния, совершенные гит-
леровцами на белорусской земле. We-
полняются слова покойного поэта Янки
Купалы:

За сестер, за братьев милых,

За сожженный хлеб и кров

Рвите из проклятых жилы,

В пущах ройте им могилы —

Смерть за смерть и кровь за кровь!

Красная Армия богатырским мечом
разрубает оковы, сковывающие родную
нашу Белоруссию. Вслед один за дру-
Tum освобождены Витебск, Орша, Жло-
бин, Могилев, Бобруйск и многие другие
города. Вчера всея страна с огромным
волнением и радостью узнала, что наше
красное знамя вновь взвилось над сто-
лицей Белорусской Советской Социа-.
листической Республики — городом
Минск. Над республикой ярко разгорает-
ся заря освобождения.

Три года назад Релоруссич первая
приняла на себя разбойничий удар гит-
леровских орд. Немецкие захватчики,
полонив наши города и села, принесли
с с0бой смерть, муки и рабство белорус-
сам. Лучшими землями завладели немен-
гигле-
ровцы отдали немецким  промышаленни-
кам. Немецкие грабители вывозили вое,
чем была богата республика, — мясо,
сало, хлеб. В Минске и других городах
лучшие кварталы и дома были заняты
немцами, — белоруссов выселили на
окраины, евреев заперли в гетто. Гитле-
ревцы учинили разгром культурных уч-
реждений Белорусеии, массовые казни
ни в чем неповинных людей, — в том
числе стариков, женщин, детей, гноили
советских граждан в концентрационных
три,
Свободолюбивый белорусский народ не
склонил головы под тяжестью жестоких
испытаний. Народная борьба против не-
мецких  поработителей и палачей все
более и более разгоралась.

Раз’яренные немецкие захватчики,
пытаясь задушить у белоруссов волю к
„борьбе, дико расправаялись с миртым
населением. На улицах Минска появи-
лись десятки и сотни виселиц. По но-
чам в домах, расположенных по сосед-
CTBY © тюрьмой. слышали залпы — это
немцы расстреливали советских людей.
Загнанных в гетто. евреев начали  ист-
реблять поголовно. В деревнях. кроме
официально об’явленных  многочислен-
ных налогов, натуральных взносов и по-
винностей, немцы постоянно производи-
ли реквизиции, сгоняли население Ha
каторжные работы. При малейшей по-
‹нытке протеста или сопротивления про-
изводились массовые аресты и расстре-
лы. Гитлеровцы показали свое истинное

у

ee

ия осво

>

Академик
Н. М. НИКОЛЬСКИЙ,

действительный член Академии Наук
Белорусской ССР

=

лицо. Они бросились ua Белоруссию,
«как голодные волки», по выражению
белорусской песни, и народ белорусский
Красноармейцам на подмогу
Весь поднялся разом,

0 героических подвигах партизан ста-
ли ходить легенды. Немцы векоре-почув-
ствовали. какого грозного. опасного вра-
та имеют они в своем глубоком тылу.
Самим немцам пришлось сознаться, что
ни один их железнодорожный машинист
не мог поручиться, что он доведет по-
езд в целости до станции назначения.
Ни один немецкий солдат в окрестно-
стях городов и крупных местечек не мог
спать спокойно, не раздеваясь. Гарни-
зоны, располосенные подальше от горо-
дов, уничтожались партизанами,

Немецкие военные и полицейские влас-
ти были изгнаны со значительной тезри-
тории Белоруссии. Часть районов рес-
публики сделалась партизанской зоной,
советекой зоной, куда немецкие захвал-
чики осмеливались являться только боль-
шими отрядами, вооруженными с ног ло
головы. Карательные экспедиции направ-
лялись для грабежа и массовых казней
населения за связь с партизанами. Но в
б0р5бе с самими партизанами в лесах
Белоруссии немцы оказалась бессильнь.-
ми. Небольших тыловых частей для этой
борьбы стало недостаточно. Несколько
раз немецкое командование  снимало
крупные части с фронта, бросало их про-
тив нартизан, но все попытки подавить
массовое партизанское движение терпели
крах. Целая армия, брошенная немцами
весной 1943 года против партизан осво-
божденных сейчас Лепельского и Бе-
гомльского районов, не могла достигнуть
успеха и, понеся большие потери, ушла
обратно. —

Будучи в партизанской зоне с августа
1943 года до апреля 1944 года, я непо-
средетвенно познакомился с партизанской
борьбой, партизанским опытом. Я вилел.
‘как планируется и проходит ежедневная,
ежечасная истребительная борьба парти-
зан против немецких захватчиков, веду-
щаяся в постоянном контакте с командо-
ванием Врасной Армии. Я видел, как пар-
тизаны, организованные большевиками,
крепко, неразрывно связаны с населе-
нием, как они помогают ему, не только
охраняя и спасая его от разрушительных
немецких набегов, но и в повседневном
быту— на сенокосе, на молотьбе. Врачи из
партизанских отрядов раз’езжали по ок-
рестным деревням и оказывали  населе-
нию медицинскую помощь, в необходи-
мых случаях совершая даже сложные
хирургические операции.

Политические работники партизанских
отрядов вели среди населения постоян-
ную воспитательную и раз’яснительную

OFWCOACINCH

работу. устраивали собрания и митинги
в связи с победами Врасной Армии и co-
ветскими праздниками. Партизанская 35-
Ha — это Малая Советская земля, по-
стоянно угрожавшая немецкому тылу.

В бессильной злобе фашистские пала-
чи обрунили свою ярость на мирное на-
селение. С лета 1943 года началась си-
стематическая бомбежка деревень  пар-
тизанской зоны. Для этих бандитских
налетов фашисты использовали учебные
самолеты, управляемые немцами — уче-
виками летных школ, организованных
гитлеровцами на территории Белоруссии.
Немецкие летчики практиковались He
над мишенями и макетами, а над настоя-
щими поселками и живыми людьми. ©
бреющего полета’ они обстреливали из
пулеметов деревенские улицы и дороги,
по которым жители атакованных  дере-
вень бежали к лесу. Затем  производи-
лась бомбежка. Немцы  подечитывали
число жертв и сообщали, что в парти-
занских деревнях уничтожено столько-
то партизан.... От бандитеких налетов
пострадало много деревень. От некото-
рых деревень почти ничего не осталось.

Во время разбойничьих экспедиций,
если такие удавались (а это бывало да-
леко не всегда), немецкие бандиты либо
угоняли, либо истребляли население,
увозили все добро, а хаты сжигали.

Партизаны и селяне жлли одним чув-
ством, горели одним желанием —- нане-
сти большие удатзов немцам, ослаблять и
разрушать их тыл. Белорусский народ с
волнением следил за героической  борь-
бой родной Врасной Армии, страстно
ждал гоихода советских войск, чтобы
окончательно рассчитаться с ненавист-
ным врагом. :

И вот пришли желанные дни. Подобно
урагану, так стремительно, как никогда
раньше, движутся на запад славные ар-

мии Белорусских фронтов. истребляя
хищную  гитлеровскую  свору, неся
смерть немецким бандитам. Оевобож-

даются районы, города и области Бело-
руссии, разоренные, окровавленные, ис-
калеченные. но не покорившиеся  зах-
ватчикам. Доблестная Красная Армия
преследует по пятам отступающие части
‘разгромленных гитлеровских полчищ, не
дает им ни отдыха, ни срока. :
Советские войска освободили Минск.
Они стремительно шагают вперед, ечи-
щая от фалтистокой нечисти вее новые
и новые города и села. Скоро над всей
нашей Белоруссией опять будет  феять
советское знамя. Вся Советская страна
придет на помощь многострадальной. Бе-
поруссии. И осуществится мечта поэта:

Забулутся лихие белы,

Застроятся все пепелища,

Наш юный край в лучах победы

Дорогу к счастью вновь отыщет.
Дворцы вновь будут красоваться,
Принарядятся снова люди,
Бак развевалея — развеваться
Над нами стяг советский будет!

ВРУЧЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ НАГРАД МОЛДАВСКИМ ПАРТИЗАНАМ

СОРОКМ (Молдавская ССР), 3 июля.
(ТАСС). Председатель Президиума Bep-
ховного Совета Молдавской ССР тов. Ф. Г.

Бровко вручил ордена и медали СССР
труппе молдавских партизан. Орден
Ленина

получили: В. Л. Андреев,

Е = м: а Е ТЕТЕ

‘Практическая подготовка
корабельных инженеров

Офяцеры-инженеры, окончившие Выс-
шее военно-морское инженерное ордена
Ченина училише им. Дзержинского, в по-
давляющем большинетве хороню  справ-
ляются с обязанностями командиров пя-
той боевой части и ее подразделений.
Вместе с тем многим из них присуши не-
дочеты, которые заключаются в первую
очередь в недостаточных командных,
организационных и практически-экеплоа-
тационных навыках.

Училище выпускает командиров групп
пятой боевой части. Оно, естественно, не
может подготовить офицеров-инженеров
с навыками командиров. дивизионов или
боевых частей. Но выпустить полноцён-
ного командира группы можно и нужно.

Командир группы — руководитель и
воспитатель подчиненных. Он обязан
знать все то, чему придется обучать лич-
ный состав. Следовательно, он должен
пройти вое этапы боевой подготовки ря-
дового снециалиста и старшины. Вот по-
чему каждому курсанту обязательно нуж-
но тренироваться у механизмов, своими
руками собирать, разбирать и ремонтиро-
вать их, проверять, прогревать, запускать
и обслуживать. Для такого обучения
нужны хорошо оборудованные кабинеты,
ремонтные мастерские, лаборатории,
снабженные новой техникой, и притом в
достаточном количестве. Сейчас далеко не
все курсанты обладают твердыми навыка-
ми в анализе топлива, воды. газа, масел,
в определении потерь напора в трубопро-
водах ит. д.

При изучении описательных курсов
конструкций турбин, котлов, двигателей

дада нива ани бы ан tt

внутреннего горения, вспомогательных
механизмов приходится довольствоваться
демонстрацией чертежей, а в редких слу-
чаях — моделей и макетов. Таким путем
глубоко изучить механизмы, приобрести
элементарные навыки эксплоатации и
ремонта вряд ли возможно. Таким мето-
дом трудно приучить. людей к уверенным
действиям, к инициативе, расторопности,
сообразительности, умению работать в
любой обстановке, к командным и орга-
низационным навыкам.

Е, сожалению, и плавание курсантов на
учебных и боевых кораблях не восполня-
ет эти пробелы. Весьма необходимо уве-

жичить практику до трех месяцев, но без
‚ ущерба для прохождения физико-малема-
тических, общетехнических и специаль-

практику не тогда, когда это предусмот-

шается. Часть курсантов не успевает за-
  кончить теоретические и описательные
курсы.

бычно большинство курсантов не мо-
жет последовательно и планомерно трени-
роваться у механизмов. Нередко курсан-
тов ставят дублерами, не допускают к са-
мостоятельному управлению механизмами.
В качестве основных номеров ставят уче:
ников-машинистов, которых команлова-
ние корабля стремится обучить в первую
очередь. На курсантов кое-где смотрят
как на «временных жильцов», принося-
щих лишь хлопоты.

В нормальных условиях этого быть не

Oe ee ee

ных предметов, Часто курсанты идут на’

рено нормальным учебным — планом.
Стройность учебных планов и про-
цесса обучения в связи с этим нару-

`Старченко; орден Красного Знамени — тт.
Буров, Шкрябач и другие. Большой группе
народных мстителей вручены ордена Оте-
чественной войны, Красной Звезды,

кам. Только одно партизанское соединение
пустило под откос 278 вражеских эшело-
нов, уничтожив 279 паровозов, около 2.500
вагонов и платформ, истребило более 22

Молдавские партизаны ванесли огром-   тысяч немецких солдат и офицеров, одного
ный ущерб немецко-румынским  захватчи- ‘ генерала, взяло в плен 7.000 человек.
iE pose ee ee eo ee ae ee er ee

должно. Каждый курсант по истечении
определенного периода пребывания Ha
корабле, после сдачи зачета, должен са-
мостоятельно стоять вахту и самостоя-
тельно практически выполнять  обязан-
ности рядового специалиста, командиза
отделения и старшины группы.

Часть курсантов после окончания учи-
лища, попадая на корабль, впервые
вотречаетея с новой техникой и вынуж-
дена ее заново изучать.

Правтиканты включаются в корабель-
ный план боевой подготовки, & он почти
никогда не совпадает с задачами пражти-
ки. Приходится. присносабливаться, и
нормальный процесс обучения нарушает-
ся. Бывает, что корабль идет в поход, а
по плану обучения надо разбирать меха-
низмы. Или корабль стоит у стенки, а
курсантам следовало бы готовить пятую
боевую часть к походу и затем выходить
в море.

Все это вместе взятое заставляет ста-
вить вопрос о создании для младших кур-
сов инженерного училища отдельного от-
ряда учебных кораблей. Тут курсанты 6
первых же дней учебы могли бы своими
руками, под наблюдением опытных ин-
отрукторов, работать с механизмами, со-
вершаль походы и приобретать эксплоа-
тационные навыки. В ходе практики кур-
санты могли бы освоить материальную
часть артиллерии, минно-торпедного ору-
жия и участвовать в отрельбах. Они изу-
чили бы средства связи,  сигналопроиз-
водетво, вели бы прокладку, определяли
место корабля, ходили на шлюиках,
равляли моторным катером.

Такой учебный отряд инженерного учи-

Imma был воздан в 1941 году. Но
в его состав входили корабли 5
очень старой материальной частью.

Учебные корабли длл 1—П курсов долж-

PO ten st ор а нии пр A

ны быть небольшого водоизмещения, но
достаточно вместительны, чтобы одновре-
менно принять весь куре. Они должны
иметь современные водотрубные котлы,
работающие на мазуте, такие же вспомо-
гательные механизмы. как на боевых ко-
раблях, главные машины таких размеров,
которые позволяли бы собирать и разби-
рать их силами курсантов. На кораблях
должно быть артиллерийское и минно-
торпедное вооружение.

Для Ш курса необходимо прививать
на кораблях практические и эксплоата-
ционные навыки работы в должности ря-
дового специалиста и командира отделе-
НИЯ.

1\ курс должен проходить практику на
боевых кораблях с таким расчетом. что-
бы курсанты полностью  включитись в
боевую подготовку пятой боевой части и
изучали работу старшин груип.

Курсанты \ курса должны проходить
стаж на верфях и заводах кораблестрои-
тельной промышленности, в аппарате Уп-
равления кораблестрозния. Их задача —
изучить технологические процессы ко-
раблестроения, методы наблюдения и
контроля за постройкой кораблей. Затем
они начнут стажироваль в качестве
командиров групп БЧ-У .

Для всех этапов практики необходимо
тщательно разработать методику воспита-
ния практических навыков в училище и
на кораблях.

При выполнении этих условий может
быть ликвидирован разрыв между тео-

at рией м практикой и будет достигнута

высококачественная подготовка офице-
ров-инженеров Военно-Морского Флота.
Доцент, кандидат технических наук
инженер-напитан 1 ранга
С. ИВАНОВ.