МОСНВА, НРЕМЛЬ ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ

- Зоодушевленные победами доблестной
Врасной Армии на фронтах Отечествен-
ной войны, проявляя горячую любовь и
тлубочайшую преданность советекой_ Ро-
длине, моряки Северного флота по ини-
циативе комсомольцев собрали 6.536.949

ублей в помощь детям, пострадавшим от
нию варварства, 30.549.826
рублей наличными и 6.476.680 рублей
облигациями госзаймов Ha восотановле-
ние города-героя, ‘базы Черноморского

флот® — Совастополя. — Поступление
средетв продолжается,
Моряки-североморцы заверяют Bac,
дорогой товарищ Сталин, wo Bee свои
силы и уменье они отдадут выполнению
‘поставленной Вами задачи — изгнать не-
мецких оккупантов из пределов нашей
Родины и добить фашистского зверя в его
вобственной берлоге.
Адмирал ГОЛОВКО
- _ Вице-адмирал. НИКОЛАЕВ

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ _
АДМИРАЛУ ГОЛОВКО.
_ ВИЦЕ-АДМИРАЛУ НИКОЛАЕВУ

Передайте морякам Северного флота, собравшим 6,536.949 рублей

в фонд помощи детям,

пострадавшим от фашистского _. варварства, .

30.549.826 рублей деньгами и 6.476.680 рублей облигациями госзаймов
на восстановление города Севастополя,— Мой боевой правет и благо-

дарность Красной Армии,

_И. СТАЛИН

МОСКВА, КРЕМЛЬ ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ

ии Иосиф Виссарионович!
олодые рабочие Нововибирекой 06-
ласти, собравшись на свой второй, с’езх,
решили доложить Вам, что комсомольцы
и молодежь области, неустанно работая
для фронта и готовясь к своему с’езду,
собрали из личных ебережений на строи-
тельство вооружения для Красной Армии
783.156 рублей наличными и 627.890
ублей облигациями  госзаймов, & всего
11.046 рублей. é ;

Сбор средств продолжается.

Мы просим разрешить на эти средства
приобрести «Катюши» и направить их на
фронт в нашу подшефную гвардейскую
артчасть, тде служит парень из нашего

__‹ НОВОСИБИРСК
НОВОСИБИРСКОГО ОБКОМА И
КОМСОМОЛА тов. МОРШАКОВУ

СЕКРЕТАРЮ

города воспитанник комсомола твардии
майор орденоноеец Борис Овчуков. —

С’езд заверяет Вас, дорогой товарищ
Сталин, что молодые смбиряки, следуя
славным традициям сибиряков, неё пожа-
леют своих сил и сделают все. чтобы при-
близить час нашей победы над ненавиет-
ными фашистекими захватчиками.

Желаем Вам, горячо любимый Иосиф
Виссарионович, доброго здоровья, долгих
лет жизни на счастье нашего народа,

По поручению с’езда молодых рабочих
Новосибирской области —
Сенретарь Новосибирского обкома,
и горкома номсомола Г. МОРШАНОВ

ГОРКОМА.

Перёдайте комсомольцам и молодежи Новосибирской области, со-
бравшим 783.156 рублей деньгами и 627.890 рублей облигациями гос-
займов на стройтельство вооружения для Красной Армии,— мой горя-
ций привет и благодарность Красной Армии.

Желание комсомольцев и молодежи будет исполнено.

‚ И. СТАЛ ИН

МОСНВА, КРЕМЛЬ ВЕРХОВНОМУ ГЛАВНОНСМАНДУЮЩЕМУ
МАРШАЛУ СОВЕТСНОГО СОЮЗА ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Виссарионович! Считая
`ваботу о семьях наших воинов своим
священным долгом, комсомольцы и м0-
лолежь Советского Союза в канун 25-де-
тия ВЛЕСМ обещали. Вам окружить п9-
стоянным вниманием и заботой детей за-
щитников Родины. Выполняя данную Вам
клятву, комсомольцы и молодежь ` Чард-
коуской области собрали в фонд. помощи
детям фронтовиков 193.495 рублей,
1.540 вещей в 3.478 килограммов зерна.

Сбор средетв, вещей и продуктов  про-
должается,

Мы заверяем Bac, наш дорогой отец
и учитель, что и впредь будем проявлять
постоянную забету о детлх фронтовиков:

ЧКелаем Вам, Иосиф Виссарионович,
долгих лет жизни на радость трудящих-
ся нашей славной Родины,

Секретарь Чарджоусного
обкома ЛИСМТ ТУМАНОВ

ЧАРДЖОУ

СЕКРЕТАРЮ ЧАРДЖОУСКОГО ОБКОМА КОМСОМОЛА
тов. ТУМАНОВУ _

Прошу передать. комсомольцам и молодежи Чарджоуской области,

собравшим 193.495 рублей, веши и

продукты в фонд помощи детям

фронтовиков, — мой горячий привет и благодарность Красной Армии.

И. СТАЛИН

ыыы ———м———б—————

}
Вручение ‘орденов

Вчера, 4 июля, Заместитель Председа-
теля Президиума Верховного Совета СССР
и Председатель Президиума Верховного
Совета «Карело-Финской CCP tos. O. B.
Куусинен вручил ордена и медали награж-
денным.

Орден Красного Знамени. через прел-
ставителей- ‘вручается 288 истребительной
авиационной Павлоградской дивизяя  на-
гражденной за образцовое выполнение  бое-
вых заданий Командования в боях © не-
мецкими захватчиками у нижнего течения
Днепра и за освобождение городов Ннко-
поля, Апостолово и проявленные ‘при этом
доблесть и мужество.

Орден Ленина и медаль «Золотая Звез-
да» вместе с грамотой о присвоении звания
Героя Советского Союза вручаются млад-
шему лейтенанту М. А. Ананьеву; лейте-
нанту И. Я. Холошаку и капитану М. Я.
Подшибякину, ему же одновременно вру-
чаются два орлена Красной Звезды и ме-
даль «За отвагу».

За умелое и мужественное руководство
боевыми операциями и за достигнутые в
результате этих операций успехи в боях ©
немецко-фашистскими захватчиками орде-
ра получили полковники П. А. Мурашов и
Н. И. Краснов.

Награды за образцовое выполнение бое-
вых заданий Командования на фронте
борьбы с немецкими захватчиками и про-
явленные при этом доблесть и мужество
получила грунпа офицеров,

ИЕ ЗЫ eS РН

< Оперативная обстановка, сложившая-
ся на черноморском театре прошедшей
зимой, настоятельно потребовала прово-
дить дальние походы торпедных катеров.

Прежде всего надо было отучить
штурманов-катерников от привычки пла-
вать на-гаазок, вблизи берега. На Чер-
HOM море с его приглубыми берегами
сильнее, чем на Балтике, сказывалась
эта врелная привычка. Походы катеров
летом и осенью 1943 года на предель-
ный оперативный радиус были хорошей
тренировкой штурманов и одновременно
проверкой приборов. В этих походах
флагманские штурманы  капитан-лейте-
нанты Кушнеров и Чисютин достигли
высокой точности счисления, HO для
дальних походов этого было недостаточ-
HO. ote

Ес дальним походам штурманы из
Н-ского соединения начали готовиться
3a несколько месяцев. Следует особо эт.
метить. роль фаагштурмана капитан-лей-
тенанта Кушнерова. Этот офицер,  пла-
вавший раньше на миноносце, омело
пезеносит на катера методы точноро ко-
раблевождения.

Прежде веего на катер по предложению
капитан-лейтенанта  Кушнеровь были
установлены обычные пятидюймовые
компасы, Чтобы они выдерживали удары
катера о волну, пришлось выплавить
свинец из поддона и облегчить этим ко-

и медалей СССР

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 июля.
(Слец. корр. ТАСС), Полоцк — не толь-
ко крупный промышленный город и узел
железных дорог, соединяющих его 6
Витебском, Минском, Ригой, Таллином и
Ленинградом, Полоцк — вторые, после
Витебска, ворота в Прибалтику. Вот по-
чему немцы обороняли Полоцк с oco-
бым упорством, Восточнее Полоцка бы-
ли сооружены три линии вражеских ук-
реплений с’ «грозными» названиями «Пан-
тера», «Тигр», «Медведь».
``“ Оборонительные сооружения в районе
самого города немцы начали строить 6
1942 года. В пяти-семи километрах от
Полоцка был создан мощный кольцевой
рубеж. Сильно укреплены были и ок-
раины города. Немцы спешно  перебро-
сили сюда пехотную дивизию, специаль-
ные охранные и строительные ‘баталь-
оны. Но все усилия врага остановить
наступление войск 1-го Прибалтийского
фронта оказались тщетными. :

Направление главного удара Hamnx
вил было всесторонне продумано. Co-
ветские войска осуществили  обходный
маневр, Они двигались не по хорошим
дерогам, где; немцы ждали наетундения,
& через болота, леса и многочисленные”
 бзера. Здесь, в районах  Бешенковичи,
Камень, Лепель, Дисна, непрерывно дей-
ствовали отряды белорусских партизан,
которые совершали налеты на враже-
ские гарнизоны, опорные пункты. He-
давно, например, народные мстители
под командованием Дементия  перепра-
вились через Западную Двину и совер-
шили ночной налет на немецкий гарни-
зон в городе Диена. В результате стреми-
тельного ‘штурма партизаны перебили
почти весь гарнизон города, разрушили
оборонительные сооружения, взорвали
дзоты, вывели из строя огневые точки
врага. Партизаны расчищали почву для
наступления Красной Армии наносили
мощные удары по коммуникациям врага.

Вольшую помощь частям Красной Ар-
мии оказывали и местные жители. Как
только наши подразделения  приблизи-

‘лись в реке Березина, белорусские кре-
стьяне, несмотря на огонь немцев, стали
полавать с другого берега лодки. —
Решающую роль в боях за Полоцк
сыграли танки н мотопехота.  Маневри-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

ОЦК

руя среди узких межозерных дефиле,

OTHICKABAS наиболее проходимые  уча-
стки, танки вырывались вперед, рае-
секали немецкие дивизии на ` части,

вместе с пехотой окружали; уничтожали
их и устремлялись дальше.

Танкисты Н-ской части обошли По-
доцк 6 юга ‘и нанесли стремительный
удар по крупной железнодорожной стан-
ции Ветрино. Дорога была перерёзана,
фашисты лишихтиеь важной коммуника-
ции, соединяющей Полоцк © их тылом.
Немцы предприняли пятнадцать конту-
атаЕ с участием танков и авиации, но не
достигли успеха. Тём временем танковая
групна твардии полковника Федорова
сделала глубовий. обходный марш с. юга
на север и ворвалась в город Дисна. da
короткую летнюю ночь танкисты прошля
с боями свыше 40 километров, ›

Прорвав кольцевую систему мощных
инженерно-оборонительных сооружений
противника, наши войска ворвались Ha
северо-восточную и южную окрапны По-
лоцка и завязали уличные бои. С северо-
востока в город вошли автоматчики, Про-
бираясь заборами и стенами здания, они
стали освобождать дом за домом. Оже
сточенные бои разгорелись за каждый
метр городской улицы. Фашиеты оказы-
вали отчаянное сопротивление.

Вот дом с забитыми камнем окнами. В
каждом окне — амбразура дан пулемета.
Группа автоматчиков ‹ еначала ‹ поазком,
затем мгновенным рывком приблизилась
к дому. В окна полетели гранаты. Пуле-
меты ‘врага  умолкают; Из обломков дру-
гого дома беспрерывно стреляют враже-
ские автоматчики. Бойцы бросаются туда
и ликвидируют еще один очаг вражеского
вопротивления. Уличные бои приняли ха-
эактер ожесточенных рукопашных схва-
тов; Наращивая удары, маши, войска се-
годня штурмом овладели городом По-
OUR -—— мощным укрепленным районом
обороны немцев, прикрывающим направ-
ление на Двинск.. г

Развивая наступление, советские под-
разделения выбили фашистов со. всего
южного берега Западной Двины, от По-
лоцка до Диены.

‚ В; МЕДВЕДЕВ.
 Е, КОРЯВИЧЕВ,

Митинг в освобожденном. Петрозаводске _

ПЕТРОЗАВОДСК, 4 июля. (ТАСС).   избавление жителей города” от фашист-

Тысячи людей собрались на митинг, по-

священный освобождению столицы. Варе-  .

`10-Финской ССР. Нетрозаводска. С буке-
тами цветов, радостные и взволнованные
окружили они представителей ЦЕ ВП (5)
и СНЕ Варело-Финской ‘республики.
Петрозаводского горкома партий и гор-
исполкома, командования частей, ocBo-
боливших город от финских захватчиков.

Первое слово на митинге было предо-  .

ставлено капитану 1-го ранга .lamaxo-
ву — представителю Онежской военной
флотилии, а

— Сегодня, — говорит он, —— трудя-
шчеся Петрозаволека переживают ибто-
рический день: соединились части Ёрас-
ной Армии, наступавшие с юга, с частя-
ми, взявшими Мелвежьегорек и наступав-
шими с севера. Петрозаводек навсегда
освобожлен от финских варваров. —

От частей Красной Армии выступили
полковник Вечер в майор Колосов.
Взволнованнтю речь произнее учитель
Чистюнин, 32 месяца томившийся в фин-

и рядового состава Красной Армии. Среди   ском концлагере. От ‘имени населения он

вих капитан А. И. Астрейко, гвардня пол-
ковник. Н. Е. Батлук, гвардии старшина
.А. И. Корнейчук, гвардии. старший  лей-
тенавт Герой Советского Союза П. Ф. Гри-
болев и многие другие.

Орден. Красного Знамени получил гене-
рал-лейтенант  инженерно-артиллёрийской
службы П. П. Чечулин, награжденный за
умелое и мужественное руководство. .бое-
выми операциями на фронте борьбы с не-
мецко-фашистскими захватчиками и 0со-
бе выдающиеся” заслуги в области форми-
рования арталлерийских частей, . подготов-
ке артиллерийских ‘кадров, обеспечение
артиллерийским вооружением и’ боепри-
пасами Действующей армии:

Орден Отечественной войны 1 степени
за успешное выполнение заданий  Коман-
дования по подготовке кадров, укомплекто-
вани® офицерским составом частей Дей-
ствующей армии и новых формирований
вручен генерал-майору А. И. Баринову.

От имени награжденных с краткими ре-
чами выступили волковник БВ А. Смирнов,
младший лейтенант Герой Советского Сою-
за М А. Ананьев, капитан А. И. Астрей-
ко, младший сержант А. Е Кузненов,
старший сержант Н. Н. Коняхин и на-
чальник ОКС’а Г. А. Залесин.

После вручения орденов и медалей тов.
С. В. Куусинен поздравил награжденных
и пожелал им новых подвигов в новых до-
стижений, (ТАСС).

СНЫ an

телок. Пружинный подвес ‘кардана быт
слаб, его расклинили деревянными кли-
ньями и резиной. Эти установки явились
по сути дела правильными компасами: но
которым флагманский или дивизионный
штурман ведет корабли. Для удобства
командира катера на крышу рубкя был
поставлен дополнительный компае «ЁИ-
10». Держать его там постоянно  нель-
зя, его разрушит вода. Но на дальний
поход такая установка полезна,

Катера мы посылали на мерную милю
‚перед каждым походом. При этом они
сначала  прикимали все грузы и потом
только шли на мерную милю. Поправки
на изменения в нагрузке на походе были
невелики. Они вычислялясь заранее, ис:
ходя из опыта предыдущих походов.
Командирами ведущих катеров  стави-
лись офицеры, нанболее опытные в уп-
равлении по приборам,

Мучиший строй на походе, как показа-
Ja практика, —естрой уступа, & при бозь-
шом числе катеров — строй клина. Сие-
циальной тренировки в. совместном пла-
вании Не понадобилось. Ватера и 063
того ежедневно совершали боевые  1п0-
ходы на десятки миль.

Дальние походы катеров требуют са-
мого тщательного оперативного и метео-
рологического обеспечения. ‚ Вопросы
оперативного обеспечения трудно оеве-
тить в газетной статье. Главный из

горячо поблагодарил. Врасную  Ариию за

_ Дальние походы торпедных натеров

стояло в непрерывной разведке на вею
глубину операции. Задача синоптиков
осложнялась тем, что надо было предека-
зывать погоду для районов, охватыва-
ющих сотни миль и находящихся далеко
за линией фронта. Только широкое при-
менение воздушной разведки погоды и
получение данных от кораблей в море
позволили успешно решить эту задачу.

Валер мог получить повреждения В
бою или, если прогноз погоды не опраз-
дается, попасть в шторм. В этих случа-
ях надо было создать ориентиры для
прихода катерот в базу. Днем вопрос
решалея просто; катера сопровождались
B базу самолетами. Надежная радиосвязь
катера в самолетом позволяет быстро
решать эту задачу. Ночью дело усложня-
лось плохой видимостью с катера и
большими величинами возможных оши-
бок. Средства гидрографии в связи ©
дальностью совершенно не подходили
для торпедных катеров. Они обеслечива-
пи только непосредственный вход в 6а-
зу Вот тогда-то и были применены а9-
родромные прожекторы с наклонным вра-
щалющимея зучом. Они вполне подошли
для этой цели. Вроме того, специальные
самолеты над заранее установленными
пунктами сбрасывали светящиеся авид-

них —- прикрытие катеров истребитель-
ной авиацией.

Метеорологическое обеспечение со-
Е Сабы хорошо видны с катеров и

Днепровская военная  флотклия, Катер подразделения, которым командует гвар-
дии капитан 3 ранга Песков, в боевом походе.
Снимок специального фотокорреспонлента «Красного Флота» Н, Веринчука,

ской кабалы,

С большим вниманием о собравшиеся
слушали выбтупление секретаря ЦЕ
КП(б) Карело-Финской ССР тов. Куприя-
нова Он рассказал об историчееких побе-

‘дах доблестной Краеной Армии, 0’ само-
отверженном труде народов всего Совет-

ского Союза, помогающих Красной Армии
громить фашистских захватчиков.

Участники митинга с исключительным
воодушевлением ‚ приняли ПИСЬМО
товарищу Сталину.   4 : i

` «Наш любимый горох — столица Ка-
рело-Финской ССР Петрозаводек. — го-
воритея в письме, — освобождей!

В этот радостный лая всех нас час мы
клянемся Вам, Иосиф Виссарионович,
что отдадим вов силы, волю. энергию,
чтобы помочь Красной Армии оконча-
тельно разгромить подлого врага, чтобы
не только залечить нанесенные хищными
оккупантами раны, но сделать наш край.
еще богаче, могущественнее и п2е-
Ha-

краснее, чем он был до вражеского
шествия». —

служат надежными ориентирами в даль-
них походах,

После того как все было подготевле-
HO и проверено, торподные катера от-
правились в дальние походы. Результа-
ты получились отличные. Пятидюймовые
компасы я ‘хорошо, даже Ha
волне 4—5 баллов. В одном из походов
катера около двенадцати часов шли в
густом тумане, а затем попали в шторм,
Bee же командир соединения и его флаг-
штурман провели свое подразделение
сквозь туман и шторм, пройдя сотни миль
только по счислению.

Дальние походы показали, во-первых,
что опытный и инициативный штурман
может точно водить торпедные катера на

‚дистанции в сотни миль. Второй вывод:

штурманское обеспечение дальних похо-
дов торпедных катеров немыслимо 063
проведения авиацией метеорологической
разведки, наведения и создания ориен-
тиров. Нужно, чтобы гидрографическое
управление изучило наш опыт. То, что
мы делали кустарным способом, надо
сделать лучше и надежнее — на заводе.
Тогда наши катера станут  самостоя-

тельно плавать в любых условиях Ha
и наносить мощные

дальние дистанции

гретвея на солнышке

Борт канонерской лодки. Она слезует

ga наступающими по берегу частями Врас-

ной Армии, поддерживая их орудийных
огнем. Комендоры, / сигнальщиви,  маши-
висты работают почти без отдыха. Ho,
важется. никто-не чувствует усталости,
Bee бодры, С нами на катере пришла поч-
та, поступили газеты. Ераснофлотцы я
офицеры жадно читают подробности yo-
пешных боев наших войск. :

Вахтенные сигнальщики и наблюдате-
ли вематриваются в очертания берега.
Там, в нескольких ‘милях ‘отеюда, упи-
рается в озеро линия фронта. В любую
минуту может потребоваться помощь на-

o

ших кораблей. ТГ.
`Вапитан-лейтенант Мятлин почти He
скит с мостик поро
Утром с берегового корректировоч-
ного оста старшина 2 ‘статьи Голубев
‘сообщил: «Финские доты мешают наше-
му продвижению». Указанный район
находился coscem близко OT ваших

войск, нужно было подойти к берегу Ha

минимальную дистанцию, чтобы бить Ha-
верняка по финнам. >
По приказу флагмана корабля устре-

мились к берегу. Загрохотали выстрелы и
взрывы: Все орудия била прямой навод-
кой, наблюдатели то и дело докладывали:
«Взорван склад боеприпасов», «Прямое
попазание в амбразуру дзота», «Уничто-
жен дол».

Финны попытались сопротивляться.
Их батареи открыли огонь © двух  на-
празваений. Рядом с кораблями, вздыби-
либь огромные веплески. Тогда катера по-
дошаи почти волотную К одной из батарей
и расстреляли. её. Другую подавали кано-
верские лодки. Скоро огонь финнов сов-

вем прекратился. Наши корабли ещё раз

прошли вдоль берега, обрушив на него
ливень огня, и вернулись на рейх.

Следы утреннего боя всюду видны Ha)
корабле: оживленные лица моряков, шта-
Феля пустых гильз, сложенных нод артил-
лерийской палубой, брезент, сорванный.
взрывной волной. =

— Даже мне удалось пбетрелять, —
говорит лейтенант Самоленко, командир
труппы зенитной артиллерии. — Мы по-
дошли так близко, что итмой малокали-
берные тоже доставали. — И он с увле-
чением рассказывает о том, как сегодня
поработали зенитчики. йа

Есть 0 чем рассказать и старшему лей-
тенанту Аксенову, командиру главного
калибра. Его первое орудие, о которым
командует старшина 1 статья Бобров, не
зря считается 06060 меткам. Это из него
снаряд угодил в амбразуру ` вражеског
двота. —

Коротка белая ночь. С озера веет про-
хладой. Луна застыла на склоне неба.
Сквозь дымку утреннего тумана выриео-
вываются силуэты кораблей, готовых в
любую минуту обрушить на врага огнен-
ный шквал. oes

Боевая обстановка не’ может изменить
иокони установившегося на кораблях пе-
рядка, Моряки нё представаяют себе, как
можно прожить ‘день. если ‘с утра не 0у-
дет сделана приборка, если боцман не
появится раньше всех на палубе. И сей-
час вместе с первыми лучами солнца на
палубе замелькали швабры и резинки.
Прошел боцман, по-хозяйски  осматри-
ваясь вокруг м отдавая распоряжения.
олилась вола из шлангов: по ватервей-
сам побежали ручейки, унося за борт веб,
чему не место на корабле. Вылез

по-
корабельный мед-
вежонох. Краснофлотцы ^ встретили его
приветствиями:

1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 4 июля.
(Спец. корр. ТАСС). В только что осво-
божденных победоносным наступлением
Красной Армпи районах Южной Белорус-
сии вскрыто новое, величайшее преету-
пление немецко-фашистских  захватчи-
ков, Документально установлено, что
гитлеровские палачи организованно. Me-
тодично истребляли советских детей в
Белоруссии.

Из многочисленных заявлений  жите-
лей деревень Лещинки, Кировского рай-
она, Широкий Рог, Козловичи, Зеленый
дуб и Диски, Рогачевекого района, дерев-
ни Вила, Бобруйского района, и многих
других деревень складывается  следую-
щая картина. -

Начиная с марта 1944 года и особенно
за последние 2-—3 недели до освобожле-
ния частями Красной Армии этих пунк-
тов, представители немецкого военного
командования в массовом порядке отбира-
ли у родителей детей в возрасте от 8 до
15 лет и увозили их в специальные ла-
гери. Гитлеровцы об’яеняли это якобы
желанием дать правильное развитие и
воспитание детям, проживающим в при-
фронтовых районах,

Сначала немецкие власти об’явили о
сдаче детей названных возрастов в добро-
вольном порядке. Но когда выяенилось,
что население не сдаёт детей, а, наобо-
рот, всячески стремится укрыть их. гит-
леровские изверги начали насильно от-
бирать детей, посылая для этой цели в
деревни специальные команлы.

Отряды, состоящие из немецких вол:
дат и офицеров, оцепляли населённые
пункты, производили тщательный обыск
и забирали детей, В иных случаях мате-
рям предлагалось срочно явиться на соб-
рание с детьми, и там немцы их отби-
рали. р

Истикной же причиной язятия детей,
как теперь установлено, является созда-
ние детских лагерей «доноров» лая пе-
реливания крови советских ребят pane-
ным немецким солдатам и офицерам.

Вот что расеказывает гражданка А. С.
Собова из деревни Широкий Рог, Рога-
чевокого района:

«Зы 4 дня до прихода Красной Армии
к нам в хату зашёл немецкий комендант
Гофман со своими солдатами й начал де-
‘gate obser. Они нашли двух моих доче-
рей Валентину я Татьяну. ° Несколькими
днями раньше они забрали моего 11 -лет-

удары по отдаленным коммунявациях и  Него сына. Я сво слезами проеила вемцев

базам противника,
Капитан 2 ранга Ю. КОВЕЛЬ.

Действующий флот.

оставить дочерей, но они связали детям
руки, привязали их к повозке, как собак.
и увезли. Я плачу каждый день. Глаза
мон не высыхают...»

5 июля 1944 Г. № 158 (1725)

На борту канонерской лодки
 ® (От специального корреспондента «Красного Флота» )

— А. Топтыгин, на приборку вылез,
Медвежонок охотно валялся на сырой
палубе и своими выходками смеших всех.
На корабль он попал так. Наши войска

рвали оборону финнов на Свири; Десант
моряков, прочесывая лес нашел там Це-
лый выводок медвежат. Вуда делась мед-
зедица — неизвестно. Десантники 0е-
шили в знак благодарности кораблям за
хорошую поддержку подарить им медве-
°конка Мишка перекочевал на ванонер-
скую лодку. Он быстро освоился с ко-
`абельными порядками и держится впол-

не дисциплинированно. Во. время бол за.
бивается куда-нибудь подальше, & В ми-

нуты затишья вылезает наверх и поте-
шает команду.

На этот раз Мишке не пришлось долго
забавляться. Неожиданно у самого борта
легли хва тяжелых снаряда, D ван-
тах засвистели осколки. Зазвонили ко-
локола громкого боя: боевая тревога!
Мишка юркнул. в первую. попавшуюся
дверь и кубарем скатился по трапу вниз.
Ераснофлотцы побежали на свои посты,
п Через минуту  послышалаеь команда
старшего лейтенанта Аксенова.

Орудийные стволы уставилиеь в беэег.
Все бинокли и дальномеры  обратилиеь
тула же. Вон из-за того леса придетеди
вражеские снаряды.

Финны дали ещё залп. Это позволило
дальномерщикам тотчас засечь  коорди-
наты вражеской батареи, и не успела
ещё успокоиться вода от новых  вопле-
сков. которые, кстати говоря, легли зна-
чительно дальше, чем первые, как к фин-
нам полетели залпы с канднерокой лод-
км. Финская батарея’ больше не crpe-
ляла.

Рядом с орудиями наготове лежат сна-
ряды. Люди завтракают и отдыхают пря-
мо на боевых постах. №ое-кому на кораб-
16 вовсе некогда отдыхать. Сигнальщик
старшина 2 cratpu’ ‘Аксенов  б60-
сменно ‚ находится HS мостике, при-
нимает м передает донесения и pac-
поряжения, держит связь 6 ‘берем
и с кораблями. Ночью B его руках
то и дело мигает фонарь Ратьера. Не вы-
ходит из своей рубки и старптяй красно-
флотец Мысин. Он обеспечивает связь с
корректировочными постами,

ейчае Мысин напряженно ловит в
эфире позывные. наушниках 34-
звучал знакомый голос’ краснофлотца
Рабчевского, сидящего с рацией на bepe-
гу. Рабчевекий сообщает: «В. пункте Н,
сосредоточивается батальон финнов для
контратаки, дайте огня». Мысин докла-
дывает командиру. Заходили орудийные
стволы и зазвучали ‘знакомые слова
команды. >

Со свистом вырываютея снаряды из
орудийных стволов, корабль содрогается
от мощных залпов, С берега пёрелают:
«Цель накрыта». Чаще бьют орудия, вв-
тер разносит запах порохового дыма,
Векоре Мысин принимает ещё одну pa-
диограмму: «Скопление рассеяно: привет
ий спасибо от пехотинцев».

Командир корабля командует:

—- Прекратить огонь! — и, mocmor-
рев на часы, добавляет: — Команде обе-
дать!

На палубе сразу становится  людно.
Торопятся бачковые. Снова вылез Миш-
ка и дает очередной х номер — лаза-
ние по фальшборту. Только вахтенных
ничто не отвлекает. Они зорко вематои-

ваютея в свои сектора наблюдения...

Инженер-капитан-лейтенант
А. ВОРОНЦОВ.

Ладожская военная флотилия,

_ Петоубийны

Гражданка Елизавета Семенчикова из
с. Чещинка, Кировского района, 6000-
щилда:

«11 июня 1944 г. немцы приказали
явиться на сход всем женщинам нашего
села с детьми до 14 лет. Было об’явдено,
что сходка 06060 важная. Когда все 006-
рались, немцы силой забрали всех наших
детей, пояснив, что они пойдут учиться.
На самом деле, мы ото хорошо теперь
знаем, их увезли под. Бобруйск, где бра-
ли у них кровь для раненых немецких
солдат и офицеров».

Всех собранных таким образом детей
‘немцы сначала отправляли в лагери, 00-
несённые колючей проволокой. куда нп-
кого из родителей не допускали, & затем
в специальных эшелонах отправляли по
железной дороге за Бобруйск.

Фелая спастись, дети бежали в леса,
скрываясь от немцев. Многие выпрыги-
вали из овон вагонов на ходу поезда.

Антон Тимофеевич Козлов из деревни
Вила, Бобруйского района, передал:

«Й работал на станций Красный Be-
рег и видел, как немцы каждый день пря-
водили под конвоем детей 5. 7 и $ 1.
Их погружали в эшелоны и несколько
таких переполненных составов отправили
в направлении Бобруйска. Только 25 ию-
ня 1944 года они отправили 5 вагонов с
детьми в возрасте от 8 до 10 лет,

Вогда дети спросили, куда их отправ-
ляют и что с ними будут делать, Heel,
пинками вталкивающий детей в вагоны,
ответил: «Будем высасывать из ва кровь
и вливать раненым немецким солдатам и
офицерам». Такие разговоры, — заяв-
ляет А, Т. Козлов, — мне приходилось
слышать от немцев неоднократно.

Услышав такой ответ, детишки начали
кричать, плакать, Немцы закрыли вагоны
на замок, Но, как только поезх тронулся,
дети стали выпрыгивать через окна ва-
гонов, и многие на моих глазах стали Ka-
Tekan»,

Спасшийся от мобилизация в слецаа-
геря 14-летний Тимофей Зайцев лз де-
ревни Вила рассказал:

«Когда я узнал, что немцы забирают
детей. я ушёл из дому и спрятался в ле-
су. Там я скрывался, пока не пришла
Красная Армия».

В очищенных от врага деревнях Рога-
чевекого, Жлобинского и Бобруйского
районов почти нигде не осталось детей в
возрасте от 8 до 15 лет.

артизан Егор Тимофеевич Елеренков,
вышедший из немецкого тыла. сообщял
нам, что немецкие врачи полтора месяца
вазад в одном из пуяктов в районе bob-
руйска вывачали кровь у двухсот детей,
И. ДЕНИСОВ.

Pm A

Pa