%

N 5 июля 1944 г.

№ 158 (1725);

ВМЕСТЕ С НАСТУПАЮЩШИМИ ~
ВОЙСКАМИ

В наступлении на Карельском пере-
шейке активное участие приняла Н-екая
гвардейская краснознаменная железнодо-
рожная часть ры артиллерии Бад-
тийского флота. Общее направление на-
ступления, совпадавшее с направлением
двух железнодорожных линий, сходив-
щихея в Выборге, предопределило особен-
ности действий артиллеристов.

Темп наступления потребовал быстро
ты перебазировки АН. т
леристам приходилось почти все время
следовать 38 инженерным подразделени-
ем, восстанавливавшим полотно железной
дороги,

Несмотря на трудности, возникавшие
з ходе боев, офицеры части и весь ее лич-
ный состав справились со своими задачи-.
ми и заслужили высокую оценку от коман-
дования сухопутных войск,

Дивизиону, которым командует гвар
дии майор Будков, перед началом настун-
ления была поставлена задача разрушить
несколько узлов сопротивления противни.
ка и подавить вновь выявленные во вре-
мя боя артиллерийские батарен.

На огневые позиции дивизион прибыл
незадолго до наступления. Оборудовать
позицию пришлось в короткие сроки,
так же, как и приготовиться к хлитель-
ным автономным дебетвиям,

Предстояло действовать на лесисто-
холмистой мертности, Высот, иа которых
можно было бы создать далеко видящие
наблюдательные пункты, вокруг не было.
Цели же противника, искусно замаскиро-
ванные и расположенные в лесу, надо бы:
ло выявить точно, чтобы использовать
мощный калибр своих пушек в полной
мере,

Для создания наблюдательных пунктов
было, в частности, решено использовать
столбы высоковольтной линии, проходив-
шей вблизи переднего края, хотя против-
ник мог просматривать их простым Рлазом
и держать под непрерывным обетрелом.
Одновременно артиллерийские разведчи-
ки изучили цели, составили схемы ориен-
тиров и в короткий срок обеспечили ко-
манлование почти исчернывающими лан-
ными о противнике и местности. В этой
работе особенно отличились старшие лей-
тенанты Кривуц.и Ильин,

Одновременно отрабатывались взаимо-
действие с корректировочной авиацией и
четкая организация связи. На огневой
лозиции для батарей были построены но-

вые тупики, возведены новые брустверы.

и оборудованы командные пункты. Bee
делалось прочно и тщательно, ибо от ка-
чества подготовки зависел успех,

Первый же день ведения огня подтвер-
лил, насколько важна быдла эта прочность
постройки ‘защитных сооружений. и’ чет:
кость организации связи и управления.

Дивизион, получив сигнал на откры-
тив огня, начал стрельбу. Противник
открыл по железнодорожным батареям

ответный сильный огонь, особенно ста-

раясь ослешить и уничтожить наблюда-
тельные пункты, Телефонная связь то и
дело выходила из строя; Связисты,  pa-

¢

ботая самоотверженно и без устали, все
же не успевали восстанавливать повреж-
денные линии, и главная тяжесть 0бес-
печения связи легла на радистов,

В первый же день дивизион выполнил
свою задачу: узлы сопротивления, кото-
рые нужно было разрушить, были разру-
шеёны, В районах целей возникло много
пожаров. Успешно была проведена контр-
батарейная борьба. Около двух десятков
батарей противника было подавлено. .

В результате общего успеха в дейст”
виях фронтовой артиллерии войска про-
двинулись вперед, и дивизион получил за-
дачу итти также вперед и поддерживать
настуцающую пехоту.

Дорожно-восстановительные подразде-
ления быстро восстанавливали разрушен-
ные мосты, и железнодорожная артилле-
рия следовала вперед без особых задер-
жек. В ряде случаев на отдельных участ-
ках железнодорожного полотна дивизион.
полностью развернуться не мог. Тогда вы-
двигалась внеред одна из батарей. Она
шла сразу же-за восстановительным под-
разделением и вела огонь. Весь дивизион
подходил, когда пути и етрелвя на pas -
ездах приводились в порядок.

Темп продвижения пред’явил особые
требования к организации службы в ди-
визионе, Возникли трудности в водоснаб-
‚жении паровозов. Приходилось ведрами

носить воду в паровозные тендеры или.

качать ве насосом из ручейков. Были м0-
менты, когда личному составу приходи-
лось приносить из ручейков и озер, ветрз-
чавшихся на пути, по 2 тысячи. и

одной из станций сохранилаеь водонапор-
ная башня, но она все же так пострадала
от обстрела, что ве нельзя было исцользо-
‘вать. Гвардии ‘лейтенант Тимаков, создав
ремонтную бригаду, сумел устранить пов-
реждения и ввел башню в строй. Баагода-
ря инициативе офицера все паровозы

морской артиллерийской части получили  .

воду.

Вообще офицерский состав дивизиона.
проявил в боях высокие качества. Особен-
-HO выделились гвардии старший лейте-
нант Меньнгуткин и гвардии капитан-лей-
тенант Копейко, сумевшие обеспечить 0т-

личную корректировку стрельбы под ог-

нем противника и в условиях плохой ви-
димости. Гвардии старший лейтенант Ни-
кифоров заранее предусмотрел огромную
роль радистов в управлении огнем и хо
рошо подготовил их. Быстрота передви-
жения потребовала 06060го напряжения
от артиллеристов-разведчиков, которые
должны были вве время изучать состоя
вие путей на предстоящем маршруте и
разведывать местноеть. В разведке при-
нимали участие и командиры батарей и
командир дивизиона, лично проверявшие
лежащий впереди путь и местность. _

Хорошие командно-организаторские ка-
чества офицерского состава и высокий на-
ступательный дух личного состава диви-
зиона позволили успешно решить постав-
ленные командованием задачи,

Капитан Г. СОЛОДКОВ.

Краснознаменный Балтийский” флот. (По
телефону от наш, корр.). i

\

Встреча зенитчинов

ЧЕРНОМОРСКИЙ. ФЛОТ, 4 июля. (По
телеграфу от наш, - корр.). Артиллеристы
береговой зенитной батареи, где команди-
ром гвардии старший лейтенант Масьян, ор-
ганизовали встречу сзенитчиками гвардей-
ского крейсера Н. Гвардейцы-зенитчики об-

менялись опытом боевой работы и учебы.

Командир зенитной батареи крейсера
гвардии старший лейтенант Самоделкин
сообщил о боевой работе зенитчиков ко-
рабля в боях под Одессой, Севастополем,
Феодосией, Керчью и Новороссийском.

Затаив дыхание, ‘слушали артиллеристы
береговой ‘батареи рассказ командира’ ко-
рабельного зенитного орудия гвардии
старщины 2 статьи Хахина. На боевом
счету зенитчиков крейсера— шесть сбитых
фащистских самолетов. Не pas  приходн-

ere Ea Sass

лось отбивать атаки торпедоносцев, звезд-.

‚ные налеты бомбардировщиков. Тов. Ха-
хин сообщил © том, что зенитчики его
орудия добились отработки такой взаимо-
заменяемости, что любой номер расчета
может заменить’ другой. Больше того,
многие зенитчики могут работать у ору-
дий главного калибра,

Зенитчик береговой батареи, участник
обороны Севастополя, гварлин сержант
Ридник рассказал о боевых делах гвар-
дейского зенитного полка. Полк за время
войны сбил 147 вражеских самолетов.

С интересом слушали моряки рассказы о
том, как зенитчики отбивали зтаки танков,
пехоты и конницы. После обмена’ боевым
опытом состоялся вечер краснофлотской
самодеятельности.

Стратегическое значение

‚ Английского канала,

Г Со взятием Шербура резко изменилась
обстановка в Английском канале. Сейчас
уже можно полнёе осветить некоторые
вопросы, относящиеся к событиям в этой
оне. В
7 Строго географически Английским ка-
налом или проливом Ла-Манш называет-
ся более широкая юго-западная часть
водного пространства, отделяющего Aur-
лию от Франции, северо-восточная более
узкая часть которого англичанами назы-
paetca Дувроким каналом или Дувреким
проливом, &  французами — Па-де-Кале.

этой статье мы подразумеваем под Aur-
тийским каналом весь пролив между

Англией и Францией,

История ео Ла-Манш в целом во-
енной преградой и тем, определила его
значение, сохранившееся до наших дней.
Но Канал этот Не только и не столько
преграда, сколько обширная р
ная зона, имеющая Е

эе значение.

а т — это ROMP HEBEL,
являвшаяся до войны одной из основны
для Англии. Перерыв этой коммуникации
влечет за собой необходимость он
лвижения х Лондону вокруг ABTaMN,
ставки грузоя к юго-западному a ne
spi Англии, & затем перевозки i cola
лезной дороге. Для безопасности и
ской коммуникации необходимо

> налом,
т г нынешней войны р
ek ана В
нала получили В ae
barnes легкие силы неменкого ии

айоне Кале—Рулонь была У
ана зальнобойная Вр
хо = начала i :

path exert RAM авиация. & 6 023 oe
ческого побережья Франции и
реально угрожать фашистокае под

лодки, и английская коммуникация в 1а-
Манше оказалась под ударом.

Английский канал своим западным вы-
ходом связан со всей системой юго-за-
падных подходов к Британским островам,
где скрещиваются пути одиночных тор-
товых судов и организованных конвоев,
идущих из Гибралтара, из Южной Аме-
рики ис Азорских островов. _

Еще в прошлую мировую войну коман-
дующий американскими морскими сила-
ми в европейских водах адмирал Симс
определял юго-западные подходы в Анг-
лии, как «важнейший фокус коммунива-
ций восточной части Атлантического оке-
`ана». На сегодня это определение остает-
ся в силе. Зона Английского канала про-
‘должает фланкироваль крупнейшую су-
доходную артерию, идущую в юга.в Бри-
стольский залив, Ирландекое море ив
устья рек Мерсей и Клайд.

Значение этого факта усиливается еще
и тем, что Эйре (Ирландия) не разре-
шает кораблям английского флота, обес-
печивающим эту коммуникацию, базиро-
вальея на ее побережье (в порту dox-
Суилли), что создает необходимость обес-
печивать трассу, опираясь на базы рай-
она Бристольского залива — Пемброк и
зоны Канала — Фальмут, Плимут.

Но есть еще одна сторона, дополняю-
щая характеристику Английского канала.
Ла-Манш--это путь для немецких воен-
ных кораблей, идущих из Северного мо-
ря вБискайский залив, для подводных

лодок, выходящих из германских вод
в Атлантику. Для пресечения этого
ВОЙНУ

пути, как известно, в прошлую
был организован знаменитый “Дувреви
патруль, деятельность которого с иечер-
пывающей полнотой описана в одноимен-
ной книге адмирала Бекона.

В текущей войне, когда один из бере-

: ‘

зу’ организовал

’ катерники выполнили свою задачу,

_ ВЫСТАВКА
„ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ 000Р
B ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЕ“

ЛЕНИНГРАД, 4 июля. (По телеграфу
от наш, корр.). В. Центральном военно-мор-
ском. музее идет подготовка к’ открытию
выставки «Военно-Морской Флот СССР в
Отечественной войне». ieee

Co всех флотов прибывают для выстав-
ки экспонаты, отражающие героические
подвиги и боевую деятельность моряков
Военно-Морского Флота. р

На выстазке будет показан красный
флаг. который реял в осажденной врагами
крепости Орещек в Шлиссельбурге, Hem-
цы осыпали флаг градом пуль, неодно-
кратно сбивали его. Рискуя жизнью, крас-
нофлотец Шкляр снова и снова пюднимал
его. Среди экспонатов — чеки от торпед,
которыми был торпедирован немецкий
линкор «Тирпицх 5 июня 1942 года. С ге-
роического катера-охотника «О-65», кото-
рый выдержал бой с 28 вражескими бом-
бардировщиками, доставлены пробётый во
многих местах кормовой флаг и кенга «Как
закалялась сталь», подаренная  кразно-

лотцам матерью Николая Островского.

нига пробита осколками, залита кровью
доблестных катерников.

Гвардейская подводная лодка «Щ-205»,
возвращаясь в базу после удачного похода,
вывешивала на рее жестяную рыбу с циф-
рой тоннажа потопленного вражеского кКо-
рабля. Одна из таких «рыб» будет! показа-
на на выставке. Будут показаны также са-
молет, на котором летал дважды Герой Со-
ветского Союза Сафонов, вивтовка Героя
Советского Союза Кислякова и т. д. Герой
Советского Союза Коваленко сиял с вра-
жеского самолета эмблему немецкого аса,
изображающую таксу, держамую в зубах
самолет «И-16», Не помогла эта эмблема
немецкому асу — как раз самолет «И-16»
и сбил его, а эмблема попала на выставку,

Разчообразный материал, любовно co
ранный работниками музея, посетившими
места исторических боев, ярко отражает
тероику Военно-Морского Флота.

Среди экспонатов имеются вещи, при»
недлежавшие Героям Советского Союза
Ц. Л. Куникову, ‘капитану 3 ранга Н. И.
Силягичу, командиру легендарной  сева-
стопольской батареи Воробьеву и многвм
‚ другим. uP

На выставке собрана обширная коллек-
кия боевых трофеев: корабельные’ флаги,
немецкое , румынское, финское оружие,
знаки отличня, спасательные круги потол-
ленных вражеских кораблей, дневники,
фотографии, талисманы.

Силами мастерской военно-морского ‘му:
‚ зея приготовлены для выставки модели
кораблей, принимавших участие в боях.,
Среди них модели’ линкоров «Октябрьская,
революция», «Севастополь», крейсеров!
«Красный ° Кавказ», «Красный Крым»,
«Киров», лидера «Минск», эскадренных
миноносцев, подводных лодок и т. д.

Новые экспонаты для выставки беспре
рывно поступают в музей. 4

ОТВАГА МОЛОДЫХ
ОФИЦЕРОЗ

ФЛОТ, 4 июля. (По телефону от наш.
корр.). В. последних десантных операциях
на Балтике отличились многие молодые
офицеры. - и Е
При подходё к вражескому берегу был
ранен командир катера. На его место cpa-
зу стал молодой офицер лейтенант  Хры-
мов. Искусно маневрируя, он подвел катер
к берегу. Финны сосредоточили Ha месте

ков и пулеметчиков. Молодой офицер сра-
огневую поддержку ле:
сантникам. Он расставил на палубе трех
морских пехотинцев с ручными пулёмета-
ми. В сочетании с огнем катера они быстро

первый бросок десанта.

Отвагу и Умение проявил во время’ вы-
садки десанта молодой офицер  лейте-
нант Жуков. Когда на катере вышел из строя.

пулемет и меткими очередями подавил
огневую точку противника, противодей-
ствующую  десантникам. Даже будучи
серьезно раненым, OH продолжал вести
огонь по противнику. ; :
Отважные действия мололых офицеров,
сти воодушевляли экипажи катеров.
смотря на ожесточенный огонь противника,

НВ РБА око

ров Английского канала оказалея в ру-
ках противника, английское адмиралтей-
ство лишилось возможности повторить
Дуврекий патруль. И
По Английскому каналу, воем фран

цузеким побережьем которого владели
немцы, Шли их перевозки,  переброс-
ка оружия, выходили в океан герман-

ские ходки. Пресечь полностью эту ли-
нию действиями флота с южного берега
Англии оказалось крайне затруднитель-
ных. . a

Sve ocobennoctu AuTaniicnoro канала
служили причиной неослабной борьзы за
него. Борьба была непрерывной, на-
сыщенной и разноеторонней, все срёд-
ства — авиация, минные sarpax-
ления, легкие силы. и подводные лодки,
радиопеленгаторные станции, береговая
оборона и ве артиллерия—были втянуты
в цепь опезаций, проведенных в Англий-
‘ском канале с начала войны.

Германия на первом этапе войны, за-
хватив атлантическое побережье Фран-
ции, пыталась превратить эту зону в ба-
зу для решительной блокады Британевих
островов. Германское командование орга.
низовало многочисленные налеты на анг-
лийские конвои, идущие через Канал,
срочно приняло меры к организации арт-
обстрела Канала и Дуврекой зоны побе-
режья с французской земли, организова-
ло в феврале 1942 года прорыв. через
Ла-Манш. на север линкоров «арн-
горст», «Гнейзенау» и крейсера «Принц
Евгений». На побережье Ла-Манша Tur.

Г лер в течение полутора— двух лет гото-

вил вторжение в Англию.
Английское адмиралтейство провело
свои контрмеры — организовало рейды

на французское побережье, усилило еред-
ства защиты английского побережья. нро-
вело заградительные операции,  направ-
ленные к затруднению судоходства про-
тивника и ограничению его боевой актив-
ности, приблизяло продольные коммуни-

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ

высадки десанта группы своих автоматчи-_

подавили несколько ‘активно’ действующих
сгневых точек ‘противника и обеспечила   —-

пулеметчик, офицер Жуков сам встал за’

их воинское умение, презрение к опасно-
  1 На.

1. Летчики-гвардейцы «прочесали»

‘тивника. Немного судов осталось
летчики подожгли  направлявшуюся
назначения.

В открытом море штурмозики бомбят транспорт о противника

-. Пламя охватило вражеское судно.

пулеметно-пушенным
на плаву у вражеского причала после такого «прочесывания». 2. Штурмовым
к гирсу быстроходную  десантную_ баржу противника, Баржа не дошла до места

огнем CTOAHKY

водоизмещением

сторожевых

катеров, буксиров и барж про-
ударом

Фото летчиков Харьковского и Петухина.

я

3.000 тонн. Бомбы легли точно в цель.
Фото летчика Леонтьева.

и _Авиабомба, сброшениая с
_  мёнее 3.000 тонн.

Bee вападно-европейское ‘побережье и
‘особенно на южное побережье Англий-
ского канала.

Борьба за Канал входила неот’емлемой
частью в пресловутую «битву за Атаан-

1 тику», возвещенную Гитлером. Эта бит-

ва была выиграна союзниками, и 910 в
свою ‘очередь предопределило  yenex
вторжения. 6 июня наступил критиче-
ский момент этой борьбы. Высадка
десанта в Северной Франции реши-
ла одновременно и задачу борьбы за
Канал. Эти две задачи свазаны воедино,
и, закончивиись успешно, форсирование
‚ Ла-Манша создало новую обстановку в
этой операционной зоне. Однако cama
по себе операция вторжения стала воз-
можной лишь благодаря подавляющему
превосходетву военно-морских сил и ави-
ации союзников, в TOM числе ив da-
Манше. _
Прежде чем перейти к анализу этой
новой обстановки, скажем несколько
слов 0 районе высадки союзных войск.
Отрицательные стороны этого района
для союзных войск: сложный  гидроме-
теорологический режим — приливы, те-
чения, туманы; затем сравнительно силь-
ная оборонь побережья —- подводные и
‘назехные еооружения—против десантных
пловучих средств, танков, пехоты и ав-
тотранспорта; отоутетвие значительных
причальных фронтов, пирсов, портовых.
сооружений и необходимость высадки не-
посредственно на необорудованный 0е-
рег; относительно неблагоприятное рае-
положение района в своеобразном гео-
метрическом центре круга, по радиусам
которого от городов Ренн, Ло Ман, Па-
риж, Амьен возможно подтягивание су-
хопутных войск противника;  Досягае-
мость для авиаразведки противника баз
южного берега Англии, в которых шла
окончательная подготовка к высадке.

Наряду с этими отрицательными сто-
ронами район имеет и ряд положитель-

кации Канала к берегу, усилило строи-  ных сторон. Место высадки находится в
тельство легких «береговых сил». нако-  зоне действия всех родов авиации, бази-
Heil, усилило воздушное наступление на! рующейея на авродромах Южной Англии;

;

пикирования балтийским «Илом», попала в центр другого транспорта

$1

‚район мог быть кадежно прикрыт воеди-

нениями союзного флота как с востока,
так и с запада. Практически это и было.
осуществлено, попытки’ немнегочислен”

‚ ных легких сил противника —— торледных

катеров и эсминцев — создать помехи
развертыванию операции оказались без-
результатными. Берег сам по себе ока»
залея вполне пригодных для высадки, Me-
роприятия союзников, направленные на
обеспечение высадки, повидимому,
лись лишь к устранению противодесант-
ных оборонительных сооружений, к 09-
оружению временных причалов и пиров

легкого типа, к тралению подходных фар.

валеров и использованию для высадки
мелкосидящих высадочных средетв.

Морской плес в районе высадки, как
это очевидно-из многочисленных сообще-
ний, после  соответетвующих тральных
работ позволил подойти к берегу для ве-
дения огня всем кораблям, в том чис-
ле и линкорам, YO сыграло очень
важную роль как в обеспечении. самой
высадки войск, так и в поддержее войск
при закреплении. на предмостных пози-
ЦИЯХ.

К тому же немцы, скованные боями на
Восточном . фронте и необходимостью
прикрывать с воздуха Германию, поте-
рявшие огромное количество самолетов ва,
время войны, не смогли использовать
досягаемость 03 южного побережья
Англии для своей авиации. Так, герман-
ская авиация ни разу не пыталаеь со-
вершить налет на английские порты, где
производилась. погрузка войск и енаряже-
ния. Относительная слабость немецкой
авиации ни в чем не сказалась так pes-
KO, Kak B этом факте. Е.

С точки зрения сухопутной район вы-
садки дат возможность наступления в
любом, наиболее выгодном направлении
на Бретань, на Бельгию, в nits Фран-
ции — на Париж, на Амьен и другие
опорные пункты’ противника, Вместе с
этим район высадки вынуждает против-
НИКа СТЯГИВАТЬ Войска © направлений,
которые могут оказаться такими же уяз-

свё-

‘незначительных размерах,

водоизмещением тоже не
Фото -метчика Петухана.

вимыми, как и побережье Нормандии, —
из Бретани и с бельгийского побережья.
Наконец, еще одна из важных положи-
тельных сторон этого ‘района, избранно-
го для высадки, состояла в том, что нал
чало операции з бухте бены при поддерж-
хе мощных сил флота рассекало Канал по
линии о. Уайт — Гавр или о. Уайт —

`Шербур. Тем самым были прерваны пути

противника из Северного моря в Бискай-
‘ский залив и в Атлантику и отсечена от
основного германского флота Бискайская
труппировка, в состав которой входят
эсминцы, торпедные катера и подводные
лодки. Для этой группировки единетвен-
ным. путем в Германию остается путь
вокруг Англии. Шегкие силы  иИспользо-
вать его, повидимому, не смогут.

Успентное проведение союзниками опе-
рации вторжения изменило и стратегичес-
кое значение зоны La-Mauma. To obcroa-
тельство, ‘что союзники контролируют
часть берега на противолохожной еторо-
не этого пролива, что на захваченном
плацдарме организовано, хотя бы еще в
базирование
истребительной авиации, сделало флот со-
зников полным и единственным хозяй-
ном Ла-Манига от берега до берега. Одно-
временно с ликвидацией пути, которым
пользовалея противнив вдоль Ванала, у
союзников появилась новая коммуника”
ция, роль. и значение которой трудно пе-
реоценить, поперечная коммуникация,
обеспечивающая питание экспедицион“
ных сил из района Портемута до побе-
режья Сенской бухты,

Канал перестал быть преградой, отде-
ляющей Англию от континента. Он-сталт
надежным путем для союзного наступле-
ния на «европейскую крепость» Гитлера:
Неоспоримое  превосходотво — союзной

‘авиации над немецкой обеспечивает под-

держание устойчивого оперативного pe-
жима в этой зоне. Союзный флот получил
возможность; используя зону Ла-Манша,
своввременно развертывать операции в
Северном море и в Атлантике.

Капитан 3 ранга Л. ЕРЕМЕЕВ.