Ё 6 июля 1944 py No 159 (1726)

*

Месяц активных ‘боев

Последние операции торпедных катё-
Тов Балтики еще рад показали, какую
грозную силу предоставляют эти  малень-
кие корабли в борьбе на вражеских. ком-
мувикациях, Только за первые 22 ДЕЯ
июня один гвардейский дивизион потопил
18 вражеских кораблей, в том чиеле два
миноносца и три больших транспорта об-
щим водоизмещением в 20-51 ты-
сячу тонн, и нанес повреждения девя-
ти военным кораблям разных типов, Для
сравнения укажем, что в 1942 и 1948 го-
дах наш дивизнон пустих на дно всего 12
кораблей и транспортов, Июньский итог
тем более примечателен, что операции на
море протекали в более сложных и быстро
меняющихся условиях.

Успешное ‘наступление зойсн Тенин-
традского фронта на Каретьеком _ перё-
шеике потребовало от наших катерников
максимальной активизации боевых дейст-
BUR на вражеских коммуникациях ¢
целью  воспрепятствоваль  противнчку
подбрасвтвать подкрепления 6 моря или
эвакуировать свои войека морским путем.
Немцы и финны, стремясь  обовпечить
безопасность движения своих караванов,
& также опасаясь десантных операций
советских войск, накопили в районе apB-
ского и Выборгского заливов  значитель-
ное число боевых кораблей, Наряду co

` оторожевиками и тральщиками они под-

бросили сюда миноносцы новейшего ти-
па, обладающие большой скоростью и
сильным = вооружением, быстрохолные
баржи, катера-истребители и торпелные
катера,

Опираясь на свои маневренные базы я
пользуясь шхерными районами, протчв-
ник пытался нападать на наши. дозорные
корабли, мешаль тральным работам и воз-
действовать нд коммуникации балтийцев.
Вражеские корабли опермруют нев оди-
ночку, & группами в 16—18 единиц пох
мощным прикрытием авиации. При вотре-
че с нашими кораблями они старательно
примимаютея к берегу под прикрытие
своих батарей или, уйдя в шхеры, выеы-
талот сторожевые и торпедные катера, для
отражения атак балтийцев. Намного yer-
лилось огневое противодействие против-
ника,

Но все это не избавяяет немцев и! фин-
HOB OT огромных потерь на море. Гвал-
дейцы калерники настойчиво ищут врага
и, обнаружив, смело ‘и решительно
атакуют, Оказывается огромный опыт, на-
копленный за три года войны, высокое
сознание долга перед Родиной, перед
партией Ленина— Сталина, ;

Офицеры, старшины и краснофлотцы
деятельно. готовились к летней кампания
текущего года. Офицеры тщательно из-
учали опыт боев, проведенных балтийца-
ми, черномофцами и бевероморцами в
1943 тоду, На занятиях и после них
оживленно‘ обвуждалиеь отдельные опе-
рации, глубоко анализировались действия
личного состава, дискутировались отдель-
ные специальные статьи. опубликованные
в печати. Со стартинами и краснофлотца-
ми отрабатывались действия экипажа B
целом м каждого в отдельности.

\ Одновременно в учебой в штабе соеди-
нения и дивизионов основательно изуча-
лись уроки прошлых кампаний и, в част-
ности; организация управления boom.
Большое внимание уделялось взаимодей-
ствию катеров с авиацией, Боввое coxpy-
жество катерников с летчиками, устано-
зивиееся еще в прошлом году, значи-
тельно  укрепилось. Летчики помотают
нам обнаруживать корабли противника,
наводят на цель, прикрывают 6 воздуха

oT вражеской авиации и нередко по на-’

шему вызову штурмуют конвои против-
ника, развивая успех катеров.

0 возросшей организованности м взам-   Врага,

модействии можно судить по целому ряду
операций нынелинего лета; `Сейчае, ко-
нечно, не время публиковать подробный

Целеустремленность в партийной работе _

Приказ гласил: твардейскому дивизио-
ну ториедных катеров зыйтч в Н-ский
район для прикрытия ваших кораблей,
выполняющих ответственное боевое зада-
ние, Противник усиленно охранял этот
район с воздуха и на море. Це исключа-
лось, что в отдельных пунктах нашим
хатерам придется столкнуться 0 вораб-
iia противника, Необходимо было раз -
яенить офицерам, старшинам и, красно-
флотцазж серьезность предстоящей опе-
рации, наломнить, коммунистам 0б их

В:

гих отонь на себя. ^

*

разбор их, Ho некоторые выводы уже
можно сделать,

Весьма поучительна, например, опера-
ция, воторую мне пришлось провести в
ночь на 17 июня. Перед выходом на поиск
мы узнали из сводки Совинформбюро, что
войска Ленинградекого ‘фронта прорвали
вторую оборонительную полосу врага и
приближаются к Выборгу. Это сообще-
нив еще больше воодушщевило личный co-
став, тем более, что мы подучили при-
казание выйти на поиск в Выборгский
залив.

В 0.35 четыре катера отошли от пирса.

ерез два часа обнаружили хымы. 0бнару-
жили большой караван в составе 3 тран-
спортов, 5 сторожевиков и 3 тральщиков.
Вараван следовал двухкильватерной ко-
лонной, Во главе шли сторожевые катера.
Быстро распределив цёли. мы пошли на
оближение. Корабли противника запроем-
ти позывные. Не отвечая на сигналы, на-
ши катера продолжали сближатьея. Тог-
да противник открыл мощный отонь и
всех видов оружия,

Головной катер под  команлованием
твардии старшего лейтенанта Маряхина 6
малой дистанции дёл зали, отвернул вле-
во и поставил дымзавесу. Прбрезав заве-
су, гвардии. лейтенант Лесников вышел в
атаку по головному транспорту, но,
получив прямое попадание ‘снаряла в
левый мотор, вынужден был прекратить
атаку и отойти. Через мийуту  гвар-
дии лейтенант Молоствов выпустил тор-
педу по третьему транепорту. Гвардии
лейтенант Буликов торпедировал  сторо-
жевик типа «ЕЁ». —

Почти вое торпеды. достигли цели,

Раздались сильные взрывы. Поднялись
кучи обломков, огонь и дым. Маряхин и
Молоствов потопили два транспорта 06.
щим водоизмещением 14 тысяч тонн. &
Куликов пустил на дно один сторожевик.
Атака длилась восемь минут. Легли на
курс отхода. Катер Лесникова получил
второе попадание, но уже в правый мотор,
Экипаж мужественно боролся 3a живу-
честь корабля, но вода быстро заливала
катер, & моторы нельзя было исправить,
Катер Молоствова направилел Е нему,
чтобы помочь. Через несколько минут с
зюйда были замечены 4 катера против-
ника. Они шли строем фронта, держа курс
С норд-оста показалось еше
5 СКА. Последние вели. беспрерывный.
огонь по нашим катерам, Чтобы дать во3-
можность Молоствову подойти к катеру.
Лесникова, командиры двух других кате-
pos — Вуликов и Марахин открыли
стрельбу по вражеским катерам, отвлекая
‚ Обстановка усложнялась. Головной на-
тер противника вырвалея влеред, отре-
мясь отрезать отхох нашим катерами од-
новременно преследуя катер Молоствова.
Маряхин пошел. на выручку, отвлекая
огонь вражеского катера на себя. Осталь-
ные восемь СКА противника, ведя непрэ-.
рывный пулеметный огонь, начали 0вру-
жать Hama’ Kavepa, Bok pasropaacs.
3.25 два СКА противника, получив попа-
хания в бензобаки, загорелись. Противник
прекратил атаки и направился спасать
команды горящих катеров,
-\ Yonex операции очевиден, Он хостиг-
HYT главным образом. инициативными
действиями командиров катеров, органи-
зованностью управления и дисциплиной
на поле боя, мужественным поведением
экипажей катеров, правильным пользова-
нием дымзавесами и связью.

Гвардейцы хоропо понимают, что Ha
достигнутом нельзя успокоиться. Задача
состоит в том, чтобы наращивать боевой
опыт, быстрее извлечь уроки из поелед-
них операций, смелее осваивать приемы
взаимодействия и еще активнее  тромить

Герой Советского Союза.
гвардии капитан 3 ранга`

: с. Осипов,

i te a nS

оказывал сильное огневое сопротивление.
Нередко катера получали серьезные по-
вреждения, но благодаря  самоотвер-
женным усилиям моряков оставались
на плаву и после некоторого ре-
монта снова входили в строй. Парторг.
дивизиона посоветовал активистам рас-
сказать людям о героических действиях
мотористов катера лейтенанта Лесни-
Кова, .

Этот катер, выйдя в атаку на враже-
екий транспорт, получил прямое попада-

обязанностях B Som, мобилизовать BeCh  une B правый мотор. Вых разбит картер,

личный состав на образцовое выполне-
ние операции. Этой задаче была подчине“
HA вся деятельность парторганизаций ди»
ВиЗиоНа,

Командир дививиона Ге
Союза гвардии капитан 8
собрав командиров BAAD OR
задание, ухазал, какие
а действовать. Офицеры бы-
ли подробно ознакомлены © районом опе-
рации и.с обстановкой на морском теат-

ре.

Нахануле дивизион провел ен
прупных ‘операций по поиску И УЕ

ранга Осипов,
06’ CHUL им
абли и где

Жению кораблей противника в На
I Выборголом заливах. Dri, вонеч-
ло, и недочеты в действиях отдельных
офицеров. Командир дивизиона menue
зовалел совещанием, чтобы еще раз ©

испорчен стартер. homcopr
дир отделения мотористов, бросилея ис-
правлять повреждения.
каров и Додонов, г
рой Советекого   стали заделывать пробоины, через кото-

рвсоком   на к
политической работе.

Востин, воман-

Комеомольцы Ма-
получивщий ранение,

nie постулала вода. Новое попадание,
робито днище катера в двух местах.

Машинный отсек наполнился газом и Abe
mom, Костин, задыхаясь, продолжал ра-

боталь. И
брался на свежий воздух.
коммуниеты и комсомольцы за живучесть

о   корабля.

Только заделав пробоины, он вы-
Так боролись

Указания м советы парторга дивизио-
дали четкое направление партийно-

Парторги тт. Беляев и Степанов 603-

pri собрания, на
звали открытые партийные :
которых командиры отрядов выступили ©

ow».
MeruTh положительные ‹› стороны  9т0й ая ны
олерации и отдельные упущения. Доклады. и“ целеустремленность.

вров были 606-
не члены

Парт-

После совещания офи
раны парторги и комсорги отрядов,
партбюро и отдельные активисты,
opr backdated sages
и характере боевого 32
Ча ай рассказал, что а
тически надо сделаль  ЛлЯ повышения
бооготовлости. — в частности, о  9
ль в каждым боцманом, радистом, saa
тористом, еще раз изпомнять 06 их
занностях в бою.

В этой беседе внимание партов й
актива было обращено и на нео0х i
мость как можно шире популяризирова
or борьбы за живучесть корабля.

и его зна-

конкретностью

актив   диков.
продиформир нм, яой боевой операции всё

партяю действов
умело.

выходе из атакч на
и был
мых попаданий.
и  пробоины, вскоре
торы загтлохл
рист Куликов,
Враг закрых своим т

На этих же собраниях были приняты

в партию вомсомольцы Переходов и Ку-

от отметить, что в проведен-
мн принятые в

али смело, рептитетьно и

лейтенанта Шлиса при
миноносец, который

получил несколько пря-
И поступавшая че7е3
поднялась до волен. Мо-
и, катер потерял ход. Мото-
молодой кандидат партии,
олом одну и3 пробоин и

Катер гвардии

ТЕ д ———

‘Ha себя, дав возможность  поврежденно-

тические молотки. Личный состав

‘зуется боцман старшина 1 статья Мет-

за живучесть

В середине июня во время атаки и по-
топления трех тральщиков протизняка
катер гвардии лейтенанта Кузнецова по-
лутил 28 пробоин в подводной и надвод-
ной части, Осколком перебило. тягу  Уп-
равления моторами. На миг  60348206ь
критическое положение, Катер на виду У
противника резко снизил скорость, а это
означало неминуемую гибель.

Старшина группы Джевахов, находив-
шийся на посту управления моторами,
был смертельно ранен. Падая, он успел
крикнуть в моторный отсек командиру
отделения Ревковокому: «Скорей на Moe
место  », Тов. Рерковский сразу же под-
нял обороты моторов. Катер вышел Из-
под огня противника. В это время моло-
дой моторист Чижов один управаях в66-
ми моторами и звделывал пробоины, Ka-
т благополучно вернулся в. базу.

‚ Во время нападения Ha миноносцы.
противника катер лейтенаята Шлисе по-
лучил свыше 30 пробоин. В отсеки хлы-
нула вода, ное корабля погрузился. Ва-
тер стал терять хол. Но старшина грул-
пы мотористов Шишов и его краенефлот-
цы Попов и Афанасьев быстро организо-
вали ваделку пробоин и откачку воды,
Противник соередоточил весь огонь Ha
поврежденном катере. Командир другого
катера офицер Солодовников атаковал
вражеский. корабль и принял вееь огонь

му катеру уйти.

На другой день-в Выборгеком заливе
были торпедированы и потоплены 6торо-
жевой корабль и два транспорта против-
ника. Катер гвардии лейтенанта Мо-
лоствова от артиллерийского огня против-
ника получил пробоины в подводной ча-
сти. Осколок пробил бензобак, Старшина
группы мотористов Ламтюша на ходу
стал задепывать пробоины. Командир от-
деления Соколов тотчае же откачал бен-
зин из поврежденного бака. Катер оетал-
ся в строю и продолжал выполнять б0е-
вую задачу.

В маневренной базе послв возвраще- В течение июня торпедные катера
ния катеров из операции инженер-меха-   гвардейского дивизиона, которым коман-
ники быстро организуют ремонт повреж-   дует Герой Советского Союза гвар-
денных калеров. Te же мотористы, кото-   дии капитан 3 ранга Осипов, одер-
рые только что участвовали в бою, не- жали ряд блестящих побед. Часть этих
медленно приступают к делу.   успехов выпала на долю отряда, кото-

У под’емника, построенного у пирва, рым я командую. На его боевой очет за
стоят катера; которые необходимо под-   месяц занесены: потопленные шесть
нять для заделки пробоин, замены и ре тральщиков, сторожевой корабль и тран-
монта гребных винтов. Стучат иневма-   спорт,  подорванные и подожженные
сам   тральщик; быстроходная десантная бар-
жа и два торпедных катера.

Каждая из проведенных нами опера-
ций отличалась своеобразными особен-
востями, применением новых тактичес-
ких приемов. = -

Одна из операций протекала так. В
19 ч. 00-м. отряд из 5 катеров, разде-
ленный на две труппы (первой — дву-
мя катерами — номандовал Герой Совет-

устраняет повреждения, Стармины групи
ров. Когда нужно было заменить на од-
ном катере пробитый штуртрос, т. Пет-   евого боюза гаараин капитав $ ранга
ров выполнил эту работу 38 пять ч800в   Осипов, второй, в составе трех колте-

и командиры отделений мотористов по-
могают клепать корпуса. Ремонтируют-
ся бензобаки, трубопроводы, тлупители,

Боцманы помогают друг другу з8ме-
нять и ремонтировать поврежденные
зитуртросы, Заслуженной славой  поль-

при обычной норме в полтора — дВа   ров, — я), вышел в Нарвокий залив для
ДНЯ. ‚   поиека си уничтожения вражеских ко-
В мирное время всю работу по Еорпу-   раблей. Hac прикрывали четыре истре-
су и трубопроводам делали рабочие Мор:   бителя «Лавочкин-5» под командовани-
завода. Сейчаю. в маневренных базах, ем гвардии етаршего лейтенанта, Чернен-

чтобы не угонять катера с позиции В  ко. Они же выводили на цель.
тыл, 866 делают сами калерники под Вскоре был обнаружен стоявший у бе-
руководством инженер-механиков подраЗ-   рога вражеский караван в составе 14 ко-
деления, а _   раблей: сторожевики, тральщики и бы-

Повреждения, для устранения которых  строходные десантные баржи.
на заводе требуется 5—6 a th Солнце уже было близко в горизонту,
м ао ав —   и 910 позволило выполнить выгодный
ВЫ , тактический маневр. Гвардии капитан 3

suvtee а. Е ВЕ ранга Осипов отдал приказание зайти и
ot p ‘ атаковать CO CTOPOHLI conEMa.

рые умеют не только Экоплоатировать
материальную, часть, но и быстро и вы- С дистанции примерно 15 кабельто-
: вых гвардии старший лейтенант Глуш-

сококачественно ремонтировать её в
трудных условиях, . КОВ поставил отсекающую дымовую за-
‚  весу. Прорезав ее, катера устремились в
Гвардии инженер-капитан 3 ранга  атаку и выпустили торпеды с малой ди-
К. ДОБРОВОЛЬСКИЙ.   станции. Гвардии старший лейтенант
Жильцов потопил сторожевой корабль;
гвардии старший лейтенант Глушков
подорвал торпедой тральщик.  Oc-
тальные вражеские корабли отвернули
влево, подставив корму и таким образом

избегли удара.

Предетояло повторить удар.

На курсе отхода каждый калер само-
стоятельно поставил дымовую — завесу.
Катера отошли, сгруппировались и в том
же точно порядке вышли в повторную
атаку.

При втором заходе гвардии лейтенант
Калинин, гвардии етарший лейтенант Су-
‘воров и гвардии старший лейтенант Не-
красов потопили по тральщику. Гвардии
старший лейтенант Тлушков подорвал
быстроходную десантную баржу, которая
закрывала ему основную цель,

спех атаки об’ясняется рядом момен-
тов. Во-первых, впервые нами был при-
менен такой тактический прием, ‘как ва-
ход со стороны солнца,

Захох во стороны солнца сильно ва-
труднил противнику видимость и препят-
ствовал точности его огня? Несмотря на
то, что обстреливали нас корабли и бере-
товзя артиллерия, что огонь был очень
операцию 063

заделывал вторую. Катер остался на пла-
ву. Отбуксированный в базу, он был от-
емонтярован и снова вошел в строй.
‘Этот пример — не исключение. Он тяпи-
1c для поведения молодых коммуниетов
в бою.
Своевременное раз’яснение сводки Сов-
информбюро о новых успехах Враеной
Армии усилило наступательный порыв
гвардейцев,
Партийно-политическая работа — це-
леустремленная и оперативная — 0006-
печила боевой успех. В эту ночь
твардейский дивизион Героя Совет-
ского Союз» твардин капитана 3 ран-
ra Осипова потопил два вражеских мино-
ноеца. Отважно м смело  дейетвовали
экипажи кораблей. Воммунисты были в
моменты

А рядах в труднейшие о
Ost.

Во время операции катеров, конечно,
затрудняетея возможность вести по-
литическую работу. Людм находяся в
разных местах—ча своих постах. Шум
моторов заглушает голое. Приходител пе-
реговариваться сигналами. Никто не мо-
жет даже на секунду отвлечьея от поста,
Вот почему эта работа в основном прово-
дится в период подготовки к операции. Но
так как операции следуют одна за другой,
время лля воспиталельной деятельности
парторганизации весьма ограничено,
После боя люди, подчас не отдохнув,
проверяют механизмы, принимают горю-
Hee, торпеды, боезапас, осматривают по-
вреждения и своими силами исправляют
их, Бывает, что катерники по 3—4 суток
не смыкают глаз, участвуя в операциях и
тотовясь к ним. Приходится изыскивать
наиболее гибкие формы партийной рабо»
ты, впособные вместе с тем дать ‘макои-
мальный эффект. и

Весспорно одно == партийное  воздей-
ствие должно сказываться на экипаже
непрерывно, Малейшую возможность надо
использовать для мобилизации морлков
на успешное выполнение боевого приказа,

Гвардии капитан-лейтенант
Е, ГЕЛЬШТЕЙН,

сильным, мы закончили
потерь.
Второй момент — предельно близкая
дистанция торпедного залпа. Во многом
помотли дымовые завесы, которые по-
ставил каждый калер при отходе после
первой атаки, Завесы эти были отлично
использованы во втором заходе. Выска-
Бивая из дыма, калера почти в упор тор-
педировали вражеские корабли. _
Известную роль сыграло и то, что
стесненный собственным минным полем
противник был лишен свободы маневра.
вконец, нужно отметить взаимодейст-
вие с авиацией, Истребители надежно
прикрыли нас с воздуха и точно навели
Ha Neath, освободив от залраты времени
на поиск.
` Представляет интерес другая опера-
ция. Она происходила в этом же районе,
в Нарвском заливе, ночью, В Оч, 45 м,
труппа в составе трех катеров под моим
командованием обнаружила силуэты ко-
раблей противника, шедших курсом на
зест. Стояла белая ночь. При взгляде на
норд все было видио, как днем. На зюйх,
наоборот, видимость была плохая, Не-
мецкие корабли находились на зюйд-

*

Topnearpe Katepa Tepox Conserckoro Союза гвардии
а лотируемого!  гзардии. лейтенантом Н. Ефимовым,

_  внимание сосредоточил на катере Кузне-

Кузнецову выйти в атаку на головной.

капитана 3 ранга С. Осипова. Снято с самолета, пи-
специальным фотокорреспондентом «Красного’ Флота»
младшим лейтенантом Б. Шейниным.

ех операций

Сбив лва немецких самолета и разогнав
остальных, наши истребители ушли.

№ первоначально намеченной цели — к
каравану быстроходных десантных барж
и сторожевых катеров — мы HO могли
подойти: шедшие в кильвалере вражес-
кие катера заграждали узкий пролив.
Зато обнаружилась другая, еще более за-
манчивая цель: у берега стоял крупный
траненорт водоизмещением 8—10 тыеяч
тонн. приказал офицеру Кузнецову
атаковать транепорт и прямой наводкой
ничтожить его. Твардии лейтенант
талинин получил приказ поставить
дымовую завесу и прикрыть катер
Кузнецова. Третий - катер — головной,
‘которым командовал гвардии старший
лейтенант Суворов и на котором я
шел, должен был отбить. нападение
‘четверки вражеских катеров, Последние
развернулись строем фронта и устреми-
лись на нас. В этот момент обстановка
дла нас еше более усложнилась, Слева, из-
за небольшого островка появились еще
4 немецких катера, они быстро прибли-
жались в месту боя.

“Ham угрожал охват с двух сторон, &
двум другим ватерам — опасность быть
отрезанными. Противодейетвовать этим
намерениям противника должен был один
наш катер: остальные два были заняты
зтакой, Приняв бой, твардии старший
лейтенант Суворов умело сочетал. энер-
тичный огонь с маневром под пулемет-
ным и автоматным обстрелом. Поставив
дымовую завесу,, он отвернул, ебавих
обороты и опять отвернул. Затем поста-
вил вторую дымовую завесу. Выскочив
из нее, мы продолжали отстреливаться
от вражеских катеров.
`В это время завернилось нападение
на транспорт. Балер твардии шейтенанта
Калинина удачно прикрыл завесой катер
Еузнецова. На полном ходу Вузнецов с
очень близкой дистанции торпедировал
транспорт и повредил его. Поставив за-
we Кузнецов лег на курс отхода.

есмотря на тяжелые условия боя
нужно было довести атаку до конца. Я
по радио приказах гвардии лейтенанту
Калинину добить транспорт. Валинин
выпустил две торпеды. Раздалея взрыв,
на транспорте вспыхнул пожар, и он сел
на грунт. Удовлетворение от победы бы-
ло тем большим, что она была достигну-
та в трудных условиях. ,

Соединившись, все три катера, сле-
дуя в кильватере, полным ходом начали
ох Но бой еще не был закончен.

осемь вражеских катеров настойчиво
наседали на нас, Дистанция между нами
и противником уменьшалась, дойдя до 2
кабельтовых, Катера ee друг в
друга почти в упор. Вражеский огонь
был интенсивнее, зато наш оказалея б0-
лее метким, Два немецких катера зады-
мили и вышли из строя, Остальные два
из этой четверки остановились у подож-
женных катеров, & затем легли на обрат-
ный курс. Вместо восьми катеров перед
нами оказалось только четыре. Видя пе-
чальную участь двух своих катеров, нем-
цы утратили боевой пыл. Вторая четверка
сначала продолжала огонь, но вскоре и
она прекратила атаку.

Так нам удалось не только вырваться
из «клещей» превосходившего по силам
противника, но и вывести из строя двё его
катера, Наши катера пришли в базу е
многочисленными повреждениями (были
пробиты бензобаки, рубки, борта, про-
боины были даже в подводной части),
Но без потерь.

В этой операции следует прежде вее-
го отметить неизменный наступательный
дух и настойчивость в доведении атаки.
до конца, несмотря на необходимоеть
одновременно защищаться от болев силь-
ного противника. Второе важное обетоя-
тельство — упорство в отражении  вра-
жеского натиска. геи

_Вывох из боевого опыта в нынешнем
году таков: при взаимодейетвии с само-
летами, которые наводят на цель и по-
давляют огонь противника, удары Top-
педных калеров неотразимы.

Герой Советского Союза
гвардии капитан-лейтенант
В, ГУМАНЕНКО.

весте, наши катера оказались, таким 0б-
разом, в светлой части горизонта и были
хорошо видны противнику.

0 моему приказанию катера сделали
отворот влево -— к зюйду. Тогдь немец-
кие корабли — три тральщика типа М-1,
четыре быстроходные десантные баржи.
и восемь сторожевых катеров открыли
заградительный огонь, препятствуя на-
шему отходу на зюйх, Их огонь был весь-
ма интенсивным. Тогда я применил такой
маневр: приказал гвардии лейтенанту

корабль противника в норда, чтобы он
был виден воем вражеским кораблям и
тавим образом отвалек на себя их огонь.
Гвардии лейтенант Кузнецов, проявив
подлинно  твардейскую  самоотвержен-
ность, выполнил приказ и принял на се-
бя сосредоточенный огонь немецких ко-
зблей. Что касается самой атаки, то
знецев провел ее искусно и смело. He
обращая внимания на обстрел, он при-
близился на короткую дистанцию и тор-
педировал головной тральщик. Раздалея
взрыв, но тральщик осталея на плаву,
Кузнецов, окруженный веплесками от
разрывов вражеских снарядов, отошел и
вторично вышел в атаку. Его торпеда по-
пала во второй тральщик, который зато-
нул. Кузнецов поставил дымовую завесу
й отошел. Его катер получил некоторые
повреждения. Противник продолжал 0о0-
стреливать завесу.
далась не только атака Кузнецова,
превосходно был осуществлен весь ма-
невр. Пока противник весь огонь и все

цова, другие два катера дали похный ход.
и ушли в темную часть горизонта.

ротивник потерял нае из виду. Мы
зашли © зюйда, идя полным ходом, Jer-
ли на курс сближения © противником.
Он был нам отчетливо виден, & Hac хо
самого момента залиа не обнаружил. Не
встречая противодействия, мы подошли
на короткую дистанцию. Гвардии стар-
ший лейтенант Некрасов добил и по-
топил подорванный Кузнецовым траль-
щик, От торпеды гвардии старшего лей-
тенанта Суворова этправился на дно еще
один немецкий тральщик:

Уже после залиа, когда мы отвернузи
и легли на куре отхода, противник спо-
хватилея и открыл огонь. Но было позд-
но. Поставив дымовую завесу, мы Oec-
препятетвенно отошли. =’

Основной причиной успеха этой опе-
рации был правильно задуманный и 06у-
ществленный маневр. В результале уда-
л0сь дезориентировать противника, ввет
сти его в заблуждение. Операция показа-
ла, что в условиях ночной атаки неболь-
шая группа катеров (в данном случае
три) может применить тажтику двусто-
дроннего охвата конвоя,

Особенность третьей операции заклю-
чалась в том, что при атаке вражеских
кораблей нам пряшлось выдержаль встреч-
ное  намадение значительно  превос-
ходящих количеством сил противника,

Операция протекала днем в Выборг-
ском заливе во взаимодействии с авиаци-
вй. Группе торпедных катеров под моим
командованием был дан приказ атаковать
вражеские корабли. Два истребителя
«Та-5» под командованием гвардии стар-
шего лейтенанта Черненко наводили Hac
на цель.

Навигационные уеловия были очень
сложны. Пришлось действовать в узко-
стях, в районе, изобиловавшем камнями.
До войны без лоцмана в этом районе не
Ходили,

В узкой части пролива мы обнаружи-
ли неприятельские корабли, Вуреом ост
шли 4 быстроходных десантных баржи и
4—5 сторожевых катеров. В этот момент
на пересечку нашего” хурса справа вы-
скочили 4 торпедных катера противни-
ха. Связавииеь по радио с нашими само:
летами, я предложил им проштурмоваль
и рассеять врага,

в успели истребители начать штур-
MOBKY, KAR появилась четверка «Фокхе-
Вульф-190», Завязалась горячая воздуш-
ная охвалка. С нашей стороны в ней
участвовала Четверкь «Ла-5», руково-
димая подполковником КВатковым. Бой
носил крайне ожесточенный характер.

аа Бек ба корь ии окна rte Se

inti a