7 июля 19

„Вести

44 г., № 160 (1797)

С моря“

Радиогазета политотдела соединения

he

Tpaabmnnn B mope. Настойчаво и даи-
тельно утюжат они опаеные си подозри-
тельные квадраты. Труженики моря—они
оосспечивают безопасный проход карава-
нов к налим форпостам, базам и остро-
вам, движение боевых кораблей.

‘

С моря несутся вести, шифровки, доне-
сения, Очевидцы рассказывают о первых
унячтоженных вражеских минах, о первых
боевых столкновениях, © подвигах моря-
ков из части, которой командует капитан
3 ранга Похальчук, Редактор радиогазеты
сосдинения, где начальником политотдела
капитан 2 ранга Шаройко, посвятил весь
материал очередного номера этим вестям.
Они интересуют и тех; кто остался на ба.
36, и обобенно тех, кто готовитоя к похо-
ду. Номер так и называется: «Вести ©
моря». Он, бесспорно. удался.

Радиогазета воспитывает любовь к \0-
рю, любовь к маленькому, но отважному
катерному тральщику. Звучит музыка.
бодрая, волнующая. Велед за ней’ идут
рассказы о людях гвардейского корабля.
00 отваге минера   Гормышева, который
умело разоружил немецкие мины нового
образца, о стойкости краснофлотцев БЧ-\
крупных тральщиков: .

Командир катера балтийский морлк Фо-
мин отлично выполнил операцию во вра-
жеских водах. Командир соединения, вру-
чая ему орден, сказал, обращаясь к лично-
му составу

— Воспитывайте в себе, товарищи, бале
пийский харахтер Фомина, я тогда вы вев-
деи всегда будете побеждать,

Ярко сообщает тазета о подвиге Фоми-
на, 0 том, как его боевую службу ценит
командование. Моряки тральщиков, зака-
ленные в тяжелом и опасном труде; муже-
ственно идут назетречу смерти и побеж-
хатот ее. Враг коварен — балтиец должен
быть настороже. 06 этом наломянает ра

диогазета ° словами местного поэта
т; Влецко,

Очередная коробспонденция рассказы-
ват 9 том, как зорко моряки
несут вахту. Катер находилея в ох
ранении, Курс его лежал ‘между 0е-
регом, где засел врат, м караваном.

Неожиданно противник открыл отонь.
Сзинцовая волна осела на корму, высоко

подняв форштевень. В ‘тлаза старшине
Павлову ударил луч прожектора. Но за-
стигнуть Павлова врасплох невозможно —
он моряк бывалый. Стремительно вырвад-
ся катер вперед и густым шлейфом дыма
прикрыл караван,

В конце. передачи — снова музыка.
Звучат знакомые слова: «В море, друзья!»
` Подлитотдел дал правильное направле-
ние тематике радиопередач. В мае и пер-
вой половине июня радиогазета вышла
семь раз. За это время она рассказала о
начале боевой кампании; о ходе подняеки
на заем, о реализации сталинского прика-
за, о вручении командующим флота Крас-
ного Знамени морякам части капитана
3 ранга Опарина, сообщила первые вести
© моря. Специальная перехача была посвя-
щена взятию ‹ Сезастополя.

Радиогазета воспитывает
к врагам нашего народа немец-
ким и финским злодеям. Передача, оза-
главленная «Не забудем; не простим», при-
водит факты расхищения и уничтожения
фалтистами национальных богатств нашей
страны, варварекого убийства мирных с9-
ветеких людей. Были прочитаны письма,
полученные бойцами.

Текст радиогазеты сочный, простой. Но
иногда бывают срывы. Мины, разорвав-
шиеся за кормой, почему-то <«крякают»,
©наряды пролетают с «переливчатым пе-
нием», .

Наладив интересную и содержательную
радиогазету, политотдел. к сожалению, не
продумал до конца организации передач.
«Мелочи» лалт себл знать, Газета, напри-
мер, передается в такое время, когда офи-
церы и краснофлотцы тральщиков, нахо-
дящихся в море (да и многие из’ личного
состава кораблей, временно стоящих у
стенки), лишены возможности ев  слу-
math.

Актив радиогазеты— пропагандист ка-
питан-лейтенант Демченко, редажтор лейте_
нант Остащенко, главный старшина Илец-
ко. Благодаря их стараниям радиопереда-
чи пользуются в соединении большим, за-
служенным услехом.

Капитан-лейтенаит Н. МАСОЛОВ.

Краснознаменный Балтийский флот.

ненависть

Кабинет артиллерийской стрельбы

— K бою! —резко прозвучала команда
капитан-лейтенанта Благина. -, г

На мгнозение воцарилась тишина, затем
раздались четкие ‹ доклады о готовности.
Управляющий огнем. старший лейтенант
Демчук приник к’ окулярам. На горизонте
появился корабль противяика, Дистанция—
„.кабельтовых. ’ В центральный  артилле-
рийский пост поступают команды:

— Правый борт, курсовой 120, фугасный,
орудия зарядить. Прицел, целик.

Уверенно и четко работает личный. со-
став центрального поста под руководством
старшины 1 статьи Булакова.

— Открыть огонь!

Резко прозвучал ‘ревун, Краснофлотец
Шабаев докладывает; «Падение, Недолет».
Снова команда: «Больше четыре, влево
восемь». Третий зали показал точное на-
крытие;

Корабль противника резко меняет курс,
но, быстро введя поправки, старший лейте-
nant Демчук перешел на поражение.
Всилески накрывают цель. Вражескому
кораблю ие уйти от ‘метких залпов артил-
лерин, управляемой с центрального поста
старшим ‘лейтенантом Демчук.

Когда стрельбы закончены, капитан-лей-

. тенант Благин начинает, разбор: :

Все это, однако, происходит He Ha Kopa6-
ле, а в кабинете артиллерийской стрельбы
Н.ской. базы.

В морском сражении решают быстрота,
четкость и правильность подготовки пер-

вого залпа, Шансы на успех имеет тот ко-
рабль, который. первым открыл огонь. Вот
почему офицерам, управляющим огнем, не-
обходима постоянная тренировка. Большую
помошь в’ этом им оказывает кабинет ар-
тиллерийской стрельбы. Здесь, находясь в
специально оборудованной рубке централь-
ного артиллерийского поста, офицер и при-
данный ему личный состав под руководет-
вом опытных специалистов отрабатывают
сложные задачи управления огнем. В ка-
бинете систематически проводятся артил-
лерийские учения, чтобы приучить огневи-
ков к высокой дивпиплине, умению’ разли-
чить знаки падения, развивать ‘глазомер,
быстро принимать правильное решение в
любой обстановке. Занятия строятся так,
что в них может ‘участвовать не только
офицер, находящийся в рубке управления
огнем, но и другие офицеры, решающие эту
же задачу за столом. т

Кабинетом артиллерийской стрельбы
Н-ской базы руководит опытный артилле-
рист ияженер-капитан Васильченко, Его
хорошо знают на флоте. Двадцать лет от-

дал он любимому делу укрепления берего-

вой обороны побережья. Участник обороны
Севастополя, он после ранения взялся 3a
организацию кабинета артстрельбы. С  ув-
лечением передает он свой большой опыт
молодым морским офицерам. “

Капитан И. ДАЛИН.

Действующий флот,

EE its

Уборка колосовых и сдача зерна в Грузин

ТБИЛИСИ, 6 июля, (ТАСС). Кодхозы
и совхозы Грузии убирают колосовые и
вдают зерно государству, нарастающими
темпами. & 1 июля скошено на 3 тысл-
чу гектаров больше, чем & этому же вре-
мени прошлого года. Комбайнами убрано
вдвое больше прошлогоднего. Обмолот
непрерывно следует ва уборкой.

На одном из кораблей я познакомился
в инженер-капитаном 3-го ранга Арте:
мом Федоровичем, Свиридовым. Он меня
порадовал не только начитанностью в
самых различных областях, но и глу00-
хо любовным отношением ® литературе.
Видно было, что она занимает важное ме-
сто в. его жизни;

—- Некоторые
ния, — говорил

читают для  развлече-
Свиридов. — Понятно,
хочётея отдохнуть от военных забот, Un-
тают, что попадетел под руку. Но в мои
тоды нельзя позволить 666е роскошь чи-
тать то, что подвернетея, Я обращалось в
книгам, которые полезно прочесть. Часто
перечитывало классиков. юношеские
годы меня интересовал, сюжет или любов-
ная интрига, Сейчас подхожу по-иному...

У Свиридова на первом плане идейный

Колхозники артели имени Орджоня-
кидзе, Лагодехекого района,
государству 223 тонны зерна, в том чи-
сле 50 тонн в фонд Красной Армии. Кол-
хозы имени Фрунзе и «Цатели Дроша»,
того же района, первыми выполнили план

поставок зерна.

и книга

Fe a

влекает в Свиридове его твердое убежде-
ние, что литература учит не только мыс-
лить, но жить и действовать.

Инженер-капитан 8-го ранга Свири-

дов — один из тех читателей, которые
вникают и в предисловче и в биографию
автора. Его интересует эпоха, в которую
автор творил, творческий путь и весь 00-
тик писателя. И меня не удивило, когда
Свиридов заговорил
переводов
Страстный любитель русской
ры — Тургенева
прина, Горького,
хо
английского драматурга Байрона, Моль-
ера и многих других.

о полемике вокруг
на русский язык.
литерату=
Гончарова, Чехова; Ку-
Маяковского, —он непло-
читал. великого

Шекспира

знает и западную:

Я заговорил © последних произведе-,

ниях отечественной литературы. Bee, что

; ря и 4 >

п илейский смысл художественного   я назвал, — «Севастопольская pea
4 Отин из его любимых пи-   бергоева-Ценского, «Падение арижа
произведения. Один roe т
салелей — Лев Толстой. О многом пере-   И. Эренбурга, «Семья Tapaca> b. Bei
хумал морской офицер Свиридов. 169” това, «Морская душа» i. riche ptt daa
читывая в0 время войны великую 919-, pox бессмертен» В. О
new «Война и мир». Сила и величие ду-  В, Василевской, — UBUPAI0B
ха русского человека, мощь А Посав вечерней поверки в каюту Сви-
стихии. народной воли к победе, мечты ов приходят “ молодые ‘офицеры,
Андрел Волконекого о славе, его думы на рен ществонно ‚из пятой боевой ча-
поле битвы, взгляд Толетого на полко- сти. — Рошаль, Землин, Ерасильников.
*

водцев и роль аичности В историй. —— 060
Beem отом Свиридов говорил чрезвычайно
интересно. Он размышлял над прочитан-
ным. вавешивая критически, не pee при-
нимая на. веру и н8 60 воем соглашаясь.

— Толотой гениально прозорлив И
глубок, когда повествует © роди ae
роли народа в истории. Но нельзя м
ситься в вго фатализмом, © его пассив-
ных подиманием значения личности...

Свиридов отчетливо ощущал ий
KY гениального романа © дойствитель-

fi р его глазами
Нот аших лней, читал
ностью Н Зое паж te Ait ne Ппи- 1.

Начинаются долгие
говоры, обсуждение важно
переплетается с дискуссие
книгах.
oat  обоуждается проблема семьи, много
бывает споров
следует ли считать
умеющего преодоле
na OHM UO TOM, FTO
TPOHURHEM B логово зверя,
предотвратить поползновения

мировому господ
ГИ и ивые спутники Свиридова, участ.

вуюнгие в товарищеских беседах.

товарищеские pas-
йших событий
й о прочитан-
о моральных вопросах. Го-
0 томо что такое геройзи,

храбрым человека,
ть трусость. Толкова-
произойдет, когда мы
как навсегда
Германии к
ству. Прочитанные кни-

уже сдали

КРАСН

Технические. конференции

В просторном зале Дома Флота
лись военные моряки: разбираются

собра-
наи-

лучшие методы борьбы © подводными лод-

ками противника. С ь

Своим богатым опытом в Этой области
поделились минеры-катерники, которым
не раз приходилось сбрасывать глубинные
бомбы на фашистских подводных пиратов.
Особенно ценными комиссия признала вы-
ступления старшего ‘’‘краснофлотца Бе:
режного и краснофлотца Корятева. Оба
черноморца были премированы.

Такие технические конференции часто
устраиваются по инициативе  военно-мор-
ского кабинета Дома Флота (нач. кабине-
та капитан-лейтенант Пицкель)..

На последней технической конферёнции
минеров разбирался вопросе © боно-
сетевых и противоторпедных ограждениях
портов и рейдов. Первым выступил глав-
ный старшина т. Чумак. Он сделал ис-
ключительно точный ‘и исчерпывающий
доклад. :

Старшина 2 статьи Калмыков и красно-
`флотец Улыга рассказали © средствах
борьбы с электромагнитными минами.

На этой же конференции особое  внима-
ние привлекло и выступление старшины
2 статьи Колесникова. Он рассказал о том,
как катерники потопили немецкую  под-
водную лодку.

Подводя итоги этой конференции, офи-
церы Кенов, Ануфриенко и Коковихин
признали необходимым премировать глав-
ного старшину Чумака и  старшину 2
статьи Калмыькова. ¥

На организуемых технических  конфе-
ренциях присутствуюг минеры ‘частей, а
также кораблей, находящихся в порту, Пе-
ред техническими конференциями  прово-
дится большая подготовительная работа.
Здесь следует отметить большую заботу,
проявляемую офицерами: Кеновым, Ануф-
риенко и Коковихиным. Посещая корабли
й части, оци оказывают на месте практичз-
скую помощь в подготовке к конферен-
ции по заданной теме. Е

Многие технические конференции про-
водятся непосредственно на кораблях или
в частях. Так, недавно такая конференция
состоялась на корабле капитан-лейтенанта
Рогальского. У 37-мм ‘автомата собрался
почти весь личный состав. Руководитель
конференции — командир ’БЧ-П старший
лейтенант Дульнев. a

На платформу поднялся старший крас-
нофлотец Конюхов, известный в соедине-
нии как  рационализатор, предложивший
ряд ценных приспособлений. Тов. Коню:
хов подробно рассказал об устройстве’ ав-
томата. Затем ему стали задавать вопро-
сы. Моторист Волков заинтересовался ра-
ботой и устройством тормоза, каким мас-
лом заливается тормоз зимой и летом. На
все вопросы т. Конюхов дал исчерпываю-
щие ответы. ~~

О ведении огня из автомата рассказал
комендор орденоносец старшина 1! статьи
Лемешко, награжденный нагрудным. зна-
ком «Отличный артиллерист». Ero е боль-
шим вниманием слушали и бывалые
комендоры,

Краснофлотцы остались очень доволь-
ны занятием и обратились с просьбой к
командованию систематически устраивать
технические конференции.

На другом корабле. состоялась техниче-
ская конференция о борьбе за живучесть
корабля. В ее работе приняли участие
представители всех -боевых частей. _Вы-
ступило. 14 человек. : :

Практика показывает, что технические
конференции являются весьма доходчивой
формой боевой учебы.

Мих. СКРЯБИН,
Действующий флот.

ЦЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ВОССТАНОВИТЕЛЕЙ ДОНБАССА

ВОРОШИЛОВГРАД, 6 июля. (ТАСС).
На шахтах комбината «Ворошиловград-
уголь» закончилея месячник сбора  ра-
ционализалореких предложений, Всего 6
начала этого года горняки внесли около
1.000 ценных предложений, внедрение
которых значительно ускорит восетанов-
ление Донбасса.

В тресте «Боковоантрацит» для от-
качки воды из ряда затопленных шахт
требовались мощные. насосы. Инженер и
маркщейдер шахты № 14 Аваклн и dory-
HOB использовали 619600 вамослива воды
через шурф. расположенный в овраге ни-
же уровня осушаемой шахтной выработки.
Таким cnocodom без насосов уже cuy-
щено 1.750 тысяч кубометров воды из
труппы шахт; а шахта № 14 полностью
осушена и восотановаена на месяц фань-
ше срока. Это позволило  сэкопомить 2
миллиона рублей.

Трудно перечислить всё прочитанное
Свиридовым. Скажем только, что он до-
вольно основательно начитан и в фило-
софокой. и в искусствоведческой литера-
туре, неплохо знаком © военной и воен-
но-морской историей. «Диалектика приро-
ды», «Анти-Дюринг», «Людвиг  Фейер-
бах», «Материализм и эмпириоврити-
цизи», полемические статьи Плеханова
против Струве и Бернштейна, классиче-
ские работы Сталина — все это Свири-
дов внимательно проштудировал. На сто-
де в его каюте побывали Влаузевид, «На-
полеон», «Талейран», «История морских
сражений». «История ХТХ века» Лависса

‘и Рамбо. Читал он и монографию Игоря

Грабаря о Репине, книги Ромен Роллана
о Микель Анджело, Бетховене, Льве Тод-
сто... ‘

На этом же корабле ине пришлось го-
ворить с лейтенантом Бабенко, молодым
офицером: Нельзя сказать, что он ничего
не читает. Он назвал и Горького, и Cra-
нюковича, Островского и Новикова-При-
боя. Шолохова и других. Но почерпнул
он. как оказалось, немного и далеко не
самое существенное. Из произведений
Пушьвина Бабенко назвал только «Евге-
ния Онегина». Короче говоря, читатель-
ский уровень лейтенанта был, к сожале-
нию. весьма невысок. Оправдывалея. ов
занятостью. нехваткой времени ит. п.
Однако достаточно сопоставить этих двух
офицеров © одного и того же корабля,
чтобы убедиться в полной нгоснователь-
ности ссылки на недосуг.

Свиридов и Бабенко — вав бы край-
ние полюсы читательского уровня наших
флотских офицеров. Но такие, как Бз-
бенко, конечно, исключение среди нашо-
то офицерства.

Любопытно взять для сравнения и од:
лого из «средних» читателей. На том же
корабле служит старший инженер-лейте-
нант Землин. За последнее время он про-
читал немало книг: несколько произве-
дений Джэка Лондона («Сердца трёх»,
«Белый клык», «Дети солнца», «Север-

ый ФЛОТ

Краснознаменный Балтийский флот. На поиски неприятельского транспорта,
Фото В. Федосеева (ТАСС).

Из опыта эксплоатации
турбоустановок кораблей

Практика эксплоатации корабельных
турбоустановок показывает, что apa-
PSH и неполадки происходят  из-
за неправильной эксилоатации оборудо-
shee нарушения правил и инотрук-
uit, ;

В качестве примера приведем такой
случай, — он имел место на корабле, вы-
познявшем задание в море.

В результате разрыва трубок хододиль-
ника произошло засоление котельной во-
лы. Пришлось поочередно, отключаль кот:
лы, продувать их и подпатываль. В wo-
мент, когда потребовалось увеличить хол
корабля, во включенном котле соленость
настолько возросла, что колебания уров-
ня воды стали угрожать вокипаниём. Е
главной магистрали велел за одним кот-
лом подключалея другой. Недостаточно
тщательное проведение этой операции: и
плохое дренирование магистрали (был
открыт только един кланан продувания)
послужили причиной гидравлического
удара в районе маневрового клапана.
Велед за этим началась вибрация турбо-
агрегата, указывающая. на заброс воды в
турбину. 2

На базе при вскрытии турбины были
обнаружены значительные задевания В
концевых и диафрагменных уплотнениях
и прогиб ротора. Последствия аварии
устранили путем замены большей части
лабиринтовых уплотнений. ’Прогнутый
ротор проточили на станке и затем ста-
тически отбалансировали.

_B данных условиях такой метод ремонта
был вынужденным, хотя и дал положи-
тельные результаты. В нормальной обста-
новке его нельзя рекомендовать.

В сямом деле. Прогиб ротора был выз-
ван остаточными деформациями — ре-
зультат высокого одностороннего меетно-
го нагрева при задевании ротора о лаби-

1 рантовые уплотнения. Проточка на стан-

СИ

ии tad nl ah ee ee

6 не устранила остаточных внутренних
напряжений. Их отпуск в процессе даль-
нейшей эксплоатации мог даже под влия-
нием пара высокой температуры  посте-
пенно привести к повторному прогибу
ротора. Во избежание этого необходимо
после проточки ротора путем отжига про’
извести отпуск осталочных внутренних
напряжений.

Проточка прогнутого ротора вызывает
смещение центра тяжести с оси враше-
ния и следовательно, разбаланеировку
ротора. Из условий статического и ди-
намического равновесия следует, что
статическая балансировка — практиче-
ски’ достаточна только для роторов
большого лиаметра и небольшой дли-
ны по OCH, B частности для од-
нодисковых роторов, гребных винтов и
т. д; При статической балансировке обыч-
но устанавливается один груз в птоско-
сти, пернендикулярной оси вращения,

PELE SSS eS

ные рассказы»), «Воскресение» Толстого,
романы Альфонса Додэ, книгу Тарле о

Наполеоне, «Дьявол» Неймана, «Ввен-
чин Дорвард»  Вальтер-Скотта, «ан
Кристоф» Ромэн Роллана, рял романов

го, но бессистемно.

‘Система в чтении дается, естественно,
не сразу, Читатель часто нуждается в ру-
коволбтве, в совете. Дело ли ато только
библиотекаря? Думаем, что яет. Старший
офицер и политработник могут п должны
руководить чтением молодого офицера.
Конечно. ни в коем случае не в порядке
директивы или приказа. Речь идет о дру-
POM 43

Мне живо веноминается капитан Ша-
тыренко, заместитель по политической
части командира одной из  ибтребитель-
ных авиаэскалрилий на Черном море. Не-
которое время я провел в кругу летчиков
этой эскадрильи. С первого же дня
бросилось в глаза, что они много чи-
тают — и на аэродроме в ожидании вы-
лета, и в офицерском общежития, иногда
засиживаясь зв полночь. Найти этому
об’ясненяе оказалось нетрудно; о много
читал заместитель по политической ча-
сти капитан Шатыренко, очень развитой,
умный и тактичный офицер, пользовав-
шийся крепким авторитетом в эскад-
рилье. :

Шатыренко руководил чтением офи-
церов. Но как? Без нравоучений ‘и без
всякого нажима — только личным при-
уером. Он делился своими впечатлениями
6 прочитанном, о том, что наиболее по-
разило его. рассказывал яркие эпизалы,
спорил. Ero рассказы и разговоры
о литературе были чрезвычайно ин-
тересными. И летчики, 0ез всяких
указаний 60° стороны Шатыренко, бра-
лись за книгу, которая ему по-
нравилась. Она переходила из рук в
руки, иногда обходя буквально всех офи-
церов эскадрильи.

Можно ли рекомендовать этот метол
руководетва чтением как единетвенный?

Эмиля Золя. Землин читает охотно и мно-.

‹да». Часто

так как действие любой осевой пары сил
при незначительной длине плеча  (рас-
стояние между силами но оси) очень не-
велико. Другое дело длинные роторы —
барабанные и многодисковые. Для них
одной статической балансировки в боль-
шинотве случаев недостаточно, В резуль-
тате приложения одного произвольного
груза, приводящего к етатическому рав-
новесию, при вращении ротора может по-
явиться пара сил, — она вызовет дина-
мический небалане, а следовательно, и
евавную вибрацию турбины.

Таким образом, наиболее правильный
61060б устранения прогиба ротора —
правка его с последующими отжигом и
динамической балансировкой.

Приведем еще пример аварии турбо-
установки, вызванной нарушением пра-
виз организации и проведения ремонта.

Турбина находилась в планово-преду-
предительном ремонте. При вскрытии был
погнут обод колеса Кертиса вместе с че-
тырьмя рядами лепаток и попорчены 20-
патьи соплового аппарата. Произошао
это. из-за неправильного. под’ема крышки
турбины — без предварительной с’емки
верхней половины уплотнательной ко-
робки. Такой под’ем в турбинах данной
конетрукции приводит к тому, что уплот-
нительная коробка упирается в обод ко-
леса Нертиса. В описываемом случае был
погнут обод диска Кертиса, так как ротор
находилея в закрытых подшипниках, &
усилия, приложенные о при nox ewe
крышки с помощью мотора валоповорот-
ного устройства, были: весьма значитель-
ны (нагрузка на этом моторе в несколько
раз превышала‘ нормальную), Эти же
усилия в процессе вскрытия дважды при-
водили к разрывам поперечин под’ёмного
устройства, — в них при обследовании
были обнаружены старые трещины.

Анализ аварии показывает, что личный
состав перед ремонтом не выяснил 0е0-
бенностей конструкции, технику векры-
тия турбаны, не обратил внимания 8a
положение уплотнительной коробки, без
предварительного енятия которой не мог-
та быть поднята крышку. Это можно
было обнаружить и по диевшимея чер-
тежам и по материалам прежних векры-
тий. Недостаточной была и подготовка к
ремонту. Старые трещины на понеречи-
нах под’емного устройства указывают,
что оно не было как следует осмотрено
и проверено. : -

В процессе самого векрытия была про-
явлена небрежность. Дичный состав He
выявил причины’ неноруальностей — по-
вышенную нагрузку мотора валоповорот-
вого устройства, заедания и поломку по-
перечины  под’ёмного устройства — и
продолжал с чрезмерными усилиями пох-
нимать крышку до того усердно, что выг-
нул обод диска Кертиса.
Инженер-майор В. МОЛОЧЕН.

хз ЕС

: и

онечно, нет. Во многих случаях прине:
еет пользу и прямой совет и настойчивое
напоминание офицеру о необходимостя
раснгирять свой кругозор. Одно только
ясно; чем выше заинтересованность в
этом деле старших офицеров, заместите-
лей по политчаети и парторгов, тем луч-
ше оно пойдет.

Сколько времени может уделить офи-
цер чтению художественной и. серьезной
политической литературы? Ответы могут
быть самые разнообразные: вев зависит
от конкретных обстоятельств. Можно
только оказать, что как бы ни были елож-
ны обязанности, как бы ни был велик

0б’ем работы, человек, любящий книгу,

пристрастившийся к чтению, всегда най-
дет время. а а

`Нарторг одного большого  корабая
старший лейтенант Ларионов всегда за-
нят текущей партийной работой Даля
чтения он может выделить только ноч-
ные часы. Тем не менее он читает cH-
стематически и много, но CO строгим вы-
бором, — главным образом 10, что He
только обогатит ето Kak читателя, ной
oe в идейно-воспитательной ра-
оте. Be nae 3

ТЛарчонов проштудироват ряд книг по
история рубского военно-морского флота.
Заинтересовавшись строительством  Ha-
шего флота, Ларионов внимательно озна-
вомился с «Историей Путиловского заво-
возвращаетея ‘арионов к
«Вопросам ленинизма» Сталина, к ота-
тьям Ленина, освещающим сущность
BOHHEI.

Прочитанных тов. Ларионов имроко
пользуется в воспитании‘ офицеров ий
старшин. В процессе передачи этих зна-
ний другим укрепляются. и углубляются
его собственные знания. Ларионов при-
наллежит в типу читателей, умеющих pa-
ционально сочетать работу и чтение,
приобретение знаний и их реализацию на
практике, собственный плейный рост с
повышением культурного уровня других.

Майор Е. ДОБИН.

> О стандарте

в строительстве судов
фло-

та — одна из первостепенных  народно-
  хозяйственных задач. Роль водного
  транспорта настолько велика, что необ-
  ходимо теперь же заняться подготовкой к
  строительству новых судов,

До нынешней войны суда торгово-
го флота строились. как правило, неболь-
шими сериями по 2—6 единиц. которые
в дальнейшем не повторялись. При та-
кой мелкосерийной постройке нельзя
было исзюльзовать накопленный опыт, —
судь каждый раз строились по новым
проектам.

Постройка разнотипных судов не поз-
воляет налаживать поточность произвох-
ства. специализировать бригазы, уско-
рять и совершенствовать постройку. Мно-
тотипность судов усложняет работу заво-
да, в результате удлиняются сроки и по-
вышается стоимость строительства.

Совершенно очевидно, что многотип-
ность не вызывается необходимостью.
Ограниченные  проязводетвенные  в03-
можности отдельных ведомств He
позволяли осуществить крупносерийную
постройку, не говоря уже о типизации и
стандартизация, которые не могут быть
определены одним наркоматом. Только
этим можно об’яснить, что у нас есть

Пополнение морского и речного

очень близкие друг другу проекты судов.

одинакового назначения. Они мало OT-
‘личаются один от другого по
экономическим показателям. В качестве
примера укажем на левовозы,  которыв
строились в шести сериях от 2 до 4 су-
дов в каждой. Или, скажем, речные бук-
свиры мощностью 400 a, c. Ux строили
одновременно по семи проектам от 8 до
7 единиц по каждому. Большинетво
проектов были очень схожими. При 60-
поставлении их трудно найти причины,
которые оправдывали бы постройку по
разным проектам. Такие сула для поль-
зы лела можно и нужно было строить по
одному проекту с данными, удовлетворя-
ющими требования различных  хозайст-
венных организаций.

Опыт показал, что быстрое пополнение
флота возможно только на базе врупносе-
рийной постройки стандартных типов 6у-
дов.

_ Унификацией и типизацией судов раз-

личные организации занимаютея давно,
но только сейчас вопросе  поетавлен
реально. Правление Всесоюзного  науч-
ного инженерно-технического общества
судостроения (ВНИТОСС) немало  сде-
лало для координации усилий всех заин-
тересованных организаций в этом важ-
ном государственном деле. Ha состояв-
шемея недавно специальном совеща-
нии намечены основные типы судов, ре-
комендованные для разработки стандар-
тов.

Типизация и стандартизация — лишь
часть задачи. Параллельно е проектами
THHOB CYOB следует” разрабатывать тех-
‚‘нологичеекие процессы и готовить судо-
строительную базу. Делать весе это нуж-
но заранее, чтобы в кратчайшее время
можно было приступить к постройке
‚судов большим еериями.

Очевилно. что необхолимо будет соз-
дать Новые судостроительные заводы и
верфи. Врях am целевообразно пол-
ностью строить суда на одном предприя-
тии. Повидимому, более правильно, что-
бы они располагали оборудованием для
постройви корпусов, монтажа механиз-
мов и полной достройки судов. Главные
двигатели, котлы и вспомогательные ме-
ханизмы будут поступать от заводов-
контрагентов. -

Такие предприятия можно создать 6

более короткие сроки.
‚ В плане подготовки судостроительной
базы одно из основных мест нато отве-
LTH кооперированию, только оно 06е6-
печит скороетное судостроение.

Роль морского и речного транспорт-
ного флота во время войны очень вели-
ка. Все страны используют  коммерче-
ские суда не только для воинских пере-
возок, но и в качестве вспомогательных
военных кораблей. В проектах типовых
судов следует максимально учесть весь
опыт современной войны, предусмотреть
более высокие скорости хода и оконо-
мичноеть силовых установок.

Ряд проектов стандартных судов мо-
жет быть использован для постройки
вспомогательных судов Военно-Мореко-
го Флота. Это — транспорты, танкеры,
буксиры, сухогрузные и наливные бар“
и.

Считаю, что для скоростного строи:
тельства на одном предприятии надо вы-
пускать суда не более двух типов, & еще
лучше — только одного.

Инженер-напитан 2 ранга
В. МЕДВЕДЮК.

ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛОВ
„МОРСКОЙ СБОРНИК“ № 5—6

Вышел в свет «Морской сборник» № 5—
6 за май—июнь 1944 года. В нем помеше-
ны: приказ Верховного Главнокомандую-
щего Маршала Советского Союза товариша
Сталина № 70 от 1 мая 1944 года. «Тов.
Стализ о вторжении ‘союзных войск в Се-
верную Францию», постановления Совета
Вародных Комиссаров Союза ССР о при-
своении воинского звания адмирала флота
Нгролному Комиссару Военно-Морского
Флота СССР Н. Г. Кузнецову и заместите-
лю Народного Комиссара Военно-Морского
Флота СССР И. С. Исакову,

В «Морском ° сборнике» — напечатаны
статьи: адмирала флота И. С. Исакова
«Крымская кампания и новая обстановка
на Чёрном море», вице-адмирала Ю. Ф.
Ралль «Подготовка и ‘воспитание офицера
на корабле», инженер-капитана   ранга
Н. И Цветкова «Руководство связью
командирами и начальниками щтабов», ка-
питан-лейтенанта П. С. Писарева «Обеспе-
чение коммуникации Новороссийской «Мз-
лой земли», К. В. Негляд «Боевые лей-
ствия на море в условиях волнения», В. П.
Костенко «Коммерческое судостроение в
США и Великобритании», капитана 3 ранга
Л, М. Еремеева «Уничтожение германско-

го линейного корабля «“еНагиНог$!».

В журнале помещены также «Вторже-
ние союзных войск в Северную’ Францию»
(хроника событий) и «Морская хроника».

технико-.

значительно меньшими затратамй и в

x