№ 162 (1729)

Ладожская военная флотилия. Катера- охотники на базе перед выходом на операцию.

Фото Н. Канайкина.

ОФИЦЕР- КОММУНИСТ

От специального корреспондента «Красного Флота»

Два года назад на партийном собрания
эскадрильи принимали в члены партии
молодого офицера морской авиации Пет-
ра’ Рассадкина. В боевой характеристике,
выданной начинающему летчику коман-
диром части Героем Советского `Сотоза
майором Паниным, было сказано: <Пря
сопровождении пикирующих  бомбарди-
ровщиков, оставшись вдвоем с ведущим,

авсадкин вел бой с пятью «Meccep-
лимиттами-109». Когда ведущий был ата-
хован тремя вражескими самолетами,
Рассадкин своей машиной прикрыл его и
весь удар немецких истребителей принял
на себя». :

— Значит, он спас ведущего! — про-
резал тишину чей-то голос,

— Да, он спас ведущего, которым
был командир, части майор Панин,

Рассадкин тогла впервые вылетел на
сопровождение «Петляковых-2». Четыре
из пикяровщиков, удачно отбомбивиись,

направились на свой аэродром в conpo-.

вождении трех истребителей. Два же пи-
кировщика несколько задержалиеь при
выполнении боевого задания. Прикрывать
их остались майор Панин и его ведомый
младший лейтенант Рассадкин. Все шло
хорошо. Пикировщики сбросили на цель
бомбы и взяли куро на свой аэродром. Но
в это время полвились пять «Месеер-
шмиттов».
Нежцы начали бесчисленные атаки,
пубкаясь на всякие хитрости. Дол-
го длился 60%.  Рассадкин ‘вихрем
носилея среди вражеских  четребите-
лей и пулеметных трасе. На мгнове-
ние он потерял мз виду Панина, но вдруг
заметил, что в хвост самолета коман-
дир» пристраиваются три «Мессера».
Панину грозила неминуемая тибель. Что-
бы спасти его, Рассадкин делает горку в
тот момент, когда трассы пуль _ направ-
лялись к самолету командира. И пуле-
метные очереди втились в машину Рас-
‹адкина. Поврежденный camogset безу-
держно пошел вниз, Рассадкин  выбро-
сился с паралиютом. В море его подобра-
ли подоспевшие на выручку моряки.
Рассалкина приняли в партию едино-
гласно. Позднее майор Панин подробно
рассказал ему о трудности и сложности
профессии истребителя, призванного со-
прозождать бомбардировщиков или тор-
педоносцев. Надо приложить много уси-
лий. чтобы выработать особую сноровку
и умение вести бой при любых obcTos-
тельствах. -
Эта беседа была котати. Молодой лет-
чик несколько иначе предотавлял 0606
роль истребителя. Рассадкин полагал,
что истребитель предназначен только для
боя, что ему нужен простор. Иначе как
же проявить героизм? Но командир части
раскрыл ему существо дела настолько
яено и убедительно, что колебаний не
могло быть. Майор Панин считался бле-
стящим мастером сопровождения и лет-
чиком высокого класса. Его мнение было
очень авторитетным в. полку.
Однажды на партийном вобрании. де-
батировался вопрос о том, каким должен
быть хетчик-истребитель. Майор Панин
делал додлад. Он говорил, что в. тактике
офицера морской авиации недопустимы
застой и шаблон, что’  маловдумчивый
летчик, которого процесс боя интересует
только в точки зрения техники пилоти-
рования, неизбежно ‘ототает В тактике,
Иакой летчик не способен действительно
совершенствовать свое военное мастерет-
во. Вылет на сопровождение имеет целью
защиту бомбардировщиков, Я
дев или штурмовиков. ~~ ae ae
щиту, которая обеспечила . бы С
выполнение боевых заданий. Toorony at
требителям сопровождения и приход т
зести оборонительные бои, отражать
падающего. Разумеется, оборона He Фр
ина быть пассивной, Наоборот, ны
обороняясь, истребители прикр ane
должны наносить LYBOTBUTCIbHBIC удар
по врагу, ee
у Butta B среду коммунистов, Se
хин увидел, ITO парторган i
энергично работает Над тем, оО
BOO коммунисты прекрасно владе te
тикой боя при сопровождении. stig’ abe
молодого коммуниста aaa a ee
ласть была еще че aren ore
зремя он с каждым днем У а
укпепить свой авторитет среди м
лийных можно лишь в. том nT tats ыы
чтлично знаешь дело. И ие
считаясь ‹ трудностями фронтово?
пя, начал настойчивую уче. И
C молодым коммунистом teat.
aune Героем Советского Союза, ен
кип изучал текущую. боевую пра regan
извлекая все. что являлось новых bg
редовым в вбласти тактических Нек
Il o6a они пришаи к ценному ве

Как известно, истребители  сопровожде-
ния состоят из двух групп — ударной и
трупны  непосредетвенного прикрытия.
Задача ударной группы — нанести удар
истребителям противника, отвлечь их от
прикрываемых бомбардировщиков или
торпедоносцев. Бурматов и Раесалкин
установили, что ударной групше выгод-
нее находиться на некотором превыше-
нии — это дает лучший обзор и возмож-
ность, вертикального маневра. Группа же
непосредетвенного прикрытия, ни пра
каких обстоятельствах He оставляющая
прикрываемых самолетов, вотупает в
бой лишь тогда, когда немецкие истреби:
‚тели атакуют бомбардировщиков, причем
этот бой ведется на виражах. Поэтому в
труппу непосредотвенного прикрытия не-
обходимо выделять наиболее опытных
летчиков. Отромную роль играет и с1е-
‘танноеть пары.

^ Свои выводы Рассадкин и Бурматов
проверчли на практике. Рассадкин шел
ведущим, ведомыми были Бурматов и
Власов. Все они составлали группу нено-
средетвенного прикрытия. Шли они по-
зади штурмовиков с некоторым › превы-
шением, имея задачей прикрывать м
взаимодействовать е ударной группой ис-
требителей, ведомых майором Томашев-

скии. За 25—30 километров до цели
справа наперерез показались 15 враже-
вких истребителей. Начались атаки на

штурмовиков. Рассадвин, имея преиму-
щество в высоте, удачно зашел одному
«Мессершмитту» в хвост и зажег его.
Бурматов и Власов тоже успешно отра-
жали атаки. Бурматову на вираже уда-
noch сбить «Фокке-Вульф». Как ни, пы-
тались фашисты прорвать кольцо 000ро-
ны штурмовиков, ничего у них не полу-
чилось. Задача была выполнена.

В землянке  разгорелея жаркий
спор — нужно ля было Рассадвину уйти
на высоту, оставив в непосредственной
группе прикрытия только Бурматова и
Власова. Рассадкин резонно заметил:

— Я поступил правильно, Враг уже
был измотан. и ето надо о было добить.
Вспомните, что говорил майор Панин на
партсобрании: труппу непосредственного
прикрытия в процессе б0я надо умело
перестраивать в соответствии 6 0б6та-
Новкой.

посредственного прикрытия
стрировала гибкость тактики, искусство
учета всех обстоятельств. Рассадкин. в
тлазах товарящей уверенно приобретал
авторитет коммуниста, упорно стремя’
шегося к вершинам военной науки. —
Через некоторое время Рассадкия pas-
работал приемы боя без ведомого. В oe-
кадрилье он неутомимо пропагандировал
свой боевой опыт, стал зрелым воином,

продхемон-

вально все. .
Особенно ценны заслуги Рассадкина

как воспитателя молодых летчиков.. По-
свящая их в идею боя без ведомого, он
говорил:

— Иногда в
боевой порядок труппы сопровождения
разбивается. Бывает, разбивается и па-
ра. Вак вести бой без ведомого? В таких
случаях многое зависит от командира
группы. Он должен так организовать ма-
неву, Чтобы ‘непарному. самолету. было
легко держаться в общей группе. Для
этого ведущий не должен давать газ пол-
ностью,.& всегда иметь запае — не менее
четверти хода сектора газа. Ему нало Rak
можно меньше делать разворотов на, 90
градусов, ибо это приводит х отрыву ос.
тавшегося в одиночестве вепарного 6а-
Moneta.’

Зся деятельность капитана Рассадки-
на — образец партийного отношения к
изучению и совершенствованию военного
дела. Все свои знания, весь свой богатый
опыт он щедро отдает боезых товари-
шах За это его любят и уважают и в эс.
кадрилье и в полву. Для каждого он
добрый советчик. старший товарищ,

Капитан Расвадкян, сделав 43 боевых
вылета на сопровождение торпедоноецез,
штурмовиков и пивировщиков, обеспечил
потопление 7 транспортов (водоизмеще-
нием 67.000 тонн), двух танкеров (вото-
измежением 24.000 тонн), трех оторо-
жевых катеров. Ироме того, прикрывае:
мые им вамолеты повредили 5 транспор-
тов (водоизмещением 22.000 тонн) и
один сторожевой катер. В боях он лично
сбил 14 самолетов противника. Всего он
сделал свыиие 240 боевых вылетов.

За образцовое выполнение боевых 3за-
ханий капитану Terpy SG Pac-
салклну присвоено звание Tepoa  Совет-

ского Союза. Майор В. КНЯЗЕВ,

Действующий флот,

Действительно, в этом бою группа не-.

к словам которого прислушивались бук

воздушных сражениях.

Вевфлотение соревнования
по гимнастике

БАКУ, 8 июля. (По телеграфу). В Баку
закончились всефлотские соревнования по
гимнастике, в которых приняли участие
представители Краснознаменного  Балтий-
ского, Черноморского и \Тихоокеанского
флотов, ‘Краснознаменной Амурской,  Бело-
морской, Каспийской военных флотилий,
Военно-воздушных сил Военно-Морского
Флота и  военно-мооских учебных заведе-
ний. Соревнования  продемонстрировали
высокую спортивную культуру военных‘ м>-
ряков. 5

Соревнования открылись большим празд-
ником на стадионе «Динамо». Спортивный
парад принимал командующий Каспийской
военной флотилией.

В первый день соревновачий  женщин-
гимнастов ярко выделилась своей
отшлифованной техникой мастер спорта
лейтенант административной службы Ели-
завета Наумова. В 1941 году т. Наумова
добилась звания чемпиона Ленинграда по
гимнастике. Второё и третье места -заняли
ее воспитанники—тт. Воронко и Ковалева
(Краснознаменный Балтийский флот).

Особенно ^ сильная борьба разгорелась
за командное первенство. Наилучшие pe-
зультаты показали тахоокеанцы. Второе
место завоевала команда Краснознаменной
Балтики; третье место — команда Военно-
воздушных сил, ‘четвертое—черноморцы, пя-
тое — каспийцы, шестое — амурцы,  седь-
мое — команда вмузов и восьмое — бело-
морцы.

На третий день начался розыгрыш лич-
ного первенства Военно-Морского Флота.

Звание чемпиона Военно-Морского Флота
по зимнастике было присуждено т. Тимо-
хову (Беломорская военная флотилия).
Второе место занял  тихоокеанец  Загоо-
ский, третье—Мамутин (ВВС), четвертое—
Кузин (ВВС), пятое — молодой, способный
гимнаст тихоокеанец Михальчук. Первое
место среди женщин заняла Наумова, вто
рое — Ворэнко.

Соревнования проходили в напряженном
темпе. Лучше всех были подготовлены ти-
хоокеанцы. Нужно отметить, что занявшая
второе место команда Краснознаменного
Балтийского флота имела в своем составе
хороших гимнастов, но они не испульзовали

возможностей, предоставленных им в под-
  готовительном периоде.
Команда вмузов в первом всефлотском

соревновании заняла первое местф. Сейчас
она не только не смогла отстоять своего
звания чемпиона, но,была отодвинута на
предпоследнее место. Это произошло  по-
TOMY, что организаторы команды не исполь-
эовалм всех ‘возможностей для отбора и

тренировки лучших спортеменов вмузов.
Старший лейтенант А. МОРОЗ.

четкой, .

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Природные

условия
боргекого архипелага и фортификацион-
ные сооружения, возлвигнутые финнами
за последние три года, сделали эти оет-
рова мощными бастионами. Они прикры-
вали тыл вражеской армии с залива, кон-

островов Вы-

тролировали коммуникации, ведущие к
важнейним оперативно-стратегическим
военно-морским базам Выборг — Тронг-
сунд.

Враг знал цену Выборгеким островам,
понимал далеко идущие, последствия
захвата их. Финны лихорадочно укреп-
ляли свои позиции, полбрасывали сюда
резервы. Густая сеть проволокм четырь-
мя, пятью линиями опоясывала острова.
Проволочные заграждения начинались
сразу же после минных полей и минных
ловушек.

`Мы знали силу вражеской обороны, не
преуменьшали трудностей предстоящих
операций. Битва за острова ‘имеет свои
законы. В десанте от каждого воина тре-
буются героизм, мастерство, доведенные
до совершенства,

Бои за острова Выборгекого залива в.
середине июня начали торпедные катера
и балтийская авиация. Финны тогда еще
держались на Койвисто и Пий-Сари. Ба-

терники и летчики топили вражеские ко-
рабли, полвозившие резервы, подавляли
батареи переднего края обороны. Впо-
следствии, когда наши десантники выса-
лились на эти острова и финны пытались
эвакуироваться, балтийцы  перехваты-
вали их и пускали на дно.

Бои разгорались. Вее попытки финнов
удержать в своих руках Уран-Сари —
самый крупный остров в заливе— потер-
пели крах. Наши войска штурмом овла-
дели островом Уран-Сари и расположен-
ным на его северной оконечности пор-
товым городом Тронгсунд, соединенных
с материком железной дорогой.

Захват островов Койвисте, Пий-Сари,
Уран-Сари знаменовал крупную победу
советского оружия и предрешил новый
этап — очищение остальных островов.

Финны еще владели рядом
Бои приближались к ним.

8.30 утра; Где-то справа мелькнула
вепышка, мгновенно сменившаяся рыже-
ватым дымком, и в утренней тишине про-
звучал тяжелый удар. Заговорили пушки
слева, загрохотали батареи из глубины
нашей обороны; С каждой минутой Hapa-
стало артиллерийское наступление. Это
‘был всепотрясающий гул артиллерии, 0б-
  рабатыватшей передний край обороны
врага, его глубинные огневые точки 4H
коммуникации на подходах к островам.
Острова заволок густой дым. Из aeca

островов.

поднималось пламя пожаров.
Уже в первые десять минут на ко-
мандные пункты подразделений  балтий-

еких артиллеристов гварлийи поднолков-
ника Тудера и гвардии майора. Волноз-
ского поступили сообщения  корректи-
ровшщиков с воздуха и с переднего края
наступающих частей; «В районе цели
взрыв», «Вражеская батарея, открывшая
огонь по нашим пушкам, умолкла», «На
острове возникло 4 пожара».

Когла утихали раскаты  артиллерий-
ских залпов, доносился рокот моторов.
Артиллерийское наступление  поддержи-
вала авиация. Девятки «Ильюшиных»
появлялись над островами. Сбросив бом-
бы. они шти в пике, обстреливая пушеч-
нв-пулеметным огнем. о “

На горизонте показалиеь балтийские
хорабли. Навстречу им полетели снаря-
ды — финны пытались загралительным
огнем помешать их подходу. Но было
поздно. С флагманского корабля переда-
‘ли семафор: «Сталь строем фронта, Ha-
‘чать высадку». Артиллерия кораблей
прикрытия вступила в дуэль с огневыми

точками переднего края финекой оборо-

ны, Лругая группа вела огонь в глубину:
Катера на полном ходу устремились к
заранее определенным ‘местам высадки.

Это был ошеломляющий по дерзости.
удар. Высадка началась в 10 часов утра,

Sr ne

Краснознаменный санитарный

тарного транспорта капитана 3 ранга
Ушакова вызвал к себе старший началь-
HOR. ^ о

—- В пункте, где высадилея морской
десант, скопились раненые. Противник
контролирует и блокирует подходы туда
с моря, ола фарвалеры. Готовы ли
вы следовать!

— Готов! Когда прикажете выходить?

— Выход —- с наступлением темноты.

В назначенный срок судно вышло в
море.

Ha рассвете  вахленный доложил,
910’ на’ расстоянии 18 кабельтовых
показались пять кораблей. Это ока-
зались / вражескае торпедные — ка-
тера. Они шли в атаку с левого борта.

Боевой корабль, охранявший санитау-
ный транспорт, открыл огокЕ, Маневри-
руя, Ушаков приближался к берегу. Под
обстрелом орудий нашего корабля катера
отвернули и скрылесь.

Векоре, однако, снова прозвучал сиг-
нал боевой тревоги. На этот раз. катера
выходили в атаку с темной части гори-
genta. По команде Ушакова была засто-
порена правая машина. Две ториеды про-
шли у лезого борта.

Через насколько минут был обнаружен
след торпеды. Очевидно, она была пу-
щена с большого расстояния. Работая
машинами вразхрай, судно резко отвер-

нуло влево: торпеда прошла по правому-

борту. Спустя минут десять енова быа за-
мечен катер. Санитарный транспорт на-
ходилоя вблизи берега. Ушаков умело ма-
неврировал, и торпеды опять HE понали в
цель.

В течение двух часов немецкие катера
выпустили десять торпед, Семь из них
разорвались на берегу, а три утонули.
Судно продолжало путь.

Капитан 3 ранга Валерий Ушаков —

потомственный моряк. Его отец — один

анспорт

В дни боев за Крым командира сани-

роходства. С ранних лет отец ‹ прививал
сыну любовь к морю. Юношей он начал
плавать, ходил в дальние рейсы.
стал помощником капитана, служел Ha
Валтике и Черном море. За несколько
тет ло войны получил право на самостоя-
тельное вожденле судов и был назначен
капитаном товаро-пасеажирекого  тепло-
хода. С началом военных действий судно
было превращено в санитарный  транс-
порт. 4

За время войны транспорт совершия

ето двадцать пять рейсов в прифронтовые

базы. 325 раз звучали на нем сигналы
боевой тревоги. В общей сложности око-
ло тыюячи самолетов нападало на транс-

порт. 728 бомб разорзалось вблизи Hero,

14 торпех пронеслось мимо. Три раза на-
падали подводные лодки и дважды: —тор-
педные катера. Шесть раз траненорт 0б-
стреливалея береговой артиллерией, —-
по нему было выпущено 86 снарядов. Не-
сколько раз в непосредетвенной близости
рвались магнитно-ацустичеекие. мины. И
nee тщетно! Враг нз сломил воли коман-
дира и его подчиненных. Судно. продол-
жает транопортировать раненых.

Это благоустроенный и хорошо осна-
щенный санитарный транспорт.

В бывшем салоне оборудована  перво-
классная операционная. Б каюте второго
класса — перевязочная. Есть на судне
аптека, зубной кабинет, лазарет. язоля-
тор, склад для имуществв.и медикауентов.
Раненые размещаются в трех медицин-
ских ‘отделениях. В первом помеша-
ются тяжело раненые. Отсюда их лег-
ко перенести в операционную — в быв-
mui салон. В кормовой части, в каютах
третьего класса, трюме и коридорах раз-
местилось второе отделение. В каюты кла-.
дут носилочных, в‘коридоры и трюм —
легко раненых. Третье отделение — все
три твиндека второго трюма.

Врачи, медицинские сестры, санитары

из лучших капитанов Черноморского па-   накопили большей опыт. Содлектив ра00-

1 дившего и говорил: «Читайте и не забы-

Потом.

ВА р

>

От специального корреспондента
«Красного Флота»

>

когда не только корабль, но каждый че-
левек был на виду у врага. И то, что
происходило здесь в эти дни и часы,
нельзя назвать иначе, как массовым под-
вигом наших воинов. é

Во время одного из многочисленных
боев я находился на борту корабля офи-
цера Алексоя Зеленовского. Корабль в
нескольких кабельтовых от вражеского
берега десять часов почти без перерыва
вел огонь, расчищая путь нашей пехоте,
преграждая дорогу финским катерам.

То и дело в воздухе разыгрывались
бои. Сигнальшики  поносили: «Вижу
«Фокке-Вульфы». «Вижу вражеские ка-
тера».. «На горизонте похазалясь дымы».
Навстречу финским миноносцам, начав-
шим обстрел наших кораблей, ринулись
ториедные катера.

Навстречу нараетающему зихрю отня
нешаи балтийские тендеры. Вот уже пер-
вые десантники бросились в воду и, дер-
жа нал головами оружие. устремились к
берегу. Корабли в унор расстреливали
огневые точки. :

Перед боем мы видели жизнерадостно-
го Ивана Кузенин& — командира н000-
вой башни. Он нолошел к пушке, вынул
из кармана плакат и приклеил его. Иузе-
нин останавливал тогда каждого прохо-

вайте!» В левом нижнем углу плаката за
белофинсокими продажными газетами пря-
тались захтари с обагренными кровью
руками. «Бомбардировка Ленинграда —
величественное зрелище. Нет сомненяя—
тысячи и тысячи, особенно из граждан-
ского населения, погибнут в игре». —
вещала газета «Илкка». «Теперь этот го-
род — Ченинград должен погибнуть», —
писал потрепанный листок «Аян Суунта».
Плакат напоминал: «Они душили ленин-
градцев голодом, убийцы тысяч мирных
жителей нашего города. Смерть немецко-
финеким захватчикам !>

Теперь мы увидели злое лицо Ивана
Кузенина. Он помнил плакат, в душе его
жило олно слово: «Отометить!> Иногда
он раскрывал люк, чтобы глотнуть све-
Herd воздуха после многочасового изну-
рительного жара. в своем бронированном
колпаке. Кузенин говорил: «Мало им,
подлецам!» —- закрывал люк и продолжал
стрелять. Сигнальщик Евдоким Григорен-
ko сейчас был обуреваем гневом и
злостью. Это были священные гнев и
злость людей, сильных волей и духом,
тнев метителей и еудей. \

Удар наносилея по всей группе остро-
вов одновременно. На небольших пятач-
ках десантники образовали  плацдармы.
Финны напрягали все силы. чтобы уни-
чтожить первых смельчаков, ворвав-
шихся сюда, ‘и не допустить подхода по-
полнений. Но высадка не прекращалась
ни на минуту. Прибывавитие подразделе-
ния с ходу бросались в бой. Ожесточен-
ные схватки шли буквально за каждый
метр. земаи.

Враг имел все преимущества = он был
‘в укрытиях, в дзотах, для обороны из-
брал трулнопроходимые места. Из-за
каждого валуна строчил пулемет, летели
гранаты. На высоких деревьях. замаски-
ровавшись. сидели «кУКУШЕИ». Ho что
могло теперь остановить наших бойцов,
какая сила в состояний была сокрушить
людей. ноказавших бесстрангие, героизм,
отвагу, так же. как и умение, сметку,
воинскую хитрость!

‚За огромным валуном лежало несколь-
ко финских автоматчиков, Охраняли их с
фланга два дзота и невидимая «кукуш-
ка». Группе десантников удалось под-
нолзти к валуну. Но ни одна, ни другая
сторона не могла продвинуться даже на
шаг. Тогда’ рядовой Леоних Киршелевич
вызвалея «выбросить одну штучку». На-

SR PS TE

тает слаженно и четко, каждый точно зна-
ет и самоотверженно выполняет свой обя-
занности. Если нужно, чтобы раненые
были погружены в порту в минимальные
‚бровки,  медицинокий состав никогда
не подведет. Начальник этой служ-
бы Я. С. Полиновекий хорошо усвоил ос0-
бенности приема и сортировки раненых в
любых условиях. Несомненный интерес
предетавляет его опыт приема раненых в
  десанте, когда судно не может подойти к
отенкеа. 3
Судно бросило якорь далеко от берега.
Ветер достигал восьми баллов. Подошли
катера, баржи, буксиры © ранеными. Как
пришвартоваться к транспорту? Как за-
крепить трапы? Как в условиях шторма
переносить на носилках тяжело раненых
с малого корабля на большое санитарное

вулно?
До войны сказали бы, что сделать это
невозможно м что транспорт должен

уйти без раненых. 8 инетрукции говоря-
лось. например, что судно не может вы-
ходить в море при шестибалльйом ветре.
Война внесла поправки в инструкдии
мирного времени.

зе только корабля подошли. началь-
ник санитарной ‹елужбы стал изучать со-
став раненых, Вот что говорит он 0б этом
памятном рейсе:
  <«Посае больших усилий катерам и
баржам удалось пришвартоватьея. Я пе-
решел на буксир и на нем сортировал ра-
неных, исходя из их состояния. Каждый
получал талончик — плацкарту с указа-
нием номера отделения, гле.его поместят,
Это намного сокращало время погрузки
раненых. Я знал, что на судне весь ме-
дицинокий состав уже занял свои места,
Врачи ждали раненых на палубе, меди-
цинские сестры — в отделениях. Я по-
дал команду перегружать раненых © бук-
‚ сира, & сам перешел на баржу. Пока пе-
регружали людей с буксира;  сортироваз
раненых на барже. Затем переходит ва
другой корабль. Для переноски. раненых
был мобилизован весь свободный от вах-
ты личный состав судна. В` разгар тран-
спортировки был об’явлен аврал: сорвало

якорную цепь. Отдали второй якорь, и
погрузка продолжалась, Где-то вблизи

о ———

HOMO ЗАЛИВА

ряженный в маскировочный халат, он ис-
чез в зарослях кустарника, и долго.о нем
ничего не было слышно Потом раздалея
выстрел, и вражеский снайнер повие Ha
ремне, которым был привязан к дереву.
Последовал еще один выстрел и крик:
«Ребята, вперед!» (казалось. что Кирше-
левич забралея на сосну в тылу у фян-
нов, принявших его, видимо, за своего,
Оттуда он сбил «кукушку» и е тыла рас-
стрелял пулеметный расчет, преграждав-
ший дорогу нашим бойцам. Несколько
финских пулеметов открыли по Виршеле-
вичу огонь. но было поздно Наши бой-
цы стремительным броском обогнули ва-
лун, уничтожили вражеских автоматчи-
ков и гарнизоны двух дзотов.

Старшина 1 статьи Арсений Иванов
прорвался со своим катером сквозь ваве-
су артиллерийского и минометного огня,
Пох жестоким обстрелом экипаж помог
двсантникам выгрузить боезапас. воору-
жение. Финны преградили десантникам
путь. Тогда коммуниет Иванов схватил
автомат убитого бойца и во главе  де-
вантников пошел в атаку. Засада Ha
пуги была сокрущена.

Комендоры Большаков и Шарин ло по-
слдеднего дыхания истребляли врагов.
Комендоры подавили четыре пулеметные
точки, уничтожили минометную батарею.
Вражеский снаряд разворотил их пушку.
Тогла Большаков и Шарин перебежали нь
кормовое орудие, где погиб расчет, и про-
должали стрелять. Оба моряка были: тя
жело ранены. Их покидали силы. чо они
стпеляли до тех пор, пока не погибли Da
боевом посту.

Во время шестого рейса к острову на
катёр главного старшины Аверина нале-
тели вражеские бомбардировщики. Оскол-
ками засыпало палубу. Самолет пошел в
пике, но обратно не вышел. Ero сбил
краснофлотец Зудин.

Финны сопротивлялись © отчаянием
обреченных. Они откатывались, но потом
бросались в контратаки, подбрасывали
подкрепления, вызывали авиацию. Но
натиск огромной силы теенил их к 05-
рыву. С

forza наступающие прижали финнов к
северной оконечности одного из островов,
в эфир полетела радиограмма командира
гарнизона: «Русские продолжают убийст-
венный огонь, несу большие потери, вы-
нужден отходить, Прошу срочно подкре-
  ление».

Спустя полчаса показались четыре
финских корабля е резервами. Огонь мор-
ских артиллеристов Тудера и Волнов-
`ского и кораблей преградил путь врагу.
Финны метались из стороны в CTOPORY, HO
сделать ничего не могли: Тогда три ко-
рабля легли на курс отхода, но одному
все же удалось прорваться. Над ним но-
явился наш воздушный корректировщих
и нацелил артиллеристов на то место, где
он швартовался. Снаряды начали ложить-
вя вблизи корабля. Еше минута — дру-
тая, и батареи перейдут на поражение.
Финны не выдержали й, не разгрузив-
шись, отошли от берега м попытались
сврыться в шхерах. Там их настигли бал-
тийские катера. ;

Нашим кораблям, авиации и артилле-
рии блестяще удалась изоляция остров-
Ных гарнизонов врага. Острова были за-
жаты в огненное кольцо, и финны были
лишены возможности маневрировать сво-
ими силами. Балтийны продиктовали им
свою волю, предопределили их судьбу.
Моряки, артиллеристы. летчики не лава-
ли финнам возможности подбрасывать ре-
зервы. подавляли и уничтожали береговые
батареи, срывали намерения авиации
й кораблей. прикрывавших островные
гарнизоны. Наши корабли, авиация и ар-
тиллерия не допустили эвакуацию вра-
жеских гарнизонов.

Бои за острова в шхерах Выборгекого”
залива были выиграны балтийцами.

Капитан Е, КАМЕНЕЦКИЙ,

Краснознаменный Балтийский флот, ©

разорвалась мина, потом другая. Но наши
люди настолько привыкли к этому, что
продолжали сосредоточенно работать. Че-
рез несколько часов погрузка была за-
кончена. Судно снялось с якоря и. пошло
в обратный рейс».

Как только погрузка заканчивается и
транспорт снимается с якоря, начальники
отделений с медицинскими сестрами начи-
нают обход. ‘

— В наше отделение, — рассказывает
старшая медицинская сестра первого от-
деления старшина 2 стальи Конникова, —
поступают самые тяжелые раненые с по-
вреждениями груди и живота. Трудно при-
HUMAT их на борт, но еще сложнее перено-
сить по узким, винтообразным и крутым
трапам. Носизки не проходят в тесных
коридорах. Раненых приходится на ру-
ках носить в каюты. Мы принимаем вее
меры, чтобы облегчить трудности эвакуа-
ции. Раненых в грудь укладываем Ha
койки в полусидячем положении и тут же
подвешиваем подушки с кислородом, что-
бы, в случае надобности, сейчас же при-
бегнуть кнему. Для обслуживания, корм-
ления таких раненых и выполнения н8з-
начений врача выделяются специальные
санитарка и медицинская сестра. Больных
мы обмываем, обязательне кормим горя-
чей пищей,

Раненый лейтенант Малов заявляет:
«0 героической работе медиков санитар-
ного судна нужно писать книги. Не думая
о личной жизни, они целиком отдались
благородной заботе о раненых. Мы видим,
мы чувствуем этоои от всего сердца бла-
годарим их». :

ного благодарностей от раненых полу-
чили медицинская сестра Л. Конникова и
санитар Г. Вовк.

«Большое русское спасибо и низкий

поклон вам за материнскую заботу, — пи-
met Воннаковой и Вовк раненый моряк
старший лейтенант Морозов. — За таких
людей не жалко проливать кровь».
‚ Эти благодарности — лучшая награда
Гаюдям первого в стране Краснознаменно-
ro: санитарного транспорта. Черноморско-
го флота. ¢

Подполковник медицинской. службы
3. ФИРСОВ,