12 июля 1944 г., № 164 (1731)

И

(=

Сдвинув брбви,. Щедрин внимательно
рассматривал эту несколько необычную
схему. Она He была похожа ни на одну
до сих пор виденную в книгах, учебни-
ках, журналах. :

Подняв усталые глаза, командир вепом-
НИлотот день, когда в боевом напряжении
смертельной схватки была прочерчена
вот эта, рванувшаяся в сторону, первая
ЛИНИЯ;

„.Раннее утро, Глаз перископа отра-
жает все ту же неизменную картину:
сизо-серое море. низко нависшие белые
клочья тумана закрывают берег. В отсеке
каки во всей лодке, напряженная тиши-
на. Шишь акустик, сдерживая волнение,
негромко докладывает:

— Шум винтов приближается.

Наконец, словно кисейную занавеску,
ветерок сдвинул пелену тумана. и на го-
ризонте четко. обрибовались тонкие: чер-
вые иголки мачт, будто наколотых в уз-
кие коробки сторожевиков, тральщиков,
охотников. А за ними, глубоко оседая в
воду, двигался огромный танкер.

Привычные слова команды, напряжен-
кое ожидание толчка вышедших торпед,
томительные секунды тишины, при ко-
торой слышно биение собственного серд-
ца, и затем грохот взорвавшихся торнед.

Вражеские сторожевики и охотники
не жалеют бомб, которые в тяжелым гу-
лом рвутся справа, слева, впереди. Стие-
HyB зубы, молча работают рулевые: им
достается больше всех. Час, второй, тре-
тий не умолкает грохот глубинок. Нако-
нец, кажется, все. Можно откачать на-
бравшуюся в трюме воду и этим облег-
чить работу горизонтальщика, который,
не снимая рук с привода, утирает потное
лицо. Тихо заурчала помпа, и почти тут
же опять от тяжелого грохота разорвав-
шейся бомбы жалобно зазвенело стекло.

Надо уходить. Уходить молча, © водой,
наполняющей трюм. :

Снова бесконечно долго тянутся часы—
первый, второй, третий, четвертый, По-

том тишина-— спокойная тишина под тол-  интересных,

CTHM слоем холодной ваполярной воды.

Щедрин снова’ склонился над схемой.
В беспорядочном еплетении линий глаз
и мозг одновременно схватили одну
закономерность: в дважды случайно по-
вторенном маневре линии пеленгов словно
обрезались ножом. Именно здесь проти-
волбдочные корабли врага прекращали
бомбежку, начинали беспомощно и нёрв-
но метаться в поисках подводной лодки.

Командир созвал офицеров, чтобы про-.

зерить свой вывод. Он оказался правиль-
ным, еще на какую-то долю расширил
тактические возможности подводного ко-

рабля, еще уменьшил опасность для
экипажа. ‘Sa.
За экипаж отвечает on, Георгий

едрин, в недавнем прошлом матрое тор-
тового судна. Он; тридцатилетний офи-
цер, отвечает за честь и боевую славу
корабля. Никто не может упрекнуть боц-
мана Дорофеева, сигнальщика Легченко-
ва, акустика Вруглова в том, что не
выполнено задание, Все знают, что эти
люди в бою сделают все, что могут, и
даже больше. Друзья” успокоят их: на
зойне бывает всяко — можно‘ пропалавать
у вражеских берегов неделю-—две—три
и не ветретить ни одного корабля. Враг
хитер, он старается проскочить незаме-
ченным в темноте, под прикрытием тума-

на в момент, когда подводная лодка ухо-

дит на зарядку.

То же самое могут сказать и ему, Щед-
рину. Могут’ прибавить: немцы втрое
увеличили ‘состав кораблей охранения —
He Tak легко’ подойти в транспортам, &
лезть на рожон, без уверенности в успе-
хе — едва ли есть смысл,

Так могут сказать. Щедрин и сам зна-
ет, насколько тяжел труд подводников.

Враг ожесточенно цепляется за свои мор-

_ Кавале

Крышка рубочного люка с шумом от-
клнулась, и капитан-лейтенант Нарамот-
кин выпрыгнул на мостик. в

— Открыть огодь!-—крикнул он стар-
шине Яковлеву. АИ -

Над морем вставало южное солнце. Его
лучи искрились на поверхности воды и
догорали где-то у зеленой кромки берега.
«Чтобы утром, чтобы в штиль, чтобы у
самой базы рядом со шхуной... Нет,
нет ..» — немецкий шкипер выпустил из
рук штурвал и, в страхе пятась по палубе,
провалился вниз.

— Ошибка. — завопил он и, поймав
первого попавшегося матроса, пря.
нул: — Поднимите флаг! Немецкий флаг!

В ответ засвистели пули, и к первым
очередям прибавились другие.

— Ранен...  Субмарина, -— простонал
шкипер и, забивитись в
ше не подавал голоса.
трюме разорвалась граната,
речи и, повторяя: «Гитлер капут...
на палубу.

Раненого шкипера отдали на попечение

вльдшера Певнева.

oe He успели погрузиться, — even
наст Парамошкин, — подбегает ко м
Певнев, сердитый, не подотупись. ae

— tro, — спрашиваю, — Фриц
maa?

— Не сбежал, — отвечает, — & TOUb-
ко прошу вас, товарищ капитан-лейте-
Haat, освободите меня от него.

ce alae ae кончится

— Сами посудите,
каждый ее! убил столько-то фрицев,
А что я. Певнев, скажу — Фрица выле
ЧИЛ?..

Так год назад
пленёнием ее команды на
боевой выход на Н-ской
капитанелейтенант Парамошвин. ем
жая поиск, лодка тогда же Lay pice ¥0-
еще олин транспорт, который утро?
била наша авиация, “

Прошел год. _ ег
` На боевую рубку подво,
торой командует ныне капитан

Только когда B
он обрел дар
», вЫЛеЗ

потоплением шхуны И

чал свой первый

ной лодки, ко-
ранга

; а& коман-
—__ Парамошкин, нанесена ифра_ 9, а кома--

‚130

xk * *

PuYecTBO

угол трюма, боль- .

ские пути. Он организует целые противо-
лодочные «экспедиции», ставит мины,
его сторожевики и охотники часами ры-
щут в поисках советеких подводных ко-
раблей. 7

Но „Щедрин понимает это не дока-
зательство силы врага, это боязнь. Раз
враг боится, значит нужно атаковывать
еще энергичнее, делать то, чего он не
ожидает, больше быть в море, У берегов
противника.

Быстро  промелькнули дни отдыха и
ПодРОТОВКИ к Новому походу.

Утром лодка снова дежурила на мор-
ских путях врага. Скрылись в тумане, из-
расходовав впустую бомбы, противолодоч-
вые корабли. Немцы были уверены, что
им удалось очистить район, и вывели два
больших транспорта. Оторожевики, мино-
носец и катера веером прикрыли нагру-
женные суда, Лодка оказалась внутри
конвоя. Обстановкз не позволяла совер-
шить ни одного обычного, рекомендован-
ного теорией и практикой маневра. Уйти
мористее нельзя там слишком светло.
Начать разворот — нет времени, С кор-
мы движется снежный заряд, за которым
легко укроются вражеские корабли. Ну,
что ж. Готовясь к походу, Щедрин предви-
дел и такую ситуацию; В его голове мо-
ментально созрел план атаки, отличаю-
щиися от всех предыдущих. И она уда-
лась. Еще один транспорт пошел на дно.

На уходившую лодку посыпались бом-
бы. Зазвенели стекла, в отсеках погас
свет. Но радость победы удваивает силы,
обостряет мысль, а спокойный голое
командира и в темноте вселяет уверен-
ность, > Приказания выполняются мгно-
венно. Точным и быстрым маневзом
командир уводит свой корабль от пресле-
дования. м

Пройдет времл, и можно будет раскрыть
свкрет этой атаки, рожденной творческой
мыслью советского офицера. Можно бу-
дет рассказать и о многих других похо-
дах и атаках, по-своему поучительных,
потребовавших огромного
мужества и напряжения воли.

Много’ можно рассказать об упоретве,
настойчивости командира; трижды под-.
водившего лодку в вражескому берегу,
трижды вступавшего в бой © караванами;
о походах, в которых проверялись выво-
ды, сделанные в Часы напряженной ра-
боты над сехемами. отчетами, . докладами;
0 походах, когда Щедрин вел корабль не
так, как принято многими. И акустик по-
нимающе улыбался командиру. Он зал,
что все то новое, что применил в тактике
командир; позволило ему слышать зна-
чительно лучше и дальше; а вахтенный
офицер ‘старший. лейтенант Скопин, по-
лучив доклад акустика, уже  самостоя-
тельно ‘начинал разворот и, претворяя в
жизнь вывод, сделанный в бою, экономил
командиру полторы минуты, достаточных
`для того, чтобы без промаха выпустить
торпеды и отправить на дно вражеский
танкер в десять тысяч тонн.

Много миль прошла Краснознаменная
подводная лодка. которой командует ка-
питан 2 ранга Щедрин. Днем м ночью
подстерогала ona фапьистокие корабли
там, где немцы и не думали вотретить со-
BeTCRUX подводников. Семь вражеских
кораблей отправлено на дно, три получи-
ли тяжелые повреждения — таков счет,
которых  гордител ‘экипаж. И гордится
справедливо. Он вступил в войну значи-
тельно позже других, но обогнал многих
потому, что сам командир и ето подчи-
ненные научились, подстерегать врага
столько часов, сколько. не рассчитывали
и конструкторы подводной лодки, ухо-
дить от преследования целых дивизионов
противолодочных кораблей, атаковывать
в таких положениях, которые фаньше
считались невозможными. _
‘Капитан П. СТАРОСТИН.

Капитан 3 ‘ранга И. Парамошкин.

дир награжден орденом Ушакова 2 степе-
ни. Военный талант офицера особенно
ярко проявился в боях 3% освобождение
Врыма.

Это был суровый экзамен, к которому
Парамошкин` начал иодготовву буквально

война, +, первых дней войны. За месяц до ee Ha-

чала он пришел помощником. командира
на Н-окую подводную лодку. Командир
встретил просто и вее, что думал, выска-
зал сразу:

__ Нового я вам ничего не скажу,

о ЕЕ ЧИКО ЗЫ ОЧИЗЕИЕ:

КРАСНЫ

“:
„К-21

Вто бы ни проходил по пирсу, все
невольно останавливаются 05010 этой
огромной подводной лодки, прижавиейся
® темным бревнам причала. На ее рубке
почетная цифра «17». Немного подвод-
ных кораблей пропьти: сквозь столько яс-
пытаний, принимали ‘участие в стольких
боях, сколько выдержала  Краснознамен-
ная «К-21»,

..Весна 1942 года. Командир` ведет
«В-21» прямо в логово врага. На белом
фоне покрытых снегом скал вырисовы-
ваются фашистоекие корабли. В распоря-
жении командира всего несколько секунд.
Чунин, не уходя с мостика, командует
«аппараты товсь!». Затем сразу «пли»
Проводив глазами  фосфоресцирующий
влед торпед, командир корабля прыгает
вниз. Моментально задраиваются люки.
Лодка уходит, чтобы в другом месте сно-
ва лойти в атаку. Этот поход был одним
из самых памятных, Скромная тогда циф-
ра побед увеличилась почти влвое.. Враг
потерял три транспорта водоизмещением
8, 10 и б тысяч тонн. .

Борьба на коммуникациях становилась
все напряженнее. Понеся тяжелые поте-
ри, немцы усилилм  противолодочную
оборону. Они специально охотились 3a
советским подводным о крейсером коман-
дира Лунина, Враг. посылал. в море де-
сятки сторожевяков, охотников, судов-
ловушек. Лунин увертывалея от пресле-
дования, атаковывах. сам. В одном из
фиордов судно-левушка обнаружило лод-
ку. Немцы пошли. на-хитрость. Они мед-
ленно стали уходить к берегу, чтобы на-
вести «К-21» на. крупные корабли, Со-
ветские подводники. разгадали хитрость
врага. Быстрым маневром Лунин. отрезал
врагу путь к берегу. Артиллеристы заня-
ли свои ‘места. Расчеты управлающего
огнем Ужаровского оказались точны.
Всего два’ выетрела кормовой пушки
«К-21», и там, где было вражеское вуд-
но, остались лишь’ щенки. ;

С каждым походом увеличивалась циф-
pa на рубке «В-21», но её экипаж, 3803-
вратившись в базу, снова рвалея в море.
`Проелавлениому кораблю поручались но-
вые’ сложные задания, и наиболее: риско-
ванное из них — атаковать терманскую
‚эекадру: не На

Это был труднейший поход. Полярный
день не давал возможности спокойно про-
быть в надводнем положении и несколв-:

Краснознаменная  ”

ae открытом море.

° Снимок фотокорреснондента «Красного Флога> Б. Шейнина,

ВОСПИТА

В суровой военно-морской жизни поет
командира корабля является 06060 от-
зветотвенным м почетным, Командиру. ко-
рабля Родина доверила судьбу экипажа.

ним делит он все радости и невзгоды
походной жизни, ведет” его в бой, доби-
вается победы. .   :

„. Подчиненные любят справедливого и

сурового начальника и всячески, даже в
мелочах, хотят подчеркнуть свое отноше-
ние к нему. У капитана 2 ранга М. П. Ав-
тустиновича видел я сделанный из м
да красивый бокал с надписью: Отцу
матросов от экипажа». Замечательный
подарок! Пусть недорог бокал, да дорога
надпись на нем, Этот бокал, как релик-
вия, будет передаваться из поколения в
поколение. Пусть“ знают дети и внуки
этой моряцкой семьи, кем был для эки-

ко минут» Над районом действий по- ажа командир Августинович..

стоянно проносились фашистские  само-
леты, по морю:рыскаля охотники, сторо-
жевики, миноносцы, ‚ «К-21» продолжала
поиск. Настойчивость увенчалаеь  успе-
хом. Сигнальщики доложили: на торизон:
те фашиетекий миноносец. Через: минуту
в перископ стали видны крейсера и в цен-
тре — линкор. Снова необычайное на-
пряжение в ожидании короткой команды
«или», затём глухое эхо взорвавшихся
торпед и отрыв от яростно преследующих
лодку кораблей“ охранения, Na

Если собрать вместе и взвесить все те
‘бомбы, которые были  оброшены врагом
нь «В-21», то, пожалуй, их вее будет не
намного меньше веса лодки. Много фаз
германское радио об’являло о потоплении
«h-21>, но прославленный подводный
крейсер вновь уходил в море, подстерегал
фалистекие корабля и транспорты в
фиордах, топил в базах.   og

..Весна 1944 года. Еще сильнее бьют
врага подвбдники Северного флота, В ax
первых рядах попрежнему идет экипаж
Краснознаменной «К-21», Ев последний
поход, начавшийся в полярный день. был
успешен, как и предыдущие, Возвращаясь
в базу, артиллеристы подводного корабля.
дали два традиционных выстрела. Моря-
En Северного флота поздравили экипаж е
новой победой, П. ИГОРЕВ

Sees

р ордена Ушакова ~

рядной Станции. Не улыбайтесь — это
было начало карьеры. Мой командир Из-
райлевич поддержал инициативу и стал
учить самостоятельным действиям: Неред-
ко перед выходом в море он приказывал—
снимайтесь! — и делал вид, что не обра-
щает никакого внимания. А после воз-
вращения с моря обязательно Вызывал и
обстоятельно об’яснял ошибки. Так же
бывало и на позиции. Он подолгу остав-
лил меня, заставляя самостоятельно уп-
равлять подводной лодкой. «А если я
выйду из строя? Вто будет управлять?
Да и вообще плох тот помощник, ‘который
не мечтает стать командиром», — лю-
бил повторять Израйлевич.

Парамошкин мечтал стать команди-
ром подводной лодки. Его мечта осуще-
СТВИЛаСЬ, о.

Он был, назначен командиром. чодвод-
кой. лодки, давно стоявшейьв ремонте.
Это несколько смущало Парамошкина. Но
командир дивизиона поддержал его:

— Помогу, не беспокойтесь, не боги
горшки обжигают; А я думаю, что вы и
на старой сделаете не меньше; чем на
новой,

— А экипаж?

— Толковый; только сразу в руки бе-
рите, не заигрывайте, не обещайте того,
чего не сможете, сделать. Провинилея —
накажите, отличился — наградите.

Эта простая формула старого подвод-
ника и легла в основу работы офицера
Парамошкина. -С-его приходом жизнь на  .
корабле резко изменилась. Побеседовав с:
офицерами, ‘& потом. 60 старшинами, Па-
рамошкин вызвал штурмана и боцмана
для беседы с глазу на глаз.

— Не нравится мне позедение” руле-
вых, Что они ное перед мотористами за-
дирают? Я вам, между нами говоря, ‚ска-

Уважаю в сподчиненном самостоятель-  жу; и у тех и у других еще мало порядка

ность, смелость, мысль и чувство ответет-
венности. Учитесь, & на меня в обиде не
ете.
ыы Действительно, — вспоминает Па-
рамошкин, — я ему многим обязан. На
этом корабле я совершил свой первый
самостоятельный переход от пирса до 3a-

ть A rt lise

в заведывании, Не любите вы технику.
Веему экипажу надо тянуться, да еще как
тянуться! 1G

Мотористы стали чаше посещать co-
седние . подводные лодки. ‘присматои-
валься, ‘как работают там. Придет * moro-
рист, будто друга проведать, a сам обя-

eG ee

Почему моряки преподнесли ему по-
дарок с такой надписью? Да потому. что
Запитан 2 ранга был м есть душа матро-
вов. Он всегда среди подчиненных, обу-
чает их, занимается с большим  етара-
нием, вносит в каждое занятие все TO,
чего. добились в. последних походах, в
боях не только его люди, но. и экипажи
других кораблей, Он не -стесняетея и не
считает обузой в базе и на походе, улучив

минуту, притти к краснофлотцам и стар-

пгинам, поговорить © ними. А что нужно
подчиненному? Он. хочет видеть в своем
‘начальнике человека, которому близки за-
боты и нужды краснофлотцев.
Приглядитесь поближе к нашей флет-
ской жизни. Выходят все в море е одной
мыслью — найти и уничтожить врага. Так
думает офицер, так думает краснофлотец:
одинаково много’ горя причинили немец-
кие захватчики и тому и другому. В бою
матросы прежде всего смотрят на cBoero
командира и, когда видят в.нем” разви-
того; хорошо знающего свое дело моря-
ка, они гордятся им и с любовью произ-
‘носят: он вел: нас в бой, 910 с ним мы
в одном походе потопили два транс-
порта. Что может быть выше такой по-
хвалы 7   a
`Вотоминается случай, когда твардей-
ская Краснознаменная подводная лодка,
которой командует гвардии: капитан 3

Tae Se

зательно расепросит,
за механизмами. .
Часто бывал на корабле и командир ди-
визиона. Он подолгу задерживалея на
боевых постах, беседовал с людьми, обу-
чал не только старшин и офицеров, но и
самого командира лодки.
’—_ Однажды, — рассказывает Пара-
мошкин, — мы заходили в порт. Нри
швартовке надо было сперва отдать якорь,
развернуться и поеле этого подтягиваться
к стенке. Я решил якорь не отдавать и
сказал 0б этом командиру дивизиона,
— Швартуйтесь, — промолвил он
улыбнувшись и отошел в сторону. А

как он ухаживает

когда я закончил, подошел во мне и ска-.

зал: :

— Видите ли, можно было задачу pe-

шить и так, но если бы вы раньше якорь
отдали, у вас ча всю операцию времени
ушло вы в два раза меньше. Я не хотел
мешать, но надетось, что вы поняли свою
ошибку — плаваль придется вам.

На боевом счету подводной лодки уже
числилось несколько потопленных кораб-
лей. Но люди проверяются в тяжелых ус-
ловиях боя, когда на карту ставится все и
только от умения всей команды зависит
благополучное возвращение в базу.

В конце прошлого года после атаки
десантной баржи подводную лодку даи-
тельное время преследовали самолеты и
катера противника. Управление вышао из
строя. Решено. было. лечь на грунт. Че-
рез .корпуе отчетливо слышались не толь-
ко разрывы. глубинных бомб, но и шум
винтов катеров. Так пролежали до ночи.
Вечером всплыли, увидели, что кругом
плавает соляр. Начиналея шторм, но ко-
раблей противника поблизости не было.

После осмотра’ корпуса и механизмов
выяснилось, что дизель запускать нельзя.
Хлопушка глушителя была заклинена на-
катом волны. Подводную лодку заливало.
На мостике было трудно стоять, не то что
думать о ремонте. Но ремонтировать надо
было. Парамомкин об’явил личному с0-
ставу:

— Если не сумеем в ближайшие часы
устранить повреждения и уйти отсюда,
все будет кончено. Нто желает итти за
борт? а
Мы пойдем. — ответили старшина
2 статьи Заритовский и старший красно-
флотец Бридня.

ока vn renee” вины Аза

Танга Жаутский, вернулась из похода.
ойдя на пирс, краснофлотцы говорили
своим друзьям с других кораблей:

— И шторм, и завалы, и охранение
преодолел нали командир и’потопил два
транспорта. j

Морскому офицеру, поетавленному во
главе корабля, легче ‘править  служ-
бу и воевать, когда он YMeeT управлять
душой и мыслью подчиненного. как вла-
етный и заботливый отец. Or побудки
до отхода ко сну — его забота 06 эки-
паже. В замечательной книжке «Началь-
ник и подчиненный» ‘справедливо сказа-
но: «Начальник... ‘тогда он только ис-
правен будет, когда его ‘мюди исправны,
тогда он только бмокоен быть может,

когда его людям спокойно. За его людей.

его и похвалят, за’его людей и обругают;

не по тебе тебя судят. а по твоим людям». .

Конечно, каждый командир хочет, что-
бы подчиненные его любили, но не каж-
дый идет. к этому верным курсом. А ведь
завоевать сердце‘, подчиненного всегда
можно, Поступай во. всем так. как пове-

левают присяга м воинский долг, как 0-7

весть подсказывает, и ты не ошибешься,
В сожалению, нё все офицеры и не всегда
эту заповедь соблюдают. Стремясь про-
‚слыть «рубахой-парнем», иной, с позво-
ления сказать, начальник может, похло-
пывая по плечу, сказать краснофлотцу:
= А нам с тобой, Коля: кажется, по-
‘pa побриться. Посмотри-ка, нет ли горя-
ЧЕЙ БОДИ. ое:
_ Враснофлотцу ° наверняка неприятно,

что командир так ‘его величавт, но, окре-

пя сердце, он отвечает:

— Есть, товарищ: ‘командир

Завоевывать любовь подчиненных и ук-
реплять свой авторитет необходимо бук-
вально с момента вступления на трап 5о-
рабля. Помню, когда я служил еще крае-
нофлотцем, к нам прибыли два вахтенных
начальника. Черёз несколько дней во вре-
Mi шторма первый из них командовал вя-
ло. Чувствовалось, что он укачалея и
вообще ему свет божий не мил. В тот

день в кубрике о нем с осуждением гово-

рили:

Хоть бы вида не показывал, в качку
Вместе с командиром они поднялись Ha
мостик, и туттон: им сказал то, чего не
хотел говорить при всех: :
— Я вас, конечно, не оставлю, но, ес-
ли придетея срочно погружаться, сами
понимаете, жизнь всего экипажа дороже.
Старшина Заритовский и моторист
Бридня спустились за борт.
‚ Ночью ремонт был закончен, и уже на
следующий день подводная лодка продол-
жала поиск противника,

Во второй половине апреля, когда в
Крыму разгорелись ожесточенные бои,
капитан 3 ранга Парамошкин вышел на
коммуникации, связывавшие порты Ру-
мынии © Севастополем,

Большое движение катеров, охраняв-
ших транспорты, и наличие сильного воз-
душного охранения караванов заставляли
`беречь короткие ночи. Зарядку произво-
дили главным образом днем. Но в первые
же дни пребывания на позиции не повез-
10; вышел из строя зенитный перископ.
Остаться без него было неммелимо —
над районом непрерывно проходили не-
мецкие самолеты. Возвратиться в базу —
значит потерять несколько CYTOR, a сле-
довательно, и пропустить несколько He-
мецких транспортов. Ki командиру обра-
тилея коммунист главный старшина Гур-
танов. Е _ a

— Разрешите взяться за работу. To-
варищи помогут; и мы введем периекой в
строй.   :

Двое суток производился ремонт. Пери-
скоп опробовали: Он действовал безотказ-
но. Правильно оценив-инициативу стар-
шины, Парамошкия здесь же, на позиций,
издал специальный - приказ. Он гласил:
«За особые заслуги в деле устранения
аварийного повреждения на боевой пози-
ции главного старшину ‚Гуртанова пред-
ставляю к правительственной награде.
05’являю благодарность и представляю к
денежному вознаграждению главного стар-
шину Григорьева и старшину 2 статьи
Тишенко». Были также отмечены старший
краснофлотец Битко’и командир пятой
боевой части инженер-капитан-лейтенант
Каширин. т ]

Чрез несколько дней вахтенный офи:
цер обнаружил вражеский караван в с0-
ставе двух катеров,: миноносца и транс-
порта. Стоял солнечныйглень, м заштилев-
шее море затрудняло выход в атаку. Ца-

ТЕЛЬ ЭКИПАЖА

всем ведь неприятно. Необщителен, лю-
дей сторонится.

` В противовес ему другой командир не-
редко заходил в кубрик, беседовал с на-

ми. Когда под его командой в шторм по-

шли на шлюпке, он чувствовал себя, как
Дома, и о нем говорили с уважением.
Нено, что такой офицер может быстрее
стать командиром корабля.

Этот пример относится к мирному вре-
мени. На войне все труднее и-сложнее.
Боевая подготовка, дисциплина на пере-
ходе ив бою требуют от командира не-
устанной заботы о подчиненных. Каждая.
новая победа должна поднимать боевой
дух, усиливаль стремление бить врага еще
‘злее. И если командир неё зазнается, он
поднимается еще выше в глазах своего
экипажа, а зазнавшийся пропадет.

Был у меня один офицер. Вначале он
преуспевал, a потом зазналея, и военное
счастье оставило его. Краснофлотцы,
огорченные неудачей, ходили‘ хмурые.
Пришлось командира сменить. Назначен-
НЫЙ на его место капитан-лейтенант Тере-
хин. в первом же походе потопил тране-
порт противника. Видели бы вы радость
экипажа! Краснофлотцы не спали почти
всю ночь, вспоминая дерзкую ‘атаку. По
мере того, как капитан-лейтенант Тере-
хин добивался новых успехов, рос и его
авторитет. В одном из походов после
удачного торпедирования танкера я 0б-
ратил внимание на вертикальщика —
краснофлотца Хохлова. Он страдал мор-
ской болезнью. Спрашиваю:

— Что, Хохлов, укачалея? _

Он посмотрел на меня и ответил:

— На коленках буду ползать, a руля
не оставлю, По командиру равняюсь,

Постоянная отеческая строгость и
забота о подчиненном должны чувство-
ваться во всем, В походе, в баз6 и на бе-
регу учи подчиненного, не жалея сил
своих, учи ненавидеть всей душой врага
и бить его, проявляй заботу о подчинен-
ном во всем, и он сделает для тебя все,
он пойдет во имя Родины на любой под-
BUT,

Капитан 41 panra H. MOPOSOB.

Действующий флот.

рамошкин правильно оценил обстановку и
решил ‘нанести удар из-под солнца. Это
затрудняло противнику наблюдение, а ко-
мандиру подводной лодки облегчало выхох
в атаку. Даже блеск труб миноносца про-
тивника был отчетливо виден, ‘а штурман
во время сближения успел зарисовать си-
луэт транспорта. Придя в точку залпа,
капитан 3 ранга Парамошкин подал

команду, и через некоторое время два ог-

ромных взрыва были отчетливо услышаны
в каждом отсеке. — Немного — позже
подводная лодка вновь появилась в этом
районе. Командир поднял перискол. На

поверхности плавали резиновые шлюпки,

снбвали барказы ив стороне — баржа.
Выпустили еще одну торпеду, и баржа
взлетела на воздух.

Через несколько дней Парамошкин три-
нял от соседней подводной лодки радио:
в таком-то районе и’ в такое-то время
мною замечен подбитый транспорт. Торпе-
ды израсходованы — добейте, —

Производя ‘вместе со. штурманом Кост-
роменным расчеты; ‘командир подводной
лодки пришел к Быводу, что транспорт
должен пройти где-то поблизости. Весь
вопрос заключался в том, кто ‘его будет
буксировать. Действительно утром заме-
тили самолет, & через некоторое время по-
казался один, & потом и второй катер. Это
еще больше укрепило правильность пред-
положения, высказанного ‘командиром на-
кануне. Не успел он сообщить об этом
штурману, как акустик доложил:

— Слышу шум дизеля по носу.

Парамошкин поднял перископ: шел
транспорт, которого лагом буксировал
тральщик.

— В добрый час, — сказал Парамош-
кин и развернулся для атаки. Зали был
дан с короткой дистанции. Тральщик и
транспорт взлетели на воздух,

На закате Парамошкин возвратился и,
подняв перископ, с удовлетворением отме-
THA!

— Собачья свадьба. Катера подбирают
недобитых фрицев с транспорта и траль-
щика.

Боевой счет подводной лодки капитана
3 ранга Парамошкина увеличился до девя-
ти потопленных вражеских кораблей и
транспортов. :

Капитан 3 ранга А, БАКОВИКОВ,
Черноморский флот.