_блава освоболителям в

Пришел долгожданный светлый чае:

после З-летней гитлеровекой оккупации
над Советской Литвой ‘всходит солнце

свободы. Красная Армия освободила сто-
лицу Советской Литвы — древний Виль-
нюс. Вновь победное советское знамя.
реет на горе Гедимина!
‚ Имя нашего древнего Вильнюса дорого
‘сердцу каждого литовца. Здесь каждый
камень наломинает 0 покрытых сединой
древности и бессмертной славой време-
нах Гедимина и Витевта, руководивиих
борьбой нашего народа против пеов-ры-
царей. Здесь зародилось революционное
движение рабочего клава Литвы. Здесь
была колыбель советской власти, про-
возглашенной литовским народом в де-
кабре 1918 года. i

25 ает назах Вильнюе был. захвачен
реакционной кликой Пилеудекого. Много
горя и унижений пережили © тех пор ли-
товекий народ и оторванный от своей
страны Вильнюс, Лишь при советской
власти, установленной в 1940 году сво-

нюс обрел свое место как стелица Совет-
ской Литвы —- равной среди равных рес-
публик великого Советекого Союза.
Гитдеровские захватчики нарушили
мирную созидательную жизнь литовского.
парол>. Их программа в онкунированной

бодным народным волеиз’яваением, Виль-

———

Читве практически сводилась к уничто-
жению литовской культуры и государет-
венности, к’ физическому ‚истреблению
нашего народа. Но литовцы не покори-
лись гитлеровским оккупантам, не по-
зволили им онемечить свой древний
Вильнюе. Ни на минуту не прекращалась
народная борьба за свободу, горела ли-
ловская земля под ногами ненавистных
захватчиков, в этой борьбе литовекий
варод не был одинок — с первых дней он
ощущал помошь и поддержку великого
русского народа и всех народов Совет-
ского” Союза. Сегодня, в радостный день

освобождения Вильнюса. мы от всего
сердна говорим им ‘горячее  братекое
спасибо! аа

От имени литовского народа приветет-
вую славные войска Красной Армии, 06-
вободившие столицу Советской Литвы—
Вильнюс!

Да злраветвует Советекая Литва!

Слава Верховному  Главнокомандую-
шему Маршалу Советского Союза великому
другу литовского народа, гениальному
полководцу, нашему вожию и учителю
родному Сталину!

Ю. И. ПАЛЕЦКИС,
председатель Президиума Верховного
Совета Литовеной CCP.

Красное знамя над столицей Литвы

Вчера столица налней Родвны Москва, Они истребляли User рабочего
от имени Родины салютовала доблестных

войскам 3-го Белорусского фронта, осво-
бодившим от немецких захватчиков
Вильнюе. Велика радоеть каждого
ловца. каждого советского гражданина. В

вемью советских горедев вернулась ere )

лица Литовской ССР — Вильнюе, город
изумительной красоты. попетине одна из
жемчужин Советского Союза.

`_ Вильнюс — древняя столица
Горох стоит на слияним двух красивей-
ших рек. Веками накапливал он в 6е0е
Bee самое лучшее. самое  талантаи-.
вое, что было у литовского народа.

au-

Замечательны старинные — памятники
архитектуры: вильнюсская кафедра —
создание литовна daypaca  Стокас-

Туцевичюса, готический костел св, Анны,
хостел св, Петра и Павла © сотнями Wpe-
‘краснейших статуй. А развалины древне-
то литовского замка на горе Гедиминаса
созлают незабываемое впечатление.
`Вильнюе — древнейший очаг алитов-
ской государственности, науки и кудь-
туры. Уже в Х\Т веке здесь было много
школ. В начале ХТХ века в Вильнюсском
университете учились великий Адам Миц-
хевич. знаменитый историк Литвы Си-
манас Даукантас, ‘остро ненавидевший
немецких захватчиков, поэт ©. Станеви-
 we,
` Шитовокий народ всегда считал Виль-
нюс своим сердцем,

Захваченный польскими панами Я
°превращенный ими в захолустный  го-
род, Вильнюс влачил жалкое существова-
ние. В советское время Вильнюс снова
вернул себе свое значение как центр, ли-
товской культуры, Был расширен уни-
зерситет, были организованы Академия
наук Литовской ССР, Государственная
филармония, Высшая художественная
кола. новые театры, музеи. колы,

_ Раснветали культура и хозяйство MO-
долой Советской Литвы. выше етанови-
лось благосостояние. литовского народа.
‚ Немецко-фаптистские захватчики 4Ha-
несаи тяжкие раны нашей республике.

класса,
врестьянетва, интеллигенции. Они надру-
гались нал нашей культурой, разрушали
наши города и селения.

Жестоко расправились немцы с Виль-.

нюсом. В нем ло войны было 350 тысяч
жителей, а во время немецкой оккупации
осталось меньше 50 тыслч. В слепой не-
навиети ко всему литовскому немцы за-
крыли университет, ликвидировали Ака-

Литвы. демию наук, Государственную филармо-
  нию, множество школ. Жителей. Вильню-

са они убивали, либо угоняли Ha гер-
манскую каторгу. Но безудержный тер-
pop гитлеровцев ни на один лень не 0с-
табил сопротивления литовских  патрио-
тов фашистским захватчикам: в Вильню-
се. как и во всей Литве упорная борьба
против немцев не только не затихала, HO
разгоралась все более и более.

И вот настал долгожданный день.
Победоносная Красная Армия, ведомая
великим вождем и полководцем советеко-.
го народа товарищем Сталиным, начала
массовое изгнание немцев также и из Ли-
товской ССР. Безнадежны были немец-
кие попытки задержать наступление. с9-
ветеких войск у Вильнюса. Красная Ар-
мия окружила Вильнюс, продолжая свое
наступательное движение внеред. на за-
пад. Нять дней уличных сражений, пол-

ных героизма, мужества, отваги, — 4
окруженный немецкий гарнизон пол-
ностью уничтожен. А наступательные

бои идут уже много западнее
Советской Титвы.

На горе Гедиминаса снова плещется
алое советское знамя — знамя ралости,
счастья, свободы. Недалек день, когда
это великое знамя будет развеваться над
всей Литвой. — и

Сзава Красной Армии — армии-осво-
бозительнице! :

Антанас ВЕНЦЛОВА,
депутат Верховного Совета СССР
и Верховного Совета Литовсной
ССР.

Перевод с литовского.

столицы

ИЛЬНСа!

Е

РАДОСТНАЯ
ВЕСТЬ

ЛЕНИНГРАД, 13 июля. (ТАСС). Ha

орденоноеноей фабрике «Скороход» рабо-

тают литовцы Уршуля Канис, Станислава
Найковекая, Генуэфа Болтремас, Анна
Радюш и другие. Горячие поздравления
были обращены к ним в день, когда Крас-
пая Армия начала освобождать от немезе-
Ри захватчиков литовскую советскую
землю. Но особенно радостно поздравляли
скороходовцы своих товарищей по рабо-
те сеголня, когда приказ Верховного
Главнокомандующего возвестил о вазвра-
щении в советскую семью древней литов-
ской столицы =— города Вильнюса, Е
Множество людских рук тянулись к
сыновьям и дочерям литовского народа.
Отвечая на приветствия, старая произ-
водственница мастер швейного’ участка
Анна Радюш, не скрывая слез радоети,
сказала:

— (бросил с себя проклятое иго род-
вой Вильнюс! Три года гитлеровские бан-
диты терзали аитовский: народ, разоряли
нашу страну, и вот настал час. везмезлия.
В этот радостный час я от всей души хо-
чу поблагодарить славных советеких вои-
HOB, несущих на своих знаменах свободу
и счастье. Я — старая женщина. но
сколько есть еил буду помогать освобож-
дению советской земли. Обязуюсь сегодня
на своем участке изготовить сверх нормы
250 пар обуви... Е

Е этому обязательству  присоединила
свой голос’ молодая стахановка Генуэфа
Boarpemac. :

— В такой чае, заявила она руки
сами тянутся к работе, хочетея: отблаго-
дарить наших родных воинов. В честь ви-
ленских дивизий я даю слово — с гегод-
няшнего дня вырабатывать не меньше
полутора норм.

Почин патриоток подхватил весь кол-
лектив фабрики. Многие скороходовцы
рентили дать за смену как можно больше
продукции сверх плана, салютовать ста-
хановеким трудом воинам-освободителям.

Освобождение Вильнюса с радостью
встречено повсюду в городе Ленина.
Ченинградцы от веего сердца  привет-
ствуют братский литовский народ в час
его торжества над вековечным врагом.
Славная победа Красной Армии воолуше-
вила трудящихся Ленинграда, вызвала
новый производственный полем на его
заводах и фабриках.

Битва за Вильнюс

(Спец. корр. ТАСС). После освобожде-
ния Минска войска генерала армии Чер-
пяховекого продолжали стремительное
_ наетупление. Острие главного удара те-
перь было нанравлено на Вильнюс.

Но именно здесь, на подетунах к
Вильнюсу и в самом городе, противник
решил сконцентрировать вее свои силы,
чтобы приостановить продвижение брас-
ной Ариии. В системе обороны немцев
Вильнюс занимал 06060 важное место.
Это круннейший узел железных и нтоссей-
ных дорог: во все стороны отеюда ихут
иять ивлезнодорожных линии и патнад-
ath носсейных и грунтовых дорог.

Kh Вильнюсу отходили остатки разби-
тых Прасной Армией группировок про-
тивника. Сюда поснешно перебрасыва-
лись недавно сформированные батальоны,
полки и дивизии из Германии и другие
вражеские части. Взятый в плен немек-
кий инспектор государственных железнттх
дорог в Литве Зигфрид Гросе на допросе
показал:

— Со 2 пе 8 июля в Вильнюс прибы-
ли тысячи солдат и офицеров. Большин-
ство воинских эшелонов прибыло из Гер-
мании.

По показанию других пленных, в Виль-
нюс из района Берлина на транспортных
самолетах «Юнкере-52» был переброшен
полк авиаполевой дивизии. Другой такой
же полк высадился на аэродроме в Ковно
и доставлен оттуда в Вильнюс по желез-
ной дороге.

Седьмого июля в семь часов двадцать
минут танкисты Героя Советского Союза
тенерал-майора танковых войск Аслано-
ва вышли к восточной окраине Вильнюс
и завязали бой. В это время с юго-востока
и северо-востока в Вильнюс двигались
пехотинцы генерал-майора Калинина, ге-
нерая-майора  Вазарьяна и танкисты

<Неского соединения.

Противник оказывал упорное сопро-
тивление на выгодных рубежах, минируя
дороги. взрывая мосты и вводя в дейет-
вие крупные силы бомбардировщиков.
Контратаки противника следовали одна
„За другой, Вее они закончились провалом,
поля битвы были буквально усеяны тру-
пами вражеских солдат и офицеров, сож-
зкенными и подбитыми танками, автома-
шинами. Отбив контратаки фашистов,
нали подвижные части форсировали реку
Вилия в десяти километрах севернее
Вильнюс и ворвались в заречную часть
города. Началась битва неносредетвенно
за столицу Советской Литвы. й

В течение дня тавкисты генерал-майо-
pa Асланова выдержали девятналцать
контратак. Они уничтожили  одиннатцать
самоходных орудий, пятнадцать миноме-

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 у

тинцы и мотострелки форсировали реку.

тов, танк и более шестисот солдат и офи-
церов.
держивая восточную окраину города,
сковывая противника, танкисты, дали
возможность другим нашим частям со-
средоточиться и подготовиться к штурму.
`В это время город нолукольцом охва-
тывали другие наши чаети. На юго-во-
сточной окраине завязали бои пехотинцы
генерал-майора Валинина, на северной —
Героя Советского Союза генерал-майора
Казарьяна.

Во второй половине дня генерал— коман-
дир Н-ского-свединения— собрал у себя на
наблюдательном пункте командиров ча-
стей. Он уточнил задачу каждого в пред-
стоящем штурме.

Ровно десять минут длилось
ние у генерала.

— В двадцать часов тридцать минут
начинаем штурм, сказал генерал.

Точно в назначенное время наши` части
начали штурм. На небольших плотах,
вплавь, вброд. нод огнем противника пехо-

совеща-

Вдоль южного берега двинулись бойцы.
Кремера. С юго-запада город начали обте-
каль танковые подразделения, с северо-за-
пада— стрелковые части. Они перерезали.
противнику пути отхода. Одновременно с
уличными боями совершалея обходный
маневр на окружение города. ; .

Уличные бои с каждым часом станови-
лись ожесточенней. В отдельных домах в
течение нескольких часов продолжались
схватки за каждую комнату, каждый
этаж,

Ночью на наблюдательный пункт при-
вели пленного немецкого офицера. дн
заявил, что накануне нашего штурма был
получен приказ гитлеровского ^ командо-
вания ни в коем случае не едавать Виле-
HOC,

Вею ночь в городе не утихали бои. На
утро они разгорелись с новой силой. Наши
части продолжали настойчиво очищать от
титлеровцев: новые кварталы. Бои были
тяжелыми. Врага прикрывали крелкие
стены домов. Каждое строение было кре-
постью, которую нужно. было брать штур-
мом. Однако умелые, согласованные дей-
отвия штурмовых групп, подразделений,
четкое взаимодействие различных родов
войск приноеили победу. Один за другим
падали опорные пункты в городе, прибли-
жая час падения всей крепости города.

Тем временем все теснее ожимались
клещи, охватывающие Вильнюс. Наши ча-
CTH перехватывали коммуникации немцев.
отрезая их от тылов. Пока продолжались
жестокие уличные бой, завершалось ок-
ружение всей обороняющейея группи-

овки. Город был осажден со всех сторон.

езервы, идущие с запада на помощь на-
ходящемуся в Вильнюсе гарнизону, на-

толкнулиеь на наши войска, были от-
брошены и частично уничтожены. Немен-
кое командование настойчиво требовало
от осажденных продолжения борьбы, обе-
щая помощь с воздуха.

Тарнизон Вильнюса снабжазся горючим
и боеприпасами е воздуха. Когта солнце
KIOHHIOCh к заходу, над  Вильнюсом
появились вражеские транспортные само-
леты, Над районами, в которых вще Jep-
жались немцы, из аюков посыпались из-
ранпотисты. Вместе с людьми спускались
парашюты с боепринаеами и продоволь-
ствием. Наши зенитки открыли массиро-
ванный огонь. Очереди зенитных пудеме-

тов прошивали парашюты и десантники.

стремительно падали вниз. Немало пара-
шютистов приземлиаось в кварталах. за-
хваченных нами, и было взято в паен.
На четвертый день боев на южной ок-
раине Вильнюеа, полностью очищенной от
немцев, местные жители выходили из
нодвалов, погребов. убежищ. Совсем. ря-

лом еще гремели бои, еще падали на ули-

цы вражеские снаряды, а девушки, жен-

‚ щины, мужчины с радостными, взволно-

ванными лицами окружали усталых. за-
пыленных. с красными от бессонницы
тлазами  советеких солдат и офицеров.
Женщины выносили ведра BOTH, поло-
тенца, поили бойцов, смывали 6 них
пыль. Девушки бросали букеты цветов
идущим в бой танкистам.

И радость просветдяет. лица воинов,
чдущих в бой. от этих счастливых взгля-
дов. приветствий и пожеланий освобож-
денных людей.

Многотысячный гарнизон противника,
оборонявший Вильнтое, нес большие по-
тери. Отбитые дома, подвалы, перекрест-
ки были завалены вражескими трупами.
По улицам автоматчики ведут группы
пленных. =

«Мы понимали безналежность нашего
положения. — говорят пленные. — но
тех. кто пытался сложить оружие, 9с-
эсовские офицеры немедленно расстрели-
звали». i

Один за другим ликвидировались оча-
ги сопротивления.  Соединялись между
собой освобожденные окраины, райэны.
Неумолимо ‹ надвигались › танковые и
мотострелковые подразделения, пехотин-
цы стальным кольцом охватывали  цент-
ральную площадь, где продолжали co-
противляться отборные отряды гитлеров-
Wes. :

Вот на большом даме в центре пло-
щади взвилея советский флаг, извещаю-
щий о победе. В пятый чень битвы со-
ветекие войска освободили от фашистско-
го рабетва столицу Советской Литвы.

Е. РАТНЕР,
К. ПУХОВ.

РАСНЫЙ

ФЛОТ

14 июля 1944 г., № 166 (1733)

Фото Ф. Кислова (ТАСС).

` КОМБИНИРОВАННЫЕ ВОЗДУЩНЫЕ АТАКИ
2. ^_ ПО НЕМЕЦКИМ. КОНВОЯМ

Такой метод
большого эффекта. Штурмовая авиация,
нанося удар, не только топит корабли,
но, подавляя пушечно-пулеметным огнем
зенитные средства, обеспечивает тем са-

На опыте трех лет борьбы на морских
коммуникациях противника в Баренцо-
вом ‚море мы убедились, что самым эф-
фективным средством уничтожения фа-

` шистеких кораблей яваяется ториедонос-

ная и штурмовая авиация, Торпедоносцы
и штурмовики стали главной ударной сч-
лой, достаточно мощной и гибкой для
того, чтобы держать морские пути про-
THBHURA под постоянной угрозой,

` юбопытно — проследить о изменение
способов борьбы на морских коммуни-
вациях Севера, влияние обстановки на
тактику действий и организацию,

В начале войны, когда немецко-фаши-
етское командование имело численное
превосходство в воздухе, перед нашими
летчиками ставились ограниченные за-
  хачи =! потопить один или несколько
транспортов из состава конвоя. При
этом удары наносились, как правило,
Гаишь небольшими группами или Jame
  одиночными самолатами, действующими
  ва прияциие внезанноети. Такая такти-
‚ ка обуславливатась веей обстановкой на
‚ театре м в первую очередь ‘необходи-
мостью использовать наличные  самоле-
ты для решения других, более важных
  задач. - :

’ Количественный и качественный рост
авзации флота позволил в последние два
‹ года решительно расширить сферу при-
менения авиации, & в сооткететвии с ро-
стом, беевоге опыта и мастерства четного
состава усложнить и самые задачи, Авиа-
ция флота получила возможность дейет-
вовать масеированными группами, нара-
`щивать. если необходимо, силы во’ время
боя, воздействовать на вражеские кара-
ваны в течение длительного времени, ины-
ми словами, уничтожать не отдельные ко-
рабаи из соетава конвоя, а весь караван.

Изменение‘ обстановки и соотношения
сил в воздухе привело к созданию новой
тактеки действий нз коммуникациях. От

отдельных ударов мы перешли к еи-
стематическим, на всем радиусе дей-
сетвия самолетов.’ Мы ‘стали атаковы-

вать конвои не только на переходе. но и
в портах погрузки и выгрузки. Если
раньше удар по конвоям противника на-
носился один, редко два раза, то теперь,
получив данные разведки, мы организуем
нанесение ряда последовательных и мае=
сированных ударов с задачей полного
разгрома конвоя.

Несколько таких массированных уда
ров, закончившихся потоплением полови-
ны кораблей конвоя еще на переходе,
уснешные атаки по транспортам непос-
редетвенно в портах погрузки и выгруз-.
ки, разрутение пристаней и. причалов
заставили противника перебросить на
Север для защиты своих морских нутей

значительное количество самолетов и
боевых кораблей. :^
Немецкое командование строит вдоль

своих коммуникаций специальные аэрод-

ромы -дяя истребителей сопровождения,
усиливает зенитную артиллерию портов,
ставит новые батареи на берегу. вдоль
которого идут караваны, увеличивает
сроки движения, прокладывая курсы не-
посредственно вблизи побережья, хотя оно
и сильно изрезано, увеличивает количество
‚ зекортных кораблей. Сейчас стало обыч-
вым соотношение транспортов и кораб-
`аей охранения как один к пяти, не счн-

тая 6—10 истребителей  непосредетвен-
ного‘ прикрытия и значительной группы
режурных самолетов поддержки, нахедя-
щихея на ближайших аэродромах.

Имея столь мошное охранение, немец-
кий конвой предоставляет довольно вну-
шительную силу. и нападение на него —
дело сложное. Тем не менее летчики
Северного флота не только не снизили,
HO значительно усилили свою актив-
вость. Рост мастерства летного состава,
улучшение организации позволяют нано-
сить удары непрерывно на ^ протя-
жении 6—10 часов. Приведу один при-
мер боевой работы возхушных сил флота.

Наша воздушная разведка обнаружила
крупный конвой противника в составе 28
вымпелов, Корабли шли курсом 1105 co
скоростью 8 узлов. Командование реши-
10 немедленно атаковать врага, не дожи-
даясь, когда конвой подойдет ближе на
радиус действия всех родов авиации.

В 1 час 30 мин. комбинированная груп-
па в составе бомбардировщиков и торпе-
доноецев нанесла первый мощный удар.
(См. схему). Летчикам этой групны уда-
306ь потопить транспорт водоизмещени-
ем в 6—8 тысяч тонн. Через 3 минуты к
месту боя подошла вторая группа, co-
стоявшая также из торпеденосцев и бом-
бардиревщиков. В результате удара был
потоплен сторожевой корабль и повреж-
ден транепорт водоизмещением в 6—8
тыс. тонн. Вражеские ‘вымей попы -

и

тались отразить атаку нашей Ударной
группы. Однако наши истребители при-
крытия сумели перехватить «Мессер-
шмитты», связать их боем и двух из них
уничтожили.

i

i Ne ig tet el nh ital Li San i li I ne a I Ny po ak a le

Уменьшение расстояния от наших аэ-
родромов хо места движения конвоя по-
эволило ввести в бой штурмовую aBHa~
цию. В 4 часа 02 мин. к каравану подо-
шла’ группа штурмовиков. Воздушная раз-
ведка точно навела их на вражеские KO-
рабли. Стремительным ударом штурмови-
ки потопили оторожевой корабль и повре-
хили миноносец. Сопровождавиие «Илов»
истребители сбили в’ воздушном 6010
2 «Me-109>,

Через четыре с половиной часа штур-
мовики повторили удар. Немецкая авид-
ция, усиленная подкренлениями 6 бли-
жайших аэродромов, оказала противодей-
ствие. Нашим  истребителям пришлось
выдержать тяжелый ‘бей, в результате
которого немцы потеряли еще 3 <«Мес-
сершмитта». Штурмовики же в это время
зтаковали корабли.

Буквально через 5—6 минут к месту
боя подошла пятая комбинированная
группа, состоявшая из тоэпехоносцев и
бомбардировщиков. В `езультале предьы-
дущей атаки штурмовиков зенитная 0б0-
рона: каравана была ослаблена. Торпедо-
носцам удалось прорваться к центру кон-
вея и нотонить транспорт в 4 тыс. тонн,

а второй — водоизмещением в 8 тыс.

тонн — поджечь. В воздушных боях на-
ши истребители сопровождения сбили
еще 2 вражеских самолёта.
Через две минуты . атаку о повторили
штурмовики и бомбардировщики,  кото-
рым” удалось потопить 1 сторожевой ко-
рабль и повредить 1 транспорт в 6 тые..
тонн.

В 8 час. 47 мин. повонвою был нанесен
седьмой удар труппой самолетов, в ©0-
ставеё которой были торпедонесцы и-бом-
бардиревщики. В результате этого налета
немцы потеряли один тральщик,

Немного спустя наши штурмовики и
бомбардировщики нанесли по конвою, ко-
торый уже подходил к порту Киркенес,
еще 3 удара. Был потоплен один сторо-

Ss Props

i:

жевой корабль и один поврежден. Таким
образом, с момента обнаружения враже-
ских кораблей до подхода конвоя к порту
Киркенес наша авиация нанесла 10 тор-
педных, штурмовых и бомбардировоч-
ных ударов, в результате которых
было потоплено 2 транспорта, 1 траль-
mak, 4 сторожевых корабля и повреж-
дено 3 транспорта. 1 миноносец и 1 сто-
рожевой корабль, В воздушных боях на-
ши истребители; сопровождавшие удар-
ные группы, уничтожили 9 вражеских
самолетов. 3 самолета сбито предполо-
жительно.

Этот пример ноказывает, что наиболее
выгодным методом борьбы на вражеских
коммуникациях является нанесение пос-
ледовательных ударов на всем пути кара-
вана от порта его выхода (если он нахо-
дится в радиусе действия авиации) до
порта назначения. В первый периох, ког-
да корабли противника находятся очень
далеко от наших баз, действуют главным
обравом  бомбардировщикя и торпедо-
ноецы в сопровождении истребителей,
имеющих большой радиусе действия. ©
подходом каравана ближе к порту назна-
чения в воздух поднимается штурмовая
авиация, и в дальнейшем удары наносят-
ся комбинированными силами  торпедо-
носцев, штурмовиков и бомбардировщи-
ков, прикрываемых истребителями.

позволяет добиваться

мым более благоприятные уеловия для
дейетвий торпедоносцев. В результате
комбинированного удара авиация Север-
ного флота потопила, например, в конце
апреля 1944 года 4 транспорта, два сто-
рожевых корабля и один катер; повреди-
ла два транспорта и сторожевик. В воз-
душных боях было уничтожено 10 вра-
жеских самолетов,

Чтобы уменьшить потери от ударов на-
шей авиации, немецкое командование пы-
тается проводить свои караваны в период,
когда на театре стоит нелетная погода. В
этом случае, как показал оныт, усиливая
воздушную разведку, необходимо органи-
зовываль удары непосредственно по пор-
там погрузки, выгрузки и формирования
нонвоев. Практика показывает, что эти
удары не менее эффективны и чуветви-
тельны.

Пользуясь нелетной погодой, немцам
в середине мая удалось провести в порт
ВКиркенес значительную группу  транс-
портов. Воздушная разведка вечером об-
наружила эти корабли. В следующую ночь,
после детального изучения 0б’ектов це-
ли, в воздух стали подниматься группы
торпедоноецев, штурмовиков и бомвардн-
ровщиков. Ударная авиация  прикрывз-
лась большим количеством истребиталей.
Воана за волной  зетчики-североморцы
атаковывали вражеский порт. Смелые,
инициативные действия летчиков позво-
лили добиться исключительного ‘уснеха,
В результате 8 комбинированных ударов
было потоплено 2 транспорта водоизме-
щением по 8 тыс. тонн, 1 транспорт в 3
тые. тонн, 1 вспомогательное судно. 1 сз-
моходная баржа и сторожевой катер,
Бомбами и пулеметно-пушечным огнем

были подожжены 2 трансперта водоизме-
щением по. 6—7 тыс. тонн и 8 транепор-

та по 3—4 тыс. тонн. Немецкая авиация
попыталась прикрыть. с воздуха свою 62-
зу. Однако выделение значительной груп-
пы истребителей прикрытия позволило
отвлечь вражеских истребителей от на-
ших штурмовиков, бомбардировщиков я
торпедоносцев и обеспечить им достаточ-
ную свободу действия.

Активные операции нашей авиации
держат под постоянным напряжением всю
немецкую коммуникационную линию на
Севере. Тщательная разведка этого райо-
на с воздуха позволяет своевременно
вскрывать намерения противника, 0бна-
руживать караваны не только на пере-
ходе, .но и в момент` погрузки п форми-
рования. Наблюдение за всем протяжени-
ем морского пути противника дает в03-
можность лучше планировать боевые
операции, правильнее использовать си

лы.

Задача летчиков Северного флота с0-
стоит в том, чтобы еще бдительнез сле-
дить 3% движением вражеских кораблей,
совершенствовать тактику ударов по ка-

раванам в море и портам их формирова-
ния и выгрузки,

‚ Майор К. МУРАТХАНОВ.

Северный флот,