чи

м июля 1944 г.,

№ 166 (1733)

Ha восточном побережье Ладожекого
› озера межлу реками Видлица и Тулокса
был высажен десант.

Операция был» проведена быстро, во
взаимодействии © наступающими армей-
сними частями, штурмовой авиацией и
хорабельной артиллерией. Немецко-фин-
ское командование предпринимало все
меры, чтобы сбросить десант в озеро и
восстановить коммуникации. За первые
два дня финны 52 раза бросались в
хонтратаку, но десантники удержали _ ва-
пятые позиции, _

Политотдел Ладожекой военной флоти-
лии оперативно развернул партийно-но-
литическую подготовку к операции.

План политического обеспечения преду-
сматривал работу не только среди кора-
бельного состава, но и среди десантников.
Офицер штаба флотилии капитан 2 ранга
Паршин выступил перед. офицерами с
докладом об опыте Новороссийской опе-
ae в свете действующих наставлений.

свою очередь, заместитель начальника
политотдела капитан 3 ранга Романов
сделал доклад политработникам о партий-
но-политической работе в Новороссийской
десантной операции. Эти доклады суще-
етвенно помогли командованию в расета-
новке сил и мобилизации людей,

В десантникам была послана группа
агитаторов——старшин и краснофлотцев,
участвовавших в аналогичных боях. Они
передавали бойцам свой опыт, раз’яс-

HAIN, ч10 6000й представляет  де-
ант, как подготовиться к нему. как
подогнать снаряжение, сколько брать
гранат и патронов, kak вести себя

на кораблях во время перехода, как уце-
титься за берег ит. д 0с0б0е внимание
обращалось на соблюдение спокойствия
и порядка во время перехода, быстроту
и
Бойцы по-дружески приняли моряков,
задавали многочисленные вопросы. Эти
беседы в значительной степени укрепили
уверенность десантников в успехе пред-
стоящей операции.

Политотдел быстро реагировал на все
запросы политработников десанта. Им бы-
ла выделена специальная литература—о
партнолитработе в Новороссийской де-
сантной операций, о героях Новороссийс-
ка и Балтики и т. п. Политотдел издал
лозунги и памятки экипажам тендеров,
халеров, мотоботов, личному составу
BY-1Y, машиниетам, мотористам и артил-
леристам. Вот, например, памятка моряку
высадочных средетв.

«Запомни;

Стойкость, отвага, мастерство обеспе-
чат тебе успех в доставке и высадке
бойцов десанта.

Строго следи за ‘порядком размеще-
ния людей и оружия. Автоматчиков и

пулеметчиков
лубе.

“Приказ командира — закон. Выполняй
его точно и быстро, действуй хладно-
кровно и без суетни.

Храни военную тайну. Враг не должен
знать, что на твоем, корабле находятся
бойцы десанта, куда ты идешь и что хо-
чешь делать.

Зорко кледи за воздухом, водой и го-
ризонтом. Враг может появиться каж-
дую секунду. Прозеваешь — чогубишь
себя, корабль и бойцов десанта:

Помоги десантникам быстрее’ сойти с
корабля, проследи, ‘чтобы никто ‘не ‘оста-
вил своего оружия или снаряжения».
Для агитаторов был отпечатан  мате-

риал «Заставим финских лахтарей отве-
тить за все их злодеяния».

Офицеры были информированы 0
рельефе. местности и о силах противника
в районе высадки. Агитация была на-
правлена на воспитание наступательного
духа, готовности итти на самопожертвова-
ние. Пропагандировалиеь наступательные

оставляй на верхней па-

организованность в момент высадки.

>

Политическоя работа. десанте

действия войск Ленинградского и Карель-
ского фронтов, необходимость бдительно-
сти, скрытности операции. В подготови-
тельной работе большое место занимало
воспитание ненавиети к немецко-финс-
ким злодеям. Политработники и агитато-
ры широко использовали материалы га-
зет и листовки, выпущенные Полит-
управлением КЪФ и политотделом флоти-
лии. Сильное внечатление произвели ли-
стовки «Убей финна-детоубийцу!», «0то-
MOTH, ладожец!» Но тдавным источником
ненависти к подлому врагу служила исто-
рия блокады Ленинграда, страдания за-
щитников героическото города. Жажда
мести владела каждым воином. Люди е не-
терпением ждали приказа о выступлений,
чтобы поекорее рассчитаться се финекими
лахтарями.

Высокий наступательный дух coxpa-
нялся на всем протяжении операция. Тич-
ный состав высадочных средств и бойцы-
десантники показали образцы организо-
ванности, героизма и самоотверженности.
Это было достигнуто не только предше-
ствующей нолитической подготовкой лю-
деи, но и тем, что ‘целеустремленная пар-
тийно-политическая ‚ работа не прерыва-
лась в процессе перехода и в самом 601.

Чтобы обеспечить оперативность руко-
водетва партийно-политической работой в
00%, IPH нолитотделе была создана груп-
па из трех человек во главе с залестителем
начальника политотдела т Романовым. Ее
задачи: подлерживать связь е Политуп-
равлением КБФ и информироваль его о
ходе операции, обобщать материалы. по-
ступающие из района действий, и осве-
щать в печати и листовках героические
дела краснофлотцев и офицеров.

Начальник политотдела полковник Пет-
ров все время находилея при флагман-
ском походном штабе в районе операции.
Остальные политработники — на транс-
портах, где в большом числе были соере-
доточены десантники. Такая расстановка
политработников позволила начальнику
политотдела быть в курсе событий, полу-
чаль нужную информацию, ‘оперативно
влиять средетвами партполитработы на
выполнение задания. Большинство по-
`литработников в ходе операции занима-
лись своим прямым делом — руководили
политической деятельностью  коммуни-
стов. комеомольцев и агитаторов.

На переходе ee партийные и
комсомольекие собрания на кораблях на
которых в период подготовки они не бы-
ли проведены. В основном партполитра-
бота на переходе заключалась в чтении
и раз’яснении памяток и листовок моря-
кам и десантникам. На многих кораблях
провели митинги. На митинге, органи-
зованном работником ° политотдела TOR.
Рыбаковым, краснофлотцы и красноал-
мейцы клялись бить финнов, He щадя
своей жизни. Перед высадкой, где было
возможно, людям зачитывались
ния Политуправления ЕБФ к морякам Ла-
логи; На всех кораблях были выпущены
боевые листки.

Партийно-политическая работа
свои результаты. Люли действовали му-
`жественно. героически. Личный состав
высадочных средств и кораблей охране-
ния вел себя достойно, проявляя инициа-
тиву и смекалку.

Помнится такой эпизод: недалеко от
места высадки стояла баржа с боезапа-
сом, который надо было быстро перебро-
сить десанту. Высадочные средства в это
время были заняты: ет другого
транспорта. Капитан Т ранга Мещерский
приказал мотоботу подойти под разгрузку
баржи, Это заметили командиры еще од-
ного мотобота и двух катеров. они немед-
ленно подошли к’ барже. Боезапае был
быстро доставлен на берег.

ВЫСТАВКА КО ДНЮ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 13 люля.
(По телеграфу от наш, корр.). Дом фло-
та имени лейтенанта Шмидта собрал 00-
16е 150 работ художников — военных
моряков — ля выетавки, посвященной
Дню Военно-Морского Флота.

Среди многих полотен обращают на
‘бя внимание групповой портрет това-
рящей по службе на боевом корабле, ма-
стерски исполненный маслом врасно-

Вторично я летел в Одессу в июне, че-
рез 2 месяца после ее освобождения. Са-
Молет шел черазо Харьков, Днепропет-
з9вск и Николаев. На. аэродромах, где
еще весной я встречал только боевых
летчиков и вознный народ, сейчас много
штатских людей — мастеров © Урала,
снабженцев, ХЛиректоров предприятии,
инженеров - и столичных профессоров.
Какой-то  хозяйственникв в широком
штатеком костюм повис на винте CBO-
го персонального <У-2», помогая лет”
чику запустить мотор. Слышались непря-
зычные для этих мест слова — <еме-
1», «стройматериалы», «размещение
заказов». Мы, воэнные пассажиры, чув-
ствовали себя как-то не в своей тарелке,
те-то в глубоком, далеком тылу, хотя
до фронта — рукой подать и OT Нико-
nena к Одессе самолеты шли уже на

брэющем,
В Николаеве наш  «СИ-49» должен
был минут сорок ожидать бензозаправ-

щика. Летчик, длинный, худой майор
Лебедев. весь в отденах на идеально от-
утюжанном мундире, повел экипаж KY~
петься в Буг, часть пассажиров присое-
динилась к нему.

В раскаленном кормусе? самолета мая-
lath какая-то старушка в потертой мехо-
вой шубе — в. воздухе она боллась зако-
ченеть. а на зэмле — отетать. Я лег под
плоскость. на помятую. выжженную ее
Цех траву, где уже спасалея от зноя од
13 сиуТников = незнакомый капитан.
Мы молча разглядывали синее небо :
Тредкиа измельченные облака На больито
высоте. Капитан задумчиво произнес:

— Странное, внаете- ли, испытываю чув-

во На этом аэродроме, чуть ли Н8 at
Этом месте. весной маня ранило. Твори-
toch бог знает что. Я потерял РИ
3 разгар бол, С2йчас возвращаюсь и
Цисловолска — в нарзане купался. a:

вот, представьте, не могу свыкнуться

Se ae

ольшие пере

лотцем Пламенецким. Капитан 3 ранга
Кононенко дал для выставки свою рабо-
ту — <«Эоминец в походе». ь

Хорошо выполнены картины, отобран-
ные для выставки <«Сазжют в Честь осво-
бождения Одеесы» краснофлотца Кере-
бий, «Захват подводной лодкой фашист-
ского судна» подводника Филатова я
картина старшины   статьи Двоскина
«Штурм черноморцев»,

ЕЕ Se

>

ИЗ ПУТЕВОГО БЛОКНОТА
re

+
этим мирным пейзажем. Смотрю вон ту-
да, где они купаются, а перед глазами —
горящий город, фонтаны грязи от мин и
какой-то кровавый туман. A TyT— Ta-
кое солнце и такой мир, что я чувствую
себя белой вороной. Втянулея, чорт по-
бери. в войну.

—^ Жизнь быстро входит в норму, —
поллержал я капитана. — Не успеваем
освободить город—на. перекрестке стоит
регулировщик.

— Нет, теперь иначз надо гово-
рить, — возразил собеседник: — Не
успеем освободить город— уже стучат мо-
лотки. Прошлой зимой я был потрасен,
когда впервыз увидел на горных дорогах
Кавказа штатеких людей с чемоданчика-
ми и портфелями, — они шли пешком
велел за войсками из Сочи в Козенодар,
хотя город еще не был нами освобожден. А
теперь что—в каждый горох везем целую
армию: Тут те и бухгалтера и мастера.
Мы так поглощены войной, что © этим
евыклись и подчас просто их не заме-
чаем. А ведь эти люди, — капитан чуть

приподнялся, оперся © локоть и горячо

^_ простите за высокопар-
  эти люди — авангард завтраш-
В, Это же наша послевоенная
жизнь. Подумайте — давно ли они py
зились эшелонами на Урал? А вот — 0б-
ратно тянут, да Как: ив пятки  насту-
пают, жмут. Иногда кажется — ae
тобя в спину толкает: давай, брат, давай,
дорогой, работы у нае по гор-

продолжал,

оропись
В некогха Тут уж он тебе не даст по-
пятиться\—капитан рассмеялся, замол-

чал. и каждый из нас ушел в свои мысли,
быть можэт общие по теме — 0 не
ках полного восстановления разоренно

войной жизни.

многие краснофлотцы, старшины и офи-
церы навсегда евязали себя с
Ленина — Сталина. Секретарь парткомие-
находился в районе боевых действий,
переходил е корабля на корабль, оформ-
IAI документы по приему в партию.

мация. В пределах возможного были пол-

обраще-

yaaa

КРАСНЫЙ ФЛОТ

В эти дни горячей схватки с врагом
партией

сии капитан $ ранга Носиков вее время

В бою неплохо быль налажена инфор-

ностью использованы такие средства свя?
зи, как обход кораблей на катере, радио и
семафор. Донесение 0т командира базы
высадки о том, что первый бросок высз-
жен и закрепился на берегу, было немед-
ленно сообщено как морякам, так и де-
сантникам второго броска путем обхода
на катере. 2 :

На третий день высадки от оператив-
ной группы политотдела пришли газеты в
приказом Верховного Главнокомандую-
щего Маршала Советского Союза товарища
Сталина, отметившии отличные дей-
ствия моряков и десантников. Газеты бы-
ли розданы на корабли е указанием: про-
вести короткие митинги и прочесть при-
каз перед строем. Когда были доставлены
эти газеты, не было границ ликованию
офицеров и бойцов десанта. Весть о по-
лучении благодарности товарища Сталина
разлетелась по всем позициям, и люди,
изнуренные непрерывными трехдневными
боями, точно ожили: Bee задвигалось,
опять затрещали пулеметы, заговорили
минометы и пушки... Десантники выдер-
жали более 50 контратак финнов, но ня
одного клочка земли не уступили врагу.

Смертью храбрых погиб краснофло-
тец-коммунист Мошкин. Перед боем`он
написэл: «Клянусь драться, не щадя сво-
ей крови и самой жизни, за полное 0сво-
бождение нашей прекрасной Родины».

Эту клятву т. Мошкин хранил в партий-
ном билете вместе в небольшим портре-
том товарища Сталина. Находясь в раз-
ведке, группа, возглавляемал Мошкиным,
была обнаружена и окружена. финнами.
Моряки приняли бой. Они лержались до
последнего. Осталея один Мошкин, но у
него кончились патроны. Были только 3
гранаты. Когда трем лахтарям удалось
схватить его, Мошкин рванул за кольцо
висезшей на поясе гранаты и взлетел на
воздух вместе с финнами. 06 этом, каки
о других подвигах моряков и десантников,
ообщалось личному составу кораблей, В
специальной листовке звучал призыв:
«Драться так, как дрался коммунист
Мошкин >. о :

Большую помощь десанту оказали лет-
чики-штурмовики. Они все время внеели
над врагом, штурмуя его боевые порядки.
А. когда разыгралея  девятибалльный
шторм и на катерах нельзя было подойти
к берегу, чтобы доставить боезапас, его
пачали доставлять штурмовики. Иногда
летчики сбрасывали ^ привететвенные
письма. Вот одно из них: «Привет моря-
кам от штурмовиков! Гоните, бейте фин-
нов. Если мало патронов — доставим. Мы
поможем в любую погоду, ебли надо,
братья по оружию! Пантелеев».

Эти письма размножались на мапгинке
и распространялись среди бойцов по не-
почке.

Операция заканчивалась. Начальник
политотдела передал по’ семафору: «Се-
годня в 0 ч. 30 м. десант соединился с
наступающими войсками». Немного n03-
же он сообщил: «Десант пошел в наступ-
ление». Корректировочный пост № 2 до-
нее: «Временно работу ‘прекращаю, по-
шел в наступление».

Задание было выполнено полностью:
Люди десанта и люди флотилии показали
себя в этой операции. достейными нохва-
лы великого Craamna. 4

Майор В. САВЕНКОВ. _

Днепровская военная флотилия. Артиз-
лерист дивизиона бронекатеров гвардии
старший лейтенант А. Одуев (слева) и

дивизионный связист гвардии старший

лейтенант А. Семенов ведут наблюде-
ние за противником. 1

Снимок фотокорреспондента

«Красного Флота» Н. Веринчука

Навалер морсного
ордена

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 13 июля. (Спец, корр. ТАСС). Это
было еще в начале войны. Имя скромного
балтийского моряка. Жильцова мало кому
было известно. Но после одного события,
произотедшего в проливе Н.. о Василии
ильцове узнала вся Балтика. В проли-
ве появился караван немецких кораблей,
охраняемый восемью миненоецами, He-
сколькими сторожевиками и торпедными
катерами, Наши летчики, штурмовавшие
караван, подожгли = один из вражеских
танкеров. Завершить дело, начатое пило-
тами, было поручено экипажам  торпед-
ных катеров.

Не легко было прорваться к каравану.
Немцы открыли по катерам шквальный за-
градительный огонь. Вокруг вздымалиеь
огромные фонтаны воды, поднимаемые
взрывами снарядов. Молодой офицер Ва-
силий Жильцов мгновенно принял реше-
ние. Его катер нырнул в полосу дыма от
продолжавшего гореть танкера и внезап-
HO появился с тыловой стороны каравана,
rie его меньше всего мог ожидать враг.

В борт - одному из миноносцев
пущены одна за другой торпеды. Мощный
взрыв потряс все вокруг. Миненосец оп-
рокинулея и затонул.

_С того времени Жильцова стали назы-
вать мастером торпедного удара. В мно-
гочисленных боях, проведенных на Бал-
тике, этот скромный моряк, начавший
службу рядовым краснофлотцем и став-
ший старшим лейтенантом, проявил каче-
ства. необходимые для торнедника: рас-
четливость, сочетающуюся © дерзостью и
отвагой.

Вражеский сторожевой корабль стоял
на якоре. К его бортам
два сторожевых катера. Ночь была лун-
ная. ‘ясная. Катер Жильцова подходил к
цели с теневой стороны. Только в по-
следний момент он развил полный ход и,
не дав немцам притти в себя, послал Top-
педу прямо в борт сторожевика. Cropo-
жевик затонул, увлекая за собой на дно
и оба прилтвартованных к нему катера.

Грудь проелавленного катерника ук-
разнают два ордена Красного Знамени,
орден Отечественной войны 1-й степени
и медаль «За оборону Ленинграда». Не-
сколько дней назад Василий Мильцов
етал кавалером морского ордена. Коман-
дующий Краснознаменным Балтийским
флотом адмирал Трибуц наградил отвах:-
ного моряка орденом Ушакова 2-й сте-
пени.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА `
ДЛЯ ОФИЦЕРОВ

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 13 июля.
(По телеграфу от наш. корр.). Офицерский
клуб Н-ской базы организовал цикл музы-
кальных вечеров для офицеров. Уже  со-
етоялись музыкальные вечера, посвящен-
ные творчеству великих русских композн-
торов Римского-Корсакова, Мусоргского.
Глинки. Концерты сопровождаются лекция-
ми, рассказывающими о творческом пути
композитора, i j

жены

Часа через два мы были в, Одессе.
Знакомой дорогой, памятной еще по ап-
рельским боям, я пробирался © аэродро:
ма в город. Вакие-то мастеровые вози-
лись над остовом трофейного тягача, от-
винчивая дая своей нужды `то, что сох-
ранилось после избалованных изобилием
техники военных шоферов. Деревенские
девушки грузили на фуру радиатор раз-
битой немецкой машины — вероятно,
для колхозного гаража. На переезде. где

нахолил старых знакомых — рабочих,
инженеров. Назначалиеь временные ди-
ректора и начальники, и они, сразу воту-
пая в роль и организуя толпу, начинали
бой с бушевавшим огнем. Это был пер-
вый хороший шаг людей на новом благо-
датном поприще; Видимо, обстановка, в
которой он был совершен, дыхание боя
вокруг, —все это определило и весь харак-

люди освоились и вошли в теми своей
новой  деательности. Они смогли 3a
очэнь короткие сроки восстановить и пу-
‘стить в. экоплоатацию многое.

На улицах города вотречаень › много
военных —— моряков, армейцев, летчи-
ДЕН ПЕ ДЕ nog. ео и гварлейскими зна-
Moerens, Sejm ов и о чками. ленточками ранений. Это людч

2 . ?
ООН ИХ о Пе прошедние до Одэесы большую . войну.
шительно перекликались молотки #То-  Q в В : ;
тнако больше всего в городе  чувст
Нм дух того периода, который сейчас
вепомнил разговор на николаевоком   ВУ 6 ae Dy Rama fared ans
аэродроме ‹ незнакомым капитаном. неизбежно следуе
шей военной иобэды, — это дух восста-

Действительно, не усиеешь вступить   новления: и в содержании местных га-
в город, как уже стучат молотки строи- зет, и в облике улиц, принявших какой-
телей, как полноправно идет в наступле-  то деловой вид, и даже в том, что плака-
ние возрождающаяея жизнь. ты «0еобых — строительно-монтажных

Bee здесь за эти месяцы изменило   частей Наркомстроя СССР» в огромным
свой облик. И Одесса уже совсем не по- заголовком «Требуется» затмевают
хожа на ту, что мы видели в апреле. Она скромные приказы коменданта города.
сталь еше многолюднее. живее. Иечезли   Только’ ранний час начала спектаклей в
старые румынеки» рекламы. На тумбах   опере, зенитные пупгки над портом, пат-
рядом с театральными афишами пестрят  рули, регулировщики на перекрестках и
об’явления о найме рабочей силы. Вее-  методичные ‘удары подрываемых за го-
возможные тресты и конторы требуют родом мин подчеркивают близость фрон-
слесарей. кузнецов. штукатУров и маля-   та, близость передовой,
ров. Город занят генеральной уборкой—1 Кипит жизнь в порту. Безлюдно. но
не только расчисткой улиц и мытьем сте-   величественно выглядит внизу аквато-
кол в магазинах, но и разборкой разва- рия бухты, когда-то умной и тесной
лин и возведением новых стзн, Кажется, тля множества мачт и труб. Бак первые
в дом после долгого отсутствия вернулся вестники возрождения, по ней мечутся
хозяин; OH проветривает и ЧИСТИТ готеришки. Два месяца назад здесь
свой уголок, стремясь стереть 866 сле-  нельзя было в начиненную минами воду
ды прэбывания чужаков, бросить даже камень, не задев грему-

Начало этому было положено еще ‘зв чей смерти. На Oepsry — оживленное
часы, когда шел бой когда город горел.   движение. Военные и торговые моряки
Секретарь областного ` комитета партии   услели ‘расчистить порт от мусора и
Колыбанов шел тогда с передовыми час-  хлама, внести первые элемзнты порядка
тями по Пересыпи й тут же возле пы-  на территории, наиболее пострадавшей
лающих корпусов одесских предприятий! от врага,

3 2 ees

ease

были.

те ‘

тер их дальнейшей работы. Теперь эти.

Yonex copercnore bina

ad
так же искусно работать, как работают ста-
рые кадровые. рабочие». ое

Телеграмма М, И. Калинина глубоко
взволновала сормовичей, На завод к этому
времени вернулись многие старики-пенсно-
неры — они не могли в военное время оста-
ваться в стороне от дела, В ответ на ‘обра-
щение М, И Каливина сотни старых пройз-
водственников обещали, что каждый из них
обучит по три или даже по пяти новых ра-
бочих. Слово стариков не разошлось с де-
лем: в прошлом году они обучили ` свыше
дьух с половиной тысяч новых рабочих, В
общей же сложности на заводе за годы
войны путем индивидуального в бригално-
го обучения подготовлено семь тысяч
рабочих. \

С чувством признательности и уваже-
ния называют молодые сормовичи имена
старейшего “мастера металлургического це-
ха Кудрина —он обучил тридцать рабо-
чих, слесаря механического цеха Краева —
он с гордостью говорит; «Мои ученики не
побоятся никакой работы», мастера Розен-
таля, ученики которого стали бригадирами.

В Донбассе широкой известностью поль-
зуется старейший горняк Демьян Илларио-
нович Пирожков, проработавший на шахте
в Рутченкове 45 лет. Когда немцы захвати-
ли Донбасс, Пирожков терпел всяческие
лишения и невзгоды. но и часу не работал
на оккупантов. Как только Красная Армия
изгнала немцев, Пирожков сразу пришел
на родную шахту. Вместе с ним пришли.
старые его друзья и сотоварищи — все они
начали восстанавливать разрушенное нем-
ками хозяйство и обучать горняцкому делу
новых рабочих, пришедших возрождать
шахты и добывать уголь для фронта и про-
мышленности. ,

Когда мы говорим о миллионах новых
  рабочих, ‘пришедших в годы войны на про-
изводство и энергично кующих оружие
фронту, перед взором встает также и пре-
красный образ старого советского рабоче-
то — благородного патриота, человека,
глубоко преданного социалистической
Отчизне, передающего молодым NOHOAHE-
ниям рабочего класса богатый житейский
и производственный опыт, накопленный де-
сятилетиями труда.

Советское здравоохранение
в дни войны

Уральския
азтомобильный завод

На Урале, у подножья. Ильменских гор,
в старом городе золотоискателей — Миас-
се — построен и пущен новый автомобиль-
ный завод. Рекордные темлы, какими завод
построен, первоклассное оборудование, на
нем установленное, высокая техняческая
культура, печать которэй лежит на всем
производственном облике огромного заво-
да-красавца, сооруженного в трудных усло-
виях военного времени, — новое свидетель-
ство мощи социалистической экономики.

Уральский автомобильный завод начал
строиться в январе 1942 года; В суровые
месяцы уральской зимы начали строители
сооружать кузнечно-прессовый завод в Че-
лябинске, он должен был давать автомо-
бильному производству поковки, холодные
штамповки, рессоры, автомобильные коле-
са. Одновремечно строились корпуса авто-
моторного завода в Миассе. Работы велись
безостановочно днем и ночью. Уже в конце
1942 года в Миассе началась сборка. мото-
ров и коробок скоростей, а в Челябинске —
выпуск поковок и штамповок для деталей
шасси и рессор,

Производство на новом заводе началось
еше до полного окончания строительных
работ и пуска конвейера. К июлю 1944 года
завод выпустил для фронта и народного
хозяйства страны свыше 41,000 автомобиль-
кых моторов, свыше 60.000 коробок скоро-
стей для автомобилей и’ боевых машин и
свыше чем на 34 миллиона рублей автомо-
бильных запасных частей. 8 июля с кон-
вейера Уральского автомобильного завода
имени Сталина сошел первый грузовой ав-
томобиль. :

История строительства Уральского авто-
завода полна трудовых подвигов людей.
В январе; в пору жестоких уральских моро-
зов, небольшой отряд строителей в течение’
трех недель проложил 17-километровую
линию высоковольтной энергии. Для этого
пришлось вырубить просеку в горах, заго-
товить и связать опоры, вырыть котлованы,
проложить самую линию. Заводу нужна
была энергия, и люди показали, что они в
силах подчинить себе суровую природу.
Множество строителей и монтажников за-
вода прославились самоотверженным тру-
дом. Стахановец-каменщик: Роман Костин
своими руками выложил на стройке сотни
тысяч штук кирпича. Молодой такелажник
Василий Мрадчин в самые лютые морозы
взбирался на высокие столбы и снимал
стальные тросы. Прославились на стройке
молодежные бригады, в составе которых
было немало девушек, поражавших быва-
лых строителей своим трудолюбием и энер-
гией. .

Товарищ Сталин высоко оценил заслуги
перед Родиной строителей Наркомстроя и
работников завода. В адресованной им те-
леграмме товарищ Сталин пишет:”

«В трудных условиях военного. времени
своей напряженной работой вы разрешили
важную оборонную и народнохозяйствен-
ную задачу и создали на Урале’ мощный
завод по вынуску автомобилей naa Kpac-
ной Армии и народного хозяйства.
Родина высоко оценит вашу `самоотвер-›
женную работу и помошь в деле укрепле-
ния могущества нашей страны».

Войны прошлого неизменно сопровож-
дались распространением всевозможных
эпидемических заболеваний. С первых дней
Отечественной войны перед советским
здравоохранением встала большая и ответ-
ственная ‘задача — оградить страну и_ ар-
мию от гибельных эпидемий. Медицинские
работники тыла-и фронта с честью. выпол-
нили свой патриотический долг. В годы
„Отечественной войны в нашей стране He
было эпидемий. Они предотвращены широ-
ким развитием лечебно-профилактической
сети и энергичным, самоотверженным - тру-
дом медицинских работников. Г

Серьезные меры, предпринятые государ-
ством против инфекционных заболеваний,
инициатива и творческий труд медицинских
работников принесли замечательные плоды.
Заболеваний дизентерией, корью, скарла-
тиной в стране стало значительно меньше,
чем даже в прелвоенный пернод. Умень-
шилось число детских заболеваний; Доста-
точно сказать, что детская смертность в
1943 году по сравненню е 1940 годом ени-
зилась почти зв Полтора раза. :

Возрождение жизни в городах и хелах,
освобожденных от немецких захватчиков,
выдвигает большие требования к работни-
кам здравоохранения. Они призваны .. по-
мочь’ восстановить здоровье и силы совет-
ских людей, испытавших муки фашистеко-
го ига. y ee

Уже через несколько недель после ос-
вобождевия Донбасса там были восстанов-
лены десятки больниц, более ста амбула-
торий и поликлиник, 160 здравпуяктов на
предприятиях, детские ясли на одиннадцать
тысяч  мест. Лечебная сеть в городах и по-
селках Донбасса продолжает расширяться.
Усиленными темпами  восстанавливается
здравоохранение на Украине и. в Белорус-
сии. Наркомздрав СССР уже. послал в Бе-
лоруссню около шестисот врачей и много
медикаментов. В ближайшее время в Бело-
руссию направляются еще тысяча пятьсот
врачей и других медицинских работников.
В Витебске восстанавливается Институт
эпидемиологии и микробиологии.

Советское здравоохранение, достигшее
небывалого распвета в предвоенные годы,
проявило могучую силу в годы Отечест-
венной войны, Врачи и все медицинские ра-
ботники самостверженным трудом помога-
ют стране и фронту в борьбе © врагом.

Старые

За время войны состав рабочих промыш-
ленности и транспорта значительно  обно-
вился. На место тех, кто ушел в Красную
Армию и Военно-Морской Флот, пришли
новые миллионы рабочих. В короткие сро-
ки они овладели производственными про-
„фессиями, стали мастерами своего дела.

Большую роль в подготовке новых рабо-
чих сыграли старые  производственники.
Кадровые рабочие, сознавая свой граждан-
ский долг, свою ответственность перед
Родиной, с большой охотой стали обучать
новичков. На каждом предприятии стари-
ки-рабочие не только. сами показывают
образцы . трудового героизма, но и учат
производству женщин и молодежь, с отече-
ской заботой опекают своих учеников, при-
общают их к. новой технике, готовят из них
умелых и знающих работников. —

В прошлом году старые сормовские pa-
бочие получили телеграмму М. И. Кали-
нина. «Дорогие товарищи, — писал Михаил
Иванович. — На вас лежат нравственные
обязанности и государственный долг со-
хранить старые профессиональные традиции
сормовских ‘рабочих и научить новичков

ET I OS Ere EES SE

Во всем этом чувствуешь мощное на-
ступление нового, эти дэтали прифрон-
тового пейзажа наводят на мысли 9б ог-
ромных переменах, случившихся за по-
следнее время не только в окрепшей и
выросшей армии, но и в облике и -Xa-
рактере прифронтовогео человека.

“Прошлой осенью, когда появились
первые наши плацдармы на правом 6бе-
регу Днепра. штаб фронта стоял близ)
реки под Киевом, в кособокай украин-
ской дерзвушке. оценленной пожарища-
ми. Я жил у бедной старухи, ограблен-
ной немцами. Ее детей и внуков увезли
в Германию; корову темной ночью уби-
ли за селом. Красноармейцы дали стару-
хе телку, и бабка растила 6 как надеж-
ду на жизнь.

Мне жестко было спать на полатях в
пустой хате, застланных грубым ряд-
ном. Бабка призналась, 910 в яме 38
домом хранятся не найденные немцами
пуховые подушки и доброе под алым
шелком одеяло, купленное в Киеве в го-
ды хорошей жизни, до войны. Ночами я
вспоминал 0б этом кладе: i

— Рабка, достала бы из ямы подуш-
ку. Сгниет ведь, а тут — человеку поль-
за.

— От Киев возьмэтэ -— тоди отко-
наю. — скрипела на печи бабка и 6бро-
сала мне’ для облегчения ватный зипу-
нок, — & 10, не дай боже, звернэться ни-

Днепр осталея позади. Нани люди и по
эту и по ту сторону фронта почуветво-
вали всю мощь поступи Арасной Армии
и неизбежность ее быстрой п9бзлы, В
этот период зимой под Херсоном, ког-
да только в низовьях Днепра на время
задержался фронт, я видел старую кре-
етьянку. растапливавшую пачками ок-
купационных марок печь в своей избз.
Фронт был рядом, шел напряженный
бой — сражение, в котором военное
счастье может быть изменчиво Но даже
крестьянская осторожность 82 остано-
вила эту женщину, и ночэвавший вуес-
те с0 мной в ее хате красноармеец улов-
летворенно замэтил:

—- Уверовала бабка в нашу силу...

‘Теперь даже у самой линии фронта
He остается неубранных полей. Я видел
за Одессой. как рядом с линией огня
возникают мантинно-тракторные станции.
Жители города идут по фронтовой доро-
те в сторону Днестра убирать хлеб.
Военный совет фронта находит время
заниматься и вопросами уборки богато-
го урожая, и крупный армейский работ-
ник, генерал, шутя говорит: —

—= Ну,что же, когда-то был секрета-
рэм обкома партии. дело знакомое. Вой-
на кончится — быть может, партия
опять поставит на это дело...

А на линии сражений свободный от
боя солдат в удовольствием берет в ру-

мець... ки косу и, размахнувшись во-вею ширь
Dro было осенью. Ha прифрон-   СИбИРского плеча, говорит:

товых полях было много неубранного  —— Эх, милаха, а забывать-то тебя

хлеба, невыкопанного картофеля, —   Pex...

‘нам было не до того, чтобы тут же, У ва-
мого фронта, наводить порядок на’ 0сво-
божденной земле: в жалких  перенасе-
ленных хатах теснились забитые, очу-
мевние в неволе люди, еще не уверен-
ные в завтрашнем диз, Они полностью

Френт чуветвует стремление народа
скорае, быстрёе возродить нарушенную
ЖИЗНЬ. и это настойчиво торопит каждо-
го воина итти вперед. Дъизнь, как ска-
зал мне капитан на николазвеком аэрод-
роме. толкаёт бойца в спину, жизнь на-

еще не очнулись от пожарищ и клад-  стойчиво требует быстрее. — стремитель-
бищ, людей надо было устроить, прию-  нее добывать стране победу.
тить, накормить, и в то жз время нем- ht Ba 4

цу нельзя было давать передышки. Тя- Вл. РУДНЫЙ.
желое это было время перелома. Слец, корр. «Красного Флота».

Лотом мы ушаи в глубь Украдны,   Одесса, Июль,

ыы