X

Bree eT

*

no установлению и Nec He abaaMMiG злодеяний немецко- фашистских захватчиков ‘и их. сообщыиков

_’Истребление гитлеровцами ‘советских военнопленных в «Гросс-лазарете»

При освобождения от немцев частами
Красной Армии города Славуты на террито-
рии бывшего военного городка был обнару-
жен «лазарет» советских’ ноеннойленных.
В нем находилось свыше 500 истошённых
п тяжело больных людей. Они рассказали‘
of ухерщвлении немецкими врачами и охра-
ной «лазарета» десятков тысяч советеких
военнопленных.

Под председательством Хрущева Н. С.,
председателя Совнаркома УССР, специаль-
вая слелственная комиссия’ расслеловала,
оботановку ‘и обстоятельства умершвления
гитлеровцами в славутском лазарете офи-
nepos H бойцов Красной Армии, попавших
в немецкий Йлен. Комиссия проверила’ ма-
териал лопроса, произведенного старшим ео-
ветником юстиции Прокуратуры УССР
Малрцевым 4. Г., нри участии представи-
телей Чрезвычайной Государственной Ко-
уиссии Готцева Б. Т. и Кононова В. А. и
данные анализа судебно-мелининских..экс-
пертов: главного судебно-мелицинского экс-
перта Наркомзхрава УССР профессора, док-
тора медицинских наук Сапожникова Ю. С...
заведующего патоморфологичееким сектором
Мосповского центрального нейро-хирургиче-
ского института профессора, доктора меди-
цинских наук Смирнова 1. И. и директора

\Yapsxosexoro научно-иселеловательского ин-
итута судебной экспертизы НЕЮ УССР.
профессора Бокариус Н. Н. t
В результате следствия собрано огромноё
Число показаний свидетелей и пострадав-
ших, распоряжений оккупационных властей

`_ Славута Каменен-Подольской области

и других документов: изобличающих гитлё-
ровекое правительство it верховное коман=

лование германской арийи в грубом  ona-

рании элементарных правил человечности.
На основании этих материалов Чрезвы-
чайная Государственная Комиссия yerano-

‚Вила:

Осенью 1941 года ине
захватчики оккупировали город Славуту и
организовали в нём для раненых и больных
офицеров и бойцов Красной Армий «лаза-
рет», наименовав ero:  «Гробс-лазарет»
Славута, цай лагерь 301». «Иазарет» был
расположен в полутора--лвух километрах
юго-восточнее Славуты и занимал десять
трехэтажных каменных зданий — блоков.
Все-здания гитлеровцы обнесли густой сетью
проволочных заграждений. Вдоль  за-
граждений, через ‘кажлые 10 метров были
построены вышки, на которых находились
пулемёты, прожектора и охрана.

Алминистрация, немецкие врачи и охрана
«Гросс-лазарета» в лице коменданта гаунт-
мана Планк, затем сменившего его майора
Павлиска, заместителя коменданта гаупт-
мана Иронедорфер, гауптмана Ное, штабс-
арцта доктора Борбе, его заместителя док-
тора Штурм. обер-фельлфебеля Ильземан п
фельдфебеля Беккер — проволили массовое
истребление советских военнопленных пу-
тём созданий специального режима голода,
скученности и антисанитарии, применения
пыток и прямых убийств, лишёния больных
и раненых лечения и принужденая крайне
истошённых людей в каторжному труду.

+

Немецкий «Гросс-лазарет»
Славута—лазарет смерти.

В «Гробс-лазарете» немецкие власти со-
срехоточивали 15—18 тысяч тяжело и лег-
ко раненых, а также страдающих различ:
ными инфекционными и неинфекционнымя
заболеваниями советских военнопленных.
На смену умершим сюда непрерывно напраз-
лялись новые партии раненых и больных
совётеких военнёиленных. В пути следова-
ния военнопленных подвергали истязаняям.
морили голодом и убивали. Из каждого эше-
дона, прибывающего в «лазарет», гитлеров-

цы выбрасывали сотни трупов. Машинист.

водонапорной башни, расположенной на тер-
ритории бывшего веенного городка, Дани-
люк А. И. сообщил Следственной Комиссии,
что он видел, как «Из каждого вагона” При-
бывавшего ошелона -- выбрасывалось но
20—25 трунов и на железнодорожной ветке
оставалось де 500—900 трупов».

В пути пешего следования тысячи  со-
ветских военнопленных погибали от голо-
да, жажды, отсутствия медицинской помо-
ши, дикого произвола немецкого ROHBOS.
Медицинская сестра Славутской больницы
Иванова А. Н. показала перед Следетвен-
ной Комиссией, что. в больницу местными

жителями часто’ доставлялись боветекие в0-

еннопленные, брошенные конвоем, с тяже-
лыми ранениями, нанесёнными в пути. В
числе доставленных в больницу и скончаз-
шихся она назвала  техника-интенданта
-первого ранга Соломай, штабного писаря
Пошехонова и рялового бойца Капилес..

^ Как правило, гитлеровцы ударами при-
клалов и резиновых дубинок ветречали пар-
тий военнопленных у Ворот «лазарета», за»
тем отбирали у вновь прибывших кожаную
обувь, тёплую одежду и личные вещи.

Немецкие врачи преднамеренно распространяли
В «лазарете» инфекционные заболевания

В «ТГробб-лазарете» немецкие врачи ис-
вусственно. создавали невероятную скучен-
ность. Военнопленные принуждены быля
(тоять, тесно прижавшись друг к другу, из-
печогали от усталости и истощения, пада-
ли и умирали. Фашисты применяли  раз-
эичные способы «уплотнения» «лазарета».
Вывший военнопленный Хуажев И. Я. 60-
OUT, ITO немцы «выстрелами из автома-
тов уплотняли помещения и люли неволь-
#0 16сно прижимались друг к другу; тогда
‘бла гитлеровны вталкивали еш® больных
й раненых и двери закрывали».

В «лазарете» немецкие врачи преднамс-
ренно распространяли инфекционные забо-

и.

На снимках: слева и справ

левания. Больных сыпным тйфом, туберку-
лезом, лизентерией, ланеных с тяжёлыми й
лёгкими повреждениями, они размещали в
одном блоке и в одной камере. Вывший во-
еннопленный советский врач Врыштоп A. A.
показал, что «в одном. блоке. находились
больные сыпным тифом й туберкулёзом, кэ-
личество больных доходило ло 1.800 чело-
век в то время; как в нормальных условч-
ях там можно было разместить не более 400
человек» Уборка камер ние производилась:
Больные по нескольку месяцев оставались
в том белье, в котором попадали в плен.
Спали они“ ‘без всякой подстилкя. Многие
были полураздеты. или совершенно голые:

‚пертиза при эксгумировании трупов ‘обна-

‚был брошен в могилу п ещё живым завы-

] тавшегося получить вторую порнию <«08-.

Помещения не отапливались, а примитив-
ные печи, сделанные самими военвоплен-
ными, разрушались. Элементарная сваня-
тарная обработка посгупающих в «лазарет»
He производилась. В08 это способетвова-1о

Суточный пищевой рацион советских в9-
еннопленных состоял из 250 граммов э2-
заехлеба п 2 литров так называемой «ba-
ланлы». Эрзац-хлеб выпекалея из енеци-
альной, присмлаемой. из Германии,. муки.
В одном из складов «лазарета» обнаруже-
но около 15 тонн этой муки, хранившейея
в 40-килограммовых ‘бумажных мешках 6
фабрачными этикетками ` «Шпельцмель».
Судебно-медицинской химической экепер-
тизой, а также анализом, произведенным
Институтом питания Наркомзлрава CCCP of
31 июня 1944 г., установлено, «что «му
ка» представляет собой мякину с нич1ож-
ной примесью крахмала (1,7 ъпродента).
Наличие крахмала. свидетельствует о возер=
жании в исслелуемой массе ничтожного 6о-
личества муки, повидимому, образовавшейся
от случайно попавших в солому зерен при
обмолоте, Питание «хлебом», приготовлея“
НЫм из этой муки, влекло за собой Голода-
ние, алиментарную дистрофию, в её кахек-
тической и отёчной (голодный отёк) фор-
мах и способствовало распространению cpe-
ди советских военнойленных тяжёлых Ki-
шечно-желулочных заболеваний, обычно
кончавшихея смертью».

Так же пагубно действовала на организм
«баланда», изготовляющаяея из шелухи
гречихи й проса, нвочищенного и поду-
огнившего картофеля, всякого pola 0т009-
вов, с примесью земли, осколков стекла. Не-
редко пища приготовлялась из палали, по1-
бираемой по распоряжению коменданта В

окрестностях «лазарета».

По заявлению бывших военнопленных

Иноземцева И. П., Чигрина Е. Й. и Ждано-

Пытки и расстрелы. советских военнопленных

“Советских военнопленных в «Tpoce-ad-
зарете» подвергали пыткам и истязаниям,
били при’ разлаче пищи, при выводе на
работу. Не щалили фашиестекие палачи ла?
же умирающих. Сулебно-мелицинская э5с-

ружила в числе других труп военнопленио:
по, которому в агональном состояний был.
нанесено колотое ранение ножом в пазе.
вую область. С торчашим в ране ножом он

пан земаёя.

Одним из видов массовых пыток в «ла-
зарете» было завлючение больных и ране-
ных в карцер, который представлял 60605
холодное помещение с цементным” полом.
Заключённые в карцер на’ несколько дней
лишались пиши и многие там умирали.
Вольных и слабых людей гитлеровны @
пелью ещё большего истощения заставля-
ли бегать вокруг зланий «лазарета», а тех,
Ето нё мог бегать, запарывали до полу»
вмерти.

Нередки были случая убийства воонно-
пленных немецкой охраной ради потехи.
Кывшший Военнопленный Рухтийчук Д. П.
сообщил о том, как немцы бросали на
проволочные заграждения  внутренностя
павших лошадей и, когда. обезумевшие от
голода военнопленные нотбегали к заграж-
дениям, охрана открывала по. ним стрель-
бу из автоматов, Свидетель Кирсанов Л. С.
витлел, как был заколот штыком один из
военнопленных за то, 9410 он поднял 6
земли клубень картофеля. Бывший военно-
пленный Шаталов А. Т. «был очевалием,
как конвоир застрелил военноплеённого, пы-.

ланды». В феврале 1942 г. он «видел, как’
часовой ранил одного из пленных, который.
искал в мусорной яме об`едни, оставшиеся
в немецкой кухне дбелуживающего перео-
нала, раненый был немедленно уведён Е
яме, разлет и пристрелен». :

Heemotpa Ha строжайшую охрану и без-

удержные репрессии, советекие военноплен-
Гвыв совершали интивидфальные и грушю-
вые побеги из ‚слазарета», находя приют у
Славуты и окружаю-

мбстного населения

ep

pachtbGompatentio инфекционных  ‘заболева-
вий. В «лазарете» не было волы для Умы-
вания и лаже для питья. В результате ал-
тисанитарии вшивость-В «лазарете» приня-
ла чудовищные размеры.

Немецкие врачи и охрана «Гросс- лазарета»
голодом истребляли советских военнопленных

ва П. Н. в «Гросс-лазарете» периодически

‘отмечались вспышки заболеваний неизвест-

вого характера, называвитиеся немецкими
врачами «парохолерой». Заболевание «па-
рохолерой» было плолом варварских экспе-
риментов немецких врачей. Как возникали,
так И заканчивались эти эпидемии внезал
но. Исход «парожолеры» в 60—80 пропен-
тах случаев был смертельный. Трупы неко-
торых умерших от этих заболеваний вскры-
вались немецкими врачами, причем русские
врачи. военнопленные к вопрытию не допу-

` скались.

Несмотря на To; что славутский лагерь
официально именовался «Гросс-лазаретом»

‘ив его штате числилось значительное ко-

личество медицинского персонала, больные
и раненые офицеры и бойцы Красной Армии
He получали самой элементарной медицин-
ской помощи. Медикаменты для больных и

раненых не выдавались. Хирургической 0б-

работке раны не полвергаливь и не пере=
вязывалиеь. Раненые конечности с повреж-
лениями костей не иммобилизовались. Даже
за тяжело больными не был организован
уход. Бывшая  военнопленная  санитарка
Молчанова ИП. А. сообщила. что «Больные
и раненые в большом. количестве, сосрело-

‘точенные в соседнем с нами помещений, за

дощатой перегоролкой, не получали ника-
кой медицинской помощи. Днём и ночью из
йх палаты доносились непрерывная моль-
ба о помощи. просьба о том, чтобы ‘им да-
ди хоть каплю ‘воды. Сквозь шели между
Локами проникало тяжелое зловоние от
гноящихея и запущенных ран».

Rowsatarypa a охрана лагеря нводно-
вратно применяла изошрённые меры истя-
заний. Срели векрытых эксгумированных
трупов судебно-мелицинекая экопертиза об-
наружила четыре трупа военнопленных,
умерщвленных холодным оружием, с коло-
THM головными ранами, EON 3
полость черепа.

Раненых и больных вбеннопленных, He-
смотря на крайнюю степень истощения и
‘резкую “ слабость, гитлеровцы принуждали
к нопосильному физическому труду. На во-

‘еннопленных перевозились тяжести, выво-

зились трупы: умерщваённых советових лю-
дей. Изнемогающих и Падающих  военно-
пленных конвоиры убивали на месте. Путь
на работу и с работы, по заявлению ксен1-
за горола Славуты Милевского, намечен,
как вехами, маленькими _ НадмОГИЛЬНЫмИ
холхиками.

‘Наиболее ярким свилетельством изувер-
свого отношения немецко-фалтистеких пала-
мей к советским военнопленным является
тот факт, что многих больных и раненых
вни закапывали в могилы заживо. Быз-
тему военнопленному Панкину А. М. из-
вестен случай, когла в феврале 1943 г. в
хортвецкую был вынесен больной; нахотив-

шайся в забытье. В мертвепкой больной.

очнулся, о чем было доложено немпу —

шефу блока. Но`он приказал ‘оставить боль-

ного в мертвецкой и больной зи Se
HOH.

На основании обнаружения В НЫ
тыхательных путях ‘четырёх трупов военно-
пленных волоть до мельчайших бронхов
«большого количества песчинок, которые
Уюгли попасть так глубоко лишь при ды-
халельных движениях засыпанных песком»,
сулебно-медицинекая экспертиза установи-
ла, что в «Гросб-лазарете» охрана комен-
далуры с ведома немецких врачей хорони-
ла советеких людей живыми.

2 Hemenxue палачи расстреливали мирных
траждан за оказание помощи советским
военнопленным

ших набелённых пунетов. В связи с этих
-15 января 1942 года Шепетововий гебитс-
комиссар правительственный советник док-
Top Bopéc, в округ которого входил город
Славута, специальным распоряжением пре-

а-—советские военнопленные, освобожденные из «Гросс-лазарета», — Накелай Черкасов. ‚и Владимир Лобанов;

лупрелйл население, что «за оказание «по-
сторонним лицам», т. е. бежавшим вренно-
пленным какой бы“то ни было помощи, ви-
новные будут расстреляны. Если же не-
посрелетвенные виновники нё найдутся, то
в каждом случае булет расстреляно 10 за-
ложников». Районная упраза города Сла-
вуты, в свою очерель, об’явила, что «все
военнопленные, самовольно покинувшие ля-
зарет, об’являются вне закона и подлежат
расстрелу в любом месте их обнаружения».

Бежавших и задержанных военноплен-
ных, а также граждан, оказывавших им
помошь, гитлеровцы зрестовывали, подвер-
гали избиениям и расстреливали. Священ-
нику Журковскому известен факт 06 ape-
сте и расстреле 26-ти мирных граждан,

оказавших помощь военнопленным. Свиде-
тель Фригауф Я. А. сообщил, что за цо-
мощь военнопленным были арестованы
доктор местной больницы Махнилов, дочь
доктора Вайпешука, медсестра Нионила.

_ Оеобую активность в расправах © задер-
жанными военнопленными и мирными
гражданами проявлял шеф славутекой жан-
дармерии обервахмайстер Роберт Готовиц
и его заместитель вахмайстер Лор. Раестрел
советеких людей гитлеровпы производили
на участке, прилегающем с юга в водона-
порной башне бывшего военного городка,
возле «Гросс-лазарета». Это место ими бы-
ло избрано с целью устрашения военно-
пленных, которые являлись невольными
свидетелями чудовищных злодеяний.

Последствия варварского режима,
установленного в «Гросс-лазарете»

При медицинском ‘освилетельствований
525. освобождённых из «Гросс-лазарета»
Славута советских военнопленных было

‘установлено у 435 крайняя степень исто-

шения, у 59 — осложненное течение тан,
у 31 — нервно-пеихическое рабстройетво.
Сулебно-медипинекая экспертиза на. осно-
вании внутреннего исследования 112. и в-
‘ружного осмотра 500 эксгумированных
трупов пришла к заключению, что админи-
страция и немецкие врачи «лазарета» соз-
дали такой режим, при котором была почти
поголовная смертность больных и раненых.
Основной причиной смерти. советских во-
еннопленных судебно-медицинские экспёр-
ты считают истощение крайней степени,
инфекционные заболевания, нанесение ог-
нестрельных ран из автоматов и холодным
оружием. Такой смертности, которая была
в «лазарете», не Ню ни одно лечебное

‚ Немецкие палачи
следы своих

› Иомеио-фашиеткие   палачи всячески
старались замести. следы своих престунле-
ний. Они тщательно маскировали места, за-
хоронения советских военнопленных. Это
подтверждается ланными расследования и
судебно-медицинской экспертизы. Только
на территории бывшего военного  горолка
   обнаружено до тысячи могил массового за-
хоронения. На кресте могилы № 623 быю
паписано восемь фамилий похороненных.
При векрытии этой могилы в нёй оказалоеь
32 трупа. То же самое выявлёно при вскры-
тий могилы № 624. В других могилах
при вскрытии обнаружена грунтовая про-
слойка между лежащими в ней трупами.
При вскрытии могилы № 625°было извле-
чено 10 трупов, а под слоем грунта maar

учреждение. Круглые сутки военноплен-
ные, впряженные в повозки; вывозили
трупы K заранее подготовленным ямам и
866 же не успевали, Тогда для ускорения
«транспортировки» трупы. выбрасывалиеь
из «лазарета» прямо из окон Я там BO дво-
ре складывались штабелями. -

‘Бывший военнопленный Севрюгян Х В.
сообщил: «Люди вокруг меня умирали сот-
нями. Возле меня ежедневно умирали 9-—10
человек. Мертвых увозили, места занима-
лись новыми больными, а утром новторя-
лась та жё картина. Колоссальная емерт-
ность доходила до 300 человек в день». 3a
два года оккупации города Славуты, при
участии немецких врачей Борбе, Штурм и
других медицинских работников, в «Гросс-
лазарете» гитлеровцы истребили ло 150 ты-
сяч офицеров и бойцов Красной Армии.

пытались скрыть
преступлений

ною в 30 сантим. ещё два ряда трупов. То
же самое выявлено при раскрытии могилы
№ 627 и могилы № 8. Из последней извле-
чено 30 трупов, под слоем грунта найдено
ещё множестве трупов значительно большей
цавности захоронения.

`Титлеровцы маскировали места захороне-
ния путём поеальки на них деревьев, про-
кладки дорожек, разбивки клумб ит. х.
У казармы № 6 под одной из дорожек, вы-
ложенной камнями. была обнаружена моги-
ла размером 4,5 метра на 3 метра. В-ееверо-
зацалном направлении от этой казармы, не-
далеко от шоссе, ведущего в Шезетовку, об-
наружены три замаскированных могилы раз-
мером‘от 6 метров на 2 метра до 6,5 метра на
2,5 метра.

К ответу гитлеровских палачей

_ На основании показаний свидетелей, xan-
ных судебно-медицинской экспертизы и рас-
следования, произведенного специальной ко-
миссией, Чрезвычайная Государственная
Комиссия неопровержимо установила факт
преднамеренного истребления охраной и’ не-
мецкими врачами «Гросс-лазарета». д 150,
тысяч советских военнопленных.
Чрезвычайная Государственная Комиссия
считает ответетвенными за эти престуйле-

НИЯ правительство и военное командование’

фашистской Германии, а также  непосред-
ственных виновников: штабсарцта доктора

в центре — извлеченные

Борбе, его заместителя доктора Пури, Ше-
петовского  гебитекомиссара, ^ правитель-
ственного советника доктора, В майора
Павлиска, гауптмана Планк, гауптмана_
Ное, Гауптмана Вронсдорфер, обер-фельдфе-
беля Ильземан, фельдфебеля Беккер, шефа
славутской жандармерии обер-вахмайстера
Готовиц и его заместителя вахмайстера Тор.

Всё они должны понести суровую кару за
свой чудовищные кровавые преступления,
выразившиеся в преднамеренном ‘истребле-
нии обветоких военнопленных бойцов и офи-
церов Врасной Армии.

из могил трупы военнопленных.