6 августа 1944 г., № 186 (1753) анны
ОБИ би О р b

ПРАВДИВОЕ СЛОВО м
И ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР

’ Основной метод работы агитаторов   Рогов бесс
18 малых кораблях — инхивихуальные   п
беды. задущевные и непринужденные.   ч
Но огромное значение имеют и группо-
вые беседы.

менно нес тяжелые вахты. Он
ростоял з& рулем около четырнадцати
асов. Ираснофлотцы, видя, что слово
ee не расходитея с делом, напря-
и все силы, стремяс

Ворабли нашего  ссединения готови-   выносливого о и а
mich Е высадке десанта. Политотделу   полюбили Рогова, прониклись © в нему
предотояло ознакомить краснофаотцев и  искренним уважением.
офицеров, еще не участвовавших в по-
добных операциях, со всеми ее особенно-
фтяуи, С катеров гвардейского красно-
внаменного дивизиона м с ботиюов были
выделены агитаторы, неоднократно уча-
ствовавшие в выполнении боевых зада-
gui y берегов, занятых противником. Аги-
таторы были проинотруктированы м рас-
пределены по группам краснофлотцев, В
часовых беседах они рассказывали, как
преодолевать различные трудности в де-
сантных операциях, как вести cabs Bo
время первого броска, как высаживатьея
на берег.

Эти примеры показывают, как наши
агитаторы работают в море. Однако и во
время пребывания в базе служба на ма-
лых кораблях He менее напряженная.
Важдый занят своим делом, и атитатору
приходитея приноравливатьея к уУ6ло-
виям. Надо ежедневно информировать
краснофлотцев о событиях на фронтах
Отечественной войны, & последние разви-
ваютея довольно быстро. 0т агитаторя
требуются оперативность и инициатива.

Многие прибегают к коллективным
читкам газет, к беселам по сводкам Сов-

Такие групповые беседы полезны и
необходимы. Но на катере или ботике
He Boerga удается собрать для беседы о
текущих событиях большую группу Kpac-
нофлотцев. Поэтому надо веячески вне-
драть и расширять практику индивиду-
альной агитации.

hax ae работают агитаторы на малых
зораблях? Приведу несколько примеров.

Сторожевой корабль уходил в дозор
Заместитель парторга Балдин, — кстати
спазать один из лучших наших агита-
т0ров,-— попросил командира рассказать
вму о существе. боевого залания, 00 06-
становке на театре и о чем следует ин-
форуирезать личный  собтав.
указания, Балдин начал действовать. Не-
сколько раз он напоминал  краснофлот-
цам о необходимости

атаки фангистских самолетов. А потом
полелился своим боевым опытом.

Bo многих боях бывал Балдин. Однаж-
ды, когда корабль не дозорную службу.
на него налетели вражеские самолеты, ©
первого же захода немецких машин мо-

лодой пулеметчик комзомолец Лысых был   среде краснофлотцев есть немало това-
ранен, но продолжал стр”лять. Лишь по-  рищей, которые делают это благородное
сле третьего, смертельного ранения пуле-   дело, хотя формально они и не числятся

мот т. Чысых замолчал. Весть о его под-
pire быстро распространилась среди
окипажа. Моряки с восхищением отзыва-
лись о геройском поступке комсомольца.

В бою корабль получил серьезные пов-

реждения. Вода заполняла отсеки. и крас-   3&. Службу Хаталин несет исправно, дис-
нофлотцы. помня © подвиге Лысых. са-  Цинлинирован, дело свое
живучесть   шенстве. Он всегда раньше других проз-

мостверженно боролись за
‹торожевика. Сам Балдин и его агитато-
ры Колосов, Иванов. Перфильев действо-
вали мужественно и стойко. Они подбод-

ряли краснофлотцев. укрепляли их силы.   ЦЫ.

05 этом боевом эпизоде и рассказывал службы. Ераснофлотцы называют его аги-
Заллин краснофлотцам, рассказывал иро-   татором. Это верно и справедливо.

сто, доходчиво, убедительно. Слушали его
внимательно,

Корабль вернулся

информбюро или какой-нибудь  интерес-

тор Макаров систематически  раз’яснле

Получив   Церами. Командир одного из наших ко-

очень бдительно   лением советекие люди восстанавливают
нести вахты, об’яенял им, как отражать   разрушенные немцами районы. Бомандир

ной статье. На одном из кораблей” агита-

Черноморский флот. Подводная лодка
выходит в море.

обетановку на фронтах по теографича-
ской карте. Карту он знает хорэшо. Как
только по радио сообщают сводку Совин-
формбюро, у карты собираютея  красно-
флотцы. Макаров сообщает, что произо-
шло за сутки на фронтах.

Макаров, тут же, у карты, рассказы
вает о хозяйственном и промышленном
значении освобожденных районов. Его
любят, ценят и охотно слушают.

Немалую роль в агитации играют писъ-
ма, получаемые краснофлотцами и офи-

Фото А. Кветного

Вручение правительственных

наград освободителям Пинсна

КРАСНОЗНАМЕННАЯ ДНЕПРОВСКАЯ
РЕЧНАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, 5 ав-
.туста. (По телеграфу-от корр. «Красного
Флота»). На берегу Припяти  выстрон-
лись и замерли в четком строю офицеры,
старшины и краснофлотцы. Это — герои
дерзкого прорыва к немецким переправам
в районе Паричи, люди, штурмовавшие
и  Бобруйск, высаживавтие ‘десант в Нин-
с   же. Их сокрушительные удары по Hé-
героическим трудом советских людей B мецким захвалчикам составят новую яр-
тылу. кую страницу в тероической история

Обычно агитаторами называют тех, кто   Вознно-Морского Флота.
числится в списках атитаторов. Но в

раблей получил письмо от жены, в кото-
ром она рассказывала, с каким воодущев-

прочитал письмо агитатору Иванову,
тот широко ознакомил краснофлотцев

Военное мастерство офицерав  флоти-
лии отмечено высокими правительствен-
ными наградами, Вапитаны 1 фанга Гри-
агитаторами. горьев и Талько, капитан 3 ранга Пес-

ков награждены орденом Нахимова,

Ha сторожевом корабле служит артил-
лериет Хаталин — Человек ¢ большим От имени Президиума Верховного Co-

жизненных опытом, серьезный. Был on  BOTS Союза ССР капитан 1 ранга Гри-

до войны председателем крупного колхо-   ГОРЬеВ вручает ордена и ‘медали морякам,
отличившимся в боях на Березине и

Припяти.

Ордена Ерасного Знамени вручаются
тет газеты и новые журналы и сейчас же  командирам бронекатеров твардии стар-

внает в COBED-

0 прочитанном расскажет товарищам.   шим лейтенантам Жиленко, Медведеву,
Пришли на корабль молодые краснофлот-  Хвалову, гвардии лейтенантам Захарову,
Хаталин 0 собственному  почяну  Евгеньеву,  Златоустовокому,  твархии

тонкостями  флотской  старшине 1 статьи Базылеву и др, Орден
Александра Невского получает командир
отряда бронекатеров гвардии старший
лейтенант Плехов. Большой группе офи-
церов, старшин и краснофлотцев вру-

знакомил их 6

Значение агитаторов на малых кофаб-

в задания благо-   Лях велико. Они, по существу, являются чаютея ордена Отечественной войны,

получно. B базе Балдин знакомил ЛИЧНЫЙ помощниками командиров в политическом Врасной Звезды, Славы, медали «За от-

состав с результатами похода.

Другой пример. Катер получил серъез-
ное боевое задание. Погода стояла ¢Be-
жая. Катеру пришлось пробыть в море
дальше, чем предполагалось. Агитатор

Братья-герои в

МОСАЛЬСЕ (Калужеая область),
$ августа, (ТАСС). В родное 5640 на-
днях приехали в отпуск с фронта Герои
(оветского Союза Дмитрий Ефимович и
Яков Ефимович Луканины. Братья вме-
в ушли в Красную Армию и ве время
сражаются в одной части. Один — коман-
дир орудия, другой— наводчик. С боями
прошли они от Сталинграла x0 Napitar.
В сражении под Белгородом на батарея
части, в которой служат братья, немцы
били 100. танков. — Артиллеристы
устояли. Прямо в упор они подбили 37
немецких машин. Вомневую доблесть Лу-
канины показали и в следующих схват-
гах, На их счету десятки уничтоженных
вражеских машин,

Колхозники сельхозартели
маяк» радостно вотретили CB

FES ESE sea ES eo

«Красный

Сражение у Гангута в августе 1714
теда навсегда останется в истории рус-
ских военно-морских сил как одно из
самых замечательных событий. Это бы-
18 первая победа молодого русского фло-
Ta Hay сильнейшим в то время шведским
флотом, после которой в корне измени-
лась обстановка на Балтийском море, где
русский флот фактически завоевал гос-
подетво. После Гангута Россия прибб-
реза престиж великой морской державы.

Гангутская победа явилась блестящим
результатом огромной работы по созда-
нию отечественного военно-морского
флота, руководителем которой был Петр
Первый. В этом сражении подверглись
суровой босвой проверке петровокие ор-
танизационные принципы строительства
и управления флотом. система подго-
товки офицерского и рядового состава. В
Гангутской операции отчеканились мно-
тие статьи будущего Морского устава,
над которым Петр упорно работал в этот
период.

Тангутская операция оказала  огром-
нее влияние на всю дальнейшую историю
русского флота. В ней ярко выявились
многие черты русского национального
военно-морского искусотва, которое, по-
лучив свое развитие, в дзльнейшем увен-
чало ваш флот многими блистательными
победами.

Высокий наступательный дух молодо-
10 русского флота — вот что прежде вое-
го показало Гангутское сражение. Ха-
рактерных дая этой операции яваяется
То, что в ней традиционяая наступатель-
ная энергия русского матроса слилась
воедино с искусством и организаторским
талантом флотоводца. Известно, какую
больлую организационную работу про-
вед Петр, чтобы поднять боевую силу

воспитании личного состава. И там, гле  вагу» и «Ba боевые заслуги».
командиры постоянно работают в ними,  . :
там агитация целеустремлениая и дейст-
венная,

`Капитан 3 ранга П. МЕЛЕЛИН,

Капитан 1 ранга Григорьев поздрав-
ляет награжденных и желае? им новых
боевых успехов. От имени награжденных
выступил гвардии старший лейтенант
Медведев. Он ваверил, что гвардейцы вы-
полнят свой долг перед Родинойи в
предстоящих боях будут еще крепче бить
ненавистного врага.

родном колхозе

нитых относельчан. Их честворали на
многолюдном собрании.

Отвечая на привететвия земляков, [e-
рой Советского Союза Дмитрий Луканин
заявил:

ВСТРЕЧА ШАХМАТИСТОВ

Команда шахматистов офицерского клуба

десяти досках с шахматистами спортивно-
— Я призываю вас. товарищи К01Х03-   то общества «Искусство». После упорной

ники, к еще более упорной работе. TPYA  борьбы встреча закойчилась со счетом 6:4
ван поможет Красной Армии скорее до-  в пользу команды офицерского клуба.
бить ‚ненавистного врага, Отдохнув в рэл-  На первой доске старшина 2 статьи Л!об-
ной семье, мы снова вернемся в себе в  линский выиграл у первокатегорняка Лаци-
часть и будем громить фашистские орды   са, на второй доске кавдидат в мастера Ka-
хо полного их уничтожения. питан Войнов тонкой игрой добался победы
С большим удовлетворением фронтови-   Над драматургом Волькенштейном. Matioo

yao   Дубсон выиграл партию у артиста эстрады
ки осматривали хозяйство apTeAH. UFO) Ti, simepa, майор Шмогелев — у одной из

быстро восстанавливается 10616 РаЗГРо-  сильнейших шахматисток СССР. Морачев-
ма, учиненного немецкими захватчиками. ской. Капитан Иванов принудил к сдзче
Колхозники своевременно Убрзли Сено,   композитора Корчмарева.

закончили взмет паров. Сейчас на полях! Матч вызвал большой интерес среди шах-
матистов — офицеров флота,

Te ee Sa

боевых судов. Готовясь к выполнению

> ;
своего замысла, Петр заставил  Потер-
К 230-летию бургские верфи перед кампанией 1714
тода всею зиму спешно строить’ галеры,

Гангутского боя
«$>

скампавеи, бригантины и другие суда

требного флота. Галерный флот, предназ-

наченный для лействий в шхерах, был
х, доведен до 99 единиц,

Можно сказать, что уже пере
Шведы долгое время владели шхерами,

флота.
Тангутской операцией (а тем более пос-
ле введения в жизнь созданного им Мор-   но они не удосужизись за это время изу-

ского устава) Петр в организационном чить их и тем более создать шхерные
отношении поставил русский флот на  силы. Командование русского флота, на-
уровень лучших европейских флотов. оборот, тщательно изучало  шхерный
Успешным осуществлением Гангут-   театр, посылало туда с этой целью луч-
ской операции был выполнен план Пет-  ших офицеров, организовало здесь от-
Die Финляндии переве-   личное наблюдение и разведку.
ра — после занятия 2
сти флот в Ботнический залив, для того Осуществляя замысел Петра, русский
чтобы оттуда путем десантов на  швеХ-  галерный флот должен был соверитать
ское побережье перенести войну на тер-  переход из Проиштадта в Ботнический
риторию противника и принудить его К   залив, в Або. перебросив при этом Ha
капитуляции, приданных транспортных судах десант-
Смелый стратегический замысел Пет-  ный корпус численностью около 15.009
ра основывался нь всестороннем изуче-  человек. ^
нии театра военных действий, ва нм 9 mag rasepawh флот под командова-
соответствующих его особенностям 006- и, и renepad-arumpasa Апракслиа вышел

ВМФ встретилась в календарном матче ва.

вых средетв, на тщательной подютовке
операции и обучении личного состава
флота. Как известно, в своем оператив-
но-тактическом творчестве Петр никогда
не отказывалея от учета передового
опыта иностранных флотов, но всегда
подходил к нему критически, разбирая и
оценивая прежде всего степень  пригод-
ности этого опыта для России, для вы-
полнения конкретных задач, решаемых
флотом. В то время всюду строились па-
руеные военные корабли, строил их и
Петр, но учитывая условия шхерного
театра. в которых приходилось воевать
со шведами. Он созлавал здесь тихерный
флот. состоящий из гребных судов, еше-
циально приспособленных для действий

в шхерах, и разработал тактику этих   рал

ь   Здесь

из Петербурга и 20 июля прибыл шхе-
рами в бухту Тверминне (на восточной
eropone  Гангутского = полуострова).
Дальнейший путь в Ботнический залив
был прегражден. У мыса Гангут стоял
тведекий парусный олот, состоявший из
26 вымпелов.

Для Петра было важно прежде всего
ослабить основные силы шведекого’ фло-
та, и он задумал оригинальный план. На
полуострове Гангут был перешеек длиной
около 2.500 метров. Петр приказал делать
дорогу для перетаскивания судов

с целью диверсии в тылу швелского флота.

Командующий шведским флотом адми-
Ватранг, узнав об этом намерении

` волоком на другую сторону полуострова

Евгений ЮНГА   O и О Т

Мой маленький друг!
Быстротечное время уже унесло
вой базе, когда твой отец получил пись-
мо из освобожденного Ставрополл,
куда был родом и где незьдолго ло начала
войны оставил семью. Письмо было дод-
тожданной радостью после месяцев неиз-
вестности, затаенной тревоги м молчали-
вото мужекого горя. He ona прежде-
временная морщинка разгладилась на
10у твоего отца, когда он прочел письмо.
Ты родился перед войной, и отец видел
тебя только мельком, ибо с первого хня
военных действий на Черном море не от-
лучалея е флота. Мать подробно писала
© твоих первых ‘словах, первых шагах,
шалостях, внешности и заочно знакоми-
ль отца с тобой. Ему очень хотелось оты-
скать в тебе продолжателя дела, которо-
му он посвятил себ3: он мечтал выра-
стить сына моряком. Мечты не поменали
ему остаться тем. кем он был: человеком
трезвого мышления. Он говорил, что в
смертельной борьбе против врага не каж-
дому из нас дано дожить до завершаю-
щих дней победы, но каждый из нас обя-
зан исполнить свой долг:

Таковы были его слова, услышанные
нами однажды вечером. когда черномор-
ское побережье от Измаяла до цементных
заводов у Новороссийска еще находилось
в немецком паену. Завершая разговор на
личную, как подчеркнул твой отец, тему,
он завещал нам рассказать тебе о нем,
вели не доживет до встречи с тобой.

Помня его завещание, пишу это пись-

MO,
kt

Мать привезет тебя в город, где многое
отныне связано с именем твоего отца,
когда ты достигнешь школьного возрас-
та и настанет пора надолго сесть за
KlaccHy парту, чтобы впоследствии
выйти из-за нее в жизнь моряком-пат-
риотом, каким был твой отец — Герой
Советского Союза Николай Иванович
Сипятин, командир Четвертого Новорос-
сийского дивизиона сторожевых катеров,
известных под романтическим названием
«морских охотников».

Ты сойдешь с поезда, который доста-
BHT тебя из степных просторов Ставро-
полья к подножью горных отрогов Мар-
хота, и сразу вступишь в тесный круг
‘дорогих каждому советскому человеку
имен, незабываемых дат и героических
эпизодов. 5

На фасаде вокзала прибита мемориаль-
ная доска в честь подвига шестидесяти
пяти мореких пехотинлев. Они вы-
садились с катеров дивизиона, ко-
торым командовал капитан 3 ранга Си-
пягик, штурмом взяли вокзал, превра-
щенный немцами в крепость, и. подняли
над его зданием военно-морской флаг.
Это произошло в самом начале боев за
Новороссийск. Немцы вскоре опомнились
и замкнули вокзал в смертельное кольцо
из танков и автоматчиков. Силы оказались
неравными, численное преимущество гит-
леровцев— явным, & их ярость не вызы-
вала сомнений. Тринадцать атак за день
отбили моряки и, не спуская флага,
пать суток продержалиеь в осаде, пока
совместными действиями частей Красной
Армии и Черноморского флота не была
решена в нашу пользу судьба Новорос-
сийска. cs

Дорога, mo которой тебе. придется
ехать с вокзала в город, ведет через пор-
товый район Стандарт, вдоль набереж-
ной, мимо клуба имени Сталина. Издале-
кА ты увидишь сверкающую в лучах
солнца рябь золотых був на мемориаль-
Ной доске у входа в клуб.

Остановись возле нее и прочти о под-
виге тридцати семи удальцов из 393-го
Новороссийского отдельного батальона
морской пехоты, о Герое Советского Сою-
за капитан-лейтенанте Ботылеве, о про-
влавленном черноморском  снайпере Фи-
липпе Рубахо, на счету которого значит-
ся 323 уничтоженных немца, о старшине
Колоте. Они первыми вступили на землю
Новороссийска с катеров Сипягина и
Глухова, выбили немецких автоматчиков
из клуба, трое вуто сражались в кольпе
врагов и очистили от них дорогу, по ко-
торой лежит твой путь к городу.

Труден был путь победы, и немало вех

POSE

meee

т рыбаков. немедленно отрядил шаут-
бейнахть Эреншильда с одним фрегатом,
шестью галерами и тремя шхерботами к
западной, т. е. к противоположной, еторо-
нс перешейка для того, чтобы воспрепят-
ствовать переправе и уничтожить пере-
правленные русские галеры. Одновременно
щведекий ‘адмирал выделил из состава
своих основных, сил еще отряд — под
командованием вице-адмирала Лиллье —
для того. чтобы тот атаковал русский га-
лерный флот, сосредоточенный на восточ-

] ной стороне полуострова в Тверминне..

После выделения отряда Эреншильда
и эскадры Лиллье шведский флот умень-
WICH наполовину, стал уже далеко не
столь опасным, и Шетр, который чрезвы-
чайно внимательно следил за малейшими
изменениями в обстановке, сразу‘ же ис-
пользовал ее выгоды в свою пользу. Оя
принял решение прорываться своим га-
лерным флотом мимо эскадры Ватранга,
чего шведский адмирал никак не предио-
лагал,

Учел Петр при принятии своего реше-
ния и выгоды метеорологического харак-
тера. В.районе Гангута в конце июля —
начале августа нередко были полные
штили, которые начинались с ночи и
продолжались обычно до полудня. Спо-
койное море и маловетрие также сулили
успех. Немедленно р было послано
приказание. «всему флоту готовиться
выдти из узкого места, где стояли» и
Boley ga тем капитан-командор Змае-
вич, бригадир Волков и капитан Бредаль
получили приказание с 20 скампавеяхи
произвести прорыв, обходя шведский
флот мористее. Успех этого маневра во
многом зависел от силы, ловкости и на-
тренированности гребцов. И эти замеза-
тельные морские качества русские матро-
вы проявили блестяще. В то время как
русские. суда неслись мимо шведской
эскадры вне дальности огня её артилле-
рии, шведский флот оказался бессильным.
Лишенные ветра большие и яРповорот-
ливые. парусные корабли беспомощно
стояли на месте, попытки mo прибукси-

в! мемориальных досок. Ты найдешь их на
прошлое вечер в черноморокой фронто-  длинном полукружье Цемесской бухты—

от-  регу ее до подножья Мысхько на загад-

ea Бава

Ha Hem сверкает под. сожнцем надписями

от цементных заводов на восточном Oe-

ной стороне выхода в море: у знаменито-
го дзота «Сарайчик» между цементными
заводами, где ровно год черноморцы дер-
жали непроходимую линию обороны в
пятнадцати метрах от вражеских блинда-
жей; на Третьей пристани и у Ваботаж-
ного мола, куда высаживались морские
пехотинцы, доставленные катерами сн-
пагинского дивизвона; у причала рыбза-
вода Западного предместья, которое до
войны называлось Станччкой, затем по-
лучило неофициальное. однако общеиз-
вестное название «Малой Земли» и, на-
конец, было переименовано в Куниковку
в памать о Герое Советского Союза майо-
ре Куникове. Он командовал десантом
морской пехоты, сошедшим на «Малую
Землю» с катеров Сипягина за несколько
месяцев до штурма Новороссийска. Нал
причалом, в центре площади, будет воз-
вышаться статуя человека в шапке-ушан-
ке, ватнике. высоких сапогах. с автома-
том на груди и гранатой у пояса. Это Це-
зарь Куников, командир черноморских
десантников, чье имя неотделимо от
имени твоего отца.

И веюду, куда ни пойдешь-ты в Ново-
российске, тебя неизменно будут сопро-
вождать имена твоего отца и его боевых
друзей: на Десантной набережной. на
улице командира «морского охотника»
старшего лейтенанта Владимира Школы,
на улице морского пехотинца Героя Co-
ветского Союза- Михамла Корнипкого, на
улице Николая Сипягина, в сквере на
площали Героев Отечественной войны, у
обелиска над братской могилой тех, кто
пал в бою при освобождении Новороссий-
ета, возле Дворца пионеров имени Сипя-
гина, у обсаженного цветами проелолгова-
того холмика с памятником морскому
офицеру. который очень похож на твоего
отца, каким помнишь его по фотогра-
фиям и портретам. Ты не ошибся: это
статуя Героя Советского Союза Николая
Ивановича Сипягина. Она будет воздвиг-
нута нал его могилой вместо скромного
временного памятника, установленного в
осенний штормовой вечер 1943 года,
вскоре после того, когда десант морских
пехотинцев. переправленный через Кер-
ченский пролив на скалистые берега Эль-
тигена и Еникале, положил начало осво-
бождению Крыма. :

В тот вечер Новороссийск и черно-
морцы хоронили твоего отца. погибшего
на пути к Эльтигену.

жк

Когла ты узнаешь биографию твоего
отца. то позавидуешь ей. Благорэдная
зависть! Она приведет тебя на корабль
я поможет стать моряком.

До войны твой отец был штурманом
дальнего плавания. В ег» мореходной
книжке перечислены гавани всех мате-
риков, кроме Австралии. Он хранил в па-
мяти для тебя немало чудесных paccka-
зов о тропических рейсах и заполярных
походах, о замечательном разнообразии
мира влоль морских траниц Дальнего
Востока, о неповторимом Черноморье,
которое он любил, как истый патриот, и
защищал от врага на всем пространстве
от устья Дуная до Цемесской бухты. Неза-
долго до войны он смених мостик торго-
вого парохода на боевую рубку военного
корабля, командовал трельщиком в меся:
цы обороны Одессы.

Он прянал командование Четвертым
дивизионом в самые тажвие для Черно-
морского флота дни.

Buia в ‘начале сентябрь 1942 года.
Сторожевые катера, которыми командо-
вал Сипягин, последними ушли из Ново-
росёийской гавани, прикрывая отход на-
прих войск до тех пор, пока общими уси-
лиями Приморской армии и мороких пе-
хотинцев не была точно установлена ли-
ния обороны на восточном берегу Цемес-
ской бухты, ;

Наступил период позиционной войны и
разведывательных походов