ба

Ук

8 азгуста

г. № 197 (1754)

КРАСНЫ

Краснознаменный ’Балтийский флот. В

походе,

ПАРТОРГАНИЗАЦИЯ
НА БОЕВОМ ТРАЛЕНИИ

He так ‘давно налив соединение начало
тралить освобожденные от немецких з4-
хватчиков порты черноморского `побе-
режья. Необходимо было перестроить всю
политическую работу в соответствии
$ новой обстановкой и новыми задачами.

С первых же дней пришлось стод-
кнуться GC рядом трудностей, Дело в том,
что основной массой тральных средств
пользовались в десантных операциях,
Чичный состав, © одной стороны, стал
терять навыки своей специальности, а
в другой — относиться к тралению как
KR операции второстепенного порядка.
Такие настроения имели место главным
образом на катерах, которым не  при-
шлось обнаружить ни одной вражеской
МИНЫ,

Дело осложнялось и тем, что на кате-
pax, ¢ рассвета и до полуночи находя-
щихся в море, как правило, нет партор-
ганизаций; слишком малочисленны эки-
пажи. Требовалось изыскать новые фор-
мы работы, позволяющие партийной и
комсомольской организациям дивизиона
непрерывно злиять на личный состав,
обеспечивать передовую роль коммуни-
стов и комсомольцев на тралении, повсе-
дневно помогать командованию в выпол-
нении боевого задания.

Не все парторги, к сожалению, сразу
ше поняди новые условия. Они пытались
хойствовать методами обычной массовой
работы: партсобрание,  партактив, сове-
щание агитаторов. Относительнал слож-
ность о Этих hope в условиях боевого
траления кое-кого обескураживала. Дол-
Жжного эффекта в работе не получалось.

После ряда мероприятий и помощи по-
дитотдела положение несколько измени-
лось. Парторгам и активистам стало
ясно, что задача партийно-политической
работы на катерах и мотоботах заклю-
чавтоя в том, чтобы подчинить ее влия-
нию каждого краснофлотца и отаршину
и ценный опыт воспитательной практики
отдельных катеров сделать достоянием
вех. А такой опыт есть в каждом ди-
визионе.

Ватеру, вернувшемуся 6 траления, &
{о этого совершившему трудный перехох
из одного порта в другой, потребовался
‹рочный ремонт. Командир дивизиона дал
я него двое ‘суток. Командир ВТЩ
член партии Остриков собрал всех ком-
муниетов и раз’яснил им необходимость
максимально ускорить ремонт. Комму-
нист Кротов со своими помощниками, не
отдохнув после похода, приступил к ра-
Gore. Личный пример коммунистов увлек
юустальных краснофлотцев. Невзирая на
‚ ложность ремонта и усталость, они за
одну ночь вместо двух суток ввели катер
в строй. ›

Парторганизация, возглавляемая ка-
питан-лейтенантом Сковородко, обсужда-
18 на партбюро, по докладу т. Варпенко,
работу коммунистов в период траления,
провела собрание партактива, посвящен-
ное агитации в условиях боевой службы.

Парторганизация, где парторгом старший
лейтенант Петров, неоднократно обсуж-
дала аналогичные вопросы, Перед выходом
в один из освобожденных портов, когда
невозможно было организовать партсобра-
‚ ние, парторг устроил совещание коман-
хиров катеров — коммунистов 0 том,
кк лучше . обеспечить переход и
предстоящее траление. Парторг и члены
тотбюро Панкратов и Есипов провели на

катерах беседы о задачах перехода и
0 бдительности.

По прибытии в порт немедленно при-
ступили к тралению, которое проходило
весьма успешно. Через несколько дней
на партсобрании был заслушан доклад
© дальнейшей работе парторганизации,
Речь шла главным образом о повышении
бдительности, ибо в Н-ском порту кате-
ра попали на минное поле. С ними ни-
чего не произошло, и поэтому многие
заключили, что катерам неопасно ходить
по минным полям. Бдительность 06-
лабла.  Парторганизация немедленно
приняла меры; Старший лейтенант Пет-
ров провел беседы на всех катерах.

На собрании было внесено много цен-
ных предложений. Коммунисты рекомен-
довали перенести на  мотоботах рулевое
управление с кормы на нос. Командова-
‘ние одобрило это предложение. Оно pea-
лизовано и дало прекрасные результаты.
Сейчас старшина мотобота сам наблю-
дает, управляя мотоботом, и принимает
решение, не ожидая доклада набаю-
дателя.

Парторг этой организации почти еже-
дневно выходит в море на траление, при-
сматривается к работе коммунистов и
личного состава. Вее новое и ценное он
немедленно, по возвращении в базу,
внедряет на катерах. Но так как парторг
[не может быть на всех кораблях, уста-
новлен такой порядок: ежедневно, воз-
вративиись в базу, минеры, мотористы
и командиры всех катеров обсуждают
итоги боевой работы. за день. Помимо
этого командование периодически соби-
рает личный состав для обобщения опы-
т& боевого траления.

В мае, по инициативе  парторганиза-
ции, было устроено совещание команди-
Тов калеров и минеров: Присутствовали
флагманский минер соединения капитан-
лейтенант Щепаченко, командиры диви-
зионов. Собравитиеся обсуждали, как луч-
ше претворить в жизнь приказ товарища
Сталина. Выступившие внесли много
ценных предложений, подчеркивали важ-
ность широкой популяризации боевого
опыта и обобщения его. Сейчае комав-
диры катеров ежедневно ведут записи
итогов боевой деятельности. Командир
катера член партбюро Панкратов закан-
чивает. работу по обобщению опыта тра-
ления немецких якорных мин.

Несколько месяцев траления в новых
условиях научили парторгов и активистов
многому, Они убедились, ‘что нельзя пла-
нировать политработу на месяц — целе-
сообразнее составить план на время тра-
ления в данном порту, очистки данного
фарватера. Такой план более  квонкрэ-
тен и оперативен.

Опыт подсказал также, что членом
партбюро целесообразнее работаль по за-
даниям парторга и партбюро. Базалев-
ский, например, прекраено делал свое де-
то как член партбтюро на катере. Но мог
ли он нести ответственность за рост парт-
организации в дивизионе, раз он целый
лень в море и только на своем катере?

Ясно, что на других калерах его дея-
тельность была бы в лучшем случае
ничтожной.

В таком же положении и члены парт-
бюро, отвечающие за агитацию и про-
паганду.

Капитан 3 ранга Л. ОСТРОВСКИЙ.

Действующий флот,

Плетутся в хвосте событий

База катерных тральщиков (командир
капитан 3 ранга Шербанюк)* никогда не
пользовалась доброй славой у тех, кото
9н& призвана  обелуживать.

Здесь и раньше приходилось  наблю-
ть нетериимые безобразия. Нередко
краенофлотцы, возвращавшиеся из де-
антных операций, размещались He
зерхней палубе плавбазы, на хойках без
Помельных принадлежностей и т. д,

Мало чем отличается стиль. работы
%фицеров базы и сейчае, когда осоедине-
ние катерных тральщиков передвигается
88 запад,

После занятия порта Н. сюда прибыли
верные тральщики. Ирошло уже много
времени, но командир. базы м его
ззяйство до сих пор находятся в дру-
ти пункте. Вместо того чтобы выехать
84 Место самому и подыскать помещение,
капитан 3 ранга ШЩербанюк  ограни-
Wier посылкой начальника HOY c¢
Группой  краснофлотцев. = Цосланные,
Проездив две недели, ничего не могли сде-
ить. Когда 06 этом стало известно капи-
tony 3 panra WepSanwx, OH не соизволил
ИВиться к месту базирования катеров, a
раничилея посьилкой залиски 00 apec-
16 начальника КЭЧ,

Командиры дивизионов и другие офи-
Церы говорят:

— Ва полтора месяца калитан 3 фан-
 & Шербанюх был у нас всего один раз.

разве здесь вое налажено?

редко задерживается выплата де”
Много содержания, Так, краснофлотец
И, Спроткин в течение 8 месяцев не мог
Получить деньги. То же самое произошло
160 старшиной 2 статьи Куликом.

тыре месяца кравнофлотцы не то-
П\ают писем от евоих родных, Письма

лежал. гле-то ва полевой почте, но никто
пе желает заняться этим вопросом.

1 июля краснофлотец Кулиненко, вет-
нувшись с траления, написал письмо в
местную газету. Письмо начинатось сле-
дующими словами: «Выпадет свободная
минута, вопомнит кто-нибудь из моря-
ков о доме, о родных и вздохнет, что
долго нет писем. Видимо, лежат они где-
то на берегу, & наши. краснофлотцы по
3 месяца их не получают. Сначала го-
ворили, что ящик «молодой», не успели-
ле письмь переадресовать. Теперь уж на-
верняка Ha новый номер письма пришли,
но мы их вое равно не вижим».

Вряд ли работники базы не читали
этого письма. Читали, но ни у одного из
них ие дрогнуло сердце, и никто не п9-
заботилея о том, чтобы развязать этот
«почтовый узел».

Капитан 3 ранга Коровкин рассказы-
вает, что месяц назад его экипал сдал в
ремонт обувъ. Приняли. м тем дело кон-
чилось. До сего времени о ходе ремонта
ни слуху, ни духу.

Сейчас калерные тральщиюи в другом

месте, но капитан 3 ранга Шербанюк
попрежнему не желает «догонять» ‚дей-
ствующие корабли. Оно й WOHATHO: He-
охота покидать уютное местечко.

Устроились т. Шербанюк и его люди
неплохо. Они имект прекрасное . поме-
щение, даже питание там ее
лучше, чем на действующих кора AX.

Нам кажется, что Bce это происходит
только лишь потому, что работники базы
бездущно относятся к нуждам 2 igen
флотцев. флетутся в’ хвосте событий.

А. АЛЕКСАНДРОВ,

Действующий флот.

“ore В. Федосеева (TAQO)

145-й салют Родины
в честь наступающей
Красной Армии

Москва от имени Родины  салютовала
5 августа славным  Стрыевеким  диви-
виям наступающей Красной Армии. Это
был 145-й салют. Он прогремел ровно че-
рез год после первого привететвенного
залпа, когда’ столица чествовала доблеет-
ных освободителей Орла и Белгорода,

145 салютов освещают победный путь,
пройденный за год наступающей Красной
Армией от Орла ло подступов к Вобточ-
ной Пруссии и Варшаве, до предгорья
Карпат и южных файонов Польши, сра-
жающейся на территория Румынии и до-
стигшей нашей государотвенной границы
е Финляндией, Десятки тыеяч  квадрат-
ных километров, сотни крупных горо-
дов. многие тысячи населенных пунктов
очищены за это время от немецко-фоли-
CTCRHX захватчиков. Освобожлена Bex
территория РСФСР. почти вся Украина-и
Белоруссия, значительная часть uray,
Латвии; Эстонии и Карело-Финской CCP,
взломаны десятки мощных  тлубоко эме-
лонированных линий обороны противни-
ка, форсированы крупнеймие  европей-
ские реки Днепр. Десна. Днестр, Южный
Буг. Прут, Серет, Западная Двина, Беро-
зина, Неман, Западный Буг. бав, Висла и
другие. Тяжелейшие, невосполнимые по-
тери нанесены живой силе и технике
врага!

За год, минувитий после первого салю-
та. в Москве произведено 2428 артилле-
рийских залпов. Наждый из них, разне-
сенный радиоволнами по всему миру. вы-
звал законную ралость в кашей стране п
во всех свободолюбивых странах мира,
растерянность. и страх в стане Hallux
врагоз.

Краснознаменная

Пнепровская._

КРАСНОЗНАМЕННАЯ ДНЕПРОВСКАЯ
РЕЧНАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, 7 аз-
густа. (По телеграфу). Радостная весть
© том, что Днепровекая военная фло-
тилия награждена орденом  Врасного
Знамени, 6 быстротой молний обле-
тела корабли и части, Повсеместно Ha
флотилии состоялись многолюдные пат-
риотические митинги личного состава.

Горячую, взволнованную речь произнес
участник боев на Припяти и Березине
тлавный бтаршина Мамонов.

— На высокую награду надо. отвечать
новыми боевыми успехами, — сказал
стариина. — На Висле и Немане, Одере
и Шпрее мы будем громить гитлеровцев
еще крепче, чем на Припяти и Березине.
Воодушевленные высокой — наградой,
днепровцы проникнут в логово фа-
шистокого зверя и вместе с Красной
Армией окончательно добьют и уничто-
ат его.

Гвардии старшина 1 статьи Базылев,
TYWKS которого уничтожила не один не-
мецкий дзот в Западной Белоруссии, 0б-
ратилея с призывом в комендорам и пу-
леметчикам :

— Первый выстрел всегда должен быть
наш. На всех реках, где будут воевать
корабли Краснознаменной флотилии, мы,
комендоры, обязаны стрелять так, чтобы
снова заслужить благодарность Верхов-
ного Главнокомандующего..

Капитан-лейтенант Лупачев в своем
выступлении на митинге отметил, что
весь личный востав флотилии гордится
сознанием того, что в дело окончательно-
го разгрома врага будет вложена и его
доля боевой работы. ^

Во всех выступлениях на митингах
сквозила одна мысль — оправдать высо-
кую ны в новых боях с врагом, по-
могаль Красной Армии всей огневой
мощью кораблей флотилии,

Старший лейтенант Д. ЦЕЦОРИН.

САМООТВЕРЖЕННЫЙ ТРУД. ПАТРЯОТОН

Самоотверженно трудятся на своих
9б’ектах боезапасчики Н-ской чаети, Они
бесперебойно снабжают корабли и части
флота снарядами, торпедами, минами,

Недавно бригада в составе тт. Туля-
ковой, Рычковой, ‘Новиковой и хругих
была командирована на один из кораб-
лей. Корабль выполнял важную боевую
задачу. Почти двое суток он вел ураган-
ный огонь по финскому укрепленному
району. И все это время самоотвержен-
но трудились патриотки, готовя ар’ил-
лерийские снаряды к bor.

Командир БЧ-П капитан 3 ранга
Шварберг прислал командиру части
письмо, в котором высоко оценил Tepon-
честий труд девушек-краснофлотцев.

Артиллеристы Балтики получают
личные снаряды, приготовленные
лыми руками,

Командир другого ‘подразделения стар-
mui лойтенант Карсанов награжден ор-
деном Красного Знамени и медалью eon
оборсну Ленинграда». Tos. Hapcanos
воспитал много прекрасных боезапасчи-
ков, перевыполняющих нормы в 2—8
раза. За самоотверженный труд лучший
воспитанник Карсанова мичман Еремин
награжден орденом Красной ‘Звезды.

’ Лейтенант Л; СИДЕЙ,

Краснознеменкый Балтийский флот.

от-
уме-

й ФЛОТ

Борьба на море есть часть борьбы, ко-
торую ведут вооруженные силы государ-
ства. Надводные корабли — часть воен-
во-морекого флота, наряду с подводными
лодками, авиацией и береговой обороной.
Удельный вес и формы использования в
операциях на море каждого из этих че-
гырех элементов современного флота
зависят:

1) от общих задач флотов на данных
морских театрах и характера проводи-
MBX флютами операций: :

2) от современного уровня развития
боевых средств и форм их использования
в борьбе на море;

3) от военно-географичееких условий,
& также состава и соотношения сил сто-
рон на каждом театре.

Названные факторы находятся в той
или иной взаимной связи и, делая выво-
ды в отношении использования в совре-
менной войне любого рода военно-мор-
ских сил, необходимо учитывать влияние
всех этих факторов и их взаимозависи-
мость. я

1. Характер современной ^_
борьбы на море

Одной из особенностей морских опе-
раций в прошлом была их оторванность
в ряде случаев от общих стратегических
целей войны, вызванная чаще всего от-
сутетвием единого стратегического руко-
водства действиями на суше и на море.
Сухопутные армии воевали сами по себе,
так же, как и флоты, которые преследо-
вали свои «морские» цели, ничем не свя-
занные с задачами, решаемыми на сухо-
путном направлении.

Целью войны на море согласно дейст-
возавшим ‘теориям считалось достижение
«господства на море», а средством — ге-
неральное сражение эскадр, являвшееся
кульминационным моментом борьбы.

Кроме такого решительного боя (ко-
торого, кстати сказать, иногда, вопреки
‚ теориям, не происходило за всю войну)
имели место отлельные, разделенные 60-
лее или менее значительными промежуг-
вами времени, боевые столкновения
меньшего масимаба, связанные е выпол-
нением таких частных задач, как поста-
HOBKa мин, эпизодические набеги Ha
побережье или коммуникации противника
ит п. Операции того времени ноепли
такой харэктер: переход в район выпол-
нения боевой задачи, само выполнение
задачи и возвращение обратно. Бой с про-
THBHHROM B той или иной форме обычво
мог иметь место лишь на среднем (оенов-
ном) этапе операции, а первый и вто-
рой эталы чаще всего, проходили без ка-
  кого-либо противодействия. В промежут-
зах между операциями боевая  деятель-
ность на море совзгем замирала, ограни-
чиваясь выполнением разведки H Hece-
нием дозорной службы.

С появаением и развитием новых б0е-
вых средетв условия борьбы на море по-
степенно усложнялись. Сначала потребо-
валось траление мин, затем организация
борьбы с подводными лодками и оборона
столвок флота от атак быстроходных
торпедных катеров. Все это привело к
тому, что уже в период первой мировой
войпы сравнительно большое место в
войне на море занимала повседневная
боевая деятельность.

Однако если в этой повседневной бое-
вой деятельности уже тогда было занято
значительное количество средств. глав-
ным образом мелких кораблей и судов,
призванных по мобилизации и работав-
ших с большим напряжением сил, то дру-
гая, основнал часть флота имела доволь-
но длительные передышки, а нахождение
кораблей в базах или в глубине своей
операционной зоны гарантировало им не
только спокойный отдых и ремонт, но и
возможность боевой нодготовки в уело-
виях почти мирного времени. —

Иную картину приходится наблюдать
сейчас,

Адмирал флота И. С. Исаков в своей
статье «Военно-Морской Флот СССР в
Отечественной войне» следующим обра-
30м рисует хараклер борьбы на наших
морских театрах.

Война <без классических боев и сра-
ний линейных сил, 38 которыми в
прошлых войнах обычно. следовали дли-
тельные паузы, но 2се же упорная, кро-
‘вопролитная, не на жизнь, & на смерть,
исключительно напряженная, непрерыв-
ная и ведущаяся в море. под водой в
‘воздухе и в прибрежных районах всеми
средствами, без пауз и отдыха, целе-
 устремленная только на то, чтобы бить и
посаедовательною уничтожать немецких
захватчиков. где бы они ни были, — это
Ta me «истребительная война», перене-
‘сенная на море. Она слагается из тысач
мелких боевых опизодов, повседневных
столкновений и боев, иногда перерастаю-
щих в такие крупные операции, как 060-
рона баз (Одесса, Ганге, Таллин, Сева-
(тополь), высадки больших десантов
(Феодосия. Новороссийск, Керчь), про-

водки больших конвоев, операции оботре-.

ла неприятельских баз (Констанца, Ваз-
де), срыва эвакуации германских войск
из Крыма и т, д. при одновременной и
систематической борьбе на коммуника-
циях противника и непрекращающейся
подводной, воздушной и минной войне».

Эта характеристика почти целиком
может быть распространена и на другие,
зарубежные морские театры второй ми-
ровой войны. На большинстве из них 6
момента открытия воснных действий
также ведутся систематические операции
на мореких коммуникациях, подводная,
воздушная и минная война, на кыгорые
накладываются параллельно и последо-
вательно проводимые эпизодические опе-
рации. различного масштаба от самых
малых, вплоть до таких крупных опера-
ций, как операция по уничтожению ли-
нейного корабля «Бисмарк», десанты со-
юзников в Северной Африке, Италии и
Нормандии, трехдневное сражение к 34-
цаду от острова Мидуэй, борьба за Мар-
шальские и, Марианские острова и мно-
Tie другие.

Изменилея и характер самих операций.

Отличительвыми чертами современных
морских операций‘ являются:

1) насыщенность боевыми столкифве-
HUNT, ‚ имеющими место на всех этапах
операции; + ;

\

Капитан 1 ранга
В. Ф. ЧЕРНЫШЕВ
~

2) быстротечность проведения, хотя
подготовка в операции может носить
весьмз длительный характер:

3) широкое взаимодействие внутри
операции, принимающее различные фор-
мы, от простых до наиболее сложных;

4) необходимость широко развитых
мероприятий по боевому обеспечению,
что требует привлечения значательных
сил и средетв, количество которых иног-
да намного превосходит состав сил, вы-
полняющих основную задалу,

Эти особенности современной войны на
море не могли не наложить отпечатка на
характер боевой деятельности надводных
кораблей, приводя к высокому напряже-
нию сил и большому проценту потерь.

Особенно интенсивно использовали и’

используются корабли среднего и мелко-
то тоннажа: миноносцы. сторожевые ко-
рабли, тральшики, катера различных ти-
лов и назначения ит. д. На них ложится
тяавная доля участия в той повседнев-
ней боввой деятельности. о которой мы
говорили. Я

На некоторых театрах войны и на co-
ответетвующих этапах войны интенсив-
ная деятельность «москитных» сил, вы-
полняющих самостоятельно или во взаи-
модействии с авиацией небольшие по мас-
штабам, но существенно важные в общей
системе олерации, может составлять 0с-
новное содержание борьбы на данном от-
резке времени. Примером этому могут
стужить действия под Вронштадтом и в
Керченском проливе мелких надводных
сил: е нашей стороны морских охотни-
ков, бронекатеров, катерных тральщиков,
торпедных и сторожевых катеров, а со
стороны противника — самоходных  де-
сантных барж, понтонов, тральщиков и
катеров различных типов и назначения.
_ Подобные действия мелких сил перера-
стают иногда в форменную * <катерную
войну», энергичное участие в которой
принимают  бамолеты — штурмовики и
истребители. Такая же борьба периоди-
чески оживляется и на некоторых зару-
бежных театрах.

Было бы, однако, опаеным делать из
веего этого поспешные выводы, пытаясь
противопоставлять мелкие корабли боль-
шим. Успешная и многообразнал дея-
тельность «москитов» еще не значит,
что они одни или с помошью самолетов
способны без участи больших кораблей
решать в любых условиях все задачи,
стоящие перед современным флотом. Сае-

невров английского флота подводные лод-
ЕИ Показали, что они способны атаковать
линейный флот даже при наличии густой
завесы из миноносцев,

5 июня 1914 года в газете «Таймс»
появилась статья адмирала Перси Скот-
та, в которой он заяваял, TO «время
больших кораблей прошло» и что «ли-
иейные корабли вее будут потоплены под-
водвыми лодками, а наличие одной гер-
манекой подводной лолки в устье Темзы
остановит вою английскую торговлю».
При всей сенсационности это заявление
было уместным, так как было направлено
К тому, чтобы под давлением обществен-
ного мнения заставить английское Адми-
ралтейство обратить внимание на новую
опасность и нь изыскание средств борь-
бы с нею.

Однако сигнал тревоги запоздалн, и на-
чавшаяся первая мировая война застала
Англию почти столь же неподготовленной
к борьбе с подводными лодками, Kak ff
другие страны.

Катастрофа © линейным кораблем <0дэ-
пиэе», гибель трех броненосных крейсе-
pos — «Хуг», «Абукир» и «Врееси», по-
раженных друг за другом торпедами од-
ной и той же подводной лодки, потопле-
ние русского крейсера «Паллада» и рад
других случаев успешных атак боевых
кораблей подводными лодками произвели
потрясалощее ’ впечатление. Выяснилось,
что недооценивались не только возмол-
ности подводных лодок, как средства аа-
ки, но и рял других свойственных им ва-
честв. Оказалось, что подводные ` лодки
обладают автономностью большей, чем у
какого-либо из надводных кораблей, и что
их использование совсем не ограничено
столь малым радиусом действий, какой у
них предполагали. В чаетности, при пе-
реносе базирования Гранд-Флита в Скана
Флоу одним из основных доводов быт
тот, что, находясь в 490 милях от Гель-
голанда, линейные корабли будут в 6ез-
опасности и смогут спокойно проводить
свою боевую подготовку, не опасаясь под-
водного противника. Однако разочарова-
ние постигло английское командование в
первые же дни войны, когда германские
подводные лодки были обнаружены в не-
посредетвенной близости к району Скапа.
Руки у них оказались более длинными,
чем первоначально предполагалось.

Новая подводкая опасность, стоявшая
перед флотами, выглядела столь грозно,
что, казалось, сбываются на деле слова
адмирала Перси Скотта. Однако, как го-

‚ ворится, «у страха глаза велики», и сэр

Скотт, к счастью, оказалея плохим проро-
KOM,

Ipomoea первый период растерянпости,
й корабли сравнительное скоро приспосо-

дует помнить, что та исключительная по   бились к новым условиям. Выяснилось,
значению роль малых боевых кораблей,   что у нового грозного врага есть тоже це-

0 которой мы говорили, ‘могла и может
иметь место лишь в определенных специ-
фических условиях, обуславливаемых
характером данного тбатра и сложившей-
ся оперативной обстановкой, в частности,
отсутствием или бездействием крупных
надводных сил противника. Опыт войны
достаточно ясно показывает, что при на-
личии у противника даже небольшого ко-
личества крупных надводных кораблей на
пространственно больших морских тват-
рах выполнонче целого ряда операций
становится невозможным без участия в
них крупных надводных сил. В чаетно-
сти, без надводного прикрытня или 0ез
участия больших надводных кораблей в
непосредственном охранении конвоев не-
возможно обеспечить свой дальние ком-
муникацин от нападений надводных рей-
деров. противника. Действительно, Ето,
как не крейсера коммодора Харвуда, по-
ложили конец разбойничьей деятельности
терманского броненосного корабля «Ад-
мирал граф Шпее»? Разве могли бы со-
юзники успешно осуществлять массовые
дальние перевозки войек и грузов и раз-
ве были бы своевременно пресечены по-
пытки выхода на окезнские коммуника-
ции линейных кораблей «Бисмарк» и
«Шарнхорст», если бы английский флот
не раснолагал ‘достаточным количеством
мощных крейсеров и линкоров? Разве
могла бы быть реальной переброска через
Атлантику и высалка в Северной Африке
полумиллионной англо-американской ар-
мии, если бы флоты союзников состояли
из одних катеров «MO» и калерных
тральщиков? ae

И большие боевые корабли, и «моски-
ты» имеют свою область применения, где
они друг друга. заменить ве могут. Одиа-
ко, уснех деятельности крупных кадвод-
яых боевых кораблей в современной вой-
He в еще большей етепени, чем раньше,
зависит от обеспечения ее повседневной
боевой работой миноносцев, тральщиков,
сторожевых кораблей, катеров ит. д.
Сила ударов, свобода действий и сама
жизнь морских гигантов находятся те-
перь в значительной мере в руках обелу-
живающих их «москитов».

2. Надводные корабли
и подводные лодки

«Как счастлива была Британия в пер-
вой половине 19-го столетия He только
благодаря превосходным качествам ее
моряков, но в связи с тем, что ее линей-
ным кораблям не мог угрожать никто
кроме больших числом или более круп-
ных линкоров».

Так начинается статья вицг-адмирала
Осборн <Влияние подводных лодоЕ на ве-
ление войны на море», помещенная в
сборнике «Развитие а сил», кото-
рый вышел в свет в 1939 году нэпосред-
ственно перед началом второй. мировой
войны. }

Благодатное время безраздельного гос-
подствь линейного флота кончилось 6
изобретением торпеды — нового оружия,
сулившего ‘ссобенные выгоды для слабых
в морском отношении стран. Началась
длительная борьба между  броненосным
кораблем и миноносцем, приведшая к
росту размеров обоих и усовершенетво-
ванию устройств, обеспечивающих непе-
топляемость линейного корабля. Тем вре-
менем подводная лодка из «Наутилуса»,
созданного ‘фантазией талантливого ро-
маниста, превратилась в реальное. средет-
во борьбы на море.

Еще в начале 1914 года во время ма-

лый ряд своих слабых мест, причем ос-
новными из них являются малая скорость
и малая лальность видимого горизонта
при нахождении лодки в подводном поло-
жении.

Движение большой скоростью хода и
переменными курсами (противолодочным
зигзагом), придача крупным кораблям
сответствующего охранения, появление
глубинных б9мб и параванов, & в даль-
нейшем ‘изобретение «булей» (противо-
минных наделок), которые мало сказа-
лись на скорости хода, — все эти меро-
приятия, наряду с широко организован-
ной системой противолодочной обороны
на тезтре, привели к значительному
уменьшению потерь в крупных боевых
кораблях от атак подводных лодок. В
итоге существование подводных лодок уб-
ложнило боевую деятельность надводных
кораблей, но не прекратило и даже He
приоетановиле ее хотя бы на время.

В 1917 году немцы, отчаявшись выйг-
рать войну другим путем, перешли к неог-
раниченной подводной войне против мор-
ской торговли, но своевременное введе-
ние системы конвоев и дальнейшее раз-
витие мероприятий по противолодочной
обороне позволили справиться и с этой
опасностью. Правда, это стоило больших
усилий и потребовало колоссального раз-
вития и напряжения средств 110. Одной
лишь Англии пришлось оборудовать, во-
оружить и обслуживать около 5.000 ехи-
ниц, составивших так называемый «Вепо-
могательный патруль». В него входили
миноносцы, сторожевые корабли, шлюпы,
минные и сетевые заградители, охотники
за подводными лодками, суда-ловушки,
траулеры, подводные лодки, самолеты,
дирижабли и привязные аэростаты. Они
использовали в борьбе с подводными лод-
ками глубинные бомбы, противолодочные
тралы, мины, бети, боны, артиллерию,
торпеды и другие средства. Основная тя-
жееть борьбы с подводными лодками при-
шлась на долю надводных кораблей.

Таким образом, появление подводных
лодок составило огромную опасность для
надводных кораблей и торговых судов;
однако эта опасность была преодолена
главным образом самими  надводпыми
кораблями. Подводные лодки не отменили
и не заменили надводных кораблей, но
расширили возможности военно-морского
флота, сделали борьбу на море более
сложной, требующей большего напряже-
ния сил и связанной с большим количе-
ством потерь, чем это имело место рань-
me.

Одним из основных выводов, вытека-
ющих из опыта первой мировой войны,
был тот, что, создавая и развивая роен-
но-морской флот, состоящий из основ-
ных Елассов надводных боевых кораблей
и подводных лодок, надо одновременно е
такой же энергией развиваль и «вепомо-
галельные» противолодочные силы, 0с-
новное корабельное ядро и личный состав
которых должны подготовляться в мирное
время. Ё сожалению, этот урок первой
мировой войны был в значительной мере
позабыт. В период,  предшествовавший
второй мировой войне, общее внимание
было направлено на новую опасность в
лице авиация, и уменьшение заботы о
борьбе ¢ подводными лодками привело к
тому, что развитие средств и методов
10, а, главное, подготовка материаль-
ной части и кадров специалистов проти-
золодочной обороны отставали от буду-
щих потребностей и ‘развития самих под-
водных лодок,

Продолжение следует.