2 Иен a ЧЕ =

9 августа 1944 г., № 188 (1755)

ПЛОДЫ ПОВЕРХНОСТНОГО
РУКОВОДСТВА

Рост партийных рядов наиболее успеш-
но идет там, где парторганизации посто-
янно уделяют ему -внимание, изо дня в
день работают с бесмартийным активом,
изучают его, помогают лучшим людям под-
тотовитьея ® вступлению в тяды ВКП (5).
На некоторых кораблях Н-екого соедине-
ния, в сожалению, забыли об этом и цели-
вом положились на самотек.

На эсминце, где парторгом капитан-
лейтенант Иванов. в течение шести мезя-
цев принаты в члены и кандидаты ВЕЛ (5)
лишь три человека. А ведь Ha эсминце не-
мало замечательных людей, проявивших
себя в боях м в повседневной слульбе. Но
беда в том, что © ними никто не работает.
Заместитель командира по политчаети ка-
питан 3 ранга Митин и парторг Иванов
пытаются оправдать это тем, что корабль
длительное время ремонтируется. Руко-
водители партийной организации почему-
то считают, что «в условиях ремонта 225-
ти некогда». А начальник политотдела ка-
питан 2 ранга Бровцин ничего не сделал,
чтобы раз’яенить парторганизации м ee
фуковолителям нелепость и вредность по-
добного взгляда. Политотдел не помог
парторганизации выправить явно ненор-
мальное положение.

Правда, политотдел направил на ко-
рабль старшего инструктора т. Новикова,
который и пробыл там око№о 15 дней. Но
работа парторгавизации от этого нисколь-
ко не улучшилась. 0 том, как помогает
политотдел  парторганизации корабля,
можяо судить 10 следующему факту:
инструктер политотдела, равно как и
начальник политотдела, находив-
шиеся в это время на корабле, даже
не знали, что партбюро пол-
готовалет отчетное партийное собрание.
Понятно, что это собрание было нодготов-
лено и проведено без какой-либо помощи
с их стороны. Тов. Нозиков узнал о собра-
ний, когда оно близилось к концу, и толь-
ко тогда явился, а начальник политотдела
совсем He бых на партообрании.

0 неконкретности и неоперативности
руководетва политотдела еще ярче свиде-
тельствует положение в парторганизации
корабля, где заместителем командира по
политчасти капитан-лейтенант т. Седов, а

парторгом старший лейтенант т. Колосов.
Уровень партийной жизни здесь крайне
низок. Более половины парторгов шодраз-
делений всю свою деятельность ограничи-
вают созывом партийных собраний, да и
то нерегулярно.

0 том, как работают парторги, говорят
следующие факты, :

Парторгом в одном чз подразделений ¢
декабря 1943 года работает главный
старшина Королев. Но существу никакой
партийной работы он не ведет. Парторг
корабля т. Колосов сказал Королеву, что
кандидатам партии надо дать задания,
Королев встретил кандидата в члены
ВЕЛ (6) т. Герасимова, на ходу поручил
$му изучить 4-ю главу <Краткого курса
истории ВЕЛ (5)» в течение 25 дней.
Знает ли Герасимов историю партии, что
он раньше читал, как усвоил прочитан-
106, — все это нисколько не интересовало
парторга. Когда зашел по этому поводу
разговор. Королев заявил: в

— Да не все ли равно, какое задание
дать Герасимову?

Что делается в подразделении. парт-
орг не знает. За шесть месяцев он ни разу
He побеседовал с комсоргом. Как и чем
живет комсомольская организащия, ему
совершенно неизвестно.

Ничем не отличается от’ Королева и
другой парторг подразделения т. Холин. К
партработе он относится с хололком. Ха-
рактерно, что Холин утверждает, что 69-
зывать партсобрания в подразделении не-
зачем, так как он, парторг, может всё воп-
росы решать на строевом собрании. 33
полгода Холин только два pasa собирал
парторганизацию,

Бывали работники политотдела на этом
корабле? Бывали. Знали они. что -некото-
рые парторги подразделений запустили
партработу? Не знали, ибо. носещая к9-
рабли, глубоко в жизнь парторганизации
не вникали.

Нельзя обойти молчанием факты не-
своевременной выдачи партийных локу-
ментов вновь принятым в партию. В сое-
динении более половины документов вы-
дается с нарушением сроков. Напоимер,
т. Губанов был принят в члены ВЁП (5)

алтреля, а до конца июня партбилета
не получил. В книге учета выдачи дову-
ментов числится, что т. Губанов в коман-
дировке. Между тем он все время находит-
ся на своем корабае.

Низкий уровень партийной работы —
основная причина, тормозашая рост пар-
тийных рядов. Большая вина в этом по-
литотдела, который мало помогает парт-
организациям, не осуществяяет конкрет-
ного руководства их работой.

Капитан 2 ранга А. КОМАРОВ,

БИТВА ЗА БЕЛОРУССИЮ

На лекции генерал-лейтенанта А. В. Сухомлина

4 августа в Октябрьском зале Дома
Союзов состоялась ое лекция ге-
нерал-лейтенанта А. В.°Сухомлина «Битва
за Белоруссию», организованная лекцион-
ным бюро при Комитете по делам высщей
школы при СНК СССР.

Остановившись в начале лекции ва воен-
ных, политических и внешнеполитических
итогах трех лет Великой Отечественной
войны советского ‘народа против немецко-
фашистских захватчиков, лектор указывает,
что летнее наступление 1944 года Красная
‘Армия проводит в стратегической  обста-

‚ вовке, коренным образом отличающейся от

обстановки предшествующих кампаний.
Воля советского Верховного Главнокоман-
дования, инициатива Красной Армии безраз-
дельно господствуют на полях Отечествен-
ной войны,

— Стратегический план гитлеровского
командования, — говорит лектор, — ныне
заключается в том, чтобы всеми средства-
ми затянуть войну и этим отсрочить окон-
чательное поражение немецко-фашистской
зоенной мацтины, Красная Армия срывает
планы гитлеровцев, не дает немцам пере-
дышки и приближает чае полного и оков-
чательного разгрома гитлеровской Гер-
мании,

Военно-стратегическое и политическое
вначение территории, на которой разверты-
ваются основные операции Красной Армии
в летней кампании 1944 года, состоит в
том, что через нее’пролегают важнейшие
пути к крупнейшим политико-администра-
тивным и военно-промышленным центрам
Германии. Оккупировав в 1941 г.  При-
балтику и Белоруссию, немцы немедлен-
во приступили к возведению на вахвачен-
ной территории инженерных укреплений и
мощных оборонительных сооружений. Не-
мецко-фашистское ‘командование © кимли-
вым бахвальством твердило о непристуи-
ности своего «восточного вала».

Однако пресловутые гитлеровские «ва-
лы» нигде нё в состоянии остановить со-
крушительных ударов Красной Армии. Пос-
ле полутора` лет почти непрерывных ус-
пешных наступательных операций Красная
Армия на четвертом году войны разверну-

ПО СЛЕДАМ НЕМЕЦКИХ ЛЮДОЕДОВ

Моряки Краснознаменной Днепровской
речной военной флотилии, поднимав-
шиеся ¢ боями вверх по Припяти,
на протяжении более чем 400 кило-
метров не ветретили ни одного Hace-
JeHHOTO пункта, не пострадавшего от
немцев. Пожарища, разрушенные стены
домов с черными провалами окон, груды
щебня и пустыри — вот обычная карти-
на, которая предотает перед глазами Co-
ветских бойцов в освобожденных городах
й селах. Только в редких деревнях уце-
лели дома.

Деревня Черничи, освобожденная мо-
ряками-днепровцами, сравнительно с0-
хранилась. Немцы не успели ее сжечь:
они спали, когда десантники ворва-
лись на околицу села. Из 270 жителей в
деревне осталось ne больше 30 человек,
Многих немцы расстреляли в первые же
дни оккупации. Около 200 человек угна-
но в Германию. В деревне Погост захват-
чики зверски убили 100 человек.

’Чудовищное преступление совершили
гитлеровцы в селе Тонеис. Об’явив обмен
паспортов, немцы стали стонять всех
взрослых и детей в деревянную церковь.
Подозревая неладное, некоторые пробова-
ли сопротивляться.  Многочиеленная
группа столпилась у входа и не продви-
талась вперед. Гитлеровцы начали стре-
лять по паперти. Люди хлынули внутрь
церкви. Тогда немцы заколотили двери и
подожгли церковь. Душераздирающие,
лоденящие кровь крики долгое время нес-
либь из церкви. Нылающее здание рух-
ПУЛ, и все стихло.

ла всесокрушающее наступление  небыва-
лой мощности, беспримерного размаха и
быстроты. Красная Армия в этих боях еше
раз ‘продемонстрировала высокий класс
оперативного искусства и тактики, выдаю-
щиеся качества всех родов войск, могу
чий порыв наших войнов, видящих скорую
и окончательную ‘победу вад врагом.

Немецко-фашистская армия потерпела
новое крупнейшее поражение. Разгромлена
центральная группировка немецких войск.
Гитлеровские войска, находящиеся в IIpu-
балтике, отрезаны, йм прочею закрыты пу-
ти ления на запад. Еще раз опозорн-
лась шаблонная тактика и авантюристиче-
ская стратегия немцев, переоценившая свои
силы и недооценившая силы и возможности
противника,

Товарищу Сталину, великому вождю и
полководцу, принадлежит исключительная
заслуга в организации и проведении бес-
примерных в истории войн наступательных
операций. В сталинской школе военного ис-
кусства выросла замечательная плеяда вое-
начальников, умело и мужественно вы-
полняющих предначертания своего велико-
го полководца и стратега.

С большой радостью и гордостью встре-
тили советский народ и Красная Армия
исторический Указ Президиума Верховно-
го Совета СССР о награждении. Маршала
Советского Союза И. В. Сталина за. ис-
ключительные заслуги в организации и
проведении наступательных операций Крас-
ной Армии. приведших к крупнейшему по-
ражению германской армии и к коренно-
му изменению на фронте ‘борьбы с немец-
ко-фашистскими захватчиками в пользу
Красной Армии, — орденом «Победа».

— Народ’м армия, — говорит в заключе-
ние лекции генерал-лейтенант Сухомлин, —
награждение своего великого полководца
отмечают новыми славными победами на
полях битвы и вовыми трудовыми подвига-
ми. Советский народ и наша  доблестная
Красная Армия преисполнены решимости
удвоить, утроить усилия, чтобы быстрее и
навсегда сокрушить врага, чтобы добить
раненого фашистского зверя в его собствен-
ной берлоге.

В районе Пинска во многих селах в
первое время после бегства немцев труд-
во было ветретить жителей. Они стали
возвращаться только после того, как с0б-
ственными глазами увидели наших б0й-
цов. При немцах население, спасаясь от
кровавых расправ, таилось в лесах и 60-
лотах. Туда же был выгнан уцелевиий
скот, снесен крестьянский скард.

Житель деревни Пичковичи Иван Ми-
хайлович Боровский рассказал о муках,
которые пришлось претериеть белорус-
ским крестьянам от немцев. За 3—4 дна
до бегства немцы стали угонять скот из
пригородных деревень. Автоматчики, 06-
ходя дома, выводили коров на улицу и
гнали их в город. Ночью крестьянам уда-
лось часть стада отбить и отогнать в 60-
лота.

Когда-то rojo, Пинк

оживленный

¢ ero большим речным портом сейчас
выглядит вымершим. В городе осталось
только несколько сот жителей. Немцы

уничтожили большинство городского на-
селения.

В октябре 1942 года немецкие палачи
начали массовое уничтожение жителей
Пинска — русских, белоруссов, поляков,
евреев. Ранним утром обреченных выво-
дили и строили в колонны. Во главе ко-
тонны становился оркестр, игравший
траурные немецкие марши, и автоматчи-
ки гнали людей, заставляя их итти B
такт музыке. На пустыре за вокзалом
были вырыты глубокие длинные траншеи.
Гитлеровские палачи заставляли свои
жертвы раздеться, загоняли их в ямы и

КРАСНЫЙ ФЛОТ

на в Европе и в первый же день герман-
ской подводной лодкой был потоплен в
Атлантическом океане лайнер «Атения».
Этям вновь было положено начало неог-
раниченной подводной войнё, которую
немцы цовели против морского судоход-
ства союзников, используя для этой цели
надводные рейдеры, подводные лодки и
самолеты. Вак и во время первой миро-
вой войны, основная роль в этой борьбе
отводилась подводным лодкам.

Часть подводных лодок была выделена
й для действия против боевых кораблей.
15 октября 1939 года германской под-
водной лодке удалось проникнуть внутрь
базы Скапа-Флоу. Из выпущенных ею
ти т попали в линейный корабль
«Ройял Ок», который, несмотря на при-

нятые меры, затонул. Кроме того, ряд
других боевых кораблей союзников был

торпедирован или поврежден подводными
лодками немцев. Подводные лодки союз-
ных стран также не остались в долгу и
до истечения первого года войны ими был
нотоплен германский крейсер «Карлеруэ»,
поврежден линейный корабль «Шарн-
хорст» и торпедирован ряд других гер-
манских кораблей. ;
Особенностью современной ‘подводной
зойны было то. что на этот раз немны
повели ее сразу же с самого начала вой-

Балтийский флот.

Краснознаменный
Командир дивизиона морских OXOTHH-
ков капитан 3 ракта Я. Т. Резниченко,
награжденный орденом Нахимова 2-й

степени. Фото А. Дудченко. (цы и с большим напряжением. Вроме
того, стратегичесние позиции немцев

оказались на этот pas значитель-

Спартакиада но выгоднее, чем в прошлом. Если в
первые месяцы войны немецкие подвод-
Тихоонеансного ники обладали еще той же узкой исход-

ной базой в виде «мокрого треугольни-
ка», каки в войне 1914—1918 гг., то ¢
захватом немцами всего норвежского по-
os, & затем западных баз Франции
(Лориан, Гавр, Брест и другие) они ока-
зались в исключительно выгодном поло-
жении для выхода их подводных лодок и
надводных рейдеров на морские комму-
викации союзников в Атлантике. Столь же
выгодным для фапистских флотов оказа-
206ь положение и в Средиземном море,
где они располагали базами на побере-
жье Италии, в Триполи, Ливии, а затем
и Греции.

Напряженность борьбы за Атлантику
может быть охарактеризована количест-
вом фашистских подводных лодок, кото-
ые здесь действовали одновременно.
ак, например, уже в конце 1940 года
только в районе к западу от Ирландии до
меридиана 29° ик югу от Исландии до
параллели 50° находилось одновременно
до 30 германских подводных лодок, дей-
ствовавших группами по 3—5 в группе.
В то же время у северного побережья
Африки и в районе Азорских островов
действовало 20—25 итальянеких лодок.
Нри нападении на корабли и конвой нем-
цы стали применять новые тактические
приемы и новую технику: наведение под-
волных лодок самолетами, групновые ата-
ки, использование торцед с неконтактны-
ми взрывателями, бесследных и самона-
зодящихея торпед, выпуск торпед 663
под’ема перископа, ночные атави в над-
водном положении и т. д,

Все это вместе взятое дало вначале
немцам известный успех, так как причи-

флота

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 8 августа.
(По телеграфу). С большим успехом прохо-
дит спартакиада Тихоокеавского флота.
Достижения тихоокеанцев на водных до-
рожках показывают их высокую катрени-
рованность. Свыше тысячи пловцов OT-
стаивает первенство по плаванию. Установ-
лено уже несколько флотских рекордов.

В заплывах на 100 метров брассом офи-
цер Осипов улучшил рекорд 1940 года Ha
3 секунды, проплыв эту дистанцию за
  мин. 25,2 сек. На 2 сек. улучшил рекорд
тов. Волков при заплыве ва 100 мётров
кролем. Новые рекорды установили также
физкультурницы Невструева и Дмитри-
щук.

По водному поло встретились две коман-
ды —ВВС и береговой обороны. После
упорной борьбы победителем вышла комач
да ВВС со счетом 3:2.

Соревнования по военно-морским видам
спорта еще продолжаются,

Закончилась уже бофьба за первенство
по легкой атлетике. Первое место завоё-
вали спортсмены СНиС, второе — коллек-
тив ВВС, где инструктором физической
подготовки лейтенант Деланяк, третье —
учебный отряд. Чтобы судить о том, на-
сколько трудной была борьба за первен-
ство, достаточно сказать, что спортсменам
пришлось соревкозаться по двадцати ви-
дам легкой атлётики.

Спортсмены установили шесть Новых
рекордов. В прыжках с шестом старшина
1 статьи Евстигнеев взял высоту 3 метра
35 сантиметров, улучшив установленный
им же на флоте рекорд на 5 сантиметров.
Новые рекорды флота `(в беге на 1.500 мет-
ров) установили краснофлотец Ольга Сте-
панова, краснофлотец Тулушева (в беге на

80 метров с преодолекием барьера), сер- Нило союзникам значительные потери
sant Третьяков ‘(в метании молота). Себ-  В кораблях и торговом тоннаже,
Жант Киселев, не имевший ни одкого пора-   ЗЫзвало у них исключительно вы-
жения, вторично остался чемпионом флота   сокое, значительно большее, зем в

первую мировую войну, напряжение сил,
но все же не привело к желательному для
немцев результату.

Эдновременно с началом действий не-
мецких подводных лодок союзниками бы-
ла введена система конвойной службы и
развернута широкая сеть противолодоч-
ных мероприятий на всех основных мор-
ских театрах войны. Как и в прошлую
войну, для этого было привлечено огром-
ное количество вил и средств.

` Некоторое представление о масштабах
борьбы дают следующие цифры. Ё началу
войны английский флот имел в своем ©0-
ставе 185 эскадренных миноносцев —
боевых кораблей того класса, который с
наибольшей эффективностью использует-
ся в охране морских коммуникаций. 38
первые полтора гола войны, по данным
«Джейне Файтинг Шипс», в одной лишь
Англии было спущено на воду 154 новых
эскадренных миноносца. С добавлением
50 единиц, переданных США, и 6 бра-
зильских, английский флот пополнился к
вонцу 1941 года не менее чем 210 ко-
раблями этого класса. После этого строя-
тельство эскадренных миноносцев в Анг-
лии продолжалось столь же усиленными
темпами и к настоящему времени се мя-
ноносный флот, несмотря на значитель-
ные нотери, понесенные во время войны,

по штыковому бою. Sei
В велосипедных гонках на 10, 20 и 50
километров первое место завоевал коллек-
тив учебкого отряла в составе старшин
Пащшина, Чехлова и Шербакова.
Старший лейтенант медицинской
службы Б. ЗУЕВ.

ПЕРВЫЕ СУДА
ПО ВОССТАНОВЛЕННОМУ
МАНЫЧСКОМУ КАНАЛУ

РОСТОВ-на-ДОНУ. 8 августа. (ТАСС).
Началось восстановление  Манычекога
водного пути — важной волной магиет-.
рали Северного Кавказа. Немцы  произ-
вели здесь крупные разрушения. Они вы-
пустили воду из водохранилищ,  взорва-
ли плотины, шлюзы и другие гилротех-
нические сооружения. Сейчас восстанов-
лена первая плотина одного из гидроуз-
лов. Создан необходимый  подпор воды,
благодаря которому стал судоходным
участок пути от устья Маныча д) хутора
Веселого протяжением в 65 километ-
ров. По восстановленному участку уже
идут караваны судов. груженные хлебом
нового урожая. }

Началось восстановление плотин и
шлюзов на других гидроузлах.

называемые «эскортные миноносцы», ко-
рабли типов «Хант» и «Миддльтон», сие-
циально приспособленные для конвойной
службы. ]

Вполне оправдали себя в борьбе © под-
водными лодками так называемые «фре-
таты» и «корветы». Строительство их
шло как в самой Англии, так и в Кана-
де, Индии и Австралий, & количество
вступивших в строй единиц уже в 1941
которым. удалось спастись от лютой каз-   году было больше 200. Сейчас, принимая
ни. Убежавшие из колонны обреченных   во внимание их массовый выпуск также
семьи Ратновских и Куйф были спрятаны  и на американских верфях и вооружение
тражданками Пинска Елизаветой Бара-  огромного количества мелких торговых
новской и Софьей Федорченко. Эти ста- и рыболовных судов, количество на-
рушки, живущие в ‘маленьком доме у при-  ходящихся в действии противолодочных
вокзальной окраины, спрятали беглецов кораблей союзников вряд ли вообще пол-
в тесном подвале, Из подвала выбирались   дается сколько-нибудь точному учету.
только ночью, да и то на короткое время,   Sea ata Macca небольших надводных
чтобы подышать свежим воздухом. Двад-   кораблей © огромным напряжением вы-
цать месяцев высидели шесть человек в   полняет свою задачу борьбы с фашиет-
выром и тесном подвале и дождались при-   скими подводными лодками, причем боль-
хода Красной Армии, шую помощь приносит в этом деле бере-

Недалек день, когда гитлеровцы пол- Говая и корабельная авиация. Необходи-
ной мерой ответят за вве свои злодеяния   Мость использовать самолеты для охра-
на советской земле. Для некоторых этот   НЫ конвоев от подводных а
день расплаты уже наступил, Два обер-   Атак за пределами радиуса действии с00-
лейтенанта — Тика и Кербенкс — из ка-   СТВенной береговой авиации привела к
рательного отряда, ежегшего в Пинской появлению HOBOL разновидности надвод-

ВАН блей — ев
области до 500 деревень и казнившем НЫх кораблей — конвонных авианосцев,
; постройка которых производится как в
около 400 мирных советских граждан, г
7 2 и Англии, так и в Америке, где она осуще-
попали в руки наших войск. Не уйдут от Ни Mensaautt
нас и другие фашистские палачи, терзав-   ТВляется скор 4

6 i Противолодочные мероприятия, cBoe-

шие и убивавшие мирных жителей совет-
осуществленные союзниками
ских городов и сел, Ae Е

дали существенные результаты.
Старший лейтенант А. ЦЕЦОРИН.
Днепровская

силой укладывали в ряды один к другому
лицом вверх. Затем палачи прострачива-
ли очередями из автоматов первый ряд,
накладывали на трупы второй, за ним
третий и четвертый ряды. Три дня про-
исходила расправа над женщинами, деть-
ми, стариками.

Мы видели шестерых жителей Пинска,

речная   * Продолжение. Начало см. «Красный

Краснознаменная
Флот», № 187.

военная флотилия.

В сентябре 1939 года BomMEHyaa вой-

состоит не менее чем из 600 вымпелов.
При этом около половины из них — так.

Капитан 1 ранга
В. Ф. ЧЕРНЫШЕВ

>

_ 06 успешном применении средетв и
методов противолодочной обороны союз-
никами говорят и такие факты, как ус-
пешные перевозки морем огромных вой-
сковых масс и техники при высадке анг-
л0-американской армии в Северной Аф-
рике; во время Сицилийской операции
и при десанте в Нормандии. В первом
случае в экспедиции союзников участво-
вало свыше 500 судов и до 350 военных
кораблей. Общее водоизмещение этого
грандиозного флота достигало 3 миллио-
нов тонн, но, несмотря на то, что немцы
стянули в районы союзных десантов не
менее 50 подводных лодок, потери анг-
личан и американцев в тоннаже и в людях
были весьма незначительны. В то же
время, по английским и американским
данным, фашисты потеряли во время этой
операции около 30 подводных лодок, ко-
торые были уничтожены или поврежде-
ны кораблями и авиацией союзников.

Не менее успешно прошли ‘марши со-
юзных десантов через море и во время
Сицилийской операции. В ней участвова-
ло также до 500 транспортов и кораблей
эскорта, которые шли в составе несколь-
ких конвоев из Америки. Англии. Египта
и Налестины. Несмотря на To, что в это
время в Средиземном море было развер-
нуто более 20 одних только германских
подводных лодок, которые пытались на-
падаль на транспорты как на переходе,
так и в районе высадки, эффект их дей-
ствий был минимальным и свелся к по-
тере союзниками только 3—4 транспор-
тов и потопалению одного госпитального
CY Ha,

Что же касается еще более гранди-
озной десантной операции союзников в
Нормандии, то активность немецких под-
водных лодок в районе высадки была аб-
солютно несущественной.

Мы приводили эти данные не для“то-
го, чтобы опорочить подводные лодки
или внушить мысль о том, что вопрос о
подводной угрозе в какой-либо мере сни-
мается с повестки дня как в отношении
боевых надводных кораблей, так и транс-
портов. Такой вывод был бы в корне не-
верным и кроме вреда ничего бы не при-
нее. Напротив, подводная лодка была и
останется опасным противником для над-
водного корабля и мощным средством
борьбы на коммуникациях. Подтвержде-
нием этому являются услешные действия
наших  героев-подводников на нёмецких
коммуникациях на Севёре, в Балтике и в
Черном море. Лишь за два года Отечест-
венной войны кораблями и авиацией од-
ного только нашего Северного флота бы-
ло потоплено свыше 11/» миллионов вра-
жеского тоннажа, причем львиная доля
его уничтожена подводниками-северомор-
ann, ;

Мы хотели показать, что опыт совуе-
фенной войны в значительной мере под-
тверждает выводы в отношении надвод-
ных кораблей и подводных лодок, кото-
рые можно было сделать после 1914—

918 годов,

Основные из них следующие:

1) Хотя подводные лодки продолжа-
ют быть большой угрозой для боевых
кораблей и транспортов, надлежащим об-
  разом организованная противолодочная
оборона позволяет успешно бороться ©
этой опасностью, обеспечивая кораблям
свободу действий. & транспортам — 0ез-
опасность передвижения.

2) Подводные лодки используются в
современной войне главным образом для
нападения на морские коммуникации про-

Е Е perce мистерии Nese

тивной стороны и в целом их действия в
этом направлении значительно более ус-
пешны, чем действия надводных  кораб-
лей. Однако наиболее успешно задача
борьбы на коммуникациях решается при
оперативном взаимодействии подводных
лодок, авиации и надводных кораблей.
Имея преимущества перед надвод-
ными кораблями в решении таких задач,
как длительные действия на дальних ком-
муникациях противника, скрытная раз-
ведка, постановка небольших активных
минных заграждений, в некоторых дру-
гих подводные лодки никак не могут при-
нять на себя весь круг задач, решаемых
надводными кораблями. К части этих за-
дач они вовее не приспособлены, а в ре-
шении других задач они не имеют ник&-
ких преимуществ перед надводными ко-
раблями. В частности, в борьбе с себе
подобными подводными лодками против-
ника подводные лодки могут участвовать
лишь частично, основная же роль в про-
тиволодочной обороне принадлежит над-
водным кораблям и авиации.

4) Надводные корабли и подводные
лодки не являются понятиями антагони-
стическими для данного флота. Наоборот,
они дополняют друг друга в составе во-
енно-морского флота, & конкретная по-
требноеть в тех и других в каждом случае
зависит от задач, стоящих перед фло-
том на данном театре, и от условий само-
го театра.

Остановимея кратко на вопросе 06 9d-
фективноети оружия подводных лодок
против надводных боевых кораблей. Сле-
дующая таблица приводит сравнительные
данные общего числа боевых надводных
кораблей, начиная от миноносцев до наи-
более крупных. потопленных подводными
лодками в первую мировую войну и в пе-

риод второй мировой войны до 1 января
1944. =.
Melee.) aes
Зе 6н   985
= ЕО ам
М pee te
ВНЕ   ма
OF Bie = oes
8 88   5555
неа &= еЕ8
он 55 сы
ZENO  S BE Ss
oM eT LS р :28
Е -
НЕ ея Qe at
а 558 Фа
ОБЕ 8 ОБО
мировой войны
1914—1918 гг. .  286 56 20%
Я
За период второй
мировой войны
до 1 января
1944г. ....  9100 86 15,1%

Из таблицы видно, что в текущую вой-
ну процент надводных кораблей, потоп-
ленных подводными лодками, уменьшился
6 20 проц. до 15,1 проц. Это уменьшение
произошла, повидимому, главным  обра-
зом за счет большой доли от общего числа,
погибших единиц, которая приходится
теперь на авиацию, однако даже при
учете этого обстоятельства мы имеем,
повидимому, достаточные основания счи-
тать, что в целом эффективность атак
подводных лодок против надводных ко-
раблей не выше той, которая была в пер-
вую мировую войну.

Данные о распределении количества
‚ потоплённых подводными лодками кораб-
лей по классам и о типовой обстановке, в
которой погибали корабли от атак пот.
  водных лодок во вторую мировую вой-
‚ну**, приведены во второй таблице. Циф-
ры, помещенные в скобках, показывают,
какую долю в процентах составляют в
каждом случае корабли, потопленные под-
водными лодками, от общего числа кораб-
лей данного класса, погибших в условиях
указанной типовой обстановки.

Типовая При боевы a .
обстановка   действиях   ПРи нападении 5
7 aes ——  Beero   2
Классы в в прибр.! на пере. на Ян
кораблей море! райочах   ходе   стоянке ast
Ли ейныз корабля... .! — — 1 1 ee 2,3
(56945)   (11,1%) ©,1%)
Авназосцы еда   1 4 ор 5 5,8
(25%)   (67%) (20,8%)
Kpeficepa: 6 6s see ee te el = 2 12 lee 15 17,4
(1,4915)   (60%)   (14.4%)   (18,89%)
Вспомог. крейсера ...02-) — — 13 — 13 15,1
(81,4945) (36, 2%/°
Миноносцы беоне   м $ 42 ~ 51 59,4
i (57,390)   (44,3) (12,5%)
Beerows sich &   12 72 2 86 100,0
(6,2940)   (52,99%)   (4,695)   (15,1945.

B процентах ..  — 14,2 83,5   2,3 100 —

При рассмотрении таблицы наглядно
видно, что подводные лодки составляют
наибольшую опасность в условиях пере-
хода кораблей морем: из общего . числа
надводных кораблей  фассматриваемых
классов, потопленных подводными лодка-
ми, пять шестых погибло совершая пе-
эеход. Из кораблей различных классов
относительно наибольшие потери понесли
от одводных атак вспомогательные
крейсера, больше трети которых потоп-
лено подводными лодками. Они же поне-
сли относительно наибольшие потери ог
оружия подводных лодок й в условиях
перехода морем: на долю подводных 10-
док приходится свыше четырех пятых
от общего чиела вепомогательных крей-
серов, погибщих и» переходе, Bro 06’-
яеняется, во-первых. тем. что вопомога-
тельные крейсера. переделанные из тор-
говых судов, как правило, имеют ско-
рость хода и живучесть значительно
меньитие. чем боевые корабли специаль-
ной постройки. и, во-вторых, ещё той
причиной, что. совершая переход морем в
составе конвоя (что является для вспо-
могательных крейсеров типичной обста-
новкой). они, как и прочие корабли эс-
корта, имеют еще меньшую подвижность,
будучи привязаны в тихоходным транс-
портам.

Это же соображение может быть
распространено и на крейсера и минонос-
цы. поскольку корабли этих классов
наиболее часто привлекаются к сопро-
‚вождению конвоев и чаще других нахо-

дятся в районах. где проходят основные
морские коммуникации и где преиму-
щественно действуют подводные лодки.
Потопаение подводными лолками одного
авианосца, двух крейсеров и девяти ми-
ноносцев при боевых действиях в пря-
брежных районах говорит о том. что, на-
ходясь в операционной зоне противника
ий приближаясь к его берегам, надо пом-
нить 06 увеличении возможности атак
кораблей подводными лодками. тем 4o-
166. что там могут действовать не только
большие и средние, но и малые лодки,
Наконец, и в своих прибрежных райо-
нах, например, при выходе из базы, боль-
ше вероятия подвергнуться атаке под-
водной лодки противника, нежели в от-
крытом море, и хотя количество кораб-
лей, потопленных подводными лодками
при стоянке в базе, и незначительно (ли-
нейный корабль «Ройял Ок» и крейсер
«Элли»), возможность такой атаки не
исключена. Доказательством этому cay-
жит, в частности. успешная атака анг-
лийскими подводными лодками-малютка-
ми германского линейного корабля «Тир-
пиц», стоявшего в Альтен-фиорде, в ус-
ловиях, достаточно сложных для атаки.

* В эту таблицу включены погибшиз
Бадводные корабли лишь следующих клас-
сов: линейные корабли, авианосцы, крей-
сера, вспомогат. крейсера и миноносцы.

** В период от начала войны до   янва-
ря 1944 г.

Продолжение следует.

Я
й

и
uy
ay
ih