10 августа 1944 г., № 189 (1756)

сеток agi
os $

я

ae

Rc a a mR ee oS Shier a

Черноморский флот.

nr

Подводная лодка выходит в море.

Фото А, Кветного.

ВОЕННЫЕ МОРЯКИ-САПЕРЫ

«Чернорабочие победы»—так часто назы-
вают сапер, И эта оценка весьма подходит
\ к их деятельности.

В горячих боевых ‘схватках с врагом
Беувядаемой славой покрыли себя морские
саперы майоров Воинова, Кваши, старших
лейтенантов Мельникова и Козлова. С бес-
страшием, свойственным русскому челове-
KY, они ходили в тылы врага для уничто-
жения дальнобойных батарей, ‘защищали
узлы дорог, рвали под носом у немецкой
охраны мосты.

Бойцы, части офицера Кваши, работая на
минировании и создании опорных пунктов,
не раз бросали свой инструмент и брались
за пулеметы и автоматы для отражения
вражеских атак,

Саперы Балтики активно участвуют в
десантных операциях. Они проникают во
вражеские оборонительные рубежи, блоки-
руя дзоты, проводят разведчиков через
минные поля и заграждения переднего
края.

Многие саперы принимали
участие в создании «дороги жизни» на
Ладоге, строили аэродромы с первоклас-
сными взлетно-посадочными площадками,
сооружали причалы. для торпедных кате-
роз и катеров МО,

Большую работу по перешивке путей,
строительству новых мостов, железнодорож-
ных веток, ремонту разрушенных врагом
путей проделали бойцы майора Kean.
Отличаясь большой сколоченностью, они

A

активное

образцово выполняют все задания  KOMaH-
довагия.

Недавно балтийские саперы

дворецкого и Стрельнинских парков.
места, занимавишеся противником на протя-
жении двух с половиной лет, были усеяны

тысячами различных мин. Мины лежали
в несколько слоев. Это требовало провезки
Ни вы-
сокая трава, ни обломки кирпичных зданий,

каждого квадратного сантиметра.

ни проволока, ни замаскированные пере-
плетевными ветками, срубленными  веко-

выми дубами минные поля не остановили”

отважвых сапер. Шупами и миноискателя-
ми, глазами и пальцами, особым саперным
осязанием отыскивали они каждую искусно
замаскированную мину.

Сейчас парки открыты для гулянья.

Высокими ваградами отметило командо-
вание флота работу сапер, выполнивших это
задание.

«Их имена, — говорится в письме совет-
ских и партийных организаций района, —
будут сохранены в памяти жителей Петро-
дворецкого района как самые дорогие
имена людей, обеспечивших безопасность
мирного населения».

Свыше 400 сапер получили правитель-
ственные награды. Все награждены Me-
далями «За оборону Ленинграда».

Инженер-полковник А. КУЗЬМИН.
Краснознаменный Балтийский флот.

Корабли пришли в базу...

(От корреспондента «Красного Флота» )

Незадолго до возвращения в базу коман-
дир сторожезого корабля капитан-лейте-
нант Савельев вызвал на мостик коман-
диров боевых частей, осведомился о 60-
стоянии механизмов, наличии мазута. 606-
запаса, продовольствия и тут же подгото-

вил заявку.

Начальник тыла базы — полков-
ник  интендантекой службы  Рабцев
постоянно требует от своих. офи-

церов заботливо относиться к нуждам
кораблей, своевременно снабжать их всем
необходимым. И вот теперь, не успел ка-
рабль оштвартоватьея, как к командиру

4s явился представитель тыла, узнал, сколь-
ко корабль простойт и в чем нуждается
BRITA,

— Ночью уходим в море, — ответил
командир и тут же передал, что ему веоб-
ходим,

Через час подошла баржа с мазутом, к
причалу подехали малгины с боезатасом.
Началась погрузка. — она проходила бы-
стро и организованно.

Так же хорошо относится к своим обя-
занностям командир порта кататан-лейте-
нант Вовк. Зная 9 приходе катеров, он яв-
аяетсл на причал, встречает их, сам gabo-
титея об обеспечении. >

В порту есть книга, в которую коман-
диры катеров записывают предложения
для лучшего обеспечения приходящих
кораблей. В ней можно встретить такие за-
писи: «Порт быстро обеспечил конвой го-
Тютим», «Продовольствие отличное, бла-
годарим».

В сожалению, не везде еще интенданты
Tak понимают свои обязанности. Недавно,
например, корабли конвоя зашли в одну из
баз, чтобы пополнить запасы горючего и
продовольствия. Начальник отделения ты-
1 Мотус был предупрежден о предстоящем
заходе.

Но когда конвой ночью вошел на рейд,
интенданты встретили хозяйственников
кораблей весьма равнодушно.

— Чего же так поздно? Уже никого
нет... Теперь только утром.

— Но мы в ноль пять снимаемся. Нуж-
ны бензин и хлеб...

Начались долгие переговоры. Наконец
дежурный «осмелился» доложить о при-
бывших катерах начальнику отделения
тыла.

— Мы ив можем Bac Bew ночь Ждать —
возмущался офицер Мотуе.— Теперь нуж-
HO разыскивать людей, поднимать шофе-
роз...

Ему возразили:

— Вы ведь знали, что мы придем.

— Знали и ждали. Потом рентили, что
He придете...

Несколько часов ушло на розыски на-
чальника топливного отделения. Начали

приемку горючего. Нашли и проденабжен-
цев, но хлеба у них не оказалось, хотя им

и было известно, что катера в нем нуж-
даются, г

Это не единичный случай. В Н-окой
базе можно простоять несколько часов и
не добиться толку. Проезжающие офице-
Ты тратят немало времени на получение
сухого пайка. Бывший начальник АХО
Емельянов грубо разговаривал с офицера-
ми. Когда на это указывали т. Мотусу, он
товорил в оправдание: «Знаете, у него
такая работа».

По полдия просиживают предотавите-
ли катеров в ожидании продуктов.

жя*

Обестечение кораблей — большое и
важное дело, по которому и следует эце-
нивать работу флотекях тылов.

Капитан-лейтенант Н. ЛОБУШЕВ,

Черноморский флот.

Новые

Академик А. Н. КРЫЛОВ. МОИ ВОС-
ПОМИНАНИЯ, 2 издание. Военмориздат.
1944 г. Стр. 280. Цена 6 руб.

Маститый ee ee Te
рой Социалистического Труда Алексей Ни-
колаевич Крылов рассказывает в своей кни-
те о пройденном им жизненном пути. Перед
читателем проходят картины детства. авто-
ра, мастерски очерченная жизнь помещичь-

; ей семьи во второй половине прошлого ве-
af ка, школьные годы в Морском училище.
аибольший интерес представляет вторая
часть книги, в которой Крылов как бы
вводит читателя в свою творческую лабо-
Раторию, рассказывает, как рождались его
Замечательные открытия. Под его пером
  оживает целая эпоха русского корабле-
  строения конца прошлого и начала нынеш-
него столетия, с ее неповторимыми ос бен-
HOCTIMH: дерзким взлетом творческой мыс-
ли одиночек и формальным. бездушием са-
новных чиновников, колоритными фигурами
государственных деятелей и передовых
кругов русских кораблестроителей, вроде
талантливого инженера-самоучки П. Титова.

Для воспоминаний Крылова характерна та
простота в освещении сложных научных
вопросов и образность стиля, какою обычно
отмечены книги подлинных корифеев науки.
Как по значителыьности содержания, так и по
  форме свсбодно льющегося живого рассказа
, «Мои воспоминания» стоят в ряду шедевров
Г русской мемуарноюй литературы.

р В, Ф. ГОЛОВАЧЕВ. Чесма («Библиотека
, морского офицера»). Военмориздат. 1944
1 год. Стр. 64. Цена 1 р. 20 коп.

«Чесма, Экспедиция русского флота в
  Архипелаг и Чесменское сражение» — бод
таким названием Военно-морское издатель-
i СТРО выпустило в сокращении и переработке
  труд известного морско“о историка Еоло
  вачеза «Чесменское сражение в его -.ЭЛ“-

ФРУНЗЕ, 9 августа, (ТАСС). Указом
Президиума Верховного Совета Киргизии
тов, Казы Дикомбаев назначен Народным

книги

тической и стратегической обстановке и
русский флот в 1769 г.».
Виктор Филиппович Головачев (умер в

1904 году), морской офицер по образованию,
всю свою многолетнюю литературную дея-
тельность посвятил почти исключительно

истории флота, и его добросовестные иссле-
дования не утратили своей ценности и в вз-
ше время.

Работая над выяснением причин и стра:
тегической обстановки одной из крупней-
ших операций русского парусного флота —
Архипелажской экспедиции, Голозачев тща-
тельно изучил обширные архивные материа-
лы и с болыной полнотой обрисовал состоя-
ние военных сил, театр военных действий,
составы эскадр Опиридова и Эльфинстона,
ход боя в Хиосском проливе 24 июкя и Чес-
менского сражения 26 июня 1770 года. При-
ложенные к книге схемы помогают нагляд-
но уяснить фасполюжение сил во время
боев,

Переиздание труда Головачева чрезвы-
чайно ценно. Знакомство с такого рода ра-
ботами безусловно способствует повышению
исторической и морской культуры офицер-
ского состава нашего флота.

А. П. ЧЕХОВ. Рассказы и повести. Гос-
литиздат. Москва, 1944 г. Стр. 376. Цена

6.

vats однотомник произведений А. П.
Чехова выпущен к сороковой годовщине со
дня смерти великого писателя. Составите-
ли однотомника стремились нгиболее полно
отразить многогранный творческий облик
Чехова. В сборник воивло свыше пятидесяти
произведений. Среди них и раение рассказы:
«Письмо к ученому соседу», «Хирургия», и
знаменитые сатирические произведения
«Yutep Пэишибеев», «Человек в футляре»,
и наиболее проникновенные создания чехов-
ского гения: повесть «Степь», рассказы
«Дом с мезонином», «Дама с собачкой»,
«Архиерей», «Невеста».

—— Е
К. Дикомбаев — нарком иностранных дел Киргизской ССР

комиссаром иностранных дел Киргизской

ССР:

завершили
большую работу по разминирбванию Петро-
Эти

ак нано о аьевлчнны

КРАСНЫ

Илья ЭРЕНБУРГ

by недели тому назад я был в Виль.
#0. В центре города еще шли тяжелые
бои. Я зашел на кладбище Рос, куда при-
водили пленных. Вругом цвели пышные
розы, & ереди мрамора и барочных херу-
вимов сидели немецкие офицеры. Один
из них мне говорил: «В 1941 году мы
шли вперед, как бы не замечая вас. Те-
перь все переменилось, Мы пробуем cpa-
жаться у Минека, в вы уже окружаете
Вильно. Мы отстаиваем здесь несколько
домов, а вы уже на Немане. Теперь вы
идете вперед, как будто нас не существу-
ет. И я себя спрашиваю — существуем
ли мы?»... Этот метафизик в звании ка-`
питана еще что-то бубнил. Вдруг раздал-
ся невыносимый крик: ворона, раненая
на одной из соседних улиц, прилетела
сюда, чтобы умереть у ног немецкого вза-
воевателя.

Теперь все понимают, что Германия
обречена. Это поняли даже высокомер-
ные генералы рейховера, восставшие про-
тив Гитлера за четверть часа до развяз-
ки. Германия начала с фейерверков
побед. К чему она пришла? Сначала ла-
репуганные немцы и немки пронеслись из
Бельнь в Кенигсберг. Теперь они несутся
галопом из Кенигоберга в Кельн,

Военные специалисты в докладах и
статьях раскрывают причины поражения

Германии и наших побед, которые по-
трасают мир. Моя задача скромнее и мо-
жет быть труднее: я хочу показать мо-
ральные причины краха и H Ha-
шего торжества. Это труднее, потому что
человеческая душа не измеряется  циф-
рами резервов, не определяется ни коли-
Чеством техники, ни силой‘ оборонитель-
ных линий. Военный специалиет может го-
ворить о танке, как об единице. Но ре-
шают дело не только танки. А сердце
танкиста — дремучий лес. Для меня
грандиозные события этого лета прежде
всего победа человека над роботом,
победа сознания над автоматизмом, побе-
да совести над низостью и свирепостью,
победа добра над злом.

Старомодные слова могут удивить.
Уместен ли этот пафос? Не только уме-
стен — необходим. В годы борьбы за су-
ществование нашей Родины, нашего го-
сударства, наших детей мы думали о са-
мом насущном. Да и теперь продолжается
жестокая борьба. Но отойдем на одну
минуту в сторону. Задумаемся: в чех
смысл и значение этой страшной войны?
Она охватила почти весь мир. Миллионы
людей погибли, Десятки миллионов ли-
шились близких и крова, Шестой rox
Европа растит не цветы и не плоды, &
гранаты. Дети ¢ колыбели привыкают к
крикам сирен, и гром бомб провожает
мертвеца на кладбище. Невиданная еще
война! Каждый народ, сражающийся про-
тив Германии, отстаивает свою свободу,
свою территорию. Всё вместе мы отетаи-
ваем нечто высшее: общечеловеческие цен-
ности, основы свободы, права, разума.

Я принадлежу к тому поколению, ко-
тороз пережило первую мировую войну.
Мы мпого узнали, мы и заблуждалиеь, и
обретати правду, и верили, и разуверя-
лись. Мы искренне ненавидели захватни-
ческую войну. Для нас стало азбучным:
цветущая область не стоит крови юношей,
Мы твердо помнили, что штыки не аргу-
менты для дискуссии. Но не о земле идет
речь, не о торжестве той или иной идеи: о
самом простом—0 праве на дыхание, о
самом важном—0 свободе. _

Вспомним, во имя чего Германия похко-
рила десять государств, во имя чего она
уничтожила сотни городов, вытоптала ни-
вы, заставила миллионы матерей выпла-
кать свои глаза. В покорению мира Гер-
мания готовилась задолго до Гитлера,
Забудем о Германии романтиков, о д0б-
родушных oe из романов Тургенева,
© липах на площадях старинных городов,
9 музыке и философии. Мне приходилось
спралиивать сотни молодых немцев. Никто
из них не знал даже об имени Гейне.
Разрыв между той, старой Германией и
современной не довод полемиста, это зия-
ние в истории. Забудем о -праведниках
Германии, боровшихся некогда против
духа насилья, против военщины, против
спеси и невежества. Одни из них поемерт-
Но изгнаны из райха: ведь Карл Марте,
как и Генрих Гейне, — «не арийцы» по
эерминологии немецких скотоводов. Дру-
гие замучены, истреблены в концлагерях,
А идея «народа, господ» родилась не вче-
ра. Ее лелеяли задолго до тирольского про-
ходимца напереники Бисмарка. Теперь
взбунтовавшиеся — немецкие генералы
спешат отмежеваться от Гитлера. Это не
различье идеологии, это различье ответст-
венности. Гитлер хочет cnacta с6бяи
свой режим. Немецкие генералы, глядя
на восток и на запад, понимают, что это
невозможно. Освободившись от Гитлера,
они хотят спасти свою касту. Все они
полны идеей превосходства Германии. Гит-
лер надеется на чудо; взять реванш в
1945 году. Его мятежные генералы иони--
мают, что партия проиграна, и они рас-
считывают взять реванш в 1965 году.

Конечно, есть различные классы и в
школе людоедетва. В прошлую войну Гер-
мания была приготовишкой, теперь она
сдала на аттестат зрелости. В прошлую
войну я был во Франции на фронте. При-
ехав в город Шони, накануне очищенный
немцами и славивиийся своими грушами,
я увидел плодовые деревья, аккуратно
подпиленные немцами. cies семь лет
спустя в Глухове я увидел яблони, сруб-
ленные сыновьями тех немцев... Очи пе-
ли «Дейтчланд юбер аллее» ло Гятлера.
Они говорили, что  «елавян надо
прижать в стенке» до Розенберга,
Они мечтали о гегемонии над миром
до 1933 года. 06 этом стоит напомнить,
когда наиболее хитроумные и” них уже
пытаются отмежеваться от Гитлетл. Было
бы страшным, если бы трагедия закончи-
тась маскарадом, если бы крокодиловы
слезы немцев погасили огонь гнева, если
бы Германия начала готовятьея к оче-
релному набегу — в 1965 голу.

Гитлеризм — крайнее выражение идеи
«народ госнод». В двадцатом веке фаши-
CTH попытались повернуть историю. за-
менить познания предрассулками. Идио-7
тична их скотоводческая теория чиетоты
расы. Давно переплелись корни человече-
ства и сплелись его ветви. Петь кровь че.
тырех групп-—9то дело медицины. Нет
немецкой крови и французской, как нет
арийской математики и неарийской физи-

A ©

лот

ки. Применив «расовую теорию», гитле-
POPU должны были бы вывести Пушки-
на и Лермонтова из русской поэзии. Эль-
засцы, входящие в гитлеровское понятие
«неметчины». — яростные враги Герма-
нии. Вто союзники ‹арийцев»? Финны и
мадьяры — то-есть, по мнению фасиет.
ских исследователей, неарийцы. Заботясь,
AKOOK, © чистоте немецкой расы, гитае-
ровцы запретили немцам жениться на
иностранках. А для финнок сделано ие-
включение. Между тем фианы и по облику
и п т народ весьма далекий от не-
мецкого. Дело очевидно не в черене фин-
ской невесты, а в расторопности Таннера.
Bee это подается под видом «науки». На
самом деле это суеверьл, соус к разбою.

Однако фрицев убедили. Они дейетви-
тельно уверовали в то, что они выше дру-
гих. Воспитание создало особую породу,
не похожую на людей. Вот почему я го-
ворю «немец», как определение не про-
исхождения, а характера. Порода немцев
создана не производительницами, но учи-
телями, пеевдо-философами и лемагога-
ми, $ меня есть немецкая книжка; содер-
жание ее несложно — на сорока пяти
языках от португальского до китайско-
го — в ней предлагается миру боготво-
рить немецкий зад. Эта скотокая книга
издана крупным издательством в универ-
ситетском городе Магдебурге. Презрение
к другим народам внушалось немцам ¢
детства. На чем оно основано? Да только
на тупости и чванстве. Возьмем историю,
роль греков и Рима, итальянское Возрож-
дение, французскую революцию, англий-
ский парламентаризм, наконец Октябрь
России. Bee это приносилось в жертву
Вотану, диким германцам, Фридриху,
Бисмарку, наконец фюреру. Немецкие ху-
дожники должны были забыть о том, что
жили Рафаэль и Веласкес, Рубен и
Рембрандт, Делакруа и Курбэ. Немепуне
романисты не имели права гордиться
Бальзаком, Диккенсом, Толстым. Народ,
который был добротен как член европей-
ской семьи, стал чудовищем, противопо-
ставив себя другим. «Париж грязный го-
род, а французы дегенераты». — это они
говорили в Париже. «Славяне — низшая
раса». — с этим они оправлялись на мо-
гиле Толетого или в домике Чехова. ‘Ке-
лая возвыситься, они пали, как никогда

ще не падал народ. Причем они неиспра-

вимы. Я разговаривал © сотнями плен-
ных — у Минска, в Вильно. Иногда они
начинали с традиционных «Гитлер ка-
пут» — это было взяткой. Но с.оило им
нескольБо успокоиться, как из. них вы-
пирала спесь. Вто видел дефиле пленных
немцев в Москве, тот наверно заметил за
‘усталостью и унынием — этими рубца-
MH поражения — высокомерие неиепра-
вимых маниаков, твердо уверовавших,
что зад невежественного ефрейтора в
иерархии ценностей выше Шекспира, Гю-
го и Пушкина.

Некоторые из нас ‘упрощали интерна-
ционализм; легкая формула — вое равны,
следовательно, все подобны. Но как есть
скромные и наглые люди, есть
нации мирные и агрессивные, склонные
Е солидарности и склонные к уничто-
жению. Дело, конечно, не в крови, а в
вослитании, в формировке человека, клас-
са, народа. Наш народ воспитывался на
всечеловеческих идеалах, на принцинах
братства, на культе человека. Немцы с
детства кричали «Дейтчланд юбер ал-
лес». С школьной скамьи они мечтали
9 подчинении мира Германии. Война бы-
18 для них не бедствием, не катастрофой,
но естественным завершением судеб —
их частных и всей Германии. =

Вот почему ныне сплелись понятья
немца и фашиста. Я не страдаю расовой
чумой. Я не думаю, что у немцев вредная
кровь или опасный затылок. Их грех не
в том, что они родились немцами, & в том,
что они создали понятье «неметчины»,
равноценное понятью фаптизма. Напоми-
ная теперь о фашистском характере Гер-
мании, я хочу подчеркнуть отличье Ha-
шего подхода от подхода расистов. Мы
утверждаем право всех народов на жизнь,
Ha свободу, на участие в созидании все-
человеческой культуры. › Мы не ставим
знака равенства между силой и правдой,
между количеством и качеством. Мы знаем
друзей и чернокожих, и смуглых, и свет-
лых, и курчавых. Споры о том, какой
Hoc лучше, мы относим к интимным за-
нятьям девушки, & не к функциям госу-
дарственных деятелей или философов.

Расовая теория неразрывно связана ¢
гипзртрофией национализма, с изоляцией
одного народа, с культурной автаркией.
Замкнувшись в рамки одной немецкой
истории, одной немецкой культуры, нем-
цы быстро одичали. Человеческая куль-
тура — единый организм, Нельзя вынуть
печень, легкие или сердце и надеяться на
их самостоятельное существование. Or-
казом от французекой живописи, от руе-
ского романа, от американского кино нем-
цы оскопили свое искусство. Их наука
деградировала и стала прикладной. Их
кругозор превратился в захолустный.
«Народ господ» сделалел невежественным
зазнайкой.

В мусорной яме истории фашисты ра-
зыскали антисемитизм, как самую до-
ступную мистику для человеконенавист-
ничества. Когда-то антисемитизм покоил-
ся на извращении религиозной легенды.
Гитлеровцы связали его с расовым суе-
верьем. Ненависть к евреям они препод-
носят не как религиозную распрю и не
как национальную рознь, но как заботу
0 чистоте арийской расы. Они не только
убийцы и детоубийцы, они стали на-
родоубийцами и на евреях впервые при-
менили массовые убийства. Расправив-
шись с евреями, они принимались за
других. Так, в Вильно, убив 80 тысяч ев-
pees, они убили на тех же Лонарах 40
тысяч поляков; приход Ирасной Армии
помешал им довершить истребление жи-
телей города. Антисемитизм современной
Германии лучше всего показывает ее ум-
ственный и моральный уровень: фашисты
возродили предрассудки, давно высмеян-
ные и заклейменные.

Бека человечество стремилось к по-
знанию, и нэт мифь прекрасней, чем миф
8 Прометее. Фашисты об’лвили познание
подозрительным. Они стали печатать
«арийские трактаты математити». Они
отвергли функции истинной интеллиген-
ции, Они не только не стыдятся мрако-
бесья, они горды им: книги онд эжгаи

публично м публично об’явили войну всем
ниверситетам Европы, заставляя  про-
ессоров чистить картошку,  разгоняя
дубинками студентов. При внешнем по-
крове среднеевропейского цивилизованно-
го горожанина перед нами дикарь, ди-
карь, сохранивший из культуры только
технику, потому что эта техника сому
нужна для войны и потому что эта тех-
ника не нуждается в творческом дерзно-
вении: она плод давних открытий.
Ополчившись на гуманизм, фашисты
сделали из культа силы некую религию.
Доброта, сострадание, братетво. стали за-
зорными. Бесчеловечное ницшеанетво в
интерпретации молодых немцев стало фи-
лософией хищника. «Я силен и тем
прав», говорил мне один немецкий тан-
кист, Естественно, что час спустя
стал хныкать; он понял, что он разору-
жен и следовательно слаб. Его духовная
сила покоилась на броне «тигра», и в
плену он не мог сохранить даже того
звериного достоинства, которое сохраня-
ет тигр в зоопарке. Смердяковское «все
позволено», наглость. к подчиненным,
подхалимство перед начальниками, сенти-
ментальность и жестокость, все это при-

крыто рассуждениями, философскими
терминами, словесной трухой.

Вульт силы для немцев — это прежде
всего культ войны. В каждом народе есть
забияки, драчуны. Я говорю не об этом.
Даже для самого робкого немца война —
естественное состояние. Мир— это только
отпуск. Так их воспитывают. Когда не-
мен выступает иротив войны, это означа-
ет, что очередная война не удалась и что
нужен антракт: подготовиться к следу-
ющей. Так как немцы йстеричны и лише-
ны чувства меры, эти выступления мно-
гих ввели в заблуждение. После проиг-
рыша первой мировой войны были нем-
цы, которые будто бились в падучей,
проклиная «кровопролитие». Но роман
Ремарка «На Западе без перемен» потряс
антивоенными чувствами всех, кроме нем-
цев. Молодые фрицы нашли смерть героя
Ремарка печальной, но его похождения в
захваченной Франции весьма  соблазни-
тельными. Война для немецких юношей
быта не только естественным состоянием,
но и заманчивым миражем: от бедности
в золоту Индии, к блеску Парижа, к про-
сторам России, от мелкого оклада, перели-
цованных пиджаков, придирчивых началь-
ников к походам, то-есть к авантюрам.
Не забудем, что немец боялся бросить
спичку на улице немецкого города: штраф.
А тут можно было жечь вею Европу.

Свирепость и низоеть немецких войск
Я отношу, разумеется, не к свойствам
Брови; а к воспитанию. Нет у них м0-
ральных тормозов. Нет идеалов, фанта-
зий, больших чувств

В зверствах особенно наглядно ска-
залея автоматизм немцев. Убийство без-
защитных людей они превратили в огром-
ное предприятье. Они привозили евреев
из Праги, из Аметердама. из Антверпена,
из Парижа в Минск, в Вильно, в Львов.
Выли устроены бани-душегубки. Обречен-
ных женщин брили: волосы — это утиль-
сырье. Раздевали и потом вели в душегуб-
ки. Важдый день по тысяче человек. Тру-
пы жгаи. Я недавно видел возле Минска
в Троетянце полуобугаенные трупы муж-
чин, женитин и детей, сложенные штабеля-
ми, как дрова: немцы, убегая. не успели
дожечь последнюю партию. Автомобиль
для удушения газами у них называется
«тазенваген». Теперь он «усовершенство-
ван» — <тгекипваген»% — кузов бпроки-
дывается, выбрасызая трупт. Среди нем-
цев, работающих на лутегубках; есть; ра:
зумеетея. добрые м злые, но свойства xa-
рактера не отражазтся на их работе: доб-
рые. как и злые, аккуратно сажают обре-
ченнкых детей в <геваген». Здесь я подхо-
жу еще к одному существенному свой-
CTBY фашизма: он якобы индивидуалисти-
чен, он охотно цитирует Ницше и клянет-
CH «сверхчеловеком», на самом деле он
идеально бесчеловечен, он связан с абсо-
лютной механизацией психики. Старая
прусекая казарма кажется пестрым цвет-
чиком по сравнению ¢ «коричневыми до-
мами» гитлеровцев. Немец нашей эпохи
это автомат, робот.

Он не думает даже тогда, когда ведет
дневник, изобилующий псевдо-философ-
скими терминами. Он не думает, считая,
Что за него думает обер-лейтенант или
генерал инфантерии или сам фюрер. Он
отдал фюреру моральную ответственноеть.
Ок подчиняется с упоением: это сладо-
страстье рабства. Вот 0б’яснение одно-
образия современной Германии. Погово-
ришть с десятью пленными, и знаешь, что
скажут десятки тысяч. Прочитаешь де-
сять дневников, и можешь вести днев-
Ник не только фрица, но и немецкого ака-
демива. Многообразие мира и человека за-
менено душонкой установленного ‘образца.

Я попытался дать облик наших врагов.
Я не говорю, что я беспристрастен. Я их
ненавижу и жажду одного — их полного
уничтожения. Но все же я убежден, что
я не сгустил красок; они настолько чер-
ны, что и спокойный созерцатель не уви-
дит оттенков. Немецкий народ? Я предо-
ставляю любителям сказочной литерату-

ры рисовать этого «героя», У него был

ковер-самокат — в нем он пронесся из
Свинемюнде в Ниццу, из Швейнфурта в
Анапу. У него была скатерть-самобранка,
с помощью которой он в Берлине пожирал
голландский еыр, французские паштеты
и крымские персики. Видимо, есть у не-
го и шапка-невидимка — извольте, опо-
знайте этот «нарол» среди фрицев, под-
жигающих Европу! Я предоставляю так-
же неоумиротворителям, для которых
Мюнхен не военный об’ект, а сладостные
воспоминания, рассматривать противни-
ков Гитлера, как добродетельных немцев.
Нет, не совесть проснулаеь в этих читых
генералах, а страх перед расплатой. Они
хотят выйти сухими из моря крови. Они
хотят, сбросив Титлера, как балласт,
вознестись, если не на небеса, то на тё
дипломатические высоты, где выдают
кредиты, американское сало и забвение.
В течение долгих лет тупость, жад-
ность, бессовестность, свирепость, ощу-
шение своего превосходства были силой
немецкой армии. Мы помним. как помо-
гал миф о немецкой непобедимости захват-
чикам. Он покоилоя не столько на воен-
ных победах, сколько на дурацкой мисти-
ке «высшей расы». До 1941 года немцам
не приходилось воевать всерьез, Если они

ОЙ il

oH

Bee Me пришли в нам, уверенные в своей
победе, это происходило от того, что они
считали славян «низшими». Они, напри-
мер, повторяли друг другу, будто рус-
ские не могут быть летчиками. Суеверия
придавали им бодрости. Первые неудачи
они поспешили отнести за счет климата,
природы, игры стихий. Пока у наб не бы-
10 достаточной техники, пока мы не
одолели военного искусства, самонадеян-
ность немцев помогала им. После Сталин-
града эта самонадеянность стала для
немцев губительной.

Они и теперь, как прежде, убеждены
в своем превосходстве. Я умею отличить
подхалиметво пленного от его существа.
Я недавно говорил с сотнями и сотнями
немцев. Они вее те же. И самонадеян-
ность теперь ведет их от поражения в
поражению. За расовую теорию они рае-
плачиваются «котлами», в которых гиб-
нут десятки немецких дивизий. Генерал
Черняховский сказал мне, что если бы
немцы после прорыва их обороны отвели
свои войска, они могли бы спасти живую
силу. Но они не понимали происшедшего.
У них арийская слепота. В итоге разгром-
лена вся немецкая армия, находивитаяея

в Белоруссии. 0 той же тлетворности не-

мецкой  самонаделиности говорят гене-
ралы, попавшие в плен. 0 ней говорят и
уятежные генералы в самой Германии. Но
это—«прозрение» пленных или опальных
генералов. Пока они не в лагерях и не в
отставке, они полны присущей им самона-
деянности. «Народ господ» был народом
завоевателей. Он становится народом, ко-
торого бъыют и которого грех не добить.

Свирепость, жестокость, наглость фа-
шистов также помогала им в первые годы
войны. Они глядели на мир, как удав нз
птичку. И пока перед ними были птички,
удав глотал и переваривал. Теперь этот
удав уже истекает холодной кровью. 0т-
сутетвие высоких идеалов, страсть к гра-
бежу, война, как профессия, — весе это
приподымало немцев, когла они носились
по Европе в танках, как в туристских ав-
тобусах. Пришли другие времена, и фриц,
почесываясь, говорит: «война порестала,
меня интересовать». Ведь теперь дело
идет не о «жизненном пространстве», не
0 «трофейном» барахле, а о защите Гер-
мании. Это ему не по душе. Он был взра-
щен для другой войны, для пыток и гра-
бежу. Когда ему говорят «нужно высто-
ять», он не понимает: он шел на войну,
как ходят в лес за грибами. Он собирал
города и кофты. Налачи редко бываю?
смелыми. Человек, который бъет безза-
щитных, обычно труслив. Германская ар-
мия, еще недавно бывшая чрезвычайно
мощной, гниет: не потому, что немцы
бунтуют, нет, они покорны своему фюре-
ру, она гниет потому, что это армия ма-
родеров, а не солдат.

Вульт силы оборачивается против его
приверженцев. Генерал Окснер мне слез-
ливо говорил: «Маленький девяностомил-
лионный немецкий народ против трех
мощных противников!» Разве так  рас-
суждал маршал Тито, вступая в бой про-
тив сильного врага!

Немцы не годятся ив защитники сво-
их гретхен. 0, конечно, они сантимен-
тальны. Но что они пишут своим женам?
«Нам здесь невыносимо»... А жены отве-
чают: «Нас бомбят и нам еше хуже»...
Они жалеют только себя. Нет у них со-
лидарности, Нет сострадавия, кет истин-
него товарищества. Они уже стреляют?
друг в друга — генерал в генерала. Цау-
ки в банке  .

Bee знают силу немецкой, механиче-
ской диецинлины. Она построень скорее
на рефлексах, чем на сознании. Hemen
втучен от мыслей. Пленный эфицер, не
смущаясь, мне заявил, что воздушными
бомбардировками нельзя сломить Герма-
нию, ЕО 910 немцы с помошью самоле-
тов-снарядов победят не тельго Англию,
но даже Америку. Я приведу слова дру-
гого пленного — чудака, еще способного
мыслить, он сказал: «Наш парод верит
всему. Если Геббельс скажет завтра, что
не союзники высадились в Нормандии, a
мы в Англии, пемцы ему поверят». Ту-
пость и механическая дисциплина фри-
цев помогали Гитлеру в 1939—1942 го-
дах. Тенерь эти свойства эбернулись про-
тив немцев. В 1939 году они могли быть
названы военными новаторами. Ма озна-
комились с обхватами, клещами, прорыва-
ми, и вот немецкие генералы стали рути-
нерами. Они в точности следуют уставу,
плану, приказу, не внося никакой ини-
циативы. Так было под Сталинградом,
когда фон Паулюс не двинулся на выруч-
ку фон Манштейну: ждал выхода на на-
значенный заранее рубеж. Так было у
Миуса, у Корсуни. Так было и.в Белорус-
сии. При неудачах особенно важна ини-
циатива каждого офицера, каждого сол-
дата, Вскоре после начала нашего летне-
го наступления в Белоруссии немцы по-
теряли командование. Связь быля нару-
шена. Десятки немецких дивизий  пре-
вратились в орды блуждающих фрицев.
Немец, получивший приказ, его в точно-
сти выполняет. Немец, предоставленный
себе, немедленно становится истериче-
ским босяком.

Немецкая армия была по существу
елинственным творчеством Германии.
Гитлер разогнал мыслителей и художни-
ков. Штатекие немцы рассматривали се-
бя, как ефрейторов на побывке. Не было
на войне немецкого народа. Была немэц-
кая армия, включившая в себя веех нем-
цев и немок. Райх был только придатком
к рейхеверу. Что же мы видим? Эта ги-
гантская, тщательно подготовленная ар-
мия начинает трещать. В ней нет души
народа и, подточенная поражениями, она
колеблется. Я видел разгром немцев в Бе-
Lopyccum. Это было черновиком, репети-
цией разгрома Германии. Если немецкие
пленные плелись по дорогам без конвоя,
если пленные немецкие водители акку-
ратно вели машины в наш тыл, это не по-
тому, что немцы прозрели. Нет, немцы
всв те же. Но механизм армии раз’еден,
& кроме него нет ничего: Люксембуржцы,
не говоря уже о греках или норзежцах,
боролись до издыхания. Там  пленный
чувствовал себя узником. Фрицы в пле-
ну — это демобилизованные  истуканы.
Вот расплата за гордыню сверхчеловека:
они пали так низко, что, глядя на них,
брезгливо отворачиваешься.

(Окончание следует).