Илья ЭРЕНБУРГ.

_ 38 три года германская армия износи-

`. лась. За три года Брасвая Армия превра-
`тилась в силу, на которую с упованием
смотрит мир. «Недочеловеки», так назы-
валея альбом. изданный в 1941 году ac-
эсовцами. В нем они показывали нас, как
отеталых кочевников. Теперь о немецкие
штабные офицеры с восхищением говори-
ли мне о русском военном искусстве. Что
же произошло?

Три года’ ‘тому назад немцы
справляли = победу. Им казалось,
что они уже в Москве и что развязка де-
ло дней. Война застала ваш народ врас-
‘плох: я говорю не о государстве, не о во-
енной промышленности — о сердце. Наш
народ мечтал о братстве. «Неужели среди
них есть рабочие?» — наивно ‘спрашивал
меня молоденький политрук, показывая
на немцев. Многие не верили, что немцы
могут убивать стариков и детей. Была
‚ беззаботность, а вместе с ней и некоторая
растерянность. Наши командиры не’ сра-
зу разобрались в немецкой тактике. На-
ши бойцы не сразу разгадали секрет не-
-мецких «кукушек». Бывало, что несколь-
Бо немецких танков, прорвавшиеь в наш
тыл, казались веодолимыми. Мы теперь
достаточно сильны, чтобы вопомнить 0
былых елабостях. Длинный путь прошла
наша армия, — я говорю не только о вер-
стах. Когда немцы напали на нае, мы бы-
и большим и сильным государством, но
чего-то нам нехватало. Злобы? Опыта?
Душевной зрелости? До войны наши
ноши пели о том, како широка наша
страна: они вдохновлялись ее рязмезами.
Но вот пришел чае, когда герой сказал’
«Велика Россия, а отступать некуда»...
‘Чувство нашло форму. Та Россия, кото-
рая, казалось, не умещалась на геогра-
фической карте, уместилась в сердце кал:
лого: Народ-строитель и народ-певец стал
народом-воином.

Я не говорю о смелости: русскай чело-
век издавна любил опасность. Однако,
чтобы разбить германскую армию, мало
было смелости. Нужно было мастерство.
Нужна была дисциплина. Нужно было в9-
енное искусство. Им овладела Красная
Армия.

Война не была той стихией, которую
предпочитал народный гений России. Бы-
тли_у нас прекрасные полководцы, были
смелые походы и героические штурмы.
Но не случайно русекий народ слыл ми-
ролюбивым. Наша смелость штурмовала
тот град справедливости, о котором иело-
кон веков тосковал народ. Не в завоева-
ниях искала своего выражения душа Рос-
сии. Только тогда, когда враг врывался
в наш дом, когда он оскорблял ломоть
хлеба и сон ребенка, народ менял серп
на меч. Так случилось и в наши годы.
Красная Армия стала воплощением Рос-
сии. Мы воюем, чтобы покончить в но-
сителями войны. Наша сила в том, что
ЕВрасная Армия — это народ на войне.

Кастовый характер германской армии
определил грамотность ее командиров, он
определил также их ограниченность. Уз-
кая специализация сушит ум, лишает
его творческого дерзновения. Решая за-
дачи. нельзя внести в это вдохновение:
можно решить задачу или не решить. Но
война не задачник. Тысячи случайностей
встают на пути командира. Он  должев
уметь разобраться не только в рельефе
местности, но и в темнотах человеческого
сердца, Я не хочу отдаться самоупоению.
He sce напги командиры достигли высо-
кого культурного уровня. Но растем мы
быстро. Сила Красной Армии в том, что,
приобретя опыт и знания, она осталась
самой ‘народной, самой человечной. Она
отличается от других армий мира не
только вооружением или численностью:
ото’ армия советского государства.

Иностранные газеты подчеркивают де-
мократическое происхождение наших ге-
нералов. Дело не. только в том, что дети
рабочих, крестьян, интеллигентов коман-
дуют армиями. Дело в том, что наши ге-
нералы не потеряли связи с народом. Их
биография — это история нашей страны:
гражданские бури, книги, стройки, радо-
сти и горести народа. Я вазову Рокоссов-
ского или Говорова, или Пухова, или Ба-
това. В мировую войну они жили вместе
с солдатами, Они знают сердце бойца.
Они знают сердце нашей земли. Я назову
молодого генерала Черняховского, сына
железнодорожника, вдохновенного и тон-
кого человека. Маяковский признал бы
в нем олнополчанина. Это люди совет-
ской России,

`Посмотрите на наших офицеров. Вчера
они были людьми мирного труда, учите-
лями, агрономами, писателями, инжене-
рами. Они научились воевать; их мирное
прошлое им помогает: они не отделены
от народа стеной. Они черпают силу в
своем прежнем опыте. Они заново разре-
шают многие проблемы.

Обычно армии на войне снаниваются.
Мы смеемся над немецкими «тотальника-
ми». Гитлер вздыхает, вспоминая вой
кадровые дивизии. А бьют немцев и наши
«старички». Бьют землепашцы и рабу-

= Окончание. Начало см. «Красный Флот»,
№ 189.

—ы—ы—ыы—ыы——ы—ые—ы“=—»ы“=—=—»—_————_——дААА/АЧЧ ААЦ

une, Бьют потому, что они душевно силь-
неё, богаче даже так называемых просве-
щенных немцев.

‚Впервые такое испытание выдержива-

ет подлинно народное государство. Ска-
жут: Росеия когда-то отбила Наполеона.
Да, у крепостных той эпохи была любовь
в Родине: можно любить и несправедли-
вую мать. Но наши юноши знают, что они
отстаивают свою жизнь. Для нашего нз-
рода государство — это тот двор, где он
хозяин. Притом наши бойцы справедливо
смотрят с пренебрежением Ha фрицев.
Соблазн внешней цивилизации мог оболь-
стить несколько дур. Но Зоя Косьмодемь-
янекая или Олег Кошевой смотрели на
немецких офицеров как на представите-
лей невежества и низости, смотрели свы-
сока. Скоро мы войдем в Германию, это
ясно каждому. Наши бойцы увидят в
немецких ‘домах пылесосы и электриче-
ские. холодильники. Однако они. будут
смотреть на немцев как на дикарей, — в
этом залог нантей победы.

Можно прочитать в зарубежной печати
много статей о военном гении .Сталина.
Мы узнаем в различных военных опера-
циях тот же почерк, тот же голос: соче-
тание холодного разума с творческой сме-
лостью. Я думаю, что нужно очень хоро-
шо знать жизнь и народ, чтобы быть та-
ким полководцем. Нужно для этого знать
не только историю войн,’ но и Шекспира
и Чехова, и труд шахтера, и горе старой
матери. _ т

Мне привелось побывать на фронте в
дни стремительного < наступления Ha
Минск и на Вильно. Перед. нами был
очень сильный враг... Немцы на этом
фронте чувствовали себя непобедимыми:
много раз они отражали прежде наши
атаки. Если немцы на wre были ук-
рощены прошлой осенью, зимой, летом,
белорусские немцы до июня ие. знавали
паники. В газетных ‚очерках говорилось
о фрицах, которые искали детей, чтоб
сдаться им в плен. Эти фрицы не выду-
маны, Но они были доведены до атакого
смирения жесточайшей битвой. Не з0-
тему мы разгромили немцев, что они бы-
ли деморализованы, нет, эни стэли демо:
рализованными потому, что мы их раз-
громили, 3

У них были отборные части. У низ
были хорошие укрепления, идущие в
глубину на 20—30 километров. Наше
командование показало высокое — искус-
ство. Мы их сбили с толку: они ждала
наступления в районе Бобруйска, а оно
началось у Витебска. Вогда они стали пе-
ребрасывать. войска: с Припяти на Бере-
зину, двинулся Рокоссовский. Мы сбили
их с толву крупной разведкой боем. Онз
предшествовала ‘настоящей артиллерий:
ской подготовке. Немцы подтянули все
свои войска на передний край: зверь сам
побежал на охотника. Мы показали са-
мообладание: ‘танки и кавалерия были
брошены только тогда, когда артиллерия
и пехота преодолели все линии укрепле-
ний. Поэтому танки‘ и кавалерия рину-
лись на запад в полном составе, Было
осуществлено взаимодействие всех видов
оружия. Командиры авиачастей  находи-
лись в танках. Летчики прикрывали _тан-
ковые корпуса. Летчики выполняли функ-
ции разведчиков. «Илы» нарушили связь
противнака. Чудеса показала пехота: по
сорока километров в сутки с боем проде-
лывали наши пехотинцы. Это звучит по-
чти неправдополобно, но это правда: 400
километров за 10—12 дней.

Посмотрим, что кроется за этой побе-
дой. Гели мы емогли выставить при про-
рыве по 200—300 стволов Ha километр,
это означает, что наша военная промыш-
ленность превзошла все оптимистичеекие
расчеты. Воюют не только солдаты Бело-
ыы фронта, но и рабочие, Поволжья,

рала, Сибири. Иелезнодорожники . вос-

станавливают дороги с0 сказочной быет-
ротой. Еще шли бои в Вильно, а поезде
уже подходили почти что к городу, и это,
несмотря на взорванные мосты, cTapa-
тельно искалеченные пути, перешитую
колею. За всем этим кровь и пот. За
всем этим народ.

Так была одержана замечательная
победа. Немецкие армии не вышли из ок-
ружения. Они побродили по лесам, прев-
ратились в блуждающих фрицев и погиб-
ли. Это было ветупление к битвам за Гер-
манию. .:

Я не собираюсь давать военный анализ
происходящего: это дело не моего ре-
месла. Я хочу только об’ленить, что поз-
волило нашим людям совершить чудо. Я
слышал, как бойцы спрашивали: «Сколь-
ко еще до Германии?». Спрашивали в
каждом селе. Волнуясь, говорили: «Под-
ходим». -Просили: «Нельзя ли каж-
дый день давать в газетах, сколько оста-
лось до Пруссии». Это‘идет возмущенная
совесть. т

Вее это может. показаться повторением
давно слышанного: с первых дней войны
я писал. что против немцев. воюет возму-
щенная совесть. С первых дней войны я
повторял: мы должны быть в Берлине.
Здесь разгадка наших побед” в совести
народа. Ведь наш народ исстралалея, он
мечтает о мирной жизни. Но каждый боец
скажет, что нам. нужно’. побывать в

_ ГИТЛЕРОВЦЫ СГОНЯЮТ ПОЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ПОЗНАНИ-И ДАНЦИГА
НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИИ _

СТОКГОЛЬМ, 10 августа. (ТАСС). Гат-
леровское агентство Трансопеан сообщило
о том, что в Познана и-в области Данцига
об’явлена мобилизация: населения на работы
по возведению укреплений. Гитлеровский
«гаулейтер» Грейзер об’явил, что мобили-
зации подлежат все лица мужского и жен-
ского пола в возрасте от 15 до 65 лет. В
сообщении гитлеровского агентства OTMe-
чается особая трудность этой мобилизацаи,
вызванная тем, что большую часть населе-
ния Познани и Данцига составляют поляки

Гитлеровские. газеты публикуют статьи,
полные свирепых угроз по адресу лиц,
стремящихся уклокиться от мобилизации,
Газеты не могут скрыть того обстоятельст-
ва, что не только поляки, но и немцы пы-
таются уклониться от мобилизации. Многие
кемцы бегут из Познани. Газета «Обтдей-

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ

ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА - CCCP.

Гм100899 :

чер беобахтер» опубликовала выступление
руководителя пропаганды в Познани Виль-
гельма Мауля, который заявляет, что ла-
ца, «ведушие глупые. разговоры, переезжа
ющие с места на место и играющие в общем
деле весьма незначительную роль, должны

звать, что их звезда закатилась». В пере-

довой статье газета раз’ясняет, что озНача-
ет последчее выражение. Газета‘ пишет, ато
лина, покилаюшие без. разрешения свой
пост. независимо от того, ‘сбетоят ли ови
на государствекной службе или-нет, будут
рассматриваться как дезертиры.

На железных дорогах производятся мас-
совые облавы с целью выявления уклоня-
ющихся от мобилизации. Чтобы пресечь
бегство из области, Грейзер запретил ка-
кие либо поездки лицам в возрасте от 15
до 65 лет,

АДРЕС РЕ

‚редакции—. 1-03-03; sam.

`душегубки и сажать туда детей. Хорошо,

‹Нералов,

‚крепить речи. о честности, © труде, о ми-

`нас нет брайлефорлов, и поэтому изму-

АКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Сущевская ‹ул., 21, ‘Коммутатор
отв.  секретаря-Д 1-12-62

Берлине, иначе нельзя, иначе загрызет
совесть. а
Да, мы народ Толстого и Достоевского.
Да, мы умеем прощать. 38 себя; не за де-
тей. Прощать человека, а не мастеров ду-
шегубок. Участь Германии была решена.

B TOT самый день, Когда наши люди впер-.

вые увидали детей, замученных немцами.

Я никогда не писал о мести и скажу
прямо: я не ечитаю месть осуществимой.
Месть — это разговор на одном языке.
У нас нет общего языка с фашистами.
Никогда не будут наши люди изготовлять

что не будут: я радуюсь — не за их де-
тей — за наши руки. Мы жаждем не
отомстить. но покарать злодеев. Мы жаж-
дем покончить раз и навсегда со страной
разбойных набегов. Мы решили отучить
немцев воевать: отучить и сторонников
Гитлера, и тех мятежных немецких ге-
которые ечитают, что Гитлер
воевал неразумно и что в 1965 году мож-
но будет приступить к ковому захвату

Европы. Мы хотих пройти 6
мечом по Германии, чтобы навеки
отбить у немцев любовь к мечу..

Мы хотим справедливым ‚ страхом .. под-

ре. Мы хотим притти к ним лля того, что-
бы они больше никогда не пришли к нам.
Вот эта страсть нашего мирного народа и
привела Красную Армию от Терека к Са-
ну. от Волги к Неману. Она
& Шпрее.
Впервые мир ‘видит наше государств

во всей его моши. Мы предетали перед
другими народами, как лрузья, как осво-

бодители. Наши победы: влохновляют He

только наших соседей — полаков и че-
хов, они вдохновляют далеких французов.
Не только потому. что мы хорошо воюем,
но и потому, что мы действительно реши-
ли покончить со злом, Я напомню знаме-
нательные слова Молотова: : «морально-
политический разгром фашизма». Важ-
дый, кто знает, что эта война — дело иа-
шей совести, поймет вес сказанных слов.
Не об идеологии идет речь. но об устра-
нении человеконенавистничества,. Мы He
можем допустить такого эпилога,: который
был бы прологом к новой. трагедии. Фа-
шизм не философия, не режим, не ми-:
ровоззрение. ‘фашизм -—— это чума, опас-
ная для всех. ие
< Чтобы изобрести прививку, нужен. ум.
Потом нужно изготовлять препараты. вез-
ти их. А микробы не нуждаются-ни в ли-
цензиях, ни в визах. Я повторяю: да. не
заразит трупный ял ни одной живой ду-
ши! Страшны наследья фашизха, болезнь,
загнанная внутрь, ненависть расовая или
национальная. аморальность, культ вой-
ны. — все, что щедро распространялось
Берлином. Это надо выжечь, eas
Нужно, чтобы в самой Германий-не oc-
талось зубов с ядом, отравленных когтей.
Нельзя допустить маскарад, при котором
эеэсовцы будут петь псалмы, публично
каяться и кричать, что они присяжные
демократы. Правосудие — это. не сана-
торий для детоубийц. Мне пришлось. не-
давно. пречитать книгу одного старого ан-
гличанина Брэйлефорда. Он предлагает,
во-первых. отказаться от суда нах Гитде-
ром, & предоставить ему ‘какой-нибудь
остров. во-вторых, предложить эсэсовцам
OTCTPAHBATh разрушенные немецкие: горо-
да. в-третьих. кормить усиленно немцев,

в-четвертых. перевоспитание фряцев’пре-   бо

доставить самим фрицам и так далее. По-
дается это как мудрый гуманизм. Ha ca-
MOM деле это глупо. и. бесчеловечно. : Все
убитые воестанут, услышав такие речи.
Так говорит адвокат дьявола. Английский
народ теперь знает, что такое  гитдеров-

цы. Он знает, как ‚немцы убивают anr-

лийских военнопленных. Он знает наз-
начение самолетов-снарядэв. On хочет,
как и наш народ. как и все народы мира,
покончить с фашистскими язуверами. У

ченные народы с надеждой смотрят. на
Hac. :

Немцы надеютея: на нашу  отходчи-
вость. Они ошибаются. Правда. мы: знаем,
что порой наш боец отдаст свою махорку
пленному. Но не этим определяется отно-
шение нашего народа в Германии. Мы. не
хотим истязать, мучить, Низко метить.
Но мы осуществим справедливость. Фа-
кельщики будут  ‘обливатьея потом; от-
страивая Европу. Вешатели будут висеть.
Я писал. что неудача покушения на Гат-
лера меня обрадовала: фюрер не достоин
столь легкой смерти. Веревка на шею ему
RK ЛИЦУ, И он получит. Эту веревку..

Мы с доверием смотрим на наше буду-_
щее. В голы войны наш нарол многому
научился. Он понял. что мало хорошего
замысла — нужно честное. человеческое,
совестливое выполнение Мы не говорим,
то хотим. прежней, ловоенной жизни —
мы хотим лучшей ее мы выстрадали в
боях. Наш нарол показал себя смелым
солдатом. Он. покажет себя изумительным
садовником, зодчих и плотником. Опыт
этих лет булет лучшим человеческим кор-
рективам к новой жизпи. Мы не сложим
оружия перед бездлущьем, косностью,
эгоизмом. Наш народ изумил мир в Ок-
тябре. как зачинатель. Он изумил мир
вторично. как воин. Он сновя изумит мир,
как строитель глубокого. чистого, челове
ческого ечастья, Е

ОСВОБОЖДЕНИЕ ПАВЛОВА
И КОРНИЛОВА`

АНКАРА, 8 августа: (ТАСС). Сегодня
Павлов и Корнилов выпушены из тюрьмы,
куда они были заключегы по приговору
турецкого суда, вынесенному по делу о
так называемом «покушении» на гитлеров-
ского посла фон Папена.

СОВМЕСТНОЕ КОММЮНИКЕ
ИТАЛЬЯНСКИХ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ
И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИЙ

ЛОНДОН, 9 августа. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает из Рима о том, что италь-
янские коммунистическая и социалистиче-
ская партии сообщили 06 организации
об’единенного &омитета согласия в целях
булушего сотрудничества и о <оглашении
относительно общей программы-минамума.

Обе партии сохранят отдельные органи-
saurH.

и

КРАСНЫЙ ФЛОТ

приведет ее и

` ское. командование’ быстротой,

коммутатор, доб. 20; отдел боевых дейогвий
406. 8; иностранный отдел—доб. 1-15; 1-35; сектор писем—доб. 23; отдел оформлевия-—доб. 1-18; библиоте

редает ‚корреспондент агентства

Мало.

альный. корреспондент . агентства

‘ска каходятся в Нанте.

ЛОНДОН, 10. августа. (ТАСС). В опуб-
ликованном. сегодья сообщекии штаба вер-
ховного командования экспедиционных сил

союзников . говорится:

«Ле-Ман освобожден союзными ` войска-
ми. Войска... союзников находятся в окре-
стностях Анжера, в долине Луары. Войска
союзников достигли. города Навта; ваши
колонны смыкаются. у Лориана. На . полу-
острове. Бретань войска. союзников  нахо-
дятся сейчас в Сен-Мало. Вражеские силы
в Динаре оказывают ожесточенное conpo-
тивление.

Продвигаясь. по северной прибрежной
дороге, . союзники прошли через Морлэ. В
Бресте вражеский гарнизон отверг ульти-
матум о ‘капитуляции; и за пределами горо-
да.продолжаются бои. Вблизи Бреста взят
в плек командир германской 266-й  пехот-
вой. : дивизии ‹ генерал-лейтенант Карл
Шпанг. 4

Ha Hopmarackom ponte -KpymHBIx изме-
нений не’ произошло. В районе Майенна

ЛОНДОН, 10 августа. (ТАСС). Слеци-
x Рейтер,
‘находящийся при американской армии во
‘Франции, сообщает, что американские вой-

Военные действия в Северной Франции
. Американские войска вступили в Сен-Мало и Нант

ЛОНДОН, 10 августа. (ТАСС). Как пе-
Г Рейтер
Мейнс, находящийся © американскими вой-
Гсками, во ‘Франции, америкаквцы взяли Сен-

происходили ‘активные действия патрулей.
Противник удерживает Мортон; к северу и
ожесточевкые
Гатемо отби-
та, причем уничтожено 5 из 25 вражеских
частвовавших в этой операции.
(ен, Жермен-де-Таллеванд войска
союзников продвинулиюь на 1 тысячу ярдов.
продвигаясь к алезу,
проникли сквозь первую и вторую линии
позиций. и. вышли к окрестяс-
стям Потиньи. Заняты деревни Пусси-ла-
KOJIOH-
союзкиков ‘достигли Эстре-ла-Кампань
и Суаньоль. Наши. войска, действующие на

плацдарме на реке Орн, отбили 9 ee
ero.

‘террито-
Мон-Пенсон и между

западу от этого. города идут
бои. Германская контратака у

танков,
Южнее

Союзные войска, _

германских

Кампань и Сен-Сильвэн. Танковые
ны

новые контратаки. врага и отбросили
Дальше ‘к западу занята новая
рия юго-восточнее
Эстри и Виром,

Рано утром 9`августа во время разведы-
вательных операций ‘у острова Джерси ка-
неприятель-
на
юг. Одно неприятельское судно было по-
а другое — повреждено
враже-

союзников перехватили

тера
направлявшийся

ский караван сулов,

ражено торпедой,
артиллерийским ‘огнем. Остальные
ские суда скрылись:

Вблизи порта Гавр легкие береговые си-
лы союзников перехватили вражеское hed
pa-
жеское судно было потоплено. Одно из су-
дов эскорта было поражено торпедой, и его

но, шедшее под эскортом б. катеров.

гибель считается вероятной».

СТАВКА ГЕНЕРАЛА ЭЙЗЕНХАУЭРА ПЕРЕВЕДЕНА,

ЛОНДОН, 10 августа,
редает английское Миниётерство ирформа-
ции, ставка генерала Эйзенхауэра переве-

СУДЬБА 70 НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ
ЛОДОК, БАЗИРОВАВШИХСЯ
`В БРЕТАНИ

ЛОНДОН,. 10 августа. (ТАСС): Военко-
морской обозреватель газеты «Дейли теле-
граф эвд Морнинг пост» сообщает, что бо-
‚лее 70 немецких подводных лодок, базиро-
вавшихся до этого времени во французских
портах Атлантического океана — Бресте,
„Лоризне: и Сен-Назере, ‘повидимому, следу-
ет: считать потерянными ‘в. результате’ быст-
рого продвижения: войск союзников. Обо-
зреватель- пишет: «Имеются сведения по
крайней мере © 70 полводкых лодках, нахо-
дящихся в этих трех’ портах. Большинство
из вих было направлено туда для ремонта.
Вряд ли даже небольшое количество этих
подводных лолок сможет достигнуть He-
мецких портоз». :

^_ Фыступление генерала Дина на пресо-конференции

- ВАШИНГТОН; 9 августа. (ТАСС). При-
бывший сюда из Москвы руководитель аме-
риканской военной миссии в Советском
Союзе генерал Дин: выступая на пресс-
конференции, дал высоную оценку совет-
ским военным усилиям, ‘особенно  сотруд-
ничеству a `Армии’ и гражданского
населения. СССР оо :
”Дин сказал, что -ой“часто слышит вон:

росы; почему Красная’ Армия так быстро
наступает. Быстрота продвижения Красной
Армии, ‘заявил он. основана: на полном сот-
рудничестве ее < народом й на полной мо-
билизации населёния’ для ‘проведения вой
ны. Нартизаны ибмогают передовым частям
Красной: Армии’ а `КоРда ‘она освобождает
их район; они вступают в ее ряды. Говоря
об усилиях советского народа, Дин заявил,
что 03-сам ‘наблюдал, ‘как в городах ив
прифронтовой линии  Люди напряженно ра-
тают. `Раз’ясняя &вои ‘впечатления о вы-
сокой степени русского Военвого искусства,
Дин: сказал, что он наблюдал среди частей
Красной Армии тёсное сотрудничество и
больншюе взаимное ° уважение. Он присут:
ствовал при встрече маршала Василевского
с генералом `Черняховским, и у него созда-
лось впечатление, что оба они очень ува-
жают друг друга и твердо уверены в
победе.

“ Дин подчеркнул, что русские быстро ос-

ваивают американскую технику. Он привел

несколько конкретных примеров. ‘показы-
вающих,. как русские ‘удивили `американ-
  < которой
они научились правильно использовать
американскую техкику. Отвечая на вопрос,
каково. отношение ` русских к различным

‚видам американского оружия, Дин сказал,
‚что русские вообще узажают американскую

воекную технику, но иногда предпочитают
такие виды оружия, ‘которые. американцам
не нравятся.  - а -

НЬЮ-ЙОРК, 9. августа. (ТАСС). Выхо-
дящая в Мэдисоне (штат Висконсин) влия-
тельная прогрессивная газета «Капитал
таймс» одобряет программу Польского Ко-
митета` Национального Освобождения и
резко осуждает польское о эмигрантское
правительство, © > =

«Многовековые страдания простого наро-
да Польши приближаются к концу, — пи-
шет газета. —Его землю освобождают OT
гитлеровцев победоносмые советские армии
при помоши 100 тысяч польских солдат.
Польский Комитет: Национального Освобож-
дегия, организованный‘ в качестве времен-
ного -административного органа, опублико-
вал манифест: . наносящий удар по самому
корню внутренних бед, от которых страдала
Полыша ‘в течение своей долгой и тревож-
ной историн. Претворение статей манифеста
в жизнь во многом поможет разрешению’
вгутренних проблем, которые мешали Ha-
роду ‘Польши жить. здоровой национальной
жизнью», т

Польша в значительной. степени — стра-
на сельскохозяйственная, продолжает га-
seta . Myorve крестьянские семьи в ней
умиралч. от голода, так как не имели до-
сгаточно земли, в то время как аристокра-
ты-феодалы владели огромными поместья-
ми. «Польский Комитет, Национального Ос-
вобождегия, — пищет газета, — стремится
искоренить эти условия распределением зе-
мель среди крестьян. и-ограничением разме-
ра земельных владений. Прежние владель-
цы, за исключением явных фашистов, будут
вознаграждены за потерю земли. Именно
этот пункт и возбудил главным образом ан-
‚тагонизм. в кругах так казываемого поль-
ского эмигрантского правительства в Лон-
доне, которое в значительной мере пред-
ставляет польский феодальный  землевла-
пельческий класс, хотя возглавляет это
правительство лидер польской крестьянской
партии, Одёако осуществление этого пунк-
та заложит прочное. основание польской: де-
мократии. Этот пункт напоминает американ-
скую систему . семейгого. землевладения,

редакции Д 8-20-00 до`Д 8-20-08. Телефоны: для справок-—доб. 1-18; за
„Флота доб. 29, 36; отдел пропаганды-—Д 1-11-45;
ка—лпоб. 13; издательство— начальник Д 1-12-60; бухг.

Типография «Краеное Знамя», “Сущевская, 21, я

ИЗ АНГЛИИ ВО ФРАНЦИЮ _

(ТАСС). Как пе-   дена во Францию,‘ чтобы Эйзенхауэр имел
возможность поддерживать как можно более

тесный контакт с наступающими войсками.

УДАРЫ АВИАЦИИ ПО БАЗАМ
ГЕРМАНСКИХ ПОДВОДНЫХ
‚ ЛОДОК:

редает агентство Рейтер, в поисках воз-
можных мест укрытия германских подвод-
вых лодок, покинувших
Сен-Назер, английские самолеты «Ланка-
стер» 9 августа совёршили налет на базу
германских подводных лодок в Ла-Паллис
(примерно в 240 милях южнее Бреста). Не-
которые самолеты «Ланкастер», бомбарди-
ровавшие базу германских подводных ло-
док, были снабжены бомбами весом около
5,5 тонны. ise
-alpyrue coeqHuHeHHM#- camoneToB «Ланка-
стер» подвергли бомбардировке нефтяные
резервуары, из которых заправлялись гер-
манские подводные лодки.

Говоря о желании Советского Союза сот:
рудвичать с Соединенными Штатами, Дин
указал, что русские дают США достаточпо
иеформации, когда они уверены, что такая
информация пригодится США. Он охаракте-
ризовал «челночные» бомбардировки как
замечательный  пример` сотрудничества
Красной Армии < американской армией. На
русских базах, продолжал он, американские
и русские летчики тесно. сотрудничают в
военных усилиях и ведут общую жизнь.
Что касается питания, то американские вой-
ска в одинаковом положении с советскими.
На советских авиабазах американцев при-
Екимают тепло. Дин рассказал о желании
советских людей изучить английский язык
и привел это как доказательство их боль-
шого стремления к сотрудничеству с ‘амз-
риканцами. Отвечая на вопрос, предпочита-
ют ли русские американское оружие своему,
он сказал, что русские предпочитают свое
оружие, но некоторые, виды американско-
го им нравятся. =,

На вопрос о том, используют ли пус-

11 августа 1944 г., № 190 (1757)

f и

совместное заявление
Черчилля и Рузвельта
0 ходе ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ

ЛОНДОН, 10 августа. (ТАСС).

де подводной войны:

«Число германских
потопленных за время войвы, сейчас пре.
вышает 500. Поэтому понятно, что опери.
рующие в настоящее время германсхие
подводные лодки действуют с большой к.
торожностью. В течение июля, имевшего
столь большое згачение для успеха опера.
ций на континенте, их действия были ве.
эффективными. Число потопленных подвод.
ных лодок значительно превысило количе
ство потопленных наших торговых
С момента высадки. армии освобождения
было потоплено 17 вражеских подводных
лодок, пытавшихся помешать  передвиже.
нию наших морских сил через Ла-Маги
Вражеский подводный флот все еще обла.
дает значительной мошью, тем ве мене
подводные лодки скорее являются пресле.
дуемыми, нежели преследователями,
подвергаются нападениям на всем проля.
жении от Арктики до Индийского окезна,
причем авиация играет в этом большую
роль вместе с надводными кораблями. Эм
борьба будет продолжаться до тех пор, по.
ка не будут устранегы все возможност
возобновления подводной кампании, неза,
висимо от того, какие новые методы и при:
способления будут’ разработаны противня:
ком.

Сообщения нацистов о количестве потот:
ленных ими судов продолжают быть край,
не преувеличегными. Например, приведен
ные нацистами цифры за июнь— послед
месяц, о котором имеются полные данные-—
были преувеличены на 1.000 процентов».

С : У
ПОСЕЩЕНИЕ РУЗВЕЛЬТОМ
ГАВАЙСКИХ ОСТРОВОВ

НЬЮ-ЙОРК, 10. августа: (ТАСС). Кор:
респондент агентства Ассошиэйтед Пре
сообщает из Гонолулу (Гавайские остров)
о том, что президент Рузвельт ` закончил
29 июля продолжавшиеся 3 дня военные со.

ну Гонолулу. Рузвельт заявил представ:
телям печати, что совещания были пля;
щены рассмотрению планов новых настум.
тельных операций против японцев. Рузвеля
подчеркнул, что целью остается ‘безогов»

рочная капитуляция всех врагов, и указал,

что война будет продолжаться до полн
победы кад Японией.

Агевтство Ассошиэйтед Пресс сообщает,
что в воеяных совещаниях, проведенных
Рузвельтом, участвовали адмирал Нимиц, ге.
нерал Макартур, командующий  третын
флотом адмирал Хэлсей, командовавший
военными операциями Ha Соломоновых
островах генерал-лейтенант Хармон, комая
дующий подводной флотилией, оперирук:
щей в Тихом океаке, вице-адмирал Локвуд
командующий морской-‘авиацией Тихооке.
анского флота контр-адмирал - Поунзлм,
командующий армейскими силами в цен»
ральной части Тихого океана генерал-майо
Ричардсон и др.

В Гонолулу Рузвельт осмотрел почтв 5
военные сооружения, а также ` посетил г
питали и произвел смотр войскам 7-Й дна
зии, участвовавшей в боях на Атту, Кыи
(Алеутские острова) и Квадьелинне (Ма
шальские острова). :

ДЕКЛАРАЦИЯ ЮГОСЛАВСКОГО
ПРАВИТЕЛЬСТВА ШУБАШИЧА

ЛОНДОН, 10 августа. (ТАСС), Обоз
ватель агентства Рейтер Гейрингер переда }
ет, что югославское правительство во ме г
ве с премьер-министром Шубашичем око
чательно выработало и подписало деклари
цию о политике правительства. Декларация
опирающаяся ка соглашение, достигнут

Аген-
ство Рейтер передает следующее совмест.
ное заявление! Черчилля и Рузвельта о хо.

подводных лодок,

Om 7

_ AMEPHKAHCKAS TA3ETA ОДОБРЯЕТ ПОЛИТИКУ
ПОЛЬСКОГО КОМИТЕТА НАЦИОНАЛЬНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ

ские немецких военнопленных. Дин OTBE-
тил, что это ‘ему неизвестно. Он указал,
что видел, как по московским улицам   митет Освобождения временным админкм
проходило 56 тысяч -немецких военно:   ративным органом в стране и призывает вс!
пленных, и подчеркнул дисциплинирован-   югославов примкнуть к фронту борьби ю
вость московского населения. Отвечая на   главе с Тито. В декларации осуждаютсяв
вопрос о чувствах русских к немцам, он кто открыто или’ тайно помогал ок

» какие   пантам, и говорится, что все они будут пе

японцам. В   даны с т
ответ на вопрос корреспондента о псзи- AY, Народных трибуналов,

ции пленных германских генералов он
сказал, что все генералы, с которыми он
беседовал, считают, что Германия проиг-
pata войну ` Bis

Один корреспондент спросил Дина. В
какой степени разовьется советско-амери-
канское сотрудничество. Он ответил ему,
что если стороны хотят сотрудничать,
то пределов для сотрудничества нет.

между Шубашичем и маршалом Тито, пр
знает руководимый Тито Национальный К

ВОЙНА НА ТИХОМ ОНЕАНЕ

Американские войска полностью овладел
островом Гуам

ЛОНДОН, 10 августа, (ТАСС). Шб
командования тихоокеаеским флотом СИА
сообщил, что американские войска по
ностью овладели островом Гуам, за иске
чением небольшого райога близ пунк
Пати на восточном побережье, Окруже
ные японские войска постепенно унии
жаются. Почти все их попытки прорватья
предотвращены судами союзников, па!
Serine У северного побережья ост

лондон, 10 августа. (ТАСС). Ши
об’единенного командования вооружены
сил союзников в юго-западной части Ти»
го ‘океана сообщает, что на Новой Гвий »
продолжались операции по уничтожен
японских войск, окруженных в райоге pt!
Дриниумор и Ниумен. ? .

mz
которая представляет собой основной фак-
тор американской демократии.

Манифест провозглашает. также расовое
равенство и особо подчеркивает вопрос об
отношении. к еврейскому каселению. Со
времени первой мировой войны Польша по-
стоянно нарушала условия, на которых она
была основана как гезависимая республика
и по которым она-была обязана дать равные
права национальным меньшинствам. История
польских правительств между 1920 и
1939 ‚гг. представляет собой историю же-
стокой дискриминации национальных мень-
шинств и бесчеловечного ограничения их
прав и возможностей на существование».

Газета отмечает, что манифест предусмат-
рнвает также социальные реформы, как, на-
пример, социальное. обеспечение и установ-
ление минимума зарплаты. «Наряду с. ос-
новБыми пунктами о распределении земель
о гациональном равенстве, о парламентской
системе, основанной” на демократических
выборах и на отказе от фашистской консти-
туции, навязанной’ польскому народу в
1935 году грабительской кликой, — эти ме-
роприятия должны способствовать созданию
в Польше демократии того типа, который
хотели устаковить основатели американской
республики и за который так доблестно
сражался в рядах американской армии в>
время нашей революциогной войны великий
польский солдат и’натриот Костюшко. _

Устранение фашистских

ВОЛНЕНИЯ СРЕДИ. ГЕРМАНСКИХ
МОРЯКОВ. В СЕННЕБОРГЕ

ЛОНДОН, 10 августа; (ТАСС). Аи
ство Рейтер передает. сообщение си
гольмского корреспондента «Дейли Tet
граф энд Морнинг пост» о том, что в
на 21 июля на трех неболыших германия
военных кораблях, находившихся в Сен

рге, произошли волнения, В порт 6
вызваны войска, которые подавили анти
леровское выступление моряков. Ут
Эти корабли вышли в море и с тех пор
возвращались. На следующий дель в (#*
неборг прибыл немецкий эсминец, сл
части команды которого также имелй м
антигитлеровские выступления, подав!
apes Германский комендалт пот

овал зачинщиков, а также директ
месткого германского банка, готовившего!
Сеннеборге восстание против Гатлера,
—————=3—=—ы—ыы—

Польше путем устано Е I c
гановления демократиче- ЕН

ского строя будет источником ат ДлЯ А ы x и

польского народа и в области международ- НТИФАШИСТСКИЙ

ных отношений. Фашистские элементы в МИТИНГ

довоемном польском правительстве искали

милости Гитлера и союза с ним против `Со-
ветского Союза, но в сентябре 1939 года их
оставили в дураках. Польский Комитет На-
циогального Освобождения понимает что
независимое существование Польши будет
лучше всего обеспечено путем сотрудниче-
om © Советским Союзом, Чехословакией и
другими свободными нациями».

Антифанистский комитет совм
женщин созывает 20 августа четв
антифатистский митинг. В нем по”
участие женщины — тероини тру!
Фронта, партизанки Украины. Berd
сии, прибалтийских. советских рес
общественные деятели, предетавиеи
HAYRM, искусства и др. ‘° (1400,

May редйктора—доб. 1-72;

3 отв.
отдел партийно-кочсомольской

алтерия и отдел лодписки—доб. 25 и Д 1-62-91

секретарь

рабостарь  ’ Ответственный редактор

П. МУСЬЯКОВ,

судов, *?

у

>

}

рест, Лориан x   Вещания и инспекциоеную поездку по рам и