ШТУРМОВКА МОРСКИХ ЦЕЛЕЙ

Летчики нашей эскадрильи совершили
немало налётов на неприятельские кон-
вои. Зачастую эти налёты  производи;
лись при сильном противодействии 3е-
нитной артиллерии и при яростных ата-
ках вражеских истребителей. Однако со-
ветские летчики всегда наносили немцам
чувствительный урон.  Показательны
итоги последних операций на морских вом-
муникациях. В апреле лётчики нашей эс-
кадрильи потопили 2 транспорта водоиз-
мещением 1.500 м 2.000 тонн и повре-
дили транспорт водоизмещением 12—15
тысяч тонн; в мае — транепорт водаиз-
мещением 8.000 тонн и 2 сторожевых
катера; в июне, при комбинированном
ударе по транспортам, направлявшимея
в порт Киркенес, нам удалось потопить
транспорт водоизмещением 8.000 тонн
и повредить транспорт водоизмещением
6—7 тысяч тонн,

Этим успехам прежде всего cmocod-
ствовала большая предварительная тре-
нировка лётного состава. Эскадрилья на-
чала действовать по мореким целям с
июня 1943 г. Веё это время, наряду с
боевой деятельностью, мы  тренирова-
лись в меткости бомбометания по малым
целях на полигоне, отрабатывали технч-

ку пилотирования и противозенитные
маневры. г
Особенно тщательно  шлифовалея

стиль наших атак. © учетом всех неожи-
данностей и случайностей. возникающих
в ходе операции на море. В результате.
этого выработалея ряд характерных Me-
толов. Так, например, заход на цель де-
лается © кормы транспорта с последую-
щим никированием вдоль всего корабля.
При таком 6106006. цель поражается с.
наибольшей эффективностью. Конечно,
этот способ не являетея раз навсегда ут-
зердившейся тактической  догмой. Мы
стремимся постоянно совершенствовать
методы штурмовки морских целей, —
Действия эти необычайно сложны.
Немцы сейчас пытаются проводить свои
караваны при усиленном охранении. Ya-
сто состав эскортирующих кораблей до-
стигавт 25—80 единиц. Ясно, что для
наибольшей эффективности удара необ-
XOIJHMO взаимодействие штурмовиков с
торпедоносцами, ¢ легкими  бомбар-
дировщиками и истребителями прякры-
тия. Удары всех  взаимодействую-
ших трупп должны длиться ©
интервалами от полутора до двух минут.
Тогда совершенно парализуетея протм-
вовоздушная оборона конвоя. Зенитный

огонь рассредоточивается и становится
малоэффективным. Вот характерный
пример взаимодействия авиационных
групи.

В порту Киркенее было — отме-
чено большое скопление транспортов и
кораблей охранения. — Североморская

авиация получила приказ нанести по
вражеским судам и по порту комбини-
рованный удар. Во второй половине дня
полторы сотни самолётов несколькими
тактическими группами произвели налёт
на порт ип другие  обекты — Вир-
хенеса. Бомбардировке м“  штурмовке
подвергались стоящие у причалов транс-
” порты, портовые сооружения, завод,

Тогда атаки вражеских истребителей не

электростанция. Несмотря на. сильный
огонь зенитной артиллерии м  противо-
действие истребительной авиации, наши

пётчики с успехом решили поставленную

задачу. В результате первого удара были
потоплены транспорт водоизмещением
8.000 тонн, один тральщик и два катера,
отмечались попадания в причалы, же-
лезнодорожную ветку, завод, вызвано до
20 взрывов и свыше 15 очагов пожаров.
В воздушном бою было сбито 6 «Мессер-
munrros-109>.

Через семь чаюов свыше сотни само-

‘1ётов также несколькими тактическими

группами произвели повторный  б0мбо-
штурмовой удар по тем же об’ектам. В
итоге этого налёта были потоплены 2
транепорта водоизмещением 1.000 и
8.000 тонн. подожжён транспорт водо-
измещением 8.000 тонн. При подходе к
Киркенесу наши самолёты обнаружили
выходящий оттудь конвой противника
до 20 вымпелов. Атаковав его, летчики
потопили транспорт ‹ водоизмещением
3.000 тонн. В воздушных боях при вто-
ром ударе было сбито eme 2 «Me-109>
й 2 «ФВ-190».

В связи с тем, что немцы не могут
сейчае прикрывать ‹ караваны большим
количеством самолётов истребительной
авиации, они усиливают оборону этих

караванов главным образом зенитной ap-

тиллерией эскортирующих кораблей. По-
этому лётчик штурмовика должен в 00-
вершенетве владеть техникой  пилоти-
рования и маневрирования в зоне зенит-
ного огня. Боевой порядок BO время
штурмовок приходитея строить по-разно-
му, в завиеимости от конкретной обета-
новки. Вак только прикрывающие штур-
мовики, идущие несколько сзади, начи-
нают свои атаки, ‘огонь вражеских 3е-
ниток заметно ослабевает. Это даёт воз-
можность остальным экипажам более
свободно штурмовать транспорты. Одна-
ко здесь должно быть выполнено охно
условие: прикрывающие самолёты HH B
коем случае He должны  уваекаться
штурмовкой цели вместе с ударной груп-
пой. Они выполняют только свою зада-
чу: подаваяют зенитные ередетва.
Производя птурмовые удары по мор-
ским целям, необходимо иметь в виду
противодействие вражеских истребитен
лей. На налнем театре истребители про-
тивника сейчае на большой высоте поч.
ти не ходят. Атаковать <«Илы» они. стре-
мятея нё на подходе к цели, как раньше,
а в момент их выхода из пике. Вот по-
чему очень важно идеально отработать
пикирование на цель и ни в коем случае
не отрываться друг от.друга. После вы-
хода из пике нужно сейчас же принять
соответствующий оборонительный строй.

будут иметь успеха.

Учитывая сильные и слабые стороны
противника. наши лётчики учатся бить
врага. наверняка. «Ильющины» стали
активной, действенной силой в борьбе на
морских коммуникациях. противника.

Командир Эснадрильи капитан
С. ГУЛЯЕВ.

Северный флот.

Забота о семьях фронтовиков

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФЛОТ, 11 августа.
{По телеграфу от корр. «Красного Фло-
та»). Сердечной заботой окружены семьи
фронтовиков в глубоком тылу. Враено-
‘флотец В. Белов. работавший до войны
на заводе в Уфе. долгое время не получал
сведений о своих детях — сыне Жене
и дочери Тамаре. Малыши. остались од-
ни, и, естественно, что Белов волновал-
ся, не зная, что с детьми. Командование
части обратилось в Уфу с просьбой с006-
щить о судьбе детей Прошае  неко-
торое время, и Белов получил письмо:

«По поручению председателя CHE
Башкирской АССР т. Вагапова ый про-
верили, как живут ваши лети — Женя я
Тамара. При проверке оказалось cae-
дующее. Женя вполне здоров, мальчик
полненький. развивается нормально. 05-
служивающий персонал его любит. Он
одет, обут и ни в чем не нуждается,
обеспечивается всем полностью через дет-
яели, которые по городу Уфе считаются

образцовыми, Ваша ‚дочь Тамара в на-
стоящее время находится в летних таге-
рях в деревне Черкасы, от города в 28
километрах, куда детсад № 43 вывез
всех своих детей. Питанием обеспечены.
Дети чувствуют себя хорошо, в том чис-
ле и ваша Тамара. Девочка она резвая и.
выглядит прекрасно. В целях создания
более лучших условий и считая’ жела-
тельным, чтобы ваши дети воспитывались
вмеете, Совнарком БАССР. дал распоря-
жение Haprommpocy БАССР поместить
вангих детей в один детдом № 7, который
обслуживает детей фронтовиков завода,
где вы работали до ухода на флот. Там
OHH ‘будут обеспечены ‘всем  необходи-
мым»,

Аналогичные письма получили краено-
флотец  Селезенко и старшина 1 статьи
Петров. Им так же, как Белову; сообщают
со всеми подробностями об условиях в
которых живут эти семьи, и о помощи, 5о-
торая была оказана им.

Управляющий зенитным огнем

Искусство управления зенитным ог-
нем заключается в способности офицера-
артиллериста организовать работу своей.
батареи, своего дивизчона так, чтобы 0е-
новная масса огня по воздушному про-
тивнику была направзена в самое уязви-
м0е место. Для того чтобы.знать слабые
места врага, нужно постоянно изучать
его тактические приемы, тактико-техни-
ческие данные самолетов и смело, реши-
тельно применять хорошо подготоваен-
ные контрмеры, способные привести к
наиболее ощутительным потерям у про-
тивника. Вот почему к самостоятельно-
му управлению огнем допускаются знаю-
щие, проверенные в бою артиллеристы.

Опытному управляющему огнем  из-
вестно, что появление в воздухе большо-
тв количества разрывов отнюдь не озна-
чает, что стрельба ведетея эффективно.
Разрывы снарядов любой плотности толь-
ко тогда дадут результаты, когда они по-
ражают самолет или летчика. Достичь
этого можно лишь при высоком мастер-
стве офицеров и в первую очередь yu-
равляющих огнем. От их подготовки,
инициативы, артиллерийской культуры
зависят меткость и мощность огня. Спо-
собность умело организовать бой опое-
доляет уровень тактической
офицера и его личные качества.
_ Организаторская роль офицерского co-
°става проявляется, конечно, не только в
ходе боя, но и до него, Офицер-артил-
лерист контролирует выполнение правил
стрельбы я безоговорочно выполняет их
cam, Основные способы контроля — не-
посредственное наблюдение, проверка и
изучение, работы каждого номела и бата-
реи в целом.

ав известно, успех огневой делтель-
ности зависит от многих факторов: свое-
зременного обнаружения целей. точности
предварительной и  непосредотвенной
подготовки, скорости и метода стрельбы.
Отлично знать и тшательно учитывать
эти факторы при решении каждой огне-
вой залами, точно определяя 610606 ee

ПОДГОТОВКИ

Е SS SSS ee ae ee

K

PACH bI 4

ee

Черноморский флот.

Возвращение с

Фото А. Кветного

позиций.

Бои за Лубанскую низменчость

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 звгуста.
(Спец. корр. ТАСС). Несколько дней на-
зад нални войска ва значительном уча-
стке фронта форсировали реку Айвиэке-
тэ. и; с боями продвигаясь к Мадоне, под-
нялись на возвышенность. Тубанекая
низменность © многочисленными речками
и каналами, с огромными гнилыми боло-
тами и озерами, поросшими камышами,
осталась позади, «Чортова толь», Kak
прозвали эту местность наши бойцы 3a
то, что она в одно мгновенье с головой
засасывает человека, сбившегося в до-
роги, была’включена немцами в их об.
щую систему обороны. Укрепившись на
вязких межболотных дефиле, на шоссей-
ных и проселочных дорогах, гитлеровцы
расечитывали сковаль действия наших
наступающих частей и тем самым выиг-
рать время для отвода своих главных сил
3a реку Айвиэкстэ, где спешно строилась
новая мощная линия укреплений. Этот
план немцев был построен на том, что
русекие не решатся итти через непролаз-
ные топи, а тем более тянуть за собой ар-
тиллерию. Но тибкая тактика советских
войск опрокинула ве планы гитлеров
eB.

Десять дней шли упорные бои в ЛДу-
банской низменности. здесь было раз-
громлено несколько отборных немецких
батальонов, около 800 гитлеровских с01-
дат и офицеров попало в плен. На подету
пах к Вараклани осталось много разбитой
вражеской техники. В городе каждое
строение было приспособлено к обороне.
И все же, как ни защищали гитаеровцы
этот важный опорный пункт, закрывав-
ший проход в центр Тубанекой низмен-
ности, он был взят, и ударные группы
нашей пехоты. двигаясь дальше прямо
через болота, по специальным настнлам,
выили на вражеские коммуникации.

Чем ближе подходили наши войска к
реке Айвиэкетэ, тем ожесточеннее сопро-
THBASICA враг. На оборону водного рубе
жа’ вемцы бросили значительные силы пе-
хоты и танков, в том числе четыре но-
вых дивизии пополненные резервами,
только что прибывшими из Данцига и
Гамбурга. Одновременно немцы ввели в
бой большое количество авиации,

Ломая яростное сопротивление контр-
атакующего врага. обходя болота и лес-
ные топи. наши гвардейцы вышли к реке

ИСТРЕБИТЕЛИ ВРАЖЕСКИХ МИН

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФЛОТ, 11 звгуста.
(По телеграфу). Важнейшую работу по
обеспечению безопасного плавания трано-
портов и боевых кораблей выполняют эки-
пажи тральщиков. Все попытки врага <3а-
переть» наши корабли минами терпят про-
вал благодаря самоотверженной деятель-
ности тральщиков. Ватерный parma,
которым командует С. Кучер. за семь бое-
вых походов уничтожил 23 вражеских
мины. Несколько десятков мин за корот-
Kui срок подорвал Экипаж тральщика
старшины 1 статья Балалайкина. Только
за один боевой поход катерный тральщик

зенитного боя, и постоянно стремятся в
совершенствованию, Многое дают в этом
отношении разборь боев. На хорошо ор-

выполнения для нолучения намлучших   Тавизовавных pasdopax обычно удается

результатов, -—— значит выжать из техники
все, что она может дать для достижения
тактического успеха.

‚Бой зенитной артиллерии, как и. вся-
кий бой. полон неожиданностей. которые
невозможно предусмотреть никакими до-
кументами, как бы они ни были хорошо
подготовлены. Характерная особенность
зенитного боя — его скоротечность, &
вледовательно, и быстрета принятия ре-
шения. _

Инициатива, смелость, упорство в до-
‘тижении цели, умение быстро принять
обоснованное решение и провести его в
жизнь как раз и есть неот’емлемые каче-
ства гварлейцев-зенитчиков.

Чачный состав части гвардии полпол-
ковника Ермолаева действовал на раде
ответственных участков Фронта и ебил
63 самолета. Зенитчики воюют хорошо и
Bce же в промежутках между боями
упорно учатся. Не так давно гварлейцы
провели 31 стрельбу, получив 90 проц.

хороших и отличных оценок. Редко ка-

кая стрельба проходит bes поражения
цели. Показалельная стрельба по ко-
нусу, буксируемому самолетом. В елож-
ных условиях получила отличную бцен-
Ку старшего начальника. В конусе было
более десяти пробоин,

Воспринимая опыт гварлейцев, артил-
леристы-зенитчики полковника Осинчука
в ожесточенных боях с немецкой авиа-
цией сбили более 200 вражеских самоле-
тов. Это, несомненно. хорошо характе-
ризует офицеров. особенно управляющих
огнем. Пройдя суровую школу войны,
постепенно приобретая опыт, зенитчики
полковника Осипчука. несмотря на напуря-
женную воздушную обстановку. выпол-
нили на девять десятых годовой план
практических стрельб. 50 проц. их про-
велено с отличной оценкой.

Лучшие офицеры — управляющие ог-
нем имеют на своем счету от 8 до 24
сбитых вражеских машин, Однако они не
говорят, что полностью познали науку

установить, что успех мог быть горазло
выше, если бы управляющий огнем бата-
реи или дивизиона до конца использовал
силу и мощь своего оружия, умение и
способности своего боевого коллектива.

Не так давно Некая батарея вела
огонь по пикирующим  бомбардировщи-

кам, приближавшимся к об’екту. Первы-,

ми хорошо подготовленными залпами был
сбит один. бомбардировщик, но осталь-
ные упорно приближались и пытались
бомбить 0б’ект. Управляющий огнём,
стремясь увеличить огневую мощь ба-
тареи, назначил самый высокий темп
стрельбы. В результате два орудия опаз-
дывали, не укладывались в назначенный
темп. Управляющий огнем на это не pea-
гировал.

Немецкие летчики, натыкаясь на раз-
рывы зенитных снарядов, стали бросать-
ся в разные стороныги пытались нанести
удар по батарее с разных направлений.

огда управляющий огнем скомандовал;
«Важлому орудию вести огонь самостоя-
тельно в своих секторах». В секторе од-
ного из орулий не оказалось целей, и оно
некоторое время не стреляло, хотя и
могло вести огонь в секторе созеднего
орудия. В этом бою было сбито 3 camoae-

А вель итог мог быть большим. если
бы травляющий огнем батареи реагиро-
вал на опоздание двух орудий и разнобой
в огневом залпе и поправил командира
орудия, временно не участвовавшего в
6030.

Управляющий огнем должен чуветво-
вать зали евоей батареи как единый и
мощный удар, и если какое-нибудь ору-
дие отстает от назначенного темпа
стрельбы, он должен немедленно принять

другое решение.
Некоторые офицеры после первой
удачной стрельбы представляют себе,

что управлять огнем батареи очень про-
ото. Это приводит к самоуспокоенности,
х зазнайству.

Практика показывает, что помочь уп-

же время наши нехотинцы,

‘солдат и офицеров, захвачено много тан-

SS Sa ne 1.

Айвиэксть. Бойцы батальона гвардии
майора Волкова, действуя мелкими груп-
пами, нервыми просочились к самому Oe-
регу и обнаружили группу немцев, пере-
правляющуюся через реку, Метрах в 200
от них в камышевых зарослях стояли
пустые лодки. Гвардейцы немедленно
воспользовалиеь ими и одновременно с
немцами высадились на противополож-
ном берегу, где заняли оборону. На pac-
свете они внезапно атаковали врага.

В этот же день советекие части, дей-
ствовавшие несколько южнее, выбили
немцев из важного опорного пункта и
переправились на ту сторону реки Айви-
экстэ. Е исходу дня плацдарм на проти-
воположном берегу реки был расширен
до 30 километров. Бойцы Вулешова за-
хватили железнодорожную станцию, про-
должая продвигаться вперед, форсирова-
ли водную преграду и вышли на ближ-
ние подступы -города Мадона. В эт0 же
время подвижные группы наших войск
нависли над Мадоной с севера, перерезав
железную дорогу Мадона — Гулбене,

Завершились б0и и в юго-восточной
части Мубанской низменности. Здесь
враг был прижат нашими войсками к
устью реки Айвиэкстэ и к северному бе.
регу Западной Двины. Центром ero 0б0-
ph был город и важный узел дорог —

рустпиле. Придавая 060б0е значение
этому пункту, как перевалочной базе,
связывающей южную и северную группы
немецких армий, гитлеровское командо-
вание сосредоточило в районе города
большие силы пехоты. Но все попытки
врага удержать этот пункт окончились
неудачно. Советокие пехотинцы, артил-
леристы и танкисты протаранили 0боро-
ну противника на подотупах к городу и,
обойдя его с севера; отрезали врагу все
пути отхода в направлении к Риге. В то
‘поддержан-
ные танками. нанесли удар и с юго-во-
стока. Штурм города продолжалея  не-
сколько часов. Остатки разбитых враже-
ских частей. отступили на противопо-
ложный берег реки Западная Двина. В
этих боях уничтожены тысячи немецких

вов, самоходных и полевых орудий a
также склады с военным имуществом и
снаряжением.

И. ГРИБОВ.

мичмана Прищенко вытралил 14 враже-
СКИХ МИН.

Некоторые участки немцы густо усеяли
минами. Они сбрасывали их с вамолетов,
ставили с минных заградителей. Но ника-
кие уловки врага не помогают ему. Опыт,
приобретенный за тоды Отечественной
войны, смекалка морокиях офицеров и
краснофлотцев помогают успешно 60-
роться со всеми ухишрениями врага.

На счету многих минеров — десятки
и мин. Старшина 1 статьи
{арев вытралил и лично подервал 30 вра-
жеских, мин.

равляющему огнем можно на разборе бое-
вых действий или практических стрельб.
Долг старшего при этом не только выя-
вить все детали боя, но и досконально
выяснить основное: нельзя ли было на-
нести больший ущерб врагу, полностью
разгромить или уничтожить его? На та-
ких разборах, практикуемых уже в чае-
тях зенитной артиллерии, офицеры пра-
Вильно ставят вопров: а как бы я н0-
ступил, какое принял бы решение? И,
выяенив этот вопрое, в дальнейшем дей-
ствуют увереннее, не повторяют ошибок,
допущенных другими,

обиваясь большего уничтожения вра-
жеских самолетов на подотупах к важ-
нейшим об’ектам, зенитчики работают в
тесном контакте с истребительной авиа-
цией. Чтобы обеспечить взаимодействие,
на занятия офицеров-артиллеристов при-
влекают летчиков-иетребителей. Это по-
могает тем и другим еще лучше бороться
6 eee авиацией,
’ Мучшая учеба и в то же время веесто-
ронняя проверка знаний и навыков уп-
равляющих огнем — это тактическое
учение с боевыми практическими стрель-
бами. На-днях полковник Осипчук про-
вел такое учение на тему <«Взаимодей-
ствие с истребительной авиацией при от-
ражении валетов авиации противника на
главнейшие об’екты базы». Проверялись
отработка сигналов зенитной артиллеуи-
ей и истребительной авиацией и решения
  управляющих огнем об открытии и пре-
кращении стрельбы. На этом учении
истребители и зенитчики лобились пра-
вильного взаимопонимания.  Атаковав
«цель» до входа ее в зону и в зоне огня
зенитной артиллерии. истребители отва-
лили и пошли 3 атаку на другую «цель». В
это время артиллеристы обрушили хоро-
то подготовленный огонь на первую

«ЦЕЛЬ». При осмотре конуса в нем оказа-

лось более 15 пробоин.

Только
плану тренировка управляющих огнем и
тщательная проверка на боевых стрель-

бах могут дать лучшие результаты в How.

Майор С. ГОЛУБЦОВ.
Действующий флот.

постоянная. рассчитанная TO

12 августа 1944 г., № 191 (1758)
ии КЕ

БАЛТИЙСКАЯ ПОДВИЖНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
В ПОДДЕРЖКЕ НАСТУПАЮЩИХ ВОЙСК

рей: один выстрел дает первая батарея,
другой — вторая, следующий — третья
и т. д. Прастреливались воздушные репе-
ра.— при непросматриваемых целях это
наилучший метод. Принятая нами ен.

В ‘течение двух 6 половиной лет бал-
тийской морокой подвижной — артил-
лерии приходилось действовать в усло-
виях стабильного” фронта. Это наложило

ток на всю ее работу, позволяя,
ыы О Изучать про-   тема достигла цели: противник не сумех
’

t ня батарей .
тивника, С совершенно иными условиями обнаружить а к те aM
пришлось столкнуться в операции на   должал стре у
Карельском перешейке. Стремительное позициям. ; }
продвижение фронта поставило и перех В перзыв же двасдня боев наши ору-
управлением, и перед разведкой, и перед’ дия надежно подавили семь батарей про-
связью новые. трудные задачи. тивника, нейтрализовали, (привели в

В первую очередь предетеяло пере бездействию еще до того, wy они начали
строить свою  делтельность разведке.   вести огонь) 21 батарею. 48 раз подав.
И тут большую положительную роль   ляли вражеский отонь, в двух случаях

; i Г ТРУНИЪУ
сыграл предыдущий период. ФВелезноло-   обстреливали живую силу и технику
рожная артиллерийская часть, которой финнов. :
командует гвардии подполковяик Гранин, После прорыва вражеской ‘оборокы и 4
прибыла на Карельский перешеек до на’   предетояло MENS Oa rhea 6 насту-
чала операции. павшими частями Враеной Аруни,

Обычно наблюдательные пункты рас-   Как только был вбит последний костыль
полагались на а agin re отремонтированном MOCTY a т
метров один от другого. : M   Cecrpy, батареи двинулись вперед. Эю
и, создавать наиболее выгодные и рискованное дело. Желез-
углы для засечки вражеских точек дати нодорожный путь на всом протяжении бы
соседними НИ с минимальными ошиока-   слабый, Во многих местах рельсы на
ми. В данных условиях, на СИЛЬНО 16 стыках еще не были соединены наклад-
ресеченной местности, мы вынуждены   yay и прикреплены только костылями,
были сократить расстояния. Чтобы KOM-   зелознодорожники еще не приняли путь,
пенсировать уменьшение точности, vee Наши транспортеры первыми  обхатали
деления, увеличили количество‘ наблюда- ого, Рядом е машинистами на паровозах
тельных пунктов примерно в р стояли командиры батарей. Осторожно,
НЫ ай но безостановочно двигались траненор-
близости от переднего края. У противни-  теры,
ка на нашем участке фронта была артил- ‘A в во зреми далеко впереди, у самой

м - =
ee 76, 105, 122 tee Ee ee линии фронта, находились выброшенные
ченной лесистой местности звуки в днем раньше разведчики и подподковвие

ку таких батарей труднее улавливать. Ганин с приданной ему группой управ-
Финны широко пользовались Временнычь ления - овязистами,  радистами, тол
ми позициями: UPHAYT HOWbO, OTCTPC-   pahama m строителями. Onn двигались
ляются и уйдут. на автомашинах, на дрезине. JI opoza

Неприятель применил новую тактику
в целью помешать разведке его огневых
точек. Несколько батарей одновременно
без предварительной приетрельи  совер-
шали короткие налеты (не болыне 5—
10 выстрелов). При этом противник! ис-
пользовал затрудняющие наблюдение
условия — ночь, туман, паемурные дни.

Бак мы вышли из этого положения?
Исключительно путем уточнения развед-
ки. Мы потребовали, чтобы разведчики
тщательно изучили местность и цели.
Гвардии старший лейтенант Плюснин и
командир взвода разведки гвардии лей-
тенант Агранат усиленно занимались»

каждой минутой, не желая задерживатья
у взорванных мостов и неисправных }\-
рог, командир части, офицеры и краено-
флотцы отправились в дальнейший путь
пешком, переходя вброд ручьи, неся на
плечах рации, аккумуляторы, катушки
проволоки.

Командир части. лично руководивший
технической разведкой, намечал места
наблюдательных и командных пунктов,
огневых позиций. Строители -— люди, не
принадлежавиие к орудийным pacue-
там, — немедленно приступали к работе.
Топографы занимались привязкой огне-
‘вых ‘позиций  краснофлотцы гвардии
разведчиками, принимали индивилу аль”  дейтенанта ‘Веревкина ‘устанавливали
ные зачеты: по’ местности — в0е `На0е- связь между командным пунктом, наблю-
пенные пункты, высотки, рощи, заметные   далельными пунктами и огневыми позу-
точки, по вражеской артиллерии — НоМе-   циями, Таким образом к моменту прихола
ра целей, их состав, калибр, характер   батареи на указанное ей место огневые
укрытий. Требовалось по звукам выстре-   позиции и пункты управления уже был
лов и разрывов определять, какой калибр   тотовы. : : a
т И ВХ Этот темп подготовки к’ бою  сохра-
по его примеру и команхиры батарей Ив-   яи на батареях. Время  в пути было
ee Aaya ek наолюлательные ПУНК-   попользовано для подготовки боезаляся,
ты, следили ва расотой разведчиков, 1о-   пооверкни › материальной Части, карт,

веряли их.
результате усиленной тренировки   аниетов и т. д. :
Одновременно с занятием новой огис-

разведчики научились по одному выетре-  . i :
лу. 063  завечки с другого наблюдатель- ВОЙ позиции, с установкой транспортероь,
0 ; орудий в боевую готов-

ного пункта, опрелелять — отвечает цель   @ ПРиведением 5
за таким-то номером, и быстро засекать   Ность личный состав батареи должен был
ее. Разведка, кроме своих наблюдатель-   Немедленно заняться оборудованием Cy-
ных пунктов. располагала также опера-   Хопутной обороны.  Выставлялиеь пузе-
тивно  приданными ВЗОР (взвод опти-   МТЫ, отрывались ячейки дая стрезки,
ческой разведки) и ВЗР (взвод звуко-  Фаншеи, укрытия, чтобы уберечься or
вой разведки). возможного налахения бродивших в тылу

Ё началу наступления мы располагали Е И ль
не только полной и точной картиной   ЗРеменне возводились защитные coopy-
артиллерийских ередств противника, но и то О
и накопили ценнейший опыт, особенно   :
важный в условиях быстрого продви-  Таких передислокаций было три. №
жения фронта, когда невозможно долго всех этапах ставились OTHOTMITHKIA 3444-
изучаль неприятеля. чи: нейтрализовать и подавлять активные

За два дня до начала наступления батареи противника, наносить удары т
часть получила приказ © занятии новых   ОМандным и наблюдательным  пуньтих,
огневых позиций. по узлам связи и складам. препятетн-

В течение двух дней собственными   ЗАТЬ передвижению и подходу резервов
силами под руководетвом гвардий глав- Все задачи успешно решались. 06 эту
ного старшины Цургана была постооена   КРасноречиво свидетельствует цифра: 19)
наблюдательная вышка высотой в 25 мет-   Подавленных финских батарей,
ров. В обычное время на это ушло бы Обрушиваясь на узлы связи и упр
не меньше недели. В те же два дня был   ления, на живую силу и технику враг
уложен 300-метровый тупик. Так как артиллеристы помогали наступдению Ht
часть получила другой участок для   шей доблестной лехоты,
Sines а ое ри eee Морская _ подвижная артиллерия
и ра ра с честью выдержала экзамен на высок

маневренность, на точность организации,

значимые цели. на эффективность ударов

Чтобы не выдать новые огневые пози- мн

Майор В. МЯСНИКОВ.

ции наших батарей, приетрелку произво-
дили вперемежку, с участием всех бата- Краснознаменный Балтийский флот,

—ы=——

Организованность — важнейшее.
условие ремонта кораблей ’

В быстром и качественном проведении
судоремонта чрезвычайно велика роль
командира и механика корабля. Это 960-
бенно проявилось при приходе кораблей
80 вновь созданные военно-морские ба-
зы. Здесь не было судоремонтных заво-
дов, & часто и мастероких. Командиру и
механику корабля совместно с техниче-
ским отделением приходилось выявлять
местные производственные м сырьевые
ресурсы.

Церед началом ремонта следует выяс-
нить, какие специальности имели рядо-
вые и старшины до военно-морской
службы, В зависимости от этого и об’ема
работ создаются бригады токарей,  сле-
сарей, плотников, электромонтеров, мон-
тажников, маляров: чёканщиков ит. д.
Назначенные бригадиры = знакомятся
© ремонтной ведомостью, планом -графи-
вом и нормами на основных работах. В
случае необходимости бригады могут tie-
редаваться  ремонтирующему корабль
предприятию.

Личный состав многих кораблей про-
являет инициативу, успешно выполняет
сложные и ответственные работы. На-
пример, на тральщике, где командиром
лейтенант Смирнов, экипаж своими си-
лами полностью отремонтировал главную
машину. На другом корабле командир
отделения мотористов Бескостный. умело
организовав своих подчиненных, orpe-
монтировал главные моторы. Известны
случаи ремонта парового котла и выпол-
нения других сложных работ.

- Старшинскому составу принадлежит
оольшая роль в судоремонте. От инициа-
тивы и технической еметки старшин не-
редко зависит срок выполнения работ.
Был случай, когда ремонт тральщика за-
держивался из-за токарных работ. На за-
воде нехватало ни токарей, ни оборудо-

вания. Главный старшина Крылов пе
метил в цехе бездействующий неисир-
ный станок. Старшина договорился с
водоуправлением, быстро  отремонтиу
вал станок и вместе со своими подчг
ненными организовал выполнение ви
заказов тральщика.

Подобный случай был и на другох №}
рабле. Требовалось изготовить 60 31
лок. Завод задерживал их отливку ии
загруженности литейного цеха, Стари
краснофлотец Калгин часто заходил}
литеиный цех, чтобы продвинуть 3а^8
Как-то он узнал, что в следующую 10%
в цехе будет свободное место. В №
чение ночи он сам изготовил op
Утром все 60 втулок были отлиты,

Bee ото лишний pas подтверждаи
большое значение правильной организ“
ции старшинского состава на судоремое
те. Неплохо поручать опытным старшие
нам полный ремонт отдельных агрегат»

таком случав старшины проявляют 3!
мечательное техническое творчество,
моотверженно работают, желая отм
дать высокое доверие командования,

Необходимо ежедневно обсуждать @
старшинами итоги выполнения работ #
истекший день и давать задания на №
тра. Старшины доводят заданйя до к
нофлотцев, об’яеняют им ©10с0б вые
нения. обеспечивают инструментом, д
биваясь того, чтобы с утра сразу жен
чалась продуктивная работа.

Перед командиром и офицерами г”
раоля стоит задача: направить твое
скую инициативу и энергию личното 0
става на борьбу за качественное и 1
срочное проведение судоремонта.

Инженер-капитан 2 оанга
С. НОВИКОВ,

Действующий флот.