зы

-ч

>

9 мировой войне, общие усилия были обра-

\

авиации, дислоцированной на

12 августа 1944 г.> № 191 (1758) !

: КРАСНЫЙ ФЛОТ

HANBOD

Вепроеы противовоздушной обороны
Кораблей, естественно, не исчерпывают=
ся одним усилением зенитной  артилле-
рин и элементов защиты кораблей. По-
требовалось воздание новых средств 0б-
наружения самолетов, новых методов
отражения воздушных атак и внесение
существенных коррективов в ордера ох-
ранения, Однако и этого было мало. Не-

Капитан 1 ранга В. Ф. ЧЕРНЫШЕВ.
$

Отношения числа линейных кораблей,
авианосцев, Kpeicepos,  вспомогатель-
ных крейсеров и миноносцев, потоплен-

обходимо было отработать весь комплекс    МХ оружием береговой и корабельной

мероприятий по противовоздушной 0бо-
pore пораблей, включающий в себя по-
мимо вопросов самообороны кораблей их
противовоздушное охранение  средства-
мп других кораблей и авиации, прикры-
тие © воздуха, а в нужных случаях меры
предварительного и параллельного обес-
лечения по созданию господства в возду-

хе в зоне проводимой операции. Послед-   Тор, вызвавший

авиации, к общему числу кораблей тех
же классов, погибших от различных
причин (в процентах)

Годы 1939 1940 1941 1942 1943

Проценты 13,3 288 413 352 217

3) Развитие авиации важный фак-
наиболее серьезные и

нее особенно необходягмо при действиях   Глубокие изменения в условиях борьбы

надводных кораблей в прибрежных райо-   на

нах,

Примером операции, в которой дейст-   Однако было бы

вия сравнительно большого количества
занятых в ней надводных кораблей и су-
дов были в достаточной мере обеспечены
от помех весьма сильного
противника, можно считать  Дъенпокую
операцию англичан 19 авгуета 1942 то-
да. В этой набеговой операции на побе-
режь®, занятое противником,
расзолагал значительным

аэродромах, англичане потеряли от атак

© воздуха из боевых кораблей лишь один   но

море и, в частности, в условиях бое-
вой деятельности надводных кораблей.
неверным противопо-
ставлять друг другу надводные корабли
и авиацию. В ряде случаев авиация ус-
пешно решает задачи, выполнявшиеся
ранее только кораблями, однако остает-

воздушного   СЯ и на сегодняшний день большой круг

задач, которые могут решаться только с
участием в них кораблей (массовые
дальние транспортировки войск и грузов
через море, конвоирование транспортов

который   и прикрытие конвоев от нападений над-
количеством   водного противника, постановка минных
ближних   ЗАТРаждений большой плотности, траление

мин ит. д.).

В то же время правильно организован-
в оперативное и тактическое взаимо:

эскадренный миноносец «Баркли», ла и   действие надводных кораблей и самоле-

в него, как заявляют очевидцы, попа-
дание бомбы было чисто случайным, Не-
значительными были также потери в
транспортных и высадочных ередетвах.

Однако столь широкое и надежное
обеспечение действий кораблей силами
береговой истребительной авиации 8в08-
можно лишь на небольшом удалении от
своего берега м в пределах. ограниченных
размерами участков ` мореких театров
при уеловии благоприятного расположе-
ния своих береговых аэродромов. Уже на
таком театре, как средиземноморский, за-
дача прикрытия действий кораблей не
всегда может быть решена силами бере-
говой авиации. Как известно. на этом
театре в 1940—1941 тг. то-есть, когда
итальянский флот еще проявлял кое-ка-
кую активность, положение было сле-
дующим: в то время как обе английские
средиземноморские эскадры — и гибрал-
тарская и восточная—выходили в опера-
ции. как правило, имея в своем составе по
1—3 авианосца каждая, итальянские ко-
рабли, среди которых не было ни одного
авианосца, вынуждены были  взаимадей-
ствовать лишь в береговой авиацией. В
итоге, несмотря на более выгодную в тот
перлод позицию итальянцев, их самоле-
ты обычно к нужному времени. запазды-
зади, и воздушное обеспечение ‘у них
было хуже, чем у англичан.

Еще в большей мере трудность, & в
большинстве случаев невозможность 0бес-
печить действия кораблей береговой ави-
ацией выявилась в ходе войны на Тихом
oxeane, Логическим результатом этого
явизась массовая постройка авианосцев в
США, осуществляемая в масштабах и
чемтах, не имеющих прецедентов.

Таким образом, оказалось, Что. для
обеспечения противовоздушной обороны
бизвых кораблей и конвоев при нахож-
Цении их вне радиуса действий береговой
потребительной авиации необходимы па-
Тубныв самолеты-истребители, & следо-
зательно, и специально приспособленные
пая этого надводные корабли — авиа-
HOCTIBI,

Однако авианосцы оказались необхо-
Димыми не только для использования их
в качестве пловучих аэродромов истреби-
тельной авиации. При операциях в оке-
ее авианосцы нужны и как носители
б@мбарлировочной, торпедоносной и раз-
ведызательной авиации, Для подтвержде-
Кия Этого Достаточно напомнить, что без
авианосцев японцы не смогли бы осуще-
(твить 7 декабря 1941 года нападение на
Пяра-Харбор. Наконец, 06 этом же
говорит та выдающаяся роль, K0-
Торую сыграли в операции по уничто-
аению «Бисмарка» английские авианосцы
«Викторнэс» и «Арк Ройял».

В итоге можно притти к следующим вы-
водам:

1) В периох, предшествовавший второй

цены главным образом ина развитие на-
тупательных средств авиации, В то же
‘Demat вопросам обеспечения действий
своих кораблей от ударов и помех воз-
Кушного противника уделялось недоста-
Точное внимание. Развитие средств и ме-
Тодов противовоздушной обороны отета-
810 от развития средств и форм нападе-
Hit ¢ воздуха. Этим об’ясняются в зна-
чительной мере буквально ошеломлявигие
Иногда результаты, которыми сопровожда-
1166 в раде случаев действия авиации
три хораблей в первые периоды вой-
Ы,

2) После усиления средств ПВО ко-
1Аблей, улучшения организации лроти-
воздушной обороны и& театре и необ
Хдимого развития форм  противовоз-
Дущного обеспечения в операции, в ча-
“тности введения воздушного охранения
й прикрытия, условия боевой деятельно-
on кораблей стали значительно более
благоприятными для них. Можно © до-

тов позволяет им совместно решать ряд
новых задач и расширяет возможности
тех и других.

4. Надводные корабли
в типовых операциях
на море

При всем разнообразии” задач, выпол“
няемых военно-морскими флотами Ha
различных театрах, невольно бросается
в глаза, что наибольшее распростране-
ние в современной войне имеют два ви-
да морских операций: операции нё мор-
ских сообщениях и совместные операции
флотов и сухопутных войск. Тем самым
подтверждается общеизвестное теорети-
ческое положение, что оеновным содёр-
жанием борьбы на море являетея борьба
за морские коммуникации и борьба -за
берега. Первый вид борьбы выражается
в нападениях на морские пути неприя-
теля и в защите своих путей от его на-
падений, а второй — в нападениях че-
рез море на вражескую территорию и в
защите своих берегов от вторжения и
ударов противника.

Преимущественная роль именно этих
видов морских операций в современной
война, не является случайной. —

Широкие масштабы совместных опе-
аций являютея прямым  следетвием
более частого и тесного, чем это имело
место раньше, стратегического, onepa-
тивного и тактического взаимодействия
флотов с сухопутными войсками, а боль-
шой удельный вес операций на морских
сообщениях  об’яеняетея не только их
влиянием на экономику воюющих стран,
но и причинами чисто военного порядка,
вытекающими из необходимости  пере-
броски больших войсковых масс, осна-
щенных сложной боевой техникой, через
моря, отделяющие отдельные театры и
‘фронты друг от друга и от центров про-
изводетва вооружений и снабжения,

Если, например, для Великобритании
поддержание ее атлантических коммуни-
каций имеет и; военное и экономическое
значение, то такие коумуникации, как
продольная коммуникация англичан в
Средиземном море и поперечная  итало-
африканская коммуникация держав
«0си» имели на известном этапе почти
исключительно военное значение, Вруп-
нейшей морской переброской чисто BoeH-
ного характера явилась перевозка через
океан и высадка в Северной Африке в
конце 1942 г. полумиллионной  англо-
американской армии,

Фланговое по отношению в сухопут-
ным фронтам положение наших флотов
и флотилий, необходимость использова-
ния. моря как единственного доступного
в ряде случаев пути перевозки войск и
питания, &а также для эвакуации  про-
мышленности и населения из временно
оккупированных противником районов
привели к тому, что совместные onepa-
ции с частями Красной Армии и опера-
пии на морских сообщениях с первых
же дней Отечественной войны стали иг
рать важнейшую роль и на наших м0р-
ских театрах.

В настоящее время в период лродол-
жающегося очищения советской земли от
немецких захватчиков и при дальней-
шем преследовании фашистского зверя
в его собственной берлоге роль совме-
стных операций Военно-Морского Флота
и Красной Армии, а также значение на-

ших ‚ увеличивающихся ‹ протяжением
морских коммуникаций неизоежно бу-
дуг возрасталь наряду ¢  необходи-

мостью наносить все более чувствитель-
ные и сокрушительные удары по ком-
муникациям отетунающего противника,

Как в операциях на морских с00б-
щениях, так и в совместных операциях
флотов и сухопутных армий в современ-

ной войне надводные корабли принима-

Хталючной уверенностью товорить, ЧТо   ли и принимают самое широкое и раз-

хорошо — организованное ‚ WY ITHBOBOS-
Tunoe Obecneyenne действий надводных

ностороннее участие.

Начав сразу же, с момента открытия

` Пораблей и успешное взаимодействие их
6 береговой ‘и корабельной авиацией да-
И ив еовременных условиях полную
Изможноеть выполнения  надводными
Хорабдями стоящих перед ними’ задач,
Ффеспочивае  им необходимую свободу
Манезра и достаточную безопасность.
 дельные все более редкие случаи, ког-
№ боевые корабли оказываются в бесно-
\Щном положении под воздушными
TPO противника, являются теперь   ,,
Чествлем дибо грубого оперативного   TOI) РУ анекого  Зоенно-морског
сеть, ибо неудовлотворительного   уанхования, возглавлявшегося в TO
Руководства операцией, Подтверждением

-   время гросе-адмиралом Редером.
a Ona Rent a ari jcces Как известно, деятельность немецких
‘uta,

О ие. На К 0 эпизодический
Ч Ф Выходы Ях в охеанн сили

м Конча 1 alo CM «Красный лот» р

7 8 : харакл в ейсерская деятельность Kak

iN 187, 18 и 190, ха актер, a р pe

военных действий, неограниченную под-
водную войну против судоходства
Англии и 66 союзников, — немцы
пытались одновременно развернуть крей-
серекие операции крупных боевых ко-
раблей и вспомогательных крейсеров в
Атлантическом и Индийском океанах.
Этим _ крейсерским действиям _ над-
водных Тейдеров на дальних океан-
ских коммуникациях отводилось доста
крупное место в стратегических

боевых кораблей, так и веномогательных
крейсеров протекала в значительно менее
благоприятной обстановке, чем это имело
место в дни «Эмдена» и «Мёве» во время.
первой мировой войны. Ухудшение условий
для работы немецких надводных рейдеров
об’яснялось, во-первых, современным раз-
витием средств разведки и связи, до-нель-
зя сужающим возможчость длительных
скрытных действий рейдера, и во-вторых,
отсутствием у немцев баз за пределами
метрополии и оккупированных стран на
континенте Европы.

Прорыв в Атлантику «карманных» лин-
коров «Адмирал граф  Шиее» и «Дейч-
ланд» закончилея гибелью первого из
них у Ла-Платы. Небольшой материаль-
ный результат дали кратковременные
крейсерства «Адмирал Хиппер» в ноябре
1940 и линейных кораблей ВЯ
и «Гнейзенау» в феврале 1941 г, Выхох
последних двух кораблей завершился хли-
тельным заблокированием их в Бреете.
Наконец, катастрофически закончились
для немцев попытки выйти в крейсерство
на пути конвоев линейного корабля «Бис-
марк» в мае 1941 г. линкора «Шарн-
хорет» в декабре 1943 т,

Деятельнесть немецких надводных ‘KO-
раблей на коммуникациях англичан и их
союзников не исчерпывалаеь выходами
крупных боевых кораблей и вопомога-
тельных крейсеров на дальние морекие
коммуникации. Параллельно с этим была
развернута интенсивная деятельность
мелких надводных сил, преимущественно
торпедных катеров, на ближних участках
коммуникаций в Английском канале, у за-
падного побережья Франции и в некото-
рых других районах. Аналогичную дея-
тельность на германских ближних ком-
муникациях вели легкие силы союзников.

Улельный вес надводных кораблей в
борьбе на морских коммуникациях виден
из еледующих данных, относящихся к
начальному периоду второй мировой
войны.

3а первые полтора года войны, т.е. до
1 марта 1941 г. погибло от разных при-
чин 1.373 транспорта. В том числе потоп-
лено: подводными лодками—486 транс-
портов (или 35,6 проц.), надвохными ко-
раблями—156 транспортов (11,3 проц.),
воздушными силами — 173 трансторта
(12,6 проц.) от взрыва на минах — 166
транспортов (12.1 проц,). от других при-
чин — 390 транспортов (28.4 проц. ).

Следует сказать, что результат дейст-
вий кораблей на морских коммуникациях
нельзя измерять одним только количест-
вом потопленных ими транспортов. Необ-
ходимо помнить, что уже одна только по-
тенциальная возможность‘ нападения на
конвои крупных ‘боевых кораблей: (крей-
серов, линейных кораблей) ‘неизбежно
должна была повлечь за собою соответ
ствующие контрмеры в виде включения в
состав прикрытия и непоесредетвенного
охранения конвоев таких же или еще бо-
лее мощных и многочисленных крейсеров
и линкоров,

Таким образом, порочность немецкой
стратегии заключалась ке в том, что они
пытались использовать свои крупные
боевые корабли в борьбе на коммуника-
циях, а в TOM, Kak они ото делали, в том
авантюризме и отсутствии правильного

ны для посылок германских рейдеров и
которые неизбежно должны были приве-
сти к провалу и катастрофам.

Нам думается, что разумное, — обосно-
ванное расчетом использование всех вил—
надводных кораблей, подводных лодок и
авиации — является наиболее  действи-
тельной и сильной формой воздействия
на морские коммуникации противной
стороны. Что же касается распределения
задач между ними и форм их оперативно-
го и тактического взаимодействия, то они
будут целиком зависеть от конкретной
обстановки на том или ином театре.

Еще большую роль играют надводные

корабли в обороне своих коммуникаций.

Несмотря на несомненные успехи
транспортной авиации и возможность ис-
пользовать в некоторых случаях для
транспортных целей подводные
надводные транспорты остаются попреж-
нему основным средотвом ‘для массовых
перевозок войск и грузов морским путем.

В связи с этим налволные корабли, на-
чиная от наиболее мелких, вроде  кате-
ров-охотников, тральщиков и различных
типов конвоиров, и кончал наиболее
крупными, такими, как линейные ко2аб-
ли, ‘крейсера и авианосцы, продолжают
игоать основную роль как в защите мор-
ских торговых путей, так и в обеспече-
нии военных коммуникаций через море,
На них ложится целиком  противолодоч-
ное, противокатерное и противоминное
охранение конвоев, а также значительная
‘доля участия в их противовоздушном ох-
ранении. Они же используются для при-
крытия ввоих путей от нападений круп-
ных и легких надводных кораблей про-
тивника-и для поиска и уничтожения его
надводных и подводных рейдеров.

Переходя к совместным операциям
флотов и сухопутных Bolick, можно с
полным правом сказать, что в многочие-
ленных и разнообразных по задачам и
составу сил десантных операциях совре-
менной войны надводные корабли нашли
себе широкое и разностороннее. примене-
ние: Они использовались в ряде случаев
наряду с транспортами для перевозки
десантных войск и техники для охране-
ния десантов на переходе, обеспечения
высадки и последующей поддержки выеа-
дивитегося десанта.

Примерами крупных десантных  опе-
раций, в которых важнейшую роль игра-
ли надводные корабли, взаимодействовав-
шие с воздушными силами и подводными
лодками, могут служить вторжение нем-
цев в Норвегию в марте 1940 г. и Сици-
лийская операция союзников 10 июня
1943 г..В последней принимали’ уча-
стие корабли всех классов:  ли-
нейные корабли, развернутые B~ Mec-
CHACKOM и Сицилийском про-

ки, сторожевые корабли п катера п ap.)

оперативного расчета, которые характер-

лодки,

ливах в качестве
крупных кораблей противника, xpeiice-
ра, мониторы, эскадренные миноносцы и
канонерские лодки, составлявшие эскорт
десантных отрядов перехода и поддер-

прикрытия от помех

живавшие высадку артиллерийским ог-
нем сторожевые и конвойные корабли
различных типов, задачей которых явля-
лось охранение транспортов на переходе
ив районе высадки, и многочисленные
разнообразные транспортно-десантные и
высадочные  средетва, на которых осуще-
ствяялась перевозка боевой техники и
частично людей.
Большой опыт использования надвод-
ных кораблей при высадке оперативных
и тактических десантов’ приобрели 3a
период Отечественной войны и наши
флоты: Черноморский, Северный и Ерае-
нознаменный Балтийский. Здесь мы так-
же наблюдаем использование, в зависи-
мости от обстановки, кораблей различных
классов: крейсеров, эскадренных  мино-
носцев и сторожевых катеров (Керчь и
Феодосия), импровизированных канонер-
ских лодок и шаланд (Азовские десан-
ты),  мороких охотников,  катерных
тральщиков, десантных ботов, сейнеров
и других мелких судов, поддерживаемых
торпедными катерами (Новороссийск),
фторожевых катеров (десанты Северного
флота в губе Западная Лица) и др.
Необходимость переброски через море
и высадки нз побережье, занятое против-
ником, разнообразной и зачастую  гро-
моздкой боевой техники (танки, бронема-
шины, самоходная артиллерия и др.) сти-
мулировала создание многочисленных но-
вых типов различного рода самоходных
и несамоходных десантных барж и понто-
нов, являющихся одновременно и транс-
портными и высадочными средствами.

Существенную роль играли надводные
корабли в операциях по содействию
флангу сухопутных войск, в операциях
против баз и в обороне своих баз как с
морского, так и сухопутного направие-
ний, При этом поддержка флангов сухо-
путных частей на подступах к Тенингра-
ду, Одессе и Севастополю, а позже в 060-
роне Керченского полуострова осущест-
влялась не только миноносцами и малы-
ми кораблями, но и крейсерами и даже
линейными кораблями, когда этого требо-
вала обетановка.

Из случаев использования надводных
кораблей для нападений на базы против-
ника и находящиеся в них корабли мох
но напомнить такие эпизоды, как обстре-
лы Мерс-Эль-Кебир и Орана английски-
ми кораблями в 1940 году, обетрел Вар-
ле англо-советекими кораблями, стрел
Конетанцы, бои у Нарвика, налеты  ча-
ших торпедных катеров на стоянки не-
мецких кораблей в Черном море.

К этому можно добавить, что удары с
воздуха по кораблям в Таранто и Пирл-
Харбор были нанесены палубной авиани-
ей авианосцев, которых сопровождали и
обеспечивали крупные соедикения боевых
кораблей других классов. —

Исключительно большие и разносторон-
ние задачи выполняют надводные кораб-
ли, преимущественно мелкие (тральщи-

в повседневной борьбе за создание и под-
держание выгодного оперативного режи-
Ma, Они выступают в-этом случае как ос-
нэвное средетво для массовой постанов-
ки мин. как важнейший компонент в си-
стеме противолодочной обороны на театре
‚и как единственные носители трального
вооружения.

Выполнение названных целевых опе-
раций, а. также систематически происхо-
дящая на театре борьба за расширение
своей оперативной зоны приводят к
неизбежным боевым столкновениям в мо-
ре и в прибрежных районах. Эти частые.
боевые столкновения могут перерастать в
крупные сражения или целые операции
по уничтожению неприятельских сия с
участием в них крупных соединений над-
водных кораблей. Примерами таких опе-
раций могут служить операции го уни-
чтожению германских линейных кораб-
лей «Бисмарк» (1941 г.) и «Шарнхорет»
(1943 г.), ряд боевых столкновений ан-
глийских и итальянских эскадр в Среди-
земном море, сражение 7—8 мая 1942 г.
в Коралловом море и одна из крупней-
ших морских операций текущей войны,
завершившаяея так называемым «боем у
острова Мидуэй», продолжавшимся с 3 по
6 пюня 1942 г, Последние два боя инте-
ресны тем, что линейные силы флотов в
©боих случаях неё вступали в неносредет-
венное огневое соприкосновение, & удары
по кораблям наносились палубной ‘авиа-
цией авианосцев, которая с американской
стороны была усилена береговой авиз-
цией, перебазированной на аэродромы
острова Мидуэй.

На основании всего вышесказанного
мы приходим к выводу, ‘Что надводные
корабли: находят себе в современных мор-
ских операциях весьма широкое и разно-
характерное применение при вамых раз-
нообразных формах их оперативного и
тактического использования. Эти формы
зависят в конечном счете от выполняемых
задач, конкретной обстановки и условий
данного морского театра.

Развитие авиации и широкое использо-
вание подводных лодок ни в какой мере
не умаляют роли надводных кораблей в
борьбе на море.

Охнако боевая деятельность надводных
кораблей протекает в эту войну в услови-
a, значительно более сложных, чем в
предшествующих войнах. Развитие авиа-
ции, быстроходных торпедных катеров,
новые приемы атак подводных лодок в
сочетании с минной опасностью, возрос-
шей благодаря применению новых 06-
разцов мин, заставляют держать корабли
и их боевые средетва в более высокой
готовности, требуют более совершенного
обучения и сложного обеспечения их
действий.

SS cr ae

Краснознаменный Балтийский флот, Торпедные катера под прикрытием camoue-

тов идут в атаку,

Фото В. Федосеева (TACC).

ЗАКОН БОЕВОГО ТОВАРИЩЕСТВА

Как был спасен летчик Николай Серый

‚ Недавно на Балтике произошло еобы-
тие, которое вкратце можно было бы из-
ложить несколькими строками газетной
информации:

— В воздушном 600 был подбит летчик
гвардии младший лейтенант Николай
Серый. Он оставил горящий самолет и с
парашютом прыгнул в воду, Через  неко-
торое время, несмотря на противодейст-
вие противника, летчика подобрали надии
торпедные катера...

Как будто бы обычный эпизод. какими
изобилуют будни войны. Но еоли вник-
нуть во все детали, проследить за всеми
перипетияуи спасения летчика, перед на-
ми предстанет картина, полная глубокого
смысаа и значения. В борьбе за жизнь
летчика, развернувшейся близ вражеских
берегов, проявились великая сила боевого
товарищества военных моряков, тот не-
угасимый дух коллективизма и заботы о
человеке, который присущ советским лю-
дям. =

В Нарвском заливе на советские кораб-
ли пыталась намасть вражеская авиация.
Шестерка «Лавочкиных»,  охранявшая
корабли, устремилась навстречу немцам и
завязала ожесточенный воздушный бой.
Балтийские летчики стремительно и бес-
страшно атаковали вражескую группу:
чаеть немецких самолетов была уничто-
жена, а остальные рассеяны и обращены
в бегство. Но на аэродром из отважной
шестерки  возвратилось только патеро
летчиков. Шестой, гвардии младший лей-
тенант Серый, был подбит и выбросился е
парашютом в море.

Отважный летчик во время воздушного
боя действовал умело и самоотверженно.
Он не раз вставал на пути немцев. кото-
рые хотели во что бы то ни стало сбить ве-
дущего шестерки. твардейца  Рыхлова.
Очевидно машина Серого и была пораже-
на как раз тогда, когда младший  лейте-
нант грудью прикрывал командира...

Весть о падении самолета младщего

1 лейтенанта Серого дошла до командова-

ния. На аэродром сразу же прибыло рас-
поряжение: «Искать»,

На поиск вылетела труппа «Лавочки-
ных». Первым шел Рыхлов, охваченный
одним желанием — найти, спасти товари-
ща. который выручал его в б0ю. -

Машина проносилась над поверхностью
Нарвского залива, И. вот на одном из гал-
сов Рыхлов заметил еле видную точку,

Это была маленькая надувная лодка. в
которой сидел младший лейтенант Серый.
Волны заставляли дрейфовать лодку к
вражескому берегу. Насколько можно бы-
ло увидеть © самолета, Серый мзнемотал в
борьбе с морем: он греб только одной ру-
кой, вторая рука была повреждена.

Четчики доложили о том. что они обна-
ружили Серого. указав, в каком квадрате
он находится. Немедленно в возлух под-
HAICH гидросамолет. Он вышел в район
дрейфа надувной лодки с намерением
весть на воду, чтобы забрать гвардейца.
Отнако на море разгулялась такая волна,

‘Которая ие давала возможности гидроса-

молету опуститься.

Тогда в море вышли торпедные катера,
Полным ходом устремились они к извест-
ному квадрату. В небе над катером шали
«Тавочкины». Они давали курс катезни-
Бам, и те, следуя указаниям с возтуха,
быстро приближались к месту, гдё с греб-
ня на гребень переваливалась резиновая
надувная лодка, на которой, выбиваясь из
вил, вее еще держался летчик Серый. Свя-
Тое чувство боевого товарищеетва воолу-
шевляло морлков-летчиков и катерников,
участвовавших в этой замечательной оше-
рации.

Немцы заметили лодку, увидели наши
самолеты, катера и открыли огонь с бере-
га, пытаясь преградить путь балтийцам,
идущим на выручку товарища.

Тогда по приказанию  командова-
ния в другого аэродрома были подняты
наши штурмовики, Часть их сразу же-ри-
нулась на немецкую артиллерию. Нанося
удар по немецким огневым средствам,
штурмовики одновременно поставили ды-
мовую завесу между берегом и лодкой.

Немцы не хотели отказаться от намере-
ния захватить Серого. Вначале они надея-
лись, что лодку прибьет к берегу. Ho
когда немцы увидели, какие силы броше-
НЫ © нашей стороны для спасения одного
человека, они дали сигнал своей подвохной
лодке, находившейся в этом районе.
Всллыв ча поверхность,. вражеская под-
водная лодка была готова итти Е Me-
сту, где держался на воде обеесилевший
летчик. Уже командир ее обшаривал море
виноклем, разыскивая еле видную среди
волн точку. Но тут он увидел несущиеся
прямо по его курсу советские торпелные
катера. Ветреча с ними никак не входила
в расчеты немцев, и подводная лодка
быстро погрузилась в воду.

Искуено маневрирул среди раззывев
вражеских снарялов пох интенсивным ог-
нем с берега, один из торпедных катеров
подошел к месту, тде трейфовала резина-
вая лодка. Векоре твартии млалитий лей-
тенант Николай Серый был на борту ка-
тера, среди боевых друзей —— моряков.

У летчика была обожжена левая рука,
он валилея с ног от усталости. Но on
крепко. © чувством благодарности пожи-
мал руки своих спасителей. братьев по
крови м оружию.

Краткое радиосообщение «спасли», пе-
реданное с катера, мгновенно стало - ло-
стоянием всех моряков торпедных Kate-
ров и летчиков, ‘дошло ло командующего
Балтийской авиацией, дошло x0 коман-
дующеге флотом.

Все, кто участвовал в спасении Нико-
лая Серого, ощутили радостное чувство ис-
полненного долга, чувство глубокого
удовлетворения. В борьбе за жизнь олно-
го человека, развернувшейся в настоящую
боевую операцию. победили не только ма-
стеретво и храбрость, но я моральная си-
ла советских военных моряков. CBATO CO-
блюлающих закон боевого товарищества.

Капитан Г. СОЛОДНОВ.

Краснознаменный Балтийский флот. (По
телефону).

Г астроли театра КБФ в Москве

В Москву на гастроли приезжает театр
Краскознаменнюго Балтийского флота. За
три года Великой Отечественной войны
артисты театра побывали в самых отдалем
ных базах Балтики. Они давали спектакли
на полуострове Ханко. на Эзеле, Даго,
Лавенсаари, Бьорке, в Выборге, Таллине,
Кронштадте, на всех базах южного берега
Финского залива ит. д. Всего за время
войны театр Краснознаменного Балтийско-
го флота дал. свыше 5.000 сшектаклей и
концертов для балтийцев, бойцов и офи:
церов Ленинградского фронта и жителей
города Ленина. В условиях тяжелой блоь
кады Ленинграда театр КБФ ви на один
день‘не прекращал своей работы по обслу-
живанию фронтовиков и ленинградцев. Пра-
вительство наградило 22 артистов театра
орденами и медалями. Весь Коллектив тева-

тра награжден медалью
Ленинграда».

В Москву балтийцы привозят ©вои луч-
щие спектакли — «Комедию ошибок» Шек-
спира. «У стен Ленинграда» В. Вишнев-
ского, «Офицер флота» А. Крона и «Земля
подтверждает» И. Бару и 3. Аграненко.
Вместе с исполнителями в Москву приез-
жают драматурги и композиторы Балтики.
при участии которых были созданы  пере-
численные спектакли.

Гастроли театра КБФ  будут проходить в
помещении театра имени Вахтангова. Они
откроются пьесой В. Вишневского «У стен
Ленинграда», поставленной заслуженяым
артистом республики орденоносцем А. Пер-
гаментом. Сводные концерты балтийских
актеров будут проходить в концертном за-
ле имени Чайковского.

«За оборону

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ И. А; КРЫЛОВА ‘

В связи с исполняющимея 100-летием
CO JHA смерти великого А, басно-
пиеца И, А. Крылова Гослитиздат при-
ступил к изданию его произведений.

Выпускается полное собрание сочине-

ний Крылова в трех томах под общей ре-
дакцией Демьяна Бедного.

В начале октября 100-тысячным тира-

жом выйдет отнотомник — полное 60б-

рание басен Крылова. Кроме того, гото-
BATCH & изданию ` избранные басни с
иллюстрациями виднейших  советеких
художников, популярная биография Кры-
лова и сборник научно-исследователь-
ских работ Института мировой литералу-
ры `Академии наук СССР, посвященный
творчеству гениального баснопиеца.

(ТАСС).

2D EEE