КРАСНЫЙ ФЛОТ 13 августа 1944 г. №192 (1799).

`В НЕНЕЦКОМ

д

Под ЛЮБЛИНОМ

Опровержение

%

Уничтожение огневых точек.
на берегу _

При высалке морского десанта нам
приходится преодолевать сильную 0боро-
ну противника Ёроме минных полей и
проволочных загражлений, враг создает
многочисленные огневые точки — ABZOTEI,
артиллерийские и минометные батареи,

Для борьбы ¢ высадочными средствами
Ha 100-метровой ‘полосе от уреза воды
противник устанавливает минометы, про-

тивокатерную артиллерию — преимуще-
ственно батареями  двухорулийного CO-

става. Не имея почти мертвых углов об-

стрела. эти батареи создают при подходе.

х берегу сильный кинжальный огонь.
Укичтажение огневых точек противника
вблизи береговой кромки является поэто-
му основной залачей катеров «М0».
Практика лесантных онераций на Та-
дожекем озере показала, . что «морекие
охобники». имея сравнительно мощное
вооружение. вполне справляются © подо0-
выми задачами. Чтобы услешво действо-
вать. командиру катера нужно заранее
знать развеланную систему обороны про-
тивника, правильно ставить задачу, ука-
зать место катера в ордере и при движе-
нии лесанта к берегу и наметить секторы.
стрельбы.
В Buran десантной операции
старшие лейтенанты Шевчук, Неронов,
лейтенант Карабанов и другае леиствова“
ди смело решительно. Вогда катер CTap-
шего лейтенанта Неронова поставил ды-
мовую завесу. пулемет прэтивника открыл
огонь о барже, подволимой Е берегу.
Тогла команлир другого катера старший.
лейтенант Чазомов сблизился и 0
нем автомата подавил вражеский пуле-.
мет. : Sr
Следует отметить, что стрельба с кате-.
ров по береговым целям очень сложна.
Она троясхотит з условиях маневрирова-.
ния. связанного с уклонением ©т снаря-
Тов противника и стремлением в то we
времн не мешать движению высадочных.
средств. Е тому же нужно  мавсимально
использовать огонь своих орудий, что тре-
бует большого искусства. Приходится
стрелять иногда через свои же выгадоч-
ные средства,
— При подготовке к Витлициой операпии
штаб ливизионь предусмотрел эти труд-
ности. Характер стрельб был фаз’яснен
пулеметчикам и личному составу орудий-
ных засчетов,

Устремивиись к берегу, «морские охот-
ники» вели огонь на носовых RVPCOBLIX
углах, двигаясь зигзагообразна. И задача
была успешно выполнена. :

Конечно, огонь значительно эффектив-
нее, когда им управляет командир кате-
ра. Но в сложной обстановке боя это не

‘всегла возможно. Команлиру катера пря

‘холится маневрировать. ставить дымовые
завесы. отражать атаки с воздуха.

Tax было в Витлинком десанте. Когда
татер лейтенанта Карабанова вел огонь по
береговой цели, над десантниками появи-
лись самолеты противника. Лейтенанту
тоишлоеь отдать сразу четыре приказа-
ния: рулевому, сигнальшику. в радиоруб-
ку приказание о пуске дыма. Ясно. что
лейтенант Карабанов оторвался от наблю-
зения 38 целью. и командиры орудий
вели огонь самостоятельно. .

При высадке десанта на острове В. ка-
тера старшего лейтенанта  Неронова, лей-
тенантов Быкова и Карабанова вели бой в
течение двух часов с несколькими бата-
феями и пулеметными точками противни-
ха на листаннии 6—8 кабельтовых. Яс-

на. что в этой обстановке командиры Ka-

теров не могли управлять огнем сами.
Стрельба велась командирами орудий, и
оли успешно справились с этой задачей.
На катере старшего лейтенанта Неронова
хомандиры орудий старшина 2 статьи Пе-
ревертин и старший краснофлотец Вис-
хый огнем сзелх пушек подавити две пу-
леметные точки и взорвали склад боелри-
пасов.

Иоманлары орудий должны уметь са-

мостоятельно готовить данные лля стрель-
бы, У них нет на фуках таблиц стрельб,

и поэтому установки прицела и целика, де-
лаются напамять. Вонечно, при этом _воз-
можны большие олтибки. Например, на
катере зейтенанта Быкова командир кор-
MOBOTO орудия, стреляя по береговой це-
ли на дистанции 8 кабельтовых. скоман-
дозал неправильно прицел. Рекомендует-
ся поэтому командирам орудий заучить

установки прицела. соответствующие ди-

станциям 5. 10. 15 и 20 кабельтовых,
наизусть, а также знать пену одного ка-
бельтова в делениях.

Старший лейтенант В, КУТУЗОВ.

я Ё Е.

Действующий флот, oe

Katepa преодолевают немецкие
заграждения на реках —

Мошные и стремительные удары частей
1-го Белортоского фронта на Бобруйском
направлении проходили при ‘поддержке
кораблей Праснознаменной Днепровокой
военной флотилии. Наступающим  припе-
лось преодолеть сильное сопретиваение.
Немцы на реже Березине создали претиво-
хатерные боновые заграждения, & прох%-
ды закрыли минами.

Олно из таких мощных заграждений

было создано в районе дер. Здуличи. Оно
представляло coool ряд плотов, сби-
тых из 5—6 бревен длиною около 5 м
каждое. Плоты эти на расстоянии 4—5
метров друг от друга тянулись поперек
реки. Поверх плотов был положен на-
стил из бревен, и все это скреллялось
скобами и стальными тросами. Сверху Ha-
стил был опутан колючей проволокой и
густо заминировая противопехотными мя-
рами. Все полхолы к заграждению с воды
и © берега были сильно заминированы.
‚ “Вой разторелея ночью. Наша пехота и
хорабельный десант, высаженный в 590
метрах ниже данного заграждения. бы-
ли поддержаны корабельной артиллерией
у тварлейскими минометами. Противник
под их нажимом стал отступать.

Лва наших катерных тральщика, ноль-
вуясь темнотой, осторожно подошли к
боновому заграждению и быетро взервали
ero, — ход для бронекатеров был проде-
лан. и они начали преследовать отетупаю-

тилось еще одно заграждение. ‘которое

также было преодолено. ~

На реке Припять также зетретилясь

мянированные противохатерные  заграж-

дения. В удобных для форсирования реки
местах враг применяя противопехотные
минные заграждения. Олно такое минное
заграждение было уничтожено на реке
Припять в районе города Минска. Оно co-

‘стояло из штатных подрывных патронов
весом в 3 кг, привязанных к кольям у но-
верхности волы. В палроны вставлены

взрыватели натяжного действия.
Невдалеке от берега были расставлены
бутылечные мины нассивного действия.
Это стеклянные бутылки, наполненные
взрывчатым веществом красне-коричнево-
го цвета; за ним находится слой порош-
кообразного взрывчатого вещества 6е-
лого цвета. Вес взрывчатого вещества. —
около 3 кг. Крышка, закрывающая бу-
тылку, является одновременно мембраной,
передающей гидравлический удар взрыва-
телю. находящемуся внутри бутылки.
Противник будет применять всевозмож-
ные средства, чтобы замедлить движение
или преградить путь нашим кораблям. За-
дача экипажей состоит в том, чтобы изу-
чать опыт борьбы с вражескими заграж-
дениями на реках, своевременно раскры-
валь и срывать замысел врага.

Капитан-лейтенант А, ЗАХАРОВ, _

ших немцев. В 8 километрах выше та Действующая флотилия. т

ПЕурманское обеспечение дальнего полета.

Устех дальнего полета торледоноецев
наи бомбардировщиков, особенно над
морем, во многом зависит ет состояния
навигационного оборудования самолетов
и предварительной штурманской подго-
TOBEH,

При проверке состояния навигацион-
вого оборудования самолетов необходи-
мо учитывать возможноеть полета на
большой высоте, что влечет за собой
резкое понижение температуры,  влияю-
Зее на безотказноеть работы приборов.

Были случаи, когда на большой высоте
отказывал радиополукомпас из-за того,

что замерзала смазка умформера, в маг-
HUTHOM компасе появаялись воздушные
нузыри, губтел лигроин. Чтобы избежать
этого, следует радионолукомпае  вЕлю-
чить еще перед вылетом и не выключать
его в течение всего полета.
Если самолет уходит в воздух ночью
или будет возвращаться в темное время
суток, экипаж должен позаботиться о
TOM, чтобы вее приборы имели иснравное
освещение. Очень хорошие результаты
дало специальное ультрафиолетовое осве-
щение. Надо иметь и карманные фонари.
Олнажды ночью наш самолет вылетел
на задание. Елва скрылся из виду аэро-
дром, штурман заметил, что накал на
приборах падает, — отказало динамо.
Первое зремя освещение  поддержива-
лось: от аккумуляторов, затем и они Ha-
чали отказывать. Штурман оказалея без
освещения и без связи. Здесь-то и вы-
ручизи карманные фонари. Освещая
ими лриборы, экилаж смог выполнить
задание и благополучно вернуться Ha
свой аэродром. .
Так me тщательно следует готовить
х дальнему полету и все карты. Пезучив
задание, экипажу следует брать два ти-
па карт — для радионавигации и полет-
ные. Карту для радиоориентировки луч-
ше всего наклеить на фанеру, покрыв
ев тонким caoem эмалита. Прежде всего
нало нанести на ней места широковена-
тельных станций — своих и противника,
приводных ставций и раднолеленгаторов.
Некоторые штурманы проводят на

карте пеленг и окружноети из точки на-
хождения радиостанция. По-моему, этб-
го делать не следует, тах как это лишь
затемняет карту и создает путаницу.
На всех театрах, где действуют дальние
бомбардировщики и торнедоносцы мор-
ской авиации, радиостанций много и
выбрать постоянные для использования
з каждом полете довольно трудно.

Так же тщательно надо приготовить
полетную карту. Если она бледна, то
штурман обязан ее расцветить тушью,
обращая особенное внимание на рас-
краску рек, берегов, озер и заливов. На
эту же карту должны быть нанесены все
аэродромы противника, обобеняо  дей-
ствующие. : a

Опыт показывает, что при облачности
в 17—10 баллов самолет можно. ве-
сти по кратчайшему пути. При ясной,
безоблачной погоде маршрут выгод-
но прокладывать через районы, где
меньше всего населенных пунктов, же-
лезных дорог и аэродромов. Вели pee se
экипажу приходится пересекать желез-
ную дорогу, то полезно это делать пох
ложным направлением, ибо немцы и 069-
бенно финны широко используют теле-
графную и телефонную связь железных
дорог для оповещения о воздушном прэ-
Тивнике, ,

Так же в зависимости от обетановки
и метеорологических условий выбирает-
ся и профиль полета. Если день яеный,
лучше всего итти или на максимальной
высоте или на бреющем полете. Ни в ко-
ем случае не следует вести машину на
средних высотах, так как на них легче
всего обнаружить бомбардировщик. По-
лет на минимальной высоте выгоден
лишь в тех случаях, когда нужно скрыт-
но пройти незначительное расстояние и
‘рельеф местности изрезан. Таким 0б-
разом, наивыгоднейшей является все-та-
ви максимальная высота полета, особен-
не если приходитея лететь над террито-
рией противника длительное время.

Нам скажут, что вести машину за 06-
лаками в течение 3—4 часов только по
компасу, без знания направления и силы

А. Богомолец, заместитель командующе-

‚ву Беруту и председателю Польского Ко-

ТАСС.

1. В иностранной печати и, в част-
ности, в лондонских газетах «Ньюс кро-
ника» и «Дейли телеграф энд Морнинг
поет» появились сообщения, согласно
которым Правительство СССР будто бы
обратилось к Ватикану с предложением о
координации. действий при решений. пос-
‚левоенных социальных и религиозных
проблем.

ТАСС уполномочен заявить, что все
эти сообщения яншены. основания.

2. За “последние дни в иностранной

печати появились сообщения со ссылкой

на газеты и.радио польского эмигрант-  ,

ского правительства о восетаниях и сра-
жениях, начатых в Варшаве 1-го августа
по приказу польских. эмигрантов в 1он-

доне и прододжающихея по настоящее.

время. Газеты ‘и радио польского 9Mi-
грантского правительства в Лондоне при

BTOM делают намекл на то, что будто бы.
повстанцы в Варшаве находились в кон-  .

такте © советским командованием, а пос-
леднее не оказало им должной помощи.

ТАСС. уполномочен заявить, что эти
утверждения и намеки иностранной печа-
‘ти являются либо плодом недоразумения,

либо проявлением клеветы на советское
командование. ТАСС?у известно, что сор.

стороны польских лондонских кругов,
ответственных за происходящее в Вар-
шаве, не делалось никаких попыток за-
ранее уведомить и согласовать в совет-
ским военным командованием какие-либо
выступления в Варшаве. Ввиду этого от-
ветственность за происходящее в Варша-
‘ве падает исключительно на польские
эмигрантекие ‘круги в Лондоне.

Всеславянсного
комитета.

‘41 августа состоялся УШ пленум Вее-
славянского комитета, который подвел
итоти работы комитета за три года и Hat
метил пути дальнейшей ero деятель-
НОСТЬ, iy :

`С докладом выступил председатель Все-
славянского комитета генерал-лейтенант
АВ Е

— Ровно три года назад, 10 и 11 ав-
густа 1941 года, — говорит докладчик. —
в Москве состоялся первый Воеславянокий
митинг. За время, прошедшее с этих дней,

‚.. «УМ, пленум

работа комитета приобрела широкий раз-  .

мах, укрепились его международные свя-
зи, состав его пополнился лучшими пред-
ставителями славянских народов — вы-
дающимися деятелями науки и культуры.
Комитет поддерживает тесную связь с
офицерами и бойцами Польской Армии,
Чехослевацких и Югосчавских воинских
соединений. сражающихся бок о бек 5
Красной Армией за свободу и независи-
мость своих народов.

С большим вниманием участники пле-
нума заслушали информацию о деятельно-

сти Польского Комитета Национального
` Освобождения, с которой выступил Wen)

Союза Польских Натриотов Зигмунд Мод-
залевский. _ :

С исключительным воолутеваением  ПТ
пленум Всеславянокого комитета принят
приветствие товарищу Сталину.

Последним вопросом позестки дня пле-

нума были довыборы. членов комитета. В
его состав избраны: полковник В. Моча-
лов, подполковник Народно-Освободитель-

ной армии Югославии П. Савич, хорват-

ский скульптор А. Аугустинчич, 6oarap-
ский общественный деятель В. Червенков,
президент Украинской академии наук

го Польским Войском  тенерал-майор

А. Завадский. :
Были приняты приветствия прелоелате-

‚лю Краевой Рады Нароловой г-ну Болесла-

митета Национального Освобождения г-ну
Эдварду Осубка-Моравекому. маршалу
Югославии Тито, Президенту Чехословащ-
кой республики д-ру 9. Бенешу.

Sa -  (TACC),

ветра очень сложно, можно потерять
ориентировку. В таких случаях на H0-
мощь приходит. радионавигация, обеепе-
чивающая” сохранение орнентировки.

Накопив опыт. дальних лолетов, мы
убедились, что при крейсерских опера-
циях  торпеденосцев и бомбардировщи-
ков в тылу противника навигационный
запас горючего в 15 проц. недостаточен,
так как, не зная направления и силы
ветра; экипаж не может точно устано-
вить маршрут. Он иногда отаичается OT
расчетного, особенно если приходится
обходить грозовые фронты на 300—400
километров. Мы пришли к выводу; что
навигационный запас горючего должен
доходить до 20 проц. k

Чтобы не было ошибок в воздухе, мы
практикуем контрольный розыгрый по-
летов с практической работой на карте.
При этом ееть возможность определить,
насколько грамотны решения, принятые
штурманом.

Готовя экипаж к дальним полетам, на-
до особенное внимание уделить изучению
радионавигации. 9т0’ достигается трени-
ровкой на земле и при полетах в хорошо
знакомые районы, когда штурман может
всегда себя проверить.

Работа на морских театрах, где ориен-
тировка исключительно сложна, а летать
приходится на больших высотах и
ночью, обязывает штурмана ; серьезно
заняться радионавигацией, Без этого
торпедоноену и дальнему  бомбардиров-
щику трудно выполнить любое задание,
Bor ‘почему в ‘нашей части серьезное
внимание. , уделяется  радиоподготовке
экипажей. Мы применили следующий ме-
тех учебы. На специальном самолете,
оборудованном радионавигационными
средетвами, систематически ноднимают-
ся в воздух все штурманы, С ними идет
контрозер-инструктор и в полете
определяет, насколько штурман освоил
самолетовождение при помощи радио,
в чем его знания недостаточны. Инструк-
лор помогает ему получить нужные

знания,
Майор И. СЕРЕБРЯКОВ. ,

Краснознаменный Балтийский флот,

Сарай, наполненный сотнями тысяч: пар.

«Склад трупов», Полусожженные останки узников
; >

Фото Я. Рюмкина («Правда»)

умерщвленных ими ‘людей. Таких печей в лагере был пять,

in

Паспорта ‘узников лагеря’ уничтожения.

обуви убитых.

убитых в. лагере.

и С. Турарий («Известия:).