1 сентября. 1944 г., пятница.

И

Е

На

№ 208 (1775)

нае

(От специального корреспондента «Красного Флота» )

Вот здесь, на этом месте, где мы стоим
сейчас, 37 месяцев назад моряки Дунай-
exo флотилии прощались с Измаилом.

x* uae

Флотилия ушла, сохранив большинство
своих кораблей, Со многими из них врагу
пришлось ветречаться в Одессе и Севахто-
пюле, в плавнях Приазовья и под Ново-
российском. Отряды Вострикова и Куни-
хоза прикрывали отход кораблей и тылов
флотилии. Они бросались в контратаки и

тромили врага.  Тероический подвиг
совершил. экипак монитора  <«№елез-
няков». Когда Дунайская флотилия,
выполнив свою задачу 10 обороне

приазовеких городов и ‹ел, ушла к Но-
вороссийску, монитор’ остался один.
Н героический экипаж «Железнякова»
прорвался через Керченский пролив в
Черное море. И не только прорвался, но
и нанес большой урон врагу.

Вепоминаются первые месяцы нашего
наступления на Кавказе. До Измаила еще
были многие сотни миль, но одним из са-
мых популярных  дозунгов был 20-
зунг: «Вперед! Нас ждет Измаил»
С этим лозунгом моряки вышибали нем-
цев с Азовского моря, громили их под
Керчью, Николаевом. С этим же зозунгом
начали они наступление 22 августа
1944 года. 1

Путь к Измаилу преграждал  Аккер-
ман. На занятие ‘этого важнейшего узла
обороны противника устремилось не-
сколько подразделений морской пехоты,
много кораблей. Днестровокий лиман уви-
дел тогда единственное в своем роде мощ-
ное наступление без артподготовки. Бе-
реговые батареи стали подавлять огневые
точки врага, когда наш десант уже проч-
но закрепился на правом берегу лимана
и быстро продвигался к Аккерману. Бро-
некатера наступали моря. Шод согласо-
ванными ударами моряков, тесно взаимо-
действующих с армейскими частями,
противник был выбит из Аккермана. На
другой день флотилия . контр-адмирала
Торшкова начала битву за Дунай.

Ночью на бронекатера погрузились де-
сантники-катановны. UM поставили за-
дачу — высадиться южнее селения Жеб-
рианы и перерезать противнику пути
отступления на Вилков. у

Корабли Героя Советского Союза Дер-
жавина подходили к месту высадки. эЭки-
пажи находились Ha боевых местах,
ожидая команды. Старшинь 2 статьи
Отрокан —— командир носовой башни
бронекатера — навел орудие. Постепенно
начало светать. До берега было еще три
мили, но командир бронекатера скоман-
довад десантникам: «Приготовиться!» Ка-
тановцы вышли из кубриков, подготовили
боезапас. Котда бронекатер ткнулся к
берегу, командир скомандовал: «За борт»,
и через несколько минут все десантники
были на берегу. Один за другим полхо-
хили в берегу катера, высаживая десант.

Когда весь батальон оказался Ha 0е-
регу, катера отошли в море. Гитлеровцы
оказывали ожесточенное сопротивление.
Морские пехотинцы попросили артилае-
рию поддержать. Орудийные башни бро-
некатеров развернулиеь и открыли огонь
по врагу. Пока катановцы с помощью
фронекатеров уничтожали вражескую
труппировку в районе бебрианы, броне-
катера калитана 2 ранга Давыдова пошли
® порту Вилков. Сюдь же пошла часть
державинских катеров.

Утром боевые корабли ворвались в

гирло Дуная. В районе Вилкова у протиз-
ника была переправа, ‘на берегу скопи-
лось ог
НИКИ.

высыживали небольшие десантные груп-
пы, проникавшие в тыл и наводившие
панику на противниуа.: Немепкая батарея
открыла огонь. Осколками было ранено
несколько человек. Бронекатера усилили
теми стрельбы. Несколько прямых попз-
даний — и врыжеская батарея замолчала.
Угрожая врагу полным уничтожением,
командование предложило ему едаться. В

мное количество войск и тех-
ати катера при нодходе к берегу

это время Жебрианы были уже взяты..
Более тысячи. вражеских солдат и офи-
церов сдалось в плен. Небольшое число
солдат противника прорвалось к Вилкову
и рассказали о случившемся, Паника еще
больше охватила противника, Он выбро-
сил белый флаг:
Группы катеров стали прорываться
дальше по Дунаю, ведя разведку боем.
Наших войск в этом районе еще не было.
Поэтому шли, усиленно наблюдая за бе-
регом и воздухом. При подходе к Килии
моряки обнаружили замаскированный
монитор противника. Бронекатера при-
готовились к бою. В эт0 время в воздухе
появились наши самолеты. Засвистели
бомбы. Когда расееялся дым, ‘катерники
увидели обломки вражеского корабля,

воде экипаж монитора. От него узнали,
что второй монитор пошел к Килии. Ко-
рабли полным ходом двинулись вслед.
Вскоре открылся город @е белеющими
церквами, многоэтажными домами. У 0е-
рега находились баржи, груженные ору-
диями, автомашинами, боеприпасами.
Под парами стоял буксир, пытавшийся
уйти. Одна груженая самоходная баржа
уже отошла от берега.
Огонь! -— скомандовал
После выстрела баржа подошла снова в
берегу.

В Новой Килии у причалов. также
стояло несколько буксирных барж. Один
хатер ‘при появлении наших кораблей
пытался уйти, его команда ‘отстрелива-
лась из пулеметов. Первым же залпом
бронекатер потопил вражеский корабль.
Наши моряки захватили несколько барж
< артиллерией и разным имуществом.

Вскоре подошел батальон морской пе-
хоты, и ночью катера высадили в Новую
Килию десант.

вали смело, напористо, За двое зуток они
захвалили много пленных, ° большое ко-
личество военной техники и другого
военного имущества,

26 августа корабли Дунайской флоти-
лии вошли в свою базу — Измаил, в
родной наш город, гле каждый метр зем-
ли напоминает о славе рубекого оружия,
о подвигах великих русских полководцев
Суворова и Кутузова:

Мы были очевидцами, как бронекатера,
уйля на операцию, чёрез несколько Часов
вернулись, ‘переполненные немцами. Это
были остатки отборного немецкого пол-
ка. которому поставили задачу штурмом
снова отбить у нас Измаил. Фрицы даже
не успели занять исходные позиции для
атаки, как были окружены. В ожесточен-
ной схватке немецкий полк был разгром-
ден, & остатки его сдались в плен.

Напитан И. КРАВЦОВ. -

Черноморский флот.

Всенародный праздник в Таганроге

ТАГАНРОГ, 31 августа. (ТАСС). Тру-
дящиеся Таганрога торжественно отмети-
ли годовщину освобождения города от не-
мецко-фашистских оккупантов.

Большими производетвенными победа-
ми ветретили знаменательную дату пере-
довые таганрогские предприятия. Rpyn-
нейший в стране манесмановский цех
завода им. Андреева досрочно выполнил
августовскую программу по выпуску бес-
шовных труб. Досрочно завершил . план
августа и кожевенный завод. По сравне-
нию с январем 1944 года выпуск про-

дукции здесь увеличилея на 221 про-

цент. В ‘строй действующих вошла фаб-
фика обувных деталей. Связисты  Таган-
рога смонтировали и вдали в экеплоата-
цию новую телефонную станцию.

ПЕСКЕ ee

Контр-адмирал.
И. ДМИТРИЕВ

Море щедро вознаграждает моряка за
перенесенные невзгоды и лишения. Мне
вспоминается запах Тимора-— одного из кра-
сивейших островов Зондского архипелага,
Я выпросил у командира разрешение прове-
сти корабль под самыми берегами (там
достаточно глубоко). ‘Тропические леса
поднимались из воды сплошной зеленов
стеной. бриз овевал нас благоуханием сан-
даловых и манговых деревьев. Мы. дошли
до севервой оконечности острова и < чуз-
ством сожаления повернули на вест, на-
встречу солнцу, спускавшемуся в море,
Было тогда часов вокемь вечера, но далеко
за полночь, когда мы отошли от острова
уже миль на 40`и вокруг давно расстилался
пустой океан, порывы ‚ ветра продолжали
доносить до нас удивительный запах Ти-
мора.

В 1897 году много писалось и говорилось
о золотых россыпях в Клондайке. «Якут»
получил приказакие подняться «для провер-
ки» вверх по Юкону. Для чего это было
нужно—не знаю, Быть может, царское пра-
вительютво хотело. официально’ убелиться в
собственной глупости. Ведь Аляска. была
раньше русским владением и незадолго пе-
ред тем за бесценок уступлена Соединен-
ным Штатам.

Поднявшись миль 20 вверх по реке, мы
сделали остановку, и’ для ‘развлечения
команды была устроена рыбная‘ лозля. Hes
рез некоторое время я заметил, что рыбаки
мои разбрелись, сидят на бережку и кол-

дуют над своими шапками, зачерлывая реч-

ной песок и встряхивая его особым образом,
— Золотую рыбку ловим, ваше благоро-
дие, — доложил мой сигнальнуик, * показы-

вая на ладони несколько черно-желтых бле-

стящих крупийвок.
Матросы на «Якуте» были сибиряки, при-
родные золотоискатели. За три или четыре

я
* Продолжение. Начало см: «Красны

Флот» от 30 августа.

Вчера в городском музее открылась
большая юбилейная выставка «Таганрог
в лини Отечественной войны». показы-
вающая Таганрог военного периода, тру-
довые успехи горожан. восстанавливаю-
щих народное хозяйство; разрушенное
врагом. Днем свыше’ 30 тысяч трудя-
щихся  присутетвовали на митинге на
Петрушиной косе, где находится брат-
ская могила расстрелянных немцами
6 тысяч женшин, детей, стариков.

Вечером в парке культуры и отдыха
состоялся общегородекой митинг. Учает-
ники митинга в единодушно принятом
письме на имя товарища Сталина по-
клялись отдать все силы для быстрейше-

ото города.

<
 Из воспоминаний
штурмана

<

таких «рыбалки» они. шутя, собрали со дна
Юкона и передали для сдачи в казначей-
ство золота что-то тысячи на три. Посчитал
ли командир это достаточным для реляции
по начальству; но только’ вскоре мы повер-
вули обратно.

`В навигациющеюм отношении плавание по
глубокому и полноводному Юкону не пред-
ставляло . интереса. Зато изучение  непо-
стоянного и сложного режима китайских
рек, и в частности бара их, много дало мие
как штурману ‘(по Пейхо, например, я

‘поднимался вплоть до’ самого  Тяньцзиия).

В песне поется: «He течет река обратно».
Это неё так. К огорчению штурманов, не-
которые реки именно текут обратно, напри-
мер. наша Севермая Двина. Океанские пря-
ливы вталкивают в устье большие массы
воды, образуя обратное течение в реке,
простирающееся иногда на много десятков
миль. А особенность китайских рек, кроме
того, состоит в том, Что отлив там продол-
жительнее прилива. А это имеет практиче-
ское‘ значение, хотябы при управлении
огнем, когда штурман, помогая артиллери-
ет
и Ом речной воды, чтобы сваряды не де-
лали перелетов или недолетов.

Позже, в 1905 году, зкакомство с тихо-

‘окезнским театром помогло мне BO время

вывода из Нусимского боя вопомогательного
корабля «Анадырь»: Имея ка борту 337 че-

ловек, ’ снятых с погибшего крейсера
«Урал», мы прорвались к Молуккскому
проливу японскими территориальными BO-

лами, почти вплотную прижимаясь к берегу.

Глубины в том раноне характерные; в абсо-

Бронекатера подобрали плававший, на

командир.

Моряки Дунайской флотилии действо-

раюсчитывает по’ часам, время под’ема,

Русская военная
книга

ЛЕНИНГРАД, 31 августа. (По телефову
от корр: «Красного Флота»). В Лечниград-
ском Доме Красной Армни открылась вы-
ставка военной книги. Эта выставка, орга-
низованная Ленинградским Домом Краской
Армни совместно с библиотекой Академии
наук СССР и библиотекой штаба Ленин-
градского фронта, представляет огромный
интерес и большую познавательную цен-
ность для офицеров и бойцов Красной
Армии и Военно-Морского Флота.

В залах выставлекы книги русских пол-
ководцев, военных теоретиков и историков,
уставы, наставления” русской армин, мочо-
графии и альбомы, посвященные пазличчым
областям военного дела. Богатейший под-
бор литературы показывает этап за этапом
развитие русского национального военного
искусства и военной тебретической мысли.

Выставка состоит из 16 отделов. Одним из
основных по обилию материалов является
отдел литературы 9 военном прошлом рус-
ского народа.

Глубокое впечатление - оставляет отдел,
посвященный военной. тборетической мыс-
ли. Многочисленные труды по стратегии,
оперативному искусству, тактике, воспита-
нию и обучению ‘войска наглядно  свиде-
тельствуют о богатстве и многообразии рус-
ской военной теории, ‘ее прогрессивной ро-
ли в развитии мирового военного ‘искусства.
Петровские уставы си гениальная «Наука
побеждать» Суворова, труды генерала Дро-
гомилова и «Рассуждения о морской так-
тике» адмирала Макарова, книги генерал-
майора Д.Масловского и других военвых
деятелей России. представляют собою цен-
нейший вклад в мировую теоретическую
литературу о войне и армии.

Центральное место среди теоретических
трудов о войне занимают военные произве-
дения Ленина и Сталина, прежде всего
книга товарища Сталина об Отечественкой
войне Советского Союза. Широко представ-
лены на выставке работы полководцев
Красной Армии М. В. Фрунзе, К. Е. Вэро-
ирилова,

На выставке есть слециальный отдел
книг о Военно-Морском Флоте. Здесь, кро-
ме произведений адмирала Макарова, сбор-
ников о Нахимове, Ушакове. и других вели-
ких флотоводцев, о привлекают внимание
редкие старинные ‘издания: «Жизнеописа-
ние первых российских адмиралов или 06
истории российского флота» (1836 год из-
дания), несколько томов «Записки морского
офицера» (изданных в 1818 г.), описание по-
ходов, сражений Ф. Ф. Ушакова и другие.

Ленинградская выставка русской воен-
ной книги, отражающая главный истори-
ческий путь нашей армии и флота, боевые
традиции и высокое искусство, несомненко,
приобретет широкую популярность среди
моряков Краснознаменного Балтийского
флота. Морские офицеры почеринут на этой
выставке много глубоких мыслей о своей
профессии, найдут много ценнейших указа-
ний и советов для работы над расширением
своего воекного кругозора, над изучением
военного прошлого своей Родины.

По страницам.

краснофлотских газет

«% Катерный тральщик мичмана” Юдина
обнаружил в море плавающую немецкую
антенную мину. Подойти‘к ней нельзя бы-
ло: она угрожала взрывом. Шлюпки на

корабле не, было.

Тогда боцман тралыцика  старщина 1
статьи Гаврилов и краснофлотец Конова-
ленко прыгнули за борт. Отважные моряки
доплыли до мины и завели буксирный ко-
нец. На пути к порту мина сорвалась. Тог-
да боцман Гаврилов снова бросился в во-
ду и опять забуксировал конец,

Благддаря отваге военных моряков не-
мецкая антенная мина была доставлена в
указанное место. («Красный днепровец»).

«% Большая группа краснофлотцев, стар:
шин и офицеров тральщиков награждена
орденами и медалями СССР. за мужество и
отличное боевое умение, проявленные при
выполкении заданий по тралению.

На-днях контр-адмирал Новиков вручил
военным морякам награды.

Орден Отечественной войны 1 степени
был вручен командиру катера-тральцика
Гребеневу. Его катер-тралыцик за послед:
нее время уничтожил много вражеских маг-
нитных мин. —

Ордена Отечественной войны Ш степени
получили механик тральщика старшина
  статьи Шаботинец, старнтина 2 статьи
Финашов и. краснофлотен. Берестов.

Значительной группе старшин и. красно-.

флотцев были вручены ордена
Звезды и медали «За

Красной
отвагу» («За

о дуге большого круга

лютном мраке (ночь была наредкость тем-
ной), ориентируясь только Но глубинам, я
и провел «Анадырь» в обход противника.

С тропиков меня перебросили за Поляр
вый круг. Придя в Либаву через Сузц, я
получил новое назначение — старитим офи-
цером на посыльное судно «Бакан», отправ-
лявшееся ворвежскими  шхерами в Мур-
манск.

На «Бакане» я свел знакомство < норвеж-
nem Броссе, бывшим в течение двадцати
пет коронным лоцманом, а на склоне жизни
перещедшим в профсоюзную корпорацию
лоцманов.

Обычно шхерные лоцманы держатся очень
замкнуто, магами и кудесниками, ревниво
оберегая свои маленькие профессиональные
тайны. Не раз приходилось видеть, как, за-
глянув для отвода глаз в свою книжечку,
испенгренную одному ему понятными знакд-
ми. лоцман вдруг  отворачивал от курса
ради того только, чтобы сбить с толку на-
блюдателя.

Броссе держался. иначе, С «Бакавом» у
него был заключен многолетний»контракт,
на корабле относились К нему призетливо,
с истинно русским гостеприимством,  снаб-
жая в изобилии рижским бальзамом, кото-
рым он растирался от ревматизма, а также
принимал внутрь,

Тебретических знаний у него было немно-
го. Он даже не любил прибегать к карте.
Можно сказать, Что ‘он вел корабль не по
карте, а по своей записной книжке. Он брал
опытом, огромной памятью и наблюлатель-
ностью, зная наизусть все приметные знаки
и глубины и умея правильно и быстро со-
поставлять их с положением корабля.

Приглядываясь к Броссе, я понял, что и^-
кусство лоцмана, да, пожалуй, и штуомаял
вообще. ‘очень индивидуально... Нагляднёе
всего это сказывается в зарисовках. Свою,
пусть плохонькую, сделанную настех, вы
всегда поймете гораздо лучше, чем чужую,
хоть она и будет выполнена умелым зари-

УЧЕБА МОЛОЛЫХ КОММУНИСТОВ

Илейная ‘закалка кандилелов партии: и
молодых коммунистов привлекает `вс®
большее внимание партийных  организа-
ций. Олнако в ряде случаев воспитатель-
ная работа в этом направлении  развер-
тывается преимущественно по линии обя-
зательных форм учебы, офганизации ене-
циальных групи по изучению устава ч
программы ВВЕЛ (6). Ослаблено внимание
5 политическому самообразованию вновь
принятых в партию. в самостоятельному
изучению ими книги товарища Сталина
«0 Великой Отечественной войне Совет-
ского Союза». истории ВКП(б). Между
тем условия и возможности лля этого на
нашем флоте весьма: благоприятны.

Занятия с кандидатами › ий молодыми
коммунистами р ведутся без учета
степени их подготовки. На Н-ском кораб-
ле, например, гле парторгом т; Наваов, за-
нятия в обязательном порядке yerpan-
заются два раза в месяц. При этом парт-
орг и партийное бюро заставляют: всех
уолодых коммунистов, независимо от
уровня их знаний, посещать занятия
кружка.

Удовлетворяет ли это слушателей? Ко-
нечно. нет. У т. Ускова, скажем, закон-
‚ченное среднее образование. Он вполне
грамотен и безусловно может само-
стоятельно работать Hal повышением
своего  идейно-политического уровня. С
этим не может‘не согласиться и парторг
Павлов. Тем не менее парторг заетавляет
Ускова посещать занятия ий слушать 3a-
частую крайне поверхностные беседы по
тому или иному параграфу устава ‘зар-
THE.

На корабае часто бывали предетавите-
ли политотдеза. Они проверяли состояние
учебы в групне, делали замечания. дава-

ли указания, но не заметили. явной неод-
они

норожности состава группы. А ведь
могли бы и обязаны были полеказать мо-
яодому. парторгу, как лучше организовать
учебу нового партийного пополнения.

Такое положение не только на Н-ском
корабле. В подразделении, где парторгом

Усталов, служит лейтенант Аничин, еще
в 1934 году окончивший институт евязи.
Это культурный офицер. много читаю-
щий, постоянно обогащающий себя идей-

но-политическими и военными знания-
что Ани-
чин—один из чаиболее грамотных люлейв
подразделении. Но вот его приняли кан-
дидатом в члены ВКП (5) и сразу же обя-

ми. Сам парторг не отрицает,

зали дважды в месяц посещать занятия с
кандитатами. Конечно, эти занятия Ge
удовлетворяют Аничина.

— Я привыЕ, — говорят он, — рабо-
тать над книгой самостоятельно, но. раз
требуют в порядке партийной дисципли-
ны, приходится посещать занятия.

Олнажды после

присутствовать на занятиях, заверив, что
самостоятельно поработает над темой.
Член партийного бюро т. Павлов пригро-
зил т, Аничину, что, если он не придет на
занятия, будет поставлен об этом вопрос
на бюро. =
Отдельные парторги на практике убе-
дилиеь, что обязательные формы парт-
учебы далеко не ‘всегда приносят пользу.
Тов. Коломеец, напрямер,
что многие занятия с кандидатами
в члены ВКП(5) превратились для них в
юбузу. В этой организации  перестройля
учебу — взяли курс на самообразование.
Результат получился хороший = ©

суточного тежурства
т. Аничин попросил разрешить ему не

рассказывает,

‚Парторг первичной организации: Гу-
щин решил провести собеседование по
восьмой главе «Краткого куреа истории
ВКЛ (5)>». Была проведена большая ифед-
варительная работа — подобрали литера-

туру; организовали консультащию, дали

задания коммунистам подготовиться Е
выступлениям по отдельным вопросах. В
библиотеке сразу же возрос спрос на ли-
тературу. Товарищи, верьезно поработав
салгостоятельно, толково и активно вы-
ступали на собеселовании. -

Парторг другой организации avon же
части провел собеседование по статье тов.
Вышинского «Советское государство в
Отечественной войне». Боммуниеты осно-
вательно подготовились, прочитали pad
трудов Ленина и Сталина. В тезультате
все они извлекли из собеседования боль-
шую пользу.

Организация самостоятельной учебы
коммунистов требует, однако. ‘заботливого
ий при том постоянного внамания партий-
ных руководителей. Это дело. конечно,

обходимостью не только контролироваль,
во и помогать. № сожалению, в некоторых
флотских парторганизациях забытое по-
становление ЦЕ ВКИ(5) «0 постановке
пропаганды марксизма-ленинизиа в Be-
лоруеской ССР, Орловской и Курской 05-
ластях». В нем указывалось. что руково-
дители парторганизации доажны обесле-
чить контроль и проверку по существу,
как коммунисты, и в первую очерель руко-
волящий актив.
устава ВКП(б) — неустанно работать
над повышением своей сознательности,
над изучением основ маркеизма-лениниз-
Ма.

‘знается, что он уже давно не держал в ру-
ках <Нраткий куре истории ВКП(б)»,
глубоко ‘не изучает книгу товарища

своего
кругозора. Быкова при-

тически не расширяет
теоретического

тех пор ни тазу парторг корабая или
тает, какая ему нужна помощь.

оргом Коваленко. Последний не знает,

тов в руководимой им организации, кто
из коммунистов самостоятельно работает
над повышением своего идейного уровня.
Если на корабле изредка и читаются лек-

кими темами самостоятельно
коммунисты и какая лекция могла бы им
действительно помочь. А. консультации,
собеседования, товарищеские дискуссии
злесь вовсе не практикуются.

Не только парторганизации, но и не-
которые политотделы нередко забывают
06 учебе рядовых коммунистов. —

Широко развернутое политическое еа-
мообразование, правильная организация
контроля и повеелневной помощи  само-
стоятельно изучающим марксизм-лени-
низу —- необходимые условия обеспече-
ния идейного оста нового партийного
пополнения.

Капитан-лейтенант А. СТОНИН.

ee Sa aay pes

совщиком. Помею, я как-то зарисовал вход
в Корс-фиорд. Вздумал проверить себя, за-
глянул в лоцию, где имелась зарисовка то-
го же места., Что такое?. Совсем не то.
Потом понял, чТо. в ней, при значительно
большей детализации, нехватало ‘2—3 штри-
.хов, которые мне показались наиболее ха-
рактерными и поэтому лучше всего запом-
илисЬ. at .

„Из этого я сделал вывод. что нужно по-
больше зарисовывать самому, и зазел целый
альбом, с помощью которого, дополняя кар-
ты и. лоции, восстанавливалв случае нужды
навигационные особенности своих. прошлых
плаваюий. : 4

Однако никакие наглядные ‘уроки Броссе
и других опытных мореходов не могли за-
менить книг, а в походах самообразованием
приходилось заниматься урывками. Нельзя
сказать, что нас плохо учили в корпусе и
в училише. Но за годы самостоятельных
плаваний накопились разнообразные  спе-

циальные  вопросы, которые и в голову не

пришли бы курсанту. Многое поэтому хо-
телось прочесть и перечесть заново.

Мне повезло в этом отношении. Я был‘ на-›

значен старшим офицерсм на новейший
крейсер «Адмирал. Макаров», закавчявав-
звийся постройкой в Тулоне. Незадолго
перед тем умер вице-адмирал Лихачев. Мы
знали о нем понаслышке. В восьмидесятые
голы; в знак протеста против порядков, за-
водившихся на флоте Александром Ш, on
зышел в отставку и поселился во Францин.
После него осталась огромчая библиотека.
Все книги военно-морского. содержания
были отказавы по завещанию русскому
Морскому корпусу. Требовалось отобрать
их и отправить в Россию.

Эта работа была поручена мне, так  как
я быстрее других офицеров подготовил
свою часть на «Макарове» и располагал
свободным временем.

Все, что в течение многих лет заботливо
собирал старый’ адмирал, ‘влюбленный в
военно-морское дело, было предоставлено
теперь в ‘мое распоряжение: редчайшие
морские справочники, атласы, пособия ва
английском, французском, немецком, ис-
панском, итальянском языках. Pyka cama

Черноморский флот. На выполнение боевого задания.

ae

Фото А; Кветного,

а

собой откладывала каталог в сторону, и;

‚ как говорится, мир тогда исчезал для ме-
ня. . : :

Каждое утро, стправляясь к парку Мон-
со, на квартиру покойного адмирала, я да-
вал себе зарок. заниматься только состав-
лекием каталога, И сноза, одолев не более
десятка назвавий, застревал, надолго ва
одиннадцатом.

В библиотеку наведывался иногда
военно-морской атташе во Фрачции.

— Ну как?  Подвигается? — спрашивал
он, понимающе взглядывая на стол, 3aBa-
ленный выписками.

— Да, вот отвлекся на микуточку. Есть
туг, знаете, атлас один, — сконфуженно
бормотал я. И, чтобы задобрить начальство,
поспешко придвигал атлас; над которым мы
с атташе и засиживались допоздна.

Каталог все-таки был закончен к тому

наш

‘времени, когда крейсер начал готовиться к

испытаниям. ?

“Ha следующий год нас включили в
став отряда корабельных гардемарин.

со-

Введение этого звания, промежуточного

между офицерским. и кадетским, являлось
весьма. целесообразной мерой в подготовке
военно-морского офицера. `Гарлемаринам
постоянно ‘напоминали о‘тому что’ они без
пяти минут. офицеры и должны держагь
себя соответствующим образом. Когда же
требовалось по обстоятельствам, им  гово-
рили: «Но вы ведь не офицеры еще? Что
из того, что на корабле у вас особая гарде-
мариЕская кают-компания? Извольте-ка вы-
полБитв то-то и то-то!».

Русские ‘моряки о чувствовали себя в
Средиземном море запрост>. Наш учебкый
отряд стоял в бухте Аугуста, нздалеко от
Сиракуз, и зотрабатывал там стволовые
стрельбы и высадку десанта, когда про-
изошла мессинское землетрясение. Самоот*
верженная помощь пусских матросов пс-
страдавшим от землетрясения хброшо из-
вестна, хотя за годы своего владычества в
Италии фашисты постарались заставить
итальянский народ забыгь об ‘этом. Отмечу
лишь; что из военных кораблей, ‘находив-

трудное и. хложотливое. связанное с не-

выполняют требования.

Член партии Быков откровенно лри-

Сталина <0 Ветикой Отечественной вой-
не Советского Союза» и вообще систе\я-
идейно-

няли в члены ВЕЛ (6) в 1943 году и ©

парторг низовой организации не вызвал
его и не спробил, как он учится, что чи-

Полная бесконтрольность в этом отно-
шении имеет место на корабле, где парт-

как Илет теоретическая учеба коммунис-

ции, To они не связаны © самостоатель-
ной учебой коммунчетов. Их тематика
случайна. Да и парторг не знает, над ка-
работают

ИЗ ПИСЕМ В РЕДАКЦИЮ

0 военно-морской
° Киностудии.

Наша кинопремышленность выпускает
далеко не достаточное количество картин
на военно-морские темы, хотя такие
фильмы пользуются огромной любовью и
популярностью у зрителя. 3& годы войны
на экран выпущено всего несколько кар-
ТИН. т

Киноработники, чувствуя этот пробел,
нет-нет да и введут тип военного моряка
в тот или иной фильм, как это сделано,
например, в картине «Непобедимые». Но
такие попытки не могут, естественно,
удовлетворить законное желание зрителя,
особенно моряков, увидеть на. экране
военно-морской флот во всем его- много-
образии, ознакомиться с его традициями,
историей.

Почему так мало картин на военно-
морские темы?

Неправильно было бы искать ответ на
этот вопрос в недооценке столь насущ-
ной темы. Это мнение легко опровёргает-
ся фактом создания ряда  фиаль-
мов и существованием таких картин,
как «Броненосец Потемкин», «Мы из
Кронштадта», «Балтийцы» и др. Эти же
картины говорят и о том, что у нас есть
актерские и режиссерекие кадры для
решения задачи. Литературные произве-
дения. о Военно-Мореком Флоте, издан-
ные за последние годы, исключают так-
же предположение об отсутствии  писа-
тельских сил, которые могли бы быть
привлечены к написанию сценариев.

Основная причина, по нашему мнению,
кроется в том, что этот вопрос до сих
пор не поставлен всерьез, настойчиво
И © должной остротой, разрешался он от
‘случая в случаю, без какого бы то ни
было плана выпуска кинокартин из жиз-
ви Военно-Морского Флота,

Нам кажется, что единственно пра-
вильным решением вопроса было бы ©0-
здание особой киностудии, которая спе-
циализировалась бы исключительно на
выпуске военно-морских фильмов. Эта
киностудия должна сталь средоточием
маринистов — писателей, художников,
актеров. Ё ве работе должны быть при-
влечены специалисты флота, его научные
силы, военно-морские историки.

Такое об’единение, помимо всего про-
чего, значительно обогатит флотскую те-
матику в кино. Нока что, веледетвие то-
го, что военно-морские фильмы создают-
ся от случая в случаю, на экране пред-
ставлена почти исключительно флотская
романтика, показаны лишь внешние ка-
чества советского моряка. Истинная при-
чина беспримерных подвигов и героизма
прославленных людей флота еще не на-
шла должного отражения в кино. Выпу-
щенные на экран картины еще не показы:
вают, не раскрывают ту глубокую истину,
что каждая победа на море —— это ком-
плексе упорного труда, настойчивой уче-
бы, совершенного владения сложной б9е-
вой техникой и высоких моральных ка-
честв. Между тем только такой глубокий
и всесторонний показ может возбудить и
воспитывать интересе к морской службе,
прививать нашему юношеству настоящую
любовь к морю.

Крупные пробелы в тематике вовнно-
морских фильмов должны быть заполне-
ны. Создание специальной киностудии
поможет осуществить это насущное тре-
боважие.

Капитан Н. ЯРЫГИН.

В ВЦСПС

„ Секретариат ВЦСПС раз’яснил, что
при назначении пособий и пенсий по го-
сударственному ° социальному етрахова-
нию в общий трудовой стаж засчитывает=
ся времл службы в Врасной Армии, Воен-
но-Морском Флоте и нахождения в пар-
тизанских отрядах. Это время _засчиты-
вается. и в стак непрерывной работы
при условии поступления на работу в те-
чение трех месяцев после увольнения из
Красной Армии, Военно-Морежого Флота
или возвращения из партизанского отря-
да. Новое правило применяется Бак Е ра-
ботавшим. так и не работавшим в каче-
стве рабочих или служащих до призыва,
на военную службу или ветупления в
партизанекий отряд. НЫ

(ТАСС).

=

шихся в том районе Срелиземного моря,
первым — к полудню — пришел в Мессину
«Макаров». Потом, часам к четырем, —
остальные корабли отряда: «Цесаревич»,
«Слава» и «Олег». К вечеру подоспели два
английских миноносца, италъячские же ко-
рабли заявились почему-то позже всех, к
вечеру второго дня. :

Мы успела принять на борт свыше 1.300
равеных и увечных, когда адмирал, нахо-
дившийся на «Цесаревиче», приказал нам
прекратить спасательные работы в городе
и с закатом солнца отправляться со спа-
сенными в Неаполь.

Всюду; в коридорах, в казематах, в ба-
тарейной и жилой палубах, сидели и’ пе-
жали итальянцы. Наши моряки ‘отнеслись
к ним с отзывчивостью; которая в натуре
русского человека. Сам командир’ усту-
пил женщинам свой салон и каюту и пеге-
брался в походную рубку. На мвогих де-
тях были надеты ‘матросские рубахи, мере-
вязанные разноцветными лентами, приб®-
регавшимися в матросских сундучках в ка-
честве гостинца для отсылки в даревню. И
только в голову старшего офицера лезли
неподходящие мысли о том, какая гран-
диозная приборка предстоит нам после то-
го, как мы наконец сгрузим в Неаполе
своих пассажиров...

Поднялась луна. Море ‘было ‘удивятель-
но гладким, успокоительно-ровно гудели
машины. Зазвучали гитары и мандолнны.

Меня поразила легкость, с какой меняет-
ся настроение у итальянцев. На корме наш
корабельный священник читал сокращен-
ную морскую отходную над зашитыма в
парусину телами итальянцев, умерших от
ран, за на баке какая-то компания уже
грянула беззаботную песню. У иного мо-
лодца вся башка была обмотана ‘ бинтами,
один рот чернел, а фиоритуры он выделы-
вал надиво. После мне никогда уже не
приходилось ‘слышать такого ‘исполнения
неаполитанских романсов, как в ту ночь,
после мессинского землетрясения.

(Продолжение следует).-