Герой Советского Союза:
Иван Борзов —

Балтийский летчик Иван Борзов до
24-летнего возраста ни разу не поднимал-
ся в воздух. Биография его сложилась

просто. Рано оставшись без родителей. оч
с пяти лет воспитывался в одном из мо-
сковских детдомов, учился в школе-десл-
тилетке в Сокольниках, а потом в Москов-
ском авиационном техникуме.

Девять лет назад молодого выпусеника,
получившего квалификацию техника-кон-
структора, направили в военно-морское
авиационное училище.
эноша прошел напряженный двухлетний
курс обучения за один год. =

Отечественная война застала лейтенан-
та Ивана Борзова сложившимся летчиком,
командовавшим в краснознаменной э5-
калоилье звеном бомбардировщиков. _

Слелав за годы войны выше двухсот
боевых вылетов, Борзов, ставший торие-
доносцем, занес на свой лячный счет так-
же и четыре потопленных вражеских. ко-
рабля, подволную лодку, военное судно и
два крупных неприятельскях транспорта.
Последний из них —— водоизмещением
12.000 тонн — он торпедировал в Риж-
ском заливе в навигацию нынепенего года.
- За свою летную жизнь Борзову. прихо-
`дилось неоднократно бывать в тяжелых
‚перендетах. Два таких случая, из кото-
рых он, как обычно, вышел с честью, за-
помнились ему на Всю жизнь.

В паре ‹ лругим бомбардировщиком,
старшим лейтенантом Борисенко, он бом-
бил один вражеский об’ект. Неожиданно
появились лесятки неприятельских само-
летов—«Хейнкелей», «Фокке-Вульфов» и
`«Мебсершмиттов». Советские летчики при-

°няли неравный бой,

Несть: горящих вражеских замолетов
насчитал Борзов во время этой неравной
схватки, пока его самолет также не был
-0б’ят пламенем, Летчик выпрыгнул с па-
„фашютом из горящей малины на террито-
рию. занятую противником.

--.Мвана Борзова в части считали уже по-
Рибшим, когда на сельмые сутки он, обож-
женный. усталый, появился на своем аэро-
дроме. За неделю летчик прошел по вра-
жеской территории 250 километров.

„г Н-екая минно-торпедвая часть Врасно-
знаменного Балтийского флота, в которой
лейтенант Борзов начал службу команди-
ром звена, за годы Отечественной войны
стала гвардейской и краснознаменной.
Эта часть воспиталь 25 Героев Советехо-
го Союза. Указом Президиума Верховного
Совета СССР звание Героя Советского
Союза в числе других знатных балтий-
ових . торпедоносцев присвоено Ивану
_Нвановичу Борзову.

Москвич, воспитанник Ленинского ком-
сомола, летавший над Черным морем, нах
Азовским, над Тихим океаном и над Бал-
тикой — Герой Советского Союз» Иван
Борзов, награжденный четырьмя орлена-
ми Брасного Знамени и орденом Отечест-
зенной войны 1-й степени. вырос в зрело-
го мастера воздушного боя.

Е; КАПЛАНСКИЙ.

Краснознаменный — Балтийский флот,
1 сентября. (Спец. корр. ТАСС).
МОСТ ПОСТРОЕН
ДОСРОЧНО
БАКУ,   сентября. (ТАСС). Бойцы и
офицеры подразделения войск MIIBO-:
НКВД полковника Сенченкова одержаля

больную производственную побелу. За 5
месяцев до срока они построили через од-
ну из рек Азербайджана мост в 55 метров’
длины и 10 метров ширины и шестикиломет-
ровое шоссе по обеим сторонам моста. -

Мост этот и под’ездные пути к ному
имеют большое народнохозяйственное зна-
чение — он связывает Баку < важными
сельскохозяйственными ‘районами реснуб-
лики.

Бойцы и офицеры, в рекордно короткие
сроки постронвиие мост и шоссе, преоло-:
лели много трудчостей строательства. 49
сросительных каналов пересекали шоссе,
‘это заставило строителей уложить на
6-километровом участке 44 железобеточ-
ные трубы.

`В связи с досрочным и успешным оконча-
нием строительства секретарь ЦК КП(б)
Азербайджана тов. Багиров прислал на имя
хомандования части праветственную теле-

Здесь способный

п»

яой авиации. Противник стремился раз-
ведать передвижение сухопутных войск,
a также узналь места перебазирования-
кораблей. Вражеская авиация предпри-
няла ряд попыток нанести массированные

бомбо-штурмовые удары по базам и.
стоянкам катеров,
Наша зенитная артиллерия в0 взаи-

модействии с истребительной авиацией
надежно прикрывала корабли эт возлуш-
ных налетов. Благодаря хорошей орга-

зывались истребители, которыё при по-
мещи постов наведения умело находили
врага. Таким образом, некоторые районы
становились недоступными He только
для массированных налетов, но и для
высотных самолетов воздушной разведки.

В районе одной из вновь развернутых
баз насыщенность зенитной артиллерней
была не вполне достаточной, организация
постоянного барража и прикрытия истре-
бительной авиацией затруднялась близо-
стью фроята. Между тем противник пред-
принял ряд массированных налетов Ha
военные об’екты“и корабли; в нападении

участвовали ° бомбардировщики. типа
«Ю-87>. пракрываемые истребителями
«ФВ-190»;

Здесь большую роль сыграла четкая
организация службы постов BHOC. По-
сты своевременно оповещали о против-
нике и обеспечивали вызов нашей истре-
бительной авиации с аэродромов, уда-
ленных от района налета на значительное
расстояние. Лишь только вражеские са-
молеты приближались к базе, их ветре-
чали советские истребители, связывали
боем прикрытие и уничтожали бомбарди-
ровщиков. Прорвавшиеся к базе отдель-
ные самолеты встречались интенсивным
огнем зенитной и корабельной  артилле-
рии, которая вынуждала их беспорядочно
сбрасывать бомбы и поспешно уходить,
Их преследовали наши истребители и
уничтожали. 2

Постепенно, в связи с укренлением в
районе. системы ПВО, налеты почти преё-
кратились. и деятельность вражеской
авиации ограничилась воздушной развед-
кой прибрежного района и морского сек-
тора. =

При подготовке наступления на Ha-
рельском перешейке их наши зенитные
части была возложена задача прикрытия
с воздуха района операций переброски
войск Красной Армин. Надо было не до-
пустить разведчикоз в район проводив-
шихся операций. Это и было выполнено.
Всякий раз высотные разведчики отгоня-

ребителями. Несколько вражеских pa3-

ВеДЧИКоВ было уничтожено огнем зенит-

ной артиллерии и наведенными с помощью
постов „истребителями, Операции но пе-
реброске войск закончились удачно, что
способствовало успеху нашего наступае-
Hae. et ae ee
Наши войска взломали мощную долго-
временную оборону противника на Ка-
рельском перешейке. Их поддерживала
крупнокалиберная и дальнобойная артил-
лерия кораблей ‘и береговых батарей фор-
тов, а также высаженные с кораблей де-
санты на острова Выборгокого залива.

Зенитчики полковника Д. Осипчук
должны были организовать надежное
прикрытие в момент освобождения остро-
BoB Выборгекого залива:

Для этого из состава зенитных частей
была выделена специальная группа. В
задачу её входило; уничтожать самолеты
противника, не допуская нанесения ими
бомбо-штурмовых ударов по кораблям:

низации службы BHOC коприятель-
ские самолеты обнаруживалиь ва.
дальних  подетупах В воздух вы-

‘взаимодействуя с артиллерией береговой
вбороны, не допускать катера противнц-

ВЫДАЮЩИЙСЯ РЕКОРД

КРИВОЙ РОГ, 1 сентября. (ТАСС). Вче-
ра знатный бурщик шахты № 11 Иван Коб-
зарь в честь девятой годовщины стаханов-
ского движения установил новый рекорд. За

БОЕ БЫТЕ ae ЕСО

Sera

Взаимодействие канонерских лодок
с сухопутными частями

_ Опыт Отечественной войны показал,
что наиболее характерными для канонер-
ских лодок являются операции, проводи-
мые во взаимодействии с частями Йрас-
ной Армии, действующими на примореких
‘направлениях. Мощным. и точным огнем
эти корабли поддерживали сухопутные ча-
сти, десантные групны, подавляли м
разрушали ‘оборонительные сооружения
-противника, уничтожали его живую силу и
технику. :

В зависимости от оперативной obcta-

“HOBRA на театре и задач, выполняемых
частями Красной Армии, менялись и фор-
мы взаимодействия. Если Красная Армия

держала оборону, то канонерские лодки,
как правило, привлекались для взаимо-
действия с ними на длительный срок и
выполняли задачу огневого
на противника. Для таких операций
обычно привлекались не отдельные ко-
=рабли, & соединения. ©

- - Успешное выполнение такого рода 6oe-

-вых задач требует тщательной организа-
ции взаимодействия, особенно системы
боевого обеспечения канонерских лодок, в
первую очередь прикрытия с воздуха, от
воздействия береговых батарей против-
ника, & также организации тщательного
наблюдения за берегом и систематичес-

`кой разведки для выявления системы 0б0-
роны противника.

Эти условия одинаково важны и в Ha-
ступалельных и в оборонительных боях.
Пример канонерских лодок Краенозна-
менной Ладожекой флотилии. ocymecr-
влявших тесное взаимодействие с флан-
TOM Hallux Bolick Ha Карельском перешей-
хе, — яркое подтверждение этого. йораб-
ли флотилии своим отнем помогали
слерживать превосходящие силы против-
ника. Уничтожая артиллерийские и мино-
метные батареи врага, канонерские лодки
помогли частям Врасной Армии добить-
ся стабилизации фронта в этом районе.

воздействия.

Только в течение двух дней, с 23 по 25
сентября 1941 года, одна из канонерских
лодок подавила здесь две батареи  про-
тивника и взорвала склад боеприпасов,
отразив при этом несколько воздушных
налетов врага.

В последующие годы войны это взаи-
модействие становилось все более  тес-
ным, и осенью 1943 года, & особенно вес-
ной 1944 г., когда наши войска перешли
в наступление, канонерские лодки оказали
сухопутным частям значительную по-
мощь. 2

В зависимости от поставленных 3a-
дач корабли этого типа привлекались
для огневых налетов как эпизодически,
так и на длительный срок.

Для операций по огневому содействию
наступающим частям Врасной Армии на
приморском фланге привлекаются обычно
соединения канонерских лодок. На пер-
вом этапе, когда части Красной Армия
взламывают оборону противника, анти ко-
рабли своим огнем уничтожают узлы со-
противления, резервы, пути, по которым
противник старается подтянуть технику я
живую силу, ведут контобатарейную борь-
бу. На втором этапе, после того как 0б0-
рона противника взломана и наши части
развивают успешное наступление, ka-
нонерекие лодки выполняют задали в 00-
лее широком масштабе. Им приходится
уничтожать временные укрепления про-
тивника, живую силу, технику, вести
контрбатарейную борьбу. прикрывать
приморский фланг армии от BO03-
можной высадки тактического десанта
противника, Обладая больной подвижно-

стью и относительной свободой маневри-
рования, каношерские лодки веегла могут
находиться на фланге или впереди флан-
га наступающих сухопутных частей.

Выполнение такого рола операций свя-

зано с рядом трудностей. Кораблям в

a re

BQNTHMMEKMe зенитчики

Весной 1944 тода заметно оживилась   ка к порту Н. и в район островов; огнем
деятельноеть вражеской разведыватель-   поддерживать

десантные
занятии островов.

”В одну из белых ночей противник про-

‘извел налет на бухту группой до 48 са-
молетов-бомбардировщиков.
шли в основном. © двух

«До-215»,
шин. Не ожидая встретить огонь зенит-
ной артиллерии, вражеские бомбардиров-
шики подходили к бухте на высотах от
`1.500 до 2.009 м. зо а».

Находившаяся в районе бухты одна
из малокалиберных батарей лейтенанта
Казакова» использовала низкую высоту
полета и открыла интенсивный огонь.
Один самолет «До-215» был сбит, а вто-
рой подбит и ушел е дымящимся . мото-
ром. Тибель самолетов внесла’ растерян-
вость в боевые порядки вражеских ма-
шин; бомбардировщики беспорядочно

сбрасывали. бомбы, не причинившие Bpe-

да кораблям, и поспешно уходили, Ни од-
на из бомб не попала в цель.

Тогда враг обрушилея на батарею.
Бомбы рвались непосредственно на огне-
вой позиции. Осколками был ранен в гэ-
лову командир огневого взвода. Но тяже-
ло раненый офицер не оставило своего
боевого поста и, презирая смерть, ‘про-
доажал руководить боем. ва о

` Через сутки противник повторил ноч-
ней налет. На этот раз самолеты дейетво-
вали с большей осторожностью, подходя
Ha высотах около 3.000 м. _
Гвардейская батарея офицера Лаврова
встретила их метким огнем и расстроила
боевой порядок вражеских машин. _

Твардейцы-зенитчики офицера Лавро-
ва сбили один ‹ вражеский ‘самолет
«До-215». Остальные были рассеяны,

Третий налет повторился через сутки.
Батарея офицера Казакова сбила еще
один «До-215», остальные поспешили
скрыться. _
‚ Еще через сутки противник произвел
четвертый налет на ту же бухту: 8
<До-215» и 10 <Ю-88» пытались произ-
вести бомбовый удар по кораблям и вой-
скам десанта, И опять гвардейцы офице-
ра Лаврова сбили 1 «Ю-88»>.

Видя безрезультатность ночных нале-
тов, противник изменил тактику и пере-
шел к дневным. 19 самолетов-бомбархи-
ровшитов в сопровождении 6 истреби-
телей  «Фогке-Вульф-190» произвели
налет на катера. Самолеты шли на высо-
те в 8.000 м. Метким огнём зенитянЕн
после нескольких залпов сбпли один
самолет противника. Младший сержант
ИЯзврюшин несколькими снарядами сбид
еще один самолет. т

лись огнем зенитной артиллерии и ист- ’ На утро следующего jun фалясты

предприняли новый налет, HO MOR не
прошел безнаказанно: зенитчики офицера.
Лаврова прибавили к своему счету еще
одну машину. _ “3 РЕ

_ За сравнительно короткий период боев
на Карельском перешейке  зевитчики
Н-свой части сбили 9 вражеских самоле-

тов и огнем. малокалиберных пушек —

2 самолета.

Высокая эффективность огня  0б’яс-
няется возросшим мастерством личного
бостава и умелым руководством  офл-
Церов.

Потери зенитчиков: тяжело раненых. —
$ человека и легко — 2 человека. Оскол-
ками бомб и снарядов повреждены 2 ав-
чоприцена. Убитых не было, орудия He
пострадали. © re ;

‚ Подразделения зенитной артиллерии
надежно прикрывают подзащитные об’ек-
ты и корабли и наносят врагу значитель-
ный урон. —

Старший техник-лейтенант

@, НОЗНОВ,

K раснознаменный Балтийский флот.

БУРЩИКА И, КОБЗАРЯ.
смену он обработал 38 забоев и прошел 32,3

погонных метра. Сменное задание зыпол-

неко на 2.858 процентов.

вовать в прибрежных районах, тде недав-
но находился противник. Как правило. в
этих районах можно встретить и доволь-
но сильную берегэвую оборону, а также
минные заграждения. Следовательно, та-
ким операциям должное предшествовать
серьезное обеспечение, в первую очередь
траление, проводимое на принципе скрыт-
насти. i

Примером успешного выполнения 38-
дач, поставленных перед канонерскими
лодками, может служить операция в рай-
оне севернее Никулясы, проводившаяел в
июне 1944 года. Соединение канонерских
лодок поддерживало артиллерийское на-
ступление частей Красной Армии. Мощ-
ный и точный огонь кораблей нарушал
управление противника, выводил из строя
важные об’екты.

Наша артиллерия и в этот раз входила
в общую систему армейской артиллерии,
увеличивая плотность и глубину огня.
Кроме того, канонерские лодки выполня-
ли поежедующую задачу поддержки Ha-
вступления сухопутных частей, обеспечи-
вая их дальнейшее продвижение на при-
морском направлении.

Характерным является то. что в период
развития наступления нам не раз прихо-
дилось брать на себя функция сухопут-
ной артиллерии, которая  отетавала от
быетро пролвигающихся ‘подвижных Ча-
стей. Следуя вместе с передовыми частя-
ми влоль берега, а иногда и опережая их,
артиллерия кораблей расчищала путь
пехоте.

В период Отечественной войны  кано-
нерские лодки неоднократно участвовали
в десантных операциях, Огневая  под-
держка высаживающихся и затем продвя-
гающихся частей в глубь территории про-
тивникз является наиболее сложной опе-
рацией, требующей глубокой подготовки
и искусных действий.

При подхержке десантных войск требо-
валось организовать взаимодействие не
телько с частями. непосредственно при-
нимающиами участие в операции, но так-
же и их обеспечивающими.

_Как правило, к моменту проведения де-

тбольшинстве случзев приходится дейст-   сантной операции части Красной Армии

ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА CULP. J

iB a ee Se A oe ala)

части пря

Самолейы

направ-
лений: с севера—до 30 «Да-215», груп:
пами от 2 до 8 машин, и с запада — 18
группами - от 2 -д0.4 ма-

‘реключаться на отневое содействие

„«Чудское озеро, Бронекатера . капитана

3 ранга Аржавкина идут к берегам
противника.

Снимок специального Фотокорреспондента

°—  «Краеного Флотаз В. Федотова.

к

Полуглиссера прут
в боевую операцаю...

Перед высадкой десанта в тыл немцам был
послан отряд... полуглиссеров о ‘мичмана
Лоика. Командам полуглиссеров поставили
задачу: отвлечь внймание противника от
направления главного удара и уточнить
расположение его огневых точек.

Команды взяли ка борт легкие минометы
‘и ночью отправились в глубокую разведку.
Проникнув в район обороны противника,
военные моряки выключили моторы и бес-
шумно углубились в тыл врага. Причалив
к берегу, команды полуглиссеров заняли
позицию и открыли по врагу огонь из авто-
матов, пулеметов: и минометов.

Немцы ответили огнем. ‘Слерва начали
стрелять пулеметные точки, затем вступи-
ли в бой артиллерийские я микометные ба-

тарей. Огневые точки врага’были засечены.

Внезапно заревели моторы’ полуглисееров, .

и, прежде чем немцы могли опомниться, по-
луглиссера были уже далеко. Тем о време-
нем бронекатера  высадили десант в том
пучкте, где это было предусмотрено, а под-
держивающий отряд подавил огневые точ-
ки немцев, сведения о которых были `до-
ставлены ‘мичманом Лоик. ;

Быстроходные, с мелкой осадкой 1 хоро-
шими маневренными качествами, полуглис-
сера нашля широкое применение в боевых
операциях на’реках. Полуглиссера прони-
кают в Тылы противника, ведя разведку,
обозначают фарватер боевым кораблям во
время набеговых’ операций и доставки де-
сантов, обеспечивают». связь. между подраз-
делениями и. штабом флотилни, занимаются
эвакуацией раненых. Ha огкевые позинии
плавбатарей, к переправам, Tae действс-
валя тралыцики и еторожевые катера, в: ис-
холные пункты, откуда бронекатера о готс-
BATCA К Новой  сперации, — всюду летят
эти стремительные корабли. {

Лихие моряки служат на полуглиссерах.
Они любят свой катера’ за быстроту хода,
за подвижность в MaHeBpe. ° Полуглиссера
командиров Базарного и Федорова под ру-
жейно-пуляметным  огнем противника шли
внереди отряда бронекатеров,  доставляв-
ших десант, и обозначали фарватер: -Mopa-:
ки Упорно пробизались к цели. За „ними
уверенно шли. бронекатера.  Полуглиссер
Федорова получил десятки пулевых’ про-
боин, был ранен нулеметник, но отважный
моряк вел свой корабль до тех пор, пока
не выполнил задания.

.

Возле одного из приречных селений ки-
пел бой. За ранеными пришли полуглис-
сера Из-за сильного огня раненых трудно
было доставить к берегу. Тогда старшина
1 статьн Токарев, кевзиоая на огонь, сам
пошел за ранеными. Пригибаясь к земле,
ползком ок добрался к медпункту и принес
к берегу раненого, затем притащил еще
двух человек. * в №

Смело действуют: в боях. экипажи самых
малых кораблей на флотилии.

Старший лейтенант А. ЦЕЦОРИН;

Действующая флотилия,

a= #

или готовятся перейти в наступление и,
когда десант высажен на берег, переходят
в наступление, или, не дожидаясь высад-
хи, уже наступают. Десавтные ‘желвойска,
занимая плацдарм и действуя строго в
соответствии с общим планом операции,
обеспечивают развитие наступления.

В: этих случаях канонерским лодкам
прихолится поеле огневой поддержки при
высадке и действиях на берегу ‘сразу пе-
Ha-
ступающим частям. При высадке такти-
ческого десанта в тыд противника 0су-
ществлялось огневое содействие десанту
до момента соединения его с главными
силами, & ЗАТЕМ ——перёхол к выполнению
задач, стоящих перед наступающими ча-
стями. Для участия в десантных  опеэа-
циях корабли этого типа обычно привде-
кались в составе соединения, и, кроме 06-
новных задач, которые они` выполняли,
на-них иногда возлагалось прикрытие лег
санта на переходе морем и даже пеёревоз-
ка самих десантных частей,

Наиболее ответственным эталюм яв-
ляется бой за высадку. Канонерекие лод-
ки перед высадкой артиллерийским огнем
обрабатывают плацдарм, но в слелующем
этапе OHH зведут огонь по’ ближайшим
тылам противника. огневым точкам. pe-
зервим. Особенное внимание здесь долж-
но Фыть уделено ‘отневому прикрытию
флангов десантных войск. Опыт” показал:
противник всегда стремитея отрезать Je-
сантные части ударами во фланг”

Операция в районе Вядаицы (23 ию-
Ha — 9 июля 1944 года). где ъанонер-
CRUG лодки выполняли . задачи кораблей
поддержки, может служить одним из при-
меров умелого взаимодействия е частя-
ми, высаживающимися в ближайший тыл
противника. Канонарские лодки совмест-
HO ¢ бомбо-штурмовой авиацией 0брабо-
тали район высадки, подавили многие ог-
невые точки противника, а затем огнем
своей артиллерии обеспечивали  дальней-
шеёв наступление. 2

Напитан-лейтенант
В. ВЛАСКО-ВЛАСОВ,

Действующий флот.

Типография «Красное Внамя», Сущевская, 21,

©.

За высокую

(77.

+n one
ora, Ny 209

1944 14, cy Ooo

культуру в работе

авиационных. штабов

3 [августа в тазете «Красный Флот»
была помещена статья «Штаб и подготов-
ка авиасоединения ‘в операции». Cero-
дня я хочу остановиться на вопросах
культуры в работе авиационных штабов.
Ota эти вопроса’ твено связаны друг ©
другом, и от того, как они будут решены,
во многом зависит и выполнение боевых
задач. ‘7 Rai ;

После того как HepBHe авиационные
труппы поднялись в воздух, наступает
наиболее ответственный и напряжен-
ный этап боевой операции. Он mpo-
должеется до возвращения последнего $а-

молета. В этот отрезок. времени фактичес-

ки осуществляется Bech ` разработанный
штабом план, проверяются качество подго-
тевки иосхема взаимодействия отдельных
групи ‘и экипажей, Именно в данный пе-
риох штоб соединения, разработавший
операцию и руководящий ‘ею, ‹ должен
проявить умение в организации непрерыв-
него управления самолетами в воздухе и
в руководстве штабами частей. участвую-
щих в операции.

Сложность организации боевого упраз-
ления самолетами. на море об’яеняется
тем, что обстановка в районе цели не ос-
тается постоянной, & все время меняется.
Если первые атаки. в, некоторых случаях
удается осуществить. при той обстановке,
которая была известна и учтена в плаче
до вылета, то. повторные удары, как пра-
BHIO, проводятся уже в другой ббетанов-
ке, часто резко отличаощейся ‘от началь-
ной. Нротивник обычио вводит в действие
дополнительные силы, применяет фаз-
личные ухишрения и уловки.

Такое положение характерно для опера
ций против вражеских конвоев, - особенно
настагнутых на коммуникациях - вблизи
побережья противнака. Конечно. вероят-
ное пративодействие всегда учитывается;
Но в ходе выполнения операции оббтанов-
кА часто требует более конкретных и точ-
ных решений,

Стремясь предотвратить ‘дальнейшие
удары, немцы увеличивают силы лпротиво-
действия, пытаются ‘порой  перехватать
наши самолеты еще на мартруте ит. д.
Задача штаба — своевременно pearupo-
вать на противодействие противника, бы-
стро менять методы действий. выделять
дополнительные силы для полного обеспе-
чения поставленных задач.

Правильное и своевременное решение
всех вопросов боевого управления зави-
сит от штаба соединения, от работы его
Бомананого пункта, Вот почему организа-
ция командного пункта и командных
пунктов частей приобретает сейчас, в пе-
риод массированных действий. ocoboe
значение. .

Во время одной из операций против
вражеского конвоя. осуществляемой лет-
чиками Северного флота, имел место та-
ой случай. Нервые две ударных группы
торпедоноснев шли к цёли. Они должны
Зыли ‘атаковать транспорты конвоя в рас-
четной течка, определенной штабом на or-
новании первых донесений развехки. В
это время на командный пункт от самоле-
та-разведчика поступили новые. сведания,
которые показывали, что конвой перешел
в другой район, где торпелная атака
ола сы малоуспешной. Пользуясь. слож-
выми метеорологическими условиями. ко-
раоли противника сократили путь и’уже
входили, в один из: портов, где насчитыва-
лось большое число береговых батарей.

Командный пункт немедленно сообщил
ведущим трупп ториелоносцев нетолько
новое место конвоя, но и указал наиболее
выгодную точку ‘атаки — ‘район BLIXOTa
хораблей из пролива. Этим приказанием
торпедоносцам была дана возможность мз-
бежать затраты времени на поиск в рас.
четном месте, установаенном перед выле-
том. Ведущие трупн обошли’ пролив с
моря и, выждав время, внезапно атаковали
конвой.

При проведении комбинированных
атак важно выдерживать график после-
довательности. Нарушение этого графика
приводит к нарушению взаимодействия
уменьшает эффективность наших ‘атак.’

В июне 1944 тода на одном из дей-
ствующих морских театров проводилась
операция по уничтожению вражеского
вонвоя, состоявшего из. 8 транспортов

тральщиков, 4 сторожевых кораблей и
11 других кораблей охранёния. `В one-
рации участвовало шесть ударных групи
из которых одна бомбардировщиков две
торпедоносцев и три штурмовиков. Tlep-
РЫв атаки произвели бомбардировщики
затем штурмовики и почти одновременно
с ними торпеденосцы. Для обеспечения
штурмовикам ‘выхода в атаку была выде-
лена группа самолетов-дымзавесчиков

Дымзавесчики пришли в район цели
здновременно е первой группой бомбар-
хировщиков. Согласно. намеченному а

ЗАВОД ВОЗОБНОВИЛ
КОСТРОМА.
«Рабочий мета
ство экскават

Г сентября (ТАСС). 3

; .). Заво
ллист» возобновил производ.
оров. Первый мощный экска-

—=—ы_—

ПРОИЗВОДСТВО ЭКСКАВАТОРОВ

ну они сразу же после ‘удар бомбару-

ровщиков поставили завесу в фасчеть,
что вслед за этим пойдут штурмовики, В
действительности же штурмовики 0103дз-
ли и атаку вынуждены были пропзь-
дить, не пользуясь дымзавесами.

Этот пример показывает, какое значе
ние имеют своевременное реагирование na
изменение обетановки и быстрое принятиь
решения. Кроме того, он подтверждает е-
обходимость непрерывной разведки в рай-
‘оне’ атаки, обеспечения периодической
и срочной информации о всей оботаное,
Для этого при проведении крупных оте-
раций, тде участвует несколько групп ca
молетов. целесообразно из оперативного
отдела штаба в район цели посылать е-
циального офицера связи. 910 также
важно и для координации последователь.
ности выхода в атаку ударных групп,

Для отвлечения
от главного направления в ряде операций
производились так называемые  демонот-
ративные действия по лругим об’ектам, В
результате удавалось отвлечь значител-
ные силы! истребительной авиации п]о-
тивника в ложном направлении, Но np
организации демонстративных ударов
важно избегать шаблона, стремиться к
тому, чтобы в каждом . случае демонетра-
тивные атаки макенмально ‘походили Ha
действительные:

Важное значение атаки приобретают
при организации ‚ ловторных налетов,
когда противник вводит в бой все име
щиеся у него силы и средства против
наших ударных . групи на главном на»
правлении, В этих случаях демонстратив-
ные налеты: должны. не только предварять
действительные удары, но проводиться
в, течение всего времени действия
ударных групи. Это  отвлечет зна
чительные силы противника от направле-
ния главного удара, aMHOro облегчит
выполнение основной задачи,

Опыт показал, что при повторных #а-

летах следует менять направление saxo.
дов на цель, высоту бомбометания и ха-
рактер противозенитного маневра.
’ Вели, к примеру, при первой атак
противозенитный маневр - производился
изменением скоростей и высоты, то при
повторных ‹ ударах следует строить ero
на изменении направления, и наоборот,
Это: в.значительной степени снизит мот.
кость огня зенитной артиллерии:

То же самое надо сказать о маршрутах
и профиле полетов к цели, что значу-
тельно уменьшит, а в ряде случаев и 6
всем исключит возможность перехвата
истребителями наших самолетов. Эти по-
ложения не являются новыми, но, к 64-
жалению, некоторые штабы их недооце-
Нивают,

Последним этапом являетел оформите
ние результатов атаки и всей операции т
целом. Надо добиваться. чтобы первые
предварительные донесения от частей,
участвующих в операции, постулали
штао немедленно после посадки CaMdie-
тов. В ряде случаев они будут служить ис
ходными данными для.принятия решения
и расчеты били средств на
удар. Для большей достоверности эти до-
несения должны сопоставляться © ланны-
ми, полученными ‘от самолета-разведчи:
ка, фиксирующего результаты ударов
После предварительного опроса экипажей,
участвовавших в операции, штабы частей
должны собрать письменные рапорты,
подтверждающие результаты,

Сопоставляя наблюдения отдельных
членов экипажей боевых и обеслечиваю-
щих самолетов с данными из других 1
точников, штаб сумеет дать свое заключ
ние. При этом важно. чтобы он не просто
фиксировах показания экипажей, & дели
анализ обстановки,  вокрывал тавти
противника, оценивал свои действия,
Штабы соединений, получив донесения т
Частеи, доджны также дать свое заключт
ние © результатах боевых действий.

равильное оформление боввой доку.
тации служит не только официальных 10
кументом, позволяющим судить о 2631
татах проведенной Г

4 операции, Ho Hw jae?
озможность › учесть — положительнь
вскрыть недосталии. Культура. рабы

штаба и заключается в том, что, каждый
проведенный вылет, каждая операция 1
ходит правильное отражение и офорилеи
соответствующим документом,
Авиация Военно-Морского
час ‘имеет на Boo
молеты Beex тип

Частвв. Задача, штабов заключаетея 3
том; чтобы правильно, тактически грамоте
но организовать операции по разгром
вражеских кораблей и баз, еще лучше?
больших маснтабах осуществлять взалус
действие е кораблями флота’ и частям

>

Красной Армии.

arora cel-

Майор А, HOMYXOB.

ватор огправлен челябинским
сейчас закончек MOHT
создается. новый

строителям,
аж второго; На 32804°
сборочный цех,

внимания противника,

повторный

ружении современные 0
ов и в достаточном KOM