Ve

ot

‚ Демут-Малиновокий, Прокофъев;

3 сентября 1944 г., воскресенье. № 210 (1777)

Всему миру известны величественные
памятники искусства и архитектуры горо-
дов Петродворец (бывший Петергоф),
Пушкин (бывшее Царское (Село), Пав-

‚ яовок. Тучшие зодчие мировой архитек-

туры создавали в ХУШ и ХХ веках двор-
цы, постройки, парки этих гозодов-музеев.

„Петродворец (Петергоф) был основан в
1705 году Петром Первым первоначально,
Kak место остановки по пути на остров
Котлин, где была начата ‘постройка крепос-
ти Кронштадт. Здесь, на берегу Финского
залива, были построены пристань и He-
большой дом, получивший название «Пет-
ров двор», С 1714 года на берегу Фин-
ского залива было фазвернуто огромное
строительство Петродворца (Петергофа).
По замыслу и под наблюдением самого
Петра в Петродворце строились дворцы —
Монплезир, Марли, Эрмитаж, центральная
часть Большого дворца, большинств» фон-
танов, парков, гранильная фабрика са-
моцветов.

Французокмй архитектор Леблон по-
отроил В Петродворце замечательные двэр-

цы Марли и Эрмитаж, Верхний и Нижний.

парки; итальянец Растрелли созлал Боль-
ой дворец; маютеротву Джакомо Кварен-
ти принадлежит Английский дворец; зна-
менитый русский зодчий Воронихин, вы-
шедший из крепостных, дополнил Нижний
парю изящными павильонами. Замечатель-
ные дворцы и парки Петродворца получи-
ли широкую известность как исключитель-
ные памятники мировой архитектуры
ХУШ и ХХ веков.

Фонтаны Петродворца были известны Bd
всем мгире, Большой каскад-водопад фон-
танной системы Петродворца вместе е
Большим дворцом, фонтаном «Самсон» и
каналом, выходящим в море, представлял
собой исторический памятник, посвяшен-
ный победе русского оружия ‘над шведами
под Полтавой, Бронзовая фигура Самео-
на, разрывающего пасть льва, изображала
историческую победу Петра Первого над
Швецией (лев — государотвенный. герб
Швеции), которая открыла для России
широкий выход в европейские страны.

Со зремени Октябрьской революции
Петродворец ©тал местом, куда ежегодно
приезжали тысячи экскурсий не только со
всех концов Советского Союза, но и HB
многих зарубежных стран. До 150 тысач
ленинградцев выезжало в Петродворец для
отдыха в выходные дни,

В течение двух веков создавались худо-
жественные архитектурные памятники —
дворцы, парки, скульптуры в городе Пуш-
кин (Царское Село), бывшем до 1917 го-
да царской резиденцией. Великие зодчие
ХУШи ХК веков: Кваеов, Земцов, Раст-
релли, Нваренги, Ринальди, Воронихин,
Фельтен, Нееловы, Камерон, Стасов,
‹кульпторы Гордеев, Мартое, Демут-Мали-
новский, Козловский, живописцы Скотти,
Щедрин, Гонзаго и другие своими произ-
ведениями создали Царсокому Селу заелу-
женную славу во всем мире, :

Памятники Царского Села тесно связа-
ны 6 целым рядом крупнейших событий в
истории России, В Екатерининский дворец
6 июля 1757 года были привезены ключи
и знамена завоеванного русскими войска-
ми прусского города Мемель. В дворцовых
парках были воздвигнуты: Чесменская
колонна в память победы русского флота
над турецким в 1770 году при бухте Чес-
ме, Кагульский обелиск — в ознаменова-
ние победы в этом же году русских войск
над турками при реке Багуль в Молдавии;
Башая — руина — в честь Кучук-Кай-
нарджикокого мира, заключенного Россией
в турками в 1774 году; Орловские воро-
Ta — в ‘ознаменование побед русожих
войск под командованием графа Григо-
рия Орлова. В Царскосельском адмирал-
тействе была собрана исключительная по
своей исторической ценности коллекция
гребных м парусных судов; здесь Же в
адмиралтействе находился знаменитый
Тотториский глобус, сделанный по рас-
поражению герцога Готториекого в серз-
дине ХУП века и в 1713 тоду подарен-
ный Петру Первому. Огромный г15бус,
внутренняя поверхность которого пред-
ставлялаь звездное небо, вращалея в со-
ответетвии с движением земного Mana;
внутри тлобуса были помещены стол я
скамья на 10 человек.

С Цареким Селом связана  деятель-
вость лучших представителей русской

литературы: Ломоносова, Сумарокова,
Жуховокого, Карамзина Лермонтова,
Чаздаеза, Тютчева, Гоголя, В Цареко-

сельском лицее воспитывалея великий
русский поэт А. С. Пушкин,

Великолепные Екатерининский дворец,
воздвигнутый в городе Пушкин Варфоло-
меем Растрелли, Александровский дворец,
построенный там же Джакомо Вваренти,
Бамероновы термы и Камеронова гал-
дерея, носящие имя их знаменитого 603-
дателя, являлись лучшими образцами ми-
ровой архитектуры,

Павловский дворец и парк в городе
Павловов являлись выдающимися па-
мятниками архитектурного и вадово-
паркового искусства, Дворец и парк 03-
давали прославленные мастер» архитек-
туры: Камерон, Росси, Воронихин, Бран-
на; скульшторы: Maproc, Возловекии,
живо-
миецы: Скотти, Шедрин, Мэттенлайтер,
Гонзато. В 1823 году архитектор В. Рос-
и з левом крыле дворца построил и от-
делал известную всему миру библиотеку,

Советский народ бережно хранил горо-
да-музеи — Петродворец, Пушкин и Пав-
ловск, в которых были евосрехоточены
памятники истории России, созданные
творчеством и трудом народа. Ежегодно
затрачивалиеь огромные средства на бла-
тоустройство этих городов и их парков,
па работы по ремонту и реставрации
дворцов, фонтанов и других построек. Во
дворцах были помещены бесценные 09-
вровища русского и мирового искусства,

©

K

РАСНЫЙ ФЛОТ

СООБЩЕНИЕ

Чрезвычайной Государственной Комиссии

по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников
О разрушениях памятников искусства и архитектуры
в городах Петродворец, Пушкин и Павловск

редчайшие образцы мебели. фарфора,
живописи, гобеленов и скульптуры pyc-
ских и иностранных мастеров.

Е моменту вторжения немецких
хвалников в Нетродворце после
ции оставалось еше 34.214 различных
музейных экспонатов (картин, художе-
ственных изделий, скульптуры) я
11.700 ценнейших книг дворцовых биб-
лиотек. В нижних помешениях Екатери-
винского и Александровского дворцов го-
рода Пушкин были сосредоточены гарни-
туры мебели русской и французекой ра-
боты середины XVII века, 600 предме-
тов художественного фарфора конца ХХ
и начала ХХ веков, большое количество
мраморных бюстов, мелкой скульптуры,
до 35.000 томов книг дворцовых библио-
тек.

На основании документальных материа-
лов, заявлений и свидетельских показаний
очевидцев, показаний немецких военно-
пленных и тщательного расследования,
проведенного’ специальной комиссией в
составе: председателя Ленинградской го-
родской комиссии  генерал-лейтенанта
А. А. Кузнецова, председателя Исполкома
Ленинградского городокого Совета де-

3a-

эвакуа-

путатов трудящихся ИП. ‘С. По-
кова, главного архитектора Ленин-
града Н. В. Баранова,  матропо-
лита Ленинградекого и Новгородского
Алезсия, вице-президентов Академии
Наук СССР: академика А. А. Байкова и
академика ФД. А. Орбели,
Союза советеких писателей Н. С, Тихоно-
ва, народной артистки СССР В. А. Мичу-
риной-Самойловой, члена-корреепонлента
Академии архитектуры СССР А. И. Гегел-
ле, профессора В. А. Мануйлова, началь-
ника Государетвенной Инспекции по ох-
ране памятников Ленинграда H. H_ Be-
лехова, директора Госулдаретвенного Эр-
митажа академика И. А. Орбели, доктора
покусствоведческих  намк  професоорл
М. В. Доброклонекого, профессора М. В.
Фармаковского. кандидата архитектурных
наук В. И. Пилаявекого. секретаря комис-
сии Л. И. Куприлновой. а также Ha 0с-
нований личного раселедования фактов
разграбления и тфазрушения памятников
искусства и архитектуры, произведенного
членами Чрезвычайной Государственной
Жомиссии академиком А. Н. Толетых и
Николаем митрополитом Крутицким, уста-
новлено:

Немецкие громилы разграбили и разрушили
памятники искусства Петродворца

и в Петродворец 23 сентяб-
ря 1941 года, немецкие захватчики сразу

же приступили к грабежу ценностей двор-

цов-музеев и вывозили имущество двор -
цов в течение нескольких месяцев.

Из И AOE, Марли, Мон-
плезир и Коттеджа они разграбили и вы-
везли в Германию около 34.000 предметов
музейных экспонатов и среди них 4.950
предметов уникальной мебели — англий-
ской, итальянской, французской и рус-
ской работы Екатерининского, Алекоан-
дровского и Николаевского времени; мно-
го редких сервивов р иностранных
и русских заводов ХУШ и МХ веков. Не-
мецкие варвары содрали шелк, гобелены и
другие декоративные материалы, укра-
шавшие стены дворцовых зал.

В ноябре 1941 год> немцы сняли бров-
зовую скульптуру Самсона работы скуль-
птора Возловского и увезли ее. чВители
Петродворца Е. С. Андреева и М. Р. Ба-
рабанова сообщили зомиссии, что. в нача-
ле ноября 1941 года они видели машину,
увозившую фигуру Самсона, прикрытую
брезентом. :

На уступах воляной лестницы фонтана
«Самсон» были расположены статуй ре-
ки Волхов в образе старика и реки Невы
в образе женщины. Немцы вывезли и эти
статуи, так же как и большую фонтанную
бронзовую фигуру <бога морей» Нептуна,
стоявшую в центре композиции большого
бассейна в Верхнем парке. Они вывезли в

Германию художественные решетки, ог-
раждавшие парки.
Разграбив музейные ненности, немец-

кие бандиты подожгли Большой двоерец—
гениальное творение зодчего Варфоломея
Растрелли. Во дворце полностью погибли:
Танцовальный зал, Аудиенц-зал, парад-
ная лестница и церковь, украшенные де-
ревянной золоченой резьбой, выполненной
по’ рисункам Растрелли; Тронный, Чес-
менский и Столовый залы, созданные
Фельтеном, дубовая леетница и дубовый
кабинет, отделанные тончайшей резьбой.

При своем отступлении из Петродворца
немцы с помощью мин замедленного дей-
ствия разрушили дворец Марли; Дворец
имел тончайшую лепную отделку и резьбу.

Немцы разрушили Петровский Мон-
плезир. Они уничтожили все деревянные
части павильонов и галлерей, внутреннюю
отделку кабинета, спальни и китайслих
комнат; во время оккупации ередпюю,
наиболее ценную в историко-художествен-
ном отношении часть дворца — преврати-
ли в ДОТ, в западном павильоне дворца
устроили конюшню и уборную. В поме-
щениях Ассамблейного корпуса немцы
разобрали полы, выпилили балки, уни-
чтожили двери и оконные рамы, ободрали
облтивку потолка.

В парковом павильоне — Эрмитаж гит-
леровцы устроили пулеметно-артиляерий-
скую огневую точку, уничтожив внутрен-
нюю отделку здания и старинный пох’ем-
ный механизм обеденного стола.

В северной Части парка, так назы-
ваемой Александрия, они взорвали дачу
Николая П, полностью ` уничтожили хере-
вянный офицерский домик, Алебеаниряй-
ские ворота, павильоны фонтана Адама,
пилон главных ворот Верхнего парка и
Розовый павильон.

Дворец Николая Г — Коттедж немцы
заняли под медицинский пункт, ав Феф-
мерском дворце разместили свой штаб,
Все внутреннее убранство этих дворцов
уничтожено.

Немцы разрушили знаменитую фонтан-
ную систему петродворцовых парков. Они
подорвали питающую фонтаны линию на
всем протяжении от плотины у «Розового
павильона» до Верхнего парка.

Главная аллея Нижнего парка, идущая
параллельно берегу Финского залива, на
участке от канала до Алекгандрии пол-

ностью вырублена; из деревьев немцы.

сделали заминированный завал, З цен-

тральной части Верхнего парка выколан  .

противотанковый ров.

После занятия Нового Петродворца ча-
сти 291 немецкой пехотной дивизии огнем
тяжелых орудий полностью  уличтожили
знаменитый Английский дверец в Старом
Петроедворце, построенный по указу Ека-
терины П архитектором Вваревти. Немцы
выпустили по дворцу 9.000 тяжелых ар-
тизлерийских снарядов. Вместе с дворцом
уничтожен живонисный Английский парк
ий все парковые павильоны.

- 316-й пехотный полк 212-й немецкой
дивизии артиллерийским огнем  уничто-
жил так называемую «Собственную дачу
НЫЕ П», построенную при Нико-
dae i.

З Старом Петродворце немпы уяичто-
жили все церкви и в том числе Знамен-
скую, в которой хранились военно-ието-
рические реликвии эпохи Отечественной
войны 1812 года. Разрушен храм-музей

‚Серафимовского монастыря е замечатель-

ным иконостасом в стиле древнего
ро-русскего церковного зодчества, _

севе-

Установлено, что немецкие захватчики
преднамеренно, с целью разрушения,
включали дворцы и парки, имеющие исто-
рическое значение, в систему немецкой
обороны,

06 этом свидетельствует найденный в
одном из помещений Фермерского дворца
макет немецких укреплений Петродворцо-
вого района, На макете показаны важней-
шие здания, зеленые массивы с их плани-
ровкой, водные зеркала, протоки и нане-

‚сены узлы сопротивления, минные поля и

другие фортификационные сооружения
немецких захватчиков, Макет дает пол-
ное представление системы обороны нем-
цев в Петродворце, в которую включены
в качестве опорных узлов все дворцовые
постройки береговой полосы: Марли, Эр-
митаж, Иллюминационный дворец, Mox-
плезир и другие,

Гитлеровские бандиты разрушили дворцы
горола Пушкин

Разграбление и разрушение историче-
ских и художественных дворцов г. Нуш-
кин (Царское Село) производилось пред-
намеренно, по указаниям высших герман
ских властей.

Захваченный в плен в феврале 1944
года капитан медицинской службы 61 пе-
хотной дивизии Хельмут Антес показал:

«Мне известно, что в 1941 году в Герма-
нии была создана специальная комиссия
«Кунсткомиссион». В функции этой ко-
миссии входило изымать дворцовое иму-
щество в оккупированных районах Рос-
спи и все из’ятое перевозить в Германию.
Эта комиссия в 1941 и 1942 годах вев
ценное имущество Пушкинских дворцов

председателя

f

грузила в эшелоны и вывозила в Герма-
нию. Сколько было вывезено ценностей
этих дворцов, — я не знаю, но, во всяком
  случае, брали все. Как мне известно, в
Екатерининском дворце в городе Пушкин
‚ имелась комната, стены которой были вы-

р янтарем. Янтарь был содран и
вывезен в Германию».

Значительную часть Екатерининского
дворца немцы сожгли. В огне погибла
знаменитая Растреллиевская трехсотмет-
ровая анфилада парадных зал. Погибли
  знаменитые Антикамеры («Залы ожила-
  вия»), отделанные Растрелли. Ве стены
чтикамер были покрыты золоченой резъ-
бой, огромные потолки затянуты велихо-
зепными холетами работы художников се
редины Х\Ш в.: Валлериани. Градицци,
Бельского и других. Не имея возможности
снять эти огромные полотна, немцы из-
резали замечательные произведения ис-
вусства на куски.

Страшную картину разрушения пред-
ставляет собой Большой зал, гениальное
творение Растрелли. Уничтожены  уни-
кальные плафоны работы Торелли, Джор-
дано, Брюллова и других крупнейших
итальянских и русских мастеров; содран
и похищен старинный расписной  китай-
ский шелк ХУШ века со стен китайской
гостиной и спальни Александра Ги жел-
тый шелк с тканым рисунком лебедей и
фазанов русской ручной работы ХУШ ве-
ка, которым были обтянуты стены Малой
столовой; погибли наборные паркеты из
ценных пород дерева, выполненные по
рисункам архитектора Ринальди.

Разгремлена и разграблена изумитель-
ная по своей внутренней отделке дворцо-
зая церковь — одно из лучших произве-
дений Растрелли. ‚Иконостас церкви раз-
бит, иконы вывезены, часть плафонов

Е & часть уничтожена, полы выло-

маны, лепные золоченые украшения сод-
раны. _

Немцы разрушили личные комнаты
`Екатерины ПЦ, отделанные художествен-
вым стеклом, бронзой, фарфором, зерка-
ами, майоликой, миниатюрными фреска-
ми и наборным деревом. Они разбили на
мелкие куски все нластинки молочного,

в городе

Батальоном особого назначения  Риб-
бентропа и командами штаба Розенберга
из Павловского дворца вывезена в Герма-
нию ценнейшая дворцовая мебель,
данная по эскизам Воронихина и крун-
вейших мастеров ХУШ века. Во дворце
енят паркет из дорогого дерева художе-
ственной ценности. Со стен сорваны ба-
рельефы, гобелены, стенные и потолочные
‚плафоны. Сняты даже все ручки и ABep-
‚ные украшения из бронзы и дерева. Вар-
‘зарски изуродованы фрески Гонзаго. пред-
‚ ставляющие громадную художественную
ценность, скульптуры Прокофьева, мра-
‚ морные вазы Жилле,

Большие разрушения произведены. в
парке. Сожжен дотла Розовый павильон,

позолотой,

C03-

` также и библиотека В, Росси.

фиолетового и синего стекла,
были покрыты
спальни Екатеривы П,

Таким будет Минск

МИНСК, 2 сентября. (ТАСС).
побывали виднейшие архитекторы страны

Злесь

академики Мордвинов, Семенов, Щусев,
Колли, заместитель председателя Комите-
та по делам архитектуры при СНЕ СОСР
Рубаненко, профессор Лангбард и дру-
гие.

Ознакомившись с состоянием города,
варвареки разрушенного немецко-фани-
стскими оккупантами, архитекторы cocTa-
вили эскиз генерального проекта восста-
новления города. В нем предусматравает-
ся создание в центральной части горола
озелененных площадей, застроенных крун-

которыми   ными общественными зданиями. Они бу-
стены «Табакерки» и  дут расположены на территории разру-

шенных кварталов между улицами Эн-

При отступлении в январе 1944 года   гельса и Ленинекой. На площали Свобо-

немецкие захватчики подготовили полное
уничтожение того, что еще оставалось от
Екатерининского дворца и примыкающих

5 нему зданий. С этой целью в нижнем-

этаже сохранившейся части дворца, а
также под Вамероновой галлереей было
заложено 11 больших авиабомб замедлен-
ного действия весом от одной до трех
тонн,

ТГитлеровские бандиты разгромили в
Пушкине знаменитый Александровский
дворец, построенный в конце ХУПТ века
знаменитым зодчим Джакомо Кваренги.

Все помещения дворца, в том числе и
центральная анфилада зал, имевшая от-
делку, выполненную Ёваренги, были ис-
пользованы под казармы. Размешавииеся
во дворце немецкие команды разграбили
все оборудование, мебедь и другое двор-
цовое убранство, хищнически выломали
вее двери, вывезли металлические укра-
шения. вплоть до дверных ручек и замков,
разбили мраморную отделку парадных зал
и подорвали правую часть дворца.

Вся музейная мебель, сосредоточенная
в подвалах Екатерининского и Александ-
ровекого дворцов, предметы художествен-
ного фарфора, книги из дворцовых биб-
‘лиотек вывезены в Германию,

Знаменитый плафон «Мир богов на
Олимпе» в Главном зале павильона Эрми-
таж снят и увезен в Германию. Разрезаны

`на части плафоны русских и итальянских

мастеров в боковых галлереях и кабине-
тах. Старинные шлюпки, уникальные па-
мятники истории русского флота немцы
использовали для увеселительных прогу-
лок по прудам. Большинетво этих шлюпок
погибло. Знаменитая «Турецкая баня»,
отделанная внутри олонецким мрамором с
взорвана. Сожжен Турецкий
киоск, построенный Кваренги в 1771—
81 годах.

Большие разрушения произвели гитае-
ровцы в великолепных Пушкинских пар-
ках, тысячи вековых деревьев вырубле-
ны.

‚ Разрушение Павловского дворца

Павловск

его домика «Крик», построенного в ХУП
веке, остался лишь входной тамбур. Уни-
чтожен также Константиновский дворец и
примыкающие к нему служебные построй-
БИ.

Отетуная, фашистские захватчикя но-

лы предполагается воздвигнуть монумент
Тероям Отечественной войны. Архитекту-
ра и композиция памятника отразят борь-
бу белорусского народа против немецких
захватчиков. Главная улица города —
Советская — после реконструкции будет
расширена до 50 метров.

Особое внимание уделяется озеленению
города: созданию бульваров, скверов и
набережных,

В дальнейших работах по воестановае-
нию большое место отводится оформле-
нию в’езда в город со стороны вокзала и
шоссе Минск — Москва, внешнему виду
столицы со стороны железной дороги. По
проекту вокзальная площадь будет свя-
зана с центром города краеивыми ули-
цами, аллеями и озелененными магистра-
IAMH,

Группа архитекторов, побывавших в
Минске, в дальнейшем будет консульти-
ровать составление генерального плана
реконструкции столицы Белоруссии.

Архитекторы были приняты председа-
телем Совнаркома БССР тов. Пономарен-
ко и членами правительетва республики.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПОСЕЛКА
АВТОВО

ЛЕНИНГРАД, 2 сентября, (ТАСС). Ав:
т0в0 — до войны один из наиболее благо-
устроекных поселков ленинградских рабо-
чих — почти три года находился у перелней
линии фронта и сильно пострадал от враже-
ских снарядов. Сейчас здесь ежедневно ра-
ботают сотни специалистов строителей и
много добровольческих бригад трудящихся
Кировского района. В большинстве восета-
навливаемых зданий закончена кладка капи-
тальных стек и лестничных клеток, идет
штукатурка и окраска стен. Уже заселен дом
рабочих Кировского завода, дома строите-
лей и торговых моряков.

Автово, пустовавшее с сентября 1941 го-
да по март нынешнего года, вновь людно. В
поселке открыты магазины и чайные, Дома
радиофицирозаны. Исправлена часть водо-
проводной сети.

Восстановительные работы
8 МГУ им, Ломоносова

Занятия со студентами в Московском гоз
сударствевном университете имени Ломоно-
‚сова в нынешнем году будут происходить в

заново отремонтированных корпусах,

В 1941 году во время вражеских налетов
бомба упала в сквер у главного входа.
Взрывной волной были повреждены корпу-
са, в которых расположены аудитории, клуб
и библиотека. В январе этого года начался

дожгаи Павловский дворец. Большая Часть   ремолт этих корпусов, а заодно и остальных
здания дворца совершенно выгорела. Ку-  Зданий МГУ.

пол, венчавнгий центральную часть, обру-
шился. Со стороны фасада огнем уничто-

‚жены трельяжи над колоннадами галае-

рей с деревянной резьбой ХУШ века, а

ные части художественной отделки двор-
ца сгорели дотла во всех этажах. Погиб-
ли живопись и лепка плафонов, екульп-
турные панно, мраморные камины и пи-
лястры.

К огвету немецко-фашистских
‚варваров!

Чрезвычайная Государственная Комис-
сия установила, что разрушение памятни-
ков искусства в Петродворце, Пушкине и
Павловске произведено по прямому ука-
занию германского правительства и вер-
ховного военного командования офицера-
ми и солдатами немецкой армии под руко-
водством  генерал-фельдмаршалов: фон
Лееб, фон Кюхлер; командующего 198-й
армией генерал-полковника Линдемана,
командующих 50 армейским корпусом
генералов пехоты Ёлеефель и Вегенер,
командиров 58-й пехотной дивизии тгене-
рал-майора Альприхтер и генерал-майора
фон Граффен, командира 10 авиаполевой
дивизии генерал-майора Ведель, коман-
дира 1-й пехотной дивизии генерал-лей-
тенанта Грязс, командира 3 авиаполевого
корпуса генерала зенитных войск Оден-
брехт; командира 291-й пехотной диви-
зии генерал-лейтенанта Герцог,
дира 504-го пехотного

коман-
полка 291-й пе-

хотной дивизии полковника Гиммлер, ко-
мандира 212-й пехотной дивизии генерал-

построенный Воронихиным. От Охотничь-

майора Рихман, командира 316-го пехот-
ного полка 212-й пехотной дивизии  пол-
ковника Ризли, командира 220-го пехот-
ного полка подполковника Гофман, коман-
дира 9-го немецкого АПД генерал-майора
Эрдман, командира 17-го егерского полка
полковника Рюккее, командира 1-го ба-
тальона 17-го егерского полка подполков-
ника Оттенмайер, командира 5-й горно-
стрелковой дивизии . генерал-лейтенанта
Рингель; командующих 26-м артиллерий-
ским корпусом генерала артиллерии Во-
дриг и генерала пехоты Лайзер, команди-
ра 11-й пехотной дивизии генерал-лейте-
нанта Бурдах, командира полицейской
дивизии СС генерал-лейтенанта Ёрюгер,
генерал-майора  Вандель, — командира
121-го артиллерийского полка подполков-
ника Рихтман, майора фон Дивиц, пол-
ковника Ваден, командиров 250-й испан-
ской дивизии генералов Муниос Грандес и
Инфантес,

38 евой злодеяния все они должны по-
нести суровую кару.

a Bt, нь gree

Разрушенный немепко-фашистскими вапварами‘ Бальзлй “Пволан 2 Tlernanennie

=

аи ро АЖ ре

Деревян-

В восстановительных работах участвуют
бойцы и офицеры войск МПВО НКВД. Под-
разделения частей полковника Бурова и
подполковника Игкатова уже полностью
восстановили здания, пострадавшие от яа-
лета воздушных пиратов. Подразделения
капитанов Ковалева и Саврасова привели’ в
порядок водопровод, отопление, электропро-
водку, сменили перекрытия на поврежден-
ных корпусах и т. д. Только бойцы подраз-
деления полковника Бурова произвели 93
тысячи квадратных метров штукатурных ра-
бот, настлали свыше 13 тысяч квадратных
метров паркета, заново окрасили около 50
тысяч квадратных метров стен, потолков.

Физический корпус университета еще до
войны из-за некоторых неточностей в рас-
четах на плотность грунта стал оседать. По:
сле бомбардировки осадка его увеличилась;
образовалась болышая шель. Ремонтники
приняли смелое техническое решение: при
помощи особых машин они обжали грунт и
подвели дополнительные «подушки» под
фундамент. Оседание здания ликвидирова-
HO.

Сейчас подразделения войск МПВО вме:
сте со строительными рабочими проводят
капитальный ремонт других зданий универ-

ситета.
- (ТАСС).

Пушкинский музей-заповедник
в Болдине

ГОРЬКИЙ, 2 сентября. (ТАСС). А. С.
Пушкин жил в своем родовом поместье
Болдине в 1830, 1833 и 1834 гг. Общеизве:
стно, как плодотворно работал он здесь,
особенно в знаменитую «Болдинскую осень»
1830 года. *

По решению горьковских областных ор-
танизаций в Болдинском районе организует-
ся Пушкикский музей-заповедник; охваты-
вающий территорию бывшей усадьбы, села
Кистенево и Кистеневской рощи,

ЗАБОТА МОСКВИЧЕЙ
О ДЕТЯХ ФРОНТОВИКОВ

Многие москвичи берут из детских домов
на воспитание детей воинов Красной Армии,
павших смертью храбрых в боях с кемеп-
ко-фашистскими захватчиками. Так, рабо-
чий московского завода «Красный бога-
тырь» тов. Дежурнов принял в свою семью
двух сестер Лиду и Аню Бельтовых, ра-
ботница одного из московских предприятий
тов. Богомолова —трех детей, бухгалтер
тов. Гаврилов — двух. Проходчик Метро-
строя тов. Кочубей усыновил воспитанника
детдома шестилетнего Толю Калинина; ко-
торого красноармейцы подобрали у Наро-
Фоминска после изгнания немцев из этого
района.

Все эти дети`вковь обрели родную семью.

На-днях Наркомпрос РСФСР утвердил
порядок передачи воспитанников детдомов
в семьи трудящихся и обязал все местзые
срганы народного ‘образования оказывать
всемерную помощь этим семьям,

ит а 1

Е Ее ЕЕ =