ry

‚ на его несчастье, начался отлив.

Бельгия освобождается

Войска союзников, развивая настунле-

ния, вступили в Бельгию. Это вто-
рая из оккупированных стран Европы по-
сле Франции, нэ чью землю вступают ар-
мии освобождения. Начинается битва в
Бельгии, земля которой за последние
30 лет дважды осквернялавь немцами.
Нынешнее поколение Бельгии еще по-
мнит, как в 1914 roxy германские ap-
мии предательски вторглись. в нейтраль-
ную Бельгию. И 10 мая 1940 года, ког-
ла титлеровские полчища  ворвалиеь в
Бельгию, в народе еше были живы в0с-
поминания о немецких зверствах во вре-
мя первой мировой войны.

Это был период легких побед титяе-
ровцев.  Польша была разгромлена за
1$ лней, Франция — за 43 дня, Бельгия
сопротивлялась 19 дней. Гитлеровцы
еще до нападения подготовили в Бель-
гии своих агентов. Они организовали
фашистскую партию фрексиетов нод ру-
ховолством гитлеровского агента Леона
Дегреля. Рексисты помогли немцам ок-
ружить бельгийскую армию, быстро за-
хватить крепости Льеж и Намюр. епо-
собствовали капитуляции бельгийского
правительства. Бельгия была порабоще-
на гитлеровцами.

Бельгия, занимая выгодное  геогра-
фическое` положение — на перекрестке
важнейших мировых торговых путей, —
представляет собой очень важную в
военно-стратегическом отношении тер-
ритерию. Во время первой мировой
войны она была ареной жестоких боев
между германскими и союзными войска-
МИ.

Овладев Бельгией, гитлеровцы немед-
ленно приступили к грабежу страны. Из
Бельгии в Германию перегонялея нод-
BURHOH железнодорожный состав, грузо-
вики, перевозились запасы сырья и топ-
лива, оборудование. Разрушая промыш-
ленность в стране, немцы закрыли сотни
предприятий, чтобы угрозой голода за-
ставить” бельгийских рабочих ехать в
Германию. Сотни тысяч бельгийцев были
утнаны на гитлеровскую каторгу. Разо-
рение Бельгии настолько очевидно, 9то
даже «руководитель бельгийских  фа-
шистов Дегрель вынужден был  при-
знать, что «миллионы бельгийцев голо-
дают».

Но гитлеровцы обрекли бельгийский
народ не только на голод. Культурная
жизнь Бельгии замерла, в стране сви-
репствует террор, — казни патриотов,
расстрелы заложников, истребление зуч-
ших представителей бельгийской интел-
лигенции стали повседневным. явлением.
Первое время после оккупации Бельгии
немцы рассчитывали через посредетво
местных фашистов получить опору в на-
селении. Но ненависть и презрение бель-
тийцев к рексистам и их главарю Де-
грелю, который открыто выступает как
arent Германии, достигли такой. остро-
ты, что немцы были вынужлены отка-
заться от мысли создать  бельгийское
фашистское правительство. Верховная
‘власть в Бельгии принадлежит команду-
ющему германскими оккупационными
войсками генералу фон Фалькенхаузену.

Гитлеровские захватчики не скрывали
своего намерения уничтожить Бельгию
как независимое гостларство, превратить
ee в немецкую колонию. Они открыто
заявляли, что Бельгия, как и Голландия,
должна войти в состав «жизненного иро-
странства» Германии.

Как и во всех оккупированных стра-
нах, террор оккупантов вызвал в Бель-
THR широкую волну противодействия. В
Бельгии создана сеть антифашистеких

Контр-адмирал
И. ДМИТРИЕВ

Флагмавскому штурману на «Авроре»
дважды крепко досталось в тот поход. Мы
шли очень извилистым шхерным корадо-
ром, и вдруг стоявшие на мостике увидели
прямо по курсу бурук: В романах пишется
в таких случаях: «Перед его глазами про-
неслась вся жизнь». Перед моими глазами
пронеслась карта этого района. Неужели я
ошибся, повернул не в тот проход, спутал
опознавательные знаки?

„Сзади, как на грех, налезал. +Комсомо-
лен». Стопорить машины? Разворачивать-
ся? Но поди развернись в такой тесноте!

И тут я увидел еще всплеск, подальше
От первого. На мгвовение сверкнули и ис-
чезли в воде две черневъкие спинки. ь

Кстати — о зрении опытного штурмана.
Оно не только острее, чем у других лю-
дей. Главное, штурман приучается многое
видеть одновременно; сразу охватывает
большое навигационное поле. Никто на мо-
стике ве успел заметить того, что заметил

‘я, потому что. все внимавие было поглоще-

но только зловеше приближавшимся
руном.
‚ Когда обернулись
платком пот со лба.
— Белухи, товарищ флагман; — пояс-
нил я. — Стадо белух. Или касатки. 3a-
брели, окаянные, и резвятся тут...
Молодежи на «Авроре» очень хотелось,
чтобы встреченные оказались кашалотами,
но я не считал это вероятным. У каша-
лотов широкие спины с острым хребтом, да
и слишком они осторожеы; чтобы залезать
B шхеры.
Кит глупее кашалота. На Севере, в Мо-
товском ‘заливе, я видел. как, погнавшись
3 косяком сельди. кит сдуру заскочил в
очень узкую бухту в губе Ара и она стала
его могилой. Развернуться он уже не смог,
только ободрал бок. Пошел на глубину, но,
Он no.
полз ва брюхе по дну, да так и остался
там. . о
Эти животные, между прочим, часто де-
лаются жертвой собственкого  любопытет-
ва. .Одважды на Тихом. океане в течение
нескольких дней нас сопровождал старый
любопытный кит. Плыл он очень близко от
корабля; так что видно было, как на его
спине копошатся и клюют какую-то дрянь
птицы, которых матросы окрестили  «сани-
тарами». Вахту офицеры сдавали и прини-

бу-

ко мне, я уже отер

* Окончание. Начало см. «Красный Флот»
за 30 августа, [и 2 севтября.

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ

ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА CCCP.
ГМ 00 _

организаций и распространена массовая
нелегальная печать. Достаточно указать.
что под носом у гестапо в Бельгии вы-
ходит 200 подпольных изданий. Сотни
тысяч экземпляров в месяц, свыше мил-
лиона постоянных читателей, более со-
рока регулярных газет— в обстановке
гитлеровекого террора! Названия под-
польных газет «Вэнкр» (победить),
«Драпо руж» (красное знамя), «Анеу-
ми» (непокоренный), «Либр Бельжик»
{Свободная Бельгия), «Фрон де лэнде-
пандансе» (фронт борьбы за незавиен-
мость) говорят 06 их боевом характере
и отражают настроения не покорившего-
ся оккупантам бельгийского народа.

Когда гитлеровекая Гермения  веро-
ломно напала на Советский (Cows, B
Брюсселе на стенах многих домов были
расклеены антифантистские плакаты ‘и
листовки. В центральном горном районе
Бельгии горняки провели 24-часовые
забастовки протеста противо ‘разбой-
ничьего нападения Германии на СССР.
Нак и все другие утгнетенные народы

Европы, бельгийцы напряженно следят  кадровых. Он об’единял
за борьбой Красной Армии, воехищают-  «Скала», «Эбройне

ся ее героизмом и победами.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Переход польского Корпуса безопасности на сторону

Польсного Комитета Национального

ЛЮБЛИН, 30 августа. (ТАСС). В поль-
ской печати в Люблине была опубликована
декларация командования польской военной
организации Корпуса безопасности (КБ). В
декларации говорится; что во имя создания
сильной независимой — демократической
Польши командование КБ приняло решение
о своей полной поддержке Польского Ко-
митета Национального Освобождения, Ко-
мандир КБ полковник Тарнава и назальник
штаба этого корпуса полковник Равич в
своем обращении к генералу Роля-Жимер-
скому сообщили о передаче в его подчине-
ние всего состава КБ <о всеми подразделе-
ниями, а также о передаче командованию
Польского войска всего вооружения и сва-
ряжения.

На фоне последних событий в Варшаве
этот шаг командования КБ, несомненно,
представляет значительный интерес при
оценке положения в Польше. Корпус без-
опасности, созданный в 1940 г. по приказу
генерала Сикорского из остатков разбитых
польских войск, находился до событий в
Варшаве в составе так назывгемойя Apmis
краёвой, состоящей из’ сторонников поль-
ской эмигрантской клики, В КБ часлилось
до 2.500 офицеров, из них примерно 1.500
ряд организаций:
вызволенье», «Союз
верхнеснлезских повстанцев», молодежьую
организацию «Орлята», вспомогательную

Высадка войск наших союзников во  службу женщин. В дни, прелшествовавние

Франции резко усилила сопротивление
бельгийцев. Подпольные организации,
которые активно запасались оружием,
собирали сведения, необходимые для ар-
MUM вторжения, развернули свою дея-
тельность. Бельгийский фронт независи-
мости создал комитеты освобождения,
которые должны предоставить себя в рас-

_поряжение законных бельгийских влас-

тей сейчас же после вотупления в стра-
ну союзных войск. Бельгийские партизан-
ские отряды уже помогают армии
вторжения диверсионными актами в ты-
лу германских войск. За последние две
недели партизаны взорвали два  паро-
возных лепо и пустили под откос четы-
ре эшелона © немецкими войсками и
военными грузами. На-днях патриоты

убили бургомистра Шарлеруа, сотрудни- ‹
  чавшего

с оккупационными властями.
В отместку немцы расстреляли 20 бель-
гийеких заложников.

За время немецкой оккупации немало
бельгийских патриотов бежало, рискуя
жизнью, в Англию. чтобы открыто учает-
вовать в общей борьбе против  титле-
ровекой Германии. В составе  воору-
женных сил союзников имеются назем-
ные и воздушные бельгийские войска.
По сообщению. союзной печати, в воен-
ных действиях во Франции принимают
участие регулярные бельгийские части.
Теперь, когда война все ближе подходит
K логову фашистского зверя. ° бельгий-
ские патриоты усиливают свою. борьбу,
направленную к освобождению страны.

23 августа бельгийская подпольная
газета <«Эндепанланс» сообщала, что гит-

леровские агенты — бельгийские рекси-)

сеты усиленно готовятся Е бегетву. На-
днях французекие силы внутреннего
фронта арестовали известного бельгий-
ского предателя Ле Мана, который пы-
тался бежать в Швейцарию. Прелатели
й оккупанты в Бельгии чувствуют себя
сегодня, как на вулкане. Они знают, ка-
кую ненависть питает к ним народ.
Сбудутся слова подпольной бельгийской
газеты. которая писала: «Когда пробьет
час освобождения. весь бельгийский на-
род встанет могучей колонной, которая
метительно обрушится на врага».

Час освобождения пробил! Бельгия
находится на пути к избавлению от тит-
леровского владычества.

М. МИХАЙЛОВА.

Из воспоминаний
штурмана
>

мали

«< китом». Так и говорили: шутя:
имеется то-то и то-то, и на правом травер-
зе кит.

На обратном пути и я имел вторую не-
приятную зстрену в Каттегате, на этот фаз
по-настоящему опасную. На рассвете мы
увидели впереди трехмачтовый бриг, кото-
рый как-то подозрительно повел себя. Заме-
тив нас, он весколько привел к ветру, стал
терять скорость и в самом узком месте начал
делать поворот. Межлу банками и бригом
оставалось, правда; неширокое простран-
ство, но я догадался уже, с кем имею де-
ло. Стоило бы мые направить корабли в ос-
тавленный для мевя проход, как шхипер
брига занес бы корму н мы превратили
бы его старую калошу в ошметья. Я
предложил вахтенному командиру умень-
шить ход и даже застопорить машины.

Поняв, что его уловка разгадана, шхи-

‘пер поспешил закокчить поворот, в мы по-

лучили чистую волу для прохода.

— На этот раз это была акула, — ска-
зал я удивленному вахтенному  команди-
ру. — Самая подлейшая йз акул, какие по-
падаются моряку. Е

Странное поведение шхипера
же связал с ветхим и неприглядным ви-
дом его  трехмачтовика. Парню, видно,
пснадобилось сорвать страховую премию.
Недаром и название брига было закраше-
50. Шхинер искал случая подвернутьзя под
чей-нибудь форштевень, потому чтс в без
того его суденышко дотягивало последние
ARH, :

Вечером. в кают-компании «Авроры»
зашла речь о подобных отщепенцах в
дружной семье моряков. Я сказал, что
шхипер в Каттегате, конечно, мелкота, но
в свое время в Сан-Франциско я видывал
профессионала «аварийного дела», «капи-
тана-акулу», как их зовут амераканцы.

Тогда я- плавал на канлодке «Кореец».
Мы стояли на якоре на рейде Фриско\).
Я залюбовался прекрасной белой яхтой,
которая вышла из Золотых Ворот, Яхта

я сразу

1) На морском жаргоне — Сан-Франциско.
И. Ды.

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Сущевская ул., 21.
отдел

боевых действий флота-—доб. 29, 36;

событиям в Варшаве, командование КБ при
-Жяло решение о выходе из состава так на:
зываемой Армии краёвой.
В беседе с представителями печати пол-
ковник Тарнава. касаясь причин, вызвавших
разрыв < группой аваятюристов из АК (Ар-
мии краёвой), сообщил, что, будучи в Вар-
шаве, он 25 июля получил приказ АК бы-
стро подготовить свои части к выступле-
нию. Уже до этого в Варшаве чувствова-
лась напряженная обстановка. Немцы явно
готовились к вовой расправе с населением.
Они ввели в город две дивизии, которые
по всем признакам предназначались отнюдь

не для фронта, 28 июля немецкие оккупа-

ционные власти издали приказ, категориче-
ски запрещающий выезд автомашин за чер-
ту города. Пускаясь на авантюру в Варша-

ции Миколайчика, выехавшего в этот

`стоялся, Так как, по словам

Освобождения

ве, заявил далее Тарнава, польское эми-
грантское правительство преследовало
лишь политические цели, полагая, что АК
удастся захватить польскую столицу. Ono
рассчитывало таким образом усилить а
мент в Москву для переговоров. Тарнава
‘указывает далее, что, будучи не согласен
& планом восстания, он покинул Варшаву.

Через посредство генерала Роля-Жимер-
ского, рассказывает он; я недеялся лобиться
разговора с Миколайчиком и информиро-
вать его, что вожтание. невозможно и чт
пеобходямо сделать все, чтобы не допустить
ло восстания. Однако этот разговор не со-
полковника
Таркава, OH и его сторонники в течение
двух недель ке могли перейти линию фрон-
та. Корпус безопасности принял решение о
переходе в полчинение генерала Роля-Жи-
мерского.

Как заявил Тарнава, он располагает све-
пениями, что население Варшавы рэзко
осуждает политнку эмигрантского польско-
го правительства, спровоцировавшего  кро-
Ропролитие в Варшаве ради своих эгоисти-
ческих интересов. Разрыв Корпуса безопас-
востя с Армией краёвой является новым до-
казательством провала антилародной поли-
тики польской эмигрантской клики. Он
свидетельствует о раззале реакционной АК.
Вместе с тем он свидетельствует O все
большем укреплении национального един-
ства в освобожденной части Польши, nae
вокруг Польского Комитета Национального
Освобождения и Польского войска сплачи-
ваются все прогрессивные национальные
силы.
^ В связи с упомянутым обращением коман-
дования КБ генерал Роля-Жимерский из-
дал приказ, в котором устанавливается по-
рядок использования кадров бывшего Кор-
пуса безопасности и вхоливших в него под-
разделений и организаций.

В беселе с корреспондентом ТАСС гене-
‹рал Роля-Жимерский отметил ‚важность
этого нового свидетельства национального
елинства, подчеркнув, что Польское з0й-
ско получило новые значительные контин-
генты. польских офицеров.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ЛЮБЛИН, 2 сентября. (ТАСС). Газета
«Речь Посполита» пишет в передовой
статье: «Закончился первый с езд «Вици»
(массовая польская организация крестьяя-:
ской молодежи). На освобожленных землях
в ряде районов вернулось к легальной жиз-
ни «Стронництво Людозе». 20 августа состо-
ялась конференция делегатов польской га-
бочей партин Люблинского округа. В ряде
мест возрождаются организации «Стронниц-
тво. Демократичне» (демократическая пар-
тия). Профсоюзы, кооперативные ‘и различ-
ные культурные организации приступили к
активной работе. Польская демократия впер_
вые после 1926 года имеет полную возмож-.
ность для развития своих организаций.
Впервые за 18 лет демократические полити-
ческие партии могут высказать свое мнение

В ОСВОБОЖДЕННЫХ РАЙОНАХ ПОЛЬШИ

без опеки со сторовы властей‘ и без сотруд-
ничества провокаторов «Санации».
Командование Армии краевой, пишет да-
лее‹ газета, играющее на руку «Санации»,
мечтает о том, чтобы навязать военную дик-
‘татуру. Агенты Армии краевой 26 августа
убили двух крестьяв из’ деревни Жуки
Канчунской волости—Опалинского и Земба.
Опалинский—деятель «Вици» и «Стронницт_
во Людове»; Земба — также деятель «Ви-
ци». Они пали от пули бандитов накануне
с’езда «Вици». Подлыми маневрами стреми-
лись агенты Армии краевой сорвать с’езд

‚ крестьянской молодежи. Не удалось! С’езл
состоялся. Выступления на с’езде показали,

что польская деревня, несмотря ва гитле-
POBCKHH террор, смогла воспитать новые
кадры патриотов, способных к борьбе с вра-

` гоми к восстановлению страны».

Польский деятель в США осуждает клику Соснковского

НЬЮ-ЙОРК, 2 сентября. (ТАСС). Видный
польский деятель д-р Невжик опубликовал
з детройтском еженедельнике «Глос_людо-
вы» статью, в которой заявляет, что поль-

ская эмигрантская военная клика в Лондо-“

не, возглавляемая Соснковским, несет зею
ответственность за преждевременное вос:
стание в Варшаве. ` :
«Варшава BNOBh MbldeT W BHOBS CpaxaerT-
ся, — пишет Ненжик, — не по приказам ру-
ководителей польского варода, а-только
из-за преждевременных приказов военной
клики, возглавляемой Соснковским. Это не
является борьбой за честь польского варода.
Это—борьба по политическим соображениям
пля удовлетворения личного честолюбия не-
которых членов польского  эмигрантского
правительства. Соснковский отдал приказ. о
восстании. Он и его подчиненкые не ждали
приказа командующего Красной Армией, ко-
торая одна вправе определять сроки и: мас-

поровнялась с «Корейцем», от нее отвалил
тузик и направился к вам. На веслах си-
дел werp, Ha руле — джентльмек в белом.
Приблизясь, джентльмен спросил меня на
чистейшем русском языке: нё командует
ли «<Корейцем» Федор Федорович такой-то?

— Да, — отвечал я.

— Топда доложате, пожалуйста, Фе-
дору Федоровичу, что его желает видеть
товарий по’ морскому корпусу, капитан
второго ранга в отставке Бостельман.

Бостельман побывал на корабле и уехал,
заручившись обещанием командира и офи-
церов отобедать в его имении.

Виво на бостельмановском обеде лилось
рекой. Подконец радушного хозяина раз-
везло, и он принялся откровензичать.

— Я богатый человек, знаменитый чело-
век, — разглагольствовал он, сидя между
мной и Командиром «Корейца». — Видели
вы мою яхту? Видели имение? Я ведь не
как другие, я меньше трети страховой пре-
мии ве беру! :

Выяснилось, что, натурализовавшись в
Америке, Бостельман начал брать «под-
ряды на аварии» и успел зарекомендовать
себя в этой области. Когда он перешел к
полробкостям, Фелор Федорович поднял. от
тарелки багровое лицо и ззглякул на меня.

— Мутит, Иван Николаевич? — спросил
он участливо. — И меня мутит...

Он отодвинул стул.

— Господа, пора по домам!
укачало.

Офицеры, сидевшие на другом конце
стола и не‘слышавшие нашего разговора, с
удивлением смотрели на ` меня; — известно
было, что штурмава «Корейца» никогла не
укачивает ни Ha палубе, ни за столом. Хо-
зяин, почувствовав, что проврался, суетил-
ся вокруг, : пытаясь что-то доказать, об’яс-
нать. Но командир уже набрасывал на пле-
чи крылатку. :

— Ведь вот как усовершенствовался. —
удивлялся деликатнейший Фелор Федоро-
‚вич на обратном пути. — В корпусе был
просто дрянно.. И тогда, впрочем, в ходу
было выражение:  сбостельманить! Если
кто-нибудь напакостил, говорили: что же
ты сбостельманил, брат?..

На корабле Федор Федорович
дился: f

— Еще будет эта акула лезть, — ве пу-
скать к трапу!

Но Бостельман больше не заявлялся. Он
понял, что между ним и русскими моряками

Штурмана

распоря-

} лежит пропасть.

Коммутатор

редакции
пропаганлы-—Д 1-11-45; отдел партийно-комсомольской жизни— лоб. 8; и
отдел—доб. 1-18; издательство—начальник Д 1-12-60; бухгалтерия и отдел

штаб боев. Комавдующий военной организа-
пней варшавского подполья, подчиняющийся
Соснковскому, был обязан вступить в связь
с польской армией, возглазляемой Роля-Жи-
мерским, ис командующим Красной Армией,
ожидать их приказов и согласовать свою
деятельность с операциями Красной Армии.

Польские официальные лица в Лондоне и
‚в США хотели присвоить себе честь осво-
бождения Варшавы. Эти круги не сообщали,
что Бур не вступил в. связь с Красной Ар-
мией Они знали, что помогать подпольщи-
кам вооружением и продовольствием нельзя,
так как у них нат посадочных плошадок и
так как материалы, сброшенные с самолетов,
могут попасть к немцам, Генералы из клики
Санации, возглавляемые Соснковским, несут
ответственность за неудачу восстания, за из-

Эти генералы должны отвечать за послед-

лишние страдания и муки народа Варшавы.

CTBHA>.

Mere довелось еше не раз затем оги-
бать Скандинавию с учебными кораблями
«Аврора» и «Комсомолец». Я настоял ка
постепенном удлинении пути HO шхерам —
с 200 до 400 миль, так как считал и считаю
шхерное плавание лучшей практикой для
будущих штурманов, Ничто так полно не
воспитывает в молодом моряке  наблюда-
тельность, находчивость, самообладание и
глазомер, весь тот сложный комплекс на-
выков, которые можно казвать шестым чув-
ством моряка — чувством его корабля.

В 1933 году построен был  Беломорско-
Балтийский. канал имени Сталина. Теперь
вместо обхолного движения по скачдинав-
ским шхерам возникла возможность хо-
дить в Мурманск. из Ленинграда напрямик.
Я провел от Сороки‘ первые ` эшелоны
воекных кораблей, послуживших ядром на-
шего Северного флота.

В 1937 году линкор «Марат» отправился
в Англию на торжества по случаю корона-
ции Георга \1. Я был флагманским штур-
маном на «Марате» во время этого похода.

С особой тщательностью мы продетали
учение, редкое У нас, — постановку на
якорь-«фертоинг». Эта постановка упо-
требляется в закрытых и узких рейлах, на-
ходящихся в зоне приливо-отливных те-
чений. : .

Балтийское море «Марат» прошел в
сплошном тумане. Шли ‘уменьшенным хо-
дом. по лоту, беспрерывно  прощупывая
глубины. За Борнгольмом нас поджидал
танкер. В тумане мы пополнились горючим
и по счислению повернули в узкую часть
Фемарнбельта. (Серая закавесь двигалась
перед нами, уносимая ветром. «Марат» шел
как бы в кильватер тумана. В Каттегате
раз яснило, в Немецком море мы подбро-
сили побольше ходу и приблизились к ме-
сту назначения, имея в запасе 8—10 часов.

Гостям было предложено

сы

входить на
рейд с утренней полной водой или с ве-
черней. Поэтому милях в 95 ото. Уайт

мы стали на якорь посреди Ла-Макша и
занялись чисткой-мойкой, чтобы на празд-
ник явиться в полном блеске.

‚ Гостей установили на рейде в одну ли-
нию, строго по рангу. Крайним справа
стал американский линкор - «Нью-ИМорк»,
на котором поднят был флаг полного ад-
мирала. За ним — французский линкор
«Дюнкерк» и аргектинский крейсер, где на-
ходились вице-адмиралы, потом «Марат»,
командир которого был в звавии,  прирав:
HESHOM к контр-адмиральскому. Cocenow
«Марата» слева был немецкий линкор
«Дейчланд» с капитаком 1 ранга.

Флагманский штурман английского оте-
чественного флота, встретивший нас, по-
казал вешку. у которой должен был стать

а

ЛОНДОН, 2 сентября. (ТАСС). В. сооб-
щении штаба верховного командования. экс-
педиционных сил союзников говорится

«Войска В   севктября освободи-

епп, Аррас и Верлен.
А анк оказал лишь слабое
сопротивление. Части, занявшие ee
пронвинулись к северу в А у
Трепор. Далыше к западу наши войска 3

хватили Больбек, Фовиль-ан-Ко и вступили

в Ивто. Бронетавковые части, ая
к северу от Амьена, прошли через гАррас
вскоре после полудня, а к вечеру заняли
сильные позиции к северу от города, Другая
колонна захватила город Дуллан, Еще
дальше к западу передовые отряды с0юз-
ников достигли реки Соммы к юго-востоку
от. Абвиля. Войска союзников,  продвига-
ющиеся к северо-востоку от Бовэ, встретив
слабое сопротивление противника, захзати-
ли Кульмель и Виллер- Гурнель — в 6 ми-
лях к западу от Мондидье.

Войска союзников заняли Верден. Они пе-
ресекли реку Маас в самом городе, а также
между Сен-Мииэль и Коммерои. К западу от
Мааса войска союзников, продвинувшиеся
через Аргоннский лес, находятся в ранове
Больни, Варенн и Сервон. Войска, ‘наступаю-
щие в районе к северу от Сен-Дизье, достиг-
ли пункта близ канала, соединяющего Peita

a Mapay. К юго-востоку от Сен-Дизье бро-

В

СТУПЛЕНИЕ АМЕРИКАНС

3 сентября 1944 г,, воскресенье, № 210 (1777)
eee

Военные действия во Франции

нетанковые части продвинулись К npeame4

стьям Жуэнвиля.

ЛОНДОН, 2 сентября. (ТАСС). В с00б-
щении штаба вооруженных сил союзЕиков

на средиземноморском театре операций го-
высадка

снаряжения

протекает удовлетворительно. Продолжает-
освобожденных

ворится, что в Южной Франции
войск союзников и выгрузка

ся приведение в порядок

портов и расчищение минных полей,
Америкакские и французские части

рыё части находятся за Вуароном.

В Северной Италии, в адриатическом сек-
при
на
«Готскую линию» и прорвали эту послёд-

нем:

цев к югу от реки.По ва фронте протяже-

предприняли
атак

торе, части 8-H армии
поддержке авиации ряд. мошных

нюю подготовленную линию обороны

нием в 20 миль и в глубину на 3—4 мили.
Продолжаются оупорвые бои. Противник
подбросил свежие войска, пытаясь остано-
вить продвижение союзников. Американская
пехота 5-й армии, поддержанная танками,
форсировала реку Арно во многих пунктах
между Флоренцией и морем,

ких ВОЙСК В БЕЛЬГИЮ

ЛОНДОН, 9 сентября. (ТАСС). Как пе-  нерала Холжеса вступили утром 2 сентября

редает агентство Рейтер, две колонны аме-
риканской 1-й армии под командованием ге-

на территорию Бельгии,

НОВЫЙ СОСТАВ БОЛГАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

СОФИЯ, 2 сентября. (ТАСС). Как сооб-
совет
назначил премьер-министром Коста Мура-
виева. Он же назначен по совместительству
Министром
совместительству
министром путей сообщения назначен Вир-
министром финансов и  по.со-

щает болгарское радио, регентский

министром иностранных дел.
внутренних дел и по

гил Димов;

гинов; министром юстиции и. по совмести-
тельству министром народного просвеще-
ния — Борис Павлов; военным министром—
генерал-майор. Иван Маринов; минястрем

земледелия — Христо Петров; министром
общественных работ — Ст. Даскалов и ми-
нистрами. без-лортфеля — Мушаков, Буров

вместительству министром торговли — Гир-1 и Гичев.

=

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕМЦАМИ «НЕЙТРАЛЬНОЙ» ТЕРРИТОРИИ БОЛГАРИИ

БУХАРЕСТ. 2 сентября. (ТАСС). Здесь
получены сведения, что в северо-восточных
районах Болгарии, а также в Софии и ее
окрестностях, укрываются остатки бежав-

ших из Румынии разбитых немецких войны.

ских частей. Через Софию в северо-запад-
ном нанравлении ежедневно проходит не-
сколько эшелонов с немецкими солдатами.
Успевшие бежать из Румынии немцы вме“
сте со своим вооружением через Северо-

ee

Западную Болгарию и через Югославию
снова отправляются в Румынию и на другие
участки советско-германского фронта,

Болгарские власти предоставляют тран-
спорт и оказывают содействие бежавшим
из Румынии немцам.

Таким образом, так называемый болгар-
ский «нейтралитет» при явном попуститель-
хтве болгарских властей широко исполь
зуётся немцами, бегущими из Румыний.

АНГЛЬЙСНАЯ ПЕЧАТЬ 0 ГАТЛЕРОВСКОМ ЛАГЕРЕ СМЕРТИ В-МАЙДАНЕКЕ

ЛОНДОН, 2 сентября. (ТАСС). Газета
«Дейли экспресс» поместила на видном ме-
сте сообщение своего московского коррес-

пондента Джэйкоба о лагере смерти в
Майданеке, близ. Люблина.
Комментируя это сообщение, газета

«Дейли экспресс» в редакционной статье
пишет, что ум англичанина не в состояния
постигнуть, какими мотивами руководство-
вались немцы, умершвляя людей в Люб-
лине. Одвако все это видел английский
журналист. Приведенные им факты являют-
ся достаточными комментариями. :

Газета «Ньюс кроникл», комментируя в
редакционной статье сообщение московско-
го корреспондента Уинтертона о лагере в
Майданеке, заявляет, что трудно ‘предета-
вить себе преступников, которые по степени

ыы -

зета
статье, — безусловко, имеющий прототипы в
других местах и, по всей вероятности, в са-
мой Германии, был ареной хладнокровного
«научного» массового истребления
которому не может быть дано сколько-Ни-
будь рациональное об’яснение»,

деградации могли бы превзойти теёх, кто со-
вершил преступления в Майданеке. «Там,—
пишет газета, — систематически в. течение
длителького периода умершвлялись многие
тысячи невинных людей лишь по той причи-
не, что их существование считалось излиш-
ним безумцами, выработавшими способы их
уничтожения. Трудно подыскать подходя-
щие слова для характеристики этого. И да-
же если бы такие слова можно было найти,
сни не смогли бы дать полной оценки».
«Лагерь смерти в Майданеке, — пишет га-
«Йюркшир пост» в редакциопной

людей,

rn

Выступления гг. Mp. Hemena u ren. Виеста
на пресс-конференции

2 сентября руководители находящей-
ся в Москве чехословацкой и
ственной делегации для освобожденной,
территории Чехословакии приняли пред-
ставителей советской и иностранной пе-
чати. Выступивший на пресе-конферен-
ции глава делегации — уполномоченный.
Чехословацкого правительства министр
г-н Франтишек Немец еделал сообщение
в задачах и составе чехословацкой пра-

Sees

«Марат». Мы прошли ее по направлению
главной струи течения и положили один
якорь, а второй якорь положили на заднем
ходу, по другую сторону вешки,
Впоследствии на банкете, данном в честь
гостей ва английском  линкоре «Бархэмь»,
начальник эскадры линейных кораблей

отечественного флота поднял тост за рус-
ских моряков.

— Когда «Марат» входил на портсмут-
ский рейд,—сказал он, обращаясь к нам,—
все бинокли и стереэтрубы были обраше-
ны на кего. Мы следили с напряженным
вниманием за тем, как вы справитесь с
трудной постановкой на якорь-«фертоинг».

нас эта операция занимает обычно
1 час” 10 мин, 1 час 15 минут. Вы
проделали ee за 53 минуты. Потом,
когда вы уже стояли на якоре, мы
на своих яхтах и шлюпках об’ехали и ос-
мотрели, вас. Позвольте поднять этот бокал
За, процветание русского советского фло-
та] который вошел в нашу морскую семью!
Похвала английского адмирала, пред:
ставителя великой нации мореплавателей,
была, конечно, очевь приятна. Я же чув-
ствовал радость вдвойне, потому что по-
стаБовкой на  якорь-«фертойнг» перед
лицом военных моряков всего мира, соб-
равшихся в Портсмуте, руководил мой
бывший ученик, старший помощник на
«Марате» Трибуц (ныне адмирал, коман-
дующий Балтийским флотом).
На другой день король Георг УТ на сво-
ей яхте обошел все корабли, выстроившие-
ся на рейде,
Было их более 250.

В первой линии стояли иностранные го-
сти — 70 военкых кораблей с американ-
ским. линкором «Нью-Йорк» на правом
фланге и финским броненосцем «Вяйнямей-
нен» (потопленным недавно нангими балтий-
цами) на левом. Были

seth  предстеви-
тели взех морских держав, кроме Исла-
нии, — испанский республиканский MHHO-

носец, вышедший на ‘коронацию, был бло-

кирован франкистами в одном из проме-
жуточных портов.

Вторую и третью линию на рейде - зани-
мали английские военные корабли, а даль-
ше, куда ни кинь глазом, толпились

KOM-
мерческие пароходы, лайкеры, танкеры и
ae различных английских спортивных
клубов. Такое зрелище остнется на -BCIO

жизнь в памяти моряка.

Немцы на празднествах B
жались с присущи
роен обед, на кот
приглашение

Портсмуте Дер-
м им чванством. Был уст-
орый из гостей получили

только адмиралы

миралы и испол.
ияющие должность адмиралов.  Команянь
«Дейчланла», имевший a aa

звание всего ЛИШЬ

капитаез   ранга. приглашен неё был. Это

вызвала
возню. Мы знали; о том,. что по
«приглашать или
беспрерывно переговоры
ским. посольством и английским
вакием. Немцы обязательно хотели попасть

вительственной делегации. Затем г-н Не.
мец ответил на ряд поставленных ему
вопросов.

Отвечая на вопросы, касающиеся по-
следних событий в Словакии, замести:
тель главы делегации дивизионный ге-
нерал Виест рассказал 0б обстановке п
ходе. восстания в Словакии против ke:
мецких оккупантов,

(ТАСС),

SS ИВИС eR EE 0

дипломатическую
вопросу:
приглашать», иду!
между  герман.
KOMANdO-

оживленную

не

на обед, Он был назначев на семь часоз, 4
У трапа «Дейчланда» неотлучно, в полной

готовности, дежурил парадный катер, уб-

ранный коврами и подушками. Но англии:
ве непримиримы в делах этикета. Без пям
миЕут- семь ‘мы увидели, как наши соседи
мрачно снимают с катера украшения и ста
вяг его на шкентель.

Обидчивый командир «Дейчланда» ушел
из Портсмута, не дожидаясь о конца тор
жеств, Убрался он, «яко тать в нощи», 100:

ле захода солнца, чтобы избежать OT Aaa Z

прощального салюта.

Помня о напряженности межлународной
обстановки (через два года началась вто
рая мировая война) и зная, что фашисты го
товы на любую провокацию, мы возвраще
лись домой, имея корабль в состоянии 65
вон готовности, В Либаве нас встретил
шесть наших миноносцев и сопровождал
от порта до порта, пока «Марат» ве прише
в Кронштадт,

ий

Мой скромный труд высоко оценев (>
ветским Правительством, — я награжди
орденом Ленина “и орденом Трудовог” Км
ного Знамени.

Просматривая свои записные книжки, !
вижу, что в них отмечены 9.756 фАмит!
Это теперешние морские офицеры, с к
рыми я проводил курс навигации за 106
их пребывания в училище, Еще не поло
тано количество выпускников этого гол.

Я доволен своими учениками. Многие #
бывших курсантов Высшего  военно-и
ского ордена Ленина креснознаменного \\  =
лища имени Фрунзе сейчас командуют @*
выми кораблями, бригадами кораблей, $
тами, Среди них есть несколько полных #1
миралов и один адмирал флота. Я в
тельно слежу за их успехами н го
умением и отвагой, с какими они очиша”
советские моря от врага и _ пролвигаю
зсе дальше и лальше на запад. }

Море, мне кажется, я люблю теперь tt!)
больше, чем в молодости. Да и мож!
  не любить его после‘ всего пережитого?

Надеюсь ложить до того времени,
око не за горами, — когда, с побелс
ным окончанием Великой Отечестве

войны, советские военные корабли вый
в дальние океанские походы,  традии“
ные в русском флоте, и старый шт“
сможет тогла от всей луши пожелать №
лодым штурманам счастливого плавания
дуге большогс круга!

-50- bs Neer Goes os
И АИ Оо м Е БР ое jentmene AT OT
тдел—доб. 1-22, 1-35: едякпии—Л .1-08-03; от ь
подписки—доб. 25 и Д 1.63.21 > отдел  писем—доб. 23; иллюстрационьтй : Этветст-енный репакто?
  П, МУСЬЯКОВ.

Типография «Красное Внамя», Сущевская, 21,

7-й
армии, задержанные дождями, продолжают
продвигаться вперед по пятам отступающе-
го врага в долине реки Рона, к югу от Лио-
на. Американские войска продвинулись от
района: Гренобля к северо-западу, и некото-