5 сентября 1944 г., вторник. № 211 (1778)

НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ

`К 25-летию со дня гибели В. И. Чапаева

Чапаев — один из. самых любимых ге-
роев советского народа. Его образ окру-
жен ореолом легенды, его имя чзвестно
каждому. В чем жё истоки популярности
Чалаева, которая выдержала строжайшее
испытание временем? В том, что своими
боевыми подвигами, умением вдохновлять
людей на бесстрашную борьбу против $г-
нетателей он олицетворял  вековечнов

стремление масс к свободной жизни, к
равенству, к раскрепощенному труду.
взволно-

Цорывистого, веегда чем-то
ванного человека
увидел комиссар
Фурманов, прибыв в
Чапаевскую  диви-
зию, На первый
взгляд могло пока-
затьсл, — что ‘это
только буйная на-
тура, что нэльзя
предвидеть, куда за=
велут Чапаева его
порывы, временами
необузданные. He
тлазами  проница-
тельного большеви-
ха разглядел новый

комиссар ДИВИЗИИ
то, что таилось за
внешним обликом
Чапаева. Стоило

только приподнять
завесу, и открывал-
ся богатый, полный
глубоких пережива-
ний внутренний мир этого человека.

Чапаев был плоть от плоти и кровь от
Ерови своего народа. В нем, каки в мил-
лионах русских людей, жила неугасимая
вера в то, что труженик добудет лучшую
долю на земле,

Щизнь не даль Чапаеву возможности
сомкнутьея © большевистской партией до
революции, Он не мог в те годы с полной
четкостью определить перед самим с0-
бой свои етремления, выразить их на
языке политически зрелого человека. Ем
еще предстояло с помощью  комиссара-
большевика, осмыеливая события, вид-
ным участником которых он становилел,
завершить свое политическое воспитание.

Многое пришлось наверстывать. Ча-
паеву. У него за плечами был многотруд-
ный и тяжкий путь крестьянина-бед-
няка, голод, нужда и нищета. В старой
армии Чапаев,  георгиевский кавалер
всех степеней’ дослужился до унтер-
офицера, до фельдфебеля, & затем был
разжалован за непокорный нрав в рядо-
вые, = ;

Ззяв оружие в руки, Чапаев уже не
выпустил его. В 1917 году он понял, что
такие люди, как он, добудут и защитят

_ свою свободу. Он твердо знает одно: зем-

ля и станов должны принадлежать тому,
кто работает на земле, кто работает за
станком. Всякая ложь, всякая фальшь
ненавистны ему, импульсивному челове-
ку. Он как был, так и осталея пламенным
правдолюбцем. Он пошел за большеви-
ЕЗМИ.

Однако та ‘политическая-ифогразмаеь ре--
волюционного преобразования страны,
© которой победоносно выступают боль-
шевики, была ясна ему в тот перлод лишь
-B самых общих выражениях.

Небольшой, нерегулярный еще от-
ряд, которым он командует в заволжеких
стонях, не мог бы стать серьезной силой.
Его неизбежно смяли бы конные лавы
белогвардейцев. Не раз этот отряд и сам
Чапаев вместе с ним были на краю гибе-
ли. Спасала изобретательность команди-
ра, его военная смётка, Серьезной силой
отряд стал когда в Заволжье пришли лю-
хи из пролетарского центра, когда радом
е Чапаевым появляется  большевик-ко-
миссар, политический руководитель, BOC-
питатель бойцов и командиров, когдз
бригада, а затем дивизия вливается В
ударную груплу, которой командует про-
петарский полководец Фрунзе.

В боях против белой армии, которая
нацелилась с Урала на Москву, Чапаев
увидел, как сцементировали его дивизию
Ивановские ткачи, прошедшие школу
большевистской выучки.

Сейчас, вдни Отечественной войны про-
тив гитлеровской Германии, мы с особым

SS ИЯ

Тема офицерекой чести весьма попу-
лярна на флоте; 06 этом много говорят,
иногда путая честь и честность,  досто-
инство с грамотностью, честь и военно-
Морское искусство ит. д.

И вот появилось литературное произ-
ведение, основной замысел которого, его
идеи и пафос связаны прежде тсего с по-
ниманием достоинства советского офи-
цера. Пьеса Алекоандра Крона «Офицер
флота», налечатанная в журнале «Знамя»
и принятая в постановке в нескольких
театрах, несомненно, послужит новым им-
пульсом для содержательных бесед в офи-
церокой среде. Достоинство этой пьесы
в том, что она не только доставляет, вс-
тетическую радость, но и будит мысль, и
может вызвать благотворные споры.

0браз капитан-лейтенанта Горбунова,
командира лодки, главного персонажа
пьесы, начат как будто несколько ae
нально. В ‘нашей военной и военно-мор-
ской литературе уже не раз изображался
терой внешне грубоватый, сухой и рез-
EMM, HO который оказывается  деистви-
тельно героем и светлой личностью. Но
н6 970 «противоречие» — основная черта
Горбунова. Прежде всего и больше всего
в нем выражено чувство самостоятельно-
сти и остро ощущаемого достоинства.
Слова «офицер». «советский офицер»
наполнены для него большим и гордым
смыслом, Дедо, конечно, не в слове, а В
существе, в положении, в роли человека,
хоторбиу Советская страна доверила
большие обязанности и большие права.

До этого слова, как выразителя значя-
тельных понятий, Горбунов дошел еще до
того, как оно было введено официальных
указом. И когда лейтенант Туровцев, уб-
лышав 61080 «офицер». торжественно
произнесенное Горбуновым, удивленно

уемехнулея, Горбунов не без раздражения циллине,

ре ранен

волнением вспоминаем о. двух чанаевских

‘боях.

Елва ли не впервые тогда была при-
менева пресловутая «пеихическая» ата-
ка. Профессиональные канпелевские офи-
перы с такими же знаками на руказе
мундира, как у эсэсовских головорезов, —
череп и скрещенные кости, надеялись не-
обычным средством сломить выдержку не-
организованной, как им казалось, масоы.
Ко ивановские ткачи, лежавшие в цена
радом с крестьянскими парнями, 1ро-
взошли противника
своей выдержкой и
опустошили ряды
белогвардейцев.

Наведя справку в
‚пролом, гитлеров-
цы могли -бы У3-
Hath, что  подоб-
ные — психологиче-
ские. «эффекты» в
боях против совет-
ского воина обрече-
ны на провал.

х Во этих прошлых

боях гитлеровцы
могли бы увидеть
отдаленный прооб-

раз того, что pys-
ский воин обладает
необходимой  стой-
костью, чтобы 01-
секать бронирозан-
ные машины от жя-
вой силы противни-
ка и, не отступая ни на шаг, уничто-
жать их. ь я

Яв одном из участков белогвардейцы
направили против чапаевцев несколько
броневякев. За’ ними двагалась  кавале-
рия. Расчет состоял в том, что броневики
сомнут цепи, и бегущие
добычей конницы. Случилось о обратное.
Чапаевны с величайшим  хладнокровием
пропустили броневики и своим огнем

растрепали кавалерийскую колонну белых:

Личную храбрость Чапаев показал еще
в прошаую мировую войну. Но, став ко-
мандиром ливизии. ‘он обнаружил яркий
военный талант, которому в прежнее вре-
мя не сужлено было бы раскрыться. —

Известно, с какой тщательностью Ча-
паев продумывал планы предстоящих
операций. Он предвидел различные Ba-
рианты боя и, сообразуяеь co многами
условиями, умел выбрать наиболее вы-
годный. Недюжинный ум сочетался с 00-
гатым военным и жизненным опытом. Ча-
паев твердо соблюдал золотое правило
военачальника, который неуклонно доби-
вается своей цели, — выработав план,
твердо верить в победу. В классических
книгах, посвященных вопросам отрате-
гии, мы найдем слова о том, что коман-
дир, принявший решение, должен верить в
успех начатого дела. Чапаев, не позучив-
ий военного образования, своим путем
дошел хо этого вывода,

Он находил средства, чтобы передаль
свою уверенность бойцам, и это крепко
роднило его с ними. Они готовы дыза
пройти вместе в-Чапаевым через любые
испытания. Им были по. силам тё изнури-
тельные марши и маневры, которые 60-
вершала двигавшаяся с изумательной
быстротой чапаезская дивизия. Доста-
течно олной только исторической справ-
ки, чтобы оценить маневренную ©10с0б-
ность чапаевцев. За 44 дня — © 23 апре-
дя по 9 июня 1919 года — на Уфимском
направлении дивизия с боями прошла
до 500 километров. Никаких средетв мо-
торизации у дивизии, конечно, не было.

Чапаев никогда не скрывал от бойцов
тех трудностей, которые им предотоят.
Он был требователен ко всём и беспощаден
к малодушным. Но каждый ббец знал и
видел. что командир постоянно заботится
о нем. Эта черта составляла одну из са-
мых сильных сторон организаторской
способности Чапаева.

В своей книге Фурманов нишет:
‘Чапаев, в 1918 году был отличным
цом; в 1919 он уже не славен был
боец, он был героем-организатором»,

Таким  героем-оогавизатором  Чапа-
еву помогла стать большевистская пар-
тия, верным сыном которой он ‘сражался
и погиб. ae C. KPACOB. _

«Oz,
бой-
Bag

отчитывает его: «Что вас так поражает?
Слова «генерал» вы уже не пугаетесь, по-
тому что оно напечатано в газетах. А

тут ничего неизвестное — надо самому.

ренгать...»

Вот это «самому решать», «самему ду-
мать» является наиболее характерной
чертой Горбунова. Умение «самому ду-
мать» и готовность бороться за свое мне-
ние придают его образу ощущение силы
и привлекательности.

«Возможно, я иногда ошибаюсь. Но}
меня всегда есть свое мнение. Так я в9с-
питываю и своих подчиненных. Я пред-
почитаю командовать сильными людьми,
которые подчиняются мне потому, что на
моей стороне власть, знания и авторитет,
ь не потому, что они: сами не способны
лумать. Я им верю. Й хочу, чтобы вери-
ли мне. Я готов выполнить любое при-
казание. Но если приказ еще не отдан A
у меня спрашивают мое мнение, я He
хочу гадать — попаду ли я в точку. Я

солдат и обязан говорить прежде всего

правду. Так, как вижу, так, как понимаю.
А свой долг я от‘этого выполню не хуже.
Это моя Балтика, мой флот, здесь моя
жизнь, за это я готов умереть».

Не только не хуже, безусловно и во
всех случаях лучше. выполнит свой 10лг
Горбунов, умеющий думать, имеющий
мнение, ибо о какой же инициативе офи-
цера в бою и вне боя может ‘быть речь,
еели бы ‘он нё правык к самостоятельно-
ети.

Эта самостоятельность нисколько He
противоречит самой строгой  иснодни-
тельности. Именно потому, что Горбунов
может думать, он понимает фундамен-
тальное значение дисциплины, требует
петклонной  дисциплинированности OT
потчиненных и сам является ее образцом.
Горбунов не только «подчиняется» дис-
механически выполняет ве пра-

станут легкой

~ $. сентября,

ers ЕЕ ОЕ

КРАСНЫЙ

ФЛОТ

советско-имских
OTHONIELIASNC

é
25 августа финский посланник в Стокгольме г. Гриппенберг вручил советскому
посааннику А, М. Коллонтай следующее заявление финского министра иностранных

дел г. Энкеля:

«Имею честь довести до Вашего сведения, что президент Финской республики
в Финское Правительство уполномочиая министра Финеной республики в Стокгольме
г-на Гоиппенберга через Ваше посредство обратиться к Советскому Правительству
с просьбой, чтобы Москва приняла финскую правительетвенную делегацаю, чтобы
договориться э перемирии или заключении мира, ила о том ч другом, между Фин-

ландией ий Советским Союзом».

Ероме того, г. Грипиенберг перелал А. М. Коллонтай вербальную воту, в кото-
рой было сказано, что президент Финской республики «17 августа заявил фельлиар-
шазу Кейтель, который посетил его по поручению германского рейхсканцлера. что
OH не считает себл связанных тем согламением, которым прежний президент Рюти

обязался в отвошении геруанекого празительства».
В евязи с этим Советское Правительство поручило А:

М, Болаовтай передать

29 августа Финскому Правительству следующее:

«Советское Правительство можат принать делегацию Финского Правительства
лишь в 61учае принятия Финских Правительством блелующего предварительного

услевая:

финское Правительство должно публично заявить. что оно разрывает отношевяя
в Германией, что оно пред’являет Германии требование о выводе Германией ноору-
жённых вил из Финляндии в течение 2-х недель со дня прянятня Финским Прави
тельством настолшего прелложения Советского Правительства и во веяком случае
не позже 15 сентября с. г. и что вели Германия не вывелет своих вазружённых сил
в указанный срок из Финляндии, то немецкие вооружённые силы будут разоружены
и переханы союзникам в качестве военнопленных.
о Веля Финекое Правительство выполнит вастоящее предварительное условие, то
Советское Правительетво соглаено принять в Москве делегацию Финского Правитель“
ства для переговоров о перемирии или о мире, или о том и другом вместе».

При этом г. Гриппенбергу было сообщено,

что настоящий. ответ Советского.

Правительства согласован с Английским Правительством и ве встретил каках-ли-
б0 замечаний со стороны Правительства США.

2-го сентября г. Гриппенберг передал А. М. Коллонтай обращение финского пре-
зидента Маннергейма. В этом обращении финский президент заяваяет, что Финское
Правительство ещё до передачи ответа на предварятельное условие Советского Прз-
вительства предлагает, чтобы Фианляндия сама провела в жизвь добровельную 2в3-
куацаю или интервирование германских войск на одной (южной) чаета фанекой
территории. Кроме того, в обращении финского президента претаагаегея ва эпре-
деленной (южной) части фронта прервать военные действия й отвести на этой час-
тв фронта финскяе войска на советско-финскую границу 1940 года, соответствон-
но передвинув также советские войска на эту линчю.

В дополнение к этому г. Гриппенберг заявил, Что требубмое Советским Прави-
тельством заявление Финского Правительства о разрыве с Германией булет сделано.
после получения от Советского Правительства ответа на обращение финского прё-
зидента. Вроме того, г. Гриппенберг заявил, что фивны готовы привягь учаетие
также в операции по предлагаемому разоружению немецких войск в северной час-
ти Финляндии, но хотят договориться в Москве © координация и помещая в этом
деле с советским военным команлованием.

На последнее финское заявление Советское Правительство дало ответ 3 сентяб-

ря. В этом ответе сказано, что Советское Правительство
Финским Правительством указанного выше

настаиваег ва принятия
предварительного условия, а именно:

Финское Празительство должно публично заявить, что оно разрывает отношения @
Германией и требует вывола немецких войск из пределов Финландий не позже
15 сентября, причем в случае невывола германских войск из Финляндии в уста-

нозленный срок немецкие войска бухут разоружены и передавы союзникам в каче-_

стве военнопленных. В советском ответе сказано также, что если Германая не вы-
ведет своих войск из Финляндии до 15 сентября, то Советское Правительство co-
гласно оказать помошь финекой армия в деле разоружения немецких вооруженных
сил. При этом Советское Правительство согласилось на то. чтобы прекратить воев-
ные действия на предложенной Финским Правительством южной части фронта; ес-
аи Финское Правительство выполнит указанное выше прелварительное условае. Со-.
ветекое Правительство высказалась за т0, Что 866 остальные вопросы должны
быть разрешены во время переговоров о перемирии. ee

ИНФОРМБЮРО НАРКОМИНДЕЛА СССР.

К советско-финским
отношениям _

1. В ночь на 4 сентября Финсхое Правительство сделало заявление по радио,
в котором сообщило, что Финляндия приняла выдвинутое Советеким Правительством
предварительное условие о разрыве отношений с Германией и о выводе германских
войск из Финляндии не позднее 15 сентября. —

2. Одновременно с заявлением Финского Правительства о принятии советского
прехварительного условия, финское военное гаавиокомандование об’явило о прехра-
щений военных действий на всем участке расположения финских войск с 8 часов

утра 4 сентября,

$. В евязи с принятием Финоким Правительством предварительного

условия

Советекого Нравительетва, Советское Верховное Командование приказало прекра-
тить военные действия на участке расположения финских войск с 8 часов утра

вида, он зюбит самый дух дисциплины,

ее великую стройную организующую си-
лу. Это настоящий военный, любящий
свое хело и уважающий его. И когда Ка-
тя, дочь художника, начинает плести на-
ивный вздор о том, что в мирное время
военную профессию избирают чаще все-
го люди, которые не сумели найти себя
ви в кавой хругой области, Горбунов от-
вечает умно, уверенно, так, что видно: он
тысячу раз облумал эти свой мысли и
укрепиася в них незыблемо. Для Горбу-
нова воонная профессия связана с мечтой
о героизме, в упорным трудом, 6 воспи.
танием воли, со стремлением к совер-
шенствованяю знаний, с творческой мыс-
лью. с постоянной готовностью Е подви-
гу. Н он с презрением относится 5 коман-
диру, который не внал бы этого порыва и
свой корабль стал бы чувствовать, как
«департамент, где ему платят  жалова-

‚ НЬе».

Хорошо выразив черты  профессиона-
лизма в своем герое, Врон, пожалуй, не-
еколько ослабленно дал илейность Гор-
бунова, как советского офицера, воспи-
танного революцией. Но идейноеть эта
сам8 по себе ве может вызывать. никако-
ro сомнения. Без нее не было бы ни му-
жества, ни честности, ни самостоятель-
вости Горбунова, «Мы должны воевать
хорошо, — роворит он в самые трагиче-

ские дни хевинградской блокалы.— Ина-

че нас побьют. Я не хочу, чтобы меня
Guam. Dro оскорбляет мою горлоеть рус-
ского моряка, советского офицера. Мы
должны воевать превосхолно. Мы можем
так воевать! Можем и будем».

С патриотической  горлоетью с5-
ветского офицера неизбежно связано чув-
ство собственного достоинства, которое
требует, в частности, уважения к товаря-
мам, не только к старшим. во и к падчи-
ненным, уважения в самому с6бе. Горбу-

HOB чрезвычайно чуток в этих вопросах
и настаивает Ha TOM, чтобы с HUM BO Всех
случаях разговаривали в уважительном
тоне. ; :

Горбунов исповедует и проповедует в

общем элементарное: он за мыель протав

чиновничьей бездумности. за дисциплину

XOCTOMHCTBO
88 akTHB-

против распущенноети, 8
против приспособленчества,

ность и самостоятельноеть против обыва-.

TeabcKOrO «не наше дело». Он не хочет
паяться, когда но чувствует себя винова-
тым. Он за смелость мысли и поступков.

Ho значение Горбунова становится яе-
ным из сопоставления с его товарищем
Бондратьевым. В пьесе фигурирует обя-
зательный в каждой пъесе злодей, воен-
инженер Селянин, трус и равнотушный
ханцелярист. Борьба с вим Горбунова
дает толчок сюжетному Liege <Офя-
цера флота». Но работа Крона глубже и
интереснее этого несложчого противо-
поставления. Идейный, эмдциональный
узел пьесы завязан вокруг столкновения
Горбунова в Кондратьевым,  чествым,
храбрым офицером, но иного склада, чем
его товарищ.

Помощнику Горбунова молодому  лей-
тенанту Туровцеву кажется, что требова-
тельность Горбунова есть только придир-
чивость. Кроме того обиженный Туровцев
полагает, что Горбунов развявает в ка-
ют-компании «вредные мысли», когда
товорит, что враг хитер, опасен и надо
быть готовым в большим трудностям,
Ничего не говоря прямо своему команли-
py, Туровцев сообщает о чклеветниче-
CRUX мысллх» командиру дивизиона Вон-
дратьеву. :

Горбунов считает такой образ лей-

ствий недостойным. По его мнению. Кон- :

дратьев должен был выгнать человека,
который, слушая из уст товарища и
командира «вредные вещи». не имеет му-
жества сказать ему 05 этом прямо. -спо-
рить, если товариш. ошибается. oar
ратьев ве понимает причивы гороунов-
ского’ возмущения и оттого, что не пони-.

` занимал финское правительство

‚ Несколько позже в Восточной Карелии мы

Выступление пр

емьер-министра

Финляндии Хакцелля по радио

СТОКГОЛЬМ, 3 сентября. (ТАСС). В
How на 3 сентября: премьер-министр. Фин-
ляндий Хакцелль выступил по радио со

следующим заявлением:

Уважаемые граждане! Сегодня вечером
финский сейм на закрытом заседании рас-
смотрел вопрос- о перемирии между Фин-
ляндией и Советской Россией. Этот вопрос
непрерыв-
но в течение всего истекшего полугодия.
Резкое обжтрение политической и военной

обстановки за последнее время потребова-

ло от правительства вновь поставить этот
вопрос в сейме С того момента, когда
сейм последний раз рассматривал _ предло-
жение правительства о перемирии, военно-
политическая обстановка Финляндии резко
изменилась к худшему.

Еше в апреле текушего года линия Ha-
шего фронта нахолилась далеко за преде-
лами старых государственных гравии. В
июне. в результате неблагоприятных для
нае военвых событий на Карельском пере-
шейке, наша оборона оказалась прерванной.

были оттеснены к прелвоенной погранич-
ной линии. После высадки союзных войсх
в Северной ч Южной Франции Германия,
остерпев оях крупных поражений. вынуж-
mena сейчас оставлять во Франции Олин
оккупированный ею район за другим. Та-
кая же неблагоприятная военная обстанов-,
ка сложилась лля Германии и в Италии,
гле немецкие войска оттеснены далеко на
север страны, На Балканах Германия уже
лишилась двух своих союзников.

Советский же Союз. наоборот, в резуль-
татёе непрерывных военных успехов, в ©<-
новиом вновь овладел своими прежними
государственными границами Германия
вследствие создавшейся для нее исклюзи-
тельно тяжелой военной обстановки уже
нё в состоянии оказызать нам военную. по-
мошь в нужных масштабах. Сейчас она
сама остро нуждается в войсках для за-
щиты собственной территории. Немцы, как
известно, отозвали уже значительную часть
своих войск с нашей территории, послав-
вых ранев на помошь Фиаляндий. В ар-
мий многие утратили уже веру в победу
Германии. © 2 к.

Нынешняя неблагоприятная обстановка в
Прибалтийских странах свидетельствует O
том, что Германия фактически находится
накануне потери всего южного ‘побережья
Финс эго залива. имеющего большое стря-
тегизеское значение как для Германии. так
и для Фанляндии. С германской точки зре-
йля, финский фронт не представляет в дан-
пый момент больнюго интереса. Лля Фин-
лянлии же это означает; что она осталась
слна против во много раз превосходяшего
по своей мощи врага,

В течение трех лет мы честно несли
бремя братства по оружию с Германйей,
поскольку совместная военная борьба от-
вечала по опрепеленного момента интере-
сам обороны нашей стравы. Наше согла:
шение < Германией ст 1941 года носило
`лишь исключительно военный характер.

Новый президент республики. присту-
пивший около месяпа тому пазад к испол.
невню своих обязанностей по управлению
страной, отказался признать. военное. со“
глашение. заключенное. в. текущем голу
между Финляндией и Германией Как из-
вестио, это соглашение. подписанное быв-!
шим президентом республики, не было a
смотрено и утверждено сеймом. Таким 05-
разом. фактически оно являлось лишь лич:
ным обязательством бывшего президента
перел Германией Сейчас, когла в нашей
стране имеется пругой. поезилент и новое
правительство, указазлое соглашение. по-
леряло свлу. в чем правительство довело
ва сведения германского правительства.

Ввиду этого и вследствие ухудшения по-
хложения Финляндии, президент республи-
ки и правительство решили вновь поста-
вить в сейме вопрос о выходе Финляндии
#3 войны. Сейм рассмотрел. предложение

ВЕН а Seeger

правительства о разрыве отношений с Гер-
манией и установлении контакта с Совет-
ской Россией с целью заключения переми-
рия. Приняв решение о веобхолимости за“
ключить перемирие, сейм поручил аправи-
тельству приступить к практическому раз-
решению этого вопроса. Через спепиаль-
ную делегацию мы поставили в извест-
вость Германию о всех неблагоприятных

‘условиях, создавшихся в современной ©б-

ставовке для Финляндии. Ясно, зто обе
стороны должны сделать из этого для себя
соответствующие выводы.

Ввиду изменения военно-политической об-
становки для нашей стравы и большого
стремления нашего Народа к миру прави-
тельстзо сочло своим лолгом установить в
возможно кратчайший срок контакт с Со-
ветским Союзом В соответствии с этим
правительство взправило 25 августа с. г.
пасьмо нашему ‘посланнику в Стокгольме
для передачи его советскому послу в
Швеции. В этом письме мы указали, что
Финлянлия просит Ссзетский Союз возоб-
новить переговоры о заключении переми-
рия, а затем и мира-межлу Финляндией и
CCCP. :

29 августа сотетское посольство в Сток-
гольме передало ответ Советского прави-
тельства, в котором говорилось: aor

Финляндия должна порвать CBOR OTHO-
шения с Германней;

Германские войска полжны быть выве-
девы из Финляндии в 2-недельный срок,
не позлнее 15 сентября.

- Совет?кое правительство разренигло от-
править финскую мирную делегацию в
Москву. ‘

Я должен заметить, что эти требования
Советского правительства согласованы с
Англией и одобрены США,

Получив эти условия, финское правя-
тельство немедленно внесло их на рассмо-
трение сейма. В соответствии с решением
сейма. правительство Финляндии обрати-
лось к германскому правительству с тре-
бованием вывести в двухнелельный срок
свои войска с территории Финляндии. Од-
вовременно с этим Фанляндия обратила
внимание Германии на нелопустимость в
дальнейшем использования нашей террито-
рии немецкими войсками. =

Уважаемые и дорогие гражлане, таковы
в общих чертах те предпосылки, на основа-
нии которых-мы снова решительно. вступи-
ли ва путь выхода из войны., Таким обра-
зом мы уже предприняли первый шаг в це-
лях достижения мира между нашей стрз-
ной н ее великим восточным соседом. Мы
еше не знаем. кзэкне условия перемирия
пред’явит нам Советский Союз. В этих
условиях, вероятно. найдут свое отраже-
вие прелшествующие советские мирные
предложения. Я не могу не отметить. что
вам He пред явлено требования безогово-
рочной капитуляции.

Я знаю, что у нас найдется немало лю-
дей, которые еще не созрели для полного
понимания важности и необходимости
прелпринятых правительством мирных ша-
гов, Одновременко, с этим немало окажет-
ся и таких людей, которые не прочь бу-
дут проявить излишний оптимизм в укз-
занном деле. Я полжен предупредить как
тех, так и других граждан, что на нашем
пути к миру неизбежно встретится еше
ряд больших трудностей. но при обоюлном
стремлении к прекрашению Boh SIU Toys
ности должны быть преололены. Теперь,
когда первый шаг к миру уже сделан,
наша обязанность заключается в необхо-
димости проявить максимум поверия К
президенту республики и правительству.
Финский маршал Маннергейм отлал себя
<ейчас целиком пелу достижения мира.
Наша задача состоит в необходимости со:
хранения между собой полного ‚единства:
Мы должны крепко сплотиться вокруг
своего президента и движения за мир в
пелях обеспечения будущности финского
народа.

жк

Примечание ТАСС. Как это видно из
публикуемого сеголня сообшения Информ-
бюро Наркоминлела СССР, в речв премьег-
министра Фивляндии г. Хакпелля имеется
ряд существенных извращений фактов.

Во-первых, Хакцелль не точно изложил
содержание советского ответа от 29 авгу-
ста ва финское предложение от 25 августа.
Хакцелль не сказал © требовании Созет-
ского правительства разоружить германские
войска и передать их союзникам в качестве
воениопленных, если немецкие войска не
уйдут из Финляндии до 15 сентября.

Во-вторых, предложение Советского
правительства. чтобы финское  правитель-
ство заявило о разрыве’отношений с Гер-
манией и об указанных выше мерах в отно-
шений немецких. войск, находящихся в
Финляндии ° является предварительным
условием. Хакцелль даже не упомянул об

SESE PETERSEN Ra eS ae a

мает, начинает сердиться.  Вондратъеву
кажется, что Горбунов зря «из всякой
мелочи принцип строит», и столкновения
Горбунова с ним и с другими об’ясняет
тем, что Горбунов «трудный человек,
словно ерш колючий». —

_ Кондратьев честный, храбрый и негау-
пый от природы человек, но ему нехвата-
ет, как он сам признается, «кругозора»,
кузьтурности. Ему нехватает и друго-
го — принципиальности. Вещи это, как
будто, разные, но часто бывает так, что
недостаток развития, культуры мешает
людям разобраться в сложной противоре-
чивости жизненных явлений и потому
они теряют путь к привципиальному во.
ведению. Зло редко появляется в непри-
крытом, обнаженном виде, и тот, кто не в
состоянии понимать явление в его глубо-

кой сущности, легче поддается ва соб-

лазн прикрыть явно плохое мнимо хоро-
шим: ну, стоит ли связываться с Н. Н.,
он в общем парень ничего, да и в тому
же...

Кондратьев чувствует, что Селянин —
«трянь мужик», но ни сам не склонен

«евязывалься с ним», ни Горбунову Re
советует. «Охота тебе из-за  мело-
чей...» Но там. гле’ Вондратьев видит

только мелочи, более зоркий Горбунов
улавливает серьезные явления: — «из-за
‘мелочей, бывает, корабли тонут»,

__ Морской устав гласит, напоминает
Горбунов, что на всякое предложение
о сдаче я обязан ответить отказом. Это

положение устава Горбунов понимает
широко и принимает его как основной
принцип в жизни. Не только не сдавать-
ся в бою врагу — это ясно. элементарно
хля каждого советского воина. Горбунов
Be желает сдаваться ни перед жестокими
трудностями ленингралекой блокады, ни
перед обывательским ‘примиренчеством,
ни перед чуть-чуть проявившейся спе-
сью своего друга, ни перед робостью
мысли, ни перед раболепством.

Кондратьев любит и ценит Горбунова

больше чутьем, чем сознанием, определя-

Se esa

этом. Он не сказал, что советское прелло-
жение от 29 августа было поедварительным
условием и что финская делегация может
прибыть в Москву для переговоров о пе-
ремирии и о мире лишь после выполнения
этого предварительного условия.
Обпашает на себя внимание также сле-
дуюшее обстоятельство. Хакцелль. много
говорил о том, что фиввы в течение трех
лет «честно несли бремя братства по ору-
жию с Германией», и нашел немало слов
для извинений и об’яснений теперешней по-
зиция финского правительства в отношении
Германии. Хакцелль, однако, не сказал,
что Финляндия разрывает отношения с
Германией, тогда как разрыв  отвошевий
Финлянлии с Германией является состав“
ной частью предварительного условия Со-
ветского правительства, и.что только после
этого могут начаться советско-финские пе-
реговоры о перемирии и о Мвфе,

ет его как талантливого офицера, но по-
лагает, что у него «заскоки», что Горбу-
HOB «честолюбив, как дьявол», что он
слишком многое на себя берет. Весьма
возможно, что Горбунов действительно
честолюбив, действительно ему «скром-
ности бы побольше». Создавая жизнен-
ный реалистический образ, автор такгич-
но избегает здесь такой определенности,
которая превратила бы Горбунова из жи-
вого  капитан-лейтенанта в абстрактное
вместилище всесторонних добродетелей.

- Но Кондратьев при своем педостаточ-
HOM «кругозоре» не видит того, что от-
лично видно старому морекому волку и,
вероятно, опытному сердцеведу контр-ад-
миралу Белоброву: если человек много на
себя берет, то это не обязательно плохо,
это может быть и хорошо. С такого чело-
века можно много спрашивать, Если че-
ловек склонен пообещать больше, чем в
состоянии сделать. —это первачный грех
недостаточной скромности. Если же он
сделал, что обещал, то это только ясное
сознание своих собственных сил. Никто
не думает упрекать в нескромноети
Пушкина, который сказал; я памятник
воздвиг себе нерукотворный...

Горбунов был против консервации сво-
ей лодки, вопреки мнению ближайшего
командира Кондратьева, он решительно
отстаивал свой план, несмотря на опас-
ность серьезных неприятностей ‘и обви-
нений, и, добившись ремонта лодки. собет-
венными. силами, доказал, что был прав.

Й еше один урок, полный глубокого
значения, дает старый контр-адмирал Бе-
лойров Кондратьеву: «Й знаете, что я вам
скажу? Будь этот парень моим другом, я
бы его не так защищал, как вы. Я бы уж
постарался».

Кондратьев не виноват ни в отсутет-
вии ‘чувства дружбы. ни в наличии кабих-
либо дурных чуветв: равнодумия в судь-
бе товарища или тем более карьеризма.
Он почувствовал себя поставленным меж-

Окончание см. на 4-й стр.