yk

уз

- Пытетвом

6 сентября 1944 г., среда. № 212

——

(1779)

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Через какой-нибудь десяток лет это
будут офицеры флота, то пополнение, ко-
торов придет на каши военные корабли в
1954 или в 1955 году. Сейчас будущие
офицеры — в самом начале своего пути.

Строй мальчиков в синем  рабо-
чем платье стоит по команде «смирно»
У дверей кабинета основ военно-мореко-
го дела. Там все уже подготовлено к уро-
ву, произведена приборка, блестят метал-
личеекие части компаса, снарядов, ска-
фанлра, и мы, работники цикла, чувствуем
особую приподнаятость, которой обычно
начинается нашг учебный день.

— Товарищ капитан. 1 ранга! Класс
прибыл на занятие! — докладывает де-
журный воспитанник.

Поздоровавигись, я прохожу между ше-
фенг, осматривая протянутые руки, Вос-
питанниь допускается в кабинет только с
чистыми руками. Моряк должен быть оп-
фятным — это правило напоминается
буквально на пороге кабинета. Мало вы-
мыть руки. Входя. полагается вытереть
ноги о мат, который лежит у двери (и,
котати сказать. сплетен одним из вобии-
манников). Известно также, что если
Кто-нибудь намтсорит у парты, его заста-
вят прибрать ла, чего доброго, еще про-
тереть шваброй весь пол.

С первого шага вместе со знаниями ус-
ваиваются таким образом и навыки пове-
дения. :

Сегодня занимается первый класс.

Прошлый раз мы смотрели фотографии
из справочника — Шведе, изучая  клас-
сификацию флота. Сейчас нало бы mepe-
чертить через прозрачную бумагу найбо-
1ее «красивые» снимки в тетрадь, но в
Классе необычайное волнение и пох’ем.
Прибыли подаренные вмузами новые мо-
дели. В кубриках уже идут разговоры об

!

Капитан 1 ранга Н. КЕДРОВ. .
.

Макаров не сдавался. С величайшей
энергией и упорством он продолжал от-
стаивать свою идею об использовании ле-
доколов для изучения и освоения Аркти-
ки. Полтора года он добивается разре-
шения выйти в полярную экспедицию.
«Ермак» совершает два рейса к Земле
Франца-Иосифа. Новая проверка при
вотречах с мощными льдами показала
необходимость дальнейшего совершенст-
вования ледокола. Но так же лено стало,
что ледокол незаменим для борьбы с арк-
тическими льдами и пространствами.

Увы, плодотворным, блестящим чначи-
наниям адмирала был положен конец. В
октябре 1901 гола Николай П по докла-
ду министра финансов <повелеть соизво-
лил» освободить адмирала Макарова от
опытных плаваний во льдах и ограничить
деятельность «Ермака» проводкой судов
в недрах Балтийского моря.

При жизни Макарова «Ермак» поля?-
ных плаваний уже не совершал, и только
В советское время «дедушка» русского
ледокольного. флота нашел себе  блестя-
щее применение, и прозорливые идеи ад-
мирала осуществились © невиданной ши-
ротой м успехом.

Для широкого читателя  рецензируе-
мый сборник интересен, помимо всего
прочего, еще и тем, что ярко рисует
личность Макарова, смелого новатора,
идеального моряка, для которого море
с его штормами и бурямя — рблная, лю-
бимая стихия. Вот описание сильнейше-
го шторма в Атлантическом океане. Де-
лая несколько качаний в минуту, <Ер-
мак» кренится на 45°-—47°. Эта убий-
ственная качка продолжается 17 часов,
‘Самочувствие у всего экипажа неважное,
«И Только адмирал,— пишет участник по- ^
ходь штурман Николаев, — был весел,
всё 17 часов простоял на мостике, шу-
тил м хвалил погоду». oes

«Энергия и выносливость адмирала
были изумительны, — продолжает Ни-
колаев. — Он мог не спать по несколь-
5У суток подряд... Адмиралу ничего He
стоило, с легкостью, которой мы, молодые
в то время люди, завидовали, влезть на
мачту © марса, окинув горизонт орлиным
взглядом, выбрать для «Ермака» удоб-
нейший путь ереди льдов».

Рецензируемый сборник является цен-
ным вкладом в литературу, посвященную
С. 0. Макарову. —

: Е, ДОБИН,

Четно руноводить погружением
подводной лодки.

балласт из уравнительной систерны. Но
т. Амплеев должен был действовать ре-
шительно, так как именно он. а не кто
другой, — главный руководитель  по-
гружения и борьбы за пловучесть своего
корабля.

Нерешительные действия инженер-ме-
ханикь да отчасти и командира полвод-
ной лодки показывают, что они слабо
знают тактические данные своего кораб-
ля и поведения его на, Глубине. Здесь пы-
тались остановить погружение, частично
давая пузыри в среднюю систерну. Вме-
ето этого следовало откачивать турбона-
с0сом уравнительную систерну и одно-
временно пролувать среднюю. В таком
случае подводная лодка была бы удер-
жана раньше.

Расскажем еще 96 одном случае. Пол-
водная лодка, где командиром БЧ-\
старний  техник-лейтенант Лысенко,
шла в надводном положении. Из-за не-
внимательности вахтенных забортная во-
да попала в воздушную выгородку одно-
го из аккумуляторных отеекев и оттуда
при качке корабля — на аккумуляторы.
Начал вылеляться хлор. При срочном
погружении подводная лодка могла по-
терять пловучесть и получить большой
диферент на ное.

Приведенные примеры показывают,
что. несмотря на имеющийся опыт. по-
гружение подводной лодки не везде еще.
выполняется правильн), и завиеиг это
главным образом от инженер-механика.

Инженер-механик играет большую роль
Он руководит личным еоставом. работаю-
шим на боевых ностах но погружению и
диферентовке. От четкости его руковот-
ства зависит быстрый и своевременный
уход на заданную глубину. ‘что очень
важно после торпедной или артиллерий-
ской атаки, а также при уклонении от
самолетов и катеров противника.

Опыт войны учит. что там, гле янже-
нер-механики хорошо знают. тактико-тех-
нические элементы своего корабля. 00-
разцово руководят погружением, точно
соблюдая инструкции, там в боевые за-
дания выполняются образцьво,

_Инженер-вапитан 2 ранга
А. ЕЛИСЕЕВ,

Действующий флот.