У

Болгарское Правительство, вступив в
1941 году на путь военного сотрудниче,
ства © гитлеровской Германией, стало
оказывать с этого времени содействие
немцам в ях разбойничьей войне против
Советского Саюза, С весны текущего го-
да, когха военное положение Термании
резко ухудшилось, Болгарское Правитель-
етво еще более усилило свою помощь гит-
леровцам, предоставив им широкую воз-
можноеть использовать аэродромы. тфеч-
вые и морские порты и всю терраторию
Болгарии в военных целях против Совет-
ского: Союза,

В связи в этим 17 апреля этого гола
Народный Комиссар Иностранных Дел
лов, В, М. Молотов вручил бодгарекому
посданнику в Москве г-ну Отаменову ноту
следующего содержания:

“вматривать

— Советеков Правительство уже
неоднократно делало — прелставленпя
Волгарекому Правительству 06 ммею-
щихся в его распоряжении фактах ис-
пользования территории Болгарии в
болгарских портов для военных дейет-
вий Германии против боветекого Cot-
за. Тем не менее и в ответ на последние
представления Советского Правительет-
за Болгарское Правительство вновь от-
раничитось лишь голым отрицанием
указанных фактов, что нельзя не рас-

в как попытку прикрыть
враждебные Советскому Союзу дейст-
вия болгарских властей. .

Теперь, когда военное положение
Термании стало все больше ухудшаться,
немецкие фашисты стали особенно ши-
роке практиковать использование бол-
тарской территории и учернэморских
портов в Варне и Бургасе в военных
целях. против СССР. Советское Прави-
тельство располагает достоверными
данными о том, что болгарекие портовые
города Барна и Бургас, наряду с ру-
мыноким портом Констанца, npespa-
щены теперь в терманекие базы, в ко-
торых базируются основные  rep-
манские военно-морские силы в Черном
море, действующие изотив Советского
Союза и находящиеся пох ппякрытием
болгарских властей. Равным образом
немцами ислользуюдся аэродромы на
болгарской территории, откуда делают-
ся налеты на советские войска.

Таким образом, Болгария. подлержи-
вая дипломатяческие отношения с (0-
ветским Союзом, предоставила свои
порты и аэродромы в распоряжение
титлеровекой Германии для военных
действий против Советского Союза. За
последнее время, в связи с ухудшив-

шимея военным положением Tep-
мании, немцы пользуются ocoder-
но широким содействием  болгар-.

ских властей в своих военных целях
против нашей страны. Такое положение
несовместимо с нормальными отноше-
ниями между CCCP и Болгарией и
дальше терпимо быть не может.
Советское Правительство настоятель-
но предлагает Болгарскому Правитель-
ству немедленно прекратить испотльзо-
зание титлеровской Германией болгар-
ской территории и болгарских портов
против Советского Союза.
24 апреля в своем ответе на эту ноту

\? сентября 1944 г., четверг, № 213 (1780)

К РАЗРЫВ

У БОЛ

могла дать викаких фрезультатов. Цоэто-
My Советское Правительство 26 апреля
передало Болгарекому Правительству

ноту, в которой предложило восстановить.

закрытое ранее советское консульство в
Варне и учредить советские консульства
в Бургаве и Рущуке, чтобы иметь возмож-
ность провести совместно с болгарскими
властями необходимую проверку действи-
тельного положения. В этой ноте говори-
лось: . \

«Несмотря на Залвление Советского
Правительства о том, что в его распо-
ряжении имеются достоверные факты
использования болгарских портов и аэ-
родромов вооруженными силами  Гер-
мании в войне против Советского Сою-
за, Болгарское Правительство в своем
ответе от 24 апреля вновь ограничи-
лось голым отрицанием этих фактов,
Предложение sxe Болгарского  Прави-
тельства сообщить ему для проверки
более’ детальные сведения неприемлемо
для Советского Правительства, по-
свольку односторонняя чроверка бол-
гарскими властями не может дать по-
ложительных результатов и не может
вызвать доверия у Советского Нрави-
тельства. Достаточно напомнить. что
существовавшее до осени 1942 гола co-
ветекое консульство в Варне было ва-
крыто по требованию болгарских вла-
стей, хотя консульства дружественных
Термании государств продолжают cy-
ществовать в Варне и в других порто-
вых городах до кастоящего времени,
Нельзя не упомянуть также о том, что
вот уже в течение более чем двух лет
болгарские власти запрещают советским
предетавителям в Софии всякий доступ
в черноморские и дувайские порты
Болгарии. . :

Если Болгарское Празительство стре-
MHICGH установить факты и обеспечить
на месте проверку действительного по-
ложения, то это лолжно быть еделано
не только представителями Болгарско-
го Правительства, но и представителя-
ми Советского Правительства. В этих
целях Советское Правительство счита-
ет необходимым восстановить советское
консульство в Варне, & также учредить
советские консульства в Рургасе и Ру-
щуке на Дунае, тах как черноморские
и дунайские порты Болгарии являют-
ся. по данным Советского Правитель-
ства. базами германских вооруженных
сил. действующих против Советекого
Союза. Наличие советских консульств
в Варне, Бургасе и Рущуке дало бы
возможность представителям Советско-
то Союза, наряду с предетавителяма
Болгарии, произвести необходимую
проверку фактов на месте и осущест-
влять такую проверку в дальнейшем,
вели в этом встретится необходимость».
Болгарское Правительство уклонилось

от прямого ответа на выдвинутое Совет-
ким Правительством предложение, попы-
тавшись поставить открытие советских
консульств в Болгарии в зависимость от
возобновления прерванных войной эконо-
мических отношений между Болгарией и
СССР. В своей ноте от 6 мая Болгарское
Правительство заявило:

«Имея в виду юридическую сущность

торговых консульств и воледствие 0б-

_ входит,

тельство Божилова,
няться от прямого ответа на предложе-
ние Советского Правительства об отквы-
тии консульств и лицемерно заявляя о
своем желании. поддерживать
венные отношения с Советским Союзом,
вновь выдвинуло в своей ноте
мая аргументы: уже разоблаченные в ©0-
‘ветской ноте от 9 мая. Болгарское Пра-
вительство в свосй ноте заявляло:

- Ветеков Правительство признает, что

Болгарское Правительство пыталось отри-
цать использование болгарской теэрито-
рии,
войне против СССР и лицемерно говорило
0 своей готовности проверить все факты
подобного рода, которые будут прелстав-
лены ему Советским ‚Правительством. В

портов и аэродромов немцами в

ноте Болгарского Правительства говори-
лось:

«Болгарское Правительство приняло
во внимание содержание ноты Народ-
ного Бомиссариата Иностранных Дел,
тем более, что оно желает поддержи-
‚вать те корректные, лойяльные и
дружественные дипломатические отно-
шения, которые и до сих пор поддер-
живало. Болгарское Правительство. од-
нако, считает нужным. подчеркнуть,
что оно никогда не отрицало гелослов-
Но те обстоятельства, на которые. вре-
мя от времени, жаловалось хо сих пор
Советское Правительство через своего
посланника в Софии, а всегда обосно-
вывало свои ответы Ha старательно
изученные факты. Также и в данном
случае Болгарское = Правительство
должно заявить, что утверждения С0-
ветекого Правительства об’ использо-
ванни германцами аэродромов на бол-
тарской территории для налетов на
советские войска, о превращений пор-
товых городов Варна и Бургас в гер-
манские базы, в которых концентри-
руются основные германские военно
морекие силы. и 0 том, что вообще
Болгария. поддерживая  дипломатиче.
ские отношения с Советским Союзом,
предоставила свои порты и аэродро-
мы в распоряжение Германии для во-
енных действий против  Советекого
Союза — не отвечают действительно-
ети. ;

Boaraperoe Wpanateapcrpo из’явля-
ет готовность изучить самым тща-
тельным образом все реальные факты,
которые эвентуально Советское Прави-
Лльство считает, что находятся в его
распоряжелии, и которые были бы в
противоречии с вышвупомянутыми ут-
верждениями с нашей стороны. Мы
просим, если подобные факты находят-
ся в распоряжении, чтобы они была
и нам немедленно сообщены для провер-
ви и принятия соответствующих мер.

Пол конец Болгарское Правитель -
ство считает нужным отметить ©?
раз, что оно ни в чем не изменило
свои отношения к Советскому Союзу
по Сравнению е тем. как это было при
присоединении Волгаряи к трехеторон-
нему пакту (пакт, заключенный 27
сентября 1940 г. между Германией.
Италией и Японией. —Ред.), когда Со-
ветский Союз и Германия были тоже
связаны одним  пактом. Болгарское
Правительство снова заявляет, ках
заявлял до сих пор при разных слу-
чаях Советекому  Поеланнику и Ми-
нистр Иностранных Дел г. Шишманов.
что оно самым чистосердечным и иск-
ренним образом желает поддерживать
e Советским (Союзом самые Koppert
ные. лойяльные и дружественные от.
НОШенНиЯ». $

Поскольку Болгарское Правительство

вотало на путь отринания вполне очевид-
ных фактов, олносторонн it

ope i

стоятельства. что экономические отно-
шения между Болгарией и Советским
Союзом перестали существовать три
года тому назад, Болгарское  Прави-
тельство в св5е время пожелало закры-
тия советского консульства в Варне.
Теперь. когда Советское Правительст-
во настаивает на открытии снова не
только этого консульства, но и на том,
чтобы были созданы новые консульст-
за в Бургасе и Рущуке, по мнению
Болгарского Правительства необходимо
возобновить енова экономические свя-
зи между Болгарией и Советским Сою-
зом. о чем уже в течение шести меся-
цев настаивалось перед советским поб-
ланником в Софии без получения кз-
хого бы то ни было ответа из Москвы.
Ввиду этого, в ответ на ноту Господи-
на Молотова от 26-го апреля с. г. boa-
тарское Нравительство считает нуж-
ным заявить, что оно готово расемот-
реть самым благосклонным образом же-
лания Советекого Правительства. каса-
тельно открытия советоких консульств
в Варне. Бургасе и Рущуке после во-
зобновления экономических сношений
между Болгарией и Советским Союзом,

Пол конец Болгарское  Правитель-

ство считает нужным снова повторить

то, на что оно указывало в своей ноте

-or 24-ro апреля, а именно, что оно

желает поддерживать и в будущем т8

корректные, лойяльные и дружествен-
ные отношения с Советским Союзом,

которые поддерживало до сих пор, и

что оно ни в чем не изменило свои от-

ношения к СССР по сравнению с тем,
ках это было при присоединении, Бол-
гарии к трехетороннему пакту, когда

Советский Союз и Германия были то-

же связаны одним пактом. Болгарекое

„ Правительство считает нужным еще

раз подчеркнуть, что оно готово еде-

лать все возможное, чтобы закрепить

и затвердить доверие и дружбу между

двумя державами»,

Такое заявление Болгарского Прави-
тельства не могло ‘быть расценено иначе,
как отказ от удоваетворения справедли-
вого пожелания Советского Правитель-
ства и как намерение Боагарского Прави-
тельства продолжать оказание помощи
Германии в ее войне против СССР. В вво:
ей ноте от 9 мая Советское ° Правитель-
ство сделало этот вывод и показало так-
же всю беспочвенность попыток связать

вопрос в консульствах с вопросом о во-
зобновлении торговых связей между Бол-
гарией и СССР. В этой ноте было сваза-
  HO:

«Советское Правительство не пре-
рывало торговых отношений с Болга
рией, экономические связи которой с
Советским Союзом были
как известно, веледотвие военных дей-
ствий на Черном море. Кроме того,
существовавшее ранее в Варяе совет-
ское консульство никаких торговых
операций не вело. и связывать, как
ato лелает Болгарское Правительство,
вопрос о восстановлении этого KOH-
сульства. как и 06 учреждении совет-
ских консульств в Бургаее и Рущуке,
е вопросом © возобновлении торговых
отношений, нет никаких основании.
Достаточно указать... что. в HacTosmee

B

прерваны,

мя в Варне существует рят ино.

нимаютея, как не занимались и рань-
ше, никакой торговой деятельностью.
Несостоятельна также ссылка Болгар-
ского Правительства на «юридическую
сущность торговых консульств», так
как никаких торговых консульств во-
обще не существует и в задачи кон.
сульств ведение торговых операций не

Выражая пожелание 06 открытии
своих консульств в Варне, Бургасе ий
Рущуке, Советское Правительство ис-
ходило, как это было изложено в ноте
от 26 апреля, из необходимости дать
возможность советским  представите-
лям, наряду с представителями Болга-
рии, произвести на месте проверку
фактов ислользования немцами бол-
гареких портов и аэродромов в войне
протяв CCCP и осуществлять такую
проверку в случае необходимости в
альнейшем.

Ввиду вышеизложенного Советское
Правительство рассматривает заявле-
ние Болгарского Правительства о том,
это оно расемотрит предложения С0-
ветского Правительства относительно
открытия советских консульств в Вар-
не, Бургасе и Рущуке только после
возобновления экономических отное-.
ний между Болгарией и Советским
Союзом, как отказ от удовлетворения
указанного пожелания Советекого Пра-
вительства и как намерение и впредь
оказывать гитлеровекой Германии 0-
действие в использовании болгарских
портов и аэродромов в войне против
Советекого Corsa.

Советское Правительство настаивает
на удовлетворении его пожеланий. 0
восстановлении советского  консуль-
ства в Варне. и об учреждении совет-
ских консульств в Бургасе и Рушуке»,
Несмотря на это, Ролгарекое Лрави-
продолжая ›‚ укло-

дружест-

от 15

«Болгарское Правительство изучило
самым внимательным образом cozep-
жание вышеуказанной ноты е искрен-
ним желанием найти способ как для
сохранения ‘существующих до сих пор
дружественных отношений между Бол-
гарией и Советским Союзом, так и
для правильного разрешения полняго-
го Правительством Советского Союза
вопроса относительно восстановления
советского. консульства в Варне и от
крытия новых советских консульств в

Бургаее и Рущуке. При этом Болгар-.

ское Правительство с удовольствием
может констатировать, что camo Co-

оно не прерывало торговые отношения
с Болгарией и что экономические свя-
зи последней е Советским Союзом бы-
ли прерваны вследствие военных дей-
ствий в Черном море. Отсюда следу-
ет; что имеются возможноети найти
другие существующие пути, например,
через Турцию, дая восстановления
экономических связей между Болгари-
ей и Советским Союзом, хотя и в са-
MOM ограниченном размере, и в на-
стоящее время, когдь существует из-
вестное различие в положении, по
сравнению в тем положением, которое
было при прекращении экономических
связей между Болгарией и Советским
Союзом три года тому назад.

Поэтому Болгарское Правительство
считает возможным просить Прави-
тельство Советского Союза поставить
снова Ha благосклонное рассмотрение
аргументы, изложенные в его ноте от
6 мая сего года. ;

При этом, Боагарское Правительет-
во считает необходимым повторить и
подчеркнуть, ч10 OHO влохновлено
искренним желанием взаимопонимания
и усиления отношений доверия и
дружбы между обеими странами и их
правительствами».
Такое поведение Болгарского Прави-

тельства явно свидетельствовало 0б его
стремлении продолжать оказание помощи
Германии, прикрывая эту помощь лице-
мерными маневрами. Ввиду. этого Совет-
ское. Правительство в своей ноте от 18
мая подвергло подробному рассмотрению
всю позицию Болгарского Правительства
в этом вопросе и сделало правительству
Божилова серьезное предупреждение. В
советской ноте говорилось:

«В своей ноте от 17 апреля 1944

года Советекое Правительство обрати-
ло внимание Болгарского Правитель-
ства на несовместимость с нормальны-
ми отношениями между СССР и Бод-
гарией таких фактов, ‘когда, в связи 6
все ухулшающимся военным положе-
нием Германии, болгарские портовые
города Варна и Бургас, наряду с ру-
мынским портом Констанца,  превра-
щены теперь в германские базы, где
сосредотачиваются германские военно-
морские силы в Черном море, дейст-
вующие против СССР и находящиеся
под прикрытием болгарских властей.
Совётекое Правительство обратило
внимание Болгарского Правительства
на то, что такое положение дальше
терпимо быть не может.
‚ Советское Правительство предложи-
ло Бодгарскому Правительству немед-
ленно прекратить использование фа-
шистокой Германией болгарской тер-
ритории и болгарских портов против
Советского Сожза,

Ввиху того, что Болгарское Прави-
тельство в ответ на это предложение
Советского Правительства . ограничи-
лось огульным отрицанием  изложен-
ных выше фактов, Советское Прави-
тельство выразило пожелание воеста-
новить советское консульство в Варне,
закрытое по настоянию Болгарского
Правительства. a также учредить со-
ветские консульства в Бургасе и Py-
щуке, с тем, чтобы дать возможность!
представителям Советского Союза на-
ряду с предетавителями Болгарии про-
извести необходимую проверку фак-
тов на месте и осуществаять такую

провеоку в. тальнейнюм ебли в атом

тягивало

°   тельства гласила:

СОВЕТСКИХ ОТНОН!

Болгарское Правителретво уклони-,

лось от прямого ответа на выраженное
Советским Правительством пожелание
и поставило вопрос об открытии совет-
ских консульств в Боагарии в. зависи-
мость от возобновления прерванных во-
енными действиями Германии на Чер-
ном море торговых отношений между
Болгарией и СССР. хотя возобновление
торговых отношений не имеет никакой
связи с учреждением советских кон-
сульств в Болгарии, не говоря уже о
том, что такое предложение Бэлгарско-
го Правительства лишено всякого прак-
тического смыеша, ввиду военных дей-
ствий на Черном море.

Советское Правительство в своей
ноте, врученной Болгарскому Прави.
тельству 9 мая с. г. обратило внима-
ние последнего на то обстоятельетво,
что эту попытку Болгарского  Прави-
тельства Советское Правительство рас-
сматривает, как отказ от удовлетворе-
ния указанного выше пожелания и как
намерение . нынешнего Болгарского
Правительства и впредь оказывать гит-
леровекой Германии содействие в ис-
пользовании болгарских портов и аэ-
Я в войне против Советского

оюза. Советское Правительство в той
же ноте вновь заявило Болгарскому
Правительству. что оно. настаивает на
удовлетворении своих пожеланий о вос-
становлении советекого консульства в
Варне и об учреждении советских кон:
сульетв в Бургасе и Рущуке.

Болгарское Правительство в своей
ноте от 15 мая вновь уклонилось от от-
вета на вопрос об учреждении трех со-
ветских консульств в Болгарии, под
тем же предлогом необходимости пред-
варительного возобновления торговых
отношений между Советским Союзом и
Болгарией, хотя Болгарское Правитель-
ство не может не знать. что, поскольку
будут сохранены лилломатические эт-
ношения между обеими странами. име-
ютея весе условия для торговых отно-
шений, если это позволяет военная об-
становка.

Все это заставляет Советское Ира-
вительство  конетатировать. что Бод-
гареким Правительством не могут быть
опровергнуты заявления Советского
Правительства о том. что терратория
Болгарии. ее порты и аэродромы пре-
доставлены Болгареким Правительст-
вом в распоряжение гитлеровской Гер-
мании для военных действий против
Советского Союза и чте именно поэто-
му Болгарское Правительство выйски-
вает предлоги. чтобы уклониться от
‘прямого ответа на предложение Совет-
ского Правительства об открытий ¢0-
ветских консульств в Болгарии.

Ввиду вышеизложенного. Советское
Правительство настаивает на том. что-
бы Болгарское Правительство без даль-
нейших оттяжек уловлетворило предло-
жение Советского Правительства о в0с-
хтановленияч советского консульства в
Варне и 0б открытви советских KOH-
сульств в Бургасе и Рущуке, Совет-
ское Правительство предупреждает. что
без удовлетворения указанного выше
пожелания Советского Правительства,
оно будет считать невозможным сохра-
нение отношений с Болгарией, как 6
государством, которое помогает и наме-
рено номогать впредь гитлеровской
Германии в`войне против Советского
Союза». 2
Болгарское Правительство всячески з4-
ответ на эту советскую ноту.
Правительетво Багрянова, пришедшее на
смену правительству Божилова, продол-
жало маневрировать, задерживая решение
вопроса об открытии советских консульств
й в прекращении веякой помощи гитле-
ровской Германии в её войне против
CCCP.

Лишь в конце июля, когда летнее на-
ступление Красной Армии и успешные
операции союзных войск во Франции и в
Италии поставили Германию перед ката-
строфой, правительство  Багрянова вы-
разило, наконец, в ноте от 29 июля свое
условное согласие на восстановление
советского консульства в Варне. отклазы-
вал при этом на неопределенное время
открытие советских консульств в Byprace
и Рущуке. Эта нота Болгарского Прави-

«Охной из первых задач нового Бол-
гарекого Правительства было заняться
подученной от Правительства` Союза
Советских Социалистических  Респуб-
лик нотой от 13 мая текущего года и
найти разрешение поднятых вопросов,
исходя из политики. которую оно ре-
шило проволить по отношению к Пра-
вительству Советского Союза, & имен-
но установление и развитие отно-
шений дружбы и ховерия с Советеким
Союзом. Исключительное положение. в
котором находится Болгария, как стра-
на. подписавшая тройственный пакт,
делает провеление этой политики!
связанным в известными трудностями,
требующихи большой  осторожноети,
при отеутетвии которой могли бы с03-
даться осложнения на Балканах, кото-
рые помешали бы проведению этой по-
литики и не были бы в интересах не
только Боагарии, но и Союза Советских
Сопиалистических Рёспублик.

В результате основательного мзуче-
ния вопроса и обстановки, в которой
находится правительство при его реше-
нии. были приняты меры к устранению
всего, что могло бы считаться несовме-
стимым © положением Болгарии как
нейтральной страны по отношению в
Советокому Союзу, находящемуся в
войне с Германией.

Этим правительство пожелало дать
реальное локазательство своего искрен-
него намерения осуществить политику
дружбы с Советским Союзом, 0 сделан-
ном до сих пор Советский Союз был
своевременно уведомлен через его прех-
етавителя в Софии г. Кирсанова, равно
хак и через болгарского посланника в
Москве. ‚

Болгарекое Правительство решило
прололжать твердо в будущем эту свою
политику, сообразуясь, разумеется, с
возможностями момента. чтобы прежхле-
временными действиями не помешать
ee проведению.

Следуя этому способу действия. оно
рассматривает и вопрос о консульствах,
потребованных вышеуказанной HOTOH,
чтобы зать возможноеть представите-
лям «Советского Союза. наряду с прет-

——————_———ы———=———ы—— А —.——/,————

ставителями Болгарии, произвести не-

НИЯ

дальнейшем, если это станет необходи-
мым».

Болгарское Правительство считает,
что при принятой и проводимой им на
деле политике и при том, вто оно еде-
лало уже ло сих пор, оно сделало MHO-
го больше для установления и подлержа-
ния дружественных отношений с Совет-
ским Союзом, чем это было бы достигну-
то только открытием требуемых кон-
сульств, Но, при созданном уже положе-
нии з результате переговоров. вехигихея
бывшим и настоящим Болгарсвим Пра-
звительством © Советским Союзом, я пря
из’явлении желания правительства Co-
ветового Союза открыть консульства В
Варне. Бургасе и Рущуке, если это еще

——ы=ыыы=ы—ы=ыПыПыиПы——ы—ы—=ы=ы=ыы—ы—ы—ы “—ы—ы— “—ю—“ым——ы—ы—»ю»—=“»—“—ы=—»—»—»—_»ю»—=—=—=—=—ы—ы=——-—

Е ео RR a a eee ae oe

становить независимость

больше поможет политике, которую Бол-
гарское Правительство желает вести,
оно считает. что это могло бы осущест-
вляться постепенно, начиная, например,
с восстановления консульства в Варне,
район действия которого может распро-
страняться на Бургас и Рущук. При
незначительной отдаленности этих го-
родов от Варны и содействии, которое
Болгарское Правительство хает и будет
давать Советскому Союзу, консульство
в Варне не будет испытывать затруд-
нений при исполнении своих `функ-
ий».

К этому времени в военной обстановке
Германии наступил резкий перелом в худ-
шую для Германии сторону. Военные дей-
ствия против гитяеровекой армии прибли-
зились к границам Болгарии, и германское
командование, при покровительстве Бол-
тарекого Правительства. значительно рас-
птиризо использование территория Болга-
рии в целях оказания помощи южной
труппировке своих войск. В этих новых
условиях только полный разрыв Болгарии
в гитлеровской Германией мог бы обеепе-
чить прекращение всякой помощи послед-
ней в её войне против СССР. В связи с
этим Советское: Правительство чёрез сво-
ero Поверенного в делах в Софии заявило
12 августа премьер-министру Болгарии
Вагрянову следующее:

«Ввиду большой: затяжки с реше-
нием вопроса о трех советских кен-
сульствах в Болгарии и в связи с
изменившейся военной обстановкой
вопрос о консульствах потерял’ теперь
всякий смысл. Если Болгария думает
как-либо выйти из тупика, то в на-
стоящее время вопросе может стоять
только о разрыве Болгарии с Герма-
нией. Советское Правительство спра-
шивает Болгарское Правительство,
готово ли оно к разрыву с Германи-
ей. Советское Правительство ждет от-
вета на этот вопрос и надеется, что
это дело не будет затягивалься Ббл-
гареким Правительством».
Правительство: Вагрянова; не’ желая

рвать с гитлеровской Германией и ста-
раясь прикрыть свою помощь последней,
об’явило о-так называемом «полном ней-
тралитете» Болгарии. тщетно пытаясь
таким образом обмануть народ cBoel]
страны и мировое общественное мнение.
Факты показали, что болгарский ^ «ней-
тралитет» На деле является лишь новой
формой помощи гитлеровекой Германии.
Болгарское Правительство предоставило
TePMAHCKOMY командованию полную воз-
можность не только укрывать на «ней-
тральной» территории Болгарии свой
потрепанные войска й экипажи военных
судов, но и перебрасывать через Болга-
рию резервы в Румынию, rye герман-
ские войска под ударами Красной Армии
терпят одно поражение за другим. Учи-
тывая это, Советское Правительство по-
ручило Советскому Поверенному в делах
в Софии вручить 30 августа Болгареко-
му Правительству ноту следующего со-
держания:

«Но поручению Советского Прави-
тельства сообщаю, Что по достовер-
ным данным Болгарское Правительст-
BO продолжает пропускать немецкие
войска на румынскую территорию, где
стоят советские войска и очищают
румынскую территорию от немецких
войск. Советское Правительство рас

` сматривает этот шаг Болгарского Пра-
вительства, как прямую помошь нем-
цам в войне против Советского Сою-
за. Советское Правительство предла-
гает Болгарскому Правительству не-
медленно прекратить пропуск немец-
ких войск на румынскую территорию».

Болгарское Правительство не сделало
необходимых выводов из этого заявления
Советского Правительства и продолжало
укрывать на своей территории немецкие
войска. Приведенные выше полные тек-
CTH советских и болгарских нот под-
тверждают, что болгарские правящие
круги не хотели и ‘не хотят разрыва с
гитлеровской Германией. ;

Сформированное 8 сентября новое
Болгарское Правительство во главе с
Муравиевым вместо разрыва с гитлеров-
цами, также заявило в своей декларации

9 намерения проводить политику  «ней-
тралитета», означающую на деле  пря-
мую помощь Германии в войне против

Советского Союза и лругих  демократи-
ческих стран.

Созетское Правительство -He могло
расценивать эту политику Болгарии
иначе, как фактическое ведение войны в
лагере Германии против СССР, и. 6006-
щило в своей ноте от 5 сентября, что
«Советское Правительство не считает
дальше возможным сохранять отношения
с Болгарией, рвет всякие отношения 6
Болгарией, и заявляет, что не только
Болгария находится в состоянии войны
e СССР, поскольку на деле она и ранее
находилась в состоянии войны е СССР,
но и Советский Союз отныне будет на-
se в состоянии войны с Боагари-
ей». :

Таким образом правящие круги: Бол-
гарии, вступив на путь военного сотруд:
ничества с гитлеровской Германией, втя-
нули болгарский народ, вопреки его ко-
ренным национальным интересам, в
войну сначала против Англии и США, и
затем и против Советского Союза, против
братского русского народа, пролившего
свою кровь за освобождение Болгарии.

Болгарский народ должен найти в се-
бе силы, чтобы порвать навязанный ему
союз с гитлеровской Германией М Boc-
и националь-
ную честь своей родины.

и чнн

обходимую. проверку фактов на месте
и осуществлять такую проверку и в

будоремонтные. мастерские
готовятся к зиме

Корабль в бою получил прямое попа-
дание авиабомбы. Взрывом была разру-
шена одна из важнейших конструкций.
Для восстановления ее нужно было прэ-
извести целый комплекс работ: плотниц-
кие, трубепроволные, корпусные, эаек-
тротехнические и многие другие.

Возвращение корабля в строй должно
было, по мнению многих снециалиетов,
занять не менее 15 суток. Но обстановка
требовала во много раз сократить этот
срок.

Коллектив мастерских справился с 3а-
дачей — ремонт был проведен 3a 36 ча-
сов.

Как выполнялись работы?

Они были организованы так, что, пока
одни производили демонтаж поврежден-
ной конструкции, другие готовили в це-
хах новую конструкцию, чтобы ее можно
было сразу устанавливать на место.

Хорошо организовывали работу стао-
шие техник-лейтенанты Старчих и Йла-
хов, старшина 2 статьи Гусыхии, 6амо-
отверженно трудились рабочие Потэлеч-
во, Николаев, краснофлотцы  Черняга,
Батаруев, и многие другие.

Работа шла слаженно и быстро. В ито-
ге — сложный ремонт выполнен в пре-
дельно короткий срок.

Начальник мастерских инженер-капи-
тан 2 ранга т. Сешко умело организует
ремонтные работы. Он знает, что скоро
корабли встанут на зимний ремонт, и
заранее готовится к этому. Ни на минуту
не ослабляя текущей боевой работы, он,
однако. исподволь заготовляет все необ-
холимое.

Полным ходом идут лесозаготовки.
Штабеля деловой древесины и десйтки
кубометров дров лежат на складе в каче-
стве неприкосновенного запаса. Завозит-
ся древесный и каменный уголь.

Исходя из опыта прошлых зет, т. Сеш-
RO составил и сдал в технический отдел
план-заявку на материалы, необходимые
для зимнего судоремонта. Многие из этих
материалов можно будет получить тут
же. со складов технического отдела.

В мастерских устанавливается допол-
нительное оборудование. В кузне, напри-
мер, где стоит электрокомпрессорный мо-
лот, намечается построить нагреватель-
ную печь. Проект ее уже готов, материал
имеется, По сравнению с горном, произ-
водство  поковочных работ с помощью
нагревательной печи будет примерно
вдвое быстрее. .

Оборулуются стенки и пирсы. Устраи-
ваются специальные киоски для приклю-
чения кораблей к береговой электросети.
Ремонтируется кран для под’ема катеров.

Каждую передышку в боевом судоре-
монте инженер-капитан 2 ранга Сешко
использует наиболее целесообразно. Ва-
питально ремонтируются токарные, фре-
зерные и другие станки. ^ Отделываются
и утепляются общежития для рабочих и
служащих.

Большое значение начальниь мастер-
CRUX придает использованию местных }е-
сурсов. Сами рабочие  заготовляют лес,
предприятие держит нод контролем свал-
ви металлического лома, Тов. Сешко ор-
ганизовал сапожную и пошивочную ма-
стерские. Идет ремонт жилых домов. 2
подсобном хозяйстве собирают хорошия
урожай. д

Инженер-капитан-лейтенант.,
Ал. ВОРОНЦОВ.

Действующий флот.

——

НОВЫЕ МОЩНЫЕ
ТОКАРНЫЕ СТАНКИ

Мосбковский  станкостроительный завод
«Краскый пролетарий» выпустил первую
партию новых мощных токарных стаяков-
Они отличаются высокой производитель-
ностью; на НИХ можно выполнять сложней-
шие операции. i

Большсй интерес представляет многорез-
повый. станок. Двенадцатью резцами на
нем одковременно обтачивается 12 шеек
коленчатого вала, Раньше такая операция
производилась на нескольких увиверсаль-
ных станках. о :

В яннешнем тоду конструкторы «Красно
го пролетария» создали 6 новых различных
конструкций станков.

их

‚Московский стаккостроительный завод.

имени Орджоникидзе выпустил для под-
шипниковой промышленности три станка-
автомата новой конструкции. На них произ-
водится опиловка шариков мелких  разме-
ров. Они в два с половиной раза произзо-
дительнее нынё действующих подобных
стаекоз. Новые станки-автоматы скоя-

в структор Цинципер.
струировал констру (TACC).

ees

ВОЗОБНОВЛЕНО ПРОИЗВОДСТВО
МЕБЕЛИ

На предприятиях Наркомата лесной про-
мышлекноств РСФСР во время войвы было
сокращено производство мебели, ‚Сейчас
оно возобновляется. 16 фабрик наркомата
уже в этом году Изтотовят около 60 ты-
сяч стульев, 10 тысяч столов, несколько
тысяч шкафов и диванов.

В освобожденных районах восетанавли-
ваются крупнейшие деревооблелочвые
фабрики. На Майкопском комбинате завер-
заются первоочередные строительные . ра-
боты. Этот комбинат будет выпускать. вен-
ские стулья. Начали оаботать частично
восстановленные воронежская, таганрогская
в ростовская фабрики. 4

Возобновлено произволство мягкой мебе-
ли и стульев на двух московских пред-
приятиях.

Наркомлес проводит конкурс на лучшие
образцы экономичной и красивой _ мебели
Отобранные модели будут внедрены в мас-
совое пройзводство, (TACC).

Песни, созданные
в фашистской неволе

ПЕТРОЗАВОДСК, 6 сентября. . (ТАСС).
В Заонежье выехала экспедиция‘ научко-
исследовательского института культуры
Карело-Финской ССР.

Участники экспелицич побывают в мё-
стах, где в середине ХХ века ученые за:
писывали былины о богатырях; соберут и
систематизируют песни и плачи. созланные
в фашистской неволе,

Во время оккупации Заонежья немецко-
фашистские захватчики согналя носителей
каролной поэзии в конизнтранионные лаге-
ри в Петрозаводске За кэлючей провэло-
кой лагеря №   три года’ томилизь преста-
релые знатоки наролвых пезен. причитаний
и сказов. На фашистской каторге 60-летняя

Александра Ильинична Шаторина сложнла
eee

esi rhis ca aaail eae