8 сентября 1944 г., пятница. № 214 (1781)

ДОРАЗВЕДКА КОНВОЯ
ПРОТИВНИКА

(От специального корреспондента «Красного Флота» )

Как уже сообщалось, немецкий конвой,
разгромленный в Варангер-фиорде ториед-
ными катерами капитана 3 ранга Воршу-
новича; был впервые обнаружен у берегов
Северной Норвегии самолетом-разведчи»
ком, который пилотировал лейтенант Соло-
губов. Наблюдая за караваном, Сологубов

> через окно в облачности уточнил состав
конвоя и произвел фотосемку.

Между тем погода ухудшилаеь, продол-
жать наблюдение за караваном © воздуха
стало почти невозможно. Чтобы не вы-
пустить  зражеские корабли из по-
ля зрения и обеспечить атаку основной
ударной группой катеров. было решено
послать для доразведки и наведения два
торпедных катера пох командованием Ka-
питан-лейтенанта Ефимова.

У сезероморцев были основания пред-
полагать, что изменения в режаме движе-
ния каравана или его составе скорёе все-
го могут произойти вблази Н-ского укрет-
ленного района противника.

Произведя поиск Ha предполагаемом
курсе вдоль нёприятельского побережья,
труппа т. Ефимова вскоре обнаружила ми-
ноносёи. & за ним сторожевые корабли и
транспорты, Хотя положение наших кате-
ров было очень выгодно для атаки. Ефи-
мов от нее отказалея. ибо пэеждевремен-

‹ ный удар, мог помешать действиям глав-
`ъной группы.

Отвернув мористев, катёра
начали на малых оборотах маневрировать
вдоль сильно растянувшегося каравана.
Зышедшей из базы основной группе, ко-
торую вел капитан 3 ранга Коршунович,
были переданы по фадио место и курс
противника.

За период, прошедший co времени вы-
хода катеров доразведки и основной
ударной группы, вражеские корабли ус-
пели подойти к своему укрепаленному
району, Натерники видели, что конвой на-
чал обмениваться световыми сигналами
$ береговыми постами, корабли pesto
сбавили ход и начали перестраиваться,
подтягивал хвост колонны, перемещая
охранение.

Более часа офицер Ефимов следил за
маневрами противника. Условия наблю-
дения все время усложнялиеь: наступал
уже рассвет, а под берегом, где группиро-
вались неприятельские корабли, сохраня-
ась туманная дымка. Все же советские
Моряки заметили, что несколько немецких
сторожевиков легли на курс, обралкый
первоначальному движению конвоя,

Возникло предположение: не поворачи-
зает ли обратно весь караван, с тем что-
бы отстояться в каком-нибудь отдаленном
фиорде.

Чтобы уточнить положение, капитан-
лейтенант Ефимов начал сближение ©
основной труппой неприятельских ко-
раблей. Наблюдения лозволили  отбро-
Фить предположение 0б отходе каравана
обратным курсом. Но окончательно уста-
новить характер и смысл перестроения
Bee же не удалось. Корабли эскорта 3a-
метили группу доразведки и повернули
на калера, заставив их отрываться от
преследования отходом мористее. Оценч-
вать дальнейшие действия. в частности
возобновившуюся световую  сигнализа-
цию между кораблями и безеговыми пос-
Тами, надо было, уже не надеясь на то,
что удастся снова скрытно подойти в ко-
раблям противника,

Между тем световая сигнализация
становилась все более интенсивной. Про-
THBHHR Использовал даже прожекторы.
Но участвовали в переговорах лишь He-
сколько кораблей. Напрашивалея  вы-
вод — He демонстрация ли это, чтобы
отвлечь внимание от действий основной
группы конвоя. Карта полсказывала вы-
вод: да, это так. Основное ядро каравана
начало втягиваться в пролив между 0е-
регом м укйепленными островами. Но
уточнить вывод Ефимов не мог, ибо с0-
прикосновение с - главными силами кон-
воя было потеряно, Видимость на море

ЕВА 1

Ефимова !

Srey SNS eS ae

улучшалась с каждой минутой, яв позво-
ляя катерам приблизиться на дистанцию
эффектавного наблюдения,
Немцы повели свой караван в пролив
и дальше на зюйд, оставив дая прикры-
тия группу эскортных кораблей. Им уда-
ось втянуть ядро конвоя в пролив так,
что наши катера доразведки He смогли
проследить этот маневр. Враг ужё торже-
ствовах победу, был уверен, что ему
удалось перехитрить советеких катерни-
ков. Но очень екоро эта илаюзия быда
рассеяна.
емцы ожидали нашей атаки ¢ того
же направления, гле появилась развёлка.
Между тем ударная группа капитана
3 ранга Коршуновича приблизилась К

ROHBOW © противоположной стороны.
Произонгло это так.
Не имея вначале донесений от KaTe-

ров-доразведчиков, Коршунович ориек-
тировочно « paccuHTad вероятное место
встречи с противником по данным, полу-
ченным от авиационной разведки. Но
жонвоя 8 расчетной точке нё оказалось.
В это время иришли рахиограммы катер-
ной доразведки. Из них было известно,
чт0 корабли протавника задержались
вблизи укрепленного района. Оценив все
данные, Коршунович определил, rie надо
искать караван. ий повел катера вхоль не-
прилтельекого побережья на н^рд. Та-
ким образом, хотя сам Ефимов точно не
знал, вошли ли вражеские корабли в
пролив между берегом и островами, ето
донесения позволили ударной группе
встретить и атаковать караван по выхода
его из пролива. Удар с этого направле-
ния оказался для противника неожидан-
ным ий застал его врасплох.

Сигнал капитана 3 ранга Коршунови-
ча 0б общей атаке приняли и на катерах
Ефимова. Для них он. означал, что зада-
ч& доразвелки конвоя и наведения удар-
ной группы. решена, и можно самим при-
нять участие в бою. Так как атаковать
парой катеров труппу сторожевиков, все
еще прикрывавших вход в пролив, было
нецелесообразно, хапитан-лейтенант
Ефимов пошел в обход островов, к месту
действий гаавных сил.

Когда труппа  поразведки достигла
района боя, остальные катера уже израс-
ходовали торпеды и начали отходить к
базе. С того времени, как пошел ко дну
последний из двенадцати  потопленных
здесь немецких кораблей ‘прошло около
20 минут. Естественно, что уцелевшие
немецкие суда уже не ожидали новых
атак, во всяком случае не предполагали,
что наши катера появятся с кормовых
курсовых углов.

Это обстоятельство учел и прекрасно
использовал офицер Ефимов.

Сбавив ход и не теряя друг друга из
виду, доразведчики вошли в дымку уже
редеющих завес, поставленных другими
катерами при отрыве от противника.

Когда в- просвете. завесы: обозначилея го-
рящий транспорт и около нёго низкие

спауэты двух военных кораблей, капи-
тан-лейтенант Ефимов приказал Коман-
длирам своих катеров выходить в атаку.
Старший лейтенант Горбачев, преодолев
заградительный огонь, < короткой ди--
станции потанил один из военных кораб-
лей. Командир второго катера лейтенант
Никитин после нескольких минут 3в30р-
вал другой. Это были тринадцатый и че-
тырнадцатый немецкие корабли. потоп-
денные нашими катерами в ту ночь.

Атакой группы Ефимова и окончилея
бой в Варангер-фиорде.

В уеловиях, когда для разведки Не
могли быть использованы никакие дру-
тие средства, группа Ефимова установила
факт задержки и. перегруппировки кон-
воя. обеспечила уверенные действия 06-
новной ударной группы и отвлекла на
ложное направление часть неприятель-

ских кораблей охранения.
Капитан-лейтенант -Н. ЛАНИН.
Северный флот. (По телеграфу).

SS eee

ри года е морской пехотой

К выставке творчества художника Л. В. Сойфертиса

Три года художник Леонии Владимиро-
вич Сойфертис провел на Черноморском
флоте. Был участником и свидетелем мно-
гих событий, пережитых wa пространстве

» от Дуная до Цемесской бухты и от Солнце-
дара снова ло Херсонесских террас. Про-
бирался в кукурузных полях и по дну ба-
лок на передний край обороны Одессы, на
чьих подступах сражались морские пехо-
тинцы прославленного полковника Осипога.
Делил в защитниками Главной базы Черно-
морского флота многомесячные тяготы се-
застопольской страды,

В бригадах морской пехоты не раз встре-
чали худощавого безоружного > человека в
очках, который бесстрашно лазил вдоль
смертельного рубежа для того, чтобы во-
очию увидеть и эдесь же зарисовать выра-
жение лица воина, когда тот ведет огонь
по врагу, Таким помнят на Черном море
Леонида Сойфертиса. Он высаживался с де-
сантом в декабре  1941 года на Широкий мол
Феодосий и присутствовал при освобожде-
наи картинной галлереи Мвава Констан-
тиновича Айвазовского. Под пулями и ми-
нами исходил Малую Землю у Новорэс-
сайска — от Куниковки (Станички) до Мы-
схако — первую пядь черноморского побе-
режья, очищенную от оккупантов. По го-
рячим следам боев он шел через Анапу ма
Тамань, проделал вместе < войсками весь
путь освобождения Крыма, вместе с ними
вернулся в Севастополь м поспешил к

ерсонесскому маяку, где еще продолжал“
ся бой...

Военные будни и праздники были прове-
дены художником плечо к плечу с морски-
ми пехотннцами, Их, людей морской ду“

щи, он избрал героями своего творчества”

за годы войны;

Репродукции работ Сойфертиса время от
времени появлялись на страницах централь-
ной печати, Судить по ним о его участии
в Отечественной войне мало. Надо взять хо-
тя бы комплект газеты «Красный черномо-
рен» за три года, надо хотя бы бегло про-
“глядеть бессчетные карикатуры, плакаты и
листовки, под которыми значится подпись
Сойфертиса, чтобы ошутить весомость всей
работы, выполненной художником.

Из этой массы произведений Сойфертис
отобрал меньше ста на выставку, открытие
которой состоялось 5 сентября в Москов-
ском салоне,

Отбор строгий, но зато каждая работа,
представленная на выставке, — новелла.

Общеизвёстен рисунок, названный черно-
морцами «Дяде некогда». Севастополь пе-
`ряода обороны ` 1941—1942 годов. Среди
развалин города двое  севастопольских
мальчиков, чистильшиков обуви, завладели
ногами моряка, Он монументален, обвешаи
боевыми атрибутами, наконец, он торопится.
Ему некогда. Это ясно из усердия малень-
ких чистильщиков. Мальчишки стараются,
как могут, и, чтобы HE задержать мо-
ряка, поделили его Ноги: один чистит ле-
вый ботинок, второй пыхтит над правым.

Многое передано в этом выразительном
рисунке. Неибсякаемый юмор южного быта,
жизнь, несмотря ни на какие бомбежки и
разрушения, неизменная флотская привычка
к чистоте и готовность моряка итти, возмож-
но, на смерть, но в полном порядке, с
кадраенвыми пуговицами и начищенными
башмаками.

Меткий глаз у Сойфертиса, потому так
хороши его рисунки. Все они отличны по
содержанию. В них сила и оригинальность
замысла, детали и свовобразие жизни Ha
фронте. и близ него.

«Срочная фотография» относится к перио-
ду обороны. 3

Берег одной из черно ких бухт, воз-
можно, у Новороссийска. На фоне гор за
бухтой и клуба дыма от взрыва бомбы,
сброшенной < вражеского самолета в
море, ‘на ‘склоне у разваленного дома си-
- дит моряк с автоматом в руках. Он позиру-
‘ет фотографу. Абсолютное спокойствие
обоих. Ни капли ввимания к бомбежке.
Каждый занят своим делом. Фотографу,
прибывшему Ha передний край, работы
по горло: предстоит заснять всех, кто в
бою; рядом со. смертью, вступил в пар-
тию. Фотография предназначена для парт-
документов. И моряк не шелохнется, пока
фотограф не произнесет: «Порядок» Благо-
дарю вас». :

«Морская пехота ва концерте». На ри-
сунке—люди в пилотках и плащ-палатках.
Певица исполняет популярную песенку или
классическую арию. Еще выше, на ветвях
дерева, примостились, кто как сумел, люби-
тели в слышать и видеть. Выше всех взоб-
рался, раскинув руки на голых сучьях, мо-
ряк в бескозырке, бушлате и с автоматом
через плечо. Автоматы, впрочем, за плечами

КРАСНЫЙ ФЛО

Действующая ‘флотилия.

3” Форт
„Нрасная горка“

Вронекатера -©
идут на выполнение боевой задачи,
Фото Н. Веринчука

О быте и досуге летчиков

Я хочу рассказать, как сложилась бы-
товая стороны жизни  летчиков-истреби-
телей части майора Тульского, как они

‚ ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФЛОТ, 7 сентября.   Проводят свой досуг.

(Спецкорр. ТАСС). `Прославленный форт
«Красная горка» отмечает свой годовой
праздник. Четверть Beka стоит форт
неприступным бабтионом ‘на  подету-

пах к Вроншталу и Ленинграду. В

дни Отечественной войны гарнизон про-
явил выбокив: образцы стойкости и му-
жества. Тяжелые орудия батарей форта
били по фашистеким ордам, пытавшимся
захватить знаменитый ораниенбаумский
«пятачок», с которого в январе 1944
тода началось наступление войск Ленин-
традокого фронта.

Огнем фортовой артиллерии уничто-
жено 5 батарей противника, много тан-
ков, автомашин, военной техники. Бое-
вая деятельность форта не ограничива-
лась артиллерийскими ударами. Многие
бойцы, старшины и офицеры не раз х9-
дили на разведку в тыл противника,
участвовали в смелых налетах на немец-
кие позиции. В одной из операций от-
ряд лыжников под командованием капи-
тана Комода уничтожил 5 дзотов, 5 upo-
тивотанковых пушек, склад © бобприпа-
сами, истрёбил 158 солдат и офицеров
противника. Снайперы форта изо дня в
день ходили в засады на передний край

нашей обороны. Они уничтожили до
700 фашистов.
За боевые заслуги перед родиной

форт. «Красная горка» награждён орде-
ном Ерасного Знамени.

СОВЕЩАНИЕ
Комсомольского АКТИВА

Состоялось совещание комсомольского
актива Краснознаменной. Ладожской флоти-
лии, посвященное воспитательной работе
комсомольских организаций. Доклад на эту
тему сделал начальник политотдела полкоз-
ник Петров: В своем, докладе тов. Петров от:
метил ряд недостатков в работе комсомоль:
ских организаций. Многие. комсомольшы неё
заботятся о своем идейко-политгическом ро-
сте, перестали изучать «Краткий курс истэ-
рии ВКП(б)», слабо разбираются в событиях.

На ряде примеров доклёдлчик показал, что
подобное положение прежде всего отра-
жается вз воинской лиспиплане.

Выступавшие в прениях поделились опы-
том комсомольской. работы, вскрыли причи-
ны имеющихся недостатков, дали ряд кон-
кретных гредложений по улучшевию идей-
но-политического воспитания молодени,

ОСЕННЯЯ ПУТИНА
НА АЗОВСКОМ МОРЕ

АЗОВ, 7 сентября. (ТАСС). На Азовском
море началась осенвяя путина. Из Тагачро-
га, Азова в район Темрюка на лов хамсы
вышли первые караваны рыболовецких су:
дов. Рыбаки Азовья органязованно встрети-
ли путину, Своими силамя они отремонти-
рсвали весь рыболовецкий инвентарь, псд-
готовили 35 морских неводов. В ближайшие
дня в море выйдут нозые караваны судов.

Норд-бст.в Новороссийске.

у всех, кто присутствует на концерте. Закон-

чится он, и тотчас люди разойдутся по дзо-
там, расшелинам, в потайные снайперские
места, а звуки выстрелов заглушат еще
плывущие над передним краем последние
аккорды. Это предстоит, а пока все взоры
устремлевы` на певицу, слух отдыхает и
сердце летит далеко-далеко.

«Норд-ост в Новороссийске». Мощный
порыв ‘черноморской боры — ураганного
северо-восточного ветра. Уличка на ок-
panne, Дерево. над крышей домика
согнуто напором ветра, Все в движе-
нии, Оно подчеркнуто каждым  штри-
хом: летящими с дерева листьями, платком
девочки, развевающимся чубом моряка, бес-
козыркой, которую сбил и уносит ветер.
Вдогонку ей кинулся мальчик: вот-вот пой-
мает. Обернувшийся моряк дрейфует, под-
талкиваемый ветром в спину. Шинель на-
дута, что черный парус. А в глубине улич-
ки видвы уходящие наперерез веистовому
ветру краснофлотцы.

«Моряк на привале». Близок, близок род-
ной Севастополь. Статуя льва на рисунке
напоминает одну из фигур «львиной терра-
сы» у Воронцовского дворца-музея в Алуп-

*

Бак известно, досуг летчиков очень
ограничен во времени, Тем более важно
организовать его тах, чтобы в распоря-
жении летчиков были возможности про-
вести свой отдых приятно и полезно.

В землянках есть шашки и шахматы.
И частенько можно видеть за шахматной
доской сосредоточенно склоненные голо-
вы. Играют летчики © увлечением, иног-
да часами  просиживают за доской. Но
хочется какого-то разнообразия. Многие
с удовольствием сразились бы в домино,
a этой игры У нас нет.

Плохо обстоит у нас дело и е музы-

кальными инструментами. На весь лич-

ный сосгав один патефон и один баян.
Палефон неплохой; но к нему недостает
пластинок и иголок, он давно уже мод-
чит. Зато баян безотказен. Играют на
нем все время. ee

Хочется летчику почитать хорошую
внигу. Воть в части библиотечка, но книг
в ней очень мало. Вее перечитаны. A
свежие имеются тольво в библиотеке при
клубе смежной части. Вопреки всем пра-
вилам. это книгохранилище остается 1по-
ва недоступным для летчиков. Ответет-
венный за культурные мероприятия стар-

`ший лейтенант Купцов доставил однаж-

ды на аэродром из этой библиотеки це-
лый грузовик разнообразной литературы.
Но больше ни Купцов, ни грузовик с кни-
гами не появлялись на нашем горизонте.
А появись они, летчики были бы неска-
занно рады.

Относительно радио и газет ничего
плохого не скажешь. Летчики всегда в
курсе всех политических событий, Газет
поступает в часть маловато, но комму-
HUCTH, комеомольцы и командиры звень-
ев устраивают коллективные читки и 9б-
суждения газетных статей. Так что в этом
отношении благополучно..

Большей популярностью у летчиков
пользуются ° футбольная и волейбольная
игры. Состязания происходят прямо на
летном поле. Эт» в хорошую то, Но
бывает, что погода  испортитея. Тогда
недостатки культурного обслуживания
чуветвуются особенно.

Скажу о заместителе командира 119
политчасти. Хотя т. Мещеряков @ многов
лелает для улучшения быта и организа-
ции досуга летчиков, но они на него в
обиде: уж очень редко появляется он в
эскадрильях:

Теперь о кино. В влуб ходить далеко,
да и времени не выкроить. Поэтому дав-
Ho уже заведено обслуживать летчиков
кинонередвижкой прямо
Кинопередвижка появляется на аэродро-
ме регулярно. Но, в сожалению, удоволь-
етвия 0% этих «походных  кинобеансов»
мало. На азродром почему-ло попадают

ИЕ ees eas

Рис. Л. Сойфертиса,

хе. Пасть звёря, кстати, разверста. Нижняя
челюсть ‘послужила неплохой вешалкой
для автомата. К лапе льва арислонено кро-
хотное походное зеркальце, а перед ним
бреется автоматчик из бригады морской пе-
хоты. Армейская гимнастерка снята на вре-
мя бритья. Тепло под лучами весеннего
крымского солнца, да и почему лишний раз
не показать морскую душу -- полосатую
тельняшку, так. восхищающую друзей и
столь устрашающую врагов. К тому же
надо привести себя в полный флотский
порядок. В: парикмахерскую не успеть, от-
дых на привале недолог, наступление про-
лолжается, а ведь впереди Севастополь!..

«Дай тебе бог здоровья и удачи!..» Oc-
вобожденный нами от захватчиков город,
Два человека уходят от зрителя: старушка
и моряк. Встреча их случайна, Моряк шел
мимо, увидел старую жевщину, согбенную
под тяжестью непосильной ноши, и поспе-
щил На помощь, как сын, как человек, ува-
жающий старость. как советский моряк,
Взял-из рук женшины два ведра с водой и
несет их бережно, стараясь не пролить ни
капли. На обращенном к моряку лице ста-

рушки радость и умиление. Кажется, слы-

одни и те же,

Ha аэродроме.

Ре ит ЕЕ ЕЕ

давно виденные карти-
ны. А главное — демонстрируются они
небрежно. Летчики еще не помнят случая,
чтобы в течение сванеа лента не обрыва-
лась чёрез Каждые две-три минуты. Вдо-
бавок и звук никогда не дается нормаль-
Но — либо невероятный треск в динами-
ках, либо вовсе звука нет.

Помню я один радостный случай. Сто-
ял солнечный день. Летчики сидели в го-
товности, И вот к ним приехали артисты
местной художественной самодеятельно-
сти -—- такие же, как они, техники, ра-
ботники аэродромных служб, краснофлот-
цы и офацеры. Пол сцену они облюбова-
ди капонир. Летчики расположились на
песчаной полоске у стоянки. У плоскости
боевой машины выступали певцы, танцо-
ры, баянисты, аккордионисты. Концерт
прошел с огромным успехом и доставил
летчикам подлинное наслаждение; Как-
то совпало, что сразу же после концерта
был обявлен общий вылет. Взлетели
истребители. покачали артистам крылья-
ми на прощанье и улетели в 00й. °

У многих в памяти этот день. Й я 1по--

думал о старшем лейтенанте Купцове, на-
чальнике местного клуба. Почему, опра-
шиваетея. такое хорошее начинание че
проводится чаще?

Много справедливых нареканий на
бытовое обелуживание дичного состава.
Есть в части баня, но в нее  отарают-
ся ходить пореже. В бане нехватает
тазов и скамеечек, в час по чайной 10ж-
ке поступает горячая вода. _

Довольно много беспорядка в’ сапож-
ной и портняжной мастерских. Саножни-
ки (в частности, старший сержант Моро-
зов) охотно принимают и выполняют за-
казы частных лиц, но без всякого стара-
ния ремонтируют обувь летчиков и ме-
хаников, хотя мастерская специально дая
Этого и создана.

Начальник вещевого снабжения т. Хе-
син, в ведении которого находится все

это хозяйство, ие проявляет особых уси-

лий для устранения указанных недостал-
хов. Не уважают летчики т. Хесина за его
грубость и формализм.

— Что надо? Не положено!
Идите!

Таков обычный стиль его разговоров с
ними. Для Хесина ничего не стоит 0бой-
тись 6 человеком грубо и бестактно.
Спаошь и рядом грозный начальник в8-
шезвого снабжения создает канцелярекую
волокиту. отлично зная. что «просители»
дорожат каждой минутой. Олному
из техников-гвардейцев пришлось дваж-
лы ходить в его канцелярию 38
пять —= шесть километров. И все дело-
10 было в пустяковой формальности, ко-
торую можно на месте проделать в два
счёта.

Нет нужды доказывать,

Не дам!

979 ЛИЧНЫЙ

состав майора Тульского заслуживает
большего внимания и уважения.

Т. ГРИГОРЬЕВ.

шишь, что она бормочет: «Дай тебе бог
здоровья ‘и удачи, сынок!..»

«Письмо отцу» вонлотило в себе радость
освобождения. Сцена у перекрестка улиц
города, вчера переставшего быть фронтовым
и несколько днёй назад вызволенного из
кеволи. О том, что наступление продолжает-
ся, напоминает вид бойца. Привал короток,
нет времени снять тяжелую скатку шинели
и винтовку. Нагруженный ими боец береж-
но несет котелок с едой или чаем через пе-
рекресток, пробираясь мимо баррикады. Ее
еше не успели разобрать, но жизнь уже вер-
нулась в город; На углу мать поднимает ре-
бенка на руки, чтобы он мог дотянуться к
почтовому ящику и ‘опустить в него письмо,
адресованное отцу. Безвестность сгинула
вместе с немцами; сегодня отец услышал
приказ об освобождении родных мест, а
вскоре получит это письмо от жены и ма-
лыша, которых не чаял видеть.

«Уборка после немцев» логически завер-
шает многое; а не только цикл. Рисунок
скуп. В нем, на первый взгляд, нет ничего
особенного: детишки метут лестницу, Под
рисунком лаконичная подпись: «Севасто-
поль, май 1944». И с‹разу все приобретает
глубокий, волнующий смысл. И в том, что
наполняёт безграничным торжеством кажда-
го черноморца, не перестающего снова и
снова переживать долгожданное освобожде-
ние Севастополя. И в том, что детвора, по-
коление счастливых, ради которого нами
столько испытано, стирает следы пребы-
зания врага на советской земле.

ke *

Тема, разработанная художником, нераз-
рывно связана с историей нашего флота в
Отечественной войне. Действия моряков на
берегу — не случайные эпизоды, возможные
в силу непредвиденных чрезвычайных o6-
стоятельств. Условия войны, в частчости
на-всем. побережье Черного и Азовского
морей — от полступов к Одессе до горных
перевалов близ Туапсе, —таковы, что морякам
нередко приходилось подолгу быть вне при-
вычной корабельной обстановки. Одесса, Се-
вастополь, ‘Керчь, Феодосия, Куниковка
(Станичка), Мысхако, Новороссийск, Эльти-
ген, Николаев, Измаил, Сулина и Констан-
ца — блестящие страницы героизма, отваги,
бессмертной славы людей в серых армей-
ских шинелях с традиционными тельняшка-
ми под гимнастеркой и нитяными якорями
на рукаве. ;

«Моряки Ha берегу» — самое правильное
пазвание труда Леонида Сойфертиса за
годы войны, проведенные на флоте.

Будем ждать от него «Моряков на ко-

рабле».
Евгений ЮНГА.

=

Присуждение
ученых степеней н званий
_ вовнным морякам

Высшая аттестационная комиссия Коми-
тета по делам высшей школы при Совнар*
коме СССР присудила ученые степзни и
звания группе военных  морякоз -— выдаю-
щихся деятелей науки и техники.

Степень доктора технических наук при-
своена начальнику кафедры Высшего инже-
нерно-технического училища Военнэ-Мор-
ского Флота профессору иаженер-полкозни-
ку Э. А. Бари — автору ряда трудов по
вопросам организации и мёханизации строи-
тельства. Его докторская диссертация —
«Производство земляных и дноуглубитель-
ных работ» -—= получила высокую оценку:
Профессоо Лукницкий, заслуженный дея-
тель науки в тёхники профессор Бизюкин
и профессор Гончиг отмечают, что представ+
ленная Э. А. Бари диссертация является но*
вым учебником для морских школ. В этом
учебнике всесторснне освещены стаханов-
ские приемы производства, опибаны неё толь-
ко применяющиеся сейчас в строительстве
механизмы, но и пути дальнейшего их 935-
BUTHH.

Степень доктора биологических наук
присуждена начальнику кафедры гистоло-
гии (наука о тканях) Военно-Морской меди-
цинской академии подполковнику А. М.
Васюточнику. Его перу привзалежит 25
научных работ. Диссертация, которую уче-
ный защитил на заседании совета Академии,
ставит актуальные проблёмы гистологии и
разрешает их ча основе его многолетних
исследований.

Высшая аттестационная комиссия удов-
леётворила ходатайство Военно-Морской ме-
дицинской академии о присуждении степени
доктора медицинских наук профессору по
кафелре хирургии А. В. Тихоновичу. Глав-
ный хирург Военно-Морского Флота, заслу»
женный деятель науки генерал-лейтенант
медицинской службы Джанелидзе отмечает
выдающиеся заслуги этого ученого перед
наукой, Тихонович отдал педагогической
деятельносги в высших учебвых заведениях
более 40 лет, опубликовал 60 научных тру-
дов. Ряд книг, выпущенных им много лет
назад, не потерял своего значения и сей-
час. К ним относятся работы: «Применение
рентгенографии для распознавания заболе-
ваний костей», премированная в свое время
хирургическим обществом в Москве, «О
вевралгиях лица и способах оперативного
лечения» и другие. За последние годы Ти-
хонович издал новую книгу — «Хирургия
участкозого врача».

eee

В ЛЕНИНГРАДСКОМ
НАХИМОВСКОМ УЧИЛИЩЕ

ЛЕНИНГРАД, 7 сентября. (По ри
от корр. «Краского Флота»). Более 3.000 че-
ловек подало заявления о приеме их в На-
химовокое училище. Ежедневно со всех
концов страны — из Москвы и Читы, Вла-
дивостока и Ташкента —— поступают в учи-
лише сотни запросов.

С 1 сентября прием заявлений в Ленач-
градское Нахимовское училище прекращен.
Контингевт детей, желающих посвятить
свою жизнь службе в Военно-Морском Фло-
Te, самый разнообразный. Здесь можно
встретить сыновей офицеров, прославив-
шихся в боях с немецко-фашистскими зах-
ватчиками, детей, родители которых погиб.
ли на фронте ила замучены фашистами; име-
ются и юнги с кораблей, воспитанники ча-
стей Военно-Морского Флота. Среди посту-
гающих в Ленинградское Нахимовское учи-
лише: Костя Вершинин — сын Героя Со-
ветского Союза, прославленного подводника
Балтяки; Всеволод Калинин сын Героя
Советского Союза, морского летчика, погиб-
шего в боях; Анатолий Тарасюх — сын пар-
тизана, замученного немцами.

Учебный год в училище предполагается
начать   октября. Сейчас происходит отбор
учеников. Поступающие проходят медиция-
скиз комиссия и испытания. Ree

Для нахимовцев отведен дворец, распо-
ложенный на Петровской набережной. В
дни блокады в зданиё попали два артил-
лерийских сваряда и частично разрушили
его. Сейчас идет восстановление здания. В
декоратавном оформлении кабинетов и клас-
сов принимают участие лучшие художники
Ленинграда. Они пишут картины военно-
морских сражений русского флота, портре-
ты энаменитых флотоводцев и мореплавате-
лей. Скульчторы делают бюсты Нахимова
й Ушакова. ‹ :

Училишу передан крейсер «Аврора», ко-
торый будет приведен и поставлен на Неве
около училища. Создается военно-морской
кабинет.

Развитие химических наук
в СССР

Виднейшие ученые-химики, научные  ра-
ботники аналитических институтов, лабора-
торий, представители промышленных пред-
приятий и вузов приняли. вчера участие в
заседании отделения химических наук Ака-
демий наук СССР, посвященном современно-
му состоянию химии и перспективам ее раз-
Barua 8 CCCP. E Е

Важнейшие достижения советских учены
в области физической химии осветил в CBOEM
покладе на зазедании академик А. Н. Фрум-
кин. Проблемы зеорганаческой химии были
годробно изложены академиком И. И. Чер-
няевым. О состоянии и перспективах разви-
Тия органической химии доложил академик
А. Н. Несмеянов, о задачах, стоящях в обла
сти аналитической химии, —член-корреспон-
дент Академии наук СССР_А, П. Виногра-
дов. :

Докладчики охарактеризовали ведущие
школы и направления советской химической
науки, ее передовую роль в мировой науке
и поставили перед учеными новые крупные
проблемы, которые предстоит решить в бли-
жайшие годы.

===

`Свекловоды Киевщины
готовятся к уборке

КИЕВ, 7 сентября, (ТАСС). На свекло-
виччых плантациях Киевщины чдет деятель-
ная подготовка к уборке. Обильный урожай
готовятся снять пятисотницы. В Ротмист-
ровском районе звеньевые Мария Долотен-
ко и Ксения Воловченхо дали слово вырз-
стить по. 1.000 центнеров свеклы с гектара.
Они своевременно провели прополку, mpo-
рывку, сделали вручную три подкормки.
Сейчас у них на каждом гектаре по 100 ты-
сяч свекловичных корней, весом в один ки-
лограмм каждый. По 500 и болёе центнеров
свеклы с гектара соберут свекловоды Ста-
роселья — родины Марии Демченко. Высо-
кий урожай вырастили знатные звеньевые
орденоносец Аяна Кошевая из Велико-По-
ловецкого района, Гопкало из Борисполь-
ского района и многие другие,

На копкё будет использовано болёе 300
тракторных и 343 конных свеклопод”емника.
Большую часть свеклы колхозники будут
копать вручную, высвобождая тракторный
парк для под’ема зяби, В Белоцерковском
районе колхозники подготовили кончые

свеклопод’емники и ручные копачи. Для вы‘
возки широко будут использованы коровы
КОлхоЗникоь, .