От работников науки, культуры
и искусства. гор. Львова +.

МОСКВА, КРЕМЛЬ

Верховному `Главнокомандующему Lee
Маршалу Советского Союза.

~~ Дезогой наш Иосиф Виссарионович!
Собравшись сегодня на митинг работ-
ников культуры, науки и искусства горо-
да Львова, первые слова благодарности и
любви мы шлем Вам, дорогой наш Иосиф
Виссарионович, 38 освобождение наше
из-под ярма немецкой оккупации,

Примите от нас, работников ‘науки,
хтльтуры и искусства древнего  Украин-
ского города Львова, сердечные. горячие
поздравления и пожелания долгих лет
жизни, здоровья. силы и энергии на бла-
го и счастье народа нашего, Ha благо H
счастье нашей великой Отчизны.

Немецкие звери, ворвавшись в наш
город! уничтожили все, что было самым
дорогим для нас. Они разрушили наи
университет и превратили его в судили-
ще, в- котором выносили свои

товарищу СТАЛИНУ _

зверские

приговоры над представителями культу-.

ры и науки, Они закрыли Львовский по-
литехнический институт, который был
одним из лучших технических учрежде-

ний нашей страны. Немцы хотели зака-.

балить нас. надругались над нашим род-
ным языком, хотели превратить нае в ра-
бов..   gee

Тяжело ранили немецкие варвары наш
 родной город. Свыше 150 тыс. человек —
женщин, детей и стариков нашего торо-
да—стали жертвой фамтистевого террора.
Много погибло выдающихся представите-
тей науки и культуры. Среди них извест-
ные ученые: профессор филолагии Бой-
Колеёнский. професвор хирургии Оетров-
ский. профессор математики Бартель. про-
фессор анатомии Яловой, професор мате-
матики Стожек. as ;

Погиб известный скрипач. Яков
Tiltparc, знаменитый композитор. и дири-
sep Mynx, поэт. и музыкант Привас.

Это ®ни, немцы-вандалы 20 столетия,
рисовали на груди своих жертв мишени
й расстреливали их. Это они заставили
выдающегося ученого с мировым именем,
профессора Банаха, кормить своей Epo-
Вью тифозных вшей, это они ускорили
смерть выдающегося ученого и общест-
венного деятеля доктора Панчишина.

“Немцы душили нашу национальную
хультуру и искусство. Наши театры они
тревратили в места развлечения для не-
мецких убийц.

Чтобы ‚ослабить боевой дух народа,
сломать ето сопротивление. враги сеяли
вражду между украинским и польским
народами. Мы; ученые города Львова,
проклинаем подлых изменников украин-
ского народа, иуд кубиевичей,  панков-
ских, бандер, которые продают свою
родину и культуру. немецкому фашизму:

a

`` Дорогой наш отец! Мы ждали  епасе-
ния, мы знали; что оно придет, что наша
родная Красная Армия под Вашим тени-
альным руководбетвом принесет нам осво-
бождение.

27 июля — день, когда наш город сно-
ва стал советским, останется в нашей па-
мяти как праздник, как день возрождения
новой, светлой жизни, Никогда теперь не
вернется черная ночь фаптистекой реак-
ции. * Уз

Перед нами снова открылея ясный и
широкий путь к творческому, научному
труду на благо нашей Отчизны —Сотоза
Советских Социалистических Республик.

С первых дней, как только стали реять
на шпилях наших древних замков Kpac-
ные знамена, мы пошли в свои институты,
театры, музеи с тем, чтобы возродить их.

С радостью сообщаем Вам, дорогой наш
Иосиф Виссарионович, что в нашем род-
ном городе Львове после трехлетнего пере-
рыва уже начали работать высшие учеб-
ные заведения: университет, политехниче-
ский институт. который будет отмечать в

1945 тоду столетие своего существова-.
ния. филиал Академии наук ‘Советской. .
  мя прорыва произвести постановку под-

Украины.

Под руководетвом композитора Бар- ib
BUHCKOTO возобновила работу Государет-   Вать кораоли.от прицельного огня.

зенная консерватория. Уже открылись ук-.

раинскме и польские театры и кинотеатры
города. a :

_ Восстанавливается фазрушенное нем-

цами городское хозяйство. Мы уже имеем.

м воду. Нач боталь тородокие.
ет, газ, воду. Начали работать горох ME) количество

предприятия и транспорт, ;

Мы с кважлым (Hem чувствуем заботу о
Hac советской власти и большевистской
партии. Все наши работники науки, вуль-
туры и искусства, бывшие во время че-
мецкой оккупации без работы, обеспечены
теперь работой благодаря постоянным
заботам партии и советской власти.

Дорогой наш Йосиф Виссарионович!

Мы, работники науки, культуры и искус-
ства города Львова, обещаем Вам прило-
жить 866 свои творческие силы для вос-
становления нашего народного хозяйства,

чтобы еще выше поднять нашу советокую   ТИ.
—   рии. Как только дымовая завеса прикры-

науку, культуру и искусство.
Мы приложим свои
того. чтобы помочь

чтобы еще больше укрепить б0еспособ-
ность Красной, Армии.

Слава героической Ерасной Армии!

лава партий большевиков — органи-
затору побед нах немецко-фаптистскими
захватчиками!

Слава великому вождю и Верховному
Главнокомандующему. родному Сталину!

Письмо приняли и подписали академикиь Возняк М. С., Шурат В. С., Колесса
Ф. М.; профессора: Банах, Паше-Озерский, Свинцицкний, Лысенко М. Н., артист
Рубчак; композиторы: Людкевич, М. Колесса и другие, всего 693 человека.

22 августа 1944 г, г. ЛЬВОВ.

ae

Во Всеславянском Комитете

Вчера, 8 сентября, во Всеславянском
Комитете состоялея прием Чехословац-
хой правительетвенной делегации для’ 0с-
вобожденной территории Чехословакии.
На приеме присутствовали Чехостовац-
“кая правительственная ‘делегация в пол-

ном составе, во главе с Уполномоченным.

Чехословацкого Правительства министром
г-ном Франтишеком Немецем. Посол Че-
хословацкой республики в СССР г-н Зд.
Фирлингер, ‘° начальник Чехословацкой

военной миссии в СССР генерал г. Пика,
ЗВице-председатели Всеславянского

Ко-

митета профессор Зденек. Неедлы и Бо-
жидар Масларич, глава Югославской во-
енной миссии генерал-лейтенант Терзич,
известный польский ученый профессор
Ян Жолна, дважды Герой Советского
‘Союза генерал-майор Ковпак и другие
общественные деятели славянских наро-
Дов.

С речами выступили Председатель
Всеславянского Комитета генерал-лейте-
нант Гундоров, тг. Немец, Фирлингер

и др.

(От специального корреспондента «Красного Флота»)

Возле хутора Михнайце у’. погранич-   шей и дзотов, а реальным: уголком. совет--
Под   ской земли, — он жил в нашем сознании
выложен таким, каким его оставили, каким видели

ного шоссе лежит леетрый столб.
таблицей «СССР — Германия»
номер: «56».

Столб обшарнан, исцарапан временем.
Смотришь на него и думаешь: не тот ли

это столб, что по рассказу украинской.

старухи немец волок до самой Волги, ус-
танавливал прошлой. зимой на Днепре и
вот сейчас безнадежно бросил. Не дохо-
дя Шешупы, перед входом в Пруссию?!

Настало время решающего 00я. Мы

‘стоим перед берлогой зверя.
77 Прусская граница. Берег реки Шешу-
па. Ничтожна по виду эта речушка. но
аллегорически она равна величайшему во-
доразделу: для нас это—не только грани-
ца, это исходный рубеж, где начинается
эпилог.

Стоит сухая: ‘свежая погода: Резкий
ветер разметывает по полям колосья за-
скирдованной красноармейцами ржи. по-
крывает’ серой пеленой остовы черных,
сояокенных немецких танков. Прохлалны
ночи. Неестествеяно выпукла луна над
земаей. Берег Шешупы одет в осеннюю
чешую. Чувствуешь сентябрь — близость
равноденствия. Для бойца это звучит на-
поминанием: осень, надо спешить. ;

Никогда еще не было у нашего воина
такого ревностного отношения к кален-
дарю. Календарь сейчас тесен и мал. Все.
чем живем мы сегодня, — впереди, в
завтрашнем ‘дне, за этим сентябрьским
небом, за этой осенней ночью и лнем: Дни
сейчас огромные и вместительные, но мы
жалны на события, нам мало этих дней.

Сейчас. на рубеже. люли трезвы, как
никогда, Мы знаем. что сейчае, быть ма-
жет. в наиболее короткий относительно
пройденного пути срок произойдет самое
главное, и мы четко сознаем, что имен-
но сегодня нам важно. =

Мы стояли на многих рубежах. В-амб-
разуру памятного «барайчика» ‘над Це-
месской бухтой вилен был опаленный 60-
ем Новороссийск. Не надо было мучить
воображение. чтобы этот. город  пред-
ставить себе не линией немецких  тран-

ыыы дд artiste lS ie olivate Maden

тысячекратно: там были наши друзья или
родные, знакомые или близкие» ‘наши
люди, наш народ, и во имя его освобож-
дения армия самоотреченно сражалась на
холмах над морем.

Под Биевом я помню острые Минуты на

Труханов-оетрове, rye,  прижатые не-
мецкими пулеметами к земле. бойцы с
досадой. разглядывали вражеские бойницы
в стенах Печерской лавры и на Подоле.
Немцы, спекулируя нашей любовью. к го-
роду. вели оттуда огонь. и мы He отве-
чали, жалея Киев. Бойцы понимающе
говорили:
Можно взять город быстрее. штур-
MOM, B 406, мы способны пушками всех
немцев смести оттуда в Дненр. Но ведь
город наш. наш Киев, и жалко крушить
его белый камень.

Мы видели в наших ‘позиций `` Херсон,
Очаков. Одессу. Севастополь. думали 0
спасении того, что еще не разрушено,
испытывали чувство близости и боли к
тому. что впереди, к тем. кто еще томатея
там в неволе.

Теперь впереди — Германия. За ни-
чтожной речушкой = обрывистый берег,
Засеянные клевером поля, кустарпик,
листва деревьев, опутанные проволоками
и траншеями рощицы, огромные сараи,
крытые черепицей, о красные и: светлые
крыши домов под яблонями и липами. две
колокольни шервиндтской кирхи. амбра-
зуры на хуторах с чуждыми названиями:
Аугступенен. Айхенфельде.  Шелленинг-
вен, неужели и та земля на одной с на-
ми планете. под тем же благословенным
небом жизни, в том оже мире, где челове-
чество живет ради процветания, а He
ради черена под’ перекрещенными коетя-
ми?

Нет. это не тот мир. ато не этрана а
зверинец, не города, а очаги преступле-
ний. Там-—немец, враг, из того: домика ни-
сали в Солнечногорек письма с благодар-
ностью за отнятые у русского . человека

его приходилось в течение длительного

силы и опыт для.
скорее разгромить!
ненавистного зврага— немецкий фашизм.

площадь была закрыта дымами, стрельба
  успеха не имела. ; : ;

~ (TACC).

“На Дунае, Бронекатера входят в. порг

Отряду кораблей необходимо было для
выполнения задания прорваться через’
укрепленный ‘районо противника. Весь
Плес находилея под усиленным артилле-
рийским огнем. Командир отряда решил.
действовать
завее. Tpem бронекатерам и концевому
монитору была поставлена задача во вре-,
ВИЖНЫХ ДЫМОВЫХ завес, чтобы прикры-

Укрепленный район’ противника имел
большую протяженность, и преодолевать

времени, так что надо было организовать.
непрерывную ‘дымовую завесу. Бронека-.
Tepa же могли взять ‘с собой небольшое
дымовых шашек, поэтому’
приказано было  погрузать дымовые
шалки на монитор. Броневые катера ста-.
вили дымовые завесы и, по мере израс-
ходования шашек, получали новые © м0-
‘нитора.

Запасшись шашками, боезапасом, про-
довольствием, отряд с рассветом вышел
из базы. При подходе к укрелленному
району бронекатера-хымзавесчики заняли
свои места. С первым затпом береговой.
артиллерии Bee три катера приступили к
постановке дымовых завес, чтобы быст-
рее закрыть корабли от прицельного ар-
тиллерийского. огня береговой артилле-

ла корабли,
чик отошел.
Головной бронекатер-хымзазеечик,
лишь только у него дымовые шалки ста-
ли подходить к концу, дал сигнал. Вто-.
рой бронекатер вышел на его место я
стал ставить дымовые завесы, а голов-.
ной подошел к монитору, чтобы попол-
нить запас. : Ee
Так корабли ODTPAIA прорывалиеь через
огнёвую позицию укрепленного района.
Противник вначале пыталея создать нв-.
подвижный заградительный огонь впере-.
ли кораблей. nO не достиг цели. Видя
безрезульталность @трельбы, враг пере-
шел на огонь по плошади. Но так как вел

один броненатер-дымзавес-.

Тогда враг перенес огонь по бронека-
терам-дымзавесчикам. Тот, что ставил
дымовую завесу вторым, отвернул и 38-
шел за лымовую завесу головного броне-
катера. Противник потёрял его из виду.
Раздосадованный неудачей, враг соере-
доточил почти весь свой огонь на  голав-
ном  бронекатере-лымзавесчике. Но бро-
некатер, дав полный ход, вырвался ‘вне-
ред. сбросил зажженные дымозые шатш-
ки за борт и тоже скрылся за дымовой
завесой. ‘

Катера действовали по очереди п по
определенной системе: два бронекатера-
дымзавесчика ставили завесы, а третий
принимал с монитора тымовые шашки.
Так была обеспечена непаерывность за-
дымления. :

вещи. из той убальбы посылали в русские
степи эрзац-валенки фрицу, повесившему
Зою Носмодемьянскую. там было вх гнез-
до. их арсенал, оттуда вышли они на раз-,
бойничий промысел пе Европе н туда гря-
чут сейчас свою шкуру от возмазлия.

Что же видит здесь. на крав эроей зем-
ли, боец. что двигает его сертщем на этом
рубеже? Там нет. родины, но там есть ее
разрушители, там, впереди. армия, кото-
рую в интересах всего человечества нужно
добить до конца. Тут, на пограничном ру-
беже. как-то выпуклое ощущаешь, насколь-
ко высоко сознание советского человека,
как широк наш человек в бвонх дулев-
ных стремлениях освободителя.

На одном участке границы стоит ба-
тальон капитана Навла  Юргина — сиби--
ряка-охотника из Нарымекого края. Это
советский офицер. начавший войну  -cep-
жантом, С первого дня боев он и его пять
братьев на фронте. Нять оаз он был ра-
нен. Один раз заживо похоронен. Он вы:
шел первым к пограничному знаку номер
56 и ва это первенетво рисковал жизнью,
Он сохранил карту, где язнесен путь его
батальона к этому знаку, и он прекрасно
попимает, что эта карта — будущий му-
зейный экепонат. = :
Что же. капитан. отличный финиш?
Что вы, — возразил Юргин, — это
не финиш, это только начало. Я первым
буду и там, без нае ледь 5. Берлине ‹ не
обейдется. ЕЕ

И он рассказа что весь батальоя
стремится к тому же. ‘батальон буквально
превратился в разведывательный. ‘все хо-
тят итти в разведку. побывать на’ немец-
кой ‘земле. бить немцев там, в их доме.

В этом батальоне был! сержант Aanp-
заев. Он не дошел до цели нескольких нта-
гов — его ранило в ногу осколком перед
самой границей, В газете <«Уничгожим
врага» напечатана, его записка, нанисан-
ная на поле боя в моменг ранения: «у
меня в кармане красный флаг, но’ меня
ранили. До слез обидно — столько верт
прощагал, и вдруг перед самой границей.
Я Увидел красноармейна: Волошука н.от-
дал ему флаг. Он поставит его ча грани-
це за меня». :

В тяжелые годы оборонительных боев.
когла из сердца армии возник приказ
стоятю насмертЕ. мы услышали 00 исклю-
чительных подвигах людей, коготе“ бро-

КРАСНЫЙ Ф

eo
Ех

под прикрытием дымовых  .

лот

Измаил.

Фото Е; Халдея (ТАСО).

Прорыв кораблей флотилии
под ‘прикрытием дымовых. завес

Несмотря на то, что противник при-
менял различные методы артиллерийской
‘стрельбы, ни одного попадания он не мог
добиться. Корабли благополучно прорва-

ЛИСЬ.

постановка дымовых
прорыве укрепленного района
сложна. Нало` быстро менять
способы действий, сочетать
лым . маневром.

укрепленного района, ‘приказал
бронекатерам прикрывать отряд дымевы-
ми завесами, ставя их по очереди. —
Рано утрам корабли подошли к укреп-
ленному району. Бронекатер-дымзавес-
чик. начал постановку дымовой завесы.
Противник тотчас же открыл артилле-
рийский огонь. Увидев веплески от раз-
рывов ‘снарядов ‹ около  бронекатера,
командир. чтобы сбить противника, рёз-
ко отвернул влево и сбросил дымовую
шапку. Потом дал полный ход и, идя на

зитвате, продолжал ставить завесу. Что-

бы она не рассвялась. командир прика-
зывал периодически сбрасывать горящие
дымовые шашки. В результате плотная
завеса надежно закрывала корабли,
Противник сосредоточил огонь Ha бро-

‘некатере-дымзавесчике и попал мелкока-

либерным снарядом в машинный отсек.
Мотор. заглох, и бронекатер потерял еко-
рость. Тогда второй  бронекатер-дымза-
весчик зажег дымовые шашки и прошел
вдоль берега, прикрыв поврежденный
хорабль. Канонерская лодка подошла и
взяла его на буксир. 7

‚ Бомандир отряда выделил другой бро-
некатер-дымзавесчик. Все время прихо-
дилось резко менять метод маневрирова-
ния и постановки дымовых завес, чтобы
сбивать працельный ‘огонь противника,
Враг пытался ставить нёполвижный 38-
градительный огонь по предполагаемому
курсу кораблей. Но те видели места па-
ления снарядов, легко уклонялиеь от
них и шли к намеченной целч.

„Корабли должны были зайти в прото-
ку, чтобы обойти укрепленный район.
Враг. ‹ббозленный неудачей,  открыа
квальный огонь по входу в протоку.
Вола буквально кипела от разрывов.

’Бронекатер-дымзавесчик  ебросил хы-
мовые шашки за борт с таким расчетом,
чтобы их течением воды прибило к о0т-
мели у входа в протоку. Образевавшаяся

завеса стала надежным прикрытием, и
корабли вашли в протоку.
Противник  расстреливал о плывущие

ВНИЗ По течению дымовые шашки, но це-
ти не добился.  —

_ Tan, используя дымовые завесы, отряд
благополучно форсировая водный рубеж.

} Капитан 3 ранга
-А. ГОРДЕЕВ.

сались под танки. телем своим закрывали
амбразуры. жизнью жертвовали ради Po-
дины. Суровая обстановка рождала  не-
виданный героизм. :

Теперь каждый на фронте знает’ что
мы победили, и кому не захочется присут-
ствовать на пиру победы! Но люди: видя
воочию побелу, ради нее: бросаются в бой
в еще большим  самоотречением. Выйдя на.
границу со`свойм батальоном. Юргин вы-
держивах неслыханные танковые атаки---
до двадцати танков с каждой стороны.
Без преувеличения можно это назвать
броневыми тисками, преткнувшими узкий
плацдарм у границы стальными мечами.

„Надо было стать крепче металла, чтобы
выстоять.
За эти месяцы-мы видели всяких

фрицев. Я видел немца на берегу Немана
в слезах — он удирал от нае. удачно
скрывался, но добравшись до реки. не
смог ее переплыть. Это был немец, кото-
рый завоевывал Европу с помощью тач-
ков, наромов, тодтовских мостов, «Met-
сершмиттов» и совершенной техники. Ли-
шенный всего этого, он был ничтожен. кзк
червяк. Мы видели за это время (pues
«тотальных» — калек. слюнявых мальчи-
шек. пожилых  бюргеров. взывающих Е
нашему сочувствию именем своих (pay,
мы привыкли уже к разношерстному нем-
цу. Но влууг срети этих пятерых пленных
я увидел настоящего пруссака. афуейто-
ра, уроженца Инетербурга. каторый слу-
жит в германской армии восемь лет и 3а
эти годы войяы успешно изучит букеты
Французских вин и слалом в Норвегии.
Сейчас его спешно перебросили на  НА-
стоящий фронт. Он — надежла _ Гитлера.
Ему бызо сказано. что на поусской граки-
не он спасает Германию. Я спросил его, не
было ли в их дилизив офицеров или. сол-
дат участников заговора’ против. Гитле-
ра. Немли ответил:
Наша дивизия — первая  Восточно-
прусская. ть

Это. значиле — дивизия надежных го-
ловорезов.

Через три часа ‘этот немей показывал
нам расположение немецких укрепления.
Но бейцы

слова:
—»› Дайте ему в руки авточаг п поло-

жите в немецкий окон. он снова будет В
Нас стрелять...

Опыт этой операции показывает, что
завес на реке при

OUCH
методы,
их с уме-

В другой раз командир отряда речных
кораблей, решившись . прорваться мимо
двум

Г дине и тоскует по дому.

и офицаты трезти эпенили ero

5 сентября. Советский С00з разорвал
отношения с Болгарией и об’явил состоя-
ние войны между СССР и Болгарией. Это
решение было принято Советским Нрави-
тельством веледствие” того. что’ Болгария,
несмотря на то, что ухудшивиееся воен-
ное положение Германии, давало еи пол-
ную возможность разорвать свои “OTHO-
шения с Германией и покончить таким
образом со своей прогерманской полити-
кой продолжала поддерживать.  отноше-
ния с Германией, укрывая немцев на
болгарской территории и. предоставляя
им возможность создать здесь новый плащ-
дарм для сопротивления силам  союзни-
ков. “i

“После опубликования советской ноты
представители Болгарского Правитель-
ства — генеральный секретарь болгар-
ского министерства иностранных дел
г. Сарафов и директор политического де-
партамента этого министерства г. Алты-
нов в ночь на 6 сентября посетили Со-
ветского Поверенного в делах в Софии

‚ Г. Яковлева и от имени Болгарекого

равительства попросили уведомить Co-
ветское Правительство о том, что Болга-
рия разорвала свои отношения с Терма-
нией и что Болгарское Правительство про-
cur Советское Правительство © пере-
мирии. ЕЕ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 8 сентября
(Спец. корр. ТАСС). Закрепившись Ha
промежуточных оборонительных  рубе-
aX, противник ценою огромных потерь
в живой силе и технике старается удет-
жалься на занимаемых позициях. Наши
пехотинцы и артиллеристы  подвергаюз
врага непрерывному ‘огневому воздеист-
BHO, взламывают его очаги сопротивле-
ния и узлы обороны. Активную  под-
держку © воздуха оказывают им лётчики.
_ Ежедневно группы «Ильюшиных» ‘Поз
прикрытием «Лавочкиных» и «Яковле-
вых» бомбят и штурмуют переднии край,
оборбны противника, подавляя его огне-
вые средства и уничтожая живую силу.

На одной из высот немцы создали
кренкий узел сопротивления. Paccras-
ленные ими на склонах и вершине вы-

- (О ВЕДОМЫХ

нировочных полках,

соединениях действующей авиации.

к бою.

‘сентября 1944 г.,

суббота. № 215 (1782)

‚’Белгарские media

Несмотря на эти официальные заявае:
ния. Болгарское Правительство (OH:
тября об’явило только о том, что оно 06-
талиловсь к Советскому Правительству ‹
просьбой о перемирии, но ничего не за.
явило о разрыве в Германией. Таким 05.
разом, обнаружилось противоречие меж:
заявлением Болгарского Правительства,
сделанным Советскому Поверенному в де-
дах в Софии, м заявлением. сделанных
Болгарским Правительством публично, Та-
вов противоречивое положение не могао ле
вызвать У Советекого Правительства яв.
доверия к позиции Болгарского Правитель.
ства. Ввиду этого Советское Правительет-
во не могло приступить к рассмотрению
просьбы Болгарского
перемирии,

Г
ip

Только Я севтября Болгарское Правя-
тельство ‘об’явило, что оно разорвало, от-

ношения с Германией.

8 вентября Болгарское Правительство

0б’явило войну Германии.
В настоящее время Советское Прави.
тельство нашло возможным

расемотрению просьбу Болгарского Пра-
вительства относительно переговоров 0

перемирии,
Информбюро Наркоминдела СССР

В небе Прибалтики

соты орудия, миномётные батареи и. пу-
емёты вели по расположению наших
войск интенсивный огонь. В воздух под.
нялись две шестёрки «Ильюшиных-2»
подо командованием Героя Советского
Союза майора Козловского и старшего
лейтенанта Лапшина. Уточнив раеполо-
жение огневых точек, «Ильющины» 19.
шли в атаку; Сотни килограммов. box)
обрушились на головы ”немцев. Снизив-
шись ло бреющего полёта, наши летчикр
огнём из пушек и пулеметов заставили
замолчать: вражескую артиллерию. lloras
ление вражеской артиллерии позволило
пехотинцам овладеть не только высотои,
но и близлежащим населённым, пунк.
том. Командир. соединения наземных

войск об’явил лётчикам благодарность.
Капитан А; ГРИШИН.

И ВЕДУЩИХ

Заметки летчика-истребителя

‚ В наших частях очень много говорят о   мз разных эскадрилий. Мне дали молодого
слетанности пар: 0 ней говорят и ее на-   ведомого. младшего лейтенанта Павленко,
стойчиво отрабатывают в школах и тре-   До цели летели хорошо. Я с шт
в эскадрильях и  ми, вторая пара— чуть повыше.
В   мый держался или справа или слева,
связи с этим мне и хочется высказать   порой находился так близко от меня, что
несколько замечаний о подготовке пары   иногда мешал мне маневрировать.

урмовика-
Mod вело:
On

В район цели мы пришли на высоте

Молодые летчики приходят из школы в  300—400 м. Противник открыл сильный
часть обычно с довольно неплохими навы-   заградительный огонь. Ведомый прижал-

ками полета парой. Здесь их стават ведо-
мыми и выпускают в воздух. Ведущий —

сл ко мне справа настолько, что я не мог
даже сделать. противозенитного маневра.

чаще всего тоже молодой летчик — поб-   Невольно самому пришлось внимательно
ле нескольких полетов дает своему ведо-   следитв за задней полусферой, чтобы про-
мому высокую оценку. Молодой летчак   тивник не сбил нас обоих с одной очере-

считается введенным в строй. Хорошая   ди. Виноват ли ведомый?
так, как его учили — лететь крыло
крыло. Вторая пар» в это время должна
была быть выше меня или справа или сле-
ва. Но ее тоже. не ‘оказалось.

же оценка зачастую дана только на осно-
ве того, что ведомый не отставал от ве-
дущего, повторял ‘простейшие маневры
своего командира.

А разве только это нужно в б0ю!

Нет. Он делал
B

Другой раз. мне пришлось © молодым

За годы войны мнё много приходилось   летчиком в том же районе прикрывать

летать с молодыми летчиками. вводить их   ворректировщик.
атаковали два. «Ме-109». Я скомандовал

в строй, И, к слову сказаль, я всегда-безо-

На высоте 1.500. м нае

шибочно даю птохую оценку тому летчи-   корректировщику уйти на свою террито-
ку. который над аэродромом ходит со   Рию, а сам начал набирать высоту. На вы-

мвой крыло в крыло.

только ведущего м защищает ero
до появления первого самолета `против-

т соте 2.000, м- мы завязали бой на вира-
Дело в том, что такой летчик видит   жах, чтобы дать корректировщику
ЛИШЬ MORHOCTB
На

нЕка. В бою он не сможет выручить пото-   шмиттов»

B03-
спокойно уйти от опасности.

вираже один из. «Мессе]-
стал, заходить ведомому в

втором

му, что будет сразу отрезан” вражескими   хвост. Я во внутреннем вираже поставил

самолетами.

Приведу пример; показывающий: что
происходит; вогда ведомый умеет

противника под угрозу расстрела. Немед
сейчас же вышел из боя. Но стоило мне из
лишь   ведущего. оказаться в положеним ведомо-

зетать парой. Наш полк вел напряженную   го, меня, выручать уже было некому. Be-
боввую работу в районе К, В одном из вы-  . домый и в трудный момент боя лишь K0-

летов мы группами сопровождали штур-
мовиков. Моя группа была сборная —

ER as

пировал движения вёдущего. а не следил
за воздухом.

Боевой опыт” Требует изменения отно-

шения к подготовке ведомых. Мало учить

Бойцы понимали, что, немец именно па   ИХ держаться вблизи соседа. Это’ — пр-
этот решающий участок войны бросил ол-   “ТеЙйшее дело. Главное в том, чтобы при
борные евои силы и что битва впереди —  287 им навыки оценки обстановки. Их

самая жаркая из битв.

Это трезвое сознание армия не теряет
ни на минуту. Сколько бы они ни кричали
«капут», мы знаем, что имо нельзя. дать
опомниться, ‘ожить их. надо: бить
конца. Мы знаем. что эта земля за _ Ше-
шупои возьмет еще немало нашей крови
HO 6e3 этой крови человечеству никогда
не завоевать покоя. :

Артиллериеты капитана
первыми открывшие стрельбу прямой на-
водкой по Шервиндту, пристрелялись на-
днях к одному мирному на ви
прусской земле и разнесли в
шу и стены. Перед нами отк
ный пуп дота: дом был лишь маскиров-
ROH, под ним — укреплённое ‘тнездо.
этом ссть особый“ смысл; символ того. что
впереди нас. Это оболочка и лицо Герма-
oe ey каждый дом для нае в маске

ИНЫ, И 3& каждой it
аа. дой оно рат, STO POLO

Ha батарее мы разтоворились с
бойцом. Его. шесть раз ранили за: годы
войны. Больше трех лет он не был на ро:

т как человек. не
знающий, ждет ли его невеста; Все. что
мыелимо: и немыслимо, он перенес за эти

годы, Я спросил его. о чем о
H
он ответил: ; et

— 0 победе.

Он не сказал: «0 мире». И никто на
фронте так не скажет. Война, в которой
мы участвуем потом и кровью мзо дня в

прах и кры-

‚ день, такая Война вызывает ‚ у человека

жажду только
победы.

Когда кто-нибудь скажет, .
быть. Германия: сама сдастся.
фронте отвечают:

полной и окончалельной

410, может
люди Ha

— dyame eme пох ii
Ту натужиться, пройти

всю Пруссию под огнем н }

» Tip ‚ Но де
i ee дело довести
‚ Вот. чуветво, с Которым армия идет
В тяжелую, быть может, доселе не ви-
данную по своим трудностям битву.

Вл. РУДНЫЙ.

Прусская границам

д домику на   рые из нмх плохо видят противника

надо ‘учить не просто летать, а действо
вать парой; целеустремляя внимание Ha

обеспечение ведущего. . Если зедущий

пошел в атаку; ведомый сам должен опре-
делить, с какой стороны ему следует ити
20   и на каком удалении. А этому-то в-школах

‚ Непрерывное совершенствозание тай“

тики ‘воздушного боя требует. улучшения
Шалимова,   обучения и самих ведущих пар. Мие при.

холилось летать ‘00 многими ведущими, 1

сожалению, должен сказать, что некото
И,
боясь неожиданной атаки, излишне увле-

рыдея бетон-   каются маневром. Машина у такого веду.

щего перекладывается из однэго крена в

В   другой. Естественно: ‘что ‘и ведомый 1о-

сится из стороны: в
«уважить» ведущего.

Это’ — маневр велепую. Рассуждения

ведущего—раз он не идет по прямой, зн
зит противник в него не попадет, — ви

сторону, бтаражь

одним   чего’ не стоят, ибо из-за того. что мечет.

ся» он сам. и заставляет метаться вело
мого, задняя полусфера остается без Ht
блюдения. Следовательно. такой ведущий
увеличивает опасность для вебя и MOT:
ненного. Отсюда. одна из осйовных 51401
командира эскадрильи состоит в 10%!
чтобы помочь ведущим избавиться 0
этих недостатков, отработать так 96400
в паре, чтобы ведущий смотрел вправо. 1
ведомый в это время влево и, наоборот,
научить ведущего на развороте «10
бирать» ведомого, идя в атаку, глядеть,
где ведомый. ?
Зачастую командир. группы 16,
вылетом , собирает летчиков и дает уст:
новку, как они ‘должны действовать}
воздухе: Этого. мало. В бою обетаном
ежесекундно меняется. Следователь,
нужно стремиться во всей учебе к oF
ному, главному— добитьел такого 10108
ния, чтобы ведущий пары с одного 61088
ПИ, что задумал командир группы, 1
зависимости от того, какое он занял

положение, быстро и а
свое место’ р правильно Ht

Капитан А. ШАПОЧКИН.

Действующий флот.

Правительства о

принять &

ь

и в некоторых нащих частях, особенно в. р
период: «введения в.строй», учат мало. }