№

>

>

a

a

j

д

у

-осзыёйори 1544 os

суббота. № 215 (1782)

SS SSS SN

FASETA BES ABTOPCKOFO AITHBA

Газета вышла из. печати. Своя, кора-
бельная газета!.. Свежие, еще пахнущие
типографской краской листы появились в
руках у краснофлотцев на палубе, в ле-
нинекой каюте, в кубриках. Вполне  no-
нитно, что моряки с любопытством - раз-
вертывают последний вомер печатной га-
зеты корабля: интересно узнать новости
из жизни экипажа, прочитать о боевом
опыте бывалых товарищей. посмеяться,
рассматривая забавную карикатуру на
злобу дня.

Но вот вместо всего этого читатели ви>
дят непомерно большую. почтя на пол-
ные две колонки, передовую, состоящую
из тяжеловесных нравоучительных фраз.
Вот краснофлотцы читают водянистую
редакционную статейку «Умей раепозна-
вать врага», пространно разясняющую
бесспорные истины вроде той, что «ус-
пешно вести борьбу с моржим, а также
в воздушным противником Чежно лишь

тогда, когда его. уловки и. хитрости
будут заблаговременно разгаланых».
Bor ‘краснофлотцы ‘одолевают вторую!
заметку, которая монотонно повто-
ряет, Что «для сигнальника очень
важно знать в совершенстве BCR вилы
сигнализации». Вот, наконец,  красно-

флотцы добираются до заметки под за
толовком «Четкий доклад — успех в
б0ю», где сигнальщикам указывается,
Что «в большой мере выполнение боево-
го задания зависит. от правильного до-
хлада о замеченном»... И чувство” доеа-
ды и скуки овладеваег самым благоже-
лательным ‘читателем,

Все эти многословные поучения, ли:
шенные ярких и убедительных  конкрет-
ных примеров, высказанные почти одни-
ми и теми же фразами, краснофлотцы и
старшины корабля уже не раз видели на
страницах газеты «Октябрьский . луч».
То; что в последнем номере, © котором
шла речь выше, говорится по ‘моводу обя-
занностей сигнальщиков, в предшествую-
щих номерах внушалось зенитчикам и
всем артиллеристам. «Не допустить врага
& цели, уничтожить его можно только при
том’ условии, когда он будет распознан на
дальних подступах», -—— писала газета“ в
№ 48. «Успех отражения фашистской
авиации будет зависеть от того, как бы-
стро мы сможем его обнаружить», — по-
Учала редакция в № 55. «Только тогда
можно успешно отразить самолеты, когда
они будут растознаны на дальних подсту-
пах от корабля», — онова пишет газета в
следующем, 56-м номере.
`° Но еще больше штампованных фраз,
еще ‘беднее и однообразнее становится
язык газеты, когда она описывает луч-
ших людей корабля. В номере, посвя-
щенном Дню Военно-Морского Флота,
дана целая полоса о ‘передовых старши-
нах и краснофлотцах. Скучно читать эту
полосу, где каждая заметка похожа Ha
выписку из официальной служебной ха-
рактеристики. 0 группе молодых крае-
‘нофлотцев, недавно прибывших на ко-
рабль, говорится: «Все они служат при-
мером диесциплинированности и поаБ-
зуются заслуженным авторитетом». B
следующей заметке. почти такой же-фра-
зой характеризуются передовые  котель-
ные машинисты, которые «показывают
образцы в повседневной службе, веёмер-
но укрепляют  дисцинлину и организо-
ванность». В остальных заметках по су-
ществу меняются только фамилии крас-
нофлотцев, & затем следуют набившие
оскомину слова: «являются примером»,
«показывают образцы» и т. д.

‚ Таков бесконечное

образных выражений, давно известных!
истан обесцвечивает газету; создает впе-
Чатление, что все замотки и статьи Has
писаны одной рукой, Это предположение
недалеко от истины.

Если судить только по газетному ли-
сту, не заглялывая за редакционные ку-
ЛИСЫ, и то уже можно сделать,  заключо-
ние, что газета плохо связана с красно-
флотской массой. В каждом номере фи-
гурирует всего 4—5 поднисей старшин
и краснофлотцев, причем ux заметки так
же подстрижены под одну гребенку, как
и другие материзлы. На страницах газеты
почти не выступают офицеры. корабля.

На кого же опирается газета < ктябрь-
ский луч»? Што тот неутомимый и само-
отверженный автор, который заполняет

„66 из номера в номер, который сегодня

ноучает  сигнальщиков, завтра наетав-
ляет артиллеристов, послезавтра ставит
задачи перед стартинами? Этим  возде-
сущим автором является сам редактор га-
зеты т. Нечай.

Отсутствие авторского актива т. Не-
чай возмещает собственной уеспленной ли-
тературной деятельностью. Он пашет и
передовые, и статьи, и специальные но-
лосы, и небольшие заметки, зачастую
скрываясь под различными пеёвлонима-
ми. Достаточно сказать, что в семи номе-
рах, вышедших в августе, напечатано 15
редакционных статей. Если добавить к
этому корреспонденции за подписями
А. Заднепровехого. А. Михайлова и дру-
гими псевдонимами редактора, можно
представить, какое- окромнов место  05-
TaeTCA для писем и заметок воэнкоров.

Вот почему в газете так часто повто-
ряются унылые поучения и маловразу-
‚мительные пересказы инструкрий. Bor
почему на газетных страницах так мало
появляется живых и ярких заметок о
культурной жизни корабля и краснофлот-
ском быте, мало смелой и эстрой крити-
Ru et старшин и краснофлотцев,
почти нет дельных и конкретных советов,

‘основанных на глубоком знаипи боевого

опыта. Многое можно не заметить на
большом корабле, если рассчитывать
только на собственный глаз и собетвен-
ное перо.
` «Октябрьский луч» — одна из трех
печатных газет кораблей Н-ского соеди-
нения Краснознаменного Балтийского
флота. На ее примере особенно отчетливо
видно, как поверхностно, не вникая в
суть дела, руководит политетлел  соеди-
нения печатью. За все время своей рабо-
ты молодой, не имеющий достаточного
опыта редактор т. Нечай не получил ни
одного конкретного указания иди совета
от начальника агитационно-пропагандяет-
ской части политотдела капитана 3 ранга
т. Иващенко, который ограничивается
лишь тем. что аккуратно подигивает газе-
ту. 0 равнодушном отношении политотдела
к состоянию печати в соединении говорит
я такой факт: в течение полутора меся-
цев на другом корабле не выходила пе-
чатная газета.
Печатная краснофлотская газета без
авторского актива, без живой н глубокой
связи редактора с офицерами, старшина-
ми и краснофлотцами корабля. обречена
на прозябание. Чтобы по-большевистеки
выполнять свои большие и почетные за-
дачи, газеты кораблей и соединений дол-.
жны веегда опираться на широкий круг
активных помощников из числа  передо-
вых людей экипажа, части,

Старший лейтенант В, ХОВРИН,
Краснознаменный Балтийский флот. (От

повторение одно-   спец. коро. «Красного Флота»).

`Не’‘нарушать’ инструкцию
по зарядке батарей

На некоторых подводных лодках без
96060й нужды, в несложных условиях
плавания аккумуляторные батареи
ежедневно заряжают и умудряютея их
недозаряжаль. Так было на корабле,
где командиром БЧ-У старший техник-
лейтенант ЧТысенко. Правда, такое яв-
ление в море еще допустимо. Но
KODa подводная лодка возвращается в
базу с большим числом недозарялок и
вразу не принимаются меры, — это гру-
б06_ нарушение инструкции. (Командиры

Ч-\  должны ечитать правилом: в базе
тотчас же заряжать батарею с переза-
рядкой четырехступенчатым ©1060бом, &
затем уже— отдых личного состава и пла-
ново-предупредительный уемонт.

Нельзя забывать 06  алектрохимиче-
ских процессах, происходящих в ажку-
муляторах из-за частого Ая Это
приводит к чрезмерной сульфатации пла-
стин, потере отдачи аккумулятера-и 6©0-
хращению срока его службы. Инженеу-
механик т. Лысенко и подчиненный ему
состав группы электриков. не поняли это-
го. В результате батарею пришлось ени-
мать уже после 105 циклов. ОФбразцовой
экоплоатации батареи в летних условиях
добился командир БЧ-\  инженер-капи“
тан-лейтенант Каширин. Недавно во Bpe-
мя испытания его аккумуляторная бата-
pea показала емкость на 110 проц. бользне
от гарантированной.

Чтобы снизить конечную температуру
электролита, необходимо  интенеивно ох-
лаждаль батарею всеми средствами. 05
охлаждении надо заботиться сразу после
выхода из базы. Невыполнение этого
правила приводит обычно ‘к тому, что 6
первых же THe пребывания на позиции
В результате высокой температуры элек-
тролита происходит  недозарядка  бата-
тен. Так и получилось на одной яз под-
водных лодок. Здесь вспомнили 00 ох-
лаждении уже на позиции, когда выясни-

4065, что батарею до конца зарядить
нельзя. —

Нормальное охлаждение обеспечивает-
ся исправным состоянием вентиляциен-
ной системы. На олной из подводных 1о-
Док старшина группы электриков невни-
мательно отнесся к своим обязанностям.
В результате влувной вентилятор оказал-
ся неисправчым. Это отразилось на 60-
стоянии аккумуляторной батареи, за-
труднило ее зарядку на боевой позиции.
(Старшина группы электриков Н-ской под-
водной лодки мичман Сергеев образцово
содержит вентиляционную систему. Это
обеспечило безукоризненное - иснользова-
ние батареи в одном из недавних слож-
ных похохов, i

Использованию аккумуляторной бата-
Теи на позиции способствуют графики
остаточной емкоети батареи и продолжи-

тельности зарядок в зависимости от на-
чальной плотности и начальных. зарят-
вых токов. Такие графики составляются
на основе опыта экеплоатации батарей
своего корабля, по выпискам из аккуму-
ляторного журнала. Оки не раз помога-
ли командиру БЧ-\“ старшему инженер-
лейтенанту Друзину выходить из затауд-
нительного положения. [и

Большая ответственность возлагается
на командира БЧ-\ подводной лодки при
выборе метода зарядки. Этот . вопрос
необходимое решать. учитывая обетанов-
ку и техническое состояние батареи. Не-
малая ответственность возлагается и на
командира подводной лодки. Вомандяр
5Ч-\ обязан подеказать ему. каким ме-
тодом производить зарядку.

Уместно сравнить деятельность двух
командиров, плававшйх в одинаковых ус-
ловиях, с одинаковыми аккумуляторными
батареями. Капитан 3 ранга Иванов ле-
том допускал, как правило, форсяровая-
ные зарядки, & гвардии капитан 3 ранга
Грешилов не применял их. В этом He бы-
10 НИ технического риска, ни нарушения
правил эксплоатации материальной ча-
сти; Просто командир второй подводной
лодки и командир BY-Y заботилиеь 06
аккумуляторной батарее корабля, разум-
но и правильно расхоловали электроонер=
гию и грамотно ее пополняли.

Иногда пытаются доказать. что дая до-
стижения успеха в бою необходимы фор-
сированные зарялки. Приведенный выше
пример опровергает. это. Форсированные
зарядки, особенно при предельно высо-
ких температурах электролита. не только
значительно увеличивают газовыделение,
но и разрушительно действуют на поло-
жительные пластины, которые потом уже
нельзд восстановить, у

Итак, командир электромеханической
боевой части должен помнить о некото-
рых основных и важных  обстоятель-
ствах, Нужно избегать недозарядок, вле-
кущих за собой образование твердых
елоев сульфата, не допускать излишнего
перезаряда, разрушающего батарею
веледствие кипения электролита. Haro-
Hell, не оставлять батарею долго в раз-
ряженном состоянии, так как это лри-
водит к чрезмерной стаьфатация пла-
стин. Следует подзаряжать и заряжать
аккумуляторы ‘в существующие и приня-
тые правилами сроки.

На флоте накоплен немалый опыт тех-
нически грамотного использования акку-
муляторных батарей. Задача заключает-
ся в том, чтобы сделать его достоянием
командиров патых боевых частой всех
подводных лодок.

Инженер-капитан 2 ранга
А. ЕЛИСЕЕВ.

Черноморский флот.

ружен. Морские охотники бомбят подлодку
противника»—волнующееся море. пенящие-

Черноморский флот.
Н-ском тральщике к новым походам,

Подготовка на

Фото А. Новикова,

Курсы лля стаошин-

`МОТОрИСТоВ ^^

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 8 сентября. (Пэ
телеграфу. от корр. «Нрасного Флота»).

В соединении торпедных калеров ор-
ганизованы специальные  куреы для
старшин-мотористов, имеющие задачей
помочь им еще глубже освоить новейшую
боевую технику и правила её обслужи-
вания. Учебная ‘программа рассчитана
на несколько дней. На это время старши-
HEI-MOTOPHCTH полностью освобождаются
вт других занятий и работ.

`’Занятия с первой труппой  провез
флагманский механик соединения иние-
вер-капитан 2 ранга Рихтер. Co  cie-
дующими группами занимался инженер-
механик Отрядов. Курсы обеспечены на-
глядными и учебными схемами, поясня-
ющими происходящие в моторе процёс-
вы. Многие из этих схем начерчены ca-
мим флагманским механиком.

По окончании учебной программы
старшины сдают специальной комиссии
экзамен по теорий и практике эксплоа-
тации моторов. Получение на экзамене
удовлетворительной оценки является
обязательным условием для допуска к
дальнейшей эксплоатации  малериальней
части. : ; > f

2 ® :
Сейчае на курсах старшин-моториетов
занимается уже четвертая группа. Она

укомплектована участниками последней! РЫМИ, как, например, «флот» Болгараи.-
итлеровскому командованию пришлось
Черном море
военно-морские

операции торпедных катеров в Варангер-
фиорде. Е.
_ Опыт работы курсов показал, что та-
вая система пополнения знаний специа-
листов приносит плодотворные результа»!
ты, заметно повышая культуру обелужи-
вания материальной части. По такому
же принципу в соединении торпедных
катеров организуется теперь обучение
начинающих службу  учеников-мотори-
CTOB. : Fat

ВЫСТАВКА КАРТИН ХУДОЖИ. КА
А, МЕРНУЛОВА

ЛЕНИНГРАД, 8 сентября. (От коррес-
пондента. «Красного Флота»). В ‘залах
Кронштадтского дома Военно-Морского
Флота открыта выставка. картин художника
Александра Меркулова, посвященная Афх-
тике и Севервому флоту. Художник выста-
вил около’ 200 работ. Здесь и живопись, _и
цветные гравюры ка лянолеуме, и ризунки
размытой тушью; ин акварели, и книжные
иллюстрации. }

Вот одна из хзрактерных картин, посзвя-
шенных освоению Севера. Величественная
полярная ьочь, тянущиеся вдаль бесконеч-
ные ледяные поля. Среди ‘них в разводьях,
в трещинах пробиваются корабли. А на пе:
реднем плане — три застывшие фигуры бе:
лых медведей. В тревоге обернулись они в
сторону -кораблей. Кончилось первобытное
безмолвие ледяной пустыни, в нее проник
советский человек. Меркулов зарисовывает.
Туломскую электростанцию, угольные ко-
пи на Шимнцбергене, ангары самолетов. Но
доминирующая тема его творчества -— это
природа Севера. Он стремится  пэредать
своеобразную красоту полярного пейзажа, .
суровую мэшь штормового моря, сияющую
белизну ‘ледников, таинственыую жизнь
полярчой ночи. :

Большая часть картин посвящена Север-
ному флоту. Меркулов запечатлел десятки
боевых эпизодов из славной истории `Север-
Horo флота. Бои подзодных лодок и эсмин-
цев, подвиги летчиков и артиллеристов, ата-
ки торпедных и сторожевых катеров, боезая
страда морской пехоты, разведчиков,  де-
сантников — все это нашло себе место в ра-
ботах Меркулова. у

Надо, однако, сказать._Что изображение
людей — не сильчая сторона- творчества
‚`Меркулова. Вот; например, рисунок «Гвар-
дейская клятва. Вручение знамени гвар-
дейскому полку имени Сафонова». Люди
маловыразительны, лишены обаяния, ри-
сунок жестковатый, сухой.

В большей части его батальных картин
мы видим морской бой в большом масштабе,
на «общем плане», как говорят кинемато-
графисты: не люди в бою а корабли в бою.
В ряде больших рисунков Меркулов crpe-
мится выразить ‹ драматизм. о экспрессию
морского боя. Таковы: «Дерзость: отважных.
Гаджневский бой», «На таран! Сторожевой
корабль таранит подлодку врага». «Пото-
пление гвардейской подлодкой под коман-
дованием Котельникова транспорта против-
вика» и др. Хорош пейзаж в картийе «Один
против ста. Подвиг Героя Советёкого Сою-
за тов. Кислякова». В картине «Враг обна-

ся буруны за кормой полны движения и
жизни. А морской охотник кажется/ чуть
ли не макетом, и фигуры матросов на первом
плане деревянны.

Произведения «Меркулова не лишены
недостатков. И все же его работы. - несом-
ненно, займут. достойное место в живо-
писи и графике, посвященной нашему вели-
кому времени. Заслуги художника в отобра-
жении героических дел Северного флота
неоспоримы.

Комитеты офиперов— инвалидов
Отечественной войны г

В  Краснопресненском, Ленинградском,
Ленинском и других районах столицы ор-
гавизованы комитеты офицеров—инвалидов
Отечественной войны. Комитеты оказывают
бытовую помошь — офицерам-инвалидам,
несут заботу об их трудоустройстве и ле:
чении, ведут среди них политико-массовуо

аботу.
р (ТАСС).

КРАСНЫЙ ФЛ

OT

? МОРСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ”
Крушение гермонских позиций

Ha “ep

Едва ли теперь нужно доказывать, что
стремление германского империализма к
установлению своего господства нал
всем бассейном Черного моря занимало
самое видное место в стратегическом и
политическом планах гитлеровской кама-
рильи, Этот факт давно доказан. Еще с
самого начала войны гитлеровской Гер-
мании против Советекого Союза и сла-
вянеких стран’ Босточной и. Юго-Восточ-
ной Европы, точнее, с самого начала
подготовки к этой войне, жалные взоры
германских захватчиков были устремле-
ны к Черному морю. Одна пз важнейших
задач южной группы германских армий
заключалась в захвате всего западного в
северного черноморского побережья, что
должно было обеспечить операции гер-
манских вооруженных сил в восточном
направлении. Это был период созревания
н начала осуществления так называемой
«Ерымеко-кавказской» мании Гитлера.
Гитлеровекое командование устремля-
ло свой взор гораздо дальше к Востоку.

этом между прочим красноречиво
свидетельствовал документ, захваченный
в штабе одной из разгромленных пол
талинградом германских бронетанковых
дивизий. В этом документе излагались
соображения © марше германекой броне-
танковой армии к границам Ирана и да-
лее. в Индию! Все sro теперь принадле-
жит истории. Но если эти и им подоб-
ные планы германского империализма не
осуществились. то это об’леняется пора-
жением, нанесенным Красной Армией и
Черноморским флотом. немецким войскам
й военно-морскими силам в бассойно
Черного моря.

Обстоятельством, чрезвычайно благо-
приятетвовавшим германским империали-
стам на первом этапе борьбы, была из-
менническая — автинародная политика
профаниетских элементов в Румынии,
Болгарии, Венгрии и, так сказать. весь-
ма дружественный по отношению к Гер-
мании «нейтралитет» . правящих кругов

некоторых других стран, прилегающих к
берегам Черного моря. Исключительно
большое значение имел тот факт, что

германские империалисты с первых дней
войны могли бесконтрольно распоря-
жаться портами, военно-морскими сила-
ми и транепортным тоннажем евоих вас-
салов На Балканах. Правда, военно-мор-
ские силы этих стран были более чем
скромными, & иногда и просто ничтож-

поэтому сосрелоточить на
сравнитёльно крупные
силы и многочисленную авиацию, в 060-
бенности торпедоносную.

ка еще неё вполне точно установле-
ны все пути проникновения германских
военных кораблей в Черное море. Но
один из них известен с самого начала—
река Дунай, Именно Дунай оставался до
последних дней важнейшей коммуника-

4 цией германских военно-морских сил на

Черном море. В истории найдется не
много примеров, когда река играла бы
столь видную роль, какую играл Дунай

ла протяжаний трех с лишним лет Ha

Черном море. Используя Дунай, герман-
ский империализм пытался наносить (0-
ветскому Союзу удары военно-морским
оружием. Разумеется, это было возможно
только вследствие того, что гитлеровцы
могли  беспренятственно использовать
Дунай на всем ето протяжении, т. е.
также территорию Венгрии, Болгарии и
Румынии. Значение oder, олержанных
Красной Армией за поблелние недели,
заключается не только в том, что лик-
видирэваны последние позиции герман-
ского империализма на Черном море, но
практически уничтожена и важнейшая
коммуникация германских военно-мор-
ских сил на юго-востоке: Дунай от
устья и до Турну-Северин теперь прочно
контролируется советскими войсками.

В великой борьбе на Востоке Красная

Армия постепенно „ уничтожила один
за другим все элементы. из которых
складывался — план  гоеподотва  гер-

`манеких империалистов на юго-восто-
ke Европы. Нужно прежде веего от-
метить, что на протяжении всех лет вой-
вы гитлеровцы так и не смогли добиться
господства на Черном море, ибо здесь им
весьма успешное противостоял наш Черно-
морекий блот. Советские военно-морские
силы на Черном море не допустили pac-
пространения германской агрессии халее
к востоку и сыграли исключительно важ-

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ. 8 сентября.
(По телеграфу). В одесской скульптурной
мастерской сейчас заканчивается изготов-
ление памятника герою боев за Николаев—
старшему лейтенанту Константину Оль-
шанскому. Под его командованием отряд
моряков, проделав многокилометровый рейс
на шлюлках, проник в Николаевский порт
и занял его. Отважной горстке военных
моряков в течение нескольких дней прн-
шлось отразить многочисленные атаки

% Истребители получили задачу:
крыть бомбардировщики при налете Na
неприятельскиЯ военный об’ект. В операции
приняли участие молодые летчики-истреби-
тели. В паре с твардии капитаном Зюзиным
вылетел «новичок» гвардии младаний лей-
тевгнт Созоровскай. Над нелью самолет
Соворовского получил повреждение. Из
пробитых баков вытекло почти все горючее.

олодой летчик гередал по радио гварлии
капитану Зюзину, что «горючего нет, мотор
не работгет». Зюзин предложил ему сесть
на воду. Заметив место посадки, Зюзин на-
правился к аэродрому. В’это время он услы-
ал позывной Героя Советского Союза гвар-

дии капитана Литвинчука, который летёл к

месту происшествия. Тем временем комам-
дование приняло вее меры к спасевию мо-
лодого Летчика. Гварлии капитан Литванчук
оставался в воздухе, охраняя Соворовского,
пока ие навел морской самолет на плава-,
ющего в море летчика («За победу»).

% Легкие водолазы, снабженные индиви“
дуальным водолазным аппаратом, оказыва-
ют большую помошь кораблям во время 60-
езых огераций. На винт трачепорта намо-
телся певьковый трос: Легкие водолазы За-
ярич и Андрланов, проработав пол водой
25 минут, освободили винт. Старшина

ную роль в уничтожении германских по-

ном море и

зиций на северном побережье Черного
моря ‚а теперь также и на его западном
побережье,

Наш флот оказал рентительное содейст-
вие советским наземным ий воздушным си-
лам в освобождении временно захваченных
немцами . портов на северном побережье
Черного моря, в разгроме немецкой 17-й
армии и румыноких войск в Крыму. в изг-
нании гитлеровских оккупантов из устья
Днепра, Южного Буга и Днестра. В пэс-
ледних операциях, развернувшихся в
районе устья Дуная, Черноморский флот
нанес противнику сокрушительный улар
с моря, заняв порты Сулина, Браилов
& несколько позднее — Констанцу и Ман-
галию.

‘Совинформбюро сообщило о том, что
8 сентября наши войска заняли горол
м норт Варна.

Отныне гитлеровские захватчики лишя-
мюь важнейших баз на Черном море п
лоступов в это море через Дунай. Гермал-
скиг военно-морские силы уже He могли
лекинуть Черное море. и по крайней мере
часть из них укрылась при’ прямом со-
действии боагарских властей в портах
Варна, Бургас. Большая часть германоких
военно-морских сил еще ло выхода co-
ветских наземных войск и Черноморского
флота к Брайлову успела отойти к Py-
щуку — болгарскому порту на Дунае. Но
дальше их отход на запад стал невозмо-
жен в связи с занятием Красное Армией
румынских портовых городов на Дунае
Джурджу, Зимниче, Турну-Мэгуреле, Ко-
рабия (на румынеко-болгарской границе),
Турну-Северин (на румынско-югославской
границе). Германские военно-морские си-
лы, оперировавшие до сих пор на Черная
море, должны разделить участь герман-
ской южной армейской группы. разгром-
ленной Красной Армией на Днестре, на
Серэте и на Дунае. Им уже не уйти из
Черного моря. ^

Германское командование учитывало yr-
розу разгрома его военно-морских сил da
Черном море еще весной этого’ гола и
пыталось увести хотя бы часть кораблей
в Эгейское море, используя для этого
Босфор и Дарданеллы. Г итлеровцы разы-
грали гнусную «комедию с переодева-
нием». Замаскировав свои военные ко-
рабли, они пытались провести их через
Босфор и Дарданеллы под вилом «то?-
говых» ‹удов. Несколько кораблей дей-
ствительно ушло тахим путем из Черного
мпря, остальные были задержаны турец-
кими властями в результате вмешатель-
ства британского правительства. Реши-
тельныв шаги. предпринятые британ-
ской  динломатией в Анкаре. внолне
понятны, так как переход германских
военно-морских сил из Черного моря в
Эгейское мог бы усилить находящиеся
там германские военно-морские соедине-
ния. Правда, путь из Эгейского м0-
PH немцам закрыт, но, очевидно,
цель переброски немецких военных ко-
раблей состояла в том. чтобы при их. по-
мощи затянуть борьбу на эгейском мор-
свом театре военных действий. Всё же
основным германским военно-мореким CH-
лам поневоле пришлось остаться в Чер-
ном море. Здесь их ожидает бесславный
КОНЕЦ. .

У нас нет полных данных о составе
германеких военно-морских сил, дей-
ствовавших на черноморском театре воен-
ных действий. Но мы отчасти можем со-
ставить себе представление об этих силах
по опубликованным далеко He полным
данным о количестве германских судов,
которые укрываются в болгарских терри-
ториальных водах. Согласно этим дан-
ным, в болгарском порту Рущук на Дунае
укрылось 112 военных кораблей, в том
числе 12 крупных. В других болгарских
портах укрылось 29 кораблей. в том чис-
ле минные тральщики, лесантные баржи,
военные тоанспорты. В районе портов
Варна и Бургас немцы с 26 по 30 авгу-
ста затопили 74 военных корабля, в том
числе 7 подводных лодок. 39 минных
тральщика, 26 десантных барж, 4 круп-
ных военных транспорта. Всего. слелова-
тельно, в болгарских портах укрываловь,
согласно этим данным, 215 немецких ко-
раблей. Следует еще учесть, что извеёст-
ная часть германских кораблей погибла в
боях с нашим „Черноморским флотом и
авиацией. Изк ни неполны эти данные,
они все же позволяют сделать вывод о
том большом напряжении, которое: потре-
бовала от германского командования
борьба на Черном море. борьба, которая
ныне заканчивается полным разгромом
терманеких военно-морских сил и поте-

превосходящих сил гитлеровцев. Порт был
спасеп от разрушения. Благодаря дерзкой
десантной операции было облегчено озво-
бождение города от немецко-фашистских
захватчиков.

Памяттик герою-офицеру будет
ковлен в Николаеве,

уста-

По ходатайству жителей одна из улиц
Николаева переименована в улицу Ольшан-
ского.

По страницам краснофлотских газет

при-  1 статьн Чепраков под водой выправил ло-

пасть винта у «морскогу охотника» («За Ро-
Anny»).

* Bo время боевой схватки с врагом
осколками бомбы было повреждено орудие,
подаренное ‘подразделению комсомольцами
Красноярска. Недавно шефы прислали в под-
разделение, взамен поврежденной, ‘новую
пушку. На ней — прежняя надпись: «Пода-
рок от красноярских комсомольцев» («Бое-
кая вахта»).

«> Впереди была высота 73,1. После не\
продолжительной артиллерийской подготов-
ки морские пехотинцы пошли в атаку на
высоту. В первой линии немецкой обороны
завязалась ожесточенная схватка.

Преодолев передний край, морские пехо-
тинцы устремились вперед. Но тут ока-
зался дзот противника. Наступление захле-
бывалось. Тогда сержант Мусаев вырвал-
ся вперед, подполз к дзоту и, телом своим
прикрыл амбразуру. Дзот замолчал, и это
решило исход боя. Ценой своей собствен-
ной жизни сержант Мусаев дал возмож-
ность ее задачу.

Указом Президиума Верховного Совета
СССР сержанту Мусаеву присвоено ззание
Героя Советского Союза («Лунаец»).

—>»——————ы———ыы—ы— АА pen ys —_———

ee eee

1унае

рей гитлеровцами важнейших позиций на
черномореком бассейне и на Дунае.

Еели в этот момент болгарские прави-
тели разорвали бы немецкие путы, свя-
зывавшие Болгарию, то для германеких
империалистов решительный конец
на Черном море наступил бы значительно
раньше. Советское правительство неод-
нократно самым энергичным образом про-
тестовало против того, что болгарекие
власти предоставляют немецким фашис-
там широчайшие возможности дая исполь-
зования болгарской территории и черно-
морских портов Варна и Бургас в воен-
вых целях против Советского Союза.
(В нотах Народного Комиссара Иностран-
ных Дел товарища В. М. Молотова и в9-
ветского поверенного в делах в Софии ог
17 апреля, 26 апреля. 9 мая, 18 мая,
12 августа и 30 августа Советское Пра-
вительство неоднократно требовало от
болгарского правительетва прекращения
прямого содействия ‘гитлеровеким зах-
ватчикам в виде предоставления “B их
распоряжение болгарских портов”и аэро-
дромов для операций против Советского
Союза. Болгарские правители. огульно
отрицая неопровержимые. факты. продол-
жали укрывать на своей территории. в
своих портах немецкие войска и немецкие
военно-морекие соединения и после того,
как гитлеровцы были разбиты Красной
Армией на территории Румынии. Этой же
линии продолжало следовать и новое бол-
гарекое правительство, сформированное
3 сентября во главе с Муравиевым. Тем
самым болгарские правители Только под-
твердили, что они намерены были и даль-
ше осуществлять политику пособничества
терманским фашистским разбойникам и
фактически вести войну против Совет-
ского Союза, прикрываясь фальшивых
флагом «нейтралитета».

Такое положение не могло быть. естест-

венно. терпимо. 5 сентября Советское
Правительство известило правительство
Болгарии, что, поскольку она на деле на-
ходилась и находится в состоянии войны
с Советским Союзом, Советский Союз
будет находиться в состояний войны с
Болгарией. Советский Союз не мог допу-
етить, чтобы разбитые на Черном mops
и изгнанные из советских и румынских
портов и баз фашистские пираты могли
бы укрыться в болгарских портах, Pemu-
тельная позиция Советского Правитель-
ства возымела действие: как сообщает
сегодня Информбюро — Наркоминдела
СССР, Болгария обратилась в Советекому
Союзу с просьбой о перемирии. порвала
отношения с Германией, а затем об’яви-
ла Германии войну.

Красйая` Армия. вышедшая на Дунай,
и наши флот, тосподствующий на Черном
море, уничтожат последние гнезда гитле-
ровеких империалистов на Балканах и
аиквидируют остатки германского пират-
ского флота, пробравшегося на Черное мо-
ре. Самый факт потонления немцами своих
кораблей достаточно красноречиво свиде-
тельствует о том, что гитлеровцы пони-
хают всею безысходность и безнадежность
своего положения. В этом факте отра-
жается судьба всего германского пират-
ского флота.

Позиции германского империализма на
Черном море и на Дунае потернели пол-
ное крушение под ударами советских во-
оруженных сил. Значение этого с0=
бытия выходит за пределы Черного
моря, ибо хорошо известно, что в запад-
ное черноморское побережье упирался
южный стратегический фланг позиций
германского империализма в Европе. Те-
перь этот фланг разгромлен и обойден
Красной Армией при содействии нашего
Черноморского флота. Советские войска
уже находятся на границах Югославии,
где развертывается наступление народно-
освободительной армии Югославии под
командованием маршала Тито. Энергич-
ные операции проводит в Греции грече-
ская народно-освободительная армия.
Германские силы в южной части Балкан-
ского полуострова оказываются под трой-
ных ‘ударом: Теперь Уже ясно. что бле-
стящие победы советского оружия на бе-
регах Черного моря и Дуная должны ока-
зать непосредственное воздействие Ha
события в бассейне Эгейского, Иониче-
ского и Адриатического морей.

Находящиеся здесь гитлеровекие силы
практически отрезаны и изолированы.
Таким образом, можно сказать. что, кру-
шение германских позиций на Чернох
море чревато весьма крупными события-
ми общеевропейского значения.

И. ЕРМАШЕВ.

Памятник Константину Ольшанскому

Chop морских пилотов и
разведчиков

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 8 сентября. (По телефону от корр.
«Красного Флота»). В Н-ской разведыва-
тельной , краснознаменной части состоялся
сбор ведущих пар с участием офицероз
служб, командиров эскадрилий и звеньев.
Сбор был посвящен обобщению практика
бсевых полетов. Майор Арибеков в своем
выступлении подробно остановился на тех
высоких требованиях, которые пред’являет
характер операций на морё к морским лет-
чикам-разведчикам, в особенности к ве-
дущим пар. Со специальным разбором тре-
бований, которые пред’являются в области
техники пилотирования, выступил мзэйор
Меркулов. Большое внимание на сборе
было уделено радиосвязи в полете. Майор
Паров в своем выступлении привел случай,
когда из-за излишней болтовни в эфире
сорвалась внезапность атаки.

С большим интересом было: выслушано
выступление капитана Шульца о навига-
циовной подготовке летчиков-разведчиков.

Сбор велуших пар, проведенный в части,
дал летчикам-разведчикам очень многое
для дальнейшего совершенствования бое-
вого мастерства.,

Фонд помощи детям
фронтовиков

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 8 сентября.
(По телеграфу). По инициативе летчиков.
черноморцев в Госбанке был открыт <чет
«Фонд помощи ‘детям фронтовиков». Лет-
чики 11-й Новороссийзкой штурмовой дивя-
зии собрали в’ этот фонд 100 тысяч рублей.

Значительные суммы собрали черномор-
ские моряки. В настоящее время в Го-банк
поступило уже для детей фроитовяков
больше 1.842 тыс. рублей.

#