é

_воботдают последние. километры:

‚ 60

МОСКВА, КРЕМЛЬ

КРАСН

`От трудящихся Ворошиловградской области

$

ый

ия

ФЛОТ

ees Председателю Государственного Комитета Обороны

_ Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ

Дорогой и любимый наш вождь!

Шахтеры, металлурги,  машинострои-
тели, железнодорожники, химики, работ-
ники сельского хозяйства, вея многомил-
лионная армия партийных и непартийных
большевиков Донбасса, ‘вместе со всей
нашей великой бтраной, переживают вол-

нующие дни; ° Стальной поступью
идут  победоносныее» полки тгероичр-
ской Красной Армии. Они = oc-

с0-
ветской земли HU, преследуя врага - 10
пятам, движутея все. дальше и дальше
на запад. Их ведет непреодолимая Boast
5 победе, святая любовь к Отчизне. Их
ведет мудрый сталинский тений. Покры-
тые бессмертной славой, боевые знамена
Красной Армии уже развеваютея у древ-
них стен Варшавы и у самых границ Bo-
сточной Пруссии. Смертельно раненый.
зверь, истекая кровью я бешено огры-
заясь, уползает в свою разбойничью бер-
логу.

Мы, труженики тыла. отмечаем знаме-
налельную дат} — годовщину освобож-
ления нашего родного Донбасса от под-
лых немецких захватчиков. И — таковз
традиция большевиков — мы оглядываем
пройленный путь, чтобычеще стремитель-
nee двигаться вперед к новым трудовым
победам. Нас ведет неугасимая любовь ‘К
Родине, неиссякаемая вера в торжество
правого дела. Нас ведет мудрый гений
великого Сталина. : i

И первое свое слово безграничной люб-
ви и преданности мы обращаем к. Вам,
дологой Ham Иосиф Виссарионович.

С нами Сталин — шахтеры ‘богаты,

Сталевары горды и сильны, _

С нами Сталин — поют эстакады.

С нами светлое счастье страны.

С нами Сталин. Ис нами и в нас
‘3 ou, —

С ним в морозы и в грозы тепло.

Нал украинских. славным Донбассом

Наше ясное солнце взошло;

Край донецкий — край сказочных 60-
гатетв. Под елавными знаменами больше-

„вистекой партии, под животворными’ зу-

цами сталинской заботы о Донбассе наша
область до войны расцвела, стала одной
из передовых областей Украины. Богато
и EYIBTYpHO жили трудящиеся. С ‘песней
в Сталине начинали они, свой трудовой
день. С песней о Сталине шли они домой
смены. И не было на земле. лучших
песен, не было любви горячей, чем лю-

`бовь трудящихся в своему вождю, учи-

челю и другу.

Наша область до войны добывала в
сутки 110 тысяч тонн ‘угля, вырабаты-
вала 2 миллиарда киловатт-часов электри-
ческой энергии, Ежегодно Родина полу-
чаль от нас 873 тысячи тонн . чугуна,
237 тывяч тонн стали, 208 тысяч тонн
проката, 19,5 тысяч тонн труб, много
машин, керамических изделий, стекла,
химических продуктов и т. п. Наши кок-
сохимические заводы давали отечествен-
кой металлургии до 2 миалионов тенн
кокса в гол. Донецкий содовый завод
имени Ченина давал стране ежегодно 400
тысяч тонн содовой продукции, ‘что со-
ставляет большую половину производства
соды в Советском Сотозе. Наш красавец
завод имени Октябрьекой революции —
колыбель паровозостроения Украины —
отправлял ‘на железные дороги” страны
ежегодно по 440 мощных паровозов «ИС»
и «ФД», получивших на всемирной вы-
ставке первую премию. `Колхозные села
пали довели в 1940 году валовую про-
хукцию до 6 656 тысяч тоня зерна.

Трижды проклятые немецкие бандиты
прервали созидательный трул, опустоши-
ли богатый край, обагрили ° невинной
кровью напгу донецкую землю, обратили в
руины и пепел заводы, шахты. наши села
и города. Они угнали на каторгу в немет-
чину 72 тысячи юношей и девушек, кото-
рых советекая власть люйовно пастила и

лелеяла. перел которыми были широко
открыты двери в счастливую, светлую
ЖИЗНЬ.

В бешеной злобе фашисты замучили
свыше 19 тысяч лучших представителей
трудящихся Донбасса. Немцы украли 3a-
волекое оборулование, вывезли хлеб, уг-
нали скот... Ущерб. нанесенный немца-
ми’ народному хозяйству области, 00:

`ставляет 17.409 миллионов рублей.

Мы никогда не забудем тысяч пове-
шенных, расстрелянных. замученных В
«душегубках». сожженных. заживо 6po-
шенных в шурфы шахт дорогих и. близ-
ких нам людей. В мести зовут нае моги-
лы молодогвардейцев Краснодона, шах-
repos Красного Луча и Лисичанска, Ка-
диевки и Алчевска. мирных граждан,
стариков, матерей и детей Ворошилов-
трада, зверски замученных у противо-
танкового рва Острой Могилы.

Фашистские мерзавцы хотели поста-
вить на колени свободолюбивый народ,
Но не покорились гордые советские лю-
ди проклятому немцу.

Ни грабежи, ни издевательства. ни
расетрелы не запугали шахтеров. В глу-

Маршалу Советского Союза.

боком подполье Краснодона родилась
«Молодая Гвардия». Вся страна знает о
подвигах славных молологвардейцев Оле-
га Кошевого, Сергея Тюленина, Ульяны
Громовой, Ивана Земнухова,. Любы Шев-
цовой.
Поднялись народные мстители-парти-
заны. Покатились под откос немецкие
поезда. Земля полыхала под ногами ок-
купантов. Тот из шахтеров, кто: был

‘вынужден итти в забой, рубал по по-.

словице: «Раз — в глей, раз — в кочку,
& в утолек — ни разочку». Немцы были
в Донбасее, ‘но: не имели донецкого’ уг-
ля. Ворошиловграднцы беспощадно мети-
ли ненавистному врагу, срывали его
преступные планы, его «новый поря-
док». Ее:

День 8-го сентября 1943 года вошел
в сердца тружеников Донбасса, как еа-
MBI светлый день их жизни. Налма спа-
сительница Красная Армия, ведомая Ва-
ми, дорогой наш Иосиф Виссарионович,
вышвырнула с донецкой земли поганую
фашистскую мразв, железной метлой вы-
мела ве из`нашего родного края. За’ ос-
вобождение нашей родной земли и аю-

дей наших ‘от немецких оккупантов мы  .

выражаем горячую благодарность Вам,
родной наш отец. Мы гордимея тем,
что в рядах освободителей были и BO-
рошиловградцы: генерал армии Еремен-
ко, ‘дважды Герой ‘Советского Cowsa
Александр Молодчий, .Герои Советского

Союза” Остапенко, Онуфриенко, Сливка
и много. других доблестных воинов, чья
грудь украшена медалью «Золотая
Звезда».

Летопись Отечественной войны coxpa-
HHT много‘ примеров героизма и труже-
ников тыла. ¥ я

Еще гремели вокруг кровопролитные
бои, свирепый враг еще обрушивал сна-
ряды и бомбы на города и села,.а шах-
теры и металлурги, химики и машино-
строители, железнодорожники и энерге-
тики: колхозники и рабочие МТС › уже
принялись за возрождение родного края.
Горняки. шахты «Кременная». добывали
уголь под непрерывным артиллерийским
и минометным огнем, противника. Шах-
теры упорно крушили пласты, выбрасы-
вали на-гора уголь, который тут же за-
бирали в свои топки наши бронирован-
ные поезла. Машинист Николай Доро-
феевич. Литвинов водил эшелоны сквозь
ливень пуль, под непрерывными бомбеж-
ками. В наиболеь опасных местах ов
одевал паровоз в броню, стремительно
прохолил перегон и всегда во-время до-
ставлял грузы ‘на фронт. °

Колхозники ‘убирали хлеб. невзирая
на свист вражьих пуль. Снопы они ©99-
CHIH в лошины и там скаадывали в
конны. Иначе зажигательный снаряд нем-
ца-мог ‘погубить плоды самоотверженно-
го труда,

Hu днем ни ночью не прекранется
восстановление народного хозяйства. Из
руин и пепла встает богатырь-Дон-
басс, прекрасный, как прежде. Миллио-
ны трудящихся поклялись стереть сде-
ды фашистского нашествия. сделать на-
шу облаеть еще богаче, нежели она бы-
ла до войны. Слово наше — крепкое
слово. В дни напряженной созидатель-
ной работы Ворошиловградская область
выдвинула имена героев труда, безза-
ветных патриотов Родины; Ивана Пана-
щатенко. Луки Голоколосова, Николая
Головлева. Григория Сурулина, Нины
Воронковой, Бориса Беликова и. многих
других славных сынов Донбасса. Дюли

эти за два-три месяца выполняют годо- р

вую норму. Своим примером они вооду-
шевляют других, зажигают в сердцах
неугасимое пламя творческих дерзаний.
Целые бригады. цехи. участки, предприя-
тия показывают образцы большевистской
помощи фронту. Из месяца в месяц они
перевыполняют производственные зада
ния, лают стране сотни и тысячи тенв
сверхплановой продукции в сталинский
фонт победы. ` т

Исключительно трудная, сложная 06
станевка восстановления разрушенного
хозяйства в условиях военного времени
требует больной изобретательности. иня-
циативы. Не зря у нас говорится: «Не
красна голова прической, а красна смет-
кой щшахтерской». Много сделали пред-
ставители нашей интеллигенции. Вееоб-
щим уважением пользуются имена инже-
неров-строителей товарищей Шатилова,
Белинского, Иванова: врачей — Сквот-
цова, Агишева;: учителей— Колот, Бирю-
ковой и ‘многих других подлинных нат-
риотов Родины.

Не отстают от рабочих колхозники и
колхозницы, проявляющие непревзойден-
ные образцы трудового героизма. Среди
них особенно популярны Федор Осетров.
Тимофей Могильный. Ольга  Ромашко.
делом доказавшие ©вою горячую любовь
5 матери-Родине. -

Bes nama необ’ятная страна помо-
тает восстанавливать «Веесотозную кочё-
гарку». Ежедневно в Ворошиловград

подземных работ. Уже

прибывают эшелоны с надписью на ва-
гонах «Москва—Лонбассуз, «Урал—
Донбаесу» ит. д. Заводы Ленинграда и
Свердловска шлют машины; Башкирский
народ прислал эшелоны оборудования,
Центральные области нашей республики
по’ инициативе руководителя  большеви-
ков Украины Никиты Сергеевича Xpy-
щева позаботились о кадрах, о будущих
шахтёрах, Полтавская, Запорожекая,
 Харьковская, Каменец-Похольская. Сум-
ская и другие области прислали свыше
47 тысяч рабочих.
-. Трудящиеся Ворошиловградекой обла-
сти безгранично благодарны великому
руескому народу и всем народам много-
национального Советского Союза за ог-
ромную помощь, которую они оказывают
в деле восстановления Донбасса.

Велик. трудовой нод’ем в быстро воз-
рожлающемся к жизни Донбассе:

‚Как звезды, вновь горят огни,
af Штергрэса.

Бегут вагоны с нашим угольком.

Вернулся в цех опять луганский
слесарь.

Металл Алчевска сволит счет 6
врагом...
‚ Донбасс, Донбасс, любимый край
; ! родимый,

Краса и гордость русских горняков,
Как богатырь. трудом неутомимым
“Ты славишь Родину, народ,

большевиков.

Головщину исторического Постановае-
ния Совнаркома СССР и ЦЕ ВЕП(65) <0
неотложных мерах по восстановлению хо-
зяйства в районах. освобожденных OT -He-

мецкой оккупации», трудящиеся области  .

ветретили немалыми успехами., Пущены
35 основных шахт. Для них заново’ по-
строены 22 копра; Возвёдены 35 над-
шахтных и 54 машинных здания, Дей-
ствует.: несколько сот мелких шахт. Со
дня освобождения. Донбасса горняки об-
ласти дали стране до 6 миллионов тонн
угля. Из них свыше 100 тысяч тонн до-

”быто’ сверх ‘плана.

Быстрыми темпами идет механизация
сейчас на шахтах
хомбината ‘ «Ворошиловградуголь» рабо-.
тают 136 врубовых машин. 390 лебедок,

‚много конвейерных приводов, электро-

свера и других механизмов. Усиливается
откачка воды из затопленных немцами
шахт. На родине стахановского движения,
в городе Ирмино, вошла в строй мощная

„углеобогатительная фабрика. В. этом голу

будут сданы. в эксплоатацию еще 10

крупных угольных предприятий.
Энергетики восстановили первую оче-

резь разрушенных электростанций и вы-

гсоковольтных ‘линий передач. Турбогене-

раторы наших станций вырабатывают уже
до 800 тысяч киловатт-часов в СУТКИ. .
Металлурги пустили 4 мартеновеких пе-
чи. С:алевары Алчевска и Возошиловгра-
ла выпаавили до 7 тысяч тоня стали. Уже
поставлена на сушку доменная печь Ве-
ромиловского и готовится к сдаче домна

Алмазнянского заводов. Проватчики .за-
вода имени Октябрьской революции на-
чали прокатку листового железа.

Восетановленные коксохимиками бата-
реи тают металлургическим предприятиям
десятки тысяч тонн кокса.

- Мапгивостроители . возрождают  завот
пузни Октябрьской . революция. Уже дей-
ствует рят иРхов. обрабатывеющтих детали
лая парозозов. Близок лень. когха из во-
рот, этого гиганта выйдут на линию новые
мепнные локомотивы. НЯ

Значительных тепехев добился коллек-
тив: беверо- Донецкой железной дороги В
восстановлении своего хозяйства. За вре-
мя после освобожления дороги: восставов-
лено 2.061 километр главных путей, 865
километров станционных путей. 217 путе-
вых булок. 184 ‘путевых казарм и полу-
Ка?омм. 490 маетов,

На лороге по инициативе старшего  ма-
шиниста паровоза Иванова везникло лву-
женяе за возтение тязеловееных поезтов
на повыйтенной скорости. Масковое вежде-
ние тяжеловесных поРзтов на повышенной
скорости только за июль В август месяцы
хало вазчажность перевезти сверх весовой
вормы 218.865 тонн груза. Чо почину ве-
совитика Вяловой началась борьба ва ис-
пользование полной загрузки платформ
углем. Железнодорожники Воротиловграт-
ской области из месяна в месяц увеличи-
вают погрузку угля, За 7 месяцев 1944
года погоужено 3.900 тысяч тонн. Шту-
катур Иващенко  ловел произведитель-
ность труда до 2.000 процентов и обу-
чил своему опыту многих строителей. .

Завол имени Пархоменко снабжает
угельную поомыталенность горным обору-
леванием, На полную ловоенную мощность
пущены заволы имени Якубовекого и име-
ни Рудь. Восстановлены. заводы имени
Буденного, «Двадцать лет Октября» и

Обсуждено и единодушно
лов, предириятий, колхозников,
лигенции, студентов

ласти. Письмо — подписали

многие другие предприятия

значения. Эмалированную посуду завода
встретить не
только на Украине, но и в горном ауле
Кавказа, в кибитке киргиза и-в кварти-
ре. уральского рабочего. Свою продук-
цию стране дают 36 заводов, у
т-
высокопрочного

им. Артема снова можно

вающих строительные
строен мощный завод
гипса.

материалы.

Рабочие солового завола имени Ленина
уже дают Родине ежесуточно 230 товн с0-
ды, химики Рубежной, стекольщики Тиси-
чанска. Попасной, трулящиеся 265 пред-
приятий легкой и местной промышленное-
ти отправили фронту продукции на 46,8

миллиона рублей.

Города, пострадавшие от бомбежек и ар-
вновь обретают
культурный вил. Их восстанавливает все
Ворошиловград—ро-
дина славных большевиков Ворошилова
и Пархоменко — будет еще лучше, еще

тиллерийских обстрелов,

население области.

благоустроеннее, чем был до войны.

Область успешно возрожлает Культуру,
восстанавливает разграолеяные

ских клубов, 5 театров, до 100 кинотеат-
ров.
`В действующих ныне 1.017 школах 06
ласти обучаются 190 тысяч детей. Вновь
открытые 4 высших учебных завеления и
техникумы готовят тысячи учителей, агро-
номов. врачей. металлургов. химиков,
‘строителей. В 21 ремесленном училище 9
50 школах ФЗО обучается 18.538 юношей
и девушек.

_ Дети — наша радость, наша належда. 0
них заботитсл-весь народ. В нашей облас-
ти заново созлана широкая сеть детских
домов и приемников. детских садов и я6-
лей. Детям фронтовиков, павигих в боях за
Родину, созданы все условия ax TOTO,
зтобы они нидогда не чуветвовали себя
сиротами. я

По-сталински заботясь 06 улучшении
быта ‘трудящихся, коллективы заводов,
шахт, колхозов и совхозов восстановили
25 тысяч домов и общежитий, до 700
столовых. свыше тысячи бань и т. д.

Возрождаетея сельское хозяйство. 5&
тод восстановлено 996 колхозов и 112
севхозов. Они лобились в текущем году
хорошего урожая, что позволит обеспе-
чить хлебом население наших сел, го-
редев и промышленных поселков. Много
хлеба булет передано, для нужд Врасной
Армии. Небывалый урожай овощей пол-
ноетью удовлетворит потребность трудя-
щихся области.

Немецкие оклуцанты хищнически уни-
чтожили скот. Есть села, где они не оста-
BRAN: HH одной летали, ни одной коровы,

1 ни одной овцы. С помощью государства

колхозы добились огромного прироста
поголовья. План развития живетноволетва
перевыполнен. За год ноголовье крупного
рогатого екота увеличилоеь на 45.104 го-
JOB, свиней — на 13.050, птицы — на
354.700 штук. ©

Огромную помошь в деле восстановле-
ния промышленности и сельского хозяй-
ства А оказывают женщины и На-
ша советская молодежь. Своими трудевы-
мй подвигами они возрождают былую
мощь и славу родного края.

Прошедший год был плодотворным го-
дом. С гордостью. мы оглядываемся назад
и говорим: «Сделано много, но еще `боль-
ше дела впереди». Партия большевиков
и Вы. дорогой Изсиф Виссарионович,
учитё никогла не успокаиваться на да-
стигнутом. Время не ждет. Отетавать мы
не вправе, От нас ждут больше угля, боль-
we кокса, больше - металла для- победы.
Этого требует Родина, фронт.

Развертывая еще шире социалистиче-
ское соревнование. подымая- еще выше
преязводительноеть труда. мы с новыми
силами беремел за дальнейшее  восста-
повление промышлечноети и сельского
хозяйства области. Клянемся Bam,
товарищ Сталин. ничего He пожалеть для
полного возрождения родного Донбасса.
Этому великому, почетному делу мы от-
дадим вее свои силы. уменье и опыт.

С нами вся страна С нами весь народ,
Hac велет мудрая партия большевиков
и вдохновитель побед, радость наша,
солнце наше— тот, о Хом с любовью поют
шахтеры:

- Bo всем, что добыли мы в жарких

боях,
Во всем, чем согреты родные края,
Горит негасимая мудресть твоя,
Й воля твоя. и сила твоя,
Ты — партии слава, Ты Ленина брат.

Ты — гордое наламя гвардейских
сердец.
Ты — Родины самый бесстрашный

солдат,

Донбасса ролимого друг и отец,

принятое ‘на собраниях рабочих шахт,
служащих * учреждений,

заво-
советской интел-

высших Учебных завелений ВорошиловграДекой” об-

617.138 человек.

Крупное достижение советской горной техники

ПРЕДОКТЯБРЬСКОЕ
СОРЕВНОВАНИЕ _
СТРОИТЕЛЕЙ

КИЕВ, 11 сентября. (ТАСС). Среди
строителей Крешатика шарится соревно-
вавие за достойную встречу 27-й годовщивы
Октября и первой годовщины освобождения
Киева от немецко-фашистских захзатчиков.
Строители решили закончить к всенародно-
му празлнику соотужение коллектора, ас-
фальтирование тротуаров и посадку де-
ревьев.

Крещатик начал одеваться в асфальт. В
первую очередь асфальтируется четная <то-
рона. На нечетной стороне магистрали за-
кончен взрыв остатков домоз, разрушенных
и сожженных немцами.

ПерЗеяство в соревновании трудящихся
Киева на восстановлении Крешатика  заво-
евал Ленансвкий район, который полностью
выполнил августовское задание го стреи-
тельству коллектора. Отмечена также ра-
бота Октябрьского и Сталинского районов.

ЧЕЛЯБИНСК, 11 сентября. (ТАСС). Че-
лябанская контора треста «Шахтспенстрой»
впервые в Союзе на шахте № 45 Камы:
шинская произвела проходку шахтного стзо-
Лз мехачизированвым способом — буречием.
Ствол диаметром в. 5 метров ‘пройден на
глубину в 103. метра.

Обычно шахтные стволы разрабатывают-
ся вручную, проходчики работают под
землей. При новом <пособе, предложением
инжевером Г. И. Маньковским, ‘ствол бу-
рится непосредственно с поверхности зем-
ли. Для бурения яспользуется оборулова-
зие; применяемое при прохолке нефтяных
скважин. К нему’ прилелан особый ‘ивстру-
мент. Весь процесс работы механизирован.

Этот сгособ ликвидируя подземный труд
проходчиков, почти вдвое ускоряет проход-
ку. Например, ва шахте № 45 Камышая-
ская за месяц прохолили: 11,75 погонного
метра; в то время “Kak Ha других шахтах
того же района при тех. же геологических

Мехакизировачная проходка шахтных стволов

условиях проходка не превышала 6—7 мет-
ров. ;

Бурением легко преодолеваются трудно-
прохолимые пви ручном способе плывуны.
Место проходчика с грамитивзым ручаым
анструментом ‘занял квалифицировавный
рабочий бурщик, который - управляет с
поверхнаста зёмли сложным агрегатом, ра-
батающим по принципу непрерывного пото-
ка. Число занятых ‘рабочих и расходы со-
крашаются вдзое.

Механизированная  проходка стволов
позволит в кратчайший срох освоить бога-
тые угольные месторождения, которые бы-
ли малодоступны из-за трудных `гидрогео-
логических условий, i

В нынешнем году коллектив «Шахтспец-
строя» заковчит бурением проходку еше
трех стволов диаметром в 5 метров: двух —
за шахтах Урала и олвого — на ёкичекой
шахте в Подмосковье, ^

СОБРАНИЕ
АРХИТЕКТОРОВ
ЛЕНИНГРАДА

ЛЕНИНГРАД, 11 сентября. (ТАСС). Со-
стоялось пеовое за время’войвы собрание
‘архитекторов. Главный архитектор города
тов. Барэнов слелал доклал о работе в дни
Отечественной войкы и з2дачах в’ восста-
вовлениа города.

В самое тяжелое время блокады архитек-
торы не прекрашали свосй работы. Они ру:
ководили строительством оборонительных
сооружений, занимзлись  маскировочными
работами. Уже з 1942 голу разребатывалея
план восставовления „Ленинграда. Был про-
велен рял конкурсов. Сейчас го проектам
леначгращеких архитекторов. производится
реконструкция Суворовского проспекта, -ве-
дутся работы у Финляндского вокзала, на
Васильевском острове, делается новый в езд
на Большой Охтенский мот ит д. В раз-
рушенных немцами пригородах Пушкине,

Павловске, Петродворце, Гатчины: расчи-
щены парки. =

вторник. № 217 (1784)

12 сентября. 1944 г.,

операнит черноморсиих MONOD .

бли и  ло уничтожено 4“склада, 2 орухия

сотозного   968

музеи,
клубы я библиотеки. Возвращены К жизни
36 клубов и дворцов культуры. 470 сель-

“За последние три недели кора
десантные части Черноморского

этих операциях морские силы

бардировочной,
тельной авиации.

ям, черноморцы разработали
схему совместных действий.
схеме авиация флота должна
сированными ударами по
портам противника уничтожить или вы-
вести из строя 0б’екты, которые могли
бы в той или иной степени помешать
действиям кораблей и десантных частей,

Тшательно готовясь к выполнению
поставленных задач, авиационные  шта-
бы согласовали с моряками действия
частей как по времени, так и по месту,
организовали надежную связь с кораб-
лями, наладили постоянный обмен ин-
формацией об обстановке на. у театре.

& началу операции по освобождению
портов и баз западной части Черного
моря. от немецких захватчиков обстанов-
ка на театре была довольно сложной.
Противник имел здесь сильную оборону.
Перед войсками 3-го Украинского фрон-
та, например, было сосредофочено до 20
дивизий. Флот противника, базирующий-
ся на порты Румынии и Болгарии, имел
zo. 600 / плавединиц. ‘Норты и ба-
зы прикрывались значительным коли-
чеством авиации и зенитной  артилле-
рии. В относительно хорошем состоянии
находились и коммуникации’ противника.
Особенно интенсивное движение было
по реке Дунай. :

Учитывая обстановку,
флота поставило перед авиационными
частями задачу, во-первых, нарушить
коммуникации противника и весь пери-
ох ‘операции держать их под угрозой,
во-вторых, разрушить важнейшие › пор-
товые об’екты и, в-третьих, прикрыть ©
‚ воздуха наши корабли и морскую пехо-
ту. При этом по этапам указывалась
последовательность действий. Особенно
подчеркивалась необходимость ведения
непрерывной ‘разведки на важнейших
. направлениях.

Для того, чтобы успешно выполнить
приказ командования флотом, авиацион-
ные штабы разработали план боевого
использования воздушных сил, распре-
делили их в соответствии с. требования-
ми каждого этапа операции, ‹ провели. в
соединениях и частях  оперативно-так-
тические игры и летно-тактичеекие, уче-
ния. В началу операции каждый коман-
дир части-и начальник штаба знали не

По

x

командование

флота

провели несколько важных операций По
обождению от немецких захватчиков
крупных. приморских городов и портов
в западной части Черного моря. Во всех
активно
поддерживались © воздуха частями бом-
штурмовой и иетреби-

Готовясь к наступательным операци-
стройную
этой
была Мас-
кораблях И

разрушены некоторые портовые ob’ ext

Таким образом, эти удары ne только
отвлекали. внимание противника от (}- /
лины, но и в значительной степени Tt
дорвали обороноспособность порта Кон
станца. Однако, чтобы не показать и не
этом этапе главного направления нашего
удара, авиационное командование в эту
же день снова организовало налет шту -
мовиков на порт Сулина. Это было тоу 7
более необходимо, что, по. данным раз
ведки, противник сосредоточил здыь
значительную группу кораблей, которая
могла быть использована как для пере
броски подкреплений и техники, так п
непосредственно, для боя против наших
кораблей, В результате удара штурмов.
ков в порту Сулина было уничтожен
две баржи, торпедный катер, серьезно
повреждены транспорт, пловучая батареи,
несколько портовых зданий. В воздуп-
ном. бою летчики Петренко и Ато
обили «Фокке-Вульф-190». :

Так, охватывая значительный район,
авиация Черноморского флота заставила
противника все время быть в напря
ний, метаться в поисках направления
главного удара. Лытаясь защищать порт
Сулина, военное командование против-
ника оголило Конетанцу. Этим немедленно
воспользовались наши летчики, В тот xe
второй день операции, в то время, когда
немцы перебрасывали свои самолеты при-
крытия для защиты Сулины, две группы
бомбардировщиков подполковника №уса-
това атаковали плавсредства в порту
Констанца. Одна из них — обеслечиваю- =.
щая,— сбросив дымовые бомбы, ослепила ~
всю южную группировку артиллерии про+
тивника, вторая— наносила удары. Copo-
шенные второй группой наших самолетов
бомбы вызвали в порту ряд пожаров, по-
вредили большой транспорт водоизмеще-
‚нием 6 500 тонн,

Вместе с ‘лневными активное участи
в операции против кораблей, баз, портоз
и других военных об’ектов противник
приняли ночные  ‘бомбардирбвщики.

На третий день операции ‘авиация Чер-
номорекого флота еще более расширил
район своих действий. Она атаковывала
корабли и транспорты и на подходах
Констанце бомбила мониторы в поту
Вилков, уничтожала плавсредства в 1].
ту Сулина, охотилась за мониторами про
тивника в Килийском.  Болградеком 1
Очаковском гирлах. При этом один из м0-
виторов был потоплен. Наши истребите-
ли сопровождения вели бои с <Фокке-
Вульфами» и два из них сбили. Пикиров-
щики и штурмовики в это же время про-
должали наносить удары ло плаверед-
ствам и портовым об’ектам. В частности,
в порту Сулина штурмовики потопил
катер, повредили баржу, уничтожили дв

только’ поставленные задачи, но и с кем
и нак они будут осуществлять взаимо-
действие.

Как во всякой операции по ‘захвату
6 моря портов и баз, необходимо было
прежде всего заставить противника pac-
ызить свои силы, не дать ему возмож-
HOCTH определить главное направление
удара. Поэтому одновременно © наступ-
лением войск 3-го Украинского фронта
летчики Черноморского флота начали
активные действия сразу ча широком
участке западного побережья Черного
моря. Они взяли под бдительное наблю-
дение все основные коммуникации про-
тивника, уничтожали боевые корабли.
плавередетва и военные об’екты в портах
и базах, наносили удары по береговой
артиллерии, прикрывавшей подступы к
районам, намеченным, лля высадки де-

батареи. пять ‘пулеметных ‘точек и пода —
вили огонь четырех батарей зенитной ар-
тиллерий, ‘

Нелрерывными ударами mo плаветед-
ствам и береговым об’ектам летчики фло- \.
та расчищали дорогу чефноморским, ко-
раблям к портам и базам противника. В.
результате этих удазмв сопротивление
противника было в немалой степени 05-
лаблено,

Особенно удачно нрохелили совместные
действия авиации с кораблями и морской
пехотой во время операции по овладению
Аккерманом. Штурмовики под прикры-
тием истребителей действовали над райз-
ном непрерывно. Они помогали морских
пехотинцам высадиться на бёрег и. 016ро-
сить противника Ha запад. Эта операция
и началась внезапным налетом штурмови-
ков. атаковавших береговые укрепления,

санта и подхода кораблей.

Ранним августовским утром в воздух
полнялись штурмовики майора Трушина.
Их прикрывали истребители Героя Co-
ветского Союза гвардии подполковника
Алексеева. `Последовательными атаками
штурмовики уничтожили плавсредства
и боевые корабли в порту Сулина. Про-
тивниЕк оказывал ожесточенное ’сопротив-
ление. Его зенитный огонь был очень
няотным. но группы, ведомые ‘капитана-
ми Давыдовым и Романовым, ‘сумели
прорваться к цели и за. первый налет
уничтожить 4 баржи и буксир. В пол-
день летчики наносили удары по берего-
вым укреплениям и локационным уста-
новкам, прикрывавшим порт. Удар был
настолько‘ точен, что поеле первой ата-
ки здание локационной станции было
совершенно разрушено, одна из берего-
вых батарей выведена из строя.

Противник перебросил к порту Сули-
на новые ередетва для усиления оборо-
ны. Однако наши летчики продолжали
наращивать мощность ударов. Третья
атака быль проведена ¢ целью вы-
вести из строя боевые корабли, которые
могли бы оказать сопротивление нашим
судам. Четыре группы самолетов после.
довательно атаковали миноносцы и бар-
жи, стоявшие в порту; Прямыми  пона-
даниями бомб они были частью потопле-
ны, частью выведены из строя.

На второй день операции в бой были
ввелены и тяжелые самолеты. Действо-
вали они, как правило,‘ массированными
группами, 0б’ектом удара был уже порт
Еонстанца. Десять групн пикиоовшиков
подполковника = Корзунова прорвались
сквозь завесу огня занитной артиллерии
отбросили барражировавшие истребители
гротивника и точно выполнили ево за-
дачу. Возглавлявшие олну из групи
майор Кирьянов и его штурман Салата
безошибочно вывели ПИКИровщЩики Ha
цель. После отхода самолотов летчики
еще долго наблюдали огромные клубы
дыма и пламени горевиих аефтепрово-
дов и нефтескладов. Велел за первой
повел свою группу  майов Цецерин. Он
атаковал корабли, стоявшие в порту. В

результате бомбоудара 18
} плаве:
были потоплены и около а

вреждены.  Вроме того.

КОЛХОЗНИКИ АЗЕРБ

weg: РАССЧИТЫВАЮТСЯ
а сентября. (ТАСС). 17
Ады завершили mee aoe
ee eee ae Сельхозартели Кази-
fe омедского, Лерикского и Евлахского
ранснов сверх годового задония доставила

20 — по-
на берегу бы-

Боубами и пулеметно-пушечным огнем ях

довольно быстро удалось подавить бере-
говую оборону. Наш десант благополучно
высадилея на побережье. Поддерживая де-
сантников, штурмовики продолжали нано
сить удары по живой силе и технике IIpl-
тивника, расширяя файон действий и
уреза моря вглубь территории. Летчики
показали в`этой операции пример пра-
вильной оценки фактора времени. Они 0-
вершали по нескольку боевых вылети
в день для того, чтобы ни на одну >:
нуту не оставить десантников без пох
держки. Только летчики капитана Шах:
рева уничтожили два орудия, двалцаь
повозок. © войсками и грузами, р23р-
шили несколько блиндажей и уничтоя!
ли много солдат и офицеров противним,

Используя эффективную ‚поддержку 4

воздуха, наши десантные части смело пи
вперед и. быстро отбросив противника и
района Жибрианы, вышли на косу Ку
дукокого озера. Вотупившие в бой бро
катера, прикрываемые с воздуха, помог
частям, действовавшим на суше, отрейю
противнику пути отхода. 0б эффективно
ти действия авиации говорит хотя бы 1
кой пример: только в Очаковском гирь
ппикрывая катера и сухопутные чат,
наша авиация уничтожила около сии
автомапин и повозок противника,
сколько огневых точек и до 250 солдат
офицеров. ;

После того, ках части мотекой пехих
заняли Жибрианы, Кордоя. Волчок, №
ни и Вилков. а затем и Аккерман. бот
дировщики м штурмовики снова обнозии
внимание уделяли уничтожению 12%
гоелств и боевых кораблей противника }
-улине, Констанце, Враилове и ии
пунктах запалной части Черного хо;
Действуя на пироком фронте, черном»
ская авиация отвлекла на собл значителе
ные силы противника. наносила ему №
езные потери и смогла успелино вып?
нить финальную ‘часть всей операций -
надежно прикрыла корабли и racantit
части. овлалевшие городом и пом
Тульча. военно-морской базой Сулииь
важнейшим портом на Черном мор -

онстанцей, служившей в течение т
тет основной базой военно-морского фа
немецко-фашистских захватчиков,

Майор Н, СОКОЛОВ,

АЙДЖАНА ДОСРОЧНО

ЗА РАБОТЫ С МТС

НМ обозами 18 тысяч пудов 3
олхоз им, Азизбекова, Шамхорского рай
на, внес авансом в счет натуроплаты 32

nee в будущем году 4 тысячи пул